Пилот: я. Летаю с 2010 г., за 2015 налёт около 100 часов.
Крыло: Niviuk Artik3, размер XS. Налёт на крыле на момент ЛП 160 часов. Условия: Индия, Бир. 23 октября 2015. Почти 14:00. Погода: нормальная бирская. Ветер слабый. Термичка активная, база 3200-3400, потоки в районе +3-4 м/с. В сторону БигФэйса облака более мощные, с вертикальным развитием, в сторону ТрэйнСтейшн кучовка над триггерами, чем дальше на восток, тем реже облака. Описание ЛП ТрейнСтейшен. Полёт в термодинамике. Маршрут стандартный. Обхожу в плюсах и ноликах вершинку. До ЛП и сразу после него по этому же самому месту (плюс-минус метров 100) как по рельсам прошёл целый табун парапланеристов. В момент ЛП высота 2600 абсолютки, над рельефом около 150 м, к рельефу не жалась. Попадаю в минус, сложение. Оцениваю высоту на предмет, а не бросить ли парашют, решаю пока не бросать. Крыло с доворотом в сторону склона клюёт чуть ниже горизонта. Падаю мимо строп и крыла. Мгновение – крыло над головой, а я лицом к склону. Не глядя на крыло, на автомате начинаю отворачивать от склона. Рывок, твист, крыло в горизонте и с бешеной скоростью раскручивается. Тянусь к парашюту, смотрю в стремительно приближающийся отвесный булыжник размером с двухэтажный дом. Цепляю крылом верхушку сосны, делаю вокруг неё один оборот. Вишу. Ни царапины. Парашют таки не успела даже дёрнуть. Трек Анализ, выводы По всей видимости попала в резкий минус – рубануло. Можно ли было его спрогнозировать? Не думаю. Проход по данной конкретной траектории ошибкой не считаю, ротор или дежурный поток с дежурным злобным минусом там не живёт. Отловить сложение не успела – слишком резко и без предупреждения сложило. Допускаю, что можно было отработать. Основная ошибка: не глядя на крыло, не оценив, что там с ним и в каком режиме оно находится, попыталась отвернуть от склона. Надо было дать крылу разогнаться, а я достаточно интенсивно потянула за клеванту и сорвала правую консоль. Дальше твист и авторотация. В момент выхода из клевка до склона было ещё достаточно далеко, ёлки ногами я не пинала, и невышедшее в нормальный полёт крыло было более существенной проблемой. Привычки смотреть на крыло у меня нет вообще... Надо вырабатывать для экстренных случаев. Скорость во вращении по треку - 160 км/ч. От твиста до дерева по времени – пара секунд. Если б не сосёнка, то скорее всего всё закончилось бы совсем грустно… Успела бы раскрыться запаска? Чёрт знает... Мне кажется, что вряд ли. Спас.работы Сразу доложилась своим, что вишу на дереве. В мою сторону полетел спасатель, нашёл, сел где-то внизу, пошёл в мою сторону пешком козьими тропами. Повисла на высоте 2500, метров 15 до земли. Склон очень крутой. У меня при себе по счастливой случайности оказались 20 м верёвки 8 мм, оттяжка, карабин, спусковая система «восьмёрка» (опыт использования этого добра минимальный есть: скалолазание и периодические тренировки по самоспасению). Верёвка лежала в заднем кармане подвесной на самом дне – достать его оттуда возможно, я проверила. По шпалам дошла до ж/д станции, оттуда вниз. Встретилась со спасателем, пошли вниз вместе. Вышли к цивилизации с асфальтом и такси уже в полной темноте. Фонарик в рации, как оказалось, вещь полезная. За крылом ушли на следующее утро. Когда пришли, сосёнку уже подрубили, и всё моё барахло медленно уплывало за хребет. Индусы таки увидели двух странных белых и пошли у них уточнять, их ли глайдер. Всё вернули, кроме 20 м верёвки. На крыле три порыва на нижней оболочке общей длинной с метр, оборванная галстучная и смола. Починили. Летает. |