01.05.2013
Наработанного опыта затяжки дельтаплана нет. До ЛП, успешно, несколько раз затягивалали дельтаплан, опытного пилота, как в спокойных так и в термических условиях. Команда малинки двое: водитель и выпускающий, выпускающий я. До этого ЛП опыт 80-100 затяжек парапланов. Метеоусловия: Утро, термичка от слабой до умеренной. Ветер слабый с-в, от 0 до 30 град к линии затяжки. Подопытный пилот имеет небольшой опыт затяжек. Начало затяжки, старт нормальные, в процессе затяжки аппарат уводит то вправо, то влево. Локаут возник на высоте, визуально 300 м. Скриншоты трека: тынц1 тынц2 Видео, составлено из фотографий (Момент до локаута и после приближен, для детализации. Думаю комментарии в видео, некоторые ошибочны) смотреть прямо тут или смотреть с сайта Мои комментарии: В процессе затяжки, когда я заподозрил ненормальное поведении аппарата, послушался присутствовавшего опытного дельтапланериста и не стал прерывать затяжку. Перед наступлением локаута, аппарат резко пошел в левый вираж. Я подумал что пилот уже отцепился, и не сигнализирует по причине невозможности взять рацию (надо держать спидбар), через ~1 сек. дельтаплан разваливается. Пилот бросает запаску. Считаю виной ЛП послужило: Неподготовленность лебедочной команды к затягиванию дельтаплана и излишняя самоуверенность . Непродуманная и сложная система отцепки на стороне дельта. Отсутствие связи с пилотом Для себя уяснил если у выпускающего возникли малейшие подозрения на ненормальность ситуации, или непонятные моменты. Сразу командовать стоп-отцеп со стороны водителя, даже если решение ошибочное. Ну и понятно: к новациям подходить осторожно, с перестраховкой. Честно, сказать сейчас не могу вспомнить знал ли я тогда что у пилота нет рации, но думаю что вполне мог на это пойти. Сейчас упало всякое желание затягивать дельтики. Комментарии 1 (опытный дельтапланерист) У нас тут на буксировке случилось типа ЛП, но никто не пострадал. Вовка решил лететь с перецепкой, и все шло хорошо, пока не пришло время отцепляться второй раз. И тут-то случилась первая засада - веревка оторвалась от чеки отцепа. В перчатках чеку он тоже ухватить не смог. А внизу, в машине, не было адекватного буксировщика, который представлял бы себе что происходит. Собственно в машине никто даже не смотрел на затягиваемого. Рации у Вовки не было, сказать он ничего не мог, и пока пытался выдернуть чеку свалился в локаут. Когда начала быстро расти тяга, означающая локаут, а дельтаплан уже развернуло на 180 градусов (на старте мы все были уверены что он уже отцеплен, никто и не думал что это можно творить под тягой) - машина просто врубила заднюю и поехала назад. Типа парапланеристов нельзя отцеплять под тягой, и водитель решил что и дельтапланеристов нельзя. Кончилось все аццким локаутом с кувырком, сломанным дельтапланом (тут трос наконец скинули ))) ) и запаской. Парашют раскрылся, сел нормально, жив, цел, орел. В дельтаплане в хлам порван парус, килевая и несколько лат. Как ни странно остальное цело. Причины: 1). Непродуманная конструкция перецепки 2). Отсутствие связи с пилотом 3). Неквалифицированный буксировщик (не было визуального наблюдения за пилотом, не знал что делать в случае локаута) 4). Отсутствие слабого звена Комментарии пилота: 1. Был без перчаток, но все равно выдернуть чеку не смог/не успел. 2. Низко перецепился (высоту не помню), но я не смог задавить аппарат - спидбар просто упирался в веревку и так было до самого локаута (330 м превышения). Поэтому я так летел вальяжно болтаясь из стороны в сторону. И мне не очень понятно как летают без перецепки на малинке с тележкой. 3. В каркасе сломана область центроплана: килевая в двух местах и центральные латы. Я думаю, что килевая сломавшись спасла поперечку и отсальные трубы, т.к. крылья просто "подсложились". При осмотре на земле был выявлен только один дефект: на поперечке втулка для бокового узла несколько болтается в одном из отверстий. Но складывается впечатление, что это уже очень давно, к тому же я натыкался на форумах на похожую проблему, появляющуюся без всяких ЛП. 4. Из впечатлений: посадка на парашюте - это жесть! Снижаясь на парашюте вблизи земли искренне думал, что что-нибудь себе сломаю. Ноги вместе, чуть согнул, после удара сразу перекат на бок и ... - уффф, все цело, только коленку ушиб. Также доставляет неприятностей бесконтрольное вращение аппарата под парашютом. Так как тебя несет по ветру, то лучше всего встречать землю развернувшись к ней лицом, а тут не угадаешь, возможно и по ветру приземлиться - ногами/спиной. Я впечатался бочком в планету. |