Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП ЛП в Юркалне, Балтика, береговой динамик. 27.10.2015
chechaco
АвторТемы
пилот выходного дня
03 Ноя 2015
ЛП в Юркалне, Балтика, береговой динамик. 27.10.2015
Отчет о летном происшествии 27 октября в Юркалне.
27 октября в Юркалне с небольшим интервалом по времени были сдуты усилением ветра несколько пилотов. У двоих (у меня и молодой пилотессы Заны) - серьезные переломы ног.
Писал для местного форума, здесь дублирую, поэтому могут попасться местные названия, но сути не менят.
Если хотите полнее представлять место - в отчетах выложил подборку фото.

УСЛОВИЯ

Место.
Юркалне, "Закю Крогс".
Погода.
Облачность от сплошной, разноуровневой, до переменной 50-60%.
Ветер.
Западный. Прогнозы в цифрах уже не помню. Один из пилотов, с утра уже стоявший на склоне, сказал, что windguru показывал усиление утром с максимум в 11.00, затем ослабление. Meteoblue.com вроде показывал 6-9 весь день, с порывами до 10.
Накануне ветер по данным метеосайтов был более порывистым, тем не менее полетал-налетался ок.

ПИЛОТ
Я.
Опыт полетов - около 10 лет, но динамиков у малых склонов немного. Больше горных полетов. В последние года три - налет небольшой, часов по 20-30. В этом году уже летал в Юркалне, в сумме около 10 часов (три или четыре раза). Крыло - МacPara MARVEL, EN-C, в реальности ближе к EN-D (удлинение 6,5), год выпуска 2011. Загрузка - по верху вилки. Крыло довольно скоростное, что немаловажно в данном разборе.
В целом отношу себя к пилотам "уверенного среднего уровня".

КАК ВСЕ БЫЛО

Прогноз, похоже, выполнялся. Часов в 10-11 наблюдал в воздухе уже 2-х пилотов. Один из них, Максим Федоров, к тому моменту уже разок "сдулся", приземлился на ровном участке в левой части, без последствий. Наблюдали, как пилота над лесом справа сносило по ветру на приличной высоте, но аксель позволил пробиться вперед.

Я накануне уже полетал, "утолил первый голод", плюс ночь была бессонной, напрягаться не хотелось. Поэтому решили с товарищем съездить неспешно пообедать, а потом посмотреть, как будет...

Около 15.00 (могу немного ошибаться) измеренная скорость на перегибе показала фоновых 8, в порывах 8,5-9,0 м/с (анемометр был у другого пилота). В поле зрения благополучно летало уже штук 6 куполов, и я решил немного полетать, хотя думал, в общем-то, что если и не полетаю - то по поездке все равно "зачет", да и главная цель была - ночные полеты!

Стартовал с пляжа. Когда раскладывался, мимо пробежала Зана, пытаясь взлететь. Насколько заметил, эта попытка у нее не получилась. Т.е. она стартовала уже после меня?

После вывода купола, фазы "притирки" к склону, когда стараешься поймать зону подъема, не было совсем. Сняло почти с середины пляжа, сразу быстро и мощно. И здесь я начал ошибаться!!! О причинах ошибок чуть позже, сейчас попытаюсь восстановить детали.

Ошибка первая. Правая клеванта оказалась перекрученной. Само по себе, может и не страшно, но я потратил на то, чтобы ее перехватить, секунду-две. Вместо того, чтобы сразу выжать аксель на полную и пройти к морю!! Учитывая, что склон в Юркалне всего метров 8-10, этих двух секунд оказалось достаточно, чтобы я оказался уже над перегибом!
Тут я уже выжал аксель, но этого оказалось недостаточно: все равно несло спиной вперед. И здесь была сделана еще одна ошибка!

Ошибка вторая. Сложил уши. Был расчет, что со снижением удастся попасть в нижний слой воздуха и в режиме "аксель+уши" пробиться вперед. Увы, отрицательная скорость только увеличилась, причем заметно. Но уши свое дело сделали, - быстрое снижение, - и я приземлился очень мягко метрах в 10 от обрыва. Но приземлился, естественно, на спину, в беспомощной позе. Что оказалось решающим - руки были блокированы удержанием ушей, я понимал, что если их отпустить - купол наберет парусность и потащит назад. Ну и третья, финальная ошибка: я попытался перевернуться на живот, лицом к куполу, чтобы попробовать погасить купол.

