Форумы paraplan.ru ParaForum G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
kuzei
АвторТемы

профиль
17 Авг, 21:27
G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Впервые попробовав глубокую спираль во время СИВа в Олюденизе, мне захотелось освоить этот элемент как следует, но без лишнего риска. Тогда же я узнал, что есть специальный тренажер, на котором можно узнать возможности своего организма и научиться специальной технике, позволяющей выдерживать высокие перегрузки без потери сознания. Я нашел такой тренажер в Европе и решил при случае пройти курс обучения. И вот, я затестил все на себе в Австрии!



Курс состоит всего из одной тренировки часа на 2 и стоит 95 евро. Совершенно случайно курс проводил сам изобретатель этого тренажера Thomas Grabner. Занятие разбито на 2 части: в первой работаешь над техникой самой спирали, во второй – кидаешь запаску под действием перегрузки. Всего делается 5-6 подходов по 1-3 «полета» подряд каждый, в зависимости от переносимости перегрузок.

Тренажер выглядит простым, но при этом все максимально похоже на реальные ощущения в полете. Техника тоже элементарная – помимо стандартной работы клевантами нужно напрячь ноги, все остальное расслабить и делать короткие вдохи и длинные выдохи с усилием. Во время перегрузки кровь отливает от мозга к конечностям и сердцу не хватает мощности «докачнуть» кровь до мозга – в результате он недополучает кислород, который несет ему кровь и выключается. Но первым выключается зрение, там все примерно по той же схеме, но происходит раньше. Напряженные ноги не дают крови так интенсивно уйти вниз, а выдохи с усилием помогают сердцу «докачнуть» кровь до мозга. При этом важно не зажимать тело, особенно живот и шею, чтобы не затруднять дыхание и не пережимать сосуды (с шеей прям критичный момент). Вдохи должны быть короткими, потому что важнее именно выдохи, они помогают качать кровь, и не слишком частыми, потому что тогда выдох будет слишком коротким. Еще важно напрячь ноги и начать активно дышать до увеличения нагрузки и расслабиться и перестать активно дышать только после возвращения в прямолинейный полет. Критичными являются первые 10 секунд спирали, этот момент организму сложнее всего воспринять перегрузку и если этот этап пройден, то дальше можно дышать чуть спокойнее, делать выдох длиннее. Если расслабиться и перестать активно дышать когда нагрузка начнет уменьшаться, но еще не спадет, то можно на выходе внезапно и резко отключиться.

Я был с группой немцев, все разного телосложения. Логично, что чем длиннее пилот, тем «дальше» сердцу качать кровь и тем менее он приспособлен к перегрузкам. Действительно, самый длинный из нас не стал пробовать перегрузку больше 4,5G, ему и этого хватило ). А самый маленький мог бы и 7,5G затестить, но тренажер ограничен на 7G. Считается, что для перегрузок от 7G необходим специальный костюм, который делает примерно тоже самое что специальная техника, но эффективнее и без усталости ). Пилоты истребителей испытывают в таком костюме перегрузки в 12G.

3G, снижение примерно - 8-10 м/с – комфортно, поначалу может быть легкое головокружение, но быстро проходит и в таком режиме можно долго «вертеться». 4G, снижение примерно - 12-14 м/с – на входе было легкое виньетирование (затемнение по краям зрения), но быстро прошло, в таком режиме тоже комфортно. Тут стоить отметить, что к перегрузке быстро адаптируешься, 4G чем-то было даже проще, чем первые 3G. Но не уверен, что виньетирование бы прошло и не усугубилось без напряжения мышц и активного дыхания. 5G, тут обычно большинство крыльев достигает максимальной скорости снижения на которую они способны, в районе - 18 м/с – на входе заметное виньетирование, но через некоторое время оно проходит, дышать и напрягаться нужно заметно активнее, отслеживать что происходит внизу и вокруг уже сложно, все расплывается, возможно на высоте будет иначе, все же трава почти в упор не может не расплываться на такой скорости ). В целом ок, я долго «вертелся» и остановился потому, что решил поэкономить силы. 6G, Thomas сказал что не знает ни одного крыла на котором можно испытать нагрузку больше 5,5G и даже такие экземпляры редки – на входе конкретное виньерирование, которое как я ни старался дышать и напрягаться, медленно, но уверенно затемнило всю картинку. Еще до полного выключения света я начал выходить из спирали и поэтому полностью света не было всего секунду или две, затем его так же плавно и уверенно включили обратно. На потерю сознания не было и намека, но думаю это очень тонкая грань, полезно было все это затестить. Как раз тогда я узнал про критические первые 10 секунд и во второй попытке максимально напрягался именно в первое время, тогда заметное виньетирование все же было, но ушло и дальше я мог «вертеться» относительно комфортно. Картинка перед глазами сомнительная, просто зеленая масса ) Тут впервые решил остановиться от усталости, было реально утомительно дышать и напрягаться с такой перегрузкой. Клеванта тоже стала тяжелой, вроде тянешь сильно, а эффект малозначителен и тогда тянешь еще сильнее. Тут я понял как определяется «сколько можно оставаться в спирали» – пока хватит сил напрягаться и дышать, чтобы картина не начала темнеть. Как только «насос» начинает качать недостаточно эффективно, кровь перестает «доставать» до мозга и включаются спецэффекты. Выходить из спирали нужно до усталости. В итоге я решил закрепить результат на 6G и сделал еще пару заходов. После 6G уже все примерно одинаково, все равно ничего непонятно и в реальности такого не бывает. Два парня у нас все же дошли до 7G и самый низкорослый вращался довольно долго. Да, что такое долго, последний подход на 6G я вращался около 40 секунд. Указанные данные по величине перегрузок точные, а по скорости снижения примерные.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Еще важно отметить, что в реальной жизни нужно приноровиться определять расстояние до рельефа и скорость снижения на глаз. Thomas говорит что доверять приборам в этом деле не стоит ) пусть пищат конечно, но лучше самому нести ответственность. Реально приближаться земля начинает когда уже слишком поздно, в районе 100 м, а до этого все выглядит примерно одинаково. Поэтому важно потренировать регулярный перенос взгляда без движения головы от горизонта вниз и обратно, засекать потерю высоты после выхода – так со временем можно будет ориентироваться в пространстве. Делать это нужно с хорошим запасом высоты, конечно.

Тренировку по бросанию запаски под нагрузкой пришлось перенести на следующий день из-за дождя. Она оказалась короткой и элементарной. Научившись технике и вообще опробовав перегрузку, дотянуться до запаски и выдернуть ее на 5G оказалось очень легко. Тут стоит отметить, что во второй день перегрузка вообще воспринималась на порядок комфортнее – на 5G я все прекрасно видел и не было даже намека на спецэффекты.

На способность переносить перегрузки сильно влияет физическое состояние. Недосып, общая усталость, голодный желудок и прочее могут снизить переносимость в разы.

Сайт тренажера. Летайте с удовольствием и безопасно )
ответить   написать ЛС  
dyattle

профиль
17 Авг, 23:09
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Цитата:
Thomas сказал что не знает ни одного крыла на котором можно испытать нагрузку больше 5,5G
Можно попробовать Gin Carrera)) Тест DHV
ответить   написать ЛС  
aspid-crazy
пилот выходного дня
профиль
18 Авг, 9:50
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Привет!
Спасибо за обстоятельный рассказ, дело интересное. Возник вопрос:
Цитата:
При этом важно не зажимать тело, особенно живот и шею, чтобы не затруднять дыхание и не пережимать сосуды (с шеей прям критичный момент)
У меня в спирали обычно голову запрокидывает назад, и что б ее удержать, приходится достаточно сильно напрягаться. У меня кокон, и я летаю обычно полу-лежа. И вот в чем вопрос: в коконе лучше принимать сидячее положение, что бы не напрягать шею? Или все же лежачее положение, ведь перегрузки в направлении грудь-спина организмом воспринимаются наиболее комфортно.
Томас ничего не говорил именно о коконах и лежачих подвесках?
ответить   написать ЛС  
Борис.de
пилот выходного дня
профиль
18 Авг, 11:15
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
В Грайфенбурге на таком-же тренажере при 3G в такой-же подвеске у меня тросы подножки насквозь прорезали пласмасовые втулки фиксаторы. Так там инструктор говорил, что в лежачей подвеске нужно переходить в сидячее положения и ноги подтягивать под себя.

К слову, при моем росте 186, тунельный эфект в зрении начался уже при 3,5G.
ответить   написать ЛС  
kuzei
АвторТемы

профиль
18 Авг, 22:27
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Запаску я доставал в коконе при 5G, никаких проблем с запрокидыванием головы не было. Нужно сесть максимально ровно и симметрично, тогда нагрузка распределяется так, что голова не запрокидывается. Я в коконе не то чтобы лежу, но и не сижу вертикально. Ноги не сгибал, может чуть вперед подался корпусом. Специально этот момент не обсуждался.
ответить   написать ЛС  
KCN

профиль
19 Авг, 8:51
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Голову запрокидывает оттого, что на крыло смотришь. За неимением тренажера можно проверить переносимость перегрузок, покрутив в тандеме (там и перегрузка побольше, чем на типичном соло-крыле).
ответить   написать ЛС  
Stasmor

профиль
19 Авг, 11:04
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
а из-за чего перегрузка больше?
Больше расстояние крыло - испытуемый?
ответить   написать ЛС  
smash

профиль
19 Авг, 12:17
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Да. При той же угловой скорости, цс ускорение прямо пропорционально радиусу.
ответить   написать ЛС  
aspid-crazy
пилот выходного дня
профиль
19 Авг, 17:49
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Цитата:
. За неимением тренажера можно проверить переносимость перегрузок, покрутив в тандеме

Звучит забавно Это как если бы военные на учениях, за неимением холостых патронов, стреляли бы боевыми)
ответить   написать ЛС  
mortazar

профиль
20 Авг, 14:40
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Надеюсь, подразумевается пилот тандема уже проверенный перегрузками. Пассажир - курсант. Отключится - и хрен с ним :)
Хотя блин... 200 кило * 5g это тонна. Ну его нафиг.
ответить   написать ЛС  
Ученик Мира

профиль
20 Авг, 20:56
Re: G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.
Добрый день, это очень интересная тема. Благодаря опыту фридайвинга (ныряния на задержке дыхания) и знакомству с пранаямой (дыхательными техниками йогов) у меня сформировался ряд предположений, относительно причин "отключки" в тугой спирали и способов противодействия этой "отключке", которые совпали с вашим выводами. И хотя в ваше объяснение того, почему важен медленный выдох неверно, вывод все равно правильный!
Я как раз намеревался проверить свои догадки в ближайшем Олюденизе, тем более теперь у меня новенький Аполло, который не так люто входит в спираль как Тайран (да и Спирит тоже) на которых я летал ранее. На Тайране безопасно летать по прямой, а вот спиралить - так ну его к лешему: полтора-два оборота и воздухозаборники смотрят в землю!
Кстати, адаптация мозга
Цитата:
Тут стоить отметить, что к перегрузке быстро адаптируешься, 4G чем-то было даже проще, чем первые 3G
к пониженному потреблению кислорода работает так: если начать задерживать дыхание с перерывами на отдых, то лучший результат будет к 3 или 4 попытке (причем он может быть в два раза лучше чем в первую попытку), а потом начнет спадать. Но если в одной из попыток вы переусердствуете и подойдете слишком близко к "отключке" (или даже отключитесь, что в фридайвинге случается, а вот пилоту я такого опыта не пожелаю пусть даже на выходе из спирали), то вся ваша адаптация сойдет на нет. Так что если случится тяжелый выход - не повторяйте спираль минут 10 минимум!
ответить   написать ЛС  

  Форумы paraplan.ru ParaForum G-Force Trainer – глубокая спираль, перегрузка, потеря сознания, вот это все.



Перейти: