Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Попал в дождь/ливень - что делать?
vostronik
АвторТемы
пилот XC
12 Дек 2016
Попал в дождь/ливень - что делать?
Доброго времени суток всем!

Вчера наткнулся на видео (не моё)
На заре своего обучения я не очень удачно вылетел с Бабадага, попав под небольшой дождик. Зная, что очень высоко приду над пляжем, рискнул сделать уши, дабы увеличить снижение пока лечу по прямой. Предварительно вспомнил про вероятное парашютирование и как с ним бороться. В парашютировании, всё же, успешно побывал в тот раз дважды за время пока летел. "Успешно", потому что подготовился, "попал", вышел, полетел, сел, подумал и сделал выводы.
Очевидно, что теперь при малейших признаках или вероятности дождя я подумаю не 5 раз, а 25 раз, и откажусь от полёта, если есть реальный риск попасть в дождь. Тогда решение о вылете принимал, конечно я, но под руководством выпускающего, слепо доверившись ему, не соответствующего имея опыта. Конечно, прогноз и решения со опытом будут становиться более точными. И... уши, пожалуй, не буду делать когда намокну.

Соответственно вопрос: как, по вашему мнению, правильно выходить из ситуации (из-под дождя), если уже попал в неё? Как не входить - это другой вопрос

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
niknik
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Забудьте про уши совсем. Это вредный и опасный для здоровья режим не только в дождь.
Дождь надо облетать или уходить от него в сторону, лучше поперёк ветра. Нет никакой необходимости лезть в него.
vostronik
АвторТемы
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
niknik, спору нет, что надо облетать и не лезть - это другой вопрос же
А вот случилось - попал как на видео. Как быть?
niknik
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
1. Держать воздушную скорость.
Меньше пользоваться клевантами, использовать акселератор (треть) вплоть до посадки.

2. Приземляться как можно быстрее.
На самую ближнюю приемлемую посадку. Использовать спираль для сброса высоты.

3. Сообщить по рации о внештатной ситуации.
karp2005
16 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Спираль это если гроза подходит или в дождь ещё не попал. Если грозы не предвещается и крыло уже намокло, то спираль пожалуй не стоит. Лучше просто от потока отойти подальше и вниз слетать.
Proxy(MyMySer)
МС
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Уши в дождь - лучше не надо. Лучше не тормозить крыло. Самое хорошее - на акселе по прямой и подальше. Если спиралить - то весом больше, пока не разгонишься, но выход может быть веселый.
АБД
пилот выходного дня
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
парню сильно повезло,ожидал что крыло вот вот сорвется. Если попал в дождь то дави аксель,если началось парашутирование и высоты мало,кидай запаску. Никаких ушей,спираль пока не промок,а с мокрым выход из спирали чреват опят же парашютированием.Как только закапало сливай высоту.
theoretic
12 Дек 2016
Про дождь
Как всегда, главное правило безопасности: не видишь выхода -- не входи! Избежать всегда проще, чем бороться.

Если полёт под дождём всё же неизбежен -- то в первую надо очередь прикинуть, насколько велика область дождя, сквозь которую мы летим, и насколько интенсивный дождь ждёт нас впереди. Если нас ждёт сильный и длительный дождь больше 2-3 минут, облететь который не представляется никакой возможности -- то принять меры к экстренному спуску. Например, сложить "уши", выжать акселератор и весом завести аппарат в пологую спираль, которую удерживать до высоты примерно 100-150 метров. Про выход из этого манёвра -- ниже.

Впрочем, как правило, сильный дождь более-менее локален. И если есть возможность облететь "ядро" дождя, избежать наиболее сильных осадков -- то проще и безопаснее облететь это "ядро", чем выполнять быстрый спуск. Полёт под дождём ОБЯЗАТЕЛЬНО должен проходить на акселераторе. Не обязательно выжимать его на 100%, достаточно обезопасить себя от возможного парашютирования. Крайне желательно сначала сложить "уши", затем выжать акселератор -- так мы долетим до земли быстрее. Режим "уши + акселератор" -- очень комфортный и безопасный на любом крыле. Даже если акселератор выжат на 100%.

