Форумы paraplan.ru ParaForum SpeedFly Важность изучения метео для полетов на скоростных крыльях
jjjenia
АвторТемы
(аноним)
пилот выходного дня
26 Дек 2018
Важность изучения метео для полетов на скоростных крыльях
Немного про основы метеорологической безопасности.

Не секрет, что парапланеристы, планеристы и дельтапланеристы (из числа тех, кто летает много и часто маршруты) самые опытные в метео. Это и не удивительно, так как им надо летать самостоятельно высоко-далеко, и знать развитие погоды в течение дня. При этом в общении с начинающими бейсерами и спидфлаерами узнаешь, что зачастую у них нет даже элементарного понимания, как и что работает. Максимум, это понимание, откуда дует ветер, сильно-слабо, так как многие пришли из скайдайва, привыкли, что на дропзоне всё достаточно просто, в случае опасных метеоусловий прыжкам отбой.

Непонимание того, как развивается погода, вызывает страх перед безликими силами природы и тягу к полетам и прыжкам только в штиль. Турбулентность и термичка вызывает мистический ужас и дрожь в коленках. Однако если понимать основы того, как нагревается или остывает воздух в течение дня, с какой стороны горы появляются восходящие или нисходящие потоки, как они работают от скал, как работает боковой ветер или ветер в спину, то это может помочь разобраться в этой непростой теме.

Кстати, и штиль не панацея, так как иллюзия штилевых условий может возникать в подроторной зоне, когда поверху дует сильный ветер и создает штилевое затенение или рваный динамик - при выходе из затенения вас может неплохо нахлобучить. Подобный случай произошел с одним бразильским пилотом и бейсером Тьягой Коброй, внезапная асимметрия и фатальное столкновения на развороте со скалой (клифф-страйк) на спидглайдере. Как указывают местные пилоты в описании этого инцидента, там имел место так называемый fals front wind, и даже наличие двух ветроуказателей на разных высотах расположенных на том старте не помогли правильно разобраться в ситуации. На изображении показано, как может работать ветер в подобном случае.




Поэтому так важно разбираться в аэрологии той местности, где вы летаете и тщательно изучать прогноз погоды по часам, высотам, прогреву и так далее. Именно эти факторы позволят вам в дальнейшем часто и безопасно летать, а не ограничиваться исключительно лишь штилевыми условиями полетов или прыжков.

Мало научиться летать сверху-вниз, нужно еще и хорошо читать прогнозы. Знание разницы ночной и дневной температуры воздуха, точки росы и силы ветра по разным высотам, к примеру, может подсказать вам, будет ли низкая облачность, закрывающая горы. Например, высокая влажность воздуха в сочетании со штилевыми условиями и резким перепадом температуры в течение дня, скорее всего, приведет к облачности, закрывающей всё в округе.

Не менее важно знать прогноз по усилению-ослаблению погодных условий в течение дня и уметь, находясь в воздухе, отслеживать усиление термической активности или усиление ветра, или приближение грозы. Или наоборот ослабление ветра до штилевых условий, чтобы вовремя уйти на посадку, если вы, к примеру, летаете над морем в бризовых условиях, и штатная посадка находится далеко.

Информация на сайте погоды по направлению и силе ветра на разных высотах расскажет вам, откуда лучше стартовать и куда лучше приземляться против ветра, особенно если у вас нет никого на площадке приземления с рацией. Тем более сейчас благодаря Интернету можно смотреть прогноз в нужное вам время на мобильном телефоне.

Все скоростные крылья или парапланы в зависимости от типа профиля, площади крыла и загрузки имеют свои индивидуальные скоростные характеристики, которые необходимо учитывать, если вы не хотите чтобы вас сносило усилением или наоборот просаживало вниз при слабом ветре.

