Столкнулся с проблемой из разряда - "ну, не может быть! так просто не бывает."
У одного из из пилотов из соседнего города (Ангрен) старенькое крыло (айрвэйв. спорт4 вроде бы) начало время от времени переходить самопроизвольно в режим парашютирования. Ткань почти не дуется. Я посоветовал проверить длину строп, подозревая, что ушла геометрия профиля. Оказалось, что стропы сели очень сильно и неравномерно он 2 до 8(!) сантиметров. Протянул хозяин стропы, и вошли они в пределы нормы (отклонение не более 1см). И крыло залетало и все было хорошо. Аж три недели. А потом снова начались поползновения выхода на парашютирование (хоть и не так сильно, как раньше). Проверяет длинну строп - снова сели, до 4 см. Это за три недели то! Снова вытягивает - норма. Через две недели на всякий случай проверяет стропную - усадка до 3см! Ну стропы-ж не резиновые туда-сюда играть! Никогда с таким не сталкивался и не слышал даже. Вопрос: Кто то с чем похожим встречался? И если да - в чем дело и как быть? У меня есть одна версия - больше ничего не придумал: Снаряжение у него хранится в насмерть захламленном гараже, где стоит сильно потрепанный запорожец и витает густой запах, по моему, солярки. Вот я и думаю - может это какие-то пары бензина (или кислоты, или что там у него за хрень еще в канистрах может хранится) действуют? Посоветовал попробовать хранить крыло дома. Не знаю что получится... |
Цитата: Протянул хозяин стропы, и вошли они в пределы нормы (отклонение не более 1см). И крыло залетало и все было хорошо. Аж три недели. А потом снова начались поползновения выхода на парашютирование (хоть и не так сильно, как раньше). Проверяет длинну строп - снова сели, до 4 см. Это за три недели то! Снова вытягивает - норма. Через две недели на всякий случай проверяет стропную - усадка до 3см! Это то, что обычно происходит. Вот почему не имеет смысла растягивать стропы. И поэтому необходимо отрегулировать длину более длинных стропы. http://www.paraglidingforum.com/download.php?id=65634&sid=6e4ce70dd81ef628e99dfefe2f61c25c |
Спасибо! Хороший вариант - поправить геометрию сокращением длинны. Непременно воспользуемся. Не зря я на форум обратился!
Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся. У меня за 15 лет полетов было шесть парапланов, и у всех я время от времени проверял длину строп. Протягивать пришлось только один раз, и вполне удачно - ничего назад не село. Еще один раз протянули товарищу - тоже без проблем. Больше не приходилось. Это третий случай, который своей необычностью (для меня) просто в тупик поставил... Добавлено позже: Что касается замены всей стропной - понятно, что это лучше, но, к сожалению у Володи нет такой возможности. У человека кроме не шибко большой пенсии других доходов нет. Приходится выкручиваться. |
Цитата: Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся А вот если летаете иногда, с большими перерывами, то оплетка садится, садится достаточно сильно и неравномерно =((( По своим наблюдениям по протяжке: Садятся более всего задние ряды и задняя кромка-клеванты...(т.к. наимение нагруженые) и садятся не равномерно. По протяжке лично заметил что в день протяжки лучше всего протянуть стропную 2 раза с интервалом в пару часов, т.к. после первой протяжки оплетка пытается вернуться в сжатое состояние, хотя уже и не на такую длину, а вот после второй протяжки длинна устаканивается на сезон +- Тут еще вопрос, как Вы делаете протяжку, на каких усилиях и на какое время...?! |
Доподлинно не знаю. С моими наблюдениями совпадает в точности.
Предполагаю, что работает примерно так. Стропа состоит из большого количества волокон ориентированных в основном вдоль стропы. При намокании волокна садятся. Т.е. увеличиваются в диаметре и уменьшаются по длинне. Скрученные волокна оплетки садятся больше. Когда мы протягиваем стропу, создаем некоторое напряжение и меняем взаимное расположение волокон. Вытягиваем их вдоль друг-друга. Но нити не возвращаются к первоначальной форме. В стропе создаются внутренние напряжения. Через некоторое время часть этих напряжений снимается, стропа съеживается обратно. Современные стропы из дайнемы на заключительной стадии производства протягивают одновременно нагревая. Это снимает внутренние напряжения, стропа ведет себя весьма стабильно. До сильного намокания. |
Цитата: Тут еще вопрос, как Вы делаете протяжку, на каких усилиях и на какое время...?! Вытяжку делаю по методике, которую мне порекомендовал производитель (SOL Paragliders). Причем производитель сначала категорически не хотел давать рекомендации по вытяжке, объясняя, что делается это на специальном станке, и настаивая, что параплан нужно отправить им и они сами все бесплатно сделают. Но когда я объяснил, во сколько обойдется отправки в Бразилию и обратная доставка (и по деньгам и по времени)... В общем нереальная практически процедура, пилот на нее не пойдет и будет с риском летать на крыле с неправильной геометрией, а оно нам надо? В итоге, поскольку я их дилер в нашем регионе, они мне подробно (и неофициально) все расписали, с условием, что распостранять эту информацию я не буду. Но могу сказать, что метод протяжки SOL совершенно непринципиально и незначительно отличается от способов, неоднократно озвученных на форумах paraplan.ru P.S. Протягивать дважды, с перерывом в пару часов - вполне соответствует рекомендациям. |
Цитата: Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся. У меня за 15 лет полетов было шесть парапланов, и у всех я время от времени проверял длину строп. Протягивать пришлось только один раз, и вполне удачно - ничего назад не село. Еще один раз протянули товарищу - тоже без проблем. Больше не приходилось. Это третий случай, который своей необычностью (для меня) просто в тупик поставил. Большое значение для сокращения строп - материал, из которого она изготовлена. С «Dyneema» происходит большое сокращение длинны. |
В гараже меняется температура (зимой-летом, днем -ночью) и, соответственно влажность. Влага может конденсироваться и даже выпадать росой. От этого стропы садятся.
Параплан надо хранить в помещении с постоянной температурой. Еще они садятся из-за полётов в облаках и если оставлять крыло неупакованным вечером после заката на земле, выпадает роса. Оплетка садится сильно. Безоплетка значительно меньше, особенно кевлар (арамид), который хорошо держит размер. Полиэтилен (дайнима) размер держит хуже. |
Farhod
18 Сен 2017
|
Коля, а эдельрид, это что? такая безоплетка как себя ведет?
|
Эдельрид - это компания, один из крупнейших производителей строп, а не материал строп. У них есть стропы из разных материалов, среди производителей продвинутых крыльев очень популярна серия 8000U (из арамидного волокна, без оплётки).
Поиском легко находится это обсуждение. |
Безоплетка, дейнемма, так же садиться хорошо как и оплетка до 12 !!! СМ. Вытягивать ее бесполезно, и даже вредно. При протяжке стропы вытягивались max на 2 см, при увеличении нагрузки от 20 кг рвалсись, при заявленом номинале в 64 кг. Арамидное волокно ведет себя лучше, но при протяжке, так же вытягивается незначительно.
|
Не все так очевидно, как вы утверждаете. Во-первых, естественно протяжку необходимо делать и я делал через блок, во вторых, не на глазок а динамометром или фиксированным грузом. В третьих, дейнемма видет себя по разному, это сильно зависит от партии поставляемого волокна. Я сталкивался, когда дейнемма существеенно хуже себя вела по отношении к арамиду, но и наоборот. Протяжка, чаще всего нарушает структуру как волокна, так и стропы (перемещение волокон относительно друг к другу, создавая напряжение, о чем писал Иван)
|