ссылка на трек :
трек 19 июля 45-летнего парапланериста из австрии засосало в грозовую тучу в районе Граца. Его подняло на высоту более 6000 метров. В грозовой туче с градом он решил бросить запаску, посколько боялся потерять сознание. Приземлился на крышу гаража с переохлаждением и ссадинами. В комментариях к своему полёту на xcontest'е пишет: Цитата: Привет!
Я хотел вылететь (из грозовой тучи) на юг... Но не получилось! Сейчас в больнице, залечиваю обмороженные пальцы Центр тучи был за мной, и мне кажется до 8000 метров Иногда меня со скоростью 70-85 км/ч засасывало в сторону центра Падение, запаска, крыша гаража Сейчас работают только большие пальцы, чтобы писать В треке увидел, что меня засасывало со скоростью до 97 км/ч в центр Это было ещё то родео Я был спокоен, но это было жёсткое родео! GARMIN, слава богу, всё время работал.. Но очки и дисплей обмёрзли, и было сложно держать двухрядку на правильном курсе |
Новый комментарий от пилота:
Цитата: Проанализировал трек поточнее! С 16 часов я пытался сохранять курс юг - югозапад. То, что выглядит как выкручивание, на самом деле в эти мометы меня разворачивало на 180 градусов, и засасывало в сторону центра!!! Между 5-6 часами у меня была скорость 85-97 км/ч с попутным ветром по тахометру. Активное пилотирование было необходимо... Сохранять курс было целью... Всё остальное это снос ветром... С 5 часов меня сопровождали постоянные град-дождь-обледенение вместе с громом и молниями. Около получаса, мне кажется, я ещё боролся, потом, по видимому, отдался ветру и облаку... Подозреваю прямо в центр! Ещё попробую определить, как высоко было это облако Слава Богу, увидимся |
Не очень понимаю, что мешает в такой ситуации, когда тебя засасывает в грозовое облако против воли, попытаться сбросить высоту при помощи тех же спиралей? Судя по треку, где-то после 16:10 пилот даже пытался нечто подобное сделать, но почему-то быстро бросил.
Спрашиваю не для подкола, а потому что реально сам никогда в такой ситуации не оказывался и был бы не против знать, что в таком положении можно сделать. |
karp2005
22 Июл 2019
|
стошнит быстро. а потом сознание потеряешь и вариант либо в спирали приземлиться, либо как потеряешь сознание крыло из спирали выйдет само и приземлишься как получиться. ~100км/ч как пишет автор, это 27мс. я вообще не представляю как такую спираль крутить можно. запаска самое правильное решение если не уверен, что до земли сможешь управлять. более того, если нет специальной подготовки, то больше -10 больше пары минут наврятли прокрутишь (я как то пробовал в хорошем потоке с 3км поспиралить, через пару мин я уже не выдержал и решил просто из потока вывалиться). то что автор пишет, он пытался сделать то же самое. основная ошибка, это довести полет до грозовой тучи. но в некоторых местах грозы развиваются очень быстро: если этого не знать, то запросто можно не успеть принять меры.
|
1bar
22 Июл 2019
|
А на запаске вверх в облако улететь не получиться? Она всегжа вниз летит?
|
Ar4iBald
22 Июл 2019
|
Получится, если скорость снижения на запаске будет меньше скорости восходящего потока
|
Deil
24 Июл 2019
|
Скорость снижения на запаске 5мс, согласно трека Э́ва Висние́рска скороподъемность в грозовой туче от 40мс до 100мс. Считайте. Имхо только свободное падение поможет при таких условиях.
|
Судя по треку, запаску он бросил уже у земли, где-то на 1000 метрах (прямой участок перед посадкой на треке), до этого всё ещё летел на крыле.
Боюсь, если поток действительно окажется такой силы, что даже спиралью не выбраться, то бросок запаски при рабочем крыле может только усугубить ситуацию: если на ней начнёт засасывать, то уже точно ничего не сделаешь. |
karp2005
22 Июл 2019
|
согласен. но если уже чувствуешь, что становится физически плохо, и до земли можешь отключиться, на запаске не убиться больше шансов. если чувствуешь себя отлично, то ее бросать не надо, и надо пытаться из облака вывалился, спирали с 3км мне кажутся мало реальными, хотя пара сотен метров может быть уже достаточной, чтоб из потока вывалиться. посмотрите по своему треку сколько реально в спирали по времени и комфортная скорость снижения лично вы крутить можете, и будете иметь представление с какого момента она становиться мало реальной.
|
BRAT
22 Июл 2019
|
Там ещё одна фигня, когда пытаешься слиться из потока в спирале, поток центруется. Ты попадаешь в более сильный подъём таким образом и всё ближе к центру тучи . Все твои старания на смарку. Только вылет по прямой на максимальной скорости возможен. Но сохранить прямолинейность очень сложно.
|
MaX
24 Июл 2019
|
Цитата: Не очень понимаю, что мешает в такой ситуации, когда тебя засасывает в грозовое облако против воли, попытаться сбросить высоту при помощи тех же спиралей? 2. Нужно понимать, что крутить спираль в спокойном воздухе с контролем горизонта над Олюденизом, и крутить спираль в грозовом облаке внутри мощных неоднородных потоков, это две большие разницы. |
rainman
25 Июл 2019
|
Ну почему же, вполне логичный вопрос: если в результате суммирования векторов результирующий направлен назад и вверх, то при сохранении всех векторов постоянными - убежать не получится.
Другое дело, что вектора постоянными быть не могут |
KCN
26 Июл 2019
|
Явно 70-100 км/ч не фоновый ветер, а из-за грозы.
|
Цитата: что в таком положении можно сделать. |
Andrey Yartsev
22 Июл 2019
|
Самый важный вопрос не раскрыт - как всё же удалось спуститься?
|
Andrey Yartsev
22 Июл 2019
|
На запаске невозможно снизиться там где не удалось снизиться на крыле.
|
А если попробовать б срыв например и если и это будет не эффективно то симметричный задний свал например, что бы не было вращений, пропадать и кинуть запаску уже ниже, под тучей? Реально ли при засасывании тучей сорвать крыло и как открывается запаска при большой скорости снижения точнее падения выдержит перегрузку что думаете?
|
тормозной парашют и спираль.
на определенной высоте (не обязательно в самом низу) ветер может быть направлен со всех сторон в центр тучи и свалить по горизонтали не получится. хоть боком хоть как. по этому если вариометр не шкалит, то вполне вариант валить вниз. но спортивное крыло, отсутствие видимости хотя бы горизонта и адовая болтанка этому, конечно, не способствуют. а вот если идёт бешеный набор то тут как раз надо валить из ядра потока по горизонтали. но это всё экспериментально не проверенные размышления. |
zamorem
30 Июл 2019
|
Цитата: по этому если вариометр не шкалит, то вполне вариант валить вниз. но спортивное крыло, отсутствие видимости хотя бы горизонта и адовая болтанка этому, конечно, не способствуют.
Цитата: вот если идёт бешеный набор то тут как раз надо валить из ядра потока по горизонтали. |
zamorem
30 Июл 2019
|
Для авторотации как мы ее понимаем крыло должно быть пристегнуто обоими карабинами. На одном его скорее всего просто закрутит в тугой жгут с очень маленьким метражом тормозящей тряпочки. Таким образом конечноже получится прекратить подьем. Но получится ли потом бросить запаску из такого положения и неразрушится ли она или подвеска при открытии - 2 непростых вопроса. Бэйс система тут была бы кстати. Или парашютная. Но это для тех, кто хочет острых ощущений и активно ищет их...
|
Цитата: А если попробовать б срыв например и если и это будет не эффективно то симметричный задний свал например, что бы не было вращений, пропадать и кинуть запаску уже ниже, под тучей? Я когда-то давно исследовал возможность удерживаемой фронталки. Просто в полете перецепляешь карабинчики акселя на мольи А-ряда и встаешь на аксель. Получилось очень стабильное снижение. Но это зависит от конкретного крыла. Наверное карабинчики акселя можно прицепить к любому ряду, не проверял. |
Теаретег тихо рыдает, но бьет себя по рукам, дает высказаца электорату. Судя по высказываниям, никто не летал даже в галимом пятерочном потоке внутри облака. А у чувака обмерзли приборы, вокруг нулевая видимость, никаких долговременных режимов быстрого снижения на двухрядке не предусмотрено. Он не первый, кто спасается из грозы на запаске. Норот до 40 минут летал на запаске вверх-вниз. Но гроза как правило заканчивается...
|
Запаска-это последний шанс. Внутри тучи крыло и стропы обмерзают, жуткий холод; жесткая болтанка и шквальный ветер постоянно пытаются сложить крыло. Дополнительно возможны дождь, град, снег. Если выбросить запаску, то крыло придется гасить в экстремальных условиях, что опасно само по себе, а запаска может намокнуть, обледенеть и сложиться. Тогда вообще шансов никаких.
На мой взгляд, как бы тяжело не было, нужно работать с крылом до последнего. Запаску бросать уже выйдя из тучи, в случае, если крыло намокло, обмерзло и может сложиться от "чиха кощея". Или если близок к потере сознания. Но это теоретически. В адскую болтанку и холод, при потере ориентации трудно определить момент, когда нужно бросать запаску. |
У меня было 8 м/с в туче , и был простой примитивный магнитный туристический компас, на кокпите
Мне повезло я вышел, просто выдержал курс боком к ветру, на ушах и акселе Понятно , повезло,- могло быть и хуже. Не пойму почему тема не развивается в сторону применения тормозрого парашютика Сей девайс я себе сам смастерил , с ним летаю в боковом кармане подвеси, понятия не имею как будет он себя вести при применении Если кто подскажет ссылок по этому вопросу - буду признателен Интресует момент ...выбрость то я его выброшу, наверняка закрутит тк пристегнут к одному карабину А вот...смогу ли я его убрать ?! Чтобы его убрать нужно две руки , ... клеванты придется бросить!! |
Ответить на Ваши вопросы не могу, но могу дать рекомендацию - напишите Андрею Сорокину, он развивает направление однослойных крыльев "Легкие крылья Сибири", сам шьёт и однослойники и тормозные парашюты (и возможно кайты однослойные).
Цитата: А вот...смогу ли я его убрать ?! Чтобы его убрать нужно две руки , ... клеванты придется бросить!! |
YaGo
05 Окт 2019
|
Лучше не стоит парашютик оставлять летящим за вами , если в полете возле рельефа за что-нибудь зацепиться.. будет не приятно..
|
Интересно, наверное в заднесваловом режиме крыло будет мотать "как яйца в проруби" и могут начаться твисты со всякими "розочками", и его уже не откроешь, даже при нормальном выходе из-под облака.
Хочу сделать себе Anti-G из вытяжного По-9 и тренироваться сматываться в спиральке.(в слабом подъеме или минусах, которые в туче тоже есть ) |
zamorem
01 Авг 2019
|
Свал совершенно неподходит как способ сбрасывания высоты. Сразу по нескольким причинам.
1. Недостаточная скорость спуска 2. Высокая опасность получить конфигурацию, угрожающую жизни. 3. Трудность выполнения маневра в условиях ограниченой видимости 4. Трудность удержания больше чем на несколько десятков секунд даже в условиях хорошей видимости |
Andrey Yartsev
01 Авг 2019
|
С пунктами 1,2 полностью согласен. С п.3,4 нет. Поясните пожалуйста, в чём состоят указанные трудности?
|
zamorem
02 Авг 2019
|
Цитата: С пунктами 1,2 полностью согласен. С п.3,4 нет. Поясните пожалуйста, в чём состоят указанные трудности? 4. Имел ввиду физически трудно. Слабый аргумент наверное, если очень захочется, то получится Сам когдато просвистел вниз метров 800 пытаясь выбить ухо из строп и немогу сказать что устал. |
Andrey Yartsev
02 Авг 2019
|
Понятно. Согласен, что выход из режима сложен при отсутствии видимости, нужна хорошая акро подготовка. Вход и удержание особых проблем не вызывают.
|
выход - ты просто поднимаешь руки с определенной скоростью (индивидуальной для крыла). главное не слишком медленно. из любой фазы.
поднимешь слишком быстро - может быть галстук. слишком медленно - чревато клевком в ноги. на древних дуболетах надо было отпускать быстро и желательно в фазу чтоб не было клевка в ноги. на крыльях подлиннее - надо отпускать поплавнее чтобы дать ему чуть-чуть расправиться. |
Andrey Yartsev
05 Авг 2019
|
Вы это на личном опыте? Или теоретические теории?
На всех крыльях которые я срывал, просто плавно поднимать руки нельзя - выше положения тейлслайда находится режим парашютирования. У нормально летающего крыла этот режим крайне неустойчивый - крыло может резко развернуться на 360 градусов менее чем за секунду. Дальше с большой вероятностью твисты, авторотация... а при внезапном отпускании клевант мощный косой клевок. Возможно есть крылья которые ведут себя по другому, но я говорю только о том что знаю и умею лично. |
Цитата: непонятно где крыло находится по отношению к пилоту. прекрасно понятно. для заднего свала не нужна видимость. ни для удержания ни для выхода. крыло если видно - этого достаточно. с нынешними удлинениями нет давно клевков в ноги при мало мальски правильном выходе из заднего свала. да и снижение приличное - от 10 м/с. но я бы не стал, т.к. некомфортно, приличная физическая нагрузка и нагрузка на вестибулярку. за то с большими удлинениями велика вероятность галстука, да и вообще можно в узел завязать. тоже самое с б-срывом (3 или 4 рядов). но самое главное, лично я сильно сомневаюсь что современные двухрядки пропадают в заднем свале километр и не распадутся на отдельные секции. ибо рвутся (рвались?) от малейшего чиха. |
rainman
07 Авг 2019
|
Это было давно, и не применимо на современных крыльях.
|
zamorem
08 Авг 2019
|
Оно с большой вероятностью провернется, причем многократно, и(или) завяжется в тугие узелки.
|
Видео интервью с Эмануелем Шустером:
https://tvthek.orf.at/profile/Burgenland-heute/70021/Burgenland-heute/14021487/Fallschirmunfall-Aus-6-000-Metern-in-die-Tiefe/14536306 Краткий перевод его рассказа: Цитата: Мы стартовали с друзьями в Шёкле, долетели до Мургля, погода там была уже не очень, мы повернули обратно. В Бургерланде была отличная погода. Внезапно справа увидел большую грозовую тучу. Я попытался облететь её с юга. Там было солнечно. Вдруг там начало развиваться ещё одно грозовое облако. И оно меня сразу затянуло на 6000 метров где-то за пол-часа. Наверху купол обледенел, температура была -25 градусов, скорость около 100 км/ч... Потом купол из-за льда перестал лететь, я начал спускаться вниз. На 2000 метрах пришлось бросить запаску, чтобы обеспечить безопасное приземление. Потом ветром меня унесло в Штегасбах и я упал на крышу гаража. Цитата: Удар был такой силы, что парапланерист проломил черепичную крышу. Цитата: К счастью при падении я получил не большие трамвы. Порезал локоть - его зашили. Небольшие ссадины, поломанное ребро. Самая большая проблема обмороженные пальцы. Будут заживать ещё две-три недели. Цитата: Эмануель Шустер летает уже 12 лет, более 3000 стартов. В такой ситуации побывал впервые. Цитата: В туче последний час я полностью потерял ориентацию в пространстве. Было очень темно, иногда я не видел собственного купола. Лёд, град, снежный дождь, молнии, гром; было абсолютно невозможно что-либо распознать. Я не знал, где окажусь - в Австрии или в Венгрии. |
Андрей Попов
07 Окт 2019
|
Одна стандартная.
Вторая для таких вот случаев размером с носовой платочек. Начало засасывать в тучу - бросил мелкую запаску, собрал крыло в кучу, чтобы не болталось. Спустился на мелкой запаске до 300-200 метров и кинул нормальную запаску. Пока не видел, чтобы кто-то реализовал подобную схему. Но, ИМХО - это всяко проще, чем крутить глубокие спирали, лететь на ушах с акселератором и т.д. Подвесок под две запаски сейчас есть достаточно много. |
YaGo
08 Окт 2019
|
Цитата: А не проще не засасываться в грозовую тучу? Золотые слова! З.Ы: Но, к сожалению - "Шурик, это не наш метод!" (с) |
Андрей Попов
08 Окт 2019
|
Ни разу там не был.
Но читаю о таких случаях с завидным постоянством. З.ы. А не проще вообще не летать? |
1bar
08 Окт 2019
|
Что Вы! Нелетать гораздо сложнее, чем незасосаться в тучу.
|