Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах 08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км
theoretic
АвторТемы
15 Авг 2020
08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км
Август. Квинтэссенция юцкого лета. Лучшие потоки, самые высокие облака. А ещё -- самый лучший, самый правильный настрой, без которого не летаются хорошие, интересные маршруты.

Восьмое августа. Этот август, похоже, пытается побить сразу несколько погодных рекордов, и самый из них заметный -- температурный. Жара! Сильно за тридцать. Но это днём. А ночью воздух приятно прохладен и пахнет особенной летней пылью, и этот запах отчего-то будоражит, заставляет верить, что впереди -- новый, интересный, особенный день... Сегодня у меня последний шанс опробовать Пик 5, на котором его счастливый владелец Лёша слетал вчера очень душевный треугольник FAI. Сегодня Лёша, в отличие от меня, благостен и ленив. Настолько, что готов отдать мне свой аппарат хоть на весь день. У меня с настроем дела обстоят сложнее -- вчера я сполна хлебнул августовской жары, в разгар дня выбираясь из-под Лысогорки, где мне не хватило минуты времени, ста метров высоты, чтобы взять очередной поток. Но беспощадно выжигает блёклую августовскую траву жаркое солнце, и облака высоко стоят в утреннем, едва подёрнутом высотной дымкой небе. У меня есть шанс. Надо пробовать!

Старт! И тут же -- посадка обратно на склон, потому что забыл прицепить акселератор. Долго задерживаться на земле нельзя ни в какую -- одет я в расчёте на трёхтысячные высоты полёта, и каждая минута на раскалённом склоне ощутимо отнимает воду и силы. Рестарт! Прямо в поток, щедро обозначенный россыпью разноцветных крыльев.

За что люблю август -- за честность и прямоту. Пара минут набора -- и гора с разноцветной каруселью крыльев остаётся далеко внизу, а рядом остаётся только белый Вольт, который, как и я, крепко и надёжно держится за мощный поток, стремительно возносящий нас всё выше, к головокружительным башням кучевых облаков. Всё просто: или ты мгновенно, в пару движений, взял поток сразу от старта -- или ты внизу. Середины здесь не существует. Есть только мгновенное принятие решений и почти мгновенный результат. Набор или просадка, удачный переход или агония в пятидесяти метрах над местностью... Всё просто. Надо только действовать в ритме и темпе, который диктует нам раскалённый склон, раскинутый под синим куполом неба, золотисто-лиловые, стреляющие вверх облака, стремительно холодеющий воздух...

Тёмные, резко очерченные, насыщенные тени от облаков на жёлтой стерне, до которой теперь никак не меньше полутора километров. Мощно, рельефно вылепленное облако между горой и Ессентукской -- одно на несколько километров вокруг. Выбор очевиден, не время рассуждать. Пара минут перехода на полной скорости, заброс на входе в поток. Всё просто. Главное -- держать только что схваченный ритм полёта, и всё получится. Две семьсот, дальше поток разваливается и уходит на Ессентуки. Полминуты на раздумья -- сдуваться с этими "нулями" по ветру или... Или! Круто ломаю траекторию. Полный акселератор. Курс на Бештау, перед которым, судя по всему, как раз начинается очередная фаза погоды. До неё, правда, никак не меньше 10 минут лёта сквозь голубую дыру -- но всё это преодолимо, если не колебаться и держать темп. Полхода акселератора, полный ход... Минуса, минуса... И -- буквально через несколько минут перехода -- первый робкий "нолик" на границе городской промзоны. То, что я вижу впереди по маршруту, не кажется мне достаточно созревшим, и потому позволяю себе пару минут покрутить вполне надёжную, но хилую по меркам сегодняшнего дня "единичку". А вот теперь -- пора!

Подходы к Бештау встречают меня впечатляющими "минусами". На полной скорости тяну к южным скальникам горы, где наверняка будет поток -- но высота тает так быстро, что через минуту-другую перехода скальники уже надо мной. Не страшно, до рельефа ещё довольно далеко, а рядом с Бештау, высоко надо мной, воздух буквально взрывается грядой впечатляющих кучевых облаков. Да, это фаза! Мне надо туда. Очень надо. Я на самой её границе, пусть и довольно низко. Здесь просто не может не быть потока...

И он есть, этот поток. Точнее, Поток! Начинаясь с безделицы вроде +2 по усреднителю, Поток быстро и впечатляюще усиливается, и, щедро ставя аппарат в крен, я буквально прыгаю вверх, к зовущим меня облакам. Но какой же это высокий прыжок!.. Две восемьсот. Три тысячи! Три сто! Граница облака -- серо-лиловая, рвано-ступенчатая -- уже недалеко, но можно смело продолжать набор, что я и делаю. Три триста! И это ещё не предел! Здесь уже довольно холодно, и трудно понять -- то ли это серые громады облаков не дают солнцу меня погреть, то ли так серьёзно охладился воздух. Но это неважно, и, под стрёкот вариометра добирая последние десятки метров до базы, я наслаждаюсь этим холодным, промытым высотой воздухом, рваными клочьями и размытой мутью границы облака, а ещё -- совершенно непривычным с таких высот пейзажем, над которым мне довелось проходить много раз, но ни разу -- на такой высоте. Громада облака темнеет, почти закрывая от меня окружающий мир -- но я легко из-под неё выскальзываю. Почти три четыреста! Вот это да! А впереди -- протянутая почти точно на Верблюд облачная дорожка! Эх, порезвимся!.. А небо здесь -- уже совсем другого цвета. Никакой верховой мути, которая так часто висит в районе Юцы. Здесь, рядом с Бештау и севернее его -- ничем не замутнённая яростная голубизна и пробитые солнцем оранжевые облачные кромки.

Следующие несколько минут проносятся как одно мгновение. Плюса. Акселератор. Ледяной воздух, яростно свистящий в тонких стропах. Облачная дорога лихо прокатывает меня, унося на запад от Бештау, но, увы, одновременно смещаясь на юг, куда мне сейчас не нужно. А нужно мне на Верблюд, вокруг которого сейчас -- много километров безупречно чистой синевы, и лишь дальше на запад в небе вспухают могучие облака, порождённые Верблюдом. Нефаза... Впрочем, выбора у меня особо нет -- слишом уж на юг сдувает облачную дорогу. Взгляд на часы. Я в воздухе всего час! До пика погоды -- ещё час как минимум! Можно рискнуть. По опыту нескольких предыдущих попыток достичь Верблюда я почти уверен, что впереди меня ждёт огромный, жирный и развесистый нисходняк, но моя высота и головокружительность облаков вокруг вселяют в меня наглую и бесшабашную уверенность в себе. Сегодня всё должно получиться! Полный ход акселератора, доворот вправо, на север -- до свиданья, облачная дорога, привет, минуса! Вгрызаюсь в них так, что аппарат чуть ли не звенит от предельной скорости. Глайда мне это, конечно, не добавляет -- но так хочется побыстрее дотянуться до Верблюда, где шансы набрать будут, очевидно, больше, чем над большим, пустым во всех отношениях пространством безлюдной балки, которую я сейчас преодолеваю наискосок.

Расчёт мой в чём-то оказывается верным. К моменту достижения мной подножия Верблюда я всё ещё намного выше горы -- а вокруг горы тем временем начинают вылепливаться из пронзительно-ультрамаринового ничего первые робкие белые пятнышки. Фаза, самое её начало! Повезло несказанно. Теперь надо правильно реализовать это везение, что не так просто -- ветер здесь куда сильнее, чем рядом с Юцой, а в случае посадки выбираться из этих пустых пространств будет ой как нелегко... Брать поток с вершин Верблюда мне не хочется совершенно -- он там есть, но ветром меня в момент стащит чуть ли не на Суворовку, а у меня сегодня совсем другие планы. Поэтому, цепляясь взглядом за неровности здешнего малознакомого рельефа и первые пятна кучёвки впереди, ползу на север. Поток находится довольно легко, и он даже неплох -- примерно плюс полтора -- но по меркам этого дня и этого места это слишком слабо. На первый взгляд, надо отцентровать получше, вкрутиться покачественней... Но у сегодняшней погоды совсем другая логика. И, безжалостно наплевав на "полторашку", которая в иные времена порадовала бы меня несказанно, я нагло вытягиваю свою траекторю вперёд, вперёд против ветра, туда, где новые и новые, пока ещё неплотные облачка уже обозначили собой будущий стрит.

Поток! Снова с большой буквы. Вот теперь совсем другое дело! Тройки, порой четвёрки по усреднителю, и почти не приближается ко мне оставшийся позади Верблюд. От этого потока надо взять всё, что он сможет мне дать. Даёт, правда, не так много -- всего 2500 абсолютной высоты. По меркам сегодняшнего дня -- низко. И потому я протягиваю ещё вперёд в надежде уж там-то взять ещё поток, ещё набрать... Но нет. Уже неплохо оформившийся стрит стоит косо к линии намеченного мной маршрута -- и ведёт меня аккурат в створ полосы аэропорта Минводы. Нет, я так не играю. Увольте. Взгляд на восток -- огромная, до самой Лысогорки, голубая дыра, на дне которой, утопая в лесу, весело улыбается мне омытый солнцем Железноводск. Нет уж. Бросок против ветра, да ещё и в голубую дырку -- это гарантированная посадка через несколько километров. Надо изобретать что-то посложней. И, не слезая с акселератора, я плавно искривляю свою траекторию, целясь в Бештау. Минутами позже, когда нисходняки и преодолённое расстояние отъедают у меня изрядный кусок высоты, приходится скривить траекторию ещё сильней, забирая уже на Лермонтов. Небо здесь закидано какими-то хлипкими, ненадёжными обрывками кучёвки, которые, конечно, работают и позволяют мне двигаться вперёд -- но высоко не поднимают ни в какую. Нефаза... Ситуация не то чтобы тяжёлая -- я в ветровой тени Бештау, и здесь мои хилые поточеки почти никуда не сносятся. Вполне можно повыживать, дождаться, когда рядом со мной созреет очередная налитая августовской силой линия кумулусов. Правда, у местных нисходняков немножко другие планы. Не то чтобы они здесь сильные -- но дело своё делают упорно и постоянно. Полторы тысячи... С такой высоты надо уже не про облака думать, а смотреть на то, что может подарить мне земля. Неплохие шансы -- вершина Шелудивой и дым от заводской трубы, который, простелившись вдоль земли метров триста, резко прыгает вверх. Тысяча двести... Я уже над трассой, ведущей из Суворовки в Пятигорск. Если сяду -- выбираться отсюда будет очень легко. И очень обидно. Я ведь только что взял Верблюд... Тысяча сто. Впервые за много минут я слышу робкий, неуверенный писк вариометра. Тысяча сто -- не высота по меркам этого дня, раскинувшего кучевые облака на трёх с лишним тысячах. И жалкая "единичка", которую, проходя здесь тысячах на трёх, я бы просто проигнорировал -- не ахти какой поток. Но сейчас её категорически нельзя бросать. Хорошая, надёжная "единичка"... Наверное, это ключевой момент сегодняшнего маршрута, самое сложное его место. "Выживу" здесь -- и дальше наверняка будет проще.

Через десять минут набора я уже почти на двух тысячах. Можно слегка расслабиться, осмотреться вокруг. И то, что я вижу ближе к Бештау, наполняет меня радостной уверенностью. Да, это очередная фаза! В самом своём начале! Бросаю поток, который десять минут назад я чуть ли не боготворил, и смело тяну вперёд, на восток. Нули, нули, нули... Отличный признак! И где-то недалеко от Шелудивой эти нули, наконец, превращаются в очередной Поток!

Наверное, это пик погоды. Цвет неба теперь зрелый, насыщенный. И облака, которые стремительно приближаются ко мне -- тоже зрелые, округлые, резко срезанные снизу. Восторг! Плавно, но быстро растёт высота, холодеет воздух. Три тысячи. Три триста. Три четыреста... Вокруг меня -- незнакомая мне реальность. Я попросту не летал здесь так высоко, и это даже несколько сбивает с толку. Три четыреста! Можно всё. Массив Бештау с такой высоты, судя по всему, можно перемахнуть одним глайдом, вообще ничего не набирая до самого Иноземцево. И, чиркнув по напитанной солнцем призрачно-золотистой облачной кромке, я отправляюсь в длинный-предлинный путь на восток, путь без единого набора.

Полная скорость. Виды с этой высоты завораживают, возникает внутри чувство ничем не ограниченной свободы. Стоит мне только захотеть -- и минут через десять подо мной будет Змейка. До Железной и Развалки -- и того ближе, минут пять лёта. Но надо мне совсем не туда. Меня влечёт пологий с запада и востока, резко срезанный с севера купол Лысогорки, а до него ещё лететь и лететь -- как минимум минут двадцать... Как же тут хорошо!

К тому моменту, когда подо мной начинает проплывать Иноземцево, мои три с гаком тысячи превращаются в относительно скромные, но надёжные тысячу семьсот. А небо теперь уже другое -- предвечернее, насыщенное, густое, и горят в уже косом солнечном свете насыщенным золотом лиловые снизу нечастые облака. Хорошо знакомый мне триггер севернее Капельницы встречает меня потоком, который ведёт вроде бы в никуда -- в синее, ничем не замутнённое небо -- но удивительно ровно и мощно возносит меня на высоту за три тысячи. Привычный холод высоты, косые лучи солнца на покатых, золотых, разноцветных полях... Красота неимоверная. Здесь здорово даже просто быть, а прилететь сюда прямиком с Верблюда -- это не сказать как здорово!

Севернее Лысогорки -- мощное, удивительной, редкой формы, плоское облако. Одно на много-много километров -- дело уже идёт к вечеру, и теперь потоки будут встречаться нечасто. Успеваю? Судя по всему, да! Снова полная скорость, за этот длинный день уже ставшая мне привычной. Далеко внизу, в лиловатой дымке, куда, словно исполинские золотые столбы, уходят косые лучи солнца, что-то горит. И дым от этого чего-то показывает мне поток лучше, чем любые приборы. Понимая, что, возможно, это последний большой набор дня, стараюсь взять от потока максимум. В сотне метров ниже меня мелькает нечто, поначалу воспринятое мной как некий беспилотник -- но потом оказывается, что это здоровенный сухой стебель кукурузы, вполне неплохо чувствующий себя на без малого трёхтысячных высотах. Вот это погода!..

Золото и лиловизна пробитых солнцем облачных кромок. Этот поток поднял меня лишь чуть выше трёх тысяч, и это показательно. Особенно с учётом того, что до самой Юцы я не вижу ни единого перспективного облака. Впрочем, ветер на моей высоты попутно-боковой -- похоже, Юца достижима одним глайдом!

И я медленно, уже никуда не торопясь и осторожно расходуя высоту, преодолеваю пространства полей, раскинутых между Лысогоркой и Пятигорском. Как с горки катишься... Глайда, судя по всему, должно хватить аккурат до Юцы. Главное -- не торопиться, не разменивать высоту на скорость. Мощь погоды на глазах сходит на нет, и моя тактика теперь должна соответствовать мягкости и деликатности воздуха предвечерья.

Армянский лес. Прихожу на него на высоте без малого 1500. В принципе, этого вполне хватает, чтобы спокойно и уверенно вернуться на взлётку. Фактически это уже финал, уже завершение маршрута. Но если ты достиг вершины -- продолжай восхождение! А между тем где-то между Золотым Курганом и Юцой неторопливо и нехотя зреет на трёхтысячной высоте ещё одно облако. Уж точно последнее за этот день. И у меня есть все шансы до него дотянуться!

Верх Юцы между тем усыпан разноцветными точечками. Похоже, поднялся вечерний динамик -- но, судя по несерьёзной высоте точечек над горой, несильный. У меня же ситуация куда интересней: после нескольких минут "жевания нулей" мой поток вполне окреп, и, сам себе не веря, в шестом часу вечера я кручу вполне надёжную "полторашку", которая ведёт под неплотное, но ещё вполне живое облако.

Две тысячи семьсот! Пожалуй, никогда ещё не оказывался в такое время дня на такой высоте в этом месте, между Юцой и Джуцой. Всё снова просто: удлинять треугольник надо почти точно на юг, как раз на Джуцу, куда я до того летал всего пару раз. Поток разваливается -- и я отваливаю от него вбок. Косое солнце, высвечивающее Джуцу и лежащий южнее Джинал, длинные расслабленные полосы предвечерних облаков над ним... Нет, на Джинал я сегодня не полечу. Достичь его можно одним глайдом -- но обратного пути уже не будет, придётся садиться там, откуда быстро не выберешься. Сомнения: как далеко протягивать на юг?.. Прощальный привет от невероятной сегодняшней погоды -- последнее жидкое облако южнее Джуцы, над залитыми солнцем изрезанными рельефами. Нет. Слишком хорошо -- уже плохо. Прыгать к этому облаку -- слишком большой риск: развалится наверняка. Пролетая совсем рядом с Джуцой, бросаю последний долгий взгляд на впечатляющие южные рельефы. Пора поворачивать обратно -- на Юцу.

На обратном пути воздух уже мёртв. Всё, что могло в нём течь вверх, уже успокоилось, рассеялось горизонтально текущими слоями. Весь мой сегодняшний треугольник можно окинуть одним взглядом. Вот он -- Верблюд. А вон -- Лысогорка. Юца -- прямо по курсу, и надёжность долёта никаких сомнений не вызывает.

Пара винговеров над оседлавшими вечерний динамик учениками. Проход прямо над стартом, с которого я ушёл почти пять часов назад. А теперь -- вниз, в лагерь. Крыло мягко опадает на выкошенную траву. Наверное, это счастье. Наверное, ради этого есть смысл летать. Спасибо! Горам, небу, всем, кто был рядом -- или не был, но знал и беспокоился о том, что где-то в небе кто-то куда-то летит.



P.S. Трек.
Редактировалось: theoretic (15 Авг 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
Fominru
17 Авг 2020
Re: 08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км
В парапланерных чатах, ходят слухи, что Теоретик на Юце все термики как вампир иссушает и сам один только летает маршруты. ))))
Очень круто, надеюсь когда-то дорасти до такого уровня.
theoretic
АвторТемы
19 Авг 2020
Догадываюсь, кто это пишет
Догадываюсь, кто это пишет. Жалко парня -- летает лет 20, но не сказать, что умеет. А термики -- они же общие, бери да летай Что желающие и проделывают. Вчера вот целой толпой долетели до Суворовки, а некоторым удалось прорваться и до Черкесска.
Danger
1-й разряд
08 Дек 2020
Re: 08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км
Цитата:
а рядом остаётся только белый Вольт, который, как и я, крепко и надёжно держится за мощный поток
О! дык это же я .
А если серьезно, то очень афигенно написано, молодец Алексей

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах 08.08.20: Юца, треугольник FAI 87,1 км