Форумы paraplan.ru ParaForum Чего не хватает в книге Теоретка?
Drakon
АвторТемы
10 Июн, 19:23
Чего не хватает в книге Теоретка?
Прочитал недавно название темы «Теоретик стал совсем цветным и немного припух» и представил афроамериканца с избыточным весом с бычьим взглядом с недоеденным бургером в руке. Я бы конечно сказал жирный негр,но политкорректность публичного сайта сдерживает. ))) Лёха, извини за мираж. )))

Что касается самой книги Теоретика
Насколько Алексей припух, сказать точн не могу, т.к. первую версию виде мельком и давно, но что тогда действительно огорчило, так это то, что в век «когда корабли бороздят просторы вселенной …» он был черно-белым и с низким качеством фотографий. В «цветной» редакции автор сильно исправился и это пошло на пользу книге.
К сожалению, не много существует книжек на тему безопасности полетов именно на парапланах, судя по тому, что за мой более чем четверть вековой лётный стаж таковые так и не попались. Собственно, в этом и заключается ее ценность. Такая важная тема и до сих пор остается малоосвещенной. И, понятное дело, одной её недостаточно.
Чего явно не хватает в этой книге, так это главы про необходимость физической подготовки.
Например, мало кто занимается отработкой кувырков, а ведь умение гасить избыточную скорость при нештатной посадке с их помощью может спасти от серьезных травм. Обо всем этом много раз говорено-переговорено, и на страницах форума, и на многочисленных мастер-классах, и на «кухне», но хотелось, чтобы эта тема была системно отражена и в следующем издании книги.
А так, читайте, пропускайте через свой опыт, советуйтесь со старшими товарищами, в общем, вбирайте совокупный опыт тех, кто с нами и тех, кого уже нет, т.к. безопасность в авиации, к превеликому сожалению, пишется кровью и часто, наших товарищей.
Тюшин Вадим
11 Июн, 1:21
Про тренаж падений...
Цитата:
мало кто занимается отработкой кувырков, а ведь умение гасить избыточную скорость при нештатной посадке с их помощью может спасти от серьезных травм.
Про тренаж падений кое-что есть тут: http://www.firstep.ru/library/instructor/trenpad/trenpad.php
tagir
12 Июн, 9:21
"Гасить избыточную скорость" надо не кувырками, а клевантами
Drakon:
Цитата:
мало кто занимается отработкой кувырков, а ведь умение гасить избыточную скорость при нештатной посадке с их помощью может спасти от серьезных травм.

Все маневры на посадке парапланериста делаются клевантами
Вплоть до касания земли просчитывание и планирование кувырков будет в ущерб маневрам клевантами.
Это я тебе говорю как имеющий достаточную акробатическую подготовку (по первому разряду спортивной гимнастике + акробат-эксцентрик в народном цирке).
"Гасить избыточную скорость" надо не кувырками, а клевантами
Что касается термина "нештатная посадка", то это стопудово не на травяное поле, а в камни, в воду, на строения, на провода и так далее, то есть как раз там, где кувырки не нужны в принципе.

Учлетов можно сразу делить на имеющих спортивный опыт и не имеющих его вовсе. Для тех, кто имеет такой навык, специальной тренировки применительно к параплану не нужно, при случае их тело само автоматически сделает все, что нужно. А вот для остальных "бухгалтеров" не повредит освоить длинные кувырки, боковые... Главным образом для того, чтобы руки не выставлялись. Потому что основная ошибка учлетов именно в том, что начинают думать о контакте с землей в то время когда еще рулить и рулить, а руки, в которых остаются клеванты, только усугубляют положение.
theoretic
КМС
12 Июн, 22:55
Крайне неоднозначно!
Цитата:
Все маневры на посадке парапланериста делаются клевантами

Совершенно необязательно. Можно (и нужно!) также работать корпусом, есть и другие органы управления. В некоторых случаях имеет смысл в процессе посадки сорвать аппарат, используя B-ряды или задние ряды.

Цитата:
Вплоть до касания земли просчитывание и планирование кувырков будет в ущерб маневрам клевантами.

Зависит от подготовленности пилота. Если выработать несложный автоматизм, достаточный для самых простых кувырков, то ничего "просчитывать" и "планировать" не придётся. До момента касания думаем только о пилотировании. Коснулись, не получается устоять на ногах -- кувыркаемся. А если автоматизма нет -- то и просчитывать кувырки нет смысла, только хуже будет.

Цитата:
"Гасить избыточную скорость" надо не кувырками, а клевантами

В идеале -- да. Но случаются ошибки и у опытных пилотов. Поэтому нужно владеть и техникой нештатной посадки, например, теми же кувырками.

Цитата:
Что касается термина "нештатная посадка", то это стопудово не на травяное поле, а в камни, в воду, на строения, на провода и так далее, то есть как раз там, где кувырки не нужны в принципе.

Ну ты и загнул! Это уже какие-то аварийные посадки с очень большим риском для здоровья и жизни. В таких случаях кувырки не помогут, а только ухудшат ситуацию. Кувыркаться имеет смысл на более-менее ровной поверхности, из которой ничего жёсткого не торчит. В воде кувыркаться, очевидно, тоже без толку. Вообще говоря, кувырки применимы в ситуации, когда посадка происходит на более-менее нормальную поверхность с малой вертикальной, но слишком большой горизонтальной скоростью. В более сложных случаях не рекомендовал бы.

