Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Как летать быстрее маршруты в горах?
Zidar
АвторТемы
пилот XC
13 Дек 2015
Как летать быстрее маршруты в горах?
Итак, типичные маршруты поблизости от старта освоены, с каждым разом хочется отлетать всё дальше и дальше, исследовать новые интересные места. Но есть проблема. Далеко не каждый день лётной погоды бывает больше 6 часов. Ментальная батарейка садится и того раньше - часов через 5. Получается, что за это ограниченное время нужно умудриться улететь дальше и еще (опционально) успеть вернуться.

Как вы это делаете?

Смотрю на эпичные треки других пилотов и хочу научиться летать так же.

Попробовал сам ответить на свой вопрос, вот что получилось:
1. Участвовать в соревнованиях, набираться опыта
2. Целенаправленно тренироваться летать "на скорость" по известным маршрутам
3. Летать на самом современном крыле своего уровня безопасности
4. Принять за допустимый риск бомбануться далеко от дома
5. Пореже отпускать акселератор
6. Не крутить! "в термической спирали вы 50% времени летите в неправильном направлении"

Поделитесь мудростью! Какие еще есть полезные тактические приёмы? Какие важные идеи я упустил? На что обращать внимание?
Как летать быстрее при сохранении прежнего уровня безопасности?


* Условия полётов: Альпы, рельеф и погодные условия чисто горные. Потоков много, квалифицированному пилоту удержаться в воздухе не составляет труда. Встречаются потоки с довольно резкими границами. Скороподъёмность потоков вплоть до +7 м/с, обычно +3..+4 м/с. Текущий опыт позволяет летать полноценные маршруты в более-менее знакомых горах, не входя в сильный компромисс с безопасностью, но получается медленно.
FeeL
пилот XC
13 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
ТОС в помощь
+
- набирать в потоках ровно столько, сколько нужно для перехода
- более оптимально строить переход (лететь нолями, см. больше на орлов, как они летят на переходах)
- использовать термодинамик на переходах, если это возможно
- использовать конвергенцию
JG52
Гость
13 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
С вашим опытом, уже пора самому советы раздавать. В вашем случаи на мой взгляд, только соревнования помогут. Но надо соревноваться на своем уровне, т.е не тупо гонятся за лидерами, а пытаться победить тех кто рядом. Грубо говоря после первого дня ты занял 10 место, значит на второй день, твоя задача стать девятым, т.е ты летаешь и ориентируешься на ближайших своих конкурентов. Кстати совет не мой, мне его лет 20 назад дали опытные спортсмены дельтапланеристы. Удачи
Zidar
АвторТемы
пилот XC
13 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Цитата:
В вашем случаи на мой взгляд, только соревнования помогут.
Да уж.... похоже, что от соревнований никуда не деться.
Zidar
АвторТемы
пилот XC
13 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Цитата:
ТОС в помощь
Про то, как сдвигается поляра вверх-вниз и вправо-влево, я понимаю.

Тут есть пара соображений.
1. В сильных условиях (типичных для нашей местности) прямое следование этой теории приводит к полётам то на скорости минимального снижения (или даже медленнее, при пролёте потока по прямой), то на максимальной скорости. Получается, что постоянно упираемся в границы рабочего диапазона скоростей.
То, насколько можно жать акселератор, определяется скорее турбулентностью, нежели оптимальным углом планирования.

2. Оптимизировать фактический угол планирования удобнее банально по GPS'у. Автоматически учитываются все факторы: ветер (в т.ч. боковой), скороподъёмность потока и т.д. Понятное дело, лететь, уткнувшись в циферку глайда на экране, нерационально из-за большого запаздывания данных. Но общее примерное представление получить можно.

Цитата:
- набирать в потоках ровно столько, сколько нужно для перехода
- более оптимально строить переход (лететь нолями, см. больше на орлов, как они летят на переходах)
- использовать термодинамик на переходах, если это возможно
- использовать конвергенцию
Принято! Благодарю.

Разве что последний пункт, в применении к горам, для меня тёмный лес. Я пока не понимаю, как различить нормальную конвергенцию и условия, когда в погоде происходит что-то нехорошее, и прёт везде, и следует как можно быстрее сваливать на посадку.
FeeL
пилот XC
13 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКОРОСТЬ
Более быстрый полет означает и более дальний полет, а именно это и является целью для большинства пилотов при маршрутном полете. Но это не означает, что на протяжении всего полета необходимо постоянно ускоряться, используя акселератор. Чтобы лучше понять, когда же именно использовать спид-систему, необходимо ознакомиться с теорией «скорости для полета» МакКриди. Изначально созданная для маршрутных полетов, теория «скорости для полета» МакКриди говорит, что для каждого определенного момента существует своя оптимальная скорость полета, при которой летные характеристики крыла проявляются наилучшим образом и дальнейший полет проходит более успешно.

Идеальная скорость задается тремя компонентами: кривой поляры параплана, средней скоростью набора высоты в термических потоках и встречным ветром. На основе этой теории можно получить очень точные данные, если все исходные сведения верны или если используется кольцо скорости МакКриди – прибор, созданный для более быстрого произведения подсчетов при нахождении в воздухе. Чтобы без проблем использовать этот прибор во время полета на параплане, запомните основные принципы:
Чем сильнее встречный ветер, тем быстрее надо лететь;
Чем сильнее попутный ветер, тем медленнее надо лететь;
Чем сильнее термические потоки, тем быстрее надо лететь;
Чем больше удлинение крыла, тем быстрее надо лететь.

Вот пример применения теории МакКриди на практике. Если я лечу на параплане класса Competition при нулевом ветре в термических потоках, скорость которых +2 м/с, необходимо курсировать между потоками со скоростью более 50 км/ч. Если скорость встречного ветра не менее 10 км/ч, то мне пришлось бы выжать педаль акселератора и лететь на предельно высокой скорости, чтобы достичь максимального качества полета; встречный ветер большей скорости уже значительно ухудшил бы качество полета. Я обнаружил, что скорости, о которых говорит МакКриди в своей теории, всегда очень высоки, и я редко летаю на таких скоростях. Отчасти это следствие допущения МакКриди, что Вы встретите на своем пути достаточное для продолжения полета количество термиков, в то время как на самом деле термиков часто не хватает, а если нет подъема, приходится медленно лететь лишь для того, чтобы оставаться в воздухе.
Взято отсюда
Данная функция есть в Brauniger Compeo+
У Бурхарда Мартинса есть "Книга термиков" и "Книга маршрутных полетов пилотам параплана и дельтаплана" - практически библия по маршрутам в горах
JG52
Гость
14 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
"практически библия по маршрутам в горах" - как сказал мой друг это Альпийская Книга Термиков, слишком у Мартинска конкретизированно, хотя некоторые говорят что перевод не самый лучший.
FeeL
пилот XC
14 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Так ТС пишет:
Цитата:
* Условия полётов: Альпы, рельеф и погодные условия чисто горные.
Zidar
АвторТемы
пилот XC
16 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Есть мнение, что теория McCready применима скорее к хорошо и быстро летающим аппаратам вроде планеров. Для парапланов же пользы мало, в силу посредственного аэродинамического качества и низкой скорости.

Мне любопытно, есть ли среди нас пилоты, которые руководствуются оптимизацией скорости по McCready и считают, что это даёт им измеримые тактические преимущества?
Proxy(MyMySer)
МС
14 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Наиболее ценное в горах -
Сесть на хвост тем кто летает быстро но на крыле Вашего класса.
JG52
Гость
14 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Читал статью, как пилот среднего уровня (по меркам ЧМ) решил выиграть, постоянно садился на хвост тогдашнему лидеру (Х. Болингеру). Результат оказался плачевен, в первом-втором потоке он был рядом с ним, а потом все... конец. Приводится пример (цитирую на память) Толпа ломанулась за лидером, казалось что лидер нашел поток, пришли в поток, поток слабый, пока они "выживали" , лидер ушел в сторону нашел более мощный лифт, и полетел дальше по маршруту. Гонятся нужно, но только на своем уровне, не то, может постичь участь П. Бринкби (видел что проигрывает соревнования, стал крутить возле скалы в роторе, итог переломы, а был "первая клеванта швеции"). Лично мои попытки летать быстро в горах (домбай) закончились тем, что я место того чтобы быть в в двадцатке , оказался в середине, помоему 35 место из 70 (хорошо что хоть жив - здоров)
зы читайте побольше буржуйских журналов, там много ответов на все вопросы
JG52
Гость
14 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Ну просто, если хочешь быстро летать, научится реально только на соревнованиях (ИМХО). Отсюда вывод, надо соревноваться (хотя многим и мне, это не очень интересно, но надо)
Я если что, всем доволен, лечу как летится, главное чтобы вернутся на точку взлета, а большего уже давно не надо
Zidar
АвторТемы
пилот XC
16 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Цитата:
Наиболее ценное в горах -
Сесть на хвост тем кто летает быстро но на крыле Вашего класса.
Хорошая идея, спасибо.
Но с оговорками.

Как быть с тем, что стиль полёта такого человека может отличаться от моего?
Вдруг он будет залетать в такие места, откуда он знает (или думает что знает) как безопасно вылететь, а я - нет?
Наконец, вдруг он летит быстро не потому что умеет делать это хорошо, а банально потому что забивает на безопасность и безосновательно рискует?

В любом случае думать нужно своей головой и в случае сомнений в безопасности сразу отваливаться. Пишу это на тот случай, если вдруг кто-то это прочитает и решит слепо последовать совету.
z_max
16 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Мумусер правильно говорит.

Zidar
Цитата:
Вдруг он будет залетать в такие места, откуда он знает (или думает что знает) как безопасно вылететь, а я - нет?
1.Если есть сомнения в его адекватности, нужно немножко денег заплатить, чтобы человек потратил своё время и объяснил свои тактические решения (это уже гид-наставник, лучше если он обладает гораздо бОльшим тактическим опытом, чем обучаемым), сделал разбор полётов, постановку задачи, возможно давал свои комментарии во время полёта. При этом не должно быть катастрофического разрыва в навыках пилотирования. Например, гид может спокойно крутить 0,2 в течение 20 минут (если, например, зашёл в закрытое место бес посадок), дождаться прихода фазы и лететь дальше, а ведомому и "единицы" мало. В любом случае, если "правильный" гид "тащит" человека по маршруту, он будет корректировать свою тактику в соответствии с уровнем ведомого.
2.Если "жаба давит" - соревнования. Принцип тот же - выбирать пилотов, которые летят на крыльях того же класса, некатастрофический разрыв в навыках пилотирования, но имеют много больший тактический опыт. Часто не понятно, почему принимается то или иное тактическое решение, иногда "ведущие" ошибаются. Следить нужно сразу за группой из более опытных пилотов, сравнивать тактики и решения. После лётного дня производить разбор треков самостоятельно или при помощи добровольных помощников. В связи с необходимостью накопления большого количества статистических данных - путь более длинный, поэтому далеко не факт, что в итоге более дешёвый. "Пассивная" безопасность увеличивается за счёт организации спасов на соревнованиях.
3. В обоих случаях важным моментом является - навыки пилотирования! "ведомого" не должны быть намного хуже, чем у "ведущих". нужно над этим целенаправленно работать.

p.s. вообще странно, что человек, живущий в Словении! спрашивает, как быстрее летать в горах у равнинников. троллит, что ли?
Zidar
АвторТемы
пилот XC
16 Дек 2015
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Вариант с квалифицированным гидом-инструктором - он очевидно лучший
К сожалению, не везде и не всегда есть возможность воспользоваться его услугами, по разным причинам. Но конечно, если такая возможность представится, я только за, это наилучший путь.

Цитата:
p.s. вообще странно, что человек, живущий в Словении! спрашивает, как быстрее летать в горах у равнинников. троллит, что ли? Смущён
Конечно же нет, и в мыслях не было.
Уверен, здесь достаточно пилотов, квалификация которых в горных полётах существенно выше моей, и от кого можно получить толковых советов.
theoretic
14 Дек 2015
Подсказки
Цитата:
1. Участвовать в соревнованиях, набираться опыта

Да, безусловно! Но стараться летать рядом с такими пилотами, чей опыт не слишком больше твоего. Иначе будешь сразу и сильно отставать по маршруту, и никакого обучения не получится. А если у тебя получается, пусть и с напряжением всех сил, но оставаться рядом с соперниками на значительной части маршрута -- значит, ты правильно выбрал тех, с кем соревнуешься и у кого учишься в процессе соревнований.

Цитата:
2. Целенаправленно тренироваться летать "на скорость" по известным маршрутам

И да, и нет. Велик риск незаметно для себя погрузиться в оптимизацию особенностей тактики, "привязанных" к специфике выбранного маршрута, при этом не нарабатывая универсальных тактических приёмов. Пример из сопредельной области: есть водители, которые великолепно справляются со знакомыми наизусть маршрутами типа "дом-работа-дом" или "дом-дача-дом", но полностью теряются на новых для них маршрутах. Проходить хорошо знакомые маршруты "на скорость", на мой взгляд, имеет смысл лишь изредка, чтобы сохранить широту и универсальность мышления на маршруте.

Цитата:
3. Летать на самом современном крыле своего уровня безопасности

Не совсем. Выбор крыла -- вопрос сложный. Крыло должно идеально подходить именно тебе, ты должен использовать крыло на 100% его возможностей. А если ты купил в принципе хорошее крыло, но не сошёлся с ним характером и потому используешь его поляру процентов на 60 -- то покупка явно была неудачной. Хороший выбор возможен тогда, когда пробуешь много крыльев сам.

Цитата:
4. Принять за допустимый риск бомбануться далеко от дома

Сразу видно альпийского пилота, привыкшего летать замкнутые маршруты! Да, конечно же, чем агрессивнее ты идёшь по маршруту, тем выше риски -- и чисто спортивные (посадка до запланированного финиша), и прочие (вероятность получить травму, оказаться в труднодоступном месте и т.п.). Какой риск допустим лично для тебя -- можешь решить только ты сам.

Цитата:
5. Пореже отпускать акселератор

В общем случае -- нет. Оптимальный режим надо выбирать для каждого перехода, и он зависит и от локального состояния воздуха (ветер, потоки, турбулентность...), и от класса крыла. Современные "компеты" устроены так, что у них качество почти не меняется в широком диапазоне скоростей, поэтому спортсмены и не слезают с акселераторов почти всегда. На более простой технике всё не так очевидно. Но если ты регулярно оказываешься в ситуации, когда оптимальный режим перехода явно требует акселератора, но ты не можешь его применить из-за болтанки -- то это повод либо целенаправленно тренировать полёт на акселераторе в болтанку, либо, возможно, сменить аппарат.

Цитата:
6. Не крутить! "в термической спирали вы 50% времени летите в неправильном направлении"

В общем случае -- нет. Это трюк хорошо работает в случаях, когда значительная часть маршрута лежит вдоль крутых, хорошо прогретых склонов. В этом случае действительно можно просто прижаться к склону и экономить очень много времени на отсутствии термических наборов. Но летать так получается не везде, не на всяком аппарате и не всегда.
Борис.de
пилот выходного дня
14 Дек 2015
Re: Подсказки
Соревнования, конкретно тебе, абсолютно ждать не обязательны. Часто в хорошую погоду с одного старта в Словении отправляется целая толпа по одному маршруту. Павел про такие полеты рассказывал. В группе всегда найдутся такие, у котрых крыло подобное по классу, но больше опыта или умения проходить маршрут бысрее. И потом, в группе лететь всегда веселее...
Это равнинные пилоты, которые в горы не часто могут выбраться, могут в этом смысле надеятся только на соревнования. Или на выезд группой пилотов с не сильным разбросом по уровню и лидером или парой лидеров.
Zidar
АвторТемы
пилот XC
16 Дек 2015
Re: Подсказки
Лёша, спасибо!

Цитата:
6. Не крутить! "в термической спирали вы 50% времени летите в неправильном направлении"

В общем случае -- нет. Это трюк хорошо работает в случаях, когда значительная часть маршрута лежит вдоль крутых, хорошо прогретых склонов. В этом случае действительно можно просто прижаться к склону и экономить очень много времени на отсутствии термических наборов. Но летать так получается не везде, не на всяком аппарате и не всегда.

У нас как раз такие условия: очень крутые (вплоть до вертикальных) хорошо прогретые склоны, а хребты простираются более менее по линии запад-восток, т.е. имеют явно выраженную южную экспозицию.
Поначалу очень сложно было себя отучить набирать в каждом встреченном потоке при движении вдоль хребта. До сих пор себя регулярно одёргиваю.



Может у тебя есть что еще добавить? Из того, что еще не было озвучено в теме.
VTaiga
16 Дек 2015
Спешить надо медленно
ИМХО задача, которую вы перед собой поставили, коллега, весьма комплексная и не может быть решена "в лоб".
Обычно пилот собирающийся летать быстро начинает спешить на маршруте, проявляя нетерпеливость и агрессию (это сродни вашему пункту 4) и получает строго противоположный результат - бомб ауты, предпосылки в ЛП и в целом снижение маршрутной скорости.
Что же делать?
1. Отбросить спешку и амбиции и настроиться на кропотливую и длительную творческую работу, и займет она не один сезон, а всю вашу летную карьеру.
2. Оставить на земле все проблемы, которые можно решить там. Вы очень удачно вспомнили про ментальную батарейку. Надо научиться удерживать ее заряд - убрать все что доставляет метальный и физический дискомфорт. Это касается всего задействованного снаряжения и навыков, вплоть до мелочей: как вы дышите, как работаете весом, как держите клеванты, боитесь ли? спешите ли?, сосредоточены? Что отвлекает? итп. Например крайняя проблема которую пришлось решить мне - это уровень сахара в крови. Он у меня падает примерно через 2 часа полета, и до такой степени что я начинаю делать ошибки и немного паниковать по этом поводу. Решение - брать в полет немного сладостей и добавить больше физнагрузок в обыденой жизни.
3. Оптимизировать отдельные элементы полета, кропотливо и внимательно. Если п.2 выполнен хорошо, то у вас будет обширный резерв внимания, позволяющий увидеть ранее незаметные детали. Желательно не браться за все сразу - ставить простые задачи в зависимости от погоды и доводить их до совершенства: набор в слабых и сильных условиях, работа акселем на переходе, микролифтинг, выбор правильной линии, планирование переходов в горных условиях, полет дельфином вдоль хребта, то же под облаками итп., и наконец тактика в различных условиях и местности.
4. Критически оценивать и сравнивать все что делается с другими пилотами; совместно анализировать, обсуждать и доводить до необходимого уровня. Прогресса нет и быть не может когда нет оценки и направления. Тут на определенном этапе неизбежны соревнования. Также очень полезно иметь "тренера" - человека с которым вы можете обсудить свое развитие. Он необязательно должен летать сильнее вас. Достаточно чтобы он умел внимательно слушать и подбрасывать альтернативные идеи.
5. Не ждать что все эти потуги приведут к результату прямой и ровной дорогой. Развиваясь как пилот-маршрутник вы тренируете в основном подсознание, а оно невероятно глубоко и наполнено самым разным контентом. А значит будут болезни роста, кризисы итп. Следует избегать разочарований и не терять надежду в такие моменты. Результаты же будут приходить как бы сами по себе, не как прямое следствие усилий, а как результат зрелости и готовности перейти на следующую ступень.

Удачи вам!
Редактировалось: VTaiga (16 Дек 2015), всего редактировалось 1 раз(а)
Zidar
АвторТемы
пилот XC
16 Дек 2015
Re: Спешить надо медленно
Спасибо!
Полезно.
Proxy(MyMySer)
МС
16 Дек 2015
Re: Спешить надо медленно
Цитата:
4. Критически оценивать и сравнивать все что делается с другими пилотами; совместно анализировать, обсуждать и доводить до необходимого уровня. Прогресса нет и быть не может когда нет оценки и направления. Тут на определенном этапе неизбежны соревнования. Также очень полезно иметь "тренера" - человека с которым вы можете обсудить свое развитие. Он необязательно должен летать сильнее вас. Достаточно чтобы он умел внимательно слушать и подбрасывать альтернативные идеи.

Этот пункт очень ВАЖЕН!!! Совместный разбор треков и полетов, Взгляд со стороны открывает глаза на многое, причем как верно заметил Витя -

Цитата:
Он необязательно должен летать сильнее вас. Достаточно чтобы он умел внимательно слушать и подбрасывать альтернативные идеи.
Zidar
АвторТемы
пилот XC
30 Июл 2016
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Пол сезона прошло, удалось достичь определённых успехов в обозначенной теме. Перестал отставать от всех подряд, теперь отстаю только от пилотов на скакалках.
Пишу на тот случай, что кому-то пригодится мой опыт оптимизации скорости прохождения маршрутов в горах.


1. Обзавёлся быстрым крылом. Как я раньше делал переходы в среднем (!) на половинке акселератора, так и сейчас продолжаю. Только раньше половинка акселератора приходилась хорошо если на 40 км/ч, а теперь это 50 км/ч.
Также быстрое крыло позволяет тратить гораздо меньше времени на участки маршрута со встречным/встречно-боковым ветром.

2. Очень большой выигрыш по времени получается, если идти траверсом склона без обработки потоков спиралями. Даже если лететь на балансировочной скорости и не пользоваться акселератором, всё равно обгоняешь тех, кто крутит.
Редактировалось: Zidar (30 Июл 2016), всего редактировалось 1 раз(а)
Proxy(MyMySer)
МС
31 Июл 2016
Re: Как летать быстрее маршруты в горах?
Серега, - молодец.
Отлично тренируешься и успехи огромные!

Условия у вас там просто шоколадные для тренировок и скоростных полетов.

Твои давеча 75км без спиралей - прямое тому подтверждение.

Про соревнования тебе уже говорили - это полезный опыт того, как и где оптимально подкрутить , а где лететь термодинамой.

Насчет ментальной батареи.
- одежда
- оборудование.
- питание перед полетом.
Вот важные моменты для уменьшения усталости в полете.
Alaska
пилот выходного дня
20 Янв 2017
Тема перенесена.
Тема перенесена из форума "Форумы paraplan.ru > ParaForum"

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Как летать быстрее маршруты в горах?