Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Евгений НСК
АвторТемы
(аноним)
18 Окт, 11:05
Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Здравствуйте

Занимаюсь авиамодельным спортом примерно с 97 года. Где то с 04 года начал делать резиномоторные свободнолетающие авиамодели. Так выглядит их подготовка и запуск
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Есть одна очень важная для меня задача: нужно научиться находить в поле восходящие потоки воздуха - чтоб высота взлёта и соотв. результат был выше. Получается как бы, что строить и регулировать самолёты я почти умею, а вот пускать вовремя(в восходник) - как то пока с трудом.

Сейчас я учусь летать по данным приборам http://digflow.ru (не реклама): один прибор используется как есть - термометр, к другому я приделал анемометр. Оба прибора рисуют графики погоды и ветра во времени. Пока по данным с этих приборов самолёт получается посадить в поток очень редко.

В связи с этим есть важный для меня вопрос: как примерно на этих приборах должен отображаться восходник? Как должны вести себя оба графика?

Сам я с Бердска (Новосибирская область). Моделистов, пускающих у нас подобные самолёты нет от слова совсем. То есть опыт перенять не от кого. Нужно как то самому разбираться, опираясь на подсказки.
Test
18 Окт, 11:28
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
Сам я с Бердска (Новосибирская область).
А что мешает встать с дивана и дойти до аэродрома Бердск Центральный, где базируется планерная школа и "запускают" большие "самолетики", летающие исключительно в термиках. Там же занимается и парапланерный клуб "Импульс".

Что касается приборов, то они лишь отражают какие-то изменения. Нужно читать литературу, как работают и образуются термики, чтобы понимать процессы.
1bar
18 Окт, 11:31
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
здравствуйте.

1. теория метеорологии. Например, в парапланерных пособиях.
2. Есть такой хороший человек: метеоролог Леонид Дубейковский. Скорее всего есть на ютьюбе.
3. Практика.

также было бы неплохо выехать к парапланеристам на полёты на горку, чтобы они показали признаки термиков. Но совсем не факт что научитесь ловить их моделями и за 1 день. Ну, и с восходящии потоками есть нисходящие.
Lesy
пилот XC
18 Окт, 12:30
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Добрый день.

Мы немного из разных "весовых" категорий.
Парапланеристу "интересен" восходящий поток с вертикальной скоростью от 1м/c.
Авиамоделисту примерно от 0,3м/с, а может и менее.
Соответственно и признаки причин возникновения таких потоков могут весьма отличаться. Например, в такую "погоду", как на Вашем видео, парапланерист может даже и с кровати не встанет.

С другой стороны, если у Вас получится воспользоваться советом бывалого парапланериста, то Вам потребуется поставить на модель GPS маячок и потом искать её в нескольких десятках километров.

Цитата:
нужно научиться находить в поле восходящие потоки воздуха - чтоб высота взлёта и соотв. результат был выше.

Обычно в поле, это возле куста или одинокого дерева, на вершине холмика, на границе оврага, над стоянкой машин и т.д.

Нужно учитывать направление ветра, засекать время порывов ветра и т.д.
Следить за направлением падения солнечных лучей на поверхность земли, какая часть рельефа лучше прогревается.
Характер поверхности... зеленая трава, сухая желтая, земля сухая или влажная, паханная или плотный грунт, асфальт...
Следить за движением теней от облаков. Граница тени от облака может стать "триггером" для схода потока...

Можно эту книжку почитать, но сделать поправки на специфику авиамодельную и меньшие необходимые атмосферные масштабы.

Цитата:
В связи с этим есть важный для меня вопрос: как примерно на этих приборах должен отображаться восходник? Как должны вести себя оба графика?
Это лучше к авиамоделистам в интернете обратиться, но полностью полагаться на прибор мне кажется не стоит.
Евгений НСК
АвторТемы
(аноним)
18 Окт, 16:40
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Не, ну это как то несолидно: люди летают, отдыхают, а тут я такой подхожу с тетрадкой и ручкой: а ну ка расскажите мне про термики?
Потому и решил тут на форуме поднять тему: у кого есть время, мысли и желание - поделится.

У самолётов есть посадочное устройство, которое спортсмен может выставить как захочет - как правило это 3 минуты. Так что десятки км. это вряд ли. GPS тоже сейчас на некоторых самолётах стоят. Дорогих денех правда стоит, но показывает точно.

Прежде чем писать на форум, я почитал немного литературы по термикам. Пишут между термиком и обычным воздухом должен быть турбулент. Я понимаю что "турбулент" это скажем так, воздух который движется по закону хаоса. Соответственно, когда турбулент проходит через чашечный анемометр, то показания на приёмнике его сигнала должны либо прерваться на какое то время, либо начать безобразно скакать вверх-вниз. Потом, учитывая что внутри термика воздух закручивается как в центрифуге, анемометр снова должен продолжить вращение.
Это верные рассуждения?

Пытался я несколько лет назад поднимать эту тему на авиамодельном форуме. В общем то люди много всего интересного ответили. Но у меня тогда не было приборов. Сейчас приборы есть, и было бы очень интересно понять как приборы отреагируют на возникновение термика.
Test
18 Окт, 17:30
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
Это верные рассуждения?
Нет.
Eskoff
18 Окт, 17:45
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
Прежде чем писать на форум, я почитал немного литературы по термикам. Пишут между термиком и обычным воздухом должен быть турбулент. Я понимаю что "турбулент" это скажем так, воздух который движется по закону хаоса. Соответственно, когда турбулент проходит через чашечный анемометр, то показания на приёмнике его сигнала должны либо прерваться на какое то время, либо начать безобразно скакать вверх-вниз. Потом, учитывая что внутри термика воздух закручивается как в центрифуге, анемометр снова должен продолжить вращение.
Это верные рассуждения?
Термик - это трехмерная структура. А поверхность земли не позволяет воздуху двигаться вертикально. Поэтому у поверхности земли в зоне действия анемометра мы наблюдаем только опосредованные влияния, а именно - изменение направления, стихания и усиления.
Lesy
пилот XC
18 Окт, 19:16
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
У самолётов есть посадочное устройство, которое спортсмен может выставить как захочет - как правило это 3 минуты. Так что десятки км. это вряд ли.

Когда я занималась свободными моделями в 80-е, "посадочное устройство" представляло собой обрезок тлеющей бельевой верёвки, пружинный таймер в лучшем случае на моторных "таймерках", и на соревнованиях систематически кто-то терял свою модель (иногда находили, просили в ДОСААФ с воздуха посмотреть).
Вертикальная скорость восходящего потока легко может превышать скорость падения модели с активированным "посадочным устройством".

Цитата:
Пишут между термиком и обычным воздухом должен быть турбулент. Я понимаю что "турбулент" это скажем так, воздух который движется по закону хаоса. Соответственно, когда турбулент проходит через чашечный анемометр, то показания на приёмнике его сигнала должны либо прерваться на какое то время, либо начать безобразно скакать вверх-вниз. Потом, учитывая что внутри термика воздух закручивается как в центрифуге, анемометр снова должен продолжить вращение.

Если у земли будут наблюдаться такие явления, это будет скорее всего очень сильный поток. Как правило, перед проходом потока наблюдается небольшое стихание ветра, или изменение его направления, но это только один из множества признаков, не дающий точного определения места схода.

Цитата:
Сейчас приборы есть, и было бы очень интересно понять как приборы отреагируют на возникновение термика.

Тот прибор, на который Вы ссылаетесь, теоретически можно использовать. Но не факт, что он всегда будет 100% сход потока предсказывать.
Датчик температуры выносите против ветра метров на 200. Поднимаете его на штанге, чем выше - тем лучше. Подъем температуры воздуха (по графику) скорее всего будет свидетельствовать о сходе потока (в теории).
Евгений НСК
АвторТемы
(аноним)
18 Окт, 19:49
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Ну в общем то да. По этому прибору даже самые опытные моделисты иногда не попадали в поток. Не один прибор не даст 100пр. гарантии. И то что с активированным посадочным устройством самолеты уходили навечно тоже было, но это уже исключение.
Я свазался с приборами только изза того что сам по ощущениям восходники не чую вообще. Ну вот не получается. К приборам доверия больше. Те моделисты, которые освоили приборы по ссылке делится наработками не будут.
А чем пользуются парапланеристы для обнаружения потоков? Может что то из этого можно использовпть и в нашем спорте?
Lesy
пилот XC
18 Окт, 20:35
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
А чем пользуются парапланеристы для обнаружения потоков? Может что то из этого можно использовпть и в нашем спорте?

Условно, определение места потока, можно разделить на два этапа.

1) Предварительный этап (до полёта).

2) В процессе полёта.

На первом этапе изучается место старта. Можно посмотреть карту местности (например в программе Google Earth) приметить характерные "тригеры" для разных условий освещенности солнцем и направлений ветра. Посмотреть треки пилотов, которые уже летали в этом месте, и посмотреть в каких местах набирали высоту (это можно у нас на форуме в базе полётов посмотреть). Можно посмотреть термальные карты тут: https://thermal.kk7.ch/
Непосредственно на месте полётов, перед стартом, можно посмотреть на местность и оценить перспективные "триггеры", понаблюдать за птицами и другими летающими пилотами. Засечь в среднем периоды между порывами ветра, чтобы подгадать время старта к сходу очередного потока, наблюдать за характерными признаками схода потока, шевеление травы, листвы, ряби на воде (если водоём рядом). Наблюдать за облаками, как правило кучевое облако это вершина потока. Наметить траекторию полёта через предполагаемые места схода потоков.

В процессе полёта (2 этап) ищем потоки по характерным "триггерам" на земле, по птицам и другим пилотам (которые уже в потоке),по облакам, по летающим в потоке лёгким предметам (пух, бабочки, пакеты, дым, запахи и т.д.). Рядом с потоком можно ориентироваться по характерной турбуленции (она чувствуется по "вибрации" строп) и сигналам вариометра. Теоретически можно на модель вариометр поставить, но модель должна быть радиоуправляемой с обратной связью.
A.Krapivin
18 Окт, 21:17
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
Когда я занималась свободными моделями в 80-е, "посадочное устройство" представляло собой обрезок тлеющей бельевой верёвки, пружинный таймер в лучшем случае на моторных "таймерках" ...

Ну это только на детских соревнованиях.
Уже в середине 80-х все топовые "резинщики" использовали так называемый "динамический старт", показанный в видеоролике у автора темы.

КМС по авиамодельному спорту 1978г. F-1-B
Lesy
пилот XC
18 Окт, 21:44
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
КМС по авиамодельному спорту 1978г. F-1-B


Каюсь, я была тогда молода и распыляла свои интересы еще на кордовые и комнатные.
Eskoff
19 Окт, 6:39
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?


Редактировалось: Eskoff (28 Окт, 4:37), всего редактировалось 1 раз
Lesy
пилот XC
19 Окт, 8:48
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
действительно может весить 0,5 г, как написано в вышеприведенной ссылке?
Хоть модель и небольшая (250мм), ка-то уж оптимистично, реально 2 грамма.

Цитата:
И если что то расскажете из своего опыта по комнатным (больше всего интересует опыт работы с соломкой) - очень интересно.

Использовали соломку, в основном, в "напряженных" местах. Место соединения крыла и фюзеляжа, соединение лопасти и ступицы, соединение хвостовой балки. В конструкции старались использовать меньше соломки, она тяжелая.

Основной материал - бальса, бальсовый шпон. Из нее нарезаются "рейки" для каркаса крыла, стабилизатора, лопастей и т.д. Из бальсового шпона, истончённого шлифованием, скручивается трубочка фюзеляжа.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Цитата:
Если что - то мой интерес в попытках сделать модель дирижабля, но по жесткой схеме.

Теоретически возможно, только сложно его покрыть микроплёнкой будет.
Можно конечно не гнаться за малым весом, сделать всё из "соломы" и обтянуть тонким "лавсаном".
Eskoff
19 Окт, 9:03
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?


Редактировалось: Eskoff (28 Окт, 4:37), всего редактировалось 1 раз
Lesy
пилот XC
19 Окт, 9:40
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Интересная табличка. Но будут же места с нагрузкой "на излом", возможно их усилить придётся.
deltiktik
18 Окт, 21:14
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Тоже занимался резинками в юношестве. В конце 70-х. Смотрю, мало что поменялось. Для соревнований делал резинку с укороченным резиномотором. Примерно раза в полтора-два по сравнению со средними величинами. Соответственно, резиновый жгут толще и мощнее крутит, но короче время работы. Так вот, модель шла почти вертикально вверх до конца действия резины как ракета. Дальше складывание винта и планирование. Сделать максимум (3 мин.) не было проблемы. Проблемы были как раз когда модель попадала в термик и её уносило в горы, не смотря на сработавший таймер в виде фитиля (кусок шнурка от ботинок строго отмеренный на стабилизаторе). А я бегом изо всех последних сил бегал за ней и иногда не успевал вернуться к следующему туру и получал баранку за него. Но погода была бодрая. Предгорья Кавказа со стороны Каспия. Такие дела.
TPEHAK
19 Окт, 22:53
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
В этом и заключается часть соревнования, модель должна быть спроектирована, построена и настроена так, чтобы быть достаточно парючей и в то же время выдерживать как можно большую скорость парашютирования. Это технический вид спорта, тут 90% успеха зависит от модели и её качеств. В вашем случае вам приходилось бегать потому, что скорость парашютирования была маленькой. На современных свободно летающих моделях с композитный крылом и оперением скорость парашютирования после срабатывания таймера может быть выставлена очень высокая и при этом модель выдерживает встречу с землёй на этой скорости, таким образом меньше шансов, что её усосёт потоком после срабатывания таймера.
Евгений НСК
АвторТемы
(аноним)
19 Окт, 5:25
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
В процессе полёта (2 этап) ищем потоки по характерным "триггерам" на земле, по птицам и другим пилотам (которые уже в потоке),по облакам, по летающим в потоке лёгким предметам (пух, бабочки, пакеты, дым, запахи и т.д.). Рядом с потоком можно ориентироваться по характерной турбуленции (она чувствуется по "вибрации" строп) и сигналам вариометра. Теоретически можно на модель вариометр поставить, но модель должна быть радиоуправляемой с обратной связью.

Немного подзабыл чёткую трактовку требований к свободкам, но вроде бы на них не должно быть никаких устройств обратной связи. Может сбацать радио-вариометр, и поставить его спереди на мачте? Всё равно поток за какое то время, в зависимости от силы ветра, принесёт ко мне на старт.

Очень рад что на форуме, есть столько авиамоделистов . Я кстати, до F1B тоже делал комнатки. С кордовыми у меня как то не задалось изначально, хотя почти все кто был в кружке делали именно кордовые.

Резиномоторы в самом начале нулевых укоротили с 40 до 30гр, раньше вроде как "пирель" считалась самой лютой резиной, но сейчас все летают на американской FAI , сечением 3,5*1мм или 1,5*1мм, обрабатывают её силиконом (раньше были глицерины, касторки). С траекторией взлёта резиномоторки тоже всё очень интересно: можно конечно ей сделать супер-короткий мотор и радоваться ракетному взлёту. Вопрос в том не пролетит ли такая ракета мимо потока? Можно наоборот сделать долгую раскрутку, и пусть себе забирается спиралями. Спирали как бы больше подходят для посадки самолёт в термик, но почему то сейчас большая часть резинщиков именно за "ракетный взлёт". Он конечно более эффектный, но не совсем понятно чем именно он лучше.

Было такое, что приходилось бегать за самолётами, но сейчас, по моим наблюдениям, бегают единицы. Я кстати в 13 году, добегался за самолётом так что ногу сломал. Ещё со старта за моделью следят в бинокль с компасом, когда самолёт сядет за ней идут (очень часто даже едут на машине или квадрике) с рацией и GPS трекером. На самолёте установлен трансмиттер, бьющий примерно в радиусе 500м(у кого как). Сейчас на самолёты стали ставить GPS, цена комплекта зарядка+передатчик+приёмник около 50тр (точно не помню, короче дорого :o )


Редактировалось: Евгений НСК (19 Окт, 5:37), всего редактировалось 1 раз
Lesy
пилот XC
19 Окт, 9:35
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Цитата:
Может сбацать радио-вариометр, и поставить его спереди на мачте? Всё равно поток за какое то время, в зависимости от силы ветра, принесёт ко мне на старт.
Не, вариометр так не работает. Вариометр измеряет вертикальную скорость по изменению давления окружающего воздуха, он должен лететь с моделью. Просто на штанге он мало что покажет, лучше уж тогда лёгкую длинную ленточку на штангу прикрепить, типа магнитофонной ленты из компакт-кассеты.

Цитата:
Резиномоторы в самом начале нулевых укоротили с 40 до 30гр, раньше вроде как "пирель" считалась самой лютой резиной, но сейчас все летают на американской FAI , сечением 3,5*1мм или 1,5*1мм, обрабатывают её силиконом (раньше были глицерины, касторки).
Да, мы на пирели "летали".

Цитата:
С траекторией взлёта резиномоторки тоже всё очень интересно: можно конечно ей сделать супер-короткий мотор и радоваться ракетному взлёту. Вопрос в том не пролетит ли такая ракета мимо потока? Можно наоборот сделать долгую раскрутку, и пусть себе забирается спиралями. Спирали как бы больше подходят для посадки самолёт в термик, но почему то сейчас большая часть резинщиков именно за "ракетный взлёт". Он конечно более эффектный, но не совсем понятно чем именно он лучше.

Тут вот какая диалектика, если уверен, что поток тут, лучше "ракетный" старт, пока поток не ушел. Если не уверен, лучше кругами полетать, нет нет, да и наткнёшься на него.
Stasmor
19 Окт, 15:06
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Помню видел на видео Радио-Варик на модельке, отдающий показания по радиоканалу...

В детстве тоже летал на F1B... эээх, вот время то было! Резина, касторка, беготня по полям!
А кордовых сколько, Скоростные, Бойцовки, Пилотажки...
TPEHAK
19 Окт, 19:34
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Опытным путём искать, запускать модель в разных точках поля, где она дольше сидит в воздухе, там и есть поток. Прибор в вашем случае не особо полезен, так как модель не радиоуправляемая. В идеале надо запустить радиоуправляемый мотопланер с вариометром с обратной связью, чтобы вы могли его слышать в реальном времени, и прощупать всё поле, чтобы найти поток.

Можно смотреть на приметы, может где-то пыль от поля поднимается в высоту, там поток. Может поле всё зелёное, а на нём есть несколько чёрный проплешин с голой землёй, там в солнечный день будут формироваться потоки над проплешинами.
Proxy(MyMySer)
МС
19 Окт, 23:59
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Лучший прибор - дымовая шашка
Дым будет подтягиваться к термику и изгибом покажет место схода.
Олег Вас.
22 Окт, 7:28
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
Искать термик в поле стоя на земле - трудная задача. Как правило термическая активность выражается в отрыве пузырей более теплого воздуха от поверхности. При этом показания вариометра или точного барометра будут гулять немного туда-сюда.
TPEHAK
16 Ноя, 10:53
Re: Как найти восходящий поток воздуха/термик ?
А зачем термометр и анемометр, когда для нахождения потока нужен только вариометр?

смотреть прямо тут или смотреть с сайта

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Как найти восходящий поток воздуха/термик ?



Перейти: