Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
М. Чакроборди
АвторТемы
пилот выходного дня
16 Сен, 13:37
Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Прислали видео из Чегема.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
ОчУмелый
3-й разряд
16 Сен, 22:18
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Над пирамидой жесткие узкие потоки, из которых так же жестко вываливаешься, выпал - испугался, лишние телодвижения с перепугу.
theoretic
КМС
16 Сен, 20:11
Что-то мне это напоминает
Что-то мне это напоминает. Помнится, несколько месяцев назад кто-то уже публиковал очень похожее видео из Чегема. Сценарий знакомый -- пилот собственными руками загоняет крыло в срыв. Зачем это надо -- не очень понятно. Причины тоже неочевидны.
Jnets
16 Сен, 21:24
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Капец, зачем они постоянно их душат??? Фанаты Шарикова???
theoretic
КМС
16 Сен, 21:37
Тут не ругаться надо, а обсуждать
Тут не ругаться надо, а обсуждать. Моя статистика показывает, что перекомпенсация и вообще "добровольный" увод крыла в срывные режимы -- одна из наиболее встречаемых проблем с безопасностью по состоянию на 2020 год. Откуда это берётся? Вижу ситуацию так:

1. Неумение распознавать опасные режимы полёта. Пилоты сплошь и рядом путаются в элементарных вещах, не различают сложение и срыв. И это, естественно, влияет на их действия при попадании в опасные ситуации.

2. Следование старой школе пилотирования, которая гласит: сложило -- прокачиваем. Много раз писал и рассказывал, что в реалиях 2020 года это с большой вероятностью приведёт не к выходу из сложения, а к срыву. Но любители посрывать получают информацию из каких-то других источников.

3. Боязнь получить "мегаклевок" после сложения. Как следствие -- зажатие клевант на 146%, уход в срыв, боязнь получить "мегаклевок" на выходе, удержание срыва неопределённо долгое время, ... ~!*&^%&*^!!!!... запаска или встреча с рельефом. В этом сценарии неправильно всё: мегаклевки на современных крыльях встречаются крайне редко, для компенсации клевка (даже сильного) достаточно умеренных ходов клевант, а срывные режимы надо использовать тогда, когда есть уверенное ими владение. Чаще всего описанный сценарий встречается у тех, кто проходил SIV-курсы со срывными режимами. Часто -- по несколько раз.

Интересно было бы получить комментарий от пилота, снявшего видео. Обязуюсь спокойно, без эмоций разобрать этот комментарий и постараться дать полезные советы. Если обсуждение выродится во флуд -- тема будет закрыта.
ОчУмелый
3-й разряд
16 Сен, 22:13
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
Цитата:
Боязнь получить "мегаклевок"
да, клевок надо начинать ловить когда крыло прошло ВМТ и смотреть за консолями, если начинает подсрываться - отпускаем, даже если пытается нырнуть в горизонт ниче страшного, я за один клевок успевал два раза подтормозить и отпустить когда трос запутался и порвался на пассивке на дистанции метров 40-50, из за спины кааак клюнет, вот ужос так ужос


Редактировалось: ОчУмелый (16 Сен, 22:33), всего редактировалось 1 раз
mmm
пилот выходного дня
17 Сен, 17:49
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
клевок от обрыва троса и клевок из срыва это совсем разные клевки.
mmm
пилот выходного дня
17 Сен, 18:15
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
Цитата:
в реалиях 2020 года это с большой вероятностью приведёт не к выходу из сложения, а к срыву.

в прокачке действительно как правило нет необходимости, но будучи правильно выполненной она к срыву не приводит. конкретно в данном видео проблема не в прокачке.

прокачка - кратковременное зажатие клевант с последующим полным их отпусканием. время удержания в зажатом положении = 0.

в данном видео руки у блочков не появились ни разу. то что крыло вышло из срыва заслуга не пилота, а крыла. (или я не внимательно смотрел?)

Цитата:
мегаклевки на современных крыльях встречаются крайне редко

мегаклевок можно получить на любом современном крыле начиная с "А"шек.

да крылья стали менее клевучие в нормальном режиме полёта, но к срывам это не относится. и самые опасные как раз вот такие "подсрывы". тут есть еще оговорки, но к теме не относится.

Цитата:
достаточно умеренных ходов клевант

это если умеешь.
Test
18 Сен, 10:05
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
Цитата:
Цитата: мегаклевки на современных крыльях встречаются крайне редко

мегаклевок можно получить на любом современном крыле начиная с "А"шек.
Это совершенно верно. И причин тому много. И от крыла зависит мало.

Я получал клевок мощнейшей скорости и амплитуды практически на пустом месте. Думаю, что это был мощный и локпльный термический пузырь, сошедший с триггера, с которого я как бы соскользнул. Но ловить его пришлось быстро и с максимальным усилием, на которое я был способен. Мышцы рук болели пару дней. Но за 12 лет полетов в горах ни разу чего-то похожего не было даже близко. При этом, возможно, я где-то спровоцировал ситуацию, но причина такого клевка была полностью внешняя.

В этом и проблема мегаклевков, что они бывают редко, и к ним пилот оказывается не готов, потому что действия все одинаковые, но усилия, скорости и амплитуды крайне неожиданные. И распознание очень зависит от пилота, его подготовки и навыков.
Oleg66
пилот выходного дня
21 Сен, 18:40
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
Собственно, пилотом этим был я. Дело было 3 сентября текущего года. Несколько дней подряд до этого в Чегеме стояла жаркая сухая погода, от скал прилично термичило. По ощущениям на входе в поток в дежурке получил сложение левой консоли, крыло резко вошло в левую спираль. Пытаясь притормозить , перекомпенсировал правую консоль и попал в полный срыв. Сорванное крыло продолжало резкие клевки, из-за чего продолжал удерживать клеванты, пытаясь притормозить. Каскад и дальше в твист. К такой повороту событий был не готов, не было четкого осознания ситуации, отрабатывал как понимал, но все развивалось очень динамично. После твиста сообразил, что дальше может быть хуже и отпустил руки вверх. С косыми клевками крыло вышло.

Визуализация трека: https://ayvri.com/scene/095m0q3ejz/ckf57ntxj0001536fk4t4zdyj
Test
21 Сен, 19:37
Re: Тут не ругаться надо, а обсуждать
Цитата:
и попал в полный срыв. Сорванное крыло продолжало резкие клевки, из-за чего продолжал удерживать клеванты, пытаясь притормозить.
И совершенно зря. Крыло из срыва пытается лететь, а вы ему не давали. И воспринимали естественное движение параплана, как очередной клевок, с которого, собственно, и начинается нормальный полет после срыва.

И хотя это уже следствие, но имеет смысл изучить, как крыло себя ведет в срыве, и как правильно выходить в нормальный полет. Там не так много сложного: момент отпускания клевант и компенсация клевка. Это как штопор на самолете или авторотация на вертолете, может в них никогда и не попадете, но почему-то пилоты изучают эти режимы. Так и с полным срывом крыла - знать нужно.

Теоретик совершенно правильно считает, что не нужно попадать в такие режимы, и они все рукотворные. Но не дает ответа, что делать, если все уже случилось. И этот пример - яркая иллюстрация, что опыт отработки "deep stall" вполне мог пригодиться . И дело даже не в умении выходить, а в распознавании ситуации, как минимум, чтобы не сделать еще хуже. В общем, "знание - сила". (с) Хорошо, что далее в твисте все разрешилось само и удачно.
theoretic
КМС
22 Сен, 10:04
Разбираем
Цитата:
По ощущениям на входе в поток в дежурке получил сложение левой консоли

Совершенно не факт, что там было сложение. Ощущения в такой ситуации -- это не очень надёжный способ распознания опасных режимов. Зрение намного надёжнее. Надо было потратить секунду на то, чтобы посмотреть на крыло. Секунда в такой ситуации -- не очень маленькое время. Но потеря секунды на надёжное распознание режима позволило бы сэкономить в дальнейшем намного больше одной секунды.

Цитата:
Пытаясь притормозить , перекомпенсировал правую консоль и попал в полный срыв

Тут налицо проблемы с моторикой. Довольно серьёзные для лётного стажа 3 года (если судить по Вашему профилю здесь). Прежде чем надевать на себя майку горного пилота и смело лететь в "дежурку", надо иметь хорошо поставленную моторику, иначе будет получаться как на видео. Отрабатывать моторику можно прямо в Чегеме, не улетая от Зинков. Для начала надо поделать "дельфины", научиться раскачивать крыло по тангажу и останавливать раскачку клевантами. Потом -- несильные винговеры. И только после наработки надёжных моторных навыков можно соваться в горные потоки.

Цитата:
Сорванное крыло продолжало резкие клевки, из-за чего продолжал удерживать клеванты, пытаясь притормозить.

Любое крыло в таком глубоком срыве будет "колбаситься" над головой. "Притормаживать" в срыве бесполезно -- "расколбасы" только усилятся. Для быстрого и безопасного выхода из заднего свала надо дождаться момента, когда крыло ушло вперёд, и быстро, но плавно отпустить клеванты. Это намного сложнее, чем "дельфины" и небольшие винговеры. И потому лучше не доводить до ситуации, когда надо в темпе выйти из заднего свала, да ещё и над горным рельефом.

Цитата:
К такой повороту событий был не готов, не было четкого осознания ситуации, отрабатывал как понимал, но все развивалось очень динамично

Летая в серьёзных горах, пилот должен быть готов к большинству опасных ситуаций, которые могут при этом возникнуть. Как минимум -- должен знать, какие ситуации вообще бывают, и уметь распознавать их. Здесь этого не было.

Выводы. Если хотите остаться целым и летать в горах -- учитесь!

1. Изучите, какие бывают опасные режимы у параплана, чем они отличаются друг от друга, как из них правильно выходить. Для начала -- в теории.

2. Научитесь распознавать опасные режимы визуально. Хотя бы в теории, по ютьюбу. Отсмотрите побольше видео со сложениями и срывами. Сложения ищите по словам asymmetric collapse, срывы -- по словам full stall. К отечественным источникам в этом плане доверия немного, у нас очень многие пилоты путаются в режимах, в т.ч. и когда подписывают видео.

3. Приучите себя в опасных ситуациях прежде всего кидать взгляд на крыло. Это займёт секунду времени -- но эта секунда может сэкономить очень много секунд в дальнейшем.

4. Вырабатывайте автоматизм в контроле над крылом. Да, это рутина, но она совершенно не обязана быть скучной! "Дельфины", винговеры, спирали... Много что ещё можно придумать и делать в динамике. Цель -- добиться того, чтобы пилотирование, даже в болтанку, не требовало раздумий, чтобы всё происходило более-менее "на автомате".

Пока всего этого не будет -- Вы не можете безопасно летать в горах.
Успехов!
Oleg66
пилот выходного дня
22 Сен, 12:25
Re: Разбираем
Спасибо за советы! Все по делу.
JG52
пилот XC
17 Сен, 10:13
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Это была не Пирамида, а Дежурка, во всей красе. Погода в принципе для Чегема даже мягкая, что там у пилота случилось, я так и не понял, явно срыв, но как и почему он туда попал, х.з (нет времени пошагово смотреть) . Вывод один "нахера с малым опытом туда лезть", тем более выпускнику "вектора" , Дежурка бывает очень доброй, но бывает и очень злой, там постоянно кого-то "убивает", само место такое. Джой красавец, выходил сам, если бы пилот ему не мешал....


Редактировалось: JG52 (17 Сен, 10:24), всего редактировалось 2 раз(а)
yarich
пилот выходного дня
17 Сен, 10:24
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Там ребята вроде как сивить собрались в ноябре в Гагре(Федор Челышев, Виталя Циплухин)...оч рекомендую съездить и потренироваться. Можно тысячу раз читать и обсуждать на форумах, но без практики смысла в этом ноль. На видео полнейшее отсутсвие навыков пилотирования, возможно даже паника.. неопнятно о чем тут можно рассуждать...
yarich
пилот выходного дня
20 Сен, 21:34
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Не могу не написать
пирамида, где-то там же...сегодня стояли буквально ухо в ухо с какой-то бэшечкой-цэешечкой...пилот люто засыпался...я успел лишь только крикнуть: держись крепче в седле, ковбой

было действительно жестковато, но опять же, как и в случае с видео в теме, недостаток опыта пилотирования на лицо - очень опасная и серьезная дискотека. Пилот покинул поток окончательно и улетел подальше. Адреналина ему явно было предостаточно.

Дружище, отпишись если читаешь!(я был на бумеранге старом бирюзовом в оранжевой подвеске) Интересно, как ты это опишешь, я все видеть не мог, ибо меня тоже нахлобучивало

Поэтому! еще раз агитирую всех сгонять на сив к Витале или Феде )))
KolesnikovEM
26 Сен, 22:36
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Помнишь цвет крыла? Если это был желтый с коричневой передней кромкой ментор 3, то это был я))). Я помню что рядом со мной gin крутил, а вот модель и цвет подвески не помню.
KolesnikovEM
27 Сен, 11:12
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
Да, у меня в этот день тоже сложение было примерно в том же месте где ты указал. Крыло ментор 3 желтый с коричневым передом.
Непосредственно перед началом картина была следующей: высота около 2400, полёт не в спирали, прямолинейный. Выше меня пилот на GIN начинает обкручивать поток, ниже меня летел еще один пилот на менторе 5.
Увидев что джин начинает крутить спираль решил присоединиться к нему. Полетев в сторону пилота на джине почувствовал сильный рывок левой консоли и отсутствие нагрузки на правом свободном конце. По ощущениям это было как крыло затягивает в поток когда он рядом, только в этот раз рывок был намного сильнее. Пришло ощущение свободного падения, даже увидел свои ноги на уровне головы. Перевел взгляд на крыло, оно находилось вверху немного впереди меня, ненаполненное, развивалось фронтальное сложение. Удерживая руки с ручками клевант в верхнем положении дождался пока крыло наполнится. Крыло наполнилось секунды через 2 или 3 но резко и с громким хлопком. После раскрытия разгонный клевок был не сильный, но после раскрытия залипло левое ухо. После 2-3 прокачек левой клевантой ухо расправилось.
По субъективным ощущениям: резко и неожиданно дергнуло левую консоль, я так понял тут еще можно было избежать дальнейшего развития сложения. Длилось это все до того как крыло перешло в летное положение не более 5 секунд. Страшно было от мысли что подо мной пилот на менторе 5 и что я могу влететь ему в крыло. После всех этих событий улетел в сторону горы Зинки, потом пошел на посадку, ощущений хватило надолго))).
По словам пилота на менторе 5: услышал шум наверху, посмотрел, ассеметричное сложение правой консоли примерно 70%, потом громкий хлопок и на наполненом куполе улетаешь.
Как я понял ассиметрию я просмотрел когда ноги свои видел, а на купол глянул уже когда фронталка развивалась.
Опять же, все рассказал как сам чувствовал и наблюдал, средств видеофиксации нет, все чисто субъективно ну и плюс увиденное пилотом на пятом менторе. Да, я слышал что мне кто-то что-то кричал, но разобрать не смог


Редактировалось: KolesnikovEM (27 Сен, 11:32), всего редактировалось 2 раз(а)
yarich
пилот выходного дня
27 Сен, 22:12
Re: Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020
хе хе будем знакомы! сейчас можно поржать, но на самом деле ситуация очень серьезная! Мне показалось, что я видел полную разгрузку строп. Запаса высота не так много.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Перекомпенсация сложения параплана и ее последствие. Чегем. Сентябрь 2020



Перейти: