Форумы paraplan.ru ParaForum Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
theoretic
АвторТемы
КМС
01 Апр 2018
Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
Всем привет! Весна -- время готовиться к спортивному сезону, проверять снаряжение... и, может быть, слегка задумываться о том, каким оно, снаряжение, было лет 20 назад и куда стремится прогресс техники. И если есть, о чём вспомнить -- то подобные раздумья могут иногда сильно удивить.

Был в своё время такой замечательный параплан -- СПП-30.

https://www.risk.ru/u/img/16/15441.jpg

История не сохранила для нас подробных технических характеристик этого легендарного аппарата, но все они нам и не нужны. Начнём с самого простого. СПП-30 -- двухрядный параплан. Да-да, двухрядки уже были в конце 1980-х годов! А в начале 1990-х они производились в СССР серийно, и на них массово производилось обучение, в т.ч. и первоначальное.

Массовое. Первоначальное. Обучение. На двухрядках. В СССР. Честное пионерское! Да, верится с трудом. Но это было! Сам помню, сам так учился. И тот факт, что я сейчас рассказываю эту удивительную историю, только подтверждает высочайшую пассивную безопасность и невероятное дружелюбие СПП-30, который дал дорогу в небо многим криворуким чайникам вроде меня.

Ну хорошо. Может быть, СПП-30 -- какая-то нечестная, неправильная двухрядка? Может, с ним что-то не так? Да как бы не так! Абсолютно все стропы у этого удивительного детища советской оборонки были безоплёточными. Из самого настоящего кевлара. Безоплёточными были даже рулевые стропы, к которым привязываются ручки клевант. А полная длина стропления (которую, увы, сейчас можно оценить только по фотографиям) явно составляла меньше 200 метров. Навскидку -- метров 160-180. Современные Энзы и Зены нервно курят в сторонке!

Может, у СПП-30 был какой-то малоэффективный акселератор? Тоже мимо! Современные двухрядки для Кубков Мира и соревнований FAI 1 имеют ход акселератора, жёстко ограниченный примерно до 15 см. Иначе слишком опасно. А у СПП-30 акселератор -- ручной! С ручками а-ля клеванты, чтобы проще было работать передними рядами на максимальной скорости (до работы задними рядами в те годы ещё не допетрили). И с максимальным ходом... Ну, сантиметров 40 аппарат выдерживал без малейшего напряжения. Сохраняя летучесть, управляемость и великолепную пассивную безопасность. Мог выдержать и больше. Был случай, когда неопытный пилот по недосмотру встегнул основные карабины в ручки акселератора -- и СПП-30 полетел! Даже посадка получилась более-менее мягкая. С современными двухрядками такие фокусы не пройдут -- аппарат просто не взлетит, даже подняться не сможет.

И это ещё не всё. СПП-30 был... ультралайтом. Масса крыла -- в районе 3 кг. Причём в комплекте с этой лёгкой двухрядкой шла сверхлёгкая бездосочная подвеска (около 1 кг) и сверхлёгкий рюкзак. Масса комплекта, который пилот тащил наверх, составляла примерно килограммов 5. Попробуйте собрать такой комплект из современной сверхлёгкой двухрядки, современной сверхлёгкой подвески и современного сверхлёгкого рюкзака. Не факт, что получится.

А теперь -- о грустном. СПП-30 навсегда остался в истории уникальным и неповторимым аппаратом, который был создан творческим гением настоящей советской оборонки. Крылья, пришедшие ему на смену, создавались уже после развала СССР. И если это были отечественные крылья -- то делались они часто "по мотивам" известных иностранных моделей. А те, в свою очередь, создавались не гениальными оборонщиками, а пилотами и маркетологами.

И понеслось. Сначала -- три, а потом даже и четыре ряда строп вместо двух. Хлипкие передние кромки, которые выдерживали всего 10 см хода акселератора, а дальше аппараты складывались. Короче, один сплошной регресс на долгие годы вперёд. Правда, в 2010-х ситуация стала постепенно улучшаться, и мир снова увидел безоплёточные двухрядки, как в старом добром СССР конца восьмидесятых. Только вот стоили они запредельных денег и были запредельно требовательными к пилотам.

И не надо тут разводить истории о том, что новые двухрядки летают лучше, чем СПП-30. Летает всегда пилот! Этому нас всех ещё Шорохов учил. За 20 с гаком лет, прошедших с эпохи СПП-30, мастерство пилотов возросло чрезвычайно. Во всём мире и конкретно в России накоплен просто гигантский опыт полётов. Создана могучая теоретическая база, которая позволяет нынешним чайникам за какие-то пару лет прыгнуть с нуля на уровень, которого в 90-е достигали только асы. Современный багаж знаний позволяет уверенно, круто и безопасно летать не только на надёжной отечественной технике вроде СПП-30, но и на страшных современных двухрядках, созданных иностранными маркетологами.

Есть и ещё один момент, которому -- каюсь! -- я долго не уделял достаточного внимания. Подвески с "хвостами". Талантивые молодые пилоты и седобородые мастера убедительно доказывали мне, что "хвосты" у современных коконов просто невероятно поднимают глайд, снижают скорость снижения в разы, а чувство уверенности в себе "прокачивают" настолько, что неофит с налётом 5 часов сразу становится подобен непобедимым героям прошлого, неутомим в потоках и лют на переходах. Но старое советское техническое образование мешало мне поверить в это. Однако и моё мнение постепенно меняется. Я долго думал, поднимал литературу, листал старые фотографии... И неожиданно понял, что "хвосты" -- это не инновация. Это кое-что не менее древнее, чем СПП-30. И столь же достойное уважения и переоценки.



Это фото -- достаточно современное. Но с такими хвостами летали на Кубках Икара во Франции и 20 лет назад. Был там, сам это видел. И не понимал, как эти чудовищные "хвосты" не мешают парапланам лететь?.. Своими глазами наблюдал, как парапланы с многометровыми драконами за спиной пилота прекрасно летали и великолепно набирали в слабых осенних термиках. И только теперь я, наконец, всё понял. Хвосты -- это же гигантские задние стекатели! Сейчас любой чайник знает, что чем длиннее "хвост", тем круче летит аппарат. Пришло время это осознать и мне. Думаю, скоро осознают и ведущие мировые производители подвесок. Уверен, что вместо жалких нынешних трёхметровых огрызков в скорейшем будущем нас ждут великолепные, мощные, развитые обтекатели длиной 20-30 метров. Обтекатели, достойные легендарного СПП-30. И тогда к нам вернётся всё лучшее, что было у нас с 90-е. Невероятная стабильность на акселераторе -- потому что 20-метровый обтекатель сделает ненужными удлинения больше 3. Невероятная аэродинамика -- потому что и ежу понятно, что 18-метровый хвост имеет сопротивление ровно в 6 раз меньше, чем трёхметровый. Сверхмалый вес -- потому что при таком крутом сочетании летучести и безопасности современные подвески-монстры станут просто не нужны, и самое время будет добыть из подвала родную подвеску от СПП-30 в стиле "три ленточки".

Нас ждёт удивительное будущее, не сомневайтесь! А сейчас самое время продавать двухрядки, учиться шить "хвосты" (уже очень скоро они станут запредельно дорогими -- маркетологи не спят!) и покупать последние оставшиеся у любителей старины СПП-30. Я первый в очереди, если что!
Кот Федор
пилот XC
02 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
Повеселило, особенно вот это:
Цитата:
И это ещё не всё. СПП-30 был... ультралайтом. Масса крыла -- в районе 3 кг. Причём в комплекте с этой лёгкой двухрядкой шла сверхлёгкая бездосочная подвеска (около 1 кг) и сверхлёгкий рюкзак. Масса комплекта, который пилот тащил наверх, составляла примерно килограммов 5. Попробуйте собрать такой комплект из современной сверхлёгкой двухрядки, современной сверхлёгкой подвески и современного сверхлёгкого рюкзака. Не факт, что получится

Еще, я помню, летал тогда на тандеме из болоньи. В 95-ом году в клубе было два тандема одинаковой конструкции СПП-5. Один из поршемарина, один из болоньи. Так же были СПП-4, очень похожий на тридцатку, СПП-7 (этих было аж три штуки, два больших и один маленький), СПП-8 - это была лебединая песня НИИ Парашютостроения. Летали тогда без запасок. Все это было из болоньи, кроме одного тандема. Минимальный вес комплекта 17 кг. Вообще, по тому времени это было оооочень круто)))). Большинство этих крыльев сейчас лежат у Василия Алюнина дома (JG-52). Афигеть! На этом всем я летал! Полет на СПП-30 с Бештау, пилот - Роман Савельев, 1995 год. Я летел немного раньше на СПП-7(Дьяволенке).


Редактировалось: Кот Федор (02 Апр 2018), всего редактировалось 1 раз
tagir
02 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
Первое апреля - профессиональный праздник невеселых теоретиков.
Подгонка фактов артефактов под концепт версию.
extremflyjumper
пилот выходного дня
03 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов

Вот оно самое ))))







Редактировалось: extremflyjumper (03 Апр 2018), всего редактировалось 1 раз
Олег
03 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
Посмотрел на фото, и подумал, что можно накатать такую же телегу про массу Теоретика в 80-х годах, в нулевых и сейчас.
пиф
пилот выходного дня
03 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
СПП 30 весит килограмм 7-8, если бы он весли 3 я бы в молодости не 5 раз в день в штиль с Юцы летал а 15
пиф
пилот выходного дня
03 Апр 2018
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
да вообще,СПП шная была тяжелая а вот всякие французские, с фанеркой!!! И цветастыми ремнями!!! Цацы! Удобные я по 2 часа в таких болтался в динамике. легкие, весили килограмм максимум, а какие красивые! У меня была розовая. с ремешками в фиолетово желто синий квадратик!
extremflyjumper
пилот выходного дня
26 Апр, 3:45
Re: Невесёлые размышления о прогрессе парапланов
Алексей, а на фото СПП-30 в твоем исполнении, это на затяжке лебедкой?
Как вообще себя ведет во время затяжки?Какие условия соблюдались?

С Уважением Сергей
theoretic
АвторТемы
КМС
26 Апр, 9:50
Не ожидал серьёзных вопросов в такой несерьёзной теме!
Не ожидал серьёзных вопросов в такой несерьёзной теме!

Цитата:
Алексей, а на фото СПП-30 в твоем исполнении?

Летел на нём я. Кроить и тем более шить СПП-30 мне никогда не доводилось -- насколько знаю, все СПП-30 были изготовлены в СНИИПС (НИИ парашютных систем).

Цитата:
это на затяжке лебедкой?

Да. Дело было под Тверью году примерно в 2008-м. Буксировались активной гидравлической лебёдкой.

Цитата:
Как вообще себя ведет во время затяжки?

Комфортно, спокойно. Сильно уходит назад, что неудивительно при аэродинамическом качестве около 3 единиц.

Цитата:
Какие условия соблюдались?

Вопрос не очень понятен. Если это вопрос о том, есть ли специфика при буксировке конкретно СПП-30 -- то единственное отличие в том, что нужно много тяги, раза примерно в полтора больше, чем современному параплану. Естественно, надо поаккуратнее на старте -- СПП-30 выходит достаточно неспешно и тяжело.

P.S. Подозреваю, что все вопросы возникли от желания побуксироваться на СПП-30. В нынешних реалиях категорически не могу это рекомендовать. Даже 10 лет назад немногие оставшиеся на руках у пилотов СПП-30 имели жалкие остатки ресурса, а 10 лет даже идеального складского хранения всё равно немножко съедают ресурс.
aspid-crazy
пилот выходного дня
27 Апр, 12:16
Re: Не ожидал серьёзных вопросов в такой несерьёзной теме!
Тоже, пока читал тему, где-то до середины, подвоха почти не чувствовалось но потом все же чекнул дату поста и все встало на свои места
extremflyjumper
пилот выходного дня
28 Апр, 2:33
Re: Не ожидал серьёзных вопросов в такой несерьёзной теме!
Алексей, имелось в виду полет в твоем исполнении, то что СПП-30 шили в НИИ ПС я знаю, с ними контачил с 2000-х.
Распродавали остатки)))!!!
А также у них лежали раскроенные и не пошитые тандемчики-36 метровые.
У них еще были версии пошив из импортных тканей, конечно влияющий на компактность,легкость,и немножко другие ттх по отношении к Болоньи.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Невесёлые размышления о прогрессе парапланов



Перейти: