Форумы paraplan.ru Снаряжение Крылья Идиотская проблема с вытяжкой строп.
smol
АвторТемы
пилот выходного дня
06 Сен 2017
Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Столкнулся с проблемой из разряда - "ну, не может быть! так просто не бывает."

У одного из из пилотов из соседнего города (Ангрен) старенькое крыло (айрвэйв. спорт4 вроде бы) начало время от времени переходить самопроизвольно в режим парашютирования. Ткань почти не дуется. Я посоветовал проверить длину строп, подозревая, что ушла геометрия профиля. Оказалось, что стропы сели очень сильно и неравномерно он 2 до 8(!) сантиметров. Протянул хозяин стропы, и вошли они в пределы нормы (отклонение не более 1см). И крыло залетало и все было хорошо. Аж три недели. А потом снова начались поползновения выхода на парашютирование (хоть и не так сильно, как раньше). Проверяет длинну строп - снова сели, до 4 см. Это за три недели то! Снова вытягивает - норма. Через две недели на всякий случай проверяет стропную - усадка до 3см!

Ну стропы-ж не резиновые туда-сюда играть! Никогда с таким не сталкивался и не слышал даже. Вопрос: Кто то с чем похожим встречался? И если да - в чем дело и как быть?

У меня есть одна версия - больше ничего не придумал: Снаряжение у него хранится в насмерть захламленном гараже, где стоит сильно потрепанный запорожец и витает густой запах, по моему, солярки. Вот я и думаю - может это какие-то пары бензина (или кислоты, или что там у него за хрень еще в канистрах может хранится) действуют?
Посоветовал попробовать хранить крыло дома. Не знаю что получится...
Razer
пилот XC
06 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
стропы без нагрузки возвращаются в своё исходное состояние. В таких случаях замена стропной. Ну и в гараже хранить априори не комильфо.
Petyof
(аноним)
2-й разряд
06 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Цитата:
Протянул хозяин стропы, и вошли они в пределы нормы (отклонение не более 1см). И крыло залетало и все было хорошо. Аж три недели. А потом снова начались поползновения выхода на парашютирование (хоть и не так сильно, как раньше). Проверяет длинну строп - снова сели, до 4 см. Это за три недели то! Снова вытягивает - норма. Через две недели на всякий случай проверяет стропную - усадка до 3см!

Это то, что обычно происходит.
Вот почему не имеет смысла растягивать стропы.
И поэтому необходимо отрегулировать длину более длинных стропы.
http://www.paraglidingforum.com/download.php?id=65634&sid=6e4ce70dd81ef628e99dfefe2f61c25c
Норкин Андрей
пилот XC
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
При серьёзной усадке строп лучше поменять стропы, если купол живой. Хранение тут ничего не изменит. Так спокойней на душе будет.
smol
АвторТемы
пилот выходного дня
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Спасибо! Хороший вариант - поправить геометрию сокращением длинны. Непременно воспользуемся. Не зря я на форум обратился!

Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся. У меня за 15 лет полетов было шесть парапланов, и у всех я время от времени проверял длину строп. Протягивать пришлось только один раз, и вполне удачно - ничего назад не село. Еще один раз протянули товарищу - тоже без проблем. Больше не приходилось. Это третий случай, который своей необычностью (для меня) просто в тупик поставил...

Добавлено позже: Что касается замены всей стропной - понятно, что это лучше, но, к сожалению у Володи нет такой возможности. У человека кроме не шибко большой пенсии других доходов нет. Приходится выкручиваться.
Stasmor
(аноним)
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Цитата:
Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся
Если Вы регулярно летаете, активно маневрируете, то стропная садится в очень малых пределах или не садится.(неравномерно они садятся=((( )
А вот если летаете иногда, с большими перерывами, то оплетка садится, садится достаточно сильно и неравномерно =(((

По своим наблюдениям по протяжке:
Садятся более всего задние ряды и задняя кромка-клеванты...(т.к. наимение нагруженые) и садятся не равномерно.
По протяжке лично заметил что в день протяжки лучше всего протянуть стропную 2 раза с интервалом в пару часов, т.к. после первой протяжки оплетка пытается вернуться в сжатое состояние, хотя уже и не на такую длину, а вот после второй протяжки длинна устаканивается на сезон +-

Тут еще вопрос, как Вы делаете протяжку, на каких усилиях и на какое время...?!
Iv
пилот XC
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
На третий ряд приходится менее 20% всей нагрузки.
Типа 100 кг * 0.2 / 6 строп = 3.3 кг на стропу.

Хоть обманеврируйся.

Если стропы один раз сильно намочить, так чтобы с них капало, дальше будут себя вести как у автора темы.
Stasmor
(аноним)
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
согласен, по этому в начале сезона обязательно протягиваю всю стропную...(в конце тоже)
HighVoltage
пилот XC
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Цитата:
Если стропы один раз сильно намочить, так чтобы с них капало, дальше будут себя вести как у автора темы.

Иван, объясните пожалуйста физику процесса.
Iv
пилот XC
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Доподлинно не знаю. С моими наблюдениями совпадает в точности.

Предполагаю, что работает примерно так. Стропа состоит из большого количества волокон ориентированных в основном вдоль стропы.
При намокании волокна садятся. Т.е. увеличиваются в диаметре и уменьшаются по длинне. Скрученные волокна оплетки садятся больше.

Когда мы протягиваем стропу, создаем некоторое напряжение и меняем взаимное расположение волокон. Вытягиваем их вдоль друг-друга.
Но нити не возвращаются к первоначальной форме. В стропе создаются внутренние напряжения.

Через некоторое время часть этих напряжений снимается, стропа съеживается обратно.

Современные стропы из дайнемы на заключительной стадии производства протягивают одновременно нагревая. Это снимает внутренние напряжения,
стропа ведет себя весьма стабильно. До сильного намокания.
smol
АвторТемы
пилот выходного дня
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Цитата:
Тут еще вопрос, как Вы делаете протяжку, на каких усилиях и на какое время...?!

Вытяжку делаю по методике, которую мне порекомендовал производитель (SOL Paragliders). Причем производитель сначала категорически не хотел давать рекомендации по вытяжке, объясняя, что делается это на специальном станке, и настаивая, что параплан нужно отправить им и они сами все бесплатно сделают. Но когда я объяснил, во сколько обойдется отправки в Бразилию и обратная доставка (и по деньгам и по времени)... В общем нереальная практически процедура, пилот на нее не пойдет и будет с риском летать на крыле с неправильной геометрией, а оно нам надо? В итоге, поскольку я их дилер в нашем регионе, они мне подробно (и неофициально) все расписали, с условием, что распостранять эту информацию я не буду. Но могу сказать, что метод протяжки SOL совершенно непринципиально и незначительно отличается от способов, неоднократно озвученных на форумах paraplan.ru

P.S. Протягивать дважды, с перерывом в пару часов - вполне соответствует рекомендациям.
Редактировалось: smol (07 Сен 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
Petyof
(аноним)
2-й разряд
07 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Цитата:
Что касается "обычно так и происходит" - не уверен. Обычно стропы не садятся. У меня за 15 лет полетов было шесть парапланов, и у всех я время от времени проверял длину строп. Протягивать пришлось только один раз, и вполне удачно - ничего назад не село. Еще один раз протянули товарищу - тоже без проблем. Больше не приходилось. Это третий случай, который своей необычностью (для меня) просто в тупик поставил.

Большое значение для сокращения строп - материал, из которого она изготовлена.
С «Dyneema» происходит большое сокращение длинны.
MuxA
пилот выходного дня
08 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Может проблема всё-таки хранение. Ведь гараж, это помещение с очень большой влажностью, может от сюда и уши растут?
smol
АвторТемы
пилот выходного дня
08 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
влажность? может быть, но крайне сомнительно. в ташкенте воздух сухой, как песок в пустыне большую часть года. хотя... в зимний период то осадков хватает...
все равно наврятли. на гигрометре ни разу более 50% не видел, даже зимой.
makovskiyss
пилот XC
08 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Всю жизнь стропы садились из за намокания , особенно оплеточные . Там оплетка очень сильно может сесть до 7 см . А так даже без намокания часов через сто налета С ряды подпрыгивают на 2 см .
niknik
пилот XC
08 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
В гараже меняется температура (зимой-летом, днем -ночью) и, соответственно влажность. Влага может конденсироваться и даже выпадать росой. От этого стропы садятся.
Параплан надо хранить в помещении с постоянной температурой.

Еще они садятся из-за полётов в облаках и если оставлять крыло неупакованным вечером после заката на земле, выпадает роса.
Оплетка садится сильно. Безоплетка значительно меньше, особенно кевлар (арамид), который хорошо держит размер. Полиэтилен (дайнима) размер держит хуже.
Farhod
18 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Коля, а эдельрид, это что? такая безоплетка как себя ведет?
slasapro
1-й разряд
18 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Эдельрид - это компания, один из крупнейших производителей строп, а не материал строп. У них есть стропы из разных материалов, среди производителей продвинутых крыльев очень популярна серия 8000U (из арамидного волокна, без оплётки).
Поиском легко находится это обсуждение.
David
пилот выходного дня
26 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Безоплетка, дейнемма, так же садиться хорошо как и оплетка до 12 !!! СМ. Вытягивать ее бесполезно, и даже вредно. При протяжке стропы вытягивались max на 2 см,  при увеличении нагрузки  от 20 кг рвалсись, при заявленом номинале в 64 кг. Арамидное волокно ведет себя лучше, но при протяжке, так же вытягивается незначительно.
slasapro
1-й разряд
26 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Всё нормально с дайнемой при протяжке - не хуже, чем арамид, а если не держит нагрузку 20 кг - меняйте такие стропы (или усилие дозируйте не на глазок, и только через шарикоподшипниковый блок).
Арамид, кстати, теряет прочность существенно быстрее дайнемы.
David
пилот выходного дня
27 Сен 2017
Re: Идиотская проблема с вытяжкой строп.
Не все так очевидно,  как вы утверждаете.  Во-первых,  естественно протяжку необходимо делать и я делал через блок,  во вторых,  не на глазок а динамометром или фиксированным грузом.  В третьих,  дейнемма видет себя по разному,  это сильно зависит от партии поставляемого волокна.  Я сталкивался,  когда дейнемма существеенно хуже себя вела по отношении к арамиду,  но и наоборот.  Протяжка,  чаще всего нарушает структуру как волокна,  так и стропы (перемещение волокон относительно друг  к другу,  создавая напряжение,  о чем писал Иван)

  Форумы paraplan.ru Снаряжение Крылья Идиотская проблема с вытяжкой строп.