Всем привет! Весна -- время готовиться к спортивному сезону, проверять снаряжение... и, может быть, слегка задумываться о том, каким оно, снаряжение, было лет 20 назад и куда стремится прогресс техники. И если есть, о чём вспомнить -- то подобные раздумья могут иногда сильно удивить.
Был в своё время такой замечательный параплан -- СПП-30. https://www.risk.ru/u/img/16/15441.jpg История не сохранила для нас подробных технических характеристик этого легендарного аппарата, но все они нам и не нужны. Начнём с самого простого. СПП-30 -- двухрядный параплан. Да-да, двухрядки уже были в конце 1980-х годов! А в начале 1990-х они производились в СССР серийно, и на них массово производилось обучение, в т.ч. и первоначальное. Массовое. Первоначальное. Обучение. На двухрядках. В СССР. Честное пионерское! Да, верится с трудом. Но это было! Сам помню, сам так учился. И тот факт, что я сейчас рассказываю эту удивительную историю, только подтверждает высочайшую пассивную безопасность и невероятное дружелюбие СПП-30, который дал дорогу в небо многим криворуким чайникам вроде меня. Ну хорошо. Может быть, СПП-30 -- какая-то нечестная, неправильная двухрядка? Может, с ним что-то не так? Да как бы не так! Абсолютно все стропы у этого удивительного детища советской оборонки были безоплёточными. Из самого настоящего кевлара. Безоплёточными были даже рулевые стропы, к которым привязываются ручки клевант. А полная длина стропления (которую, увы, сейчас можно оценить только по фотографиям) явно составляла меньше 200 метров. Навскидку -- метров 160-180. Современные Энзы и Зены нервно курят в сторонке! Может, у СПП-30 был какой-то малоэффективный акселератор? Тоже мимо! Современные двухрядки для Кубков Мира и соревнований FAI 1 имеют ход акселератора, жёстко ограниченный примерно до 15 см. Иначе слишком опасно. А у СПП-30 акселератор -- ручной! С ручками а-ля клеванты, чтобы проще было работать передними рядами на максимальной скорости (до работы задними рядами в те годы ещё не допетрили). И с максимальным ходом... Ну, сантиметров 40 аппарат выдерживал без малейшего напряжения. Сохраняя летучесть, управляемость и великолепную пассивную безопасность. Мог выдержать и больше. Был случай, когда неопытный пилот по недосмотру встегнул основные карабины в ручки акселератора -- и СПП-30 полетел! Даже посадка получилась более-менее мягкая. С современными двухрядками такие фокусы не пройдут -- аппарат просто не взлетит, даже подняться не сможет. И это ещё не всё. СПП-30 был... ультралайтом. Масса крыла -- в районе 3 кг. Причём в комплекте с этой лёгкой двухрядкой шла сверхлёгкая бездосочная подвеска (около 1 кг) и сверхлёгкий рюкзак. Масса комплекта, который пилот тащил наверх, составляла примерно килограммов 5. Попробуйте собрать такой комплект из современной сверхлёгкой двухрядки, современной сверхлёгкой подвески и современного сверхлёгкого рюкзака. Не факт, что получится. А теперь -- о грустном. СПП-30 навсегда остался в истории уникальным и неповторимым аппаратом, который был создан творческим гением настоящей советской оборонки. Крылья, пришедшие ему на смену, создавались уже после развала СССР. И если это были отечественные крылья -- то делались они часто "по мотивам" известных иностранных моделей. А те, в свою очередь, создавались не гениальными оборонщиками, а пилотами и маркетологами. И понеслось. Сначала -- три, а потом даже и четыре ряда строп вместо двух. Хлипкие передние кромки, которые выдерживали всего 10 см хода акселератора, а дальше аппараты складывались. Короче, один сплошной регресс на долгие годы вперёд. Правда, в 2010-х ситуация стала постепенно улучшаться, и мир снова увидел безоплёточные двухрядки, как в старом добром СССР конца восьмидесятых. Только вот стоили они запредельных денег и были запредельно требовательными к пилотам. И не надо тут разводить истории о том, что новые двухрядки летают лучше, чем СПП-30. Летает всегда пилот! Этому нас всех ещё Шорохов учил. За 20 с гаком лет, прошедших с эпохи СПП-30, мастерство пилотов возросло чрезвычайно. Во всём мире и конкретно в России накоплен просто гигантский опыт полётов. Создана могучая теоретическая база, которая позволяет нынешним чайникам за какие-то пару лет прыгнуть с нуля на уровень, которого в 90-е достигали только асы. Современный багаж знаний позволяет уверенно, круто и безопасно летать не только на надёжной отечественной технике вроде СПП-30, но и на страшных современных двухрядках, созданных иностранными маркетологами. Есть и ещё один момент, которому -- каюсь! -- я долго не уделял достаточного внимания. Подвески с "хвостами". Талантивые молодые пилоты и седобородые мастера убедительно доказывали мне, что "хвосты" у современных коконов просто невероятно поднимают глайд, снижают скорость снижения в разы, а чувство уверенности в себе "прокачивают" настолько, что неофит с налётом 5 часов сразу становится подобен непобедимым героям прошлого, неутомим в потоках и лют на переходах. Но старое советское техническое образование мешало мне поверить в это. Однако и моё мнение постепенно меняется. Я долго думал, поднимал литературу, листал старые фотографии... И неожиданно понял, что "хвосты" -- это не инновация. Это кое-что не менее древнее, чем СПП-30. И столь же достойное уважения и переоценки. Это фото -- достаточно современное. Но с такими хвостами летали на Кубках Икара во Франции и 20 лет назад. Был там, сам это видел. И не понимал, как эти чудовищные "хвосты" не мешают парапланам лететь?.. Своими глазами наблюдал, как парапланы с многометровыми драконами за спиной пилота прекрасно летали и великолепно набирали в слабых осенних термиках. И только теперь я, наконец, всё понял. Хвосты -- это же гигантские задние стекатели! Сейчас любой чайник знает, что чем длиннее "хвост", тем круче летит аппарат. Пришло время это осознать и мне. Думаю, скоро осознают и ведущие мировые производители подвесок. Уверен, что вместо жалких нынешних трёхметровых огрызков в скорейшем будущем нас ждут великолепные, мощные, развитые обтекатели длиной 20-30 метров. Обтекатели, достойные легендарного СПП-30. И тогда к нам вернётся всё лучшее, что было у нас с 90-е. Невероятная стабильность на акселераторе -- потому что 20-метровый обтекатель сделает ненужными удлинения больше 3. Невероятная аэродинамика -- потому что и ежу понятно, что 18-метровый хвост имеет сопротивление ровно в 6 раз меньше, чем трёхметровый. Сверхмалый вес -- потому что при таком крутом сочетании летучести и безопасности современные подвески-монстры станут просто не нужны, и самое время будет добыть из подвала родную подвеску от СПП-30 в стиле "три ленточки". Нас ждёт удивительное будущее, не сомневайтесь! А сейчас самое время продавать двухрядки, учиться шить "хвосты" (уже очень скоро они станут запредельно дорогими -- маркетологи не спят!) и покупать последние оставшиеся у любителей старины СПП-30. Я первый в очереди, если что! |
tagir
02 Апр 2018
|
Первое апреля - профессиональный праздник невеселых теоретиков.
Подгонка фактов артефактов под концепт версию. |
Олег
03 Апр 2018
|
Посмотрел на фото, и подумал, что можно накатать такую же телегу про массу Теоретика в 80-х годах, в нулевых и сейчас.
|
tagir
03 Апр 2018
|
Зато седухи были легкие, так?
|
Не ожидал серьёзных вопросов в такой несерьёзной теме!
Цитата: Алексей, а на фото СПП-30 в твоем исполнении? Летел на нём я. Кроить и тем более шить СПП-30 мне никогда не доводилось -- насколько знаю, все СПП-30 были изготовлены в СНИИПС (НИИ парашютных систем). Цитата: это на затяжке лебедкой? Да. Дело было под Тверью году примерно в 2008-м. Буксировались активной гидравлической лебёдкой. Цитата: Как вообще себя ведет во время затяжки? Комфортно, спокойно. Сильно уходит назад, что неудивительно при аэродинамическом качестве около 3 единиц. Цитата: Какие условия соблюдались? Вопрос не очень понятен. Если это вопрос о том, есть ли специфика при буксировке конкретно СПП-30 -- то единственное отличие в том, что нужно много тяги, раза примерно в полтора больше, чем современному параплану. Естественно, надо поаккуратнее на старте -- СПП-30 выходит достаточно неспешно и тяжело. P.S. Подозреваю, что все вопросы возникли от желания побуксироваться на СПП-30. В нынешних реалиях категорически не могу это рекомендовать. Даже 10 лет назад немногие оставшиеся на руках у пилотов СПП-30 имели жалкие остатки ресурса, а 10 лет даже идеального складского хранения всё равно немножко съедают ресурс. |
Алексей, имелось в виду полет в твоем исполнении, то что СПП-30 шили в НИИ ПС я знаю, с ними контачил с 2000-х.
Распродавали остатки)))!!! А также у них лежали раскроенные и не пошитые тандемчики-36 метровые. У них еще были версии пошив из импортных тканей, конечно влияющий на компактность,легкость,и немножко другие ттх по отношении к Болоньи. |