И наконец -- о заходе на посадку в режиме "уши + акселератор". Практика показывает, что наибольшая опасность поджидает пилотов, когда при посадке в дождь они пытаются выйти из режима "уши + акселератор". При отпускании акселератора крыло резко увеличивает угол атаки. При раскрытии "ушей" клевантами происходит то же самое. А любое увеличение угла атаки на мокром крыле создаёт большой риск уйти в парашютирование, выйти из которого может и не получиться до самой земли.

Что делать? Самое разумное, на мой взгляд, решение -- это не сбрасывать акселератор полностью до высоты в 2-3 метра, с которой можно спарашютировать относительно безопасно. Если позволяет ситуация и хватает умения пилотировать только весом -- строить заход на посадку и даже финальную глиссаду производить со сложенными "ушами" и выжатым акселератором. Если работы весом заведомо не хватит для выстраивания захода -- чуть приотпустить акселератор и раскрывать "уши", сделав несколько энергичных перекладок весом с борта на борт подвески. Работает это хорошо, проверено неоднократно. Надо только учитывать, что этот манёвр требует больше времени и усилий, чем "прокачка" крыла клевантами.

P.S. по поводу предложенного видео. Пилоту достаточно было облететь облако сбоку или, что лучше, развернуться назад минут на 5-10 раньше -- и проблем бы не было.
niknik
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Редкий случай, когда ставлю Теоретику "минус".
Опасный и вредный совет - сбрасывать высоту в дождь при помощи "больших ушей".

Я сам не раз наблюдал инциденты из-за использования этого режима в дождь (и не только) даже у опытных пилотов.
teslo
Гость
12 Дек 2016
Re: Редкий случай, когда ставлю Теоретику "минус".
Спираль тоже не вариант, поскольку иногда намокшие крылья, (особенно с высоким строплением) начинают ускоряться в глубокой спирали, причём происходит это резко с увеличением перегрузки. И может привести к нейтральности и как верно подметил Прокси, очень интересному выходу.
И неизвестно что лучше для новичка.
theoretic
12 Дек 2016
Всегда готов обсудить
Честно говоря, я и сам не люблю "уши". И не рекомендую использовать их без акселератора даже тогда, когда никаким дождём и не пахнет. А если пахнет -- то "уши" можно использовать ТОЛЬКО С АКСЕЛЕРАТОРОМ. Никак иначе. Причём лучший вариант их использования -- это побыстрее улететь вперёд и вниз от места, грозящего дождём.
vostronik
АвторТемы
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Итого, на текущий момент по набору ответов ваших могу сделать такие выводы:
- начинается дождь (если не смог избежать этого) - сразу давим аксель и летим в правильную сторону (в зависимости от местности, обстановки, развития погоды)
- уши (а лучше уши + аксель) можно делать только при начальном накрапывании дождя - до момента намокания крыла. А лучше максимально успеть сбросить с помощью спирали и не трогать уши вообще
- когда крыло мокрое - давим на 1/3-2/3 аксель и летим в правильную сторону, управляя только весом. про уши лучше забыть

Зависимость такая получается: чем влажнее крыло - тем хуже (="тяжелее") оно летит - тем меньше тормозим (=используем клеванты) крыло, а дальше - по обстоятельствам
Редактировалось: vostronik (14 Дек 2016), всего редактировалось 1 раз(а)
aspid-crazy
пилот выходного дня
14 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Цитата:
(а лучше аксель и потом + уши)
какраз таки наоборот, сначала уши, потом аксель, иначе сфронталить может.
vostronik
АвторТемы
пилот XC
14 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Да, описался. Поправил. Спасибо!
teslo
Гость
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Если уши залипают, есть вероятность сразу провалиться в парашютирование.
Или после складывания ушей, на малой высоте в момент их растряхивания клевантами.
Когда попадаю в дождь, при необходимости слить высоту, складываю уши +акселератор. А растряхиваю намокшие и залипшие уши, на первой трети акселератора. Но делать это необходимо очень нежно и аккуратно.
И никому это не рекомендую)
А на посадке управление весом на первой трети акселя.
makovskiyss
пилот XC
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Попадал несколько раз в приличный дождь , давил тапку первую ступень , рулил только рядами , клеванты не трогал вообще . Уши при дожде точно не стоит делать , при открытии можно уйти в парашутирование . А вообще лучше не попадать в дождь
АБД
пилот выходного дня
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Не согласен,тож считаю уши опасный совет. Намокнешь больше,снижение маленькое,чем в спирали.Садиться на ушах в минусах тож чревато.
Ваш способ растрясти крыло которое намокло как на видео скорее всего приведет к парашютированию.
Пытаться уходить от дождя в каком то направлении тож спорно(тож так думал раньше,пока не кинул запаску и не сломал ногу,время то где то 6мин прошло как закапало) После того случая сажусь быстро,для себя четко знаю алгоритм. Если высоко нахожусь скручиваюсь немедленно,намокнуть сильно не успею.Высоты мало жму аксель,никаких растрясок ,клевант.
teslo
Гость
12 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Чтобы летать относительно безопасно, необходимо уметь управлять крылом в любых ситуациях и всевозможных конфигурациях. Будь крыл мокрым, обледенелым, набитым снегом, и тд.
Иначе лучше купить мотор и не рисковать зря.

Посмотрел видео, человек намок на равнине, значит это был его осознанный выбор.
Сел хорошо. Проблем нет.

Если мы обсуждаем Уши, как элемент быстрого спуска, то тут они были совершенно ни к чему. В других условиях возможно и была бы причина ими воспользоваться.
Опять же, все парапланы разные, у некоторых уши залипают, у некоторых нет.
Поведение намокшей тряпки в каждом случае будет разным.

Я не советую пользоваться большими ушами в дождь и в снег и в град! Я так же не советую пользоваться парапланом в принципе, поскольку это может быть опасным.

Но если уж вы полетели куда-то, было бы неплохо иметь в арсенале, все возможные навыки управления крылом во всех возможных режимах. Или хотя бы знать как будет вести себя ваше крыло в различных ситуациях.
Редактировалось: teslo (14 Дек 2016), всего редактировалось 2 раз(а)
Dimak
13 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Во всей этой истории, вот на что надо обратить внимание -
Цитата:
Тогда решение о вылете принимал, конечно я, но под руководством выпускающего, слепо доверившись ему, не соответствующего имея опыта.
Коля, кто ж тебя так?
Шарки
пилот выходного дня
13 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Обычно если есть выпускающий, он четкой командой отправляет чайники в небо. А у тебя как было? Выпускающий сказал типа стремная погода, сам решай?
vostronik
АвторТемы
пилот XC
13 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Дима, привет!
Как может быть ни странно, но я рад тебя слышать

Выпускающий был из другого клуба - нас доверили ему. Был финальный вылет в тот день и когда все вылезли из автобуса начало изредка подкапывать.
Выпускающий предложил либо оперативно вылететь и направиться прямиком на посадку пока не полило, либо на автобусе вниз. Я не стал спорить и долго думать - быстро вылетел. Всё оказалось как и завещали нам предки испокон веков - тише едешь дальше будешь... и отмерить надо было 7 раз, ага

Теперь уже, с каким-никаким опытом, зачастую страшно наблюдать решения о выпуске своих подопечных в несоответствующие (по моей личной оценке) метеоусловия.

Это, опять же, другая тема для разговора...
Dimak
13 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Цитата:
Это, опять же, другая тема для разговора...
А вот как раз и хотелось бы поговорить о квалификации "волонтеров-выпускающих"; и ответственности их самих, и привлекающих их к этому "пара-бизнесменов"...

Цитата:
Теперь уже, с каким-никаким опытом, зачастую страшно наблюдать решения о выпуске своих подопечных в несоответствующие (по моей личной оценке) метеоусловия.
И чем больше будет у тебя опыта, тем сильнее ты будешь ужасаться, какой опасности ты подвергал себя, доверяясь некоторым "пара-бизнесменам", обучаясь ли у них, или просто пользуясь их услугами по доставке тебя на высоту 300 метров.
A.Krapivin
13 Дек 2016
Сушить вёсла!
Как можно быстрее свалить(бежать) из этого места!!!
Gluk
14 Дек 2016
Re: Сушить вёсла!
А если параплан не достаточно отмылся, так с грязным и летать?
Demon99974
пилот выходного дня
14 Дек 2016
Re: Сушить вёсла!
Так ты это...перед полётом засыпь стиральный порошок в воздухозаборники,тогда быстрее отмоется.
MaX
29 Дек 2016
Re: Попал в дождь/ливень - что делать?
Если дождь кончился, крыло летит, а воздух стабилен., учитывая то, что ткань параплана практически не смачивается, в полете крыло высохнет очень быстро.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Попал в дождь/ливень - что делать?