Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Усть-Кокса 2020
Myxomop
АвторТемы
20 Авг 2020
Усть-Кокса 2020
ЧР в Курае отменился, а запланированные даты отпуска остались, и было решено ехать на Алтай, полетать вне соревнований.
Сборы такого масштаба в Усть-Коксе до этого не проводились и ехали туда с чувством чего-то нового, неизведанного. Организатором сборов выступил пилот из Томска – Артём Соколовский. Всего на сборах было 32 пилота, в основном из Сибири, двое из них - дельтапланеристы. Самой массовой группой были Томичи из клуба Поднебесье. С организацией сборов также помог местный пилот - Владимир Конев.

Коротко месте полётов.
Уймонская долина расположена на юго-западе Республики Алтай. Долина вытянута в направлении с запада на восток, и имеет размеры 30 на 15 км. Высота равнинной части около 1000 м над уровнем моря. В западной части, расположен районный центр Усть-Кокса, на слиянии рек Коксы и Катуни. По центру долины проходит грунтовая дорога вдоль Катуни. С севера ограничена Теректинским хребтом, с юга Катунским хребтом, с самой высокой горой Алтая, трёхглавой Белухой. Высота гор вокруг долины более 2000 м.

Палаточный лагерь располагался на полянке, в ущелье речушки Баштала, выше одноименной деревни. В лагере был организован душ с горячей водой и оборудовано место для зарядки приборов. Уклон полянки палаточного лагеря крутоват, первый день скатывался ко входу, потом пришлось немного подкапаться. =) Заброска на старт производилась на Mitsubishi Canter Андрея Белозерцева, в два захода. Первый в 9-30, второй в 11-00. Стоит отметить саму дорогу на гору. Очень захватывающий серпантин, по которому можно заехать только на подготовленной технике. Дорого занимала в среднем 40 минут от лагеря до старта. Пешком без рюкзаков подняться можно за 1,5 часа, в неспешном темпе. Некоторые забегали и с рюкзаком, но я не решился=).
Стартовая площадка, с которой осуществлялся взлёт находится в западной части котловины, представляет собой травянистую поляну с хвойными деревьями по краям, шириной около 50-60 метров. Со старта видна заснеженная корона Белухи.

Сборы начинались с 01.08, но мне удалось приехать только к полуночи 02.08.
В первый день ребята полетали очень неплохо 50 км с возвращением. https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=96142

Во второй день с погодой повезло меньше и полетать удалось не всем. Но самым стойким удалось слетать по долине 60 км с возвращением.
https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=96181

Третий день сборов, 03.08.
На старт заехало около 30-ти человек. Провели короткий брифинг, обозначили приоритетный маршрут (вокруг долины), озвучили условия подбора и начали взлетать чуть позже полудня. К этому времени на старте уже были термические сходы, в горах появилась первая кучёвка. Со старта набрать высоту особого труда не составляет, достаточно большой перепад с долиной в 1000 м, и юго-восточная экспозиция, дают возможность уверенно открутиться.

Набрав в стартовом потоке полетел по нисходящему отрогу стартовой горы на восток, в надежде зацепить что-нибудь с него, но долетев почти до ущелья увидел пилотов обрабатывающих что-то околонулевое на противоположной стороне ложбины и полетел к ним. Набрав там высоты, достаточной для пересечения ущелья, двинул на переход. Далее весь маршрут летели с Иваном Кравцовым. Размазанной группой прошли по северной границе долины, в диапазоне высот от 2500 до 3500 м. Дорогу нам протаптывал Костя на своём дельтаплане Moyes Litespeed, правда долго мы за ним не продержались=). На севере открывались великолепные виды Теректинского хребта, с множеством горных озёр и каменистых вершин.
Долетев до восточного края котловины решили с Ваней пересечь ее на юг к деревне Мульта, с высоты в 3200м. На противоположной стороне уже выживали в слабых потоках пара пилотов. К нашему удивлению на 10-ти километровом переходе в долине, не было ни потоков, ни минусов.

К горкам в юго-восточной части долинки пришли уже достаточно низко в дохлый «ноль» к Исаеву Саше и Родионову Саше. Для продолжения маршрута нужно было перелететь небольшой хребтик, но высоты хватило только Исаеву, мы же втроём, уперевшись в рельеф, полетели вдоль него в надежде протянуть в термодинамике дальше. Саша Родионов решил идти на посадку в полях перед хребтиком. А мы с Ваней, глядя друг на друга решили залететь за угол горы, чтобы посмотреть наличие посадок за ней, но за углом было еще одно ребро горы. И в общем-то на шару полетели по лесистому рельефу. Протянув немного вдоль склона нащупали слабый поточек на скальном ребре и начали его потихоньку обрабатывать, пол спирали в +0,5 пол спирали -0,5. В награду за терпение этот поток из невнятного, превратился в добротные +1,5 а затем и в уверенные +3. Набрав 2600 встали на переход к следующему отрогу. С высоты хорошо просматривались Мультинские озёра и Белуха, которая была на 35 км ближе чем на старте.

Ветер был попутным (восточным), а солнце уже довернуло на запад и с ребер отрогов сходили хорошие потоки, как по учебнику проскакали от хребта к хребту. Добрались понемногу до деревни Верх-Уймон и уже думали переходить долину в обратном направлении, и лететь к лагерю, замыкая маршрут. Но от диспетчера местного аэродрома была просьба не пролетать над ним т.к. велись осмотры самолётами авиалесохраны, которые то и дело приземлялись и взлетали. Поэтому решили приземляться у деревни к «дукену»=)
Уже сидя в деревне, на дороге подбора, узнали от гугла что сидим в 100 метрах от дома-музея Рериха, который прожил тут несколько дней в промежутке между своими экспедициями.
День выдался отличный.
Трэк - https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=96537

День четвертый, 04.08.
На старт забрались как обычно к 11-40, мы с Женей Рогожниковым решили пройтись пешком. Над стартом активно развивались кучевые облака. Желающие слетели вниз к лагерю, остальные попав под небольшой дождик спустились на кантере. Хотя перспектива полетать после дождя была, но учитывая состав пилотов и необлётанность места, день отменили. Воспользовавшись этим, многие пилоты посетили тот самый музей Рериха в Верх-Уймоне.

День пятый, 05.08.
С самого утра, из лагеря просматривалось обильное развитие кучевых облаков над стартом, день отменили, даже не заезжая на гору. В течении дня локально прошли грозовые дожди по долине. Часть пилотов поехали сплавляться по реке Кокса, а часть поехала на кантере в Тюнгур.


День шестой, 06.08.
К 11-45 все пилоты были на старте. Короткая предполётная и пилоты начали стартовать. Уже привычный набор в стартовом потоке и с 3000 встаем на переход вдоль долины на восток. Долёт, до восточного края долины, получился довольно быстрым. Над хребтами регулярно стреляли облачка, под которыми пилоты без особой потери высоты проходили большой группой к небольшому перевалу из Уймонской котловины в долинку Тюнгура. Над перевалом собрался большой паровоз примерно из 15-ти крыльев, набрав в потоке полетели по центру долины в направлении лагеря. Изначально планировалось лететь вдоль южного края долины, по правому берегу Катуни, но уже в воздухе переиграли и полетели вдоль дороги подбора, долиной. Тем временем включился встречный ветер и ребятам на en-С и en-B было сложнее лететь по маршруту. Весь паровоз по ходу маршрута понемногу развалился. Многие просели возле моста через Катунь, в районе Мульты. Но тем не менее в долине стояли потоки, в которых удалось набрать высоту и долететь до штатной посадки на ипподроме в Баштале. Подлетая к аэродрому раскрутили с Сергеем Донцовым поток и пошли на долёт. Как это обычно бывает, на посадке включили глобальные плюса. В итоге вчетвером прилетели на ипподром и следом приехал подбор.
Трэк - https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=96539


День седьмой 07.08.
С утра за стартом началось развитие облачности. Перед полётом условились слетать немного на запад. Стартовали примерно в 12-30 и поднабрав немного в стартовом потоке, полетели за Усть-коксу в сторону перевала громотуха. Облака над стартом тем временем темнели и набухали. Пройдя над соседней со стартом горкой оказавшись чуть ниже Исаева и Кравцова немного прилип на рельефе, пока они верхами и чуть в горах проскакали вперед. Отлетев на 10 км от старта выбрался на верх и вместе с Иваном пошли обратно. К этому моменту тень, от вывалившегося в долину облака, накрыла старт. От старта решил вылететь в долинку, но там ничего особо не нашёл и прижался обратно к горам. В слабых потоках от солнечных пятен набрал высоту и пошёл на переход, немного отстав от Ваньки. Перелетев ущелье р. Теректы с Сашей Поповым догнали Кравцова и втроём пошли к уже знакомому восточному краю долины. На крайнем хребте чуть отстал в потоке от ребят и полетел их догонять. Пришли к небольшому пупырю у моста через Катунь. Ваня топнул вперед, а мы с Поповым остались докручивать поток. Опять дул встречный запад, который сильно наклонял слабые потоки, поэтому решил крутить что-то посильнее с минимальным сносом. Пролетев около 5ти километров уже выстраивал посадочную глиссаду, но воткнулся на поток над мостом через р. Теректу и набрав 2900 пошёл дальше. В итоге не долетел 10 км до штатной посадки и приземлился у дороги подбора. Сашка Попов немного отстал, и его ещё в воздухе догнал подбор.
Трэк - https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=96545&
Это был крайний лётный день сборов. Вечером подвели итоги по OLC и всем участникам вручили памятные дипломы.


Больше фото - тут

В общем, сборы получились отличными!
Из минусов только дорога от деревни до лагеря, на «пузотерках» заехать только по сухой погоде и очень аккуратно. Ну и сама дорога от Чуйского тракта до Усть-Коксы, вопреки моим ожиданиям, оказалась гравийной=).
Редактировалось: Myxomop (21 Авг 2020), всего редактировалось 2 раз(а)

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Усть-Кокса 2020