Архивы X-Ocean. Искусство полетов Термики-неведимки
Piton
Гость
24 Мар 2001
Термики-неведимки
Динамические полёты надоели просто до поноса, хочется наверх аж зубы ломит но.... чего то не хватает. Может кто нибудь поделится опытом как всё таки отыскать эти термики - неведимки. Может у кого нибудь есть универсальная примета, какой нибудь штрих (совсем незаметный), или 100 % наблюдение где они могут гарантированно возникнуть. Как лучше обкручивать, чего надо нюхать и куды глазеть (как вещал один крайне грамотный летун, термики даже пахнуть по другому). Блин, интересует буквально каждая мелочь. Не жлобствуйте, поделитесь кто чем может. Зима у нас почти кончилась, и уже пару выходных от склона идёт какое-то тепло (может и мелкие пузыри) так что к началу по настоящему лётного сезона хотелось бы быть во всеоружии.<P>
Whiskey
Гость
05 Апр 2001
Один вопрос
А где это вы находитесь, на какой такой горке?<BR>Что касается термиков. Тех самых маленьких фишек, по которым определяется наличие термической активности существует великое множество, и перечень их занял бы немало места. Вообще-то есть много хороших книг, посвещенных этой теме, бывают даже с фотографиями облаков и отличными иллюстрациями. Книжку проще читать, чем конференцию, тем более что в последней встречаются порой такие перлы... <BR>Мое личное мнение такое: чем больше летаешь, тем лучше; в один прекрасный момент забудешь все, о чем знал, и выкрутишь и полетишь на маршрут. Главное не получить информацию, а уметь ее анализировать. Еще лучше, когда есть рядом опытный человек, который может указать ошибки, на которых, как известно, мы и учимся.
Piton
Гость
05 Апр 2001
???
Спасибо большое за мудрость но хотелось бы выяснить следующее:<BR>Склон около 70 м. высоты,протяжённость около 2-3 км., ветер 4-7 ( у нас других и не бывает), время после 11 по МСК. Ветер в харю, я фигарю.<BR>Купол потрясывает постоянно, кучёвки как конь наё..делал, циклического ветра хошь лопатой греби это картина прошлого лета и каждого полёта. Но тем не менее ни разу ни удалось. Хотя понимаю что дело было скорее во мне. Теперь о чайках и прочей живности. Крутят очень мало, в основном стоят на месте и так лезут на верх. В смысле если склон почти вертикальный то и динамический поток почти вертикален. Чайки просто подскладывают крылья когда их выносит из потока, а вернувшись опять просто балдеют. Хотя мелких ястребков и чаек иногда заносит метров на 200-300. Я пробовал крутить восьмёрки в тех местах где потпирает вверх особенно сильно. Результат - лишних метров 10-15 и дальше, точнее выше, начинает сносить так как ветер наверху усиливается. И ещё, в тех местах где подпирает сильнее, там обычно и колбасит сильнее. Нередки внезапные плевки метров на 15-20 вверх с последующим "зависанием" на месте. Таких вот потоков достаточно много и обычно они немного узкие (если судить по склону метров 50 протяжённостью)<BR>Кстати прёт вверх и колбасит всегда в одних и тех же местах. <BR>Это практически фотография каждого летнего полёта на берегу реки. Если летаем в маленькой Швецарии при ветре с полей то там всё гораздо ровней, но склоны пониже (50-70 м.) зато ширее, если взять всю гряду то км 5-7 наберётся.<BR>Я подчерпнул следующее:- летать после часу, небоятся снестись за склон (при соответствующей высоте), восьмёрки крутить поуже, и блин, выписать кого нибудь умного из столицы на недельку на полёты. ( Мишаня Хаббл,Санечка Windover №2....АУУ) Пиво и радушная встреча с меня. Рыбалку необещаю, так как опять времени не хватит после всего выпитого и съеденного.
thepilot
Гость
09 Апр 2001
насчет отсутствия термиков у воды - не согласен..
У нас на основных стартах ширина реки достигает 500-800 м (из-за плотины). И это вовсе не повод для полного отсутствия потоков. Набираем там по полной. В частности, вчера у нас там имел место набор 1000 м с уходом километров на 20. Конечно, мелкие пузыри над водой тухнут. А как насчет серьезных потоков, особенно, когда идет хорошее кучевое облако? Они этот водный барьер легко преодолевают. Более того, разница температур тоже делает свое дело.<BR>Так что потоков не бывает только в морском бризе.<BR>
thepilot
Гость
10 Апр 2001
И все-таки..
>>Так что потоков не бывает только в морском бризе.<P>>Прошлой осенью в Олуденизе все имели счастье <BR>>повисеть над бухтой, причем ветер дул <BR>>с моря. <P>Скорее всего вы зацепили что-то с материка или просто в динамике висели. С моря потоков быть не может по известным причинам.<P>
Piton
Гость
10 Апр 2001
Термики над водой есть.
Это не голословно. Всё прошлое лето наблюдал в одном и том же месте так называемые улицы облаков при ветре с воды. Там ширина реки километров 6-7. Чем сильнее ветер тем чаще облака. Ветер упирается в береговой крутояр над небольшим заливчиком. Но туда фиг попадёшь, рядом нет подходящего старта. <BR>Теперь о городских полётах, там где мы чаще всего фулиганим по мелкому. Ширина реки в этом месте небольшая, максимум км 4-5. После воды идёт небольшой участок песка (от 15 до 150 метров в зависимости от уровня реки) и потом непосредственно сам склон, тоже песчянный. Как видите участок прогрева достаточно узкий но при стандартном ветре (у нас это 4-7 м/с) песчанно - пылевой столб от склона уходит дааалеко вверх. А если на склоне протоптана тропинка - желобок, то там вообще как в аэродинамической трубе. Такие тропинки обычно заканчиваются на верху небольшим барханом из песка. Но при таких мощных восходящих потоках облаков почему-то не образовываются. Немного ниже по течению при схожих условиях берега и реки (река немного шире и склон покруче) пожайлуста, улица облаков.<BR>А вообще самое обидное, это когда ты в воздухе висишь в неплохом динамике и на тебя прёт нехилая кучёвка и ты мысленно начинаешь млеть от предвкушения набора высоты, но облако подходит и ветер почему-то кончается (закон подлости) и у тебя начинается борьба за то что-бы остатся в воздухе. А иногда и вообще наступает полный штиль минут на 10-15, и ты вынужден садится и тоскливо смотреть, как над тобой словно издеваясь, проходит кучевое облако медленно и тихо. Но вот как только облачко прошло, блин, словно какой-то козёл включает рубильник ветродуя будто издеваясь над тобой. Короче сплошные нервы... Хоть молоко пей перед полётами.<BR>
Piton
Гость
11 Апр 2001
Там рыбы нет..
Если уходить дальше от склона, в сторону облака, то метров через 150-200 начинается большая вода. Вдруг чёй то не срастётся и ты как кур во щи в воду, хрясь, по саму маковку. А изображать из себя карася пойманного не сетку нехочется. И потом если там так сосёт то рано или поздно сосать должно и на старте. Если в ентот момент сигануть со склона то по логике вещей тебя неминуемо накроет этим термиком и засосёт в верх, что в принципе и было нужно. Но..... как всегда есть но. Нифиля не сосёт. Хоть тресни. Ни перед, ни за склоном ни где. А вот головушку задерёшь, вверху газеты,бычки и прочая тряхомудь бултыхается хоть бы хны. Скорее всего вывод такой:- Либо термик очень слаб для нормальных пацанов,либо надо шить купол с офигенными размерами. Или как говорил великий В.И.Ленин "Учится,учится и ещё раз учится"<BR>Я вот чё придумал.<BR>Жду когда термик пройдёт,ветер опять включится, я набираю в динамике высоту и по ветру ухожу вдогонку за этим потоком. Если сработать оперативно вроде должен догнать. А что бы знать куды ломится пометить термик ораньжевым химдымом. Вот тоды этот гад никуда не скроется. Или я в него всётаки попаду или брошусь с самолёта.
Piton
Гость
11 Апр 2001
Завязнуть в пузыре...
... это как ? В момент небольшого подъёма начать крутить плоскую спираль, или затянуть клеванты по само...небалуй и в такой вот раскоряке барражировать дальше? Или начать отходить от склона? Требую, как говорится, сатисфакции!!! <BR>Приборчика к сожалению - ёхтым, но надеюсь в скорости преобрести путём изготовления последнего на приборостроительном заводе, но это совсем другая песня.<BR>Хотелось бы так же более подробно понять следующий момент:-<BR>Если высота и зона подъема позволяют завернуть спираль - крути<BR>С какой высоты над склоном можно начинать крутить спираль ? И кстати какая спираль лучше правая или левая ( в смысле если летишь вправо по ветру куда желательно заворачивать).<BR>
thepilot
Гость
12 Апр 2001
И такое бывает
Такие вещи обычно происходят на небольшой высоте, и болтанка при входе в пузырь - штука неизбежная, особенно если ветерочек свежий. <BR>По мере своего подъема пузыри имеют свойство собираться до кучи, образуя тот самый термик. То, о чем ты говоришь, это и есть срыв пузыря с земли. За счет его внутренней неупорядоченности и возникает турбулентность, в котороц тебя трясет. Однако по мере набора болтанка, как правило, устаканивается за счет событий, описанных выше.<BR>Хотя бывают и исключения. Меня как-то заколбасило на высоте выше 1000 м так, что малость потемнело в глазах.<BR>На купол я глянул только один раз и решил больше так не делать, ибо стало страшно, глядя на то, что с ним творилось
ALIEN
Гость
19 Апр 2001
1000м
Из своего опыта горных полетов.<BR>У нас истинная высота старта 1100м полеты обычно роходят до 2200.Там болтать может на любой высоте,например высота 500м над склоном(истинная1700)<BR>задергало до тошноты каждые 5-ть минут сложения от1/3<BR>до половины,чуть успокоилось делаю уши (вниз хоцца)<BR>куда там подъем +1.5 вобшем кое как снизился на 200м<BR>любопытное явление лечу прямо пробиваю друг за другом 3-и термика а облако наверху одно,это скорее всего и был один термик с несколькими ядрами.<BR>Вобшем летать в горах интересно (для любителей адреналина)но сложно сказывается разряженность.
merlin
Гость
02 Апр 2002
Когда трясет на высоте...
Прошлым сентябрем в Олодунизе после старта с 1670м и снижении ло 1300 -1200 м над у.м. шел минут 20 в нолях в сторону моря и трясло мелко так, будто на велосипеде по хреновой мостовой.<BR>По визуальным наблюдениям полет проходил в слое инверсии, а точнее в слое распада облаков, т.к. дело было к вечеру.
Wingover
Гость
05 Апр 2001
Термики
<span class="SMALL4">изменено автором 05-Apr-01 в 04:34 PM (MSK)</span><br>Ну на самом деле не все так печально. При отсутствии лебедки нужна горка метров 40-50 минимум. Я сказал горка а не овраг и не яма. Горка это значит возвышенность. Причем неплохо бы, чтобы динамик позволял набирать до 60-70м над стартом. Ну и без вариометра (прибора в простонародье)тебе не обойтись. Теперь ждем солнечного дня с ветром 4-7 м/с. Термическая активность оживает к 11.00. Потом следует небольшое затишье. К часу двум вероятнее всего что-то может появится. Имеет смысл обратить внимание на (признак (1)) чайка или другая птица описывая круги набирает 150-200-300м по спирали ленясь при этом махать крыльями. (2) Метров 150 впереди от склона по воздуху на высоте тащит крупный мусор, листву. (3) По земле на открытой местности ходят микро смерчи. (4) В штиль, или почти в штиль смотри на листики и бабочек, они не умеют взлетать сами со скоростью 1.5 м/с. (5) Обильные кучевые облака плывущие по небу. (6) Циклически затихающий и усиливающийся ветер. Это гдето рядом сходят пузыри.<P>Итак стартуем. Пытаемся вылезти на максимальную высоту в динамике. И при этом продолжаем следить за выше названными приметами. Обычно перед подходом термика, динамик начинает хуже держать. В воздухе иногда начинает потряхивать. Если видим что птицы крутят перед склоном, имеет смысл попробовать туда пройти. Крыло дернулось, вероятно его отбросило чуть назад. Причем это по дороге от склона. Вот сдесь внимательно!!! Я не знаю сколь хорошо ты летаешь. Попробуй сначала сделать восьмерку если ты на уровне склона или чуть выше. Если же явно выше, притормози крыло и выполни разворот. Следи за высотой. Спираль нужно протягивать в ту сторону где больше поднимает, тебя будет все время слегка сносить из потока. Если ты выбрался более чем на 100м, ты точно в термике. И обрати внимание вообще болтаясь в динамике. Если при слабом ветре подозрительно хорошо и высоко держит. Попробуй поработать спиралью и снестись за склон. Да блин помни про ротора!!! Если за спиной противоположный контр склон (тобишь ты летаешь не со ступеньки а именно с горки),сдуватся за гребень можно только при высоте 100м+ при 50м горке. Вообще термические полеты подразумевают знание аэрологии. Иначе они опасны.<BR>А вообще все просто, добавь к пилотированию ощущение воздуха и ты улетишь. Смотри на небо, смотри на волны бегущие по траве от ветра, на листву летящую по ветру, научись понимать и видеть как живет воздух.<BR>Wingover (Виталий)<P>Wingover (Виталий)
Avari
Гость
09 Апр 2001
Термиков с воды дождаться трудно
>практически фотография каждого летнего полёта на <BR>>берегу реки.<BR>Дело в том, что с водной поверхности термиков или не бывает, или почти не бывает... не дождешься, в общем. Из моего небольшого опыта - бриз над морем дает замечательный, идеально ровный динамик, как по рельсам идешь... То есть ни одного пузыря снизу не прилетало <BR>Так что если у вас там недалеко до достаточно широкой реки (а я понял так) - поймать термик будет сложно. Опять-таки как я понял - река у тебя перекрывает как раз то место, с которого должен срываться самый перспективный термик.<BR>> Если летаем в маленькой <BR>>Швецарии при ветре с полей то <BR>>там всё гораздо ровней, но склоны <BR>>пониже (50-70 м.) зато ширее, если <BR>>взять всю гряду то км 5-7 <BR>Вот здесь можно. Поля, по идее, хорошо прогреваются... хотя возможны варианты, в том числе совершенно для меня загадочные Но 50 м как-то маловато... ровного потока, по теории, не будет, пузыри. Тяжело работать.<P>2:465/153@Fidonet
@lex
Гость
09 Апр 2001
Странно
>Так что потоков не бывает только в морском бризе.<P>Прошлой осенью в Олуденизе все имели счастье повисеть над бухтой, причем ветер дул с моря.<P><BR><i>искренне, александр михайлов</i>
Gaudi
Гость
10 Апр 2001
Если быть точнее...
то в определенной ситуации над крупными водоемами (сюда попадают океаны, моря и даже крупные озера) могут возникать восходящие потоки. Вода медленно остывает, поэтому если найдет холодный воздух с севера, он начнет потихоньку прогреваться над водой и потоки получатся широкие, но слабые. Хватит ли, чтобы полетать - не знаю. Явление это можно пронаблюдать осенью и зимой, когда вода еще не замерзла, а воздух уже ее холоднее. Рассказано про это у Жукарина, даже тема отдельная "Водоемы - источники восходящих потоков". Там еще есть про болота...
d_i_m
Гость
11 Апр 2001
Про термики
Дык вот то-то и оно. Облако подходит, а поскольку оно сосет воздух под себя то ветер стихает. И если облако перебивает ветер в 4-7 метров в секунду - то и поток там - минимум троечка. Почувствовал что стихает - рви вперед, там поток. Будешь скрестись в динамике - и поток не обработаешь и просыпешься. Лети вперед, не бойся, по ветру возвращаться быстро.
Wingover
Гость
11 Апр 2001
Ловля термиков
<span class="SMALL4">изменено автором 11-Apr-01 в 01:35 PM (MSK)</span><br>Сударь вы не волнуйтесь так. А то термик вас учует и нисходняком прикинется. А если по серьезному. Ты крыло тормозишь при ослаблении погоды? (только не до заднего свала конечно) Второе, есть ли у тебя прибор.<BR>Цеплять поток с низу дело не прстое. И еще. Область подъема не смотря на масштабность явившегося тебе комулюса может быть(и вероятнее всего будет) очень узкой. И в нее надо ухитрится вписать плоскую спираль не допуская больших кренов.<BR>А насчет рыбы. Жора вы жарьте рыба будет.<BR>(Шутка, над водой не суйся, так проживеш дольше(КирГудуп БумБарбея))<BR>Wingover (Виталий)<P>
thepilot
Гость
11 Апр 2001
Завязнуть же, а не убиться в нем :)
>... это как ? В момент небольшого <BR>>подъёма начать крутить плоскую спираль, или <BR>>затянуть клеванты по само...небалуй и в <P>Ну зачем по самое?? Притормози аппарат, повторяю, притормози, а не загоняй его в режим парашютирования или свала. Не дай ему быстро проскочить поток. Потом рыскаешь в нем, пытаешься найти его центр.Это не раскорячка, это охота за термиком. Се ля ви <P>Екзампл:<BR>Тебя дернуло вверх, но при этом ты чувствуешь, что правую часть крыла тянет сильнее, чем левую. Значит, надо лезть вправо. И так далее.. То есть, начинаешь рыскать в потоке, пытаясь его отцентровать. <P>Если крутишь спираль, опять же заворачивай ее в сторону наибольшего подъема. Хотя, лично я ,как и все в нашей природе, сторонник левой закрутки (против часовой) - все в мире так вертится Ну это уже дело привычки <P>>С какой высоты над склоном <BR>>можно начинать крутить спираль ? <P>Тут есть два критерия:<BR> - безопасность. Ну не станешь же ты заворачивать спираль в 10 метрах над склоном??<BR> - Разумность. В 20 метрах над стартом,допустим, ты ее завернешь, но толку с этого не будет - потеряешь высоту и поток. На какой высоте закручиваться - каждый решает сам в зависимости от места полетов, особенностей склона или горы (не забывай про ротора), силы ветра, скороподъемности и т.д. Тут нет четких границ. Понимание придет с опытом.<BR>Главное, что бы это было безопасно. <P><BR>
Piton
Гость
12 Апр 2001
киножурнал хочу всё знать....
Как колбасило? почему? Расскажи подробней. По моим представлениям и судя по книгам, 1000 метров это нечто такое ровное и вальяжное. Спокойная обработка потоков и наслаждение полётом. Ну иногда переход от облака к облаку. Опасность там только одна: -не подходить ближе 100 метров к кучевому облаку, а ты тут такое...!? Блин,чё ещё за фигня от которой трясти может?
thepilot
Гость
11 Апр 2001
Рыбы нет только в Мертвом море :)
Гнаться за потоком, ушедшим от склона - не самый хороший вариант. Его надо ловить, пока он есть, хоть 0.5.. Наберись терпения, и барражируй в динамике. Почустввуешь подъем, притормози купол в разумных пределах, постарайся немного "завязнуть" в пузыре. Если высота для спирали слишком мала , то плоскими восьмерками (не разгоняя аппарат) старайся в нем удержаться. Пузырь будет пробовать выплюнуть тебя из себя ( ), а ты в него снова лезь.<BR>Потерял - не расстрайвайся и не гонись за ним, зря набранную высоту потеряешь. Оставайся на этой высоте и ищи следующий.<P>Если высота и зона подъема позволяют завернуть спираль - крути, стараясь не заваливать купол в глубокий крен. Если после первого витка снова чувствуешь подъем, крути следующий, не жди пока поток уйдет. Главное, не бойся уходить за склон.<P>С уважением,<BR>Владимир<BR><a href="http://www.net.md/airsports">http://www.net.md/airsports</a>
Piton
Гость
11 Апр 2001
Вери гут
Вроде всё доходчиво.<BR>Если можно еще небольшое уточнение. Бывают ли у термика несколько ядер? Я поясню:- иногда когда валишь вдоль склона то по крылу происходит небольшой каскад ударов и тебя в подвеске трясёт как при сдаче налоговой декларации. Это несколько ядер термика или что-то ещё? И можно ли (или нужно ли ) такую фигню обрабатывать. В таких местах обычно происходят резкие плевки вверх, но и колбасит там, мама не балуй.
thepilot
Гость
13 Апр 2001
а вот так..
Поэтому я и сказал, что бывают исключения. <BR>В тот день кучевки вообще не было, но перло вверх так, что мало не казалось.<BR>Почему это произошло на такой высоте, я точно объяснить не берусь - воздух есть воздух. А мои познания в аэрологии не столь глубоки.
Nord
Гость
23 Апр 2001
Термики в бризе
Крым. Сентябрь 2000-го года. Тихая бухта. Склон смотрит на юг.<BR>Может и с воды термиков не дождешься, но прогретые скалы термичат так, что только держись! При чем уровень конденсации, более влажного морского воздуха, был метров на 50 выше уровня, достижимого в динамике (около 300 метров от моря). Важно было подгадать момент и влететь в рождающееся облако. Довольно быстро вылетаешь выше него. А дальше был просто потрясающий полет в динамике от развитого кучевого облака. Я первый раз видел свою тень в ореоле на облаке, жаль, но фотоаппарата у меня не было. В итоге 700 с копейками метров от уровня моря, снос за хребет где-то на километр. На акселераторе довольно легко пробился обратно между двумя новыми кучевыми облаками.<BR>Немного не в тему, но ... Когда я первый раз полез в новорожденное облако, мне на хвост села какая-то Эделька, т.к. я не был уверен, что пробью облако, а не окажусь в роли ежика в тумане, пришлось про себя ругнуться и смыться из потока. Ну не питаю я романтических чувств к неожиданным встречам в облаках.<P>Евгений
ZSA
Гость
09 Июн 2001
И все-таки бывают!
>>Прошлой осенью в Олуденизе все имели счастье <BR>>>повисеть над бухтой, причем ветер дул <BR>>>с моря. <P>>Скорее всего вы зацепили что-то с материка <BR>>или просто в динамике висели. С <BR>>моря потоков быть не может по <BR>>известным причинам. <P>14-15 мая 2001 года. Олудениз.<BR>Посреди бухты термик, доходящий до +2.5 м/с. И вообще вся бухта держит. А до этого болтался над сушей, там термики были слабее. В море улетел, чтобы "попадать". Оказалось, проблема снизиться! Ветер с моря. Для динамика сильно далеко от берега. <P>Сергей Желонкин
up
Гость
05 Июн 2001
Улет с маленьких горок
Для того чтобы уйти из динамика в термик я применяю следующий прием. Лечу вдоль склона к месту предполагаемого термика (определяю по пригибающейся траве, листве, другим пилотам парящим в динамике). Полезно еще смотреть на воду находящуюся перед горой, по ряби на воде очень хорошо видно приближение пузыря. Там где начинает ощущаться подъем, я притормаживаю купол и начинаю готовиться к развороту. А именно перевешиваюсь в сторону от склона, а купол удерживаю противоположной клевантой. В таком состоянии лечу до того места, где подъем (по моему мнению) максимальный, т.е. до предполагаемого ядра термика. В этом месте я немного "отпускаю" приторможенную часть крыла. Купол начинает разворот достаточно малого радиуса и крена. За это время узкое ядро обычно пролетается насквозь, но удается не вывалиться из термика. После выполнения разворота купол уже летит обратно в сторону ядра. Сразу после разворота я перекладываю вес на противоположенную сторону и опять готовлюсь к встрече с ядром. Важно не раскачать систему аппарат-пилот. Если подъем идет интенсивно и сильно трясет я вылетаю немного вперед для того чтобы быть подальше от склона, но не вывалиться с наветреной стороны из термика. После трех-четырех подобных проходов ядра, обычно, достаточно высоты чтобы начать крутить спираль и начать сдуваться. Так как около земли потоки узкие. То спираль приходится крутить малого радиуса. Как крутить спираль народ уже писал в этом форуме. Добавлю лишь, что после нескольких витков малого радиуса имеет смысл сделать виток побольше, есть шанс найти соседнее более мощное ядро. <BR>Подобным образом удавалось улетать от горки высотой 35м при отсутствии метеоветра, просто "прыгая" в набегающие пузыри.<P>Высоких полетов и мягких посадок!<BR>Удалов Паша

  Архивы X-Ocean. Искусство полетов Термики-неведимки