Летное происшествие в Черногории.
По причинам личного характера пилот просил не указывать его персональные данные! Происшествие произошло 10 мая - крайний день полетов. День был летным. На предстартовый брифинг я собрал всех пилотов, даже самостоятельно летающих. Был объявлен крайний летный день. Все были проинструктированы о том, что никаких авантюр в полетах и никаких приближений к рельефу. Ближе к 16:00 все пилоты группы ушли на посадку, в воздухе находился только Валерий. Он летал с левой стороны хребта и не был виден со старта. Неожиданно по рации поступило сообщение от одного из пилотов, а потом и самого Валерия, что он столкнулся с рельефом в районе верхушки отрога левее старта, рядом со старой крепостью. После получения информации о случившемся я запросил пилота о состоянии здоровья. Сначала Валера доложил, что вроде у него все цело, но по голосу я определил, что у пилота присутствует шоковое состояние. Дав рекомендации не вставать, успокоиться и еще раз изучить своё состояние, я связался с инструктором по посадке Сергеем Малышевским, который в это время подъехал с группой пилотов на старт и разгружал из автобуса парапланы. Затем я дал команду Малышевскому выбрать из приехавших пилотов спасательную группу и срочно выдвинуться для оказания первой медицинской помощи к пострадавшему пилоту, который находился совсем близко от них. И снова связался с Валерой по состоянию его здоровья. Выяснилось, что после того как первый шок прошёл пилот обнаружил присутствие боли в бедре левой ноги и кровь на ухе. Был поставлен предварительный диагноз – сотрясение мозга и перелом бедренной кости (между коленом и бедром). Диагноз потом подтвердился с ногой, сотрясение не было обнаружено врачами. В течение получаса Малышевский с группой наших пилотов был возле Валеры и оказал первую медицинскую помощь. Спасательная операция длилась около 2-2,5 часов. Общими усилиями пилот был вынесен и на машине скорой помощи отправлен в госпиталь. Описание происшествия. В этот день после 15:30, когда уровень термички значительно упал и все пилоты группы ушли на посадку, Валерий продолжал оставаться в воздухе, используя термические пузыри от скал, передвигаясь вдоль них на очень маленьком расстоянии. Это позволяло ему долгое время удерживаться в воздухе вне видимости со старта. Возвращаясь, он подлетел к отрогу в районе старой крепости, который был левее старта, на большой скорости. Пройдя скальную верхушку отрога, он повернул к старту с активной просадкой в зоне за ребром отрога, двигаясь в опасной близости от скал. Очень резко произошла разгрузка купола и резкое мощное асимметричное складывание передней кромки на 70-80%. Сложилась консоль противоположная от склона. Купол развернуло и после разворота, примерно 180 градусов, он восстановил форму, но движение было направлено на скалы. На пути движения попалось небольшое, но крепкое дерево, растущее под углом к скальному выступу. Пилот зацепил ногой и возможно частью строп дерево, погасив часть энергии удара. Также за счет столкновения с деревом, пилота развернуло спиной к скальному выступу и оставшаяся энергия была погашена мощными задним и боковым протекторами, а также задней частью шлема. Купол упал воздухозаборниками на скальный выступ. Летная ситуация была восстановлена по словам пострадавшего пилота, а так же пилота наблюдавшего за развитием событий в непосредственной близи и инструктора Малышевского, прибывшего на место происшествия. Погодные условия. Генеральное направление фонового ветра 20-30 градусов к старту со стороны острова Св. Стефана. Сила ветра от 1 до 3 метров в секунду. Общее состояние погоды – угасающая термичка с небольшим фоновым ветром. Информация о пилоте. Пилот Валерий занимается парашютным спортом, летает на спидглайдерах, парапланами занимается около двух с половиной лет. В горах летал: дважды на горе Клементьева, в Тайланде и Черногории. Общий налет 50-55 часов. Снаряжение пилота: -параплан AEROS Mirage, -подвеска APCO Spark мусбэг + боковой протектор. Выводы. Основная причина данного происшествия – нарушение правил безопасности полета – полет на скорости на недопустимо близких дистанциях рядом со скалами с целью удержать высоту. Возможной причиной складывания могли стать вход параплана на границу сильного нисходящего потока или попадание в зону разряжения и турбулентности под шальным вечерним термическим пузырём. В заключение: Хочется поблагодарить всех наших пилотов, участвовавших в спасательных работах, а также черногорского пилота Райку, свободного пилота Дарью Суворову, активно помогавшую в организации спас работ, работ с врачами и со страховой, а также русских пилотов, живущих в Черногории, которые сразу предложили свою помощь. В данный момент пилоту Валерию уже сделана операция ноги, и он сейчас занимается разработкой и восстановлением ноги. В ближайшее время намечается его транспортировка страховой компанией из Черногории в Москву. Мы все желаем Валере скорейшего выздоровления, как человеку, которого мы уважаем и любим, а как пилоту – «мягко говоря» гораздо большего здравомыслия в плане безопасности по пути к достижению результатов. Происшествие 2мая на посадке. Описание происшествия. При приземлении пилот подвернул ногу. Но только вечером в гостинице почувствовал болевые ощущения. Снимок показал небольшую трещину в тонкой лучевой кости между коленом и стопой. Пилоту была наложена лангетка. Информация о пилоте. Лётный стаж 2.5 года. В полётах всегда строго соблюдал правила безопасности. По посадкам так же не имел замечаний. |
Jnets
22 Май 2013
|
Цитата: Общий налет 50-55 часов. Снаряжение пилота: -параплан AEROS Mirage, |
Спасибо большое за разбор. Есть над чем подумать.
Хорошо помню (хотя было это в 2009 году что ли) строгий, даже очень строгий заперт всем пилотам вылетающим со старта в группе Шеленкова на полет возле рельефа и подробные разъяснения чем горы отличаются от вечернего динамика на той же Клемухе. Было много пилотов, которые уже имели опыт полетов в динамике, но горные полеты только начинали осваивать. Другое дело, что ПРИ УГАСАНИИ термической активности действия пилота каждутся логичными: термичка кончилась, камни нагретые за день остывают и с них сходят не сильные потоки. Где ошибка о которой не знаю я и не знал он? Просьба к пилоту. Не мог бы он передать трек? Спасибо. |
Jnets
25 Май 2013
|
При общем налете 55 часов пилоту и близко к Миражу подходить нельзя было. Сугубо ИМХО.
|
sobaka-bobaka
25 Май 2013
|
Цитата: Другое дело, что ПРИ УГАСАНИИ термической активности действия пилота каждутся логичными: термичка кончилась, камни нагретые за день остывают и с них сходят не сильные потоки. Где ошибка о которой не знаю я и не знал он?
Я бы не сказала, что термичка в это время уже угасла. Летали высоко и долго. Другое дело, что Валера искал термичку там, куда нормальный человек не сунулся бы. Я это место старалась пролетать на большой высоте или обходить, делая хороший крюк. Кстати, Валера летал с камерой. В момент падения она уже была отключена. Но мне кажется, можно попросить у него видео, чтобы понять, где именно он искал подъем и как - по словам очевидцев (Виктор Яровой говорил, что летал рядом, Тагунов), он в той зоне пытался скрестись долго. При этом в 70-100 метрах от него стоял поток, где люди нормально набирали. |
Ласточка
Гость
27 Май 2013
|
Страховая - Альянс. Сработали неплохо, хотя и были трудности. Но больше вопросов было к больнице, которые долго высылали документы для оплат и подтверждения операции. По самой операции нареканий пока нет. Пилот чувствует себя хорошо.
Так что, можно сказать, что именно со страховой проблем не было) |