Ошибка третья. Пытаюсь восстановить каждое свое движение. Впрочем, так точно могу уже не помнить. Мне кажется, в процессе переворота руки приподнялись сантиметров на 30. Ну представьте: вы лежите на спине, и вам надо перевернуться на живот: как будут перемещаться ваши руки? Ну да, если через левый бок, то правая рука пойдет вначале к голове-влево сантиметов на 30. Представили? Ну да, пожалуй, так и было. Этого оказалось достаточно, чтобы одна консоль вылетела наверх, купол мгновенно надулся и меня просто выдернуло вверх-назад. Метра на 2 всего, но скорость получилась по ветру + "кайтовый эффект". По ощущениям, 60-70 км/час. Дальше - удар об землю, очень сильный, встретил ногами, но удар был боковой. Встречать удар в группировке - не решился. Вот не поверите - за эти доли секунды успел проанализировать: если падать в группировке - рискую все телом, и позвоночником в первую очередь (а он у меня уже "заслуженный" ), а так - ну, - ноги!..
К счастью, практически сразу после падения крыло въехало в деревья и остановилось. Нога, увы, торчала совершенно под невообразимым углом, ожидал увидеть обломки костей наружу. Почти: кожа натянулась, но не "проткнулась". Повезло.

Да, хотел особо отметить: все произошло очень быстро, с мгновенной жестокостью. Каждая расписанная мной фаза - вопрос секунд. ТАК ПРОИХОДЯТ ВСЕ АВАРИИ - НА ПРЕДЕЛЕ ВАШЕГО ОСОЗНАНИЯ И РЕАКЦИИ!

ОШИБКИ, ПРИЧИНЫ И ВЫВОДЫ

1. Общее: легкомыслие. В последние годы я больше работаю гидом-инструктором, чем летаю сам. В итоге мой собственный технический уровень объективно снижается. В принципе, ничего страшного, НО: осознание своей подготовленности осталось на прежнем уровне, как, скажем, 5-6 лет назад, когда я летал много и активно. Это несоответствие неизбежно в нашем спорте приводит к травмам. Это закон, увы: если пилот себя переоценивает - жди неприятностей. Что обидно, все это я уже осознавал, и "звоночки" были - мелкие травмы в прошлом году в Греции и в этом в Марокко. Были допущены банальные ошибки, приведшие к посадкам "на грани фола". Но здесь, в Юркалне, внутренний настрой на "спортивный" режим произведен не был. В итоге - небрежность (запутанная клеванта), и, главное, - абсолютно не продуманы в голове аварийные ситуации, когда на размышления нет времени и действовать надо автоматически, на пределе реакции. Такое возможно только при наличии готовых сценариев в голове. Результат - ошибки, которые на этот раз не простились. В предельную погоду вы должны быть готовы действовать автоматически!

Да, еще. Чуть ли не впервые за несколько лет летал в кроссовках, а не в летных ботинках! Не уверен, что было бы лучше, так в ботинках удар распределился бы по всей ноге и почти наверняка повредил бы и колено. Да, стопа пострадала бы меньше, но фиг его знает, что лучше - один перелом тяжелый или два полегче..
Тем не менее - сам факт очень показательный...

2. Уши. Здесь эта ошибка оказалась фатальной не столько потому, что увеличилась скорость сдувания назад. Ну, в конце концов, на 5 км/час - что это изменило, я все равно летел спиной вперед, аксель не спасал! Зато вверх не выдуло...
Главная проблема оказалась в том, что сразу после приземления, когда лежал на спине, Я НЕ МОГ ОТПУСТИТЬ РУКИ, чтобы перехватить задние ряды и сорвать купол!!! Именно это я имею ввиду, когда говорю, что в голове нет готового аварийного сценария. Были минимум две или даже 5 секунд в полете, чтобы отпустить уши перед касанием и приготовиться сорвать С-ряды! Я же заворожено смотрел на приближающуюся землю и надеялся, что падение в небольшие кусты меня затормозит.
Вообще о применении ушей в динамиках надо поговорить подробнее. Здесь не совсем все очевидно. Для разных куполов, для разных позиций относительно перегиба - похоже, разные рекомендации.

3. Переворот из положения "на спине" в положение "на живот, лицом к куполу". Сработал рефлекс: переворачиваться более-менее так же, как мы обычно делаем при обратном старте. Здесь же надо было делать по другому: тянуть руки к коленям, животу и наваливаться всем телом. Потом пытаться одной рукой удерживая обе стороны, другой рукой дотянуться до С-рядов. Не знаю, насколько это реально. Возможно, лучшим вариантом было бы продолжать ехать на спине по траве до деревьев. Камней же не было вроде!
Ладно, по крайне мере теперь мы все еще раз узнали, что при запредельном ветре, когда ты уже лежишь на спине - ситуация чрезвычайно опасная, и лучше позволить протащить себя назад секунду-другую, чтобы продумать, подготовиться и совершить правильное действие.

4. Конкретно для Юркалне. Если тебя сдувает - не пытайся любой ценой удержаться как можно ближе к краю, т.е. "вперед". Если аксель не спасает, главное - контролировать высоту (кстати, возможно, с помощью ушей) на уровне не более 2-3 метров и, когда будешь уже близко к деревьям, сорвать купол. Или даже просто "въехать" в деревья. Ну да, крыло может пострадать, но падение вряд ли будет таким тяжелым. Кстати, именно так приземлился пилот, который сдулся через пару минут после меня - когда ко мне уже подбежали люди. Крыло развесилось с хрустом и треском, но сам пилот не пострадал и падение получилось не страшным.
В моем случае получилось, что сзади меня было достаточно пространства, чтобы крыло надулось и набрало скорость...

5. Аэрология. При кажущейся простоте места, аэрология при сильном ветре может преподнести сюрпризы. Попробуйте, походите по обрыву с колдуном, а лучше с лентой на длинной палке. Я попробовал накануне и оказалось очень любопытно: расположение роторных зон и направление ветра за перегибом может меняться даже в пределах 10-20 метров. Кстати, этим можно объяснить, что когда меня, Зану и еще одного пилота практически одновременно сдуло, совсем недалеко другие пилоты спокойно летали.

6. Про Зану. Это реально очень обидно. Девочку жаль. Парни, кто-нибудь руководил ею? Не знаю, была ли у нее рация? Она упала минут через 10 (?) после меня... Пытались ли ее посадить на пляже?


ПРО ЭВАКУАЦИЮ И МЕДИЦИНУ

Ребята, еще раз всем искреннее спасибо за помощь и поддержку, как в первые минуты, так и потом - с машиной и т.д.!!!

В аптечке у меня нашлось что-то из обезболивающего (БАРАЛГИН), съел пару таблеток. Не знаю, сработало ли именно это, но шок не развился, мне кажется, что разговаривал и общался я адекватно. Ну а дальше - замечательно. Девушки в скорой - очень дружелюбные и заботливые: дозу вкатили, капельницу наладили, давление-пульс меряли, ладошку на лбу держали... Рекомендую

Перелом оказался тяжелым, с кучей смещений, отломков, полным вывихом голеностопа и разрывом связок. Каша, как выразился хирург. Вначале в Вентспилсе собрали в кучу, наложили гипс, через день прооперировали в Риге на Дунтес. Напихали кучу железок, теперь 6 недель категорически без нагрузок на больную ногу. Т.е. костыли и предельная осторожность, т.к. нога без гипса.

Да, с попаданием на операцию в Риге после больницы в Вентспилсе были серьезные организационные проблемы, держите это в голове на всякий случай. В случае чего - любой ценой старайтесь попасть сразу в травматологию, где смогут сделать настоящую операцию. Хоть скорую до Риги оплачивайте, не знаю..


На этом заканчиваю. Отчет получился длинным, но выбрал именно такой вариант подачи материала. Надеюсь, кому-то будет полезным.


Всем безопасных полетов и вообще - радостей в жизни!


PS. А в Юрмале, похоже, опять бабье лето! Эх-х...

  Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП ЛП в Юркалне, Балтика, береговой динамик. 27.10.2015