кратко: весенняя термика, пилот сорвал крыло, низко над землей,
негативка, двухсторонний галстук, ротация, падение, нога и компресс, запаска полностью открылась уже после удара об землю долго: пилот: выходного дня, летает давно, но в последнее время мало (40 часов в год) за зиму налета почти не было... крыло: старое (4 года) честный ЕН-С, новые стропы (крыло летало под мотором), триммера затянуты погода: весенняя горная термика, узкие сильные потоки с периодическими паузами, в воздухе, временами, удержаться было не просто еще было тесно: все что могло летать повылазило из своих зимних нор, чтобы расправить крылышки на весеннем солнышке фоновый ветер до 5 м/с с термическими порывами происшествие: пилот затянул триммера и клеванты, т.е летел в режиме наименьшего снижения, ожидая подхода следующего пузыря. и дождался. пилот, неожиданно, почувствовал, что крыла над головой нет, руки вверх, клевок вперед, взгляд на крыло - конфигурация непонятная, мощный галстук с одной стороны и маленький с другой, "здоровой". Начало входа в ротацию, половина витка - крыло не управляется. сколько высоты? - высоты нет. Запаска. Надо приготовиться к приземлению и собрать основной купол, еще пол витка. что-то купол трудно собирается... и где же запаска? А вот она летает рядом вместе со сложенным куполом, земля. трудно сказать, что конкретно спасло пилота: все таки "дыхнула" запаска в конце или то что пилот дернул купол и как-то его затормозил или то что пилот упал на мягкий склон и на ноги или большой протектор ? или все сразу. ошибки (как считает пилот): 1. налет в год маленький, а крыло хоть и честное ен-ц но требует внимания или надо сменить крыло или летать в условиях попроще, ну и весной - особое внимание, еще не наработал рефлексы, а термика очень злая 2. старые, с большим налетом, купола склонны к задним режимам, а если еще затянуть триммера и клеванты... то даже после простого сложения выход может быть интересный во общем для любителей старых крыльев (или у кого мало денег на новое крыло) есть над чем подумать. Все равно эти денежки сейчас несешь в лечение. у пилота было (еще одно) новое крыло, но оно лежало дома, "потому что наверху грязь от растаявшего снега" и пилот взял старое "залетанное" крыло в весеннюю термичку. 3. запаска. пилот флегматик, то есть действует по схемам наработанным "дома", после броска неплохо бы проверить что с запаской, а не переходить к следующему пункту плана спасения. дополнение: пилот согласен с конструктивным замечанием теоретика https://paraplan.ru/forum/topic/138400 техническая причина негативки (и последующего падения) было зажатое крыло на входе в узкий турбулентный поток. т.е пилот "доил" крыло как мог, чтобы не "провалиться" - потоки узкие, злые и короткие, паузы большие (закрывали облака) затянутые моторные тримера еще приблизили негативку и усугубили невыход ну что еще усугубило, то что это было старое, на границе использования, крыло, пропускаемость 20 секунд (новое 300) почему пилот так опасно пилотировал - большой зимний перерыв, - потом он хорошо знает это крыло (4 года полетов на этом крыле в том числе в непростых горных условиях), - ну и для мотора клеванты были перевязаны на повыше, т.е. полностью опущенные руки вниз не достают до заднего свала. дополнено через год, после проверки у производителя: это были штатные триммеры для моторного крыла и находились в момент происшествия в правильной позиции (до конца затянуты) крыло старое, но лёто-пригодное (прошло регулярную тех. проверку), все равно было отдано для наземных тренировок как ни прискорбно говорить - ни крыло ни его состояние не было причиной падения, целиком ошибка пилотирования |