Скажем, скоростное крыло в 15 кв/м при загрузке в 70-80 кг может иметь среднюю скорость на закрытых триммерах в 50 км/ч, это примерно 13 метров в секунду. Что это означает? Что во время полета в динамике при ветре в 15 м/с и более вас начнет ощутимо сносить ветром назад, особенно в резких порывах или запирать на одном месте лишая возможности маневрировать. Даже для тренировок на земле нужно знать ограничения для своего крыла по скорости ветра, тем более что стоя на земле вы не нагружаете крыло постоянно по рекомендуемой загрузке для полета, то есть вас может легко сорвать с места. Фатальный случай такого типа произошел 28 января 2009 года с пилотом Patrick Itschner, который наземил крыло Swing Savage 12 размера в порывистый ветер на большой снежной площадке, когда внезапный сильный порыв швырнул его в трейлер на парковке и даже защита спины и головы не спасли его от тяжелых травм, приведших к смерти.

Если вас во время полёта в порыве ветра снесло таким образом из восходящего вверх динамика в зону Вентури, то вы уже не имеете запаса скорости и вас моментом сносит в зону ротора, сильного нисходящего потока со всеми вытекающими последствиями в виде жесткого приземления. Поэтому желательно заранее предвидеть подобную ситуацию и уходить на посадку.

Узнав предварительно по прогнозу усиление ветра сверх нормы (передоз) и термической активности в течение дня, вы можете предвидеть, сколько у вас времени на полет и когда лучше заранее приземлиться. То же самое касается ослабления ветра, когда вас уже не будет держать в динамическом потоке и нужно вовремя приземлиться в безопасном месте (это чаще всего касается полетов в бризе в таких местах как Меганом в Крыму, где мало подходящих площадок для приземления).
К чему может привести подобная ситуация подробно разжевано в этой теме (https://paraplan.ru/forum/topic/174129), хоть она и парапланерная, тем не менее на скоростных крыльях ослабление ветра еще опаснее за счет скорости на приземлении

Поэтому нужно, конечно же, не спешить, внимательно изучая изменения погоды в самых разных случаях, затачивая наилучшие условия под свое крыло и свой стиль полетов. Полеты вместе с опытными пилотами тоже расширяют кругозор в плане понимания метео. За пару-тройку лет можно накопить неплохой опыт и развить интуицию на подходящую для вас погоду.

Все типы планерных полетов делают человека наблюдательным, и со временем хороший пилот легко читает погоду по внешним признакам, таким как тип облаков, парящие в каком-либо месте птицы, дым в долине, показывающий направление ветра вдалеке от стартовой горы и так далее. Эти, казалось бы, простые вещи минуют сознание обычного человека, он их просто не замечает. Чтобы в дальнейшем научится чувствовать воздух как птицы, надо много и часто летать в разных условиях и не выбирать идеальные.

Для бейса полезно знать тонкости прогнозирования погоды как раз потому что, прыжки с фиксированных объектов в городе или со скал предполагают отсутствие метеослужбы, как на дропзонах, отсутствие подготовленной площадки приземления. Поэтому нужно разбираться в том, где может быть область ротора, куда не стоит приземляться, как дойти безопасно до площадки минуя зоны турбулентности от зданий или горного рельефа. Излишне приблизившись к скалам в роторной зоне можно получить внезапный разворот в скалу, парашют может сильно клюнуть вперед на посадке, слишком резко потерять высоту в нисходящем потоке и так далее.

Поскольку это очень обширная тема, для самостоятельного ознакомления с основами метео можно прочитать такие книги, как:
Введение в параглайдинг, автор З. Френкель ,
Небо для всех, Денис Пеггин
Полет на планере (Пособие для планеристов), Руденский Е. Г.,
Метеорология для планеристов, Коновалов Д.А.
Изучать погоду можно на достаточно простом и удобном сайте www.windy.com

  Форумы paraplan.ru ParaForum SpeedFly Важность изучения метео для полетов на скоростных крыльях



Перейти: