Форумы paraplan.ru Снаряжение Крылья Мини-тест: AirDesign Rise 4
theoretic
АвторТемы
13 Авг 2020
Мини-тест: AirDesign Rise 4
Долгие годы ЭйрДизайн славился сочетанием олимпийского спокойствия, приличной летучести и, скажем так, не очень внятной управляемости. Но всё меняется... а не только циферка справа от слова Rise!

Старт. Это просто игрушка! Аппарат выходит в полётное положение очень легко. В некоторых случаях -- даже слишком легко (легко может перелететь пилота). И потому уже на земле требуется довольно чёткая рабта клевантами, чтобы, если переборщил с усилием на A-рядах или корпусе, во-время остановить Райз над головой. Если работать рядами и корпусом более спокойно -- проблем не возникает. Финты вроде подъёма "коброй" или касания "ухом" земли Райз Четвёртый выполняет намного более охотно, чем прежние Райзы. Очень чувствуется, что эффективность управления подросла, а характер крыла стал более динамичным.

Управляемость. Шаг вперёд! Четвёртый Райз, наконец, научился откликаться на действия пилота быстро и точно. Конечно, это далеко не уровень Скайвоков с их "взрывными" реакциями на управления -- но теперь нет никаких проблем оседлать узкий слабый динамик или даже пофинтить рядом со склоном. Но медаль имеет и оборотную сторону в виде неожиданно тяжёлых клевант, которые с первых 10-15 см хода обеспечивают прекрасную обратную связь с крылом, но и тяжёлыми становятся с тех же 10-15 см хода. Этак и руки могут устать слегка...

Летучесть. Ну, тут у ЭйрДизайна проблем не было никогда, нет их и сейчас. Вполне достойный уровень (субъективно). Приросты скорости не мерил, длинные переходы не ходил, мотороллер не мой... Но на уровне интуиции -- всё отлично!

Комфорт и информативность. А вот тут всё далеко не так просто, как было с прежними Райзами. Новый Райз не прочь и вперёд клюнуть, если болтанка того попросит, и нервюрками угрожающе похрустеть... Естественно, все эти телодвижения и звуки -- ни о чём, стойкость к сложениям у Райза фирменная. Но динамики и информативности явно прибавилось, причём заметно. Приятно, что крыло осталось монолитным -- если и ходит над пилотом, то всё целиком.

Выводы. Чёткий и логичный шаг со стороны ЭйрДизайна -- разменяли толику спокойствия и комфорта на бОльшую остроту реакций на управление и то, как ведёт себя воздух. Теперь уже в лидеры комфорта среди "бэшек" я уверенно запишу формально не попадающий туда ParAAvis Joy3, а новый Райз -- он явно более динамичен, более чуток к тому, что с ним делают воздух и пилот. И нет в том ничего плохого -- наоборот, ЭйрДизайну давно пора было сделать этот логичный шаг. С чем его и поздравим.

Благодарю Лилию Масалимову за помощь в организации мини-теста.
timur
1-й разряд
14 Авг 2020
Re: Мини-тест: AirDesign Rise 4
Кто его конструктор?
niknik
пилот XC
14 Авг 2020
Конструктор
Stephan Stieglair

Стефан Штиглер - в прошлом Чемпион Мира. До AirDesign работал конструктором в UP и в Airwave.

niknik
пилот XC
24 Авг 2020
Микро-тест: Skywalk Cayenne 4 и BGD Cure 2
Этим летом я провёл почти месяц в Башкирии на парадромах Кандрыкуль и Аслыкуль. В основном занимался обучением пилотов с нуля и около нуля. Однако, время от времени, к нашей дружной компании присоединялись и более опытные пилоты.
Несмотря на занятость, мне тоже удалось немного полетать и даже попробовать несколько разных крыльев в динамике или лёгкой термичке.
Не претендуя даже на "мини-тест", тем не менее, могу сказать пару слов о том, что мне понравилось.

1. Skywalk Cayenne 4 (загрузка ближе к верху весовой вилки) - прекрасный, чуткий, удобный, адекватный аппарат. Пилотировать одно удовольствие. Резкий контраст со своей последующей версией Cayenne 5, который мне не только не понравился, но и показался не совсем адекватным, из-за чрезмерной чувствительности и слишком короткоходных и чрезвычайно лёгких до срыва клевант. Четвёртый же Кайен в сравнении с пятым - просто песня.

2. Такую же огромную разницу с другой своей одноименной версией представляет BGD Cure 2. Ничего общего предшественницей - первой Курой. Но в этом случае наоборот - в поздней версии все стало намного лучше, "небо и земля". IMHO, Cure 2 - одно из самых лучших на текущий момент крыльев в С-классе.
В отличии от предыдущей Курицы, эта, вторая - просто жар-птица. И управление, и устойчивость, и летучесть, и парючесть выше всяческих похвал. По поведению и динамике напоминает современные двухрядки, но с более простыми стартовыми характеристиками.
Браво Брюс!
Редактировалось: niknik (24 Авг 2020), всего редактировалось 3 раз(а)
kot-novoros
пилот выходного дня
19 Июл 2021
Re: Микро-тест: Skywalk Cayenne 4 и BGD Cure 2
Цитата:
1. Skywalk Cayenne 4 (загрузка ближе к верху весовой вилки) - прекрасный, чуткий, удобный, адекватный аппарат. Пилотировать одно удовольствие. Резкий контраст со своей последующей версией Cayenne 5, который мне не только не понравился, но и показался не совсем адекватным, из-за чрезмерной чувствительности и слишком короткоходных и чрезвычайно лёгких до срыва клевант.

Николай, я владел этими крыльями, и у меня сложилось противоположное мнение.
Skywalk Cayenne 4 до 120кг приобрел попробовать. Летал в это время на U-Turn Passion. Аппарат вообще не понравился. тугие клеванты (качком можно стать, летая на нем). А в крепкую термичку ( в Кайсери Турция) так он вообще меня поразил. Постоянно залипало ухо с переферии потока, приходилось постоянно прокачивать. В итоге получил галстук, даже задним свалом не развязался, пока не намотав ушную на руки его не вытащил. Потерял много высоты, идя на маршруте на соревнованиях.
Глайд и выпаривание посредственныене не только по сравнению с U-Turn Passion Passion (2011г) (С-шка) и даже по сравнению с U-Turn BLACKLIGHT (2012г) В-шка. много раз сравнивал на переходах.
А вот Cayenne 5 (2015г) это ПЕСНЯ!!!! Глайд и выпаривание на уровне самых современных С-шек. Управляемость -это просто эталон. В нем нет резкости, все в меру необходимости. Очень стабилен и понятен. По популярности в Краснодарском крае он обогнал и Транги и Артики и даже Бонанзы ( из за своей привлекательной цены в сегменте Б\У крыльев).
А что можно вытворять на нем у склона, я вообще молчу, такое у склона у меня не получалось делать ни на одном крыле.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


PS: Попробуй еще раз полетать на Cayenne 5. Может тебе попался купол с усевшими стропами и ты о нём после одного полета имеешь такое негативное впечатление.
Все пилоты, а в Краснодарском крае сейчас летает более 20 Cayenne 5 разных размеров, имеют противоположное мнение, иначе бы у нас столько пилотов не подсели на это крыло.
Редактировалось: kot-novoros (19 Июл 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
niknik
пилот XC
19 Июл 2021
Re: Микро-тест: Skywalk Cayenne 4 и BGD Cure 2
Цитата:
Попробуй еще раз полетать на Cayenne 5. Может тебе попался купол с усевшими стропами и ты о нём после одного полета имеешь такое негативное впечатление.
Я летал на облегченной версии - Spice в своем (маленьком) размере, практически новом.
Люблю тугие клеванты, а не сопли, которые надо с усилием держать все время над головой, так, что плечи начинают болеть уже через час полёта в термичку.
То ли дело нормальные тугие клеванты - повесил на них руки и наслаждаешься полетом, они сами всё, что надо, отыгрывают. Нет нужды всё время смотреть вверх - а там ли ещё крыло? Что-то я совсем его не чувствую...
kot-novoros
пилот выходного дня
19 Июл 2021
Re: Микро-тест: Skywalk Cayenne 4 и BGD Cure 2
Цитата:
То ли дело нормальные тугие клеванты

У меня никогда не было крыльев с тугими клевантами, кроме Кайена-4. И я просто офигивал, в спортза не надо ходить, просто полетай часок на нем в термичку, и руки отваливались потом

И по отзывам пилотов Spice и Cayenne 5 очень отличаются друг от по поведению, у Зиада по таблице крыльев класса "С" Spice сильно уступает своему прородителю.
Test
19 Июл 2021
Re: Микро-тест: Skywalk Cayenne 4 и BGD Cure 2
Цитата:
У меня никогда не было крыльев с тугими клевантами, кроме Кайена-4. И я просто офигивал, в спортза не надо ходить, просто полетай часок на нем в термичку, и руки отваливались потом
Первый раз слышу, что у Кайенна 4 нагруженные клеванты.
theoretic
АвторТемы
19 Июл 2021
Мои пять копеек
Брэк! Вы спорите о крыльях под разные весовые вилки. А характер крыла в нынешних реалиях зависит от весовой вилки зачастую не меньше, чем от модели крыла.

Мой типичный полётный вес -- примерно 100-105 кг. Поэтому моё мнение о крыльях может быть совсем не таким, как у НикНика и Кота-Новороса.

Кайенн 4 тестировал подробно. Отличный аппарат для своего времени, без странностей, вполне безопасный в пределах своего класса. Конечно, не такой вёрткий, как Кайенн 5, но для своего времени -- отличный.

Кайенн 5. По состоянию на лето-2021 не знаю ничего более управляемого, чем это крыло. Эффективность управления настолько высока, что это уже немножко не для всех. В равнинных соревновательных полётах без сильного ветра этот Кайенн, конечно, сильно отставал на переходах от компетов -- но, приходя в поток позже и ниже всех, очень быстро оказывался наверху потока. Поэтому в среднем летел примерно как компеты. С безопасностью проблем нет, но рекордная эффективность управления предъявляет высокие требования к пилоту.

Passion... Крыло не для всех. Для своего времени это была суперлетучая цешка -- но я до сих пор не понимаю, как на ЭТОМ крутить термики. Пробовал крыло в Непале, минут 40 улететь от старта не мог -- не получалось нормально ввинититься.

Бонанза 2. Прекрасное крыло, спокойное, далеко не такое острое в реакциях, как Кайенн 5. Очень хороший выбор в качестве первого EN C (лучше в этом плане, вероятно, только Рэй от ПарААвиса).
kot-novoros
пилот выходного дня
19 Июл 2021
Re: Мои пять копеек
Цитата:
По состоянию на лето-2021 не знаю ничего более управляемого, чем это крыло

Ну Транга- хрейс более управляемая чем Cayenne 5, но управляемость у нее намного более резкая, не такая контролируемая, можно сказать взрывная.

Цитата:
В равнинных соревновательных полётах без сильного ветра этот Кайенн, конечно, сильно отставал на переходах от компетов

Тут мы проводили сравнительные полеты Cayenne 5 размера S ( размер L летит лучше других размеров) c Леопардом размера М.
Сравнения проводились в основном на встречном ветре. Тут на видео все прекрасно видно .....

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


смотреть прямо тут или смотреть с сайта


смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Цитата:
но рекордная эффективность управления предъявляет высокие требования к пилоту.
Вообще не понимаю о чем речь, очень спокойный нрав у крыла, никакой нервозности и супер высокой требовательности. Правда тут пилот Cayenne 5 попробовал Дельту 3 даже на размер меньше, с его слов, очень не понравилось тугое и тупое управление по сравнению с Cayenne 5.
А вот у Транги х рейс действительно : "рекордная эффективность управления предъявляет высокие требования к пилоту" как ты пишешь.

Цитата:
Passion... Крыло не для всех. Для своего времени это была суперлетучая цешка -- но я до сих пор не понимаю, как на ЭТОМ крутить термики

Летал часто рядом с Трангой хс2. Ни в чем не уступал. Только Passion был чуток медленнее на акселе был, пока его не удлинил. Хотя вышел он на год раньше Транги.
Так вот про управляемость Passion. В этом крыле реализована система "автопилот". В потоке надо просто доверится крылу и оно тебя само вкрутит и зацентрует в потоке, на удивление работало замечательно. Входишь в поток, выжимаешь клеванту и весом, а крыло все равно летит прямо и когда выходит из середины ядра, сразу само закручивается вокруг ядра. Я его взял в 2012г и после 1полета в динамике поехал на нём сразу на соревнования в Кайсери. Там я этим крылом просто наслаждался.

Цитата:
Бонанза 2. Прекрасное крыло, спокойное, далеко не такое острое в реакциях, как Кайенн 5

Когда у нас появилась первая Бонанза 2 я её сразу попробовал подряд с Cayenne 5. Крылья были размера S . Так вот разницы в управлении и поведении крыльев я вообще не обнаружил. Единственное в глубоких винговерах на Cayenne 5 я не терял контроль крыла, а на Бонанзе начинал терять понемногу.
d_i_m
пилот XC
19 Июл 2021
Re: Мои пять копеек
Cayenne 5 размера S ( размер L летит лучше других размеров) c Леопардом размера М.
Сравнения проводились в основном на встречном ветре. Тут на видео все прекрасно видно .....


Прекрасно видно, как Кайен сливает, как и должна С сливать Д
kot-novoros
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: Мои пять копеек
Cayenne 5 на балансировочной летит практически как Леопард. На акселе и против сильного ветра конечно Леопард вне конкуренции.
theoretic
АвторТемы
24 Авг 2020
Rise 4 в термиках
Благодаря терпению и доброй воле Дениса и Лили удалось полетать на Райзе Четвёртом своего размера в умеренную термичку. На маршрут не пошёл, но налетал часа полтора рядом с горой на разных высотах.

Да, это действительно очень интересный аппарат! Первое, что впечатлило -- этот Райз, определённо, обладает свойством, по-нерусски называемым thermal sniffing. Проще говоря, аппарат подсказывает, куда сместиться, чтобы найти термик. В реальности всяких навороченных двухрядок это совершенно обычное дело, но для EN B, пусть и с амбициями, это непривычно и потому особенно приятно. Правда, у медали есть и оборотная сторона в виде лёгкой неустойчивости по скольжению: на дальней периферии потока Райз ведёт себя "как намыленный", всё время норовит чуть довернуть или сместиться то вправо, то влево. Ничего страшного или неприятного, но необычно.

Второй момент, интересный и непривычный для ЭйрДизайнов -- довольно высокая эффективность управления. Да, поначалу клеванты могут показаться жестковатыми, но в термиках редко приходится доводить нагрузку на руки до некомфортных величин -- потому что клеванты достаточно эффективны. То же можно сказать и про отклик на работу корпусом. Всё происходит достаточно быстро, чётко, однозначно. В потоке Райз стоит, может, и неидеально, но вполне хорошо (хотя лёгкая неустойчивость по скольжению проявляется и в термиках тоже). Быстрые и чёткие реакции на управление провоцируют пилота на достаточно агрессивный стиль пилотирования, на энергичную работу в потоках. Приятно, что Райз не склонен "сыпаться" даже в достаточно узких и быстрых термических спиралях, набирает вполне быстро, на уровне лучших EN B.

Акселератор -- короткий и тяжёлый. Прирост скорости не мерил, субъективно он довольно велик, в районе +15 км/ч. На полной скорости аппарат не становится злым или некомфортным, летит уверенно и спокойно, как более старые ЭйрДизайны. А вот режимы в районе балансировочной скорости менее комфортны. Райз может ни с того ни с сего захрустеть нервюрами или даже резко разгрузиться. Один раз такая разгрузка привела даже к "недосложению" уха -- оно обмякло, но через долю секунды всё прошло само собой. Управление задними рядами -- через модные нынче бриджи, которые довольно удобны, но ими надо правильно работать, следя за равномерным распределением нагрузки на B- и C-ряды -- иначе профиль крыла слегка ломается, портя аэродинамику крыла. Усилия на бриджах довольно большие, рулить надо с усилием.

В целом положительные впечатления только усилились.Прежним Райзам, на мой вкус, немножко не хватало характера и информативности -- но и Вольт 3, и Райз 4 в этом плане куда более интересны, чем более ранние ЭйрДизайны, которые были хороши только в полёте по прямой.
Aija
25 Авг 2020
Re: Мини-тест: AirDesign Rise 4
Добавлю сюда свой отзыв о Rise 4 после налета около 20 часов, крыло в размере XXS, загрузка около 60 кг. Полеты в Альпах, у склона и маршруты.

Первое и, надеюсь, самое важное - крыло нравится пилотировать. Хотя, после теста Skywalk Cumeo, я и не надеялась, что что-то еще понравится.

Управление.
Реагирует на вес и клеванту очень живо и адекватно. Обратная сторона - сыпется в момент резких поворотов. Набирать восьмерками в слабых ноликах возле склона мне пока на нем сложно. Ранее было крыло Artik 3 - никаких проблем с выпариванием вдоль склона не замечала.

Набор в термической спирали - все, как и описал Теоретик. Удобно, без ярко выраженных особенностей.

Влет в поток и выход из потока.
Сейчас я не летаю в очень сильную и ветренную погоду, поэтому полностью оценить все особенности крыла в турбулентном воздухе не могу. За все время мне удалось лишь раз оказаться в ситуации, когда крыло чуть-чуть подразгрузило ухо, и разок предотвратила недофронталку (вот правда не уверена, случились бы она, ибо крыло остановилось ровно в полетном положении, без намека на клевок). Соответственно все особенности про шуршание нервюрами подтвердить не могу.
UPD: Дополню про сложения - получила одно боевое в Доломитах при выходе из потока. Компенсировала, крыло продолжило лететь по курсу со сложенной консолью. Которую, впрочем, пришлось растрясти.

Скорость.
Балансировочная - честные 37км/ч. На полном акселе - примерно +12км/ч. Все режимы стабильные и комфортные.

Уши.
Пробовала один раз. Работают, маленькие, не флаттерят, расправляются сами.

Переходы.
Комфортные. Акселем пользуюсь активно. Расход высоты адекватный для Б-шки, разумеется, без чудес. То есть, в конце перехода я стабильно ниже. Летали довольно много с Queen 2, сравниваю именно с этим крылом.

Старт - очень простой, но, как и написал Теоретик, может выдернуть, если чуть больше дать веса, а в этот момент подходит порыв. Пару раз так попалась на склоне, стараюсь теперь давать минимальную нагрузку в любой ситуации, отличной от штиля.

Крыло не стала бы рекомендовать совсем новичкам. Оно хоть и ощущается простым, но может испугать динамикой и точностью реакции. Я на него села после почти 3-х летнего перерыва (не считая нескольких полетов, буквально пару раз в год), до этого общий налет от 200 до 300 часов, точно не считала.
Редактировалось: Aija (26 Окт 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
niknik
пилот XC
18 Июл 2021
AirDesign Rise 4 XXS (50-72кг)
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Полетал немного в Македонии на этом крыле.
Подвеска Lightness 3 S, загрузка по верху.

Точное, четкое и линейное управление, свойственное крыльям на класс выше. Понравится любителям похулиганить.
Акселератор лёгкий и эффективный.
Работать рядами удобно.
Крутит узко, кажется что вокруг собственного уха.
Винговеры и спираль на счёт "ра..."
Старт очень лёгкий, усилием мысли. посадка достаточно агрессивная, скоростная.

Это крыло определенно не для начинающих. Но достаточно опытным пилотам, готовым к hi - В, доставит истинное удовольствие.
kot-novoros
пилот выходного дня
19 Июл 2021
Re: AirDesign Rise 4 XXS (50-72кг)
Цитата:
Понравится любителям похулиганить.

Николай, я понимаю ты продаешь эти крылья и должен их рекламировать. Но я еще не встречал конкурента Cayenne 5 , которое может охиренно "хулиганить" и оставатся стабильным на всех режимах. Та же Бонанза-2 по управлению очень похожа на Cayenne 5 (пробовал подряд два крыла одного размера под верх вилки). Но вот на очень больших углах "хулиганства" все же у Бонанзы-2 теряется контроль над крылом, в отличии от Cayenne 5, который по моим меркам считается эталоном.
niknik
пилот XC
19 Июл 2021
Re: AirDesign Rise 4 XXS (50-72кг)
Я летал на аналоге (верх В) от СкайВолк - Кумео. Он для меня СЛИШКОМ "охиренный".
Чрезвычайно чувствительный к управлению. Начинает поворачивать с первого сантиметра хода клеванты. Я "охиреваю" - на таких летать маршруты мне лично совершенно некомфортно. Всё время норовит повернуть от малейшего колебания воздуха. Раздражает.
Тем не менее это крыло, парадоксальным образом, довольно стабильное и не склонно к сложениям. Легкий старт, приличный глайд, но, относительно, невысокая скорость в моем размере.

Райз 4 занимает второе место по чуткости управления после Кумео из аппаратов класса "В" из тех крыльев, которые я пробовал, но со значительным "отставанием". Что меня лично радует
kot-novoros
пилот выходного дня
19 Июл 2021
Re: AirDesign Rise 4 XXS (50-72кг)
Цитата:
Я летал на аналоге (верх В) от СкайВолк - Кумео. Он для меня СЛИШКОМ "охиренный".
Видно я совсем старый стал, по мне так Кайен-5 не очень поворотлив в термических потоках, а когда поробовал Чили-4, так вообще на нем чуть не уснул, настолько он вялый.
Вот Транга хрейс действительно поворотлива как и Пик-5 если работать В рядами, на клевантах у него большой ход и вялкость. А вот на В рядах просто песня.
theoretic
АвторТемы
20 Июл 2021
Вот с этого и надо было начинать
Цитата:
по мне так Кайен-5 не очень поворотлив в термических потоках, а когда поробовал Чили-4, так вообще на нем чуть не уснул, настолько он вялый.
Вот Транга хрейс действительно поворотлива как и Пик-5 если работать В рядами

Вот с этого и надо было начинать. Управление B-рядами -- штука специфичная, нужная только в полёте на акселераторе. Знаю, что есть адепты управления B-рядами без применения акселератора. Да, так тоже можно, хотя не факт, что нужно. И если сравнивать такую экзотику, как реакции крыла на управление задними рядами без применения акселератора -- то, вероятно, Ваши оценки имеют право на жизнь. А если управлять клевантами -- то Кайенн 5 в моём понимании и в моём размере до сих пор вне конкуренции. У Пика 5 задние ряды очень лёгкие, что может создавать иллюзию эффективности управления. Клевантами он управляется много лучше, чем задними рядами. Транго Икс-Рейс (а не "хрейс"), на мой взгляд, реагирует на задние ряды довольно вяло, нагрузки на них велики, пилотировать задними рядами некомфортно.
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
чуть не в тему.
Цитата:
есть адепты управления B-рядами без применения акселератора. Да, так тоже можно, хотя не факт, что нужно.

Немного не по теме. Аккуратное неглубокое управление Ц-рядами на буксировке показало себя с очень хорошей стороны, по крайней мере на моем крыле: эффективнее исправление курса, чем весом и более безопасная компенсация при умеренной турбулентности.

[Updated] Прости-извините. На моем крыле - это Ц - ряды, конечно же! Исправил
Редактировалось: kenguri (20 Июл 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
theoretic
АвторТемы
20 Июл 2021
Клевантами управлять пробовали?
Клевантами управлять пробовали?
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: Клевантами управлять пробовали?
Цитата:
Клевантами управлять пробовали?

Ну конечно. Ц-рядом ощущение, что безопаснее, эффективнее и объективно точнее и быстрее для небольших коррекций курса. Клевантами получается довольно большой их расход и мне лично сильно не комфортно при буксировке, когда приходится так делать.
Конечно, редко, но случаются расколбасы на буксировках, когда приходится переходить на клеванты и работать уже с большими амплитудами, но это редкость, раз в сезон, может, бывает.
niknik
пилот XC
20 Июл 2021
Re: Клевантами управлять пробовали?
Попробуй "галстучными" (стабило) стропами. Очень эффективно и безопаснее - не меняет угол атаки (не приводит к срыву) даже при большом расходе).
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Вот и попробую! :)
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Уточнение
На моем крыле я изначально имел в виду Ц ряд, не Б, как на двурядках.
Test
20 Июл 2021
Re: чуть не в тему.
Цитата:
Аккуратное неглубокое управление Б-рядами на буксировке показало себя с очень хорошей стороны, по крайней мере на моем крыле
Так можно дойти и до компенсации ухода с курса складыванием ушей. Не совсем понятно, зачем это делать?
Цитата:
эффективнее исправление курса, чем весом и более безопасная компенсация при умеренной турбулентности.
На лебедке важнее безопасность, поэтому своевременная работа весом - классика, которой пока нет замены. Что касается эффективности, то это, скорее, клеванта, а не ряд В.
А что нужно компенсировать в турбулентности, если речь идёт о буксировке?
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: чуть не в тему.
Я ошибся, правильнее говорить о последнем ряде, а не о Б-ряде, который на трехрядках вряд ли эффективен на лебедке.

Цитата:
поэтому своевременная работа весом - классика, которой пока нет замены

Нет, на пассивках на многих крыльях веса хватает лишь на небольшую коррекцию курса в начале буксировки, например в сильный и турбулентный боковой ветер. Видел множество раз, когда пилоты доводили до не очень хороших ситуаций, управляя только весом и боясь использовать клеванту. Последним же рядом надо иметь большую дурь, чтобы переборщить, он тяжелее, а клевантой точно работать, когда ты в "растопырке" и "расколбасе" еще (когда действительно сложный старт) - не так просто.

Кстати, при старте на активной лебедке, вес на начальном этапе сильно эффективнее, чем на пассивных. И часто видел пилотов, привыкших к активным лебедкам, имеющих хорошие старты - косячящами на пассивных, именно из-за того, что полагались только на перенос веса (и врожденный страх перекомпенсации клевантой).
mortazar
пилот XC
20 Июл 2021
Re: чуть не в тему.
Сам на затяжке клевантами не пользуюсь. Вообще.

Но речь немного не о том :)

Есть там подляна, о которой многие знают, но все же. Ряды. Рядами сорвать проще, чем кажется. Да, они такие себе тяжелые, это им в карму плюсиком. Но ряды так же ломают профиль крыла не там, кде клевантв, а ближе к носу крыла. Срыв же у нас, это место наверху крыла, откуда оторвался поток, да? Ну вот ряды, они немножко смещают это безобразие вперед. Вроде не сильно.

А потом у нас появляются Б/Ц системы и всякие там двухрядки. Они пытаются повернуть профиль целиком, и это как бы плюс..но рядом есть и жирнвц минус. В случае срыва он наступает резко, стремительно, неожиданно..Благодаря тому, что крыло поворачивается типа целиком, точка срыва потока стремительно пробежит от хвоста до лба.

Непривычно быстро.

На это можно попасться, осторожней с рядами.

Несмотря на нагруженность задних рядов, срыв ближе, чем кажется. Дело вовсе не в кородком их ходе - своя механика работы, своя динамика срыва. Быстро, внезапно.

Можно ли сорвать крвло клевантами? Легко! Но сделать это быстро - практически невозможно. Богатырский мах руками, крыло идет назад и только там - срывается.

Рядами сильно проще, сильный мах руками сорвет его намного быстрее. Несмотря на лимитаторы, которые сильно ограничивают ход задних рядов (около 30см)

Именно это, кстати, уже десятилетиями используется при посадках в сильный ветер..Многие пользуются в этом случае именно срывом рядами. И дело, опять же, не только в длине хода рядов, а в скорости их "работы" на срыв.

Кстати, именно по-этому все новомодные Б/Ц и прояие двухрядки, они как бы не про "поворачивать рядами".
kenguri
(аноним)
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: чуть не в тему.
Да, соглашусь. Если крыло в начале затяжки на сильно плохих углах из-за недовывода (у меня такого, правда, лет 15 не было, но стрем остался), например, то задним рядом, возможно, так же легко или даже легче его сорвать, чем клевантами.

Наверное, моя привычка рулить задними рядами на буксировке только из-за удобства: 1-2 см хода, чуток весом и курс исправляется моментально, будто бы силой мысли, и не надо корячиться весом далеко и/или выбирать свободный ход клеванты (хоть он небольшой, но все же это занимает время)... По крайней мере так на моем аппарате.

За напоминание о том, что если задним рядом работать глубоко, то свал близок и внезапен - спасибо! Напоминания о критических вещах никогда не лишние.
askvortsov
21 Июл 2021
Re: чуть не в тему.
Прозвучит банально, но наземка с управлением задними рядами неплохо помогает прочувствовать эти моменты. С клевантами перед полетами наземились все, а вот с задними рядами - единицы, а зря.
kot-novoros
пилот выходного дня
20 Июл 2021
Re: Вот с этого и надо было начинать
Цитата:
Вот с этого и надо было начинать. Управление B-рядами -

В рядами мне больше понравилось управлять на Пик-5 чем клевантами. На клевантах слишком большой ход . На Леопарде в основном использую клеванты, они на нем эффективные.
Когда писал про Кайен-5, то я им управляю только клевантами. Только на полном акселе подруливаю ушными стропами С ряда.

  Форумы paraplan.ru Снаряжение Крылья Мини-тест: AirDesign Rise 4