Самое надежное - спросить производителя:
Цитата: производитель в инструкции пишет, что срок службы 10лет Наверняка существуют какие-то объективные причины, из-за которых производители пишут такое. Вероятно, уменьшается прочность ткани и строп из-за их деградации... PS Сравните с просроченными консервами - вы бы стали их есть? Но консервы можно хотя бы попробовать на вкус, тест же остаточной прочности запаски приведет ее в негодность. Так что - нет смысла покупать "просроченную" запаску. |
Хотелось бы успокоить, что лучше просроченная запаска, чем никакая... Но нет, только если речь не о запаске в машине.
Так что, насчет парашюта, боюсь огорчу еще больше (как верно написал товарищ тут рядом) - вообще б/у запаску можно брать только у человека, которому сильно доверяешь. Смысл экономить на запасном парашюте? Даже новые зп не такие дорогие, по сравнению со всей прочей экипировкой и вообще стоимостью занятий этим спортом. Да и деньги забудутся, а дополнительное спокойствие - оно каждый полет. |
А вообще я вам и продавцам сочувствую - сам был в таком же положении недавно. Внезапно обнаружил, что моей запаске уже 15 лет - фейл полный. Выглядит, как новая, вся чистенькая такая - обидно выкидывать. Хорошо, что она была тяжелая - проще расстаться Отдал ее в хорошие руки (которые не станут использовать в полетах) на эксперименты. А взамен взял легкую и новую и с гарантией. Еще 10 лет голова болеть не будет, оно того стоит.
|
Цитата: Можно ли покупать бу запаску старше 10 лет, Точного ответа, почему именно 10 лет, никто толком и не знает. Тут были разговоры о старении ткани и потери прочности именно от времени, однако каких-то конкретных испытаний десятилетней запаски не приводилось. Продают их просто потому что их нужно куда-то деть. Реальная стоимость запаски, прожившей 10 лет. - 100 евро. ПОэтому решать вам, хотя каких-то конкретных противопоказаний вы не найдете скорее всего. Если найдете, сообщите, сам с интересом почитаю. |
Они портятся, но не так, как крылья.
В запаске самый уязвимый компонент - нитки. Если она намокла и плохо высохла , так, что в швах завелась плесень, то возможна потеря прочности до опасных значений. То же касается и тряпки, но это проще визуально обнаружить, нитки же можно проверить только нагружая швы. . В остальном, поскольу запаска обычно не лежит на прямом солнце, она не теряет прочности, и в подавляющем большинстве случаев применения, за исключением может быть самых терминальных вроде раскрытия на максимальной скорости, не отличается от новой. |
Eskoff
07 Дек 2019
|
Кстати, любопытный момент. Если есть старая запаска (те же лет 15) и ее все равно на выброс или на тент (в реалии продать "по настоящему маркетингу" ). то есть какая либо простая метода нагрузить до предела?
И еще. Сегодняшняя маленькая (по площади) из тонюсенькой ткани и с тонюсенькими стропами после пары лет эксплуатации и десятилетняя обычная с хранения - что надежнее? По прочности и по раскрытию? |
Eskoff
07 Дек 2019
|
Т.е. с каждым годом старая запаска будет выигрывать у новой? Материал стареет, а площадь поперечного сечения (которое работает на разрыв) никто не отменял?
|
Вопрос о ресурсе лёгких запасок - отдельная тема для дискуссии.
Их прочность обусловлена двумя факторами- качественными новыми материалами и отработанной технологией изготовления, без лишних деталей и концентраторов напряжений. Новые более легкие тряпки, просто в силу более совершенных химических технологий, состоят из более тонкой и однородной пряжи, которую невозможно сделать из некачественного нейлона. Старение нейлона , в отсутствие солнечного облучения и внешних химических факторов, обусловлено наличием деполимеризующих примесей в исходном материале. В более современных тряпках их меньше, чем в старых, поэтому можно ожидать такого же или даже лучшего ресурса по старению. Нитки остались те же, и их гниение обусловлено теми же причинами, так что статистически думаю реальный ресурс запасок старых и новых лёгких будет сравним. |
Я имею в виду исключительно ресурс хранения , а не применения.
У старых запасок ресурс был избыточен, его разменяли на вес. Большинство пилотов вообще применяет запаску раз или два за всю карьеру, так что одноразовость в этом случае выглядит вполне разумной. Чего не могу сказать о крыльях, но и там как то уже находится компромисс между весом и ресурсом |
Из личного опыта...
Был у меня один инцидент на затяжке, неприятный, при котором пришлось запаску бросать по боевому, да еще и в потоке... Запаска Аэрос Пух, которой уже 13 лет+ Отработала на ура, и мягко приземлила... Это при том, что в падении 2 раза развивался колокол, ибо смотанные стропы собранного крыла вырывало из рук и купол наполнялся и ставал в сильный колокол. :censored: Это я к чему, качество старых запасей на высоте, если конечно их не убили и постоянно следили за состоянием, регулярно переукладывали... |
Да, согласен
Есть вторая запаска, ее и буду использовать в следующем сезоне.(но она большей площади, под вес до 120 при моем весе в трусах 71) Вообще о разрушении запасного парашюта при применении в парапланеризме я не слышал особо. Хотя рывки при реально-боевом есть сильные, о чем говорят запекания фалов запасок при ударных применениях |
Test
29 Дек 2019
|
Цитата: о чем говорят запекания фалов запасок при ударных применениях |
Test
30 Дек 2019
|
Есть такие мифы, которые кочуют из темы в тему, повторяемые, чтобы обосновать нужное мнение.
|
Test
01 Янв 2020
|
Цитата: видел, после теста на ударное раскрытие.
но там было грамотно все сделано с узлом и оплавилось совсем немного. |
Test
02 Янв 2020
|
Именно так. Даже если предположить, что узлы фала и парашютный максимально разнесены, это почти не скажется на результате. Нагрузка хоть и будет нарастать быстро, но все равно не моментально. И узлы соединятся сначала в нижней точке. Оплав будет зависеть от затянутости этого узла и жесткости ленты или фала. И только в случае взрывного раскрытия, типа свободного падения или испытаний.
|
у параависа есть такой бюллетень о ресурсе парашютной техники http://www.paraavis.com/novosti/31-byulleten-o-srokakh-ekspluatatsii-parashyutnoj-tekhniki.html Но вот на парапланерные парашюты дают только 10 лет, наверное из за более "хлипкой" конструкции (меньше запас прочности), т.е. снижение механических характеристик со временем более критично. но нитки и тряпки судя по всему могут прожить и 20 лет при надлежащем хранении.
индепенденс в мануале вот такое дает: Operational lifespan of parachute: 10 years. The lifespan can be extended for 2 more years if the rescue parachute is inspected yearly during this last two years at the manufacturer. So the total max. possible lifespan is 12 years. у разных производителей рекомендации по срокам в пределах 10-12 лет. за пределами назначенного ресуса, только изготовитель после осмотра может давать заключение о годности конкретного экземпляра. |
Олег Вас.
16 Янв 2020
|
Производители немного перестраховываются. Неизвестно ведь насколько идеально правильно она эксплуатировалась.
Если переукладывалась когда положено (по срокам, после влаги и т.д.), сушилась на ветерке в тени, то нормально. Если хранилась в мешке при допустимой влажности и температуре, то и через 20 лет нормально. |
Олег Вас.
17 Янв 2020
|
Синтетические текстильные материалы подвергаются старению, как не крути. Как быстро зависит от многих факторов. Даже в идеальном случае точные цифры мало кто назовет.
Психологически разумеется гораздо лучше себя чувствуешь с новой запаской. Вывод - брать 10 летнюю запаску с неизвестной историей не стоит. Если кто разбирается и сам грамотно эксплуатирует с 10 летней можно еще лететь и летать. |
Олег Вас.
17 Янв 2020
|
Если разбираешься, то правильно эксплуатируешь и хранишь, и 10-15 лет особенно не переживаешь за прочность.
|
Олег Вас.
22 Янв 2020
|
Еще раз.
1. Проверять вроде и не к чему, проверено уже, и вырезали куски после определенных лет эксплуатации, и рвали, и о старении тканей, строп, лент, ниток известно достаточно. 2. Проверить можно "народными средствами" (сто раз уже описано), если невмоготу. Ненаучно, неточно, но практично. 3. Если "овчинка" покоя не дает меняйте снаряжение каждый сезон и летайте спокойно. Профессионалы бывает практикуют, правда не из-за слабых нервов. |
Олег Вас.
23 Янв 2020
|
Покупать запаску старше 10 лет и летать с ней можно. Наиболее вероятное последствие такого решения - червячок сомнения сделает ваши полеты чуть менее приятными.
"Портятся ли" парашюты. При эксплуатации ответ очевиден. Естественное старение тоже есть, но очень медленное. Военные заказчики, насколько помню, всегда настаивали на сроках хранения спасательных и десантных парашютов 25 лет. Проверки показывают, что это возможно. Почему не принимают - разработчикам и производителям не выгодно; проще перестраховаться; моральное старение техники; если эксплуатант захочет 25 лет хранить, а потом еще 12 лет эксплуатировать - это кажется уже перебором. |
Цитата: Еще раз.
1. Проверять вроде и не к чему, проверено уже, и вырезали куски после определенных лет эксплуатации, и рвали, и о старении тканей, строп, лент, ниток известно достаточно. 2. Проверить можно "народными средствами" (сто раз уже описано), если невмоготу. Ненаучно, неточно, но практично. |
Олег Вас.
24 Янв 2020
|
Если вы имеете в виду отчеты лабораторных исследований солидных учреждений, то вряд ли найдете в инете, нужно обращаться в их архив. Я так видел и сам куски вырезал из разных мест.
Не очень понимаю смысл нашего диалога, вроде не о чем спорить. Если не согласны пишите в личку |
военные парашюты имеют избыточный запас прочности и ресурс по хранению. Тот же Д-6 и Д-5 весят 12 кг, З-5 весит 8 кг
и стропы у них в палец толщиной опять же определяются крайне жесткие условия по хранению парашютов с заданной влажностью и определенных температурах, регулярной переукладкой и хранением в боеготовом виде не более 3 месяцев так что не надо сравнивать эти парашюты, у нас совершенно разные цели, задачи, условия применение |
Eskoff
26 Янв 2020
|
Цитата: и стропы у них в палец толщиной Чего для маркетинга не сделаешь... |
Олег Вас.
27 Янв 2020
|
Да, коэффициент запаса прочности несколько больше, но не намного. Да, тонкие ткани "кислотных" цветов старятся немного быстрее.
В НИИ ПС исследовались и парапланерные ткани, протоколы предоставить не могу. Думаю исследовались и на фирмах-производителях материалов, сроки эксплуатации с потолка не берутся. |
Олег Вас.
28 Янв 2020
|
Никто и не спорит, конечно лучше.
Но у меня лежит прототип СП-33, ему лет 25. И я особо не волновался бы, летая с ней. Шанс попасть на максимальные перегрузки мизерный, а прочности она потеряла немного. Кстати митяйка отчасти прав. Мелкие фирмы не имеют своих лабораторий, заказывать серьезные исследования на стороне дорого. Поэтому указывая сроки хранения, эксплуатации, количество применений они опираются на опыт использования авиационных парашютных систем и на озвученные производителями свойства материалов. |