Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП ЛП на старте, Марокко, март 2015
chechaco
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Мар 2015
ЛП на старте, Марокко, март 2015
Чтобы снизить уровень адреналина от просмотра видео, сразу скажу, что пилот цел, отделался царапинами.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта

Видео снято Игорем Полушкиным (iqest)

Дата
Начало марта 2015г.

Где
Марокко, старт Тимзгида, это км в 15-ти севернее Имсуана.

Условия
Слабый, околоштилевой ветер, прилично косит справа. Старт дикий, неподготовленный. Угол склона неплохой, но сама стартовая площадка горизонтальная, в камнях, разбег затруднен.

Пилот
Пилот летает уже не первый год, но техника старта не отработана. Причем прямой старт выполняется обычно гораздо лучше, чем обратный. Пилот эмоционален, импульсивен, навыки работы с куполом на старте удовлетворительные.

Описание
Собственно, видео очень информативное, можно любоваться с разных ракурсов. (iqest-у - большое спасибо за ролик. Не стоит его винить за то, что не доснял до приземления - нервы не выдержали... )
По сути можно сказать коротко.
Ошибка пилота на старте усугубилась неправильной командой РП. Пилот классически "плюхнулся" в подвеску.
Недостаточная скорость разбега, крыло поджато - не летит, начинается просадка. РП (я) дает команду "руки вверх". Крыло идет в разгонный клевок, пилот поджимает клеванты, но уже поздно: в поле зрения пилота попадает дерево, на которое он "неминуемо" налетит, далее - секундный ступор и столкновение. После столкновения - твист и неуправляемая баллистика, которая, к счастью, закончилась приземлением на склон под углом, близким к касательной. Не менее удачно подвернулся кусочек достаточно ровной площадки. В общем, в рубашке...

Анализ
То, что команда "руки вверх" была в данной ситуации неправильна, очевидно. Самое обидное. что у меня нет как таковой привычки при каждом старте кричать эту команду. Припомнив предыдущие старты, обнаружил, что в двух случаях наоборот просил "поджать клеванточки", в этом же случае явно ошибся. Почему скомандовал? Потому что увидел, что пилот снизил скорость перед отрывом и неправильно прыгнул в подвеску, предположил просадку. Но в данном случае скорее всего ошибся, т.к. потеря высоты в разгонном клевке получилась значительной.
Мог ли пилот избежать столкновения? Да, мог. Собственно, у него было правильное движение - поджать клеванты, но он сделал его недостаточно энергично. Скорость уже была досточной для выполнения "горки", вполне мог перепрыгнуть это дерево. Ну и банально отвернуть влево тоже получалось бы. Хотя и для того и другого была необходима хорошая реакция и психологическое состояние "управления".
Произошло бы столкновение, если бы не моя команда? Не знаю, не могу понять по видео. Мне кажется, все равно зацепил бы. Но тогда как оно вышло бы - неизвестно.

Выводы
В общем ЛП произошло по вине руководителя. Плохая техника старта - обычное явление, норма учебного процесса. В данном случае условия явно превышали порог безопасности для данного пилота. О чем РП знал, тем не менее разрешил старт. В итоге ошибки, не критичные для более простых стартов, едва не привели к тяжелым последствиям.
Очень хороший негативный опыт для обоих - и для пилота и для РП.
Редактировалось: chechaco (17 Мар 2015), всего редактировалось 1 раз(а)
chechaco
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Мар 2015
Re: ЛП на старте, Марокко, март 2015
Я правильно понимаю, что коменты здесь не допускаются?
Может, и есть в этом резон... По крайней мере непродуктивного срача нет.
Тем не менее в личку приходят толковые комментарии. Выдержка из одного из них (от Test-a):
Цитата:
Стартовал он нормально, вывел купол хорошо, и держал его до конца 17-ой секунды по видео точно над головой.
Я еще хотел придраться, но не смог. [Очень рад] С 15 по 17 сек. включительно все прямо идеально.
Ну, стал вправо уходить, сам же указал, что ветер косил, а всего рельефа площадки с точки съемки не видно,
но, похоже пара-тройка метров левее у него была. Причина все равно не эта, хотя, может, к дереву бы не прилетел.

А вот на в конце 18 секунде пилот сам зажал клеванты. Это четко видно по задней кромке
И целую секунду в разбеге крыло душит. До самого запрыгивания в подвеску.
Угол крыла по вертикали был примерно 20 градусов сзади пилота. Что, в общем, много.
И в этом состоянии он "плюхнулся" в подвеску. Крыло было переторможено, соответственно, он полетел вниз.
Собственно, ты увидел это и дал команду "руки вверх".

Это по поводу пагубной привычки преждевременного запрыгивания в подвеску. Еще раз, особенно для начинающих, типичная НЕПРАВИЛЬНАЯ последовательность:

- при приближении к отрыву пилот слегка притормаживает. На начальном этапе обучения это происходит рефлекторно: страшновато. Потом может войти в пагубную зафиксированную привычку, неосознанную. Пилот с опытом страха такого уже не чувствует, тем не менее моторика закрепляется: перед усаживанием в подвеску надо тормознуть слегка, сгруппироваться и прыгнуть в подвеску. НЕПРАВИЛЬНО! Прыжок получается по типу усаживания в санки на ходу, на какое-то время купол разгружается;
- падение давления в куполе пилот чувствует и, естественно, поджимает клеванты, чтобы его компенсировать. Происходит это опять же, на уровне моторики, которая на этот раз правильная, но она МОЖЕТ и не спасти, так как
- крыло имеет недостаточную скорость; зажато;
- отсюда отсутствие достаточной подъемной силы, сразу после отрыва пилот проваливается вниз. Насколько - зависит от того, какова была амплитуда НЕПРАВИЛЬНЫХ движений, от крыла, загрузки и пр. Вот именно поэтому выпускающие так часто орут вслед пилотам: "Руки вверх!!!". Но выпускающие - тоже люди, и даже опытного выпускающего может подвести глазомер. Поэтому лучше не рисковать, а стартовать ПРАВИЛЬНО!

Технике старта на форуме посвящено огромное количество постов. Тем не менее еще раз один ключевой момент.
НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ ПЕРЕД ОТРЫВОМ, ЕСЛИ НЕ СОБИРАЕШЬСЯ ОТМЕНЯТЬ СТАРТ. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТОЛЧОК ДОЛЖЕН БЫТЬ НАПРАВЛЕН ВПЕРЕД (ПО АНАЛОГИИ С ПРЫЖКАМИ В ВОДУ: КАК БУДТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПРЫГНУТЬ ЛАСТОЧКОЙ, А НЕ НАЗАД ИЛИ ВВЕРХ, КАК ПРИ "БОМБОЧКЕ").
Очень рекомендую все-таки осваивать всем технику старта "ласточкой". Все получается автоматически - и нагрузка соответственно скорости разбега, и финальный толчок. Наземка вам в помощь!

Редактировалось: chechaco (17 Мар 2015), всего редактировалось 1 раз(а)

  Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП ЛП на старте, Марокко, март 2015