Форумы paraplan.ru ParaForum Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
21 Май, 12:56
Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Очередной обзор-отчет с 30 апреля по 15 мая. Юца – Чегем. Обычно на праздники погоды всегда было меньше, а в этот раз – все очень хорошо. Улетной-термичной, дня три-четыре на Юце и столько же в Чегеме. В Чегеме конечно жестковато (когда есть наборы и улеты). На Юце - приятнее, но конечно либо «короткая», либо база низковата (все же не лето). Совсем не лётной, как не странно почти не было. Точнее когда она была на Юце – я и товарищи переезжали в Чегем и соответственно – наоборот. Много термодинамика и динамика (везде), чтобы кто-то летал сверху-вниз, я не помню, а это уже – большой плюс. Лично налетался – «донельзя» хотя результативность (маршруты – наборы) – не особо (все же не лето, да и помимо своих полетов есть тандемы и прочий «парапродолбизнес»). Удивительно, но сложилось такое ощущение, что весь парафорум и все «старые боевые товарищи» в это время были там же. Давненько такой задорной толпы я не видел.
Но есть и очень-очень грустные новости.
Чегем – 2-е запаски, 1- ин переломанный (очень опытный)
Юца – 2 – а переломанных (один опытный, другой не очень)
Кисловодск (Рим-гора) – погибший (опытный)
Это только то, что знаю. Может было еще что-то неприятное.
Подробности и «разбор полетов» здесь мне делать не хочется, «мыть кости» этим по-настоящему хорошим людям нет желания совсем. Единственно, что можно сказать по этому поводу (сугубо чтобы учится на чужих ошибках) - влетываться надо постепенно, а не «из зимы в лето» (после перерыва сразу в термичку, что делали все пострадавшие). Да и весна выдалась не самая мягкая, это тоже учитывать - стоит. Самого пару раз – плющило. Да и разок чуть «южак» в Чегеме – не продолбал. (уже встегнулся с пассажиром, но шестое чувство или опыт остановили меня и полет – отменил). Правда это было скорее в середине апреля, в мае все более понятно.
Полетал в роли пассажира на тандеме – однослойнике, немного порулил (Би-Скин от Нивьюк) – удивительно, но он вполне хорошо летит, при этом его вес – как у моей запаски. То, что я был удивлен, это ничего не сказать.
Немного поучительного чегемского видео, такое бывает, не часто, но регулярно. В середине дня, была милая и мягкая погода, наш прохиндей-васятко катал на тандеме прекрасный пол – (короткое видео 1 – погоду видно). Спустя пару часов, внезапно из-за хребта, показалась туча, прохиндеюшко к счастью уже был на земле, но было видно – неприятностям быть, буквально за считанные минуты ветер наверху – изменился. Слава богу в воздухе уже никого не было. С этого момента прошло ровно три минуты и южаком накрыло весь лагерь, не дай бог кому ни будь оказаться в воздухе. (короткое видео 2 - южак). Более того, чтобы эту «бяку» предсказать, надо быть либо очень опытным, либо очень наблюдательным даже наблюдательным более предпочтительно (опыт иногда играет злую шутку, «глаз замыливается» и все «типа пофих»), да и само место знать – необходимо. Откровенно говоря, начинаю соглашаться с Теоретиком, а именно с тем, что Чегем очень сложное место и соревноваться там, наверное, не стоит. Также не понимаю, зачем там летать, имея налет меньше 100 часов и опыт менее 3-х лет. На мое ИМХО это делать без инструктора – смертельно опасно (таких «деятелей» я встречал, к сожалению ни раз).
Фотки моих друзей, видео – мое.
Всем удачного сезона.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

смотреть прямо тут или смотреть с сайта

smash
21 Май, 13:13
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Цитата:
есть и очень-очень грустные новости.
Чегем – 2-е запаски, 1- ин переломанный (очень опытный)
Юца – 2 – а переломанных (один опытный, другой не очень)
Кисловодск (Рим-гора) – погибший (опытный)
Это только то, что знаю. Может было еще что-то неприятное.
Подробности и «разбор полетов» здесь мне делать не хочется

Причём тут "хочется-не хочется", тут уместно слово "надо", ибо так в авиации установлено, одно разобранное ЛП предотвращает 20 других.
Разбор это то что было бы по-настоящему полезно, а отчётов и отчётиков по типу "клёво-классно полетали + несколько красивых фоток" тут и так пруд пруди.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
21 Май, 13:16
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Причину всех этих проишествий я озвучил -- "невлетанность" после зимы и перерыв в полетах больше месяца. А подробности, да зачем они тут нужны. Кому надо пусть сам озвучит. А так то Вы правы. Хотелось бы поподробнее самому узнать, но в реале я знаю со слов других, и только от одного - лично. Быть "испорченным телефоном" - желания нет.
Кот Федор
пилот XC
22 Май, 7:58
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
В Чегеме поломался Андрей Бесчастный. Парень молодец. Упал в районе четырехтысячника, за Кюйгенкаей, западнее парадрома километров на 20 и сломал руку. Причина - срыв старой мантры с высоты метров 60. После чего сумел выбрать правильный старт и вернуться на парадром.
Цитата:
Жить захочешь - не так раскорячишься...

На Юце один из поломанных - Солодухин. Просто срыв крыла возле склона, с небольшой высоты. Не поместился в поток.


Редактировалось: Кот Федор (22 Май, 17:53), всего редактировалось 1 раз
JG52
АвторТемы
1-й разряд
22 Май, 9:04
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Это не принципиально. От этого никто не застрахован. Да и пусть те кто побился - сами напишут если захотят. Самое главное чтобы люди понимали, что нельзя сразу лезть в жескачь после перерыва каким бы ты опытным не был. Мне как то везет, так как перерывов почти нет и рефлексы не затупляются.
Вообще когда я осознал что тряпколетание это АВИАЦИОННЫЙ СПОРТ, а не "школа танцев" - стал летать осторожнее, но это "осознание" конечно пришло не сразу, после нескольких падений, да и то иногда - перебарщиваю,(это уже свойство характера). Первопричина всех этих проишествий - одна. А именно (повторюсь) - ПЕРЕРЫВ в полетах, а все остальное - следствие. Перерыв больше двух недель для себя считаю большим, а тем более если ты этим занимаешься профессионально (т.е за деньги) посему летать-летать-летать и еще раз летать, чтобы чувствовать себя в подвеске, как дома перед телевизором, но опять же главное без "ложной уверенности". Вообще пренебрежение - первый путь в ящик. Видел я таких типа "а фига Юца - 200 метров и почти равнина" - а сам даже толком в динамике летать не может. А миф про "безопасный Чегемский аквариум" похоже до сих пор жив, хотя навтыкалось в этом "Аквариуме" - достаточно, да и потки +6 сам там ловил, а +6 над скальником на высоте 50-100 метров всеже как мне кажется нихрена не безопасно во всяком случаи расслабляться не стоит.
theoretic
КМС
22 Май, 10:50
Немного про Чегем
Немного про Чегем. Наблюдаю историю этого лётного места примерно с середины 2000-х. И это сложная история.

Уникальность Чегема -- в сочетании достаточно безопасного "аквариума", с рядом оговорок подходящего даже для первоначального обучения, и близости Больших Гор. Очень серьёзных, крайне сложных и очень опасных в плане полётов и спасработ. Учебные условия и серьёзная горная жесть бывают в Чегеме разделены километром пространства и минутами времени.

В целом именно отсюда и растут почти все проблемы Чегема. Сначала Чегем воспринимался как уникальный шанс достаточно безопасно полетать в больших горах, что послужило первым толчком к росту популярности этого места. Потом нашлись первые буйные (например, Саша Лабудь), которые начали пробовать летать маршруты из Чегема. Моментально выяснилось, что это крайне непросто и очень рискованно. Но человек -- существо упорное и настырное, и постепенно, за многие годы, Чегем стал не только "аквариумом с динамиком", но и маршрутным местом.

Чегемские маршруты... Сразу замечу, что сам летал их по минимуму. Но и этого вполне достаточно, чтобы понять всю их сложность и опасность. Проблем много. Очень сложная аэрология. Узкие ущелья с сильными локальными бризами, делающими почти невозможной посадку внизу. Большая изменчивость погоды, которая за минуты может превратиться из лётной в нелётную. Мощная турбулентность у рельефа -- и неизбежность работы впритирку к рельефу в некоторых местах. Наконец, большие сложности с поисками и спасработами на сложных рельефах. Если сравнивать с другими знакомыми мне горными и высокогорными лётными местами (индийские Гималайи, итальянские Доломиты, Курай...) -- то вероятность разложиться на час полёта или километр маршрута в Чегеме получается очень высокая. Ненормально высокая. Ведь из Чегема сложно улететь даже на 50 км по прямой (везде сложный рельеф), а большие маршруты с возвращением в Чегеме и вовсе летают единицы.

Вернёмся, впрочем, к истории. Каждый новый маршрут из Чегема -- это спортивный подвиг с очень большими рисками, но с невероятными видами очень красивых гор. И потому каждый новый маршрут сильно привлекал (и привлекает) внимание к Чегему. Но пилотам со стороны совершенно неочевидны сложности и риски, связанные с этими маршрутами. А по приезду в Чегем новых пилотов встречает старый добрый "аквариум", где можно достаточно безопасно летать в термодинамике и даже набирать в термиках, практически не удаляясь от парадрома. И бОльшую часть эпизодически приезжающих в Чегем пилотов это устраивало. Устраивает и сейчас.

Следующий виток чегемской истории, начавшийся примерно в 2010-х годах -- это "раскрутка" и "перераскрутка" места. Чегем стал не просто известен -- он стал знаменит на всю страну. В Чегем валом повалили пилоты абсолютно любой квалификации -- от МСМК до самоучек-неадекватов. И из этой взрывоопасной смеси постепенно сформировался костяк адептов Чегема, которые проводят там очень много времени. Так вышло, что внутри этой тусовки принято игнорировать мировой опыт и считать Чегем единственным лётным местом, которое показывает квалификацию пилота. "Или ты умеешь летать в Чегеме, или ты вообще летать не умеешь". Почему так вышло -- не шибко важно. Важно, что такое отношение к Чегему постепенно стало влиять на восприятие этого места в целом. И -- увы -- в итоге это привело проведению в Чегеме высокоуровневых соревнований, что с самого начала было ошибкой и привело к неадекватно большому количеству ЛП, одно из которых оказалось фатальным.

Сейчас (в 2019 году) Чегем превратился в место с очень неоднозначной репутацией, и очень многими пилотами он воспринимается неправильно. Отчасти виновата та самая "перераскрученность" места, отчасти -- специфика сложившейся в Чегеме пилотской тусовки. Чегем воспринимают либо как "супер-пупер-место-для-любых-полётов", либо как "место, где все калечатся и убиваются".

Ни то, ни другое, конечно, неверно. Истина -- где-то посередине. На мой взгляд, Чегем -- это...

+ Уникальной красоты место, где с рядом оговорок возможны достаточно простые и безопасные полёты рядом с парадромом, без ухода на маршрут

- Крайне сложное, капризное в плане погоды и очень опасное лётное место, как только речь заходит о маршрутных полётах

+ Место, прекрасно подходящее для коммерческих полётов в тандемах

- Место, категорически не подходящее для проведения "маршрутных" соревнований ("точнизм" и прочее "скоростное парение" -- наоборот, пожалуйста)

Такая вот неоднозначность.
FrankieMore11o
пилот выходного дня
22 Май, 13:20
Re: Немного про Чегем
Цитата:
"Или ты умеешь летать в Чегеме, или ты вообще летать не умеешь".
Отчасти правильно, после Чегема в других местах летать легче и проще.
Цитата:
привело к неадекватно большому количеству ЛП, одно из которых оказалось фатальным.
Ну да, только почему-то трагические события в Курае здесь уже не вспоминают, а вот Чегем "полощут" регулярно.
Цитата:
В Чегем валом повалили пилоты абсолютно любой квалификации -- от МСМК до самоучек-неадекватов.
Боле-менее "встав на крыло" понял, что главное качество пилота это умение оценить сложность места и погодные условия в которых предстоит летать,
относительно своих возможностей. Самоучки-неадекваты бьются везде независимо от места, причем здесь Чегем...

Сам я пилот выходного дня и по весне традиционно влетываюсь в Чегеме. Не тороплюсь, первый день - "песочница", второй - "дежурка", третий небольшой маршрутик
Если собираюсь в места где еще не летал, то накануне опрашиваю асов Чегема об особенностях намеченного маршрута, утром с ними же корректирую маршрут с учетом конкретной погоды. Всегда готов прекратить маршрут если лететь становится не комфортно.

В Чегеме летать можно и нужно, главное всегда помнить об его опасностях и не расслабляться.

По бюджету поездки, наличию высокой базы и количеству летной погоды Чегему все равно нет равных!
JG52
АвторТемы
1-й разряд
22 Май, 13:59
Re: Немного про Чегем
Скажу честно, много спорив с Теоретиком онлайн, пообщался - оффлайн. И таки да, по Чегему он донес мне свою позицию. Скажем так , я почти со всем - соглашусь. Летать в Чегеме можно и нужно. Но уровень пилота должен быть от "хорошего" до "очень хорошего" и влетанность должна быть - отличной. Иначе это "мудовые рыдания". Ну зачем "обычным смертным" туда ехать, они один хрен летают - в динамике и термодинамике, а таких мест - валом (например прекрасный бриз в Анапе). Если туда ехать, то
1. За горными термическими пролетами (дежурка и дальше) - такой погоды там как не странно не так много и влетанность должна быть отличной, а уровень как минимум - хороший, плюс оборудование должно быть "правильным".
2. Катать тандемы - погоды дофига, полеты в "аквариуме"
Можно конечно сказать что "тандемная погода" и "Аквариум" подходит и начинающим, но хорошенько подумав даже я признаю - нет и еще раз нет. Начинающим там вообще не место, никак. Но люди - тупят и жизнь свою не ценят, посему как ездили "получайники" на "аквариумные полеты" так и будут. Ну да и ладно. Правда то что я считаю "начинающим" кто-то посчитает - "профи". Уточню . Для меня начинающий это до 100 часов общего налета и от 30 годового. И как минимум налет - термичный, а не динамик.
Мирошник Виталий
КМС
22 Май, 22:37
Re: Немного про Чегем
Цитата:
зачем "обычным смертным" туда ехать, они один хрен летают - в динамике и термодинамике, а таких мест - валом
Чегем одно из лучших мест, где можно учиться работать потоки от склона. Вот за этим туда "обычным смертным" и стоит ехать.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 6:49
Re: Немного про Чегем
Не, там у склона (в аквариуме) если и хорошо (иногда) то сильно хуже чем на той же Юце (для учебы несомненно).А чтобы "крутить" тоже далеко не всегда есть погода. В дежурке - жестко и непредсказуемо. В общем даже в РФ есть места лучше для учебы. Даже если честно, на лебедке - проще научится, во всяком случаи безопаснее в разы. В "Аквариуме" хорошо налет делать (при определенной погоде) и видами любоваться. А учится летать в потоках я бы не стал.
Мирошник Виталий
КМС
23 Май, 8:49
Re: Немного про Чегем
На буксировке можно и нужно учиться работать в потоках вообще, а я говорил про поток от склона. Юца в этом отношении хуже Чегемскго аквариума (про дежурку я не упоминал) т.к. на Юце часто то сильно, то слабо. В Чегеме погоды явно больше.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 9:14
Re: Немного про Чегем
Для Аквариума - погоды больше. Но "крутить" там - редко приходится , там обычно по тупому -- галсами. Можно конечно иногда оттренировывать навыки спиралей, но лучше приехать на Юцу и дождаться "своей погоды". Хотя если с грамотным инструктором - то можно и в Чегеме, но самому - не стоит всеже.
Мирошник Виталий
КМС
23 Май, 9:33
Re: Немного про Чегем
Кто мешает-то не летать галсами, а центрировать спиралью? Плюс в Чегеме в том, что если вывалился, то не сядешь, а легко выпаришь опять.
Дождаться может быть сложно для приезжего издалека.
А без инструктора нигде не надо учиться, это верно.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 18:31
Re: Немного про Чегем
Там (в Аквариуме) не очень удобно спиралить, хотя в принципе если поставить цель учится - то можно. Все же спиралями лучше на Юце и на лебедке.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 19:20
Re: Немного про Чегем
Не смогу хорошо словами объяснить, могу нарисовать. В двух - словах, "крутить у Зинки" - смысла нет. Так как 1. По времени дольше выбираться до вершины 2. Потоки редко стабильные и широкие 3. Всем мешаешься. Раньше я тоже из любви к спиралям, там крутил, потом понял что лучше во всех отношениях - галсами.
Кот Федор
пилот XC
23 Май, 19:25
Re: Немного про Чегем
Зависит от погоды.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 19:35
Re: Немного про Чегем
Повторю, когда имеет смысл спиралить у Зинки , такой погоды очень мало. Можно ради прикола и тренировки - часто, спору нет, но не эффективно.
dobres
24 Май, 12:44
Re: Немного про Чегем
Неоднократно набирал в спирали в пузырях (или потоках) чтобы не лететь за зубья, а сразу переходить к дальнему хребтику. Так гораздо быстрее удавалось выбраться на вершину, чем по классике тереться у рельефа.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
24 Май, 15:35
Re: Немного про Чегем
От погоды очень сильно зависит. Щаз попробую проделиться опытом.
Если погода есть
1. В горах обычно погода ранняя, в Чегеме дежурка работает с утра
2. Также с утра работает и рыжая, еще раньше чем Дежурка
3. Склон у Зинки - утром работает слабо, в основном - термодинамик
Задача быстрее попасть в Дежурку (думаю понятно почему это так)
4. Сначало набираем галсами у Зинки (возле старта), потом по гребню (левый гребень если смотреть от старта)
Утром вероятность потоков КОТОРЫЕ ИМЕЕТ СМЫСЛ ОБКРУЧИВАТЬ там почти исключена.
5. Быстро переходим на Пирамидку (когда есть высота Зинки) можно с акселем, можно без, но придти желательно выше леса или в середине.
6. Галсами набираем на Пирамидке
7. Переходим в Дежурку
8. Спиралим и центруем в Дежурке и дальше по желанию и наличию высоты
Вот и весь прикол
А ждать когда у Зинки начнут образовываться потоки которые имеет смысл крутить - смысла ноль
1. Не всегда они там образуются
2. Образуются позднее чем начинает работать Дежурка
Хотя кому как, я рассказал как делают 90 проц пилотов и я сам, но бывало встречали потоки прям от старта и до базы, повторюсь, все индивидуально. Парапланеризм это не догма.
Мирошник Виталий
КМС
23 Май, 20:34
Re: Немного про Чегем
Цитата:
крутить у Зинки" - смысла нет
1. Для обучающегося смысл именно учится крутить, а не как можно быстрее выскочить выше вершины.
2. Ничего, привыкать надо, они часто не стабильные и не широкие.
3. Не заметил.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
23 Май, 20:51
Re: Немного про Чегем
Нельзя туда обучающихся
1. Потоки если и есть - рваные и резкие
2. Внизу и скальники и лес
3. Много тандемов и прочих кто мешает
4. Нет явных триггеров, нет облаков, т.е "крутишь и сам не знаешь почему"
"2. Ничего, привыкать надо, они часто не стабильные и не широкие. " - согласен, если человек уже умеет что-то и если есть инструктор - то можно, даже нужно наверное, не все же время в млоке летать.
Для себя решил, обучать в чегеме если и буду, то только тогда когда нет погоды на Юце. Да и то в аквариуме - простым упражнениям. В потоках там обучать желания нет если честно. У моего друга Ивана (очень опытного пилота) то же такие же выводы.
Для обучения Чегем это только дополнение к Юце. А тех кто умеет - обучать и не надо. Т.е для полновесных маршрутных курсов это все же разные Биры и прочии Альпы А для "продвинутых" (Парящие полеты - ДВП и ТВП + по возможности маршруты) - прежде всего Юца и только во вторую очередь - Чегем.


Редактировалось: JG52 (23 Май, 20:57), всего редактировалось 1 раз
A.Krapivin
23 Май, 23:33
Re: Немного про Чегем
Вась! Ты меня опять насмешил.
На тебе анекдот "в тему":
Цитата:
Пошел Мыкола свататься до Гали. А галя вручила Мыколе гарбуза (тыква) - отказала. На следующий день мама Гали пришла к маме Мыколы выяснять отношения - что ж такое не сложилось у их детей. Мыкола на дворе колет дрова, кормит поросят а мамы шушукаются с сторонке. И тут мама Мыколы говорит: - Мыкола, сынку иды сюды! - Мамо мини николы! - Иды сюды кажу! Мыкола подходит: Чого? - Скыдай штаны! - Мамо, майте сором (постыдитесь) чужа жинка на двори! - Скыдай кажу! Мыкола понуро снимает штаны. Мама Гали: Ого-о! Мама Мыколы: И я кажу ого, а ваша Галя дюже балована! - Источник: © SeVIA.ru
JG52
АвторТемы
1-й разряд
24 Май, 8:20
Re: Немного про Чегем
Не плохо , да речь в теме все же была не о мне, не о Курае а о Чегеме-Юце и прочих местах ближе к КМВ. Так что хоть анекдот и хороший, давайте будем придерживаться "генеральной линии"
Вот - "вчерашнии грозы" и "Раритет" СПП30 (полетопригодный) крылу больше четверти века и Теоретик и Кот-Федор и я на таком начинали.



Редактировалось: JG52 (24 Май, 8:58), всего редактировалось 5 раз(а)
theoretic
КМС
22 Май, 15:08
Сразу видно адепта Чегема!
Сразу видно адепта Чегема! Впрочем, спорить не хочу. Хочу спокойного диалога.

Цитата:
после Чегема в других местах летать легче и проще.

И да, и нет. Риски, характерные для Чегема (полёты над узкими ущельями без нормальных посадок), вообще очень мало где встречаются. Те же Гималайи в этом отношении попроще. Рельефы жуткие, высоты огромные -- но в очень многих случаях получается либо летать высоко над этими рельефами, либо хотя бы почти всё время быть "на глайде" от вменяемых посадок. Чегемский опыт в Гималайях не поможет почти ничем -- там другие проблемы, другая тактика полётов, другие масштабы местности и рисков. При этом в знаменитом Бире (который нижний ярус Гималайев) регулярно и массово летают замкнутые маршруты 100+ км. Чегему такое и не снилось.

Другой пример -- Доломиты (Валь ди Фасса с вершинами Мармолада, Сассолунго, Розенгартен и т.п.). Горы чуть пониже, чем в районе Чегема -- примерно от 2500 до 3300, засчёт чего в район полётов регулярно заходит метеоветер. Аэрология -- не лучше чегемской (очень турбулентно, всё "дышит", один и тот же скальник может в какой-то момент оказаться в роторе, а через час там уже встречный ветер). Но зато несколько широких долин с отличными посадками, везде работают рации и GSM-связь, спасработы -- моментальные. Тактически и технически в Фассе летается не проще, чем в Чегеме, зато намного меньше риски. Поэтому в хорошие лётные дни массово летаются замкнутые маршруты 60+ км. Замечу, что соревнований в Фассе не проводят -- слишком рискованно.

Можно приводить ещё много примеров. Но смысл останется без изменений. Чегем -- это очень большой риск на километр маршрута или час налёта вне "аквариума". Есть много мест, позволяющих летать сложные и длинные маршруты в очень красивых горах -- но при этом с меньшими рисками, чем в Чегеме.

Цитата:
почему-то трагические события в Курае здесь уже не вспоминают, а вот Чегем "полощут" регулярно.

Сам участвовал в трагических событиях Курая-2014, и мне есть что об этом написать.

Принципиальная разница между Кураем-2014 и Чегемом-2018 -- в том, что огромные риски Чегема были очевидны ЗАДОЛГО ДО НАЧАЛА СОРЕВНОВАНИЙ. Было открытое письмо топ-спортсменов в Минспорта с предупреждением об этих рисках и просьбой не доводить до травм и гибели пилотов. Минспорта "спустило" всю ситуацию на ОФСЛА, и сейчас только и только ОФСЛА в ответе за то, что получилось.

Курай-2014 таких возражений ни у кого не вызвал. Да, большинству участников ЧР-2014 были очевидны курайские риски (а они там серьёзные!). Но никто никаких писем в Минспорта не писал. Курайские риски казались приемлемыми и участникам, и организаторам ЧР-2014. И всё было вполне нормально до финального дня ЧР-2104. Со всей уверенностью утверждаю, что в тот день в Курае случился погодная катастрофа. Развитие погоды было абсолютно нестандартным и очень быстрым. Настолько, что риски не удалось правильно просчитать практически никому -- ни из пилотов, ни из организаторов. На тех соревнованиях я входил в сейфити-комитет, честно выдавал в эфир "левелы" -- но мне и в голову не могло придти, что погодная ситуация в том таске будет развиваться так быстро и так фатально. В тот день из примерно 100 участников ЧР погибло двое. И ещё несколько получили травмы разной степени тяжести. В истории дельта- и парапланерного спорта известно всего несколько подобных случаев, и каждый из них заставлял сильно пересматривать взгляды на безопасность полётов и осторожность при полётах в горах...

Сравнивать с Чегемом-2018 могу только опосредованно, т.к. принципиально не участвовал в ЧР-2018. Насколько знаю, никаких погодных катастроф в Чегеме не случилось. Все дни была вполне обычная чегемская погода. И тем не менее почти каждый день народ падал и бился. Больше 10 серьёзных ЛП и один погибший на примерно 60 участников ЧР при совершенно штатной погоде -- это никуда не годится. Точнее, это красноречиво говорит о том, что чегемские риски несовместимы с большим спортом.

Цитата:
Самоучки-неадекваты бьются везде независимо от места, причем здесь Чегем...

Чегем здесь при том, что риски в Чегеме существенно выше, чем в других лётных местах.

Цитата:
Всегда готов прекратить маршрут (в Чегеме) если лететь становится не комфортно

Встречный вопрос. Как можно быстро и безопасно прекратить маршрут в Чегеме, находясь, к примеру, в каком-нибудь ущелье под Кара-Каёй? А в низах Хобетаина? Или хотя бы на северных отрогах "рыжих скал"? Никак. Можно прекратить маршрут или безопасно, но долго (продолжать маршрут до мест с нормальными посадками, будь то парадром Чегем или, к примеру, долина Баксана) -- или быстро, но с огромными рисками (пытаться сесть там, где приспичило, что с вероятностью процентов 90 означает травмы).

Цитата:
В Чегеме летать можно и нужно, главное всегда помнить об его опасностях и не расслабляться.

Да, можно. Не всем и не всегда. С целой кучей неочевидных ограничений. А нужно ли -- каждый решает для себя сам. Мне Чегем очень нравится. Нравится своими красотами, нравится сочетанием цивилизации внизу и очень близких Больших Гор. Но как маршрутное место для себя Чегем не рассматриваю. Слишком велик риск на километр маршрута.

Цитата:
По бюджету поездки, наличию высокой базы и количеству летной погоды Чегему все равно нет равных!

Кому как. Страна-то у нас большая. Сибирякам и казахам, к примеру, куда проще и дешевле ездить в тот же Курай, где регулярно бывают организованные полёты. Если поездка может быть длительной (от месяца) -- то практически вне конкуренции оказывается гималайский Бир, где по осени в хорошую погоду можно каждый день летать 100+ с возвращением. Ну, или наслаждаться видами сверху на горы высотой 5-6 тыс. метров -- кому что. А Чегем хорош в тех случаях, когда выезды на Алтай или за границу почему-то не привлекают, а маршрутные амбиции более важны, чем безопасность. Ну, или если пилот решает свои задачи, летая в "аквариуме". Всё имеет право на жизнь...
dobres
21 Май, 15:08
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
И что вы делаете, когда "ровно за 3 минуты" южак накрывает лагерь, а вы еще в воздухе? Какие-то варианты если продолбал есть или отдаваться на заклание силам природы?
JG52
АвторТемы
1-й разряд
21 Май, 18:33
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Да, если что - бороться, да запаску кидать. Слава Богу пока меня минует чаша сия. Да и как правило предсказать вариант есть. Сначало на прогнозы смотреть, потом в воздухе - по сторонам, и при первых признаках южака - валить вниз.
Кот Федор
пилот XC
21 Май, 19:12
Юстас - Алексу!
Еще раз, для танкистов.
Цитата:
2. Участие в преступном сообществе (преступной организации) -
наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)



Список использованной литературы:
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/5649f81c02c8558e22ab26207b2834c0d047d6fb/
JG52
АвторТемы
1-й разряд
21 Май, 19:28
Re: Юстас - Алексу!
Да тема про полеты. Нафих все эти "разборки".
Кот Федор
пилот XC
21 Май, 15:31
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Да, летал я в этом году, больше в Чегеме. Погода радовала ( остальное - нет, но об этом в другой теме). Единственно, нельзя было вылетать за пределы ущелья. Вокруг шли учения россгвардии. База была высокой. Удалось, даже поснимать грозу вблизи, во время ее формирования (это я уже размещал в "безопасности"), выкладываю ещё раз. Приятно вспоминать
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
. Так же слетал к вулкану Кюйгенкая. Жаль, что нельзя было лететь дальше (помешал встречный ветер и запрет на полеты в Баксанским ущелье). Чегем был разлетан хорошо в этом году. Жаль, что сейчас там для меня там не везде безопасно. Опасаюсь мести маратовской ОПГ.
Зато Юца - под боком. Неплохо позанимался с учениками. Тоже выкладывал видео занятий в "обучении".
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

Хорошо, что край у нас большой и мест летных много.
teslo
21 Май, 16:26
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Столько лет Костя летал вместе с участниками этого ОПГ, делил с ними хлеб, вино. Жил под одной крышей.
Мы все соучастники)
Кот Федор
пилот XC
21 Май, 16:35
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Это не про пилотов. Они не при чем. Как ты думаешь, с чьей помощью маратик смог вот так, просто, брать деньги за ВОЗДУХ? Понимаешь, за ВОЗДУХ. Почему ни один чиновник не возмутился? Там же была и полиция. Я думаю, что ВСЕ, кто может ему попрепятствовать в этом деле на законных основаниях, ВСЕ получают от него взятки. Да, еще на счет "законного" предпринимательства. Ты хоть раз видел хотя бы плановую таблицу на парадроме? Я - нет. Тут тоже кто-то кормится.
teslo
21 Май, 16:47
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Костя. Ты мой хороший друг.
Прошу тебя, постарайся не принимать близко к сердцу все что происходит вокруг.
И попробуй думать о будущем.
О перспективах.
Взвесь все за, все против.
Что ты получишь от сотрудничества, что потеряешь.

Реагировать эмоциями не надо.
Это не эффективно , друг мой
theoretic
КМС
21 Май, 23:41
Добавления-уточнения
Вася забыл рассказать о самых интересных днях апреля. Примерно с 26 по 30 апреля (когда Васи на Юце не было) погода на Юце была злобная, но сильная, а временами -- даже рекордная. Грозовая и предгрозовая, с базой примерно до 2700. В эти дни с Юцы разными пилотами было пройдено несколько очень интересных маршрутов -- два треугольника больше чем по 30 км (для Юцы это очень много) и один полёт через ППМ тоже около 30 км. А выглядело это примерно так:

Кот Федор
пилот XC
22 Май, 7:36
Re: Добавления-уточнения
Я успел слетать в апреле с Юцы один маршрут, через ппм, по западу. Пришлось сесть, так как замёрзли. Летели втроем: Удот, я и Володя. Не снимал, камера села. Спасибо Володе Зиньковскому за съёмку.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
. Потоки до +8 были.
theoretic
КМС
22 Май, 9:07
Побуду занудой
Побуду занудой слегка. В видео стоит дата 30 марта, то-есть это ещё не апрель. А вообще -- да, на Юце случаются очень интересные маршрутные погоды и в марте. Трегубыч вроде как долетал до Карачаевска с Юцы как раз в марте много лет назад.
JG52
АвторТемы
1-й разряд
22 Май, 13:16
Re: Побуду занудой
Так точно. Мне вообще больше вторая половина апреля нравится. "Редко но метко" и иногда жестко, что дает возможность влетаться.
Кот Федор
пилот XC
22 Май, 18:07
Re: Побуду занудой
Кстати, вот мартовский и январский Бештау
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
abv900
24 Май, 21:36
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Всем привет. Может быть мой отчет прояснит в какой-то мере ответ на вопрос зачем все-таки летать в горы и почему. Самому до сих пор интересно.

Первый день.
Взлетел поздно. Около 13. На Зинки встал в набор за хребтом ( решиться набирать таким образом, можно только имея устойчивый набор в потоке, из лагеря это выглядит буд-то пилота сдувает за гору). Ветра по долине не было, только потоки в облачном небе. Поток набрал силу за хребтом и в сторону Эль-тюбю. Прошел слева над поселком и дальше над рельефом подбирая там и сям по пути, сохраняя высоту. Так километров 10.
Вверх не пускала облачность и всю дорогу сыпал снег крупой. Ущелье загибается на запад и оканчивается высокогорным перевалом Адыл-су. Внизу турбаза Башиль.



До перевала углубляться мне показалось опасным, так как погода уже медленно, но портилась. Времени до финального свистка оставалось не больше часа. Или возвращаться или пролететь ещё километров 10.
Я выбрал лететь в горы. Сменил направление, пересек ущелье, потом над снежными полями вылетел туда, где находиться турбаза Чегем.
Господствующая вершина в этом районе носит величественное имя Техтенген.



Под ним приземляться не стоит - реки и камни. А дальше - ледник. До границы оставалось 4 километра. Гора на половину вершины была закрыта облаками. Поэтому, когда показался большой ледник я повернул обратно. Сильный встречный ветер уже вовсю шпарил из долины в горы, а в Верхнем Чегеме шел снег. В таких условиях пора определиться с местом посадки. Огромное поле сажусь быстро, но вертикально.
Возвращение.
Идти пешком шесть километров вниз по ущелью до погранзаставы. С моим рюкзаком это легко и интересно. Дорога хорошая. Не доходя пару километров до воинской части появилась сотовая связь. Ну, сейчас начнется! Я ведь залетел в приграничную зону.
Надо сказать, что я готовлюсь к таким походам. С собой есть палатка, спальник и надувной коврик. Газовая горелка и еда. Документы. Разрешение на проход в приграничный предел. Однако он помог лишь косвенно. Разрешение для таких полетов надо получать на заставе и желательно перед вылетом. Меня встретили настороженно. Отпустили с предупреждением не летать в запретку. Очень помогла Катя, моя жена. Нашла водителя - Боря привез их всех на моей машине и так я вернулся домой. Назир и Марат тоже молодцы. Доложились в отряд, чтобы те отпустили с миром своего пилота.
Итог. 1)Разведан новый маршрут, который планировался задолго. Полет пришлось реализовать в максимально плохую погоду, стало быть в хорошую, будет легче и эффективнее.
2)Состоялся коннект с пограничниками - для будущих проектов, требуется личное разрешение Начальника отряда.
3)Проверено снаряжение - неправильно привязан акселератор.
4)Самочувствие и быстрота реакций в норме. Работоспособность сохраняется в течении всего дня.



Район будущих полетов.

смотреть видео
A.Krapivin
24 Май, 21:47
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Отдельное Спасибо за понятный русский язык!
Читать было легко и приятно...
abv900
25 Май, 15:32
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Третий день.
Когда мне предстоит разбиться, я не могу этого знать заранее. Никто не говорит тебе на ухо - не летай сегодня, демоны вырвались наружу, сиди дома. Считается Господь разговаривает с нами на языке жизненных обстоятельств, а не через вацап (WhatsApp). Даже спустя месяц после проишествия я не уверен, что понимаю до конца язык на котором провидение пытается нам что-то сказать. Обычно в такой день мною руководит некое упорство. Будто я действую по заранее намеченному пути. Всё вроде получается как надо. Люди в таких случаях утверждают, что всё шло хорошо и ничего не предвещало трагедии. Вот только где-то на краю подсознания предупреждающие знаки уже мелькают пока мы мчимся навстречу выбранной судьбе. А потом наступает роковое событие. И всё!
А произошло вот-что.
Я начал набор высоты в дежурке, а закончил уже над поселком Эль-Тюбю, на высоте 3000. Полетел над правым хребтом всё выше и выше. Скрылись из виду лагерь и Чегемское ущелье. И вот уже виден облачный путь на большой высоте, ещё через пару километров и я дотянусь до 4000.




Абсолютная высота


Надо себе представить: воздушный поток, вихрь протяженностью несколько сотен метров поднимается вверх. Вот в этой струе я могу набирать высоту. Она требуется для продолжения полета. И так многократно перелетая от одного термика к другому я перемещаюсь на десятки километров над землёй. Чудо! Уже больше 20 лет я летаю и до сих пор мне кажется невероятным. Да я - Пыль. Меня даже с земли не разглядеть. Существую ли я вообще или всё только моя иллюзия.
Когда поток выносит меня на далеко от земли наступает кульминация. Я бы сравнил это со сферой в которой я кружусь вокруг её центра, иногда касаясь границ. Этот пузырь с пилотом внутри летит в небо, дрейфует по ветру и лопается. Такой вот сон Брахмы.
А сейчас я лечу прямо в кратер потухшего вулкана. Прихожу на его стенку потом возвращаюсь и так несколько раз, чтобы дождаться потока. Здесь холодно и очень яркое солнце. Камни сплошь засыпаны снегом. Поток не резкий. Только слегка расхлябанный из за высоты.




Кальдера.

Замечательное наблюдение - на Кавказе всегда дует юг. На какой высоте, зависит от конкретных условий, но он там есть. Циклоны над Черным морем выдавливают воздух через Главный Кавказский хребет. Конечно бывает и наоборот, однако при равных условиях все-же над морем наполняться легче вот воздух и вытекает как буд-то из кастрюли через край.
Таким образом поток неминуемо наклоняется на север. Уводит меня от предполагаемого направления строго под углом. В попытке сохранить прежнее направление на запад я конечно вываливаюсь из потока, теряю высоту и оказываюсь рядом с кратером только на этот раз с внешней стороны. Упрямое решение. Ну прямо притягивает это место. Чёрные скалы торчат вертикально, напоминая гиганскую Корону. Такая же круглая и пустая внутри.


Северная Корона.


Ледовый Щит Кагюйкая.

Ну облетел, надо бы возвращаться. Но я продолжаю рисковать и лечу еще глубже и еще болтаюсь там, пытаюсь понять что делать дальше. Когда начал переход было уже понятно - высоту я потеряю и окажусь в очень сложной позиции при сильном встречном ветре над пологим и длинным ущельем.
Ничего, будет трудно но как-нибудь выкручусь, говорю я себе. Самонадеянность и снова упрямство. Не выкрутился... Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, это пойти пешком.
Я вхожу в поток и тут же срываю левую консоль.
Крыло уходит в парашутирование.
Не набирает скорость.
Должно же выйти! Стабилизироваться.
Первые секунды я боролся, работал.
Последние три секунды я уже вижу камни, в которые грохнусь.
Хорошего мало.
Кончено...
Последние две секунды я уже просто ждал удара, бессмысленно было размахивать руками и бросать парашют, лучше прислушаться, что говорят небеса.
И они ответили звуком подъема вариометра. Кто-то невидимый подставил мне свою ладонь.
Что это за сила, способная настолько управлять земными событиями, которая замедлила мое падение и мало того, приземлила меня между двумя огромными валунами в единственно возможном месте на склоне злополучной горы! Стать свидетелем существования Господа, это не шутка.

Если ломается кость, то это слышно. Не ушами, а через кости скелета.
Я услышал хруст и обнаружил себя на земле. Удивило, что камень показался мне мягким. Подергался как положено. Всё на месте. Есть повреждения, но могу двигаться. Снял перчатку. Рука опухает - перелом. В груди есть тяжесть - компресс, параплан нести смогу недолго. Ноги работают.
Прошла минута на то, чтобы собраться с мыслями после пережитого потрясения.
Я решил не терять времени и выбраться отсюда во чтобы то ни стало.
Стянул за стропы крыло. Опять повезло, что совсем не запутался, лежал как буд-то кто специально бочком его уложил. Сошёл по крутому склону между камней вниз. Потом еще метров тридцать, до приемлимой стартовой площадки. На это ушло минут двадцать и половина моих физических сил. Я понимал, что для старта у меня остается только одна попытка. В случае неудачи я окажусь в полуобморочном состоянии. Поэтому заставил себя выстегнуться из подвески и аккуратно разложить крыло и все проверить.

Как раз в этот момент надо мной пролетел кто-то на параплане. Радио есть, но частота выставлена собственная, а менять её - мне было уже трудно даже это. И все же я испытал большое облегчение, когда его увидел. Мне только взлететь бы и добраться наверх. Тогда я окажусь дома.
Одел подвеску с какой-то внутренней радостью и предчуствием избавления. Продел больную руку в клеванту. Натянул стропы, когда ветер подул вверх по склону. И таки взлетел!
С двумя переломами и компрессом мне удалось не только поднятся в воздух, а еще и вернуться на базу пролетев порядка 20 километров.
Я всегда желал быть героем, а теперь устал от всего этого. Помнится, когда я ехал летать в Пакистан, то взял с собой в аптечку гипс для переломов. Такова была сила мотивации и степень заблуждений.
Я оставил амбиции далеко в горах. Там - на месте падения, между огромных валунов. Теперь их смоет дождь и высушит ветер. Ничего не останется.


Гора - убийца


Точка приземления


Обратный путь. Я хлопнулся там.

Это наверно похоже на дневник, хронология путешествия в Чегемское ущелье в горах Балкарии и полёты там весной 2019 года . Дальше и выше в этих горах по другому и не доберёшься. На двуслойном крыле только! Цена этого безграничное пространство вокруг. Фантастический рельеф. Величие. А так же высшая цена жизни - сама Жизнь.
Брожу по парадрому, со сломанной рукой, болит позвоночник. Восстановление только предстоит пройти, это будет долгий и нелёгкий путь, полная чаша страха и сомнений. Останавливаюсь у таблички с правилами полётов, которую установили после моего падения. Читаю. А ведь я нарушил их все!
Если ты уже считаешь последние свои вздохи, то разве станешь ещё упираться и настаивать на своем? Своего-то по сути не существует. Туда нельзя взять с собой ничего. Кому станешь доказывать правоту и требовать, если разговор идет с самим собой? Отстаивать свои убеждения перед лицом небытия!
Когда вам предстоит оставить этот мир родным, вы поймёте какую земную ценность имеет секунда нахождения здесь среди близких людей. Если же уйдет родной человек то сначала смолкнут звуки, потускнеет небо и краски, а потом мир будет сжат обручем на долгие времена. Даже плакать не получиться, потому что плачь, это освобождение, а тебе этого не позволено.
Вот так чувствовала бы моя жена если бы я не вернулся. Но мне это удалось. Силы вселенной вращают наш мир по собственному разумению.



Мир вам.
CAT
пилот выходного дня
26 Май, 1:03
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Перелом таза, руки и компресс. Все не очень тяжело, но работать долго не сможет (и летать).
CAT
пилот выходного дня
26 Май, 1:05
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Здорово написал.
Но, черт, как же я зла..!
antonio parashutist
2-й разряд
26 Май, 9:44
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Правильно. Моя мне говорит "если ты убьешься где то, я тебя найду и убью"
JG52
АвторТемы
1-й разряд
26 Май, 17:50
Re: Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.
Андрюха -- это супер рассказ, но очень страшный.
добавлю от себя.
Сплю в вагончике, вбегает Маша, говорит что надо ехать куда то , забирать Андрюху. Я вообще не понял куда ехать и зачем забирать (я же не машина подбора вроде как, да и спал спокойно никого не трогал). Оказалось она со страха (когда Андрюха приземлился переломанным) просто растерялась. Вызвали скорую. Приехала Софият (Жена Назира) оказала первую помощь, потом приехала скорая (часа два ехала), а потом оказалось что в этот день еще один опытный пилот - упал на Юце. Не день а хрень.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Только полеты - Юца-Чегем. Много букв. Без флуда и прочего.



Перейти: