Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Бивак в Карпатах (август 2012)
toha
АвторТемы
пилот XC
28 Ноя 2012
Бивак в Карпатах (август 2012)
Бивак в Карпатах. Пробы пера

7 лет назад, когда в моих руках впервые оказались клеванты, я видел в этом только один смысл: еще одна возможность путешествовать и познавать воздушную стихию. Тогда я плотно занимался альпинизмом, и полеты на параплане крепко засели в моем мозгу как возможность ощутить неразрывную связь двух стихий – земли и воздуха. Цель была одна – бивак-полет. Именно такой вид передвижения сочетает в себе все, что мне так нравится: горы, природа, физические нагрузки, тщательное планирование, минимальное присутствие людей, свобода. Однако идея идеей, а вот до реализации дело дошло только спустя 7 лет.

Почему Карпаты?

Да, Карпаты – пожалуй, не идеальное место для бивак-полетов. Пологие влажные горы, сплошь покрытые лесами, толком не облетанные, места для посадок весьма ограниченны. Однако эти горы я не раз вдоль и поперек пересекал пешком, на велосипеде и на лыжах. Тут мне все известно и понятно: особенности рельефа, природа, погода, язык и местный колорит. Здесь я провел свою юность, здесь я взрослел. Я люблю эти горы.
До сих пор известен лишь один удачный бивак-полет в этом месте. Группа пилотов из Чехии пролетела 120 км за 4 дня, стартовав в Рахове и приземлившись в Воловце. Больше никаких данных и упоминаний об удачных попытках бивак-полетов в этих горах нет. А потому становится еще приятнее и интереснее планировать такое путешествие, ведь можно совершить что-то первым! Ну или почти первым ;o).

Подготовка

Маршрут полета был выбран из следующих очевидных соображений: должны быть места для стартов и посадок. А это возможно только на хребтах, покрытых травой. И, конечно же, чем выше хребет, тем больше вероятность поймать термик и удержаться в воздухе.
Итак, был намечен план маршрута:
- старт на Черногорском хребте в районе горы Поп-Иван;
- Черногорский хребет;
- Свидовецкий хребет;
- хребет Красный;
- Боржавский хребет;
- финиш в пос. Воловец.
При хорошей погоде этот маршрут можно пролететь за 2-3 дня. При плохой – проще пройти ;o).
Погоду мы караулили с весны и пропустили 2 окна. Поэтому, когда появились намеки на третье окно, купили билеты и рванули. Вот тут неплохо бы написать о датах. Для парапланеристов это стопудово важно.
Снаряжение брали обычное: кокон, купол, палатку, спальник, горелку, еду и т.д. В результате вышло по 30 кг на человека. Но это же не проблема, нам же летать, а не ходить!





Понеслась!

День первый. Приехали в с. Верховина, оттуда пешком начали подъем на г. Смотрич. Погода звенела, и уже через 2 часа работы солнца началось переразвитие. Облака затянули вершины, и местами пролился дождь. Ничего себе начало!
Поднялись метров на 700 и заночевали. Встретили закат с чаем, поели малины, черники и брусники и легли спать.

День второй. Утро морозное. Утренний чай, ноги в ботинки – и вперед. Еще 300 м перепада – и мы стоим на отроге г. Смотрич. Погода уже начинается, и мы решаем стартовать. Ветер северный – встречный, порывы до 5 м/с. Постепенно над хребтом начинают формироваться облака. Стартуем и сразу находим подъем. База низкая, приходится все время работать с рельефом, который ну очень пологий. Внизу все в деревьях. Посадок практически нет, а если и есть, то выбираться с них часов 5–7. Значит, садиться не будем.




Я лечу рельефом, облизывая склон. За отрогами заметно роторит. Работать приходится активно и аккуратно. В какой-то момент теряю из вида напарника. Не имея запаса высоты, он выживал у рельефа, а теперь пропал и не отвечает по рации. Принимаю решение вернуться, как вдруг нахожу его под облаком в долине. Ну что же, лететь долиной – это безопаснее, но сложнее. Попробуем. Накручиваю под облако и догоняю Виталика. Впереди вспыхивает «стрит». Становлюсь под него и долетаю до г. Говерла. Тут на вершине собралась добрая сотня туристов. Все вскочили и кричат. Я бывал на этой вершине много раз: весной, зимой, летом и осенью, днем и ночью, ночевал, спал и ел там. Но сейчас я летаю над ней, и сотня людей приветствует меня, приглашая сесть к ним. Но это не в наших планах.



Впереди 7 км плоского перешейка без посадок. Это будет сложно. Лечу над дорогой. Высота тает, и под ногами начинают мелькать туристы с рюкзаками. Для них мы что-то новое и невероятное. Тут не привыкли к парапланам. Тут еще никто не летал.

Пролетев перешеек, упираюсь в сильный ветер. Еле пробиваюсь, меня сливает за г. Петрос. Потоки обтекают крутую гору и усиливаются. Пробиваться вперед сложно и опасно, ведь там на протяжении 10 км нет посадок. Принимаю решение идти на посадку. Потихоньку, почти задом сажусь на траву и гашу купол. Мимо проходит группа туристов. Дружно выпучив глаза, они с интересом смотрят на меня, но не подходят. Наверное, я похож на инопланетянина. И интересно, и страшно ;o). За мной садится Виталик. Мы радуемся и обмениваемся впечатлениями.
Под Петросом отличная стоянка на травке. Вечерний чай с малиной и черникой. Долгие беседы до позднего вечера. Сон.

День третий. Утро встречает нас голубым небом и солнцем. Собираемся поскорее и идем на вершину для старта. 600 м перепада даются тяжело. Солнышко уже припекает. Кругом много туристов, они косятся на наши рюкзаки, но спросить боятся. На вершине сильный северный ветер, совсем не по прогнозу. Лететь против такого ветра нереально. Остается ждать.


В 12 часов ветер стихает. Решаемся стартовать на север. Наш следующий пункт – хребет Свидовец, а именно – г. Близница. При неудачном перелете долины – пос. Ясыня, где можно безопасно сесть, а потом пешком подняться снова на хребет. Стартуем и сразу сливаем много высоты. Потоков нет. Садимся на границе леса и возвращаемся на вершину. И – о чудо – ветер есть! Южная сторона прогрелась и дарит нам рваные пузыри. Изучаю силу и периодичность схода пузырей. Стартую и тут же получаю несколько подсложений. Ветер сильный и косой. Термиков нет, динамика нет, есть набор в узких и злых пузырях, стелющихся вдоль склона. В этом месиве удается набрать выше вершины. Я готов прыгать дальше, на север в сторону Ясыней, но мой товарищ еще внизу. Приходится сливать высоту и ждать его. Но с каждой минутой в воздухе становится все менее и менее комфортно. Эта часть Петроса очень пологая, и мы летаем практически над равниной, воздух над которой буквально кипит. Виталик взлетает и тоже понимает это. Мы вместе ищем посадку. Но сесть очень тяжело. На 10–20 метрах – как в стиральной машине. Спустя пару минут нам это удается. И тут я замечаю, как 5 лошадей срываются с места и несутся ко мне. Я стою и смотрю на огромного вожака, который набирает скорость и бьет копытом о землю. Опомнился, выстегнулся и прыгнул в кусты. «Паровоз» останавливается около моего параплана, вожак ржет, показывает зубы, и снова бьет копытом о землю. Затем замечает меня в кустах и бросается в мою сторону. Приходится прятаться. Вот так посадочка… А я-то думал, что только в воздухе небезопасно. Минут через 15 лошади потеряли интерес к моему крылу и ко мне, а тут и Виталик подошел со своей «розочкой». Обсудили перспективы и пошли ставить палатку.
Вечер, невероятный закат, тонны черники, тишина, тишина, тишина...


День четвертый. Утром приходит южный фронт. На небе облачность и намеки на дождь. Полеты сегодня не состоятся. Решаем спускаться вниз, в Ясыня.
Вот так неожиданно погода нам велела завершить бивак. Купаемся в горной речке, покупаем билеты и думаем, что же нам делать дальше. Обсудив все перспективы, решаем зайти на г. Близнеца и слететь оттуда вниз, а если получится – и полетать в окрестностях. По прогнозу почти штиль.



День пятый. Проходим 20 км, поднявшись на 700 м вверх. Слегка сбившись с дороги, забрели в какой-то дикий лес и бродили там без троп. Но это мои горы, тут я заблудиться не могу. Пока шли, наелись ежевики, собрали грибов. Вечером вкусный суп и ягоды. А ночью был Ветер. Сосны шатались, пытаясь сопротивляться этой мощи. Место завораживающее: кругом жутко черный лес, земля вспахана следами кабанов. И тишина, которую смели нарушить только крики каких-то птиц и шум крон сосен.

День шестой. Утром штиль и солнце. Обманчивый штиль и обманчивое солнце. Еще 400 м перепада – и мы на хребте. Ветер не той силы и не того направления. Решаем подняться повыше. И – о боже! – там ветер 20–25 м/с. Такого не обещали даже самые смелые метеосводки! Нас ждет 1000 м пешком вниз. Но это тоже приятно, ведь сегодня мы уезжаем домой – уставшие, целые и довольные.

Перспективы

Я вернусь сюда и пролечу этот маршрут, в одиночку или с товарищем, завтра или через год. Я люблю Карпаты – это мои горы!

Совсем чуть-чуть треков:
Черногорский хребет
Петрос

Совсем чуть-чуть видео одного потока
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Редактировалось: toha (29 Ноя 2012), всего редактировалось 1 раз
Alexey Belevich
29 Ноя 2012
Re: Бивак в Карпатах (август 2012)
Круто !
Молодцы, мужики !
ПО хорошему завидую.
toha
АвторТемы
пилот XC
03 Дек 2012
Это только начало
Я сейчас себе lightness куплю Вот тогда не ходить, а бегать начну


Редактировалось: toha (03 Дек 2012), всего редактировалось 1 раз
toha
АвторТемы
пилот XC
04 Сен 2017
Re: Бивак в Карпатах (август 2012)
Вот это ты напомнил ;o)
Сейчас Карпаты уже не те ;o( Сухими стали, дождей мало, база выше.... Эхх, скучаю. Сейчас полеты больше похожи на жизнь/смерть, т.к. все время в необжитых горах 3000+ метров, в необлетанных местах. Да и сам все время.
А буйных нынче мало. У всех только деньги в голове. Романтиков все меньше и меньше
batman
представитель производителя
05 Сен 2017
Re: Бивак в Карпатах (август 2012)
Здравствуй Антон! Очень приятно читать твои старые рассказы и было бы просто замечательно читать что-то старое и новое в одном месте, чтобы не искать их где попало. Что об этом думаешь?
babak
06 Сен 2017
Re: Бивак в Карпатах (август 2012)
Поднаберусь опыта и с радостью составлю компанию)

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Бивак в Карпатах (август 2012)



Перейти: