Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Асимметричный срыв крыла
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
15 Дек 2020
Асимметричный срыв крыла
Ну..., для оживления форума, ещё одно полезное видео.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Случай уже обсуждался у нас на форуме:
https://tfteam.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=3587

Кому лень ходить по ссылке процитирую общее описание ситуации.

Крыло Axis Vega2. Вилка 100-130кг. Вес пилота около 80. Полётный вес около 95кг. Лёгкий недогруз.
Ветер ветер 4мс, восточный косяк 20 градусов.
После подъёма крыла я выталкиваю пилота в динамик. В динамик он входит на высоте моего роста. Не доходя до кромки я плавно отпускаю пилота, чтобы у него была возможность довернуть на склон, если не будет держать. Пилот решает лететь. Уходит от склона и начинает поворачивать на запад, по ветру. И в этот момент начинается срыв правой консоли. Срыв развивался без попыток его остановить, т.е. клеванта отпущена не была. Очень повезло, что высота была небольшая и всё обошлось без последствий.
Жаль, но на имеющемся видео не видно левую сторону крыла. Если было бы видно, то всё было бы понятно.
Моя версия.
Ветер слабый. Держит плохо. Чтобы удержать высоту зажимаются клеванты. После решения уйти от склона клеванты не отпускаются. Скорость в этом положении низкая, крыло не имеет внутреннего давления и мягкое. И в этой конфигурации добавляется зажатие правой клеванты, после которого начинается ассиметричный срыв правой консоли. Недогруз усиливает эффект действия клевант. Скорость ниже, соответственно ниже и давление внутри крыла.
Как надо было поступить.
Особенность полёта в динамике - поджимая клеванты загребаешь чуть больше дурной силы динамика и тебя поднимает чуть выше. Но всё это работает в разумных пределах. Чудес не бывает и толку от сильного зажатия клевант нет. При уходе от склона не нужно было сильно зажимать клеванты. И тогда всё было бы ровно.
Ну ладно, зажал, начинаешь разворачиваться добавляя правую клеванту. Тут нужно чувствовать поведение крыла. Даже если нет границы усилия на клеванте, то срыв крыла всё равно ощущается. В этот момент мгновенно отпускаешь крыло и оно перестаёт срываться, начинает наполняться. В самых критических случаях можно уходить в парашютирование. Это тонкая работа клевантами, когда до земли слишком близко, чтобы отпустить крыло, иначе войдёшь в землю в клевке, но и срывать его тоже нельзя, разложишься на спину. В остальных случаях - отпустил крыло и крыло тут же наполнилось. Отработал клевок и лети дальше.
Редактировалось: OVG (16 Дек 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
Racer_pk
16 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Молья на ц-ряде перекручена, а клеванта проведена через д-ряд? Так и не разобрал на видео, д-ряд опускается за счёт провисания строп или за счёт того, что его тянут запутанной клевантой?
Может сорвал завязанной за д-ряд клевантой?
theoretic
16 Дек 2020
Уверенности нет, но...
Уверенности нет, но...

1. Есть какие-то проблемы с правой группой свободных концов. Похоже, что-то куда-то проделось.

2. Крыло, судя по всему, в плохом техническом состоянии. Две стропы имеют оголённые сердечники. С учётом того, что аппарату больше 10 лет, наверняка есть очень серьёзные вопросы к его воздухопроницаемости. Если кто не в курсе -- чем она выше, тем легче параплан входит в срывные режимы.

3. Правая клеванта зажата достаточно сильно.

Выводы. Не надо летать с недогрузом на старом (предположительно убитом) крыле. А если и летать -- то хорошо проверять стропы перед стартом и пользоваться клевантами по минимуму.
smash
16 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Цитата:
Ну ладно, зажал, начинаешь разворачиваться добавляя правую клеванту. Тут нужно чувствовать ...
Написанное полностью неверно и демонстрирует вопиющее незнание и/или непонимание теории, причём базовых и очень важных сведений.
Не надо там ничего "чуйствовать" (ненавижу это слово... как часто им пытаются заменить незнание аэродинамики :x ).
Параплан и так адски(!) медленный планирующий ЛА. Медленнее только воздушные шары (шутка).
Один из постулатов теории полета гласит: на вираже потребная скорость больше, чем в прямом полете (почему, можно самостоятельно почитать в учебниках).
У параплана, кроме того, есть ещё и своя специфика, это клевантное управление, и далекое отстояние груза от крыла по вертикали, при малой массе крыла и маятниковом поведении системы.
Если параплан вводят в вираж без веса и преимущественно клевантой, то его скорость в начальной фазе падает!
Поэтому:

прежде чем начинать вираж (поворот), особенно если он выполняется зажатием клеванты, - нужно обязательно перед этим обеспечить и иметь запас скорости!

Цитата:
Даже если нет границы усилия на клеванте, то срыв крыла всё равно ощущается. В этот момент мгновенно отпускаешь крыло и оно перестаёт срываться, начинает наполняться. В самых критических случаях...
и т.д.
Это всё разговоры в пользу бедных.
А как нужно, см. выше.
В бяки нужно не попадать, и вообще держаться от них как можно дальше. И клеванты использовать не по принципу "раз есть какие-то веревочки с ручками, значит нужно за них тянуть", а по принципу "только когда это нужно, и не более чем нужно"
Biryuk
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Цитата:
Ну ладно, зажал, начинаешь разворачиваться добавляя правую клеванту.
Цитата:
прежде чем начинать вираж (поворот), особенно если он выполняется зажатием клеванты, - нужно обязательно перед этим обеспечить и иметь запас скорости!
- почему-то никто не сказал, что при повороте из режима на малой скорости нужно не "Добавлять" внутреннюю, а Отпускать внешнюю клеванту...
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Логично.
Biryuk
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
а в прошлом веке этому учили.
A.Krapivin
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Цитата:
а в прошлом веке этому учили.
В прошлом веке в параглайдинг приходили совсем другие люди. Многие из них, "отягощённые" специальными знаниями...
Сейчас, куда ни плюнь, или хипстер или того хуже...
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
Цитата:
а в прошлом веке этому учили.
Сейчас часто обучение проходит коллективным разумом. И не всегда это плохо. Когда желающий научиться проявляет инициативу. Часто плохо то, что наземки ещё нормальной нет, но человек начитает летать. Потом это неумение за ним тянется ещё года два. Особенно мучительно это на стартах, для окружающих.
Почему так? А у нас по большому счёту никто не учит. В Тольятти этим занимается Алексей, когда найдётся желающий. А в Самаре вообще нет никого.
JG52
Гость
17 Дек 2020
Re: Ассиметричный срыв крыла
По этому надо копить деньги и ехать туда где изначально учат грамотно, чтобы была БАЗА знаний.
Я знаю многих чемпионов которые летают по 15-20 лет, да еще при этом и не ломаных. Их объединяет только одно, они изначально учились летать у хороших учителей или в хороших школах. Все остальное - "мудовые рыдания". Никакого "коллективного разума". Наземка и полеты - проводятся паралельно, это норма жизни. Самарские пилоты (кого знаю) все летают вполне грамотно, может стоит с ними дружить и получать бесплатные советы и прочее :
Test
17 Дек 2020
Обучение как система...
Цитата:
Сейчас часто обучение проходит коллективным разумом.
Нет никакого "коллективного разума". Если собрать миллион идиотов, то они не примут даже простейшего решения. Тысяча первоклассников не решат квадратного уравнения. Обучение - это система знаний, от простого к сложному, постепенно и поступательно, последовательно и с закреплением навыков. Иного обучения не бывает. Миллион леммингов могут только коллективно утопиться.
Цитата:
Почему так? А у нас по большому счёту никто не учит.
Дело не в этом вообще. Много есть мест, где некому учить, или учат не правильно. Но пилоты едут за обучением к профессиональным инструкторам в хорошие летные места, где получают и теорию, и практику.

Вы почему-то считаете, что должен придти кто-то и всех научить. А вместе с тем, получение знаний и навыков - это обязанность пилота. Нет у вас инструкторов - приглашайте коллективно, или выезжайте сами. Но коллективного разума, как видите, даже на это не хватает, а вы ему приписываете высокоинтеллектуальные качества...

Добавлю, что учить еще нужно и уметь. Недостаточно хорошо летать...
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
18 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
Вы почему-то считаете, что должен придти кто-то и всех научить.
Я так не считаю.
Я описываю факты парапланерной жизни Самарской области не вдаваясь в подробности.
Ну и я согласен с тем, что вы пишите. Только это идеальная картина и складывается она не всегда, особенно сейчас, экономика на парапланеризм давит, скажем так, что в наших краях давит.
Strannik4159
пилот выходного дня
18 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Извините, но не смог пройти мимо вот этой Вашей фразы:
Цитата:
Только это идеальная картина и складывается она не всегда, особенно сейчас, экономика на парапланеризм давит, скажем так, что в наших краях давит.

А экономика, "ковидная ситуация" на сферу медицинских услуг в ваших краях не давит? А если случится что... (тьфу, тьфу, тьфу...) уже подумали чем будете себя утешать, какой такой "священной" сверх задачей оправдан повышенный риск?

Если не может человек в этом году позволить себе поехать учиться, что мешает отложить поездку на следующий год или через год?
Если много желающих: то может быть имеет смысл постараться сброситься и пригласить того, кто сможет правильно поставить правильную технику ?(конечно при наличии подходящего для обучения рельефа...)

ИМХО: "Зрелость взрослого пилота", может быть не в том, что бы поддерживать у окружающей молодёжи: "я хочу здесь и сейчас в любой ситуации", а в том, что бы помочь понять, что необходимо соблюдать разумный баланс между тем, что "я хочу" и тем что "я могу себе позволить на данный период времени".... ???
Редактировалось: Strannik4159 (18 Дек 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
Test
18 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
А экономика, "ковидная ситуация" на сферу медицинских услуг в ваших краях не давит?
Это не так существенно. И чем дальше от Москвы, тем все как-то проще.
Цитата:
Если не может человек в этом году позволить себе поехать учиться, что мешает отложить поездку на следующий год или через год?
Мешает делание летать. И отсутствие денег для реализации желаний. Все.
Цитата:
необходимо соблюдать разумный баланс между тем, что "я хочу" и тем что "я могу себе позволить на данный период времени".... ???
Ждать же не хочется... Хочется летать...
Strannik4159
пилот выходного дня
19 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
А экономика, "ковидная ситуация" на сферу медицинских услуг в ваших краях не давит?

Цитата:
Это не так существенно. И чем дальше от Москвы, тем все как-то проще.
Т.е. чем дальше от Москвы, тем проще получить полноценную медицинскую помощь, в случае травматизации? И она со стороны пострадавшего не потребует никаких ощутимых финансовых затрат сравнимых или превосходящих затраты на полноценное обучение?
Интересненько...
Редактировалось: Strannik4159 (19 Дек 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
Test
19 Дек 2020
Re: Обучение как система...
А что изменилось? Травмпункты перестали работать? Гипс кончился? В чем проблема в части "травматизации"? И как все ээто в Астане происходит?
Strannik4159
пилот выходного дня
19 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Про гипс не знаю. Но "железо" шибко дорогое. Лечение никогда дешёвым небыло. Судя по сообщениям, в частности здесь на форуме, из-за всеобщего акцентирования на ковиде, внимание на "остальную" медицину и заболевания снижено так сказать "до лучших времён"...

Вот исходя из этих соображений, у меня и был вопрос к "OVG" о том, что если экономическая ситуация сложная и не хватает средств на полноценное обучение, то хватит ли потом средств на полноценное лечение? Ведь неправильно поставленные навыки увеличивают факторы риска и так присущие парапланеризму....

А изначально заинтересовала меня фраза ""OVG" потому что она сильно перкликается с соседней темой: "Ответственное отношение к рискам"...
Test
19 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
Судя по сообщениям, в частности здесь на форуме, из-за всеобщего акцентирования на ковиде...
В сложные времена психические расстройства всегда проявляются сильно. Поэтому не нужно это принимать во внимание. А уж делать выводы по форуму о течении пандемии, лечении и прочих медицинских аспектах - не продуктивно.
Цитата:
у меня и был вопрос к "OVG" о том, что если экономическая ситуация сложная и не хватает средств на полноценное обучение, то хватит ли потом средств на полноценное лечение? Ведь неправильно поставленные навыки увеличивают факторы риска и так присущие парапланеризму
А вот это очень правильный вопрос. Ссылки на то, что нет денег учиться, и поэтому кто-то занимается самообучением, например, увеличивают риск потратить гораздо больше на лечение. Но вам всегда скажут, что человек хочет летать, и будут этим объяснять занятия в отсутствии средств и обучения. И тот же OVG сейчас пытается сделать именно это. Решать следствие, а не причину.
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
19 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
поэтому кто-то занимается самообучением
Я в парапланеризме с 2006 года. Всякое повидал. Те кто занимается самообучением, те неправы категорически, риск поломаться очень велик.
А вот обучение с инструктором на платной основе не абсолютная истина. Половина тольяттинских парапланеристов обучалась в дружеской среде. На мой взгляд, такое обучение имеет лучшее качество, потому, что оно никогда не заканчивается, потому, что дружеское.
Ну и советы типа пусть накопит денег и поедет за тридевять земель искать правильное счастье на платной основе у чужого дяди смотрятся нелогично. По крайней мере здесь, в Тольятти. Кругом полно дружелюбных людей которые летают по 10 и более лет и готовы научить летать по дружбе.
Сейчас в парапланеризме проблема найти человека, который захотел бы летать.
... (есть еще ответы) ...
... (есть еще ответы) ...
... (есть еще ответы) ...
... (есть еще ответы) ...
... (есть еще ответы) ...
Test
18 Дек 2020
Re: Обучение как система...
Цитата:
экономика на парапланеризм давит, скажем так, что в наших краях давит.
Да она всегда давила. Парапланеризм не дешевый вид спорта (хотя какой технический дешевый?). Оборудование, которое меняют раз в 5 лет в среднем стоит порядка 200 тысяч рублей. Выезд в хорошее летное место 100 тысяч. Работа инструктора и обучение порядка 50 тысяч рублей, не считая выезда. И т.п. Но это плата за навыки, за обучение, за рост, за прогресс. Все прочее - это фитнес на домашней горке. Не собираюсь обижать тех, кто не может позволить себе большие расходы. Но по факту это так. И чем сложнее техника, тем дороже. Самолет на порядок дороже, как и обучение. Вертолет в два раза дороже самолета по всем параметрам. А хочется все успеть и попробовать. Нужно работать, чтобы иметь возможность, но работа не дает времени. Парадоксы. Как уж есть. Реальность она всегда компромисс.
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
16 Дек 2020
Re: АсиММетричный!!!
Главное в нашем деле подтягивать к процессу образованную молодёжь!
Ну и косяки бывают не только в воздухе!
mortazar
пилот XC
20 Дек 2020
Re: Асимметричный срыв крыла
Вопрос автору темы.
Почему в названии "асимметричный срыв", когда есть распространенный термин "негативка"?
OVG
АвторТемы
пилот выходного дня
20 Дек 2020
Re: Асимметричный срыв крыла
Цитата:
Вопрос автору темы.
Почему в названии "асимметричный срыв", когда есть распространенный термин "негативка"?
Наверно потому, что негативка это сокращение от негативное вращение. Поскольку в показанном процессе нет вращения, Не успел процесс развиться, то это просто срыв половины крыла.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Асимметричный срыв крыла