Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Курай-2014: вести с мест
theoretic
АвторТемы
14 Июл 2014
Курай-2014: вести с мест
Мобильный интернет не позволил вести репортаж с самого начала. Поэтому придётся начать оттуда, откуда пришлось -- с третьего (уже) дня выезда.

Пятница, 11 июля

Первое, чем встречает Курай, когда выходишь из машины -- это запах местной полыни. Терпкий, чуть горьковатый, он заполняет всё вокруг, и ты уже знаешь, что через пару дней он станет привычен и перестанет восприниматься совсем, становясь чем-то само собой разумеющимся, -- как горы вокруг, как чистая вода из ледяного ручья, как немудрёный лагерный быт, как многочасовые полёты на высоте за 4 тысячи. Но по возвращении обратно, в цивилизацию, в первые несколько дней непременно возникнет и будет преследовать тебя смутное чувство утраты. Быть может, утраты того самого полынного запаха. Быть может, чего-то большего, важного. Но каждый раз это бывает именно так.

Наш новый лагерь -- чуть восточнее прежнего, на чистом горном ручье, в лесу с небольшими полянками. Всё, что нужно для жизни и полётов, здесь есть -- хвала Ильичу, который впервые на моей памяти стал не только судьёй, но и главным организатором курайских соревнований. Стелется между деревьев вкусный сосновый дым, лагерь постепенно обживается, ищет свой ритм жизни. Завтра -- полёты...

Суббота, 12 июля

Такого Курая лично я не видел 7 (прописью -- семь) лет. И сюда стоило бы приехать, будь этот день единственным лётным днём выезда. Старожилы Курая хорошо помнят раскалённые дни, иссиня-чёрное, космическое небо и запредельные полёты 2005 и 2007 годов. Потом, начиная с 2009 года, таких полётов уже не было. И вот он снова -- настоящий, невероятный Курай, ради которого стоит ехать за много тысяч километров, с мясом выдирая себя из работы, быта, изо всей той паутины необходимостей, которую принято называть "обычная жизнь".

Тренировочный день. Что означает отсутствие необходимости лететь "по таску". Можно и нужно просто вспомнить, каково это -- уйти за 4 тысячи метров, растворяясь в запредельно густом небе, и, вдыхая ледяной разреженный воздух, наблюдать, как далеко внизу медленно вращается сводящая с ума панорама белых снегов, серых и красных скал, выжженной степи с редкими полосками леса. Ну, или узнать, каково это -- если летаешь здесь в первый раз. Какая разница, что за точки следует пройти, где и как финишировать -- сегодня главное не это. И тем не менее дружно "забиваем таск" -- тренировка всё-таки.

Старт. Да, это тот самый, настоящий Курай, и даже лучше. Неожиданно мягкий и добрый поток в какие-то минуты возносит над стартом, над осыпными башнями к северо-востоку от него, выше, выше, выше... Первый же набор -- уже хорошо за 4000. Высота -- это одновременно и пьянящая тактическая свобода, и тяжёлый груз для непривычного к ней организма. Вечером, после полётов, выяснится, что некоторым из нас на высоте сегодня было плохо (впрочем, не настолько, чтобы это создавало проблемы). А пока что мы просто летим -- рассеявшись в огромном пространстве курайских гор и степей, радостно ловя крыльями всё новые и новые потоки, мучаясь на малой высоте над легендарным курайским Огурцом и снова "воскресая" на высоты примерно до 4700. Особое состояние -- глубокий внутренний покой и радость, что ты снова здесь, в этом месте, в этом небе. Возможность разглядеть каждое пятно снежников, каждую скалу на суровом осыпном склоне. Возможность дотянуться до таких мест, куда человек практически не ходит пешком. Возможность сохранить это в себе на потом...









Воскресенье, 13 июля

Первый день Кубка Алтая. Потренировались -- и хватит. Пора уже полетать всерьёз. И вот уже Ильич, учитывая класс нынешней курайской погоды (и не очень оптимистичный прогноз на пару дней вперёд), решительно ставит задачу с вылетом в Чуйскую степь. А ведь обычно Чуйскую оставляют "на сладкое", когда уже основательно облётана степь Курайская, когда акклиматизация уже позволяет уверенно работать на большой высоте по несколько часов в день. Таск удивляет отсутствием тактических сложностей (ну, за вычетом старт-цилиндра, который традиционно "выдвинут" в Курайскую степь) -- счастье Чуйская степь для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!

Впрочем, для всех ли?..

Первый же взлетевший (им оказался Дима Абдрашитов) убедительно показал всем погоду: дохляк! Неудивительный при наличии высотной облачной пелены, смягчающей прогрев. Первые несколько пилотов прыгают, как кажется, "в никуда", и их способность удерживаться в почти пустом, почти без термиков, воздухе кажется почти волшебной. Но ша! Попёрло! Чуть улучшился прогрев -- и вот уже почти вся толпа пилотов довольно компактно набирает вблизи старта. Фирменной "курайской жести" нет, похоже, даже в нижних частях рельефа -- зато нет и мега-наборов. Лидеры дня (да, это становится очевидно почти сразу), рискуя, уходят в горы севернее старта, где можно "насосать" несколько незаменимо ценных сот метров высоты. Старт-цилиндр и первый ППМ, пусть с некоторым трудом, но берутся практически всеми. А дальше для основной пилотской массы начинается мучительная агония. Маршрут лежит более-менее мимо старта, а потоков там практически нет! Отчаянная борьба за каждый метр высоты. Тёплая высотная одежда, незаменимая на без малого пятитысячных высотах, вблизи земли накаляется непереносимо. Накаляются и мозги. И пилотские, и курайские. Шанс набрать остаётся почти всегда, пока крыло не опало на землю. Везёт, впрочем, далеко не всем -- "чайное поле" раз в несколько минут принимает всё новые и новые парапланы. Но есть и те, кто смог перехитрить, перетерпеть неудачную термическую фазу. Над верхними ярусами рельефа небо чистое -- без высотной дымки. И там, под захватывающими дух кучевыми облаками, упорно ползут вперёд едва заметные светлые точки. Финиш ждёт!

...Курайская степь пролетается как-то удивительно трудно. База сегодня явно за 4000, но набрать больше 3000 удаётся в единичных случаях. Лечу один -- потерял много времени при возврате от старт-цилиндра, смирился с тем, что сильного результата не будет, работаю свою немудрёную спортивную работу. Здесь -- поднабрать, там -- проползти на акселераторе по-над самыми ёлками... И вдруг -- бело-синий Энзо в середине курайского Огурца! Серёга Донцов. Один из лидеров этого выезда. И ещё несколько аппаратов рядом. Теперь пойдём веселей! Впрочем, веселей что-то не становится. Всё те же трудные, муторные потоки, которые не поднимают высоко, но зато разваливаются с завидной регулярностью. Кладя на мудрые тактические схемы, вваливаемся анархической толпой в "бутылочное горлышко". Высоты -- в обрез, чуть выше вершин. Ветер -- несильный для "горлышка", километров 10-15 в час. За спиной -- медленное и величественное развитие полудождя-недогрозы, который имеет шансы догнать и накрыть, если мы здесь просядем. Тем временем оживает рация -- и голосом Артёма Лозового докладывает об опасных условиях уже и в Чуйской степи. Мда, занятный получается бутерброд. Две полосы дождевого переразвития -- и мы посередине в качестве начинки. Посовещавшись с Ильичём, решаем, что лететь пока ещё можно. Совещание происходит в первом за этот муторный полёт вменяемом потоке, который основательно и надёжно возносит нас аж на 4500. Плотное ощущение лёгкой перегрузки, тугой шорох потока, перекрывающий стрёкот вариометра почти насовсем -- и неистово накручивающие рядом, без малого рукой дотянуться можно, коршуны... "Горлышко" к этому моменту пройдено уже на две трети, и с нашей высоты прекрасно видна Чуйская степь -- скупая и суровая, тут и там ометаемая седыми космами не то вирги, не то дождя. Идти туда или не идти?.. Идти! Устрашающего вида облачные "чемоданы" впереди по маршруту начинают разваливаться как по мановению волшебной палочки. Определённо, сегодняшняя погода добра к нам, и пропуск в Чуйскую уже у нас в руках. Медленно проходят далеко внизу осыпные склоны, сторожащие выход в Чуйскую. Почему от их вида захватывает дух? Быть может, дело в их нечеловеческом спокойствии и надчеловеском равнодушии к том, что испытываем мы сейчас?.. Четыре тысячи. ППМ в районе ретранслятора берётся с несущественной потерей высоты, и для нас с Серёгой начинается длинный финальный глайд. Высоты -- в обрез: может не хватить до конца спид-секции. Вымучивая из наших крыльев десятые и сотые доли драгоценного глайда, всё медленней и медленней ползём против усиливающегося встречного ветра. Уфф! Касание. Почти пять часов в воздухе.

Победителем дня оказался Сергей Латышев АкА Каспер. Отличились пилоты из Питера -- у всех отличные результаты. Финишей мало, несколько штук. Зато совсем нет запасок и травм -- всё-таки погода пока что вполне гуманная.



Понедельник, 14 июля

После часа дня старт накрыло дождём, который заставил нас резво сбежать обратно в лагерь. Задача поставлена не была (что при такой погоде хорошо и правильно), и на лагерь навалилась неизбежная после нескольких дней полётов расслабуха.
Редактировалось: theoretic (14 Июл 2014), всего редактировалось 10 раз(а)
theoretic
АвторТемы
16 Июл 2014
15.07: день разыгран, финишей нет, одна "запаска"


С утра быстрое развитие кучевой облачности над хребтами внушило было опасения, что день не удастся разыграть -- но уже к 10 утра лёгкий западный ветер принёс в Курайскую степь полосу чистого неба. Будем летать! И, судя по виду неба -- хорошо. База снова зашкаливает за 4000, грозой не пахнет, и тихо, но властно зовут к себе далёкие серые хребты где-то почти в Чуйской степи...

Ставя задачу, Ильич громко сетовал на невозможность нанести на таск-борд достаточное -- в его понимании! -- число ППМов. Чем сильно впечатлил народ. В конечном итоге упражнение приняло вид достаточно традиционной буквы Зю по-над курайским Огурцом, после чего наиболее настырным пилотам предлагалось лететь в Чуйскую степь. Да, таков он, Курай образца 2014 года -- второй таск подряд Чуйская ждёт нас. И, похоже, дождётся!

Погода возле старта традиционно оказалась несильная. Даже потенциальным лидерам дня удалось набрать вменяемую высоту далеко не сразу -- что уж говорить об основной массе пилотов, мучительно барахтающейся между угрожающими "мозгами" и достижимыми далеко не для всех кучёвками... Однако уже через пол-часа после старта погода начала крепчать, и между стартом и первым ППМом выстроилась сильно растянутая по расстоянию и высоте цепочка пилотов.

Погода сегодня чуть жёстче, чем вчера. Аппарат начал слегка помахивать консолями -- верный признак не самой слабой погоды. Но набрать от души пока что не удаётся. Впрочем, не мне одному -- традиционный проход от первого ППМа обратно в район старта просаживает одного пилота за другим. Хорошо ещё, что высоты хватает на то, чтобы дотянуть до спасительных "мозгов" с превышением в добрые несколько сот метров. Над раскалёнными осыпями за стартом в густом синем небе повисли рваные кучевые облака -- до них бы дотянуться... Не выходит. Тяну через ущелье восточнее старта ко "лбам" второго яруса здешнего рельефа -- суровые места, но шансы взять нормальный поток там хорошие. Рядом мечется как уж на сковородке длинный спортивный Аксис. Каспер, однако! Этот здесь надолго не задержится... Группой идти не выходит -- хитрые узкие потоки если и дают себя выкрутить, то только в одиночку. А под ногами -- рыжие "ртутные" осыпи и обманчиво ровный курайский "стол", ведуший к третьему, самому суровому, ярусу рельефа... с которого ко мне идёт на всех парах красивый бело-синий Энзо Серёги Донцова. Дальше мы идём вместе, выпуская друг друга вперёд по очереди -- уж больно они хитрые, эти "одноместные" термики! Повезло -- и, шустро удерживая крыло над головой, прыгаешь вверх метров на 500 (дальше всё равно разваливается). Не повезло -- с такими же расколбасами падаешь вниз примерно на столько же, завистливо провожая взглядом стремительно уходящих вверх везунчиков.

Огурец. Традиционное место "помирания" и "воскресания". Пока не коснулся земли -- шансы выпарить ещё есть! Усвиставший вниз Серёга изо всех сил пытается доказать эту курайскую теорему. И у него выходит! Теперь -- самое пакостное: проход против ветра вдоль Огурца. Специальная тактическая фишка от Ильича, этакий пропуск в Чуйскую степь. Но сегодня всё получается шиворот навыворот. Вместо ожидаемой игры на акселераторах Курай преподносит нам сюрприз. Огурец ни с того ни с сего начинает работать почти весь, и встречный ветер нам теперь нипочём. Несколько километров против ветра летятся с почти непрерывным набором, выносящим нас на 4 с гаком тысячи метров. Небо над головой стало пепельным -- то ли это спаялись несколько облаков, то ли некий загадочный мини-фронт пришёл к нам с запада... Люблю такую погоду, когда она есть. Серый свет придаёт суровым голым осыпям, скальникам и снегам ещё больше суровости, вызывающей сложное смешанное чувство восторга и лёгкой жути. Да, мы такие,-- говорят хребты. Ууу, засосу!, -- это неприветливое косматое облако над бледными сероватыми осыпями. Граница мини-фронта зловеще подсвечена оранжевым, но нам туда не надо -- теперь впереди сплошная серая пелена, укрывающая "бутылочное горлышко" и часть Чуйской степи. Высота -- больше 4000, скорость безо всяких акселераторов зашкаливает за 70 км/ч. Погнали!..

Серая погода -- она в Курае особенная. Пожалуй, только сейчас я понял её секрет. Задёрнутые покрывалом серой высотной дымки, горы остывают далеко не сразу, и ещё час-другой можно надеяться найти над ними потоки. И какие потоки! Ровный серый свет почти не греет, и там, где обычно ловишь ядрёнейшие рваные "восьмёрки", а то и "десятки", тебя ждут спокойные и широкие "двойки" и "тройки". Конечно, спокойствие и ширина их относительны, но всё равно это совершенно особенный стиль полёта. Серый свет, кажется, течёт сквозь тебя. И ты, подгоняемый плотным встречным ветром, течёшь через разреженный холодный воздух высокогорья. С высоты за 4 тысячи детали рельефа кажутся мелкими, и так много можно охватить одним взглядом... Вот тонкая нить дороги, которая связывает Чуйскую и Курайскую степи. Вот страшные в такой ветер ущелья, куда не стоит соваться (кстати, а ведь там кое-кто крутит!). Вот дикие скальные гребни, причудливо расчерченные тонкими нитями снега. Бирюзовый глаз далёкого озера подёрнут бельмом льда: нежаркое здесь лето! Семидесятикилометровая скорость полёта на этой высоте не ощущается совсем, суровый пейзаж под ногами еле приметно ползёт назад. А впереди -- закрытая всё той же серой пеленой Чуйская степь. Рваные блёклые облака второго яруса лениво сыплют виргой; белёсое брюхо верхнего яруса местами покрыто диковинным узором мамматусов. Яростное солнечное пятно отражается от далёких монгольских хребтов потоками жёлто-красного золота. Южные хребты выбелены блёклым серым полусветом, и кажется серой обычно красноватая поверхность Чуйской степи. Всё эта захватывает, берёт за душу настолько, что бояться сильного ветра и переразвития уже не остаётся душевных сил. Мы просто летим, сейчас мы просто часть этой прекрасной и жестокой картины, составленной почти целиком из серых полутонов.

Выход из "горлышка". Термичности в Чуйской степи, похоже, лучше не ждать -- там сейчас сплошная вирга да серость. Зато сейчас подо мной -- пожалуй, самый знаменитый здешний триггер. Боковое ущелье, увенчанное огромной осыпью и двугорбой вершиной. В солнечную погоду здешний поток буквально рвёт крыло вверх -- если, конечно, сможешь его оседлать. Вкрадчиво-серый рваный кумулус, обозначающий поток, дремотно растёкся на своём обычном месте. Но внешность облака обманывать не должна -- не первый раз здесь пролетаю. Тут надо брать лучший поток и лучший набор дня.

Рваная "двойка". Вроде бы не так много. Но зато как высоко... Суровые стражи Чуйской, белые осыпи, где-то далеко подо мной, и с этой высоты уже неочевидно, что мне только предстоит их перелететь. Они уже пропустили меня, убеждённые моей высотой. Серая крышка над головой отсекает так нужное сейчас солнечное тепло, и поэтому холод здесь особенный. Ледяной воздух начинает потихоньку заползать под пуховик, немеют руки в тёплых перчатках. Ещё чуть-чуть -- и ноги в коконе начнут дрожать. Четыре семьсот. Это три тысячи над Чуйской степью. И это не предел для того потока, который мягко и ненавязчиво продолжает приближать меня к иссиня-серому краю облака. С Чуйской степью не шутят, тем более при такой погоде. Пора уже на переход, пока погода пускает.

...Финиш сегодня оказался недостижим. Длинный-предлинный глайд на огромной высоте над пустыми просторами Чуйской оказался прерван сильным, но ровным встречным ветром. Казалось, кто-то спокойный, суровый и непреклонный плавно, но неотвратимо увеличивает свой нажим, неотвратимо заставляя нас вернуться на землю. Первая ступень акселератора -- десять километров в час. Вторая ступень. Через пару минут -- снова десять километров в час... Время как будто растягивается, и конец спид-секции приближается к нам тем медленнее, чем меньше до него остаётся. Всё! Заперло. Хорошо ещё, что мощное дыхание Чуйской сегодня настолько ровное. Передняя кромка, жестоко нагруженная полным ходом акселератора, чуть ли не звенит -- но аппарат идёт удивительно ровно и плавно. Точнее, удивительно ровно и плавно висит, потихоньку снижаясь. Мда, интересно, как оно -- садиться здесь в такой ветер?.. Ведь должен же он подстихнуть хотя бы у самой земли! К счастью, так и получается. После касания приходится пару секунд поиграть с крылом в немудрёную игру под названием "кто кого обгонит", но всё кончается быстро и хорошо.

Пепельный свет облачного покрывала. Непереносимая огненная оранжевость границы облачной "крышки". Рельефно вылепленные закатным солнцем далёкие горы где-то за Бельтиром. Огненно-розовые космы дождя и вирги, пробитые суровым солнцем. Жёсткий ровный ветер треплет редкие кустики можжевельника, гудит и свистит. Снимать пуховик не хочется совершенно -- отогреваться после такого полёта придётся ещё довольно долго. И телом, и душой.

Итоги дня. Финиш не взял никто -- не пустил мощный чуйский ветер. Один пилот применил "запаску" в ущелье к северо-востоку от лагеря -- жив-здоров, спустился самостоятельно.
theoretic
АвторТемы
23 Июл 2014
22.07: гроза, день не разыгран


Такой переменчивой погоды в Курае, пожалуй, ещё не было. Десять минут -- и обманчиво-ясное небо может смениться не пойми откуда выросшей грозой, а до того выросшая гроза может взять и высыпаться виргой.

С учётом угрожающей погоды таск поставлен упрощённый -- хотя опять с вылетом в Чуйскую степь. Впрочем, даже такой "простой" таск мы вряд ли разыграем -- слишком уж быстро меняется погода, слишком быстро подходит к нам с запада полоса дождя. Впрочем, Ильич неумолим -- быстрее, быстрее, по подвескам и в небо!

Стартую, по большому счёту, только для того, чтобы мой "левел три" прозвучал более весомо. Серо-чёрная рвань уже почти дошла до старт-цилиндра, на границе которого резво набирают потенциальные лидеры дня. Как-то даже слишком резво... Похоже, начинается общий подъём воздуха перед грозой. Со второй попытки мой "левел три" принят Ильичём к сведению -- и немедленно вслед за тем эфир взрывается командами "стоп-таск", "отмена дня", а затем и "летите подальше от этой грозы, ребята". А что ещё остаётся делать, когда мягко и вкрадчиво поднимает на площади в десяток квадратных километров?.. Ушедшие под облака дружно встают на переход, не имеющий к спортивной задаче никакого отношения -- лишь бы удрать от грозы-угрозы, которая начинает уже помаленьку сыпать дождём в районе лагеря и высылает вперёд себя авангард шквалистых усилений ветра. Резко сбрасываю избыток высоты крутой спиралью. Двести метров над местностью -- вроде немного, но вкрадчивый подъём настигает меня уже и на этой высоте. Путевая скорость -- шестьдесят, глайд -- от пятидесяти до ста. Мда, садиться в районе лагеря определённо не стоит... Лихо пролетает внизу взгорок восточнее лагеря, что, впрочем, никак не влияет ни на путевую скорость, ни на лёгкий подъём. Всё на той же высоте и с тем же почти бесконечным глайдом проскакиваю и посёлок Курай. Коварный подъём начинает отпускать только ближе к торцу курайского "огурца". Дальше в направлении "горлышка" потихоньку оседают на землю другие пилоты. Посадка -- почти вертикальная: дует уже под десять метров в секунду. Не успеваю убрать крыло -- как по нему начинают звонко щёлкать первые капли холодного дождя. Быстрее, быстрее!..

Собравшись, окидываю взглядом Курайскую степь. Народу в воздухе остаётся немного, но пара тёмных точек уже почти втянулась в "бутылочное горлышко". Рискованно по такой погоде, но зато можно убежать от грозы в Чуйскую степь...

Итоги дня. Таск не разыгран, травм и запасок нет. Костя Трегубов приземлился в "горлышке" кубарем, примерно там же повис на дереве Ваня Удот. Все целы, проблем нет ни с людьми, ни с техникой.
theoretic
АвторТемы
23 Июл 2014
23.07: дождь, день не разыгран
С утра Курай задождил. Несильно, но вполне достаточно, чтобы отменить день и организовать массовый выезд на Актру. Отдыхаем.
theoretic
АвторТемы
16 Июл 2014
16.07: дождь и отдых
Ну что тут писать -- отдыхаем... Бешеный западный ветер принёс в Курайскую степь низкую по здешним меркам облачность и внезапно налетающие дожди. Отдохнуть после вчерашнего очень кстати. Народ разъехался кто куда, зато приехали самарцы и Ломовцев.
Ильич 2-й
17 Июл 2014
Ну что тут писать
Цитата:
Ну что тут писать
Што писать, што писать...
Ну, понятно, "путевые впечатления". Интересно очень, спасибо.
А что, фамилий героев спорта нет?
Ну, не долетели до финиша, но кто-то впереди был же ж наверно?
Или это только ты один и был? Но тогда так и скажи...

Не, Леша, не по журналистски это ни грамма...
z_max
19 Июл 2014
Re: Курай-2014: вести с мест
Алексей! Ну где же продолжение?!
theoretic
АвторТемы
20 Июл 2014
20.07: первый день Чемпионата России


Курай -- он всегда разный. После очень напряжённого финального дня Кубка Алтая (с виргой, болтанкой и прочими развлечениями) и нескольких (к счастью, не приведших к травмам) падений облёточного дня Чемпионата России Курай решил побыть добрым. Ну, или почти добрым.

Прекрасное, звенящее горное утро -- что может быть лучше?.. Разве что такое же утро -- но без "кошачьих хвостов" высотной облачности, сулящих ухудшение погоды через день-другой. Погрузка и завоз прошли почти гладко -- ну, застрял Урал-"вахтовка" в мягком как ковёр курайском дёрне, так зато сам же и выехал. Видимо, памятуя о неудачном облёточном дне, Ильич решил поставить короткое упражнение. Старт -- буква зю по нескольким точкам в дальних окрестностях лагеря -- торец "горлышка" -- новый ППМ ближе к южному борту Курайской степи -- лагерь.

Напуганный вчерашними падениями, народ не очень-то стремился в небо. Но лидеры, традиционно рванувшие в небо почти сразу после открытия окна, показали, что погода есть. Причём достаточно мягкая, без ужасов.

В районе старта погода оказалась, впрочем, даже слишком мягкой. Точнее, слабой. Неорганизованное бурление пилотов и термиков -- ситуация меняется каждые пару минут, и если сейчас ты выше всех, то совершенно не факт, что и через минуту всё будет так же. Кто-то, рискуя, пошёл брать старт-цилиндр низами, кто-то, наоборот, принялся "отвисаться" в горах, терпеливо "насасывая" драгоценную высоту. Но Курай спутал все карты -- традиционно мучительный переход до точки 61 сегодня оказался сказочно лёгким, с почти постоянными потоками.

Ну ладно, старт-цилиндр и первый ППМ взят, а дальше-то как? Лидеры отчаянно погнали -- впрочем, такова их, лидеров, планида. Щедро "сжигая" высоту, вполне реально было взять одним глайдом сразу несколько ППМов в окрестностях лагеря -- и так поступили не только лидеры, погода позволила!

Точка 103. Точка принятия решения. Цепляешь цилиндр с севера -- добро пожаловать в высокие горы с их сильными (теоретически) термиками, высокой (теоретически) базой и возможностью сэкономить сколько-то времени по пути на вход в "горлышко". Берёшь цилиндр с юга -- и прямая дорога тебе на курайский "огурец" с его хитро-расколбасными термиками, болтанкой, отсутствием гарантий приличного набора, но прямым путём на точку 24. Что лучше? Как это уже бывало много раз, лучше оказались оба пути. Ну, или хуже -- кому как больше нравится. "Высокогорники" и "огуречники", а также избравшие срединный путь встретились в окрестностях всё той же точки 24, и трудно было сказать, у кого же в конечном итоге оказалось тактическое преимущество.

Огурец. Удивительно чистое -- совершенно без кучёвок -- небо над головой. Коварные термики чистого неба, которые то упорно не хотят поднимать крыло вверх, что вдруг чуть ли не вяжут многострадальный аппарат морскими узлами. Высоты удручающе немного -- в районе 3000 -- а нам ещё предстоит знакомство с новой точкой 106, что автоматически означает необходимость покинуть ненадёжный Огурец ради совсем уж ненадёжной равнины. Лидеры, похоже, не переживают -- пусть низко, зато быстро. Порой даже очень низко. Рыскающий в поисках спасительного термика Каспер порой чуть ли не сливается со своей тенью на рыжем полотне степи. Несколькими сотнями метров выше с упорством истинных мазохистов месят ускользающие термики десятка два аппаратов. Вменяемо устроенных потоков здесь практически нет, поэтому хороший набор -- это во многом вопрос везения. Теряя и находя, бросая и возвращаясь, играя в чехарду, ухо к уху набирая в редких ядрах, медленно и ненадёжно смещаемся к спасительному для нас Огурцу -- там-то уж попрёт, сомнений нет!

Попёрло. Но встречный ветер никто не отменял. А до финиша ещё больше десяти километров. Вот она, тактическая интрига! Что правильнее -- поверить в Его Величество Глайд и, бросая потоки, рвать к финишу -- или терпеливо докручивать, смещаясь с ветром назад и теряя время, но с каждым набранным метром обретая запас надёжности? Ответ для каждого свой, и поди ещё найди правильный. Красивый шафранный Айспик Кости Трегубова решительно уносится вперёд, щедро тратя невеликую оставшуюся высоту. Позади докручивают более консервативные пилоты. Зная коварный нрав последних километров до лагеря, тоже решаю слегка поднабрать. А теперь -- погнали! Вторая ступень акселератора выгибает крыло дугой, чуть заметно дрожащей в тугом, осязаемо плотном встречном потоке. Глайд -- шестёрка. Потребный глайд -- 5,4. Дотянем?.. Дотянем! Спасительный термик где-то совсем рядом с лагерем радостно выкидывает нас с верным крылом на пару сот метров вверх, и теперь уже возможность финишировать никаких сомнений не вызывает.

...После ледяного вкусного воздуха четырёхтысячных высот жара на дне курайской котловины воспринимается особенно остро. Полёт окончен, и вместе со стремлением дойти, дотянуть, долететь стих и ветер. Полуобморочная тишь, прерываемая лишь треском кузнечиков да редкими слабыми движениями раскалённого воздуха, которые и ветром-но не назовёшь. Выхоложенная ветром высот снаряга мгновенно раскаляется чуть ли не докрасна. Собираться желательно побыстрее -- очень уж жалко снаряжение -- но красота окрестных гор такова, что неизбежно притягивает к себе снова и снова. Плотные, рельефно вылепленные бело-золотые башни кумулусов над далёкими загадочными хребтами. Лиловатые в солнце второй половины дня скальники. Пятна снегов. Едва заметные пятнышки парапланов, неторопливо ползущих к финишу -- так это выглядит с земли, а на самом деле где-то там, в холоде и встречном ветре, продолжается упорная борьба против ускользающих секунд и метров высоты. Но это там, наверху. А у нас лётный день уже окончен. Спасибо, Курай!

Итоги дня. Много финишей. Лидер дня -- предположительно Костя Трегубов. К сожалению, есть и непрятности. Применил запаску и жёстко приземлился на ней Олег Дементьев из Москвы. С подозрением на травмы ноги и руки его увезли на обследование, более подробной информации пока нет.
ВашГен
пилот XC
20 Июл 2014
Re: 20.07: первый день Чемпионата России
Алексей, спасибо огромное за репортажи. Читается запоем
truck_rider
Гость
20 Июл 2014
Re: 20.07: первый день Чемпионата России
Присоединяюсь к благодарностям и поздравляю Питерцев!
DL
21 Июл 2014
Re: 20.07: первый день Чемпионата России
Алексей, спасибо за освещение соревнований!
Читается залпом и без остановки!
mityaika
пилот выходного дня
21 Июл 2014
Re: Что там с Олегом Дементьевым?
Цитата:
Sergey Mymyser Пятка перелом, и плечо.вывих. Плечо возможно с разрывом связок. Ориентировочно прилетит в четверг утром во внуково.. Костыли есть у Быстрицкого. Надо встречать. Телефон у него там другой. Я отзванивался, держится бодрячком. Лохматый и Хумберт рядом.
Только что · Нравится
z_max
21 Июл 2014
Re: Что там с Олегом Дементьевым?
Эх, Олег-Олег
Скорейшего выздоровления
AirPal
пилот выходного дня
22 Июл 2014
Re: Что там с Олегом Дементьевым?
Просто шок!
Держись,Олег!
По правде-не таких вестей о тебе ожидал!
theoretic
АвторТемы
23 Июл 2014
21.07: второй таск Чемпионата России


21 июня: второй день Чемпионата России

Великолепный Курай этого года не может всё время оставаться великолепным. Прогнозы погоды -- почти немыслимая нечастая роскошь при нашем интернете -- предрекают резкое ухудшение погоды со вторника и дальше. Но у нас есть ещё один день. И этот день просто обязан быть особенным. Последний день хорошей погоды -- это обычно максимально высокая облачность и гуманная болтанка. Он так нужен нам, этот день...

С утра уже ясно, что прогноз потихоньку начинает сбываться. Тонкая пелена высотных облаков, заставляющая чуть побледнеть обычно пронзительное и густое курайское небо -- и первые кучевые облака высоко-высоко над соседним хребтом... Наш "домашний" хребет безжалостно высвечен яростным курайским солнцем, и кучёвка на нём объявляться не спешит. Но всему своё время...

Постановка таска проста и брутальна. Вчерашний таск с традиционной буквой зю по курайской степи и выходом в район новой точки 106 незамысловато дополняется полётом в Чуйскую степь. Причём никаких ограничений на способ преодоления "бутылочного горлышка" Ильич не накладывает. Один ППМ -- в торце "огурца", а следующий -- уже на выходе в Чуйскую. Как хочешь, так и лети! А чтобы нескучный таск стал ещё более нескучным -- нате вам elapsed time! Индивидуальный зачёт времени вместо всем привычной гонки. Длина таска без вычета цилиндром составляет устрашающие 127 км -- может, и не рекорд Курая, но к тому близко. Эх, порезвимся!..

Со старта погода кажется поздней и слабой, плюс "илэпст тайм", поэтому народ взлетать не спешит. Может, и зря -- первые же взлетевшие убедительно показывают, что потоки есть, и их много. Ещё пятнадцать минут -- и небо в районе старта уже усыпано разноцветными лепестками парапланов.

Погода между тем оказывается хитрая. Отчаянные попытки набрать в горах за стартом увенчиваются успехом далеко не для всех, зато над "чайным" полем и по пути на старт-цилиндр потоков оказывается неожиданно много. Как, впрочем, и "минусов". Курайская лотерея в чистом виде! Да ещё и таск с брожением туда-сюда над "чайным" полем... Причудливо смешиваются в одном потоке суровые узкие крылья лидеров и разноцветные аппараты попроще -- хотя обычно это случается только в первых "стартовых" термиках. Вот какое-то длинное крыло елозит в потоке почти над самым лагерем -- а много выше, под блёклым покрывалом высотных облаков, тянутся к очередному "поворотнику" счастливчики на совсем уж простых аппаратах.

Высота. Она -- наше горючее, наш главный друг, наша надежда. Высоты почти никогда не бывает много -- намного чаще её не хватает. Но сегодняшний Курай, похоже, готовит нам редкий сюрприз. Блёклое, ничем вроде бы не примечательное облако в районе ППМ 103 -- сколько мы видели этих облаков за предыдущие дни... Но высота, на которой холодный воздух начинает сгущаться в призрачное тело облака, заставляет сердце биться радостной надеждой. Высоко-то как! Неужели доберёмся до пяти тысяч?.. Спокойный набор, в котором мы плавно переваливаем за 3500, постепенно и вкрадчиво набирает ширину и силу. Плюс полтора, плюс два по усреднителю, четыре тысячи, четыре двести... А облако -- всё так же над нашими головами, всё так же клубится и растёт, медленно, но мощно втягивая нас под свою холодную тень. Четыре пятьсот. Центровать уже необязательно -- поток расширился настолько, что удержание в нём почти не требует ни внимания, ни сил. Становится ощутимо прохладно. Курайская степь далеко под нашими подвесками с завораживающей плавностью распахивается вширь и падает вниз -- и только ровный шум обтекания и захлёбывающийся стрёкот вариометров напоминают о том, что с каждой секундой и без того уже немаленькая наша высота прирастает ещё на несколько метров. Четыре восемьсот. Неровно очерченная, пропитанная жёлто-белым солнцем кромка облака клубится совсем рядом, и перестаёт просматриваться подошва облака -- прямой взгляд вдоль горизонта позволяет увидеть лишь смутную границу, выше которой -- только белое ледяное безмолвие. Четыре девятьсот. Пора выходить из спирального набора и идти по прямой -- во все стороны расползлась тёмно-серая, почти однородная сумеречная плоскость. Ещё чуть-чуть -- и всосёт. Пять тысяч! В Курае я ещё ни разу не видел этой цифры на эканах своих приборов. Пронзительный холод высоты сгущается в серую муть, стремительно обволакивающую сверху и с боков. Какое-то время иду по прямой, медленно теряя видимость вбок и слегка -- вниз. Но вот внезапно лопается серо-белая завеса ледяного ничто, и далеко-далеко внизу проявляются, как на фотоплёнке, знакомые контуры хребтов и пятна долин. Сбоку -- рваный, причудливый край облака, победно уходящий вверх на недостижимую мне высоту. Неужто совсем недостижимую? Старый трюк -- набор рядом с облаком на его наветренной стороне -- удаётся на ура. Без малого ведя рукой по рваному облачному краю, карабкаюсь ещё выше. Пять тысяч сто. И это не предел! Я один здесь, под боком у облачного исполина. Преодоление границы облака причудливо раскидало парапланы по разным высотам -- кто-то выскочил из-под облака чуть поудачнее, кому-то повезло чуть меньше. Но всё это происходит подо мной и слегка впереди. А у меня есть ещё шанс добрать, продолжить скольжение вдоль бело-серой призрачной стены. Пять тысяч сто сорок метров. Высоты много не бывает?!? С трудом вспоминаю, что мне ещё лететь вперёд, соревноваться, брать "поворотники". Облако так не хочет отпускать от себя... И всё-таки я вынужден оторваться от гипнотически плавного набора. И облако как будто обижается, проводив меня парой неласковых ударов по крылу. А всё равно спасибо!

С высоты за пять тысяч привычные курайские пейзажи начинают вырождаться. Высоты слишком много -- и то, что я вижу под собой, больше напоминает гугл-мэп, чем реальную, живую панораму гор и равнин, рек и лесов. Больше трёх тысяч метров над дном Курайской котловины... Но, подавив первый неразумный порыв жадно сберечь эту непривычно огромную высоту, до упора втапливаю в передний обтекатель первую ступень акселератора. И, как это уже было много-много раз, моё крыло начинает немудрёный процесс превращения метров высоты в десятки метров маршрута. Только сейчас этих драгоценных метров высоты набежало непривычно много... ППМ 24. Далеко подо мной ползают по склонам "огурца" те, кому повезло меньше. А у меня только-только начали согреваться руки, на пятитысячной высоте ставшие чем-то почти отдельным от тела. Уау-уау, говорит мне флайт-компьютер. Пора на следующий ППМ. Короткое движение корпусом -- и теперь гугл-мэп набегает на меня под немного другим углом, постепенно начиная превращаться в знакомый мне курайский пейзаж. ППМ 106. Методично просаживая чудовишный запас высоты, долетаю до слоя воздуха, где уже довольно тепло и можно осмысленно жить. Но высоты всё равно ещё так много, что о пополнении её запаса пока что можно не задумываться. Торец "огурца". Две восемьсот. Да, пожалуй, с этой высоты я могу взять ещё один ППМ -- но дальше уже надо будет непременно набирать. Даже пятитысячные запасы высоты, оказывается, исчерпываются рано или поздно...

И вот взят последний ППМ из тех, что призваны прижать к земле, рассеять по Курайской степи не самых опытных или не особенно везучих пилотов. Теперь впереди -- только "бутылочное горлышко" да серые скалы, ведущие в Чуйскую степь. А небо теперь уже совсем не такое, как в начале таска. Высотная серая хмарь приглушила солнечный свет, и протянулись через "горлышко" узкие длинные облака, набор под которыми почти неизбежен. И, почти незаметный на этой высоте, тянет в Чуйскую степь западный ветер.

Неторопливый, спокойный набор -- опять за четыре тысячи. Прямо по курсу -- такие знакомые серые скальники и рыжие осыпи. Предпочитаю идти в Чуйскую степь горами севернее "бутылочного горлышка" -- да, это больший риск, но и большая высота, большая скорость прохождения. И суровая, дикая красота этих мест, к которой невозможно привыкнуть. Серые облака стоят высоко над угрюмыми голыми ущельями -- пройдём, не впервой! Почти самолётные ощущения -- лёгкие плюса, ощутимый попутный ветер и большая, надёжная высота...

...которая так быстро тает в совершенно неожиданных для этого сурового горного кряжа "минусах". Три пятьсот. Прямо по курсу -- неприветливые каменные осыпи дикого ущелья и медленно накрывающая их облачная тень. Три тысячи. Ещё немного -- и ползущий подо мной горный хребет закроет мне путь к дороге. Сяду здесь -- и выходить придётся где-то сутки. Две девятьсот. Бледный свет притушенного высотной кисеёй солнца скупо высвечивает красноватую осыпь и голое, лишённое растительности дно распадка, в который я медленно, но верно проседаю. Нет права на ошибку -- или выпарю, или долгий выход пешком через хребет. Странно, но суровая реальность этого дикого места почему-то не пугает меня, и, медленно смещаясь к особенно яркому солнечному пятну на крутом осыпном склоне, я с интересом рассматриваю причудливую игру тусклого света на серо-рыжих камнях и бесконечной серой осыпи. Садиться здесь некуда. Путь отсюда один -- только вверх. Не найти поток я просто не имею права -- и поток находится!

Долгий и трудный набор в неуверенных слабых "плюсах", срывающихся с границы облачной тени. Плюс один по усреднителю. Высоты -- чуть за три тысячи. Да, я выберусь отсюда, но потеря времени получается слишком велика. Далеко надо мной, на высоте за четыре тысячи, ползут к финишу под серой облачной крышкой тёмные точечки парапланов. Один, два, три... Мне их не догнать -- зато с каждым отвоёванным у распадка метром высоты растёт и моя тактическая свобода. Уфф, четыре тысячи! Мрачный распадок остался далеко внизу, и теперь я снова волен двигаться вперёд по маршруту.

Ущелье на выходе из "горлышка". Пожалуй, лучшее в плане термичности место всей нашей зоны полётов. Не подведи, осыпь! Не подведи, серое облако! Рваная ненадёжная "двойка" воспринимается как подарок судьбы. Высота -- наше всё! Четыре пятьсот. Поток ожидаемо и предсказуемо расширяется и крепчает, постепенно превращаясь в звонкую, стабильную "тройку", ведущую под чернеющий рваный край мраморного облака. Четыре семьсот. Край облака уже совсем рядом, и сейчас самое время подумать о том, как быстро и правильно перемахнуть стоящий впереди белый гребень, чтобы выйти в Чуйскую степь на максимальной высоте. В паре километров впереди бодро накручивают несколько аппаратов -- всё, можно не думать, и, встав на акселератор, рвать вперёд, в Чуйскую.

Короткий рваный набор -- как поединок с упрямым потоком. Выход из-под облака -- через седые, причудливо изогнутые ветром космы, провисающие вниз на добрые пару сот метров. Вирга, которую вместе с нами несёт к земле недолгий, но мощный "нисходняк". Сухой перестук снега по шлему быстро стихает -- крупинки вирги начинают таять прямо в воздухе. Несколько секунд неожиданного ледяного дождя -- и облако отпускает нас, раскрывая впереди незабываемую панораму Чуи.

Погода Чуйской степи -- как награда за долгий и трудный полёт через горы. Под угрюмыми серыми облаками Чуйской гуляют такие потоки, которые ну просто невозможно не крутить. Даже теперь, когда до финиша остаются считанные километры. Никогда не могу удержаться от этой радости, пусть даже и ценой ухудшения спортивного результата. Какое значение могут иметь все эти очки и секунды, когда на вариометре -- без малого плюс четыре*, и высота в широченном мощном потоке нарастает как будто сама собой. Почти три тысячи над Чуйской степью... Кош-Агач -- как правильный узор, выложенный крохотными серыми камешками на серо-зелёном ковре заболоченной Чуи. Причудливый рисунок предгорий, выжженных и вымороженных до голого камня и серо-рыжей пыли. Величественный в своих масштабах и неторопливости спектакль распада предгрозовых облаков и выпадения вирги на южных хребтах. И бесконечно малая, не имеющая размера, забывшая себя точка где-то посередине между облаками, горами, далёкой землёй -- я.

Тысяча восемьсот метров высоты над финишем. Да, лидеры дня засмеют меня, когда, поборов этот совершенно нелепый с точки зрения спорта избыток высоты, на выезде из Ортолыка я мягко коснусь пыльной сухой земли с редкими кустиками неприхотливого жёсткого можжевельника. Но эти моменты жизни -- особенные. Достигнута цель, и сейчас можно, повиснув в небе над пустыми просторами степи, просто осознать, почувствовать себя в этом бесконечном, наполненном холодным ветром и серо-оранжевым светом просторе. Времени на это всегда не хватает. Особенно сейчас, когда до таск-дедлайна остаются считанные минуты. С большим сожалением возвращаюсь обратно -- в мир спорта, очков и секунд. Тугая спираль, сжигая высоту, заставляет глухо реветь разрываемый моей подвеской поток. Тугие, каменные клеванты, работать которыми надо по сантиметрам. Непривычно жёсткий, плотный контакт тела с подвеской. Перегрузка. Крыло, нагруженное до звона строп, коротко и резко подёргивается, вися сбоку от меня -- болтанка. Медленно приближается ко мне мир людей и машин, тепла, еды и питья, радостей и горестей. Я возвращаюсь. Я уже почти вернулся. Оценка силы и направления ветра. Одинокий коршун, плавно набирающий в шальном потоке почти от самой земли -- облететь его, не поломав выстроенную заранее посадочную глиссаду. Стремительно проносятся под выпущенными из кокона ногами мелкие камушки и желтоватая пыль. Торможение. Касание. Посадка.

Итоги дня: около 20 человек на финише, травм и происшествий нет.

* по усреднителю
Редактировалось: theoretic (23 Июл 2014), всего редактировалось 1 раз(а)
Олег
23 Июл 2014
Re: 21.07: второй таск Чемпионата России
Теоретик, офигенное спасибо за отчеты!!! Сегодняшний - лучше всех!

В начале висели фотографии. Первое же фото с облаком над ледником повергло душу в трепет - это какая же база??? Долго смотрел на 2-ю и 3-ю, пока не понял - они сделаны примерно там, где искали корейца. И правда:

Цитата:
Предпочитаю идти в Чуйскую степь горами севернее "бутылочного горлышка" -- да, это больший риск, но и большая высота, большая скорость прохождения.

А вот это:

Цитата:
Погода Чуйской степи -- как награда за долгий и трудный полёт через горы. Под угрюмыми серыми облаками Чуйской гуляют такие потоки, которые ну просто невозможно не крутить. Даже теперь, когда до финиша остаются считанные километры. Никогда не могу удержаться от этой радости, пусть даже и ценой ухудшения спортивного результата. Какое значение могут иметь все эти очки и секунды, когда на вариометре -- без малого плюс четыре*, и высота в широченном мощном потоке нарастает как будто сама собой. Почти три тысячи над Чуйской степью...

Эх, надо было назад лететь... или уже приближался дедлайн на посадку?

Цитата:
Итоги дня: около 20 человек на финише, травм и происшествий нет.

Вот что особо радует при таком таске.

Вообще, кусаю локти, что не смог поехать в Курай в этом году.
barvinsky
25 Июл 2014
Re: 21.07: второй таск Чемпионата России
Цитата:
Пять тысяч сто сорок метров. Высоты много не бывает?!? С трудом вспоминаю, что мне ещё лететь вперёд, соревноваться, брать "поворотники". Облако так не хочет отпускать от себя... И всё-таки я вынужден оторваться от гипнотически плавного набора. И облако как будто обижается, проводив меня парой неласковых ударов по крылу. А всё равно спасибо!
Накануне было выше http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=33054
До базы не добрался, потерял поток в очередном срезе или инверсии, а может просто начал тупить от небольшого недостатка кислорода. Облака были ещё довольно высоко надо мной, метров 200-300 точно.
theoretic
АвторТемы
25 Июл 2014
25.07: третий таск Чемпионата России разыгран
Подробно написать, увы, не смогу -- потому что пролетел только самое начало таска.

Погода выдалась чрезвычайно хитрая. Сложно устроенная облачность, которая меняется раз в десять минут. Много ярусов -- рваная кучёвка на высоте около 4000, какие-то почти волны повыше, тонкая высотная вуаль совсем наверху. Довольно сильный западный ветер на большой высоте, на 3800 -- срез, ниже которого ветер был существенно тише. В общем, настоящий парапланерный ребус, найти разгадку которого сегодня суждено далеко не всем...

Таск ввиду погоды чуть попроще, чем обычно. Меньше метаний по Курайской степи -- только проход против ветра от точки 24 до точки 103 в горах восточнее лагеря -- и традиционный финиш в Чуйской степи.

Несмотря на пасмурное в районе старта неба, потоки у старта всё-таки нашлись. Но трудные -- слабоваты и низковаты. Держаться за потоки надо мёртвой хваткой -- малейшая ошибка карается серьёзным отставанием по высоте от конкурентов. Неслабо работает фактор везения -- кто-то, схватив хорошее ядро, улетает под кромку облачности, остальные вынуждены довольствоваться долгим и трудным "жеванием соплей пузырями". Термическая лотерея раскидывает народ по окрестностям старт-цилиндра совершенно непредсказуемым образом. А дальше по маршруту -- постепенное смыкание серой облачной крышки с зализанными валами высотных волн. И как, спрашивается, мы туда полетим?..

Осыпные башни над стартом. Почти гарантированный источник термиков, если ничто другое не помогает. Неприветливые осыпные гребни ползут непривычно близко к подвеске -- после пятитысячных наборов прошлого таска высота 3000 почти не воспринимается как высота. И вот он -- термик-спаситель! Плюс три по усреднителю уводят под жидкий, но на удивление хорошо работающий рваный кумулус. На 3800 утыкаюсь в предсказанный Ильичём срез ветра. Моментально надёжный поток превращается в коварную рвань, которая лишь пинает крыло вместо того, чтобы тащить его вверх. Ну ладно, на безрыбье тоже неплохая высота! А впереди по маршруту высветился солнцем курайский "огурец". Сейчас над ним нет облачной крышки, и, судя по всему, "огурец" должен неслабо работать. Жму к нему. И происходит что-то странное -- чем ближе "огурец", тем ядрёнее "минуса". Тут бы мне и сообразить, что почему-то сегодня равнина работает лучше гор -- но увы, на полном акселераторе встречный ветер повыдувал из головы остатки мозга. С упорством профессионального параноика тяну и тяну вдоль щедро облитых солнцем склонов, округлившимися глазами наблюдая стабильные -2,5 на вариометре. Да что ж такое?!? Правее, над равниной, вяло и неубедительно ковыряются в "нулях" несколько аппаратов, и их положение на глазах становится одновременно тактически более выгодным и недоступным мне. Ещё пара минут такой игры -- и моей высоты внатяг хватает на то, чтобы перетянуть провода ЛЭП под "огурцом". Ещё минута -- и мой аппарат мягко оседает на можжевельники в паре минут ходьбы от Чуйского тракта. Приплыли!

Тем временем совсем недалеко от меня на высоте в пару сот метров происходит отчаянная борьба за ненадёжный поток у предположительных лидеров сегодняшнего дня. Поток скорее сносит наших героев на юг, чем поднимает. Но минут через 15 титаническое терпение Донцова, Латышева, Смоленского, Точилина и ещё пары примкнувших к ним бойцов в конце концов оказывается вознаграждено -- осыпаясь не дотянувшимися до ядра парапланами, "паровоз" постепенно уходит под серую крышку над Курайской степью.

Собираюсь, поглядывая назад по маршруту. И вот он -- второй "паровоз". А за ним -- и третий. Народ идёт низко, потоков на "огурце" по-прежнему нет, но личный пример воспаривших почти от самой земли лидеров ну очень заразителен. И вот уже в ненадёжном потоке над трассой елозят десятка два аппаратов. Набрать по-человечески удаётся не всем, но многим.

Дальнейшая спортивная борьба укрылась от меня за стеклом попутной машины, подбросившей почти до лагеря.

И очень неприятная новость -- на входе в "горлышко" на высоте около 2800 упал Саша Точилин. Пока что с ним есть только радиосвязь. Говорить может, но состояние, похоже, довольно тяжёлое. Ильич организует спасы, которые явно будут непростыми. Больше информации, увы, пока нет.
Олег
25 Июл 2014
Re: 25.07: третий таск Чемпионата России разыгран
2800 у входа в горлышко? Там такая высота есть в точке 1 и 2. Еще по описанию может быть точка 3, она до 2800 чуть-чуть не дотягивает.



Это что, получается, он взял точку в начале горлышка, потерял высоту над ней (там все всегда теряют высоту), далее снесся по ветру на угол пирамиды, по нему поднимался наверх, и там упал?

Да, спасы получаются непростые! Особенно из точки 1 - там крутые склоны. Ситуация, в которой реально нужен вертолет. Удачи всем. По возможности, держите общественность в курсе.
Редактировалось: Олег (25 Июл 2014), всего редактировалось 1 раз(а)
Ильич 2-й
25 Июл 2014
Re: 25.07: третий таск Чемпионата России разыгран
Ниже точки 1 (южнее, в сторону ущелья) Мася прямо на гребешке сломал руку (повезло, что не снесло на более крутые каменные склоны).
Спустился "пешком" сам, оставив крыло и снаряж.
По гребню вниз там "спускабельно". Но с носилками - это не совсем "пешком".
От дороги вверх - часа 1,5 - 2. Человек 12 (2 смены) + носилки... Вниз - столько же. Если сразу найти.
В 2006 Саня приземлился (очень смело и стремно) для оказания помощи рядом с пострадавшей, которую потом описанным способом несли вниз.

Если это там, в районе "1". Потому что вполне можно разложиться и на непростом рельфе, которого там есть...

Вертолет? В Курае?

Сане удачно все это пережить...
Артём
МС
25 Июл 2014
Re: 25.07: третий таск Чемпионата России разыгран
Спасы прошли успешно. Машина смогла доехать почти до места падения.
Sandor Ivancso
пилот XC
25 Июл 2014
Re: 25.07: третий таск Чемпионата России разыгран
Цитата:
Влбщем забрали меня из больнички, ушиб поясничного отдела, компреса нет. Позже напишу подробнее
theoretic
АвторТемы
28 Июл 2014
Пока не обсуждаем
На время спасработ всю эту историю не обсуждаем. Как будет ясность с пропавшими -- будет что обсудить.

Информация на время написания этого сообщения. Пока не найдены двое пилотов: Ткачук и Хвалёв. Дарченкова и Грабовский нашлись, проблем не имеют.
Iv
пилот XC
28 Июл 2014
Re: Пока не обсуждаем
Цитата:
Спасатели Мчс нашли третьего пропавшего. Максим Ткачук. Висит на запаске на скале, шансов нет , снимать будут завтра ((

http://www.paraplanoff.net/para_otchety/kubok-altaja-i-chempionat-rossii-2014-hronika-sobytij/msg56452/?topicseen#new
Аникей
пилот XC
28 Июл 2014
Re: Пока не обсуждаем
из сообщений не понятно жив пилот или нет.
Но судя по тому что снимать не стали, видимо надо готовиться к худшему.
S.Mizurov
29 Июл 2014
Re: Пока не обсуждаем
Рамиль Галеев
Цитата:
По информации от наших ребят что сейчас остаются там и оказывают всесильную помощь на месте вертолет забрать не может ( причину не уяснил - либо олачность низкая либо рельеф) , говорят, закинули спасателей наверх, и те намерены спускаться сверху и спускать вероятнее всего Макса вниз. Я так понял - с альпинистской снарягой. В любом случае группа на месте и продвигается к Максиму.
Олег
28 Июл 2014
Re: Курай-2014: вести с мест
С сайта алтайского МЧС: http://www.04.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=21581&dn=1406491200

Цитата:
Происшествия с туристами:
26 июля при проведении полетов дельтапланов участниками туристической группы в районе н.п. Курай Кош-Агачского района Республики Алтай четверо дельтапланеристов сильным порывом ветра были унесены в район Курайского хребта. Утром 27 июля начались поисковые работы. В течение дня двое туристов вышли на связь, были доставлены в н.п. Курай, в медицинской помощи не нуждаются. В течение дня наземными группами было обследовано около 50 кв.км, авиационной группировкой обследовано около 100 кв.км. На 28 июля запланировано продолжение поисковых мероприятий с расширением зоны поиска, задействовано 46 человек, 6 единиц техники, 1 воздушное судно, 9 дельтапланов.
Nord
администратор
29 Июл 2014
Тема закрыта
Тема закрыта

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Курай-2014: вести с мест