Цитата:

Учлетов можно сразу делить на имеющих спортивный опыт и не имеющих его вовсе. Для тех, кто имеет такой навык, специальной тренировки применительно к параплану не нужно, при случае их тело само автоматически сделает все, что нужно. А вот для остальных "бухгалтеров" не повредит освоить длинные кувырки, боковые... Главным образом для того, чтобы руки не выставлялись. Потому что основная ошибка учлетов именно в том, что начинают думать о контакте с землей в то время когда еще рулить и рулить, а руки, в которых остаются клеванты, только усугубляют положение.

А вот с этим согласен полностью. Пока нет надёжного автоматизма в плане уборки руки и перехода на кувырки -- не стоит и пытаться садиться в такой технике при ненормально большой горизонтальной скорости.
Sadko
пилот выходного дня
13 Июн, 8:45
Есть предложения?
Ну вот, в режиме дискуссии и обсуждения накидали некоторые тезисы главы про физическую подготовку пилотов. )))
Почему «некоторые»? Мне кажется, что физическая подготовка пилотов не ограничивается отработкой кувырков при жесткой посадке.
Тренировка вестибулярного аппарата, да и просто общая физподготовка тоже имеет немаловажное значение.
Сам имею проблемы с позвоночником, поэтому приходится постоянно закачивать мышечный корсет вокруг него.
А до этого иногда прекращал полет из-за того, что спину подклинивало.
Кроме того, наши приключения зачастую не заканчиваются после посадки. Иногда приходится выходить из бездорожной глуши многие километры с 15-20 килограммовым рюкзаком за плечами. Даже для подготовленных бойцов это становится запоминающимся испытанием, а уж для многих их нас, ведущим диванный образ жизни – очень серьезной проблемой.

Но в общем-то хотел написать не об том.
Тема безопасности полетов безгранична и, понятное дело, книгу Теоретика можно дополнять и дополнять различными темами.
Поэтому если есть конкретные пожелания и предложения по дополнению книги той или иной главой – предлагайте,
постараемся раскрыть тему в следующих переизданиях.
М
пилот выходного дня
16 Июл, 7:31
Re: Есть предложения?
...Физподготовка .
Хорошо бы для начала иметь краткую, ясную , всем понятную инструкцию по теретической, летной подготовке и безопасности .
Любая информация лучше всего усваивается и закрепляется в нашем летающем мозгу в сжатом , лаконичном формате.
В большой авиации такие талмуды созданы , и создавались не одним- двумя пилотами на досуге .
Унас же еще нет такой книжонки , хотя авторов миллион
И все же Алексею респект и спасибо ,- кое что новенькое узнал.


Редактировалось: М (17 Июл, 5:51), всего редактировалось 11 раз(а)
Drakon
АвторТемы
25 Июн, 0:22
Re: "Гасить избыточную скорость" надо не кувырками, а клевантами
Цитата:
Что касается термина "нештатная посадка", то это стопудово не на травяное поле, а в камни, в воду, на строения, на провода и так далее, то есть как раз там, где кувырки не нужны в принципе.

Тагир, ты тоже прав, но истина многообразней.
Посадка на "травку" по ветру это штатная посадка? Клевант может просто не хватить, чтобы погасить скорость, а сорвав купол, ты кроме избыточной горизонтальной получишь еще и избыточную вертикальную скорость.
А травка в наших местах может быть, и с кочками, и с гравием, и с бороздами, и с ямами, и с контрсклонами.
Сломанных ног "на травке", наверное не сосчитать. Только я могу, на вскидку, припомнить 3-4 случая из моего ближайшего окружения.
Конечно здесь посадка не всегда или не сразу кувырком, может и вообще без него, но я же сказал: "например".
Понятно, что многообразие нештатных посадок и комбинаций приёмов огромно.
Понятно, что в каждом конкретном случае, надо применять наиболее подходящие методы.
Понятно, что, как возможность иметь в своем арсенале максимально широкий спектр доступных методов, так и способность их применить, будет определяться, если не в первую, то далеко не в последнюю очередь, спортивной/физической подготовкой пилота.

PS. Кстати, не далее, как на Чемпионате ПФО в Сызрани пришлось садиться в контрсклон, т.к. с воздуха удалось увидеть, что это контрасклон уже поздно. Хорошо, что было против ветра, и, как ты и сказал, хватило клевант, но могло быть и хуже. Мораль здесь такая, что оценка ситуации может оказаться неправильной по объективным причинам и посадка из штатной, может в течении мгновения превратиться в нештатную помимо нашей воли, к чему нужно быть всегда готовым.
Слава231
пилот выходного дня
27 Июн, 16:03
Re: Чего не хватает в книге Теоретка?
Ноги - это наше шасси.
Тренируйте ноги.
Чем больше, тем лучше.
Я вот бегаю. И по пересеченке, и по жд путям. Голеностоп тоже важен.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Чего не хватает в книге Теоретка?



Перейти: