Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
deltiktik
АвторТемы
09 Июн 2021
Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Недавно бросил запаску из авторотации с галстуком и твистом. Погода с низкой базой, от скуки изучал поведение крыла при сложениях на акселе. По крылу отдельная тема, - потом изложу.
Сначала вкратце сама предпосылка:
Сложил левую консоль на 2/3 акселя. Не успел отловить косой клевок ниже горизонта. Соответственно, сложение улетевшей вниз консоли (правой), галстук, твист 360 гр., авторотация вправо по типу САТ (галстук сверху). Пару витков подёргался как мог интуитивно, твист не раскручивается, но и не закручивается, перегрузка подрастает, вынул запаску из фронт контейнера правой рукой, вспомнил, что год назад на форуме договорились, что бросать надо в сторону задней кромки крыла, а запаска в правой руке и справа передняя кромка. Пришлось бросать за спину (хотя бы в противоположную сторону от крыла). Бросок получился вялый. Проходит две секунды, а запаску я не вижу. Нащупываю фал за спиной, начинаю его растрясать. Запаска выходит, но улетает аккурат в стропы. Через пару оборотов начинает вылезать. Вылезла, открылась, но крыло продолжает летать вокруг запаски, оттягивать её на скольжение. Чувствую, что скорость снижения не добрая совсем. Ловлю левой рукой какие-то две стропы ниже твиста, тяну их, тянуться, но с трудом через узел твиста. Пытаюсь перехватить правой рукой, а она заблокирована. Оказывается пока я растрясал запаску, фал намотался на руку и она прижата к бедру, а фал проходит за спиной. Ну делать нечего, тяну левой эти две стропы на сколько хватает длины руки, при этом совершая движения телом по типу "подпрыгивающий на заднице червяк". Во время подпрыгивания жгут твиста чуть ослабляются и удаётся продёрнуть эти две стропы дальше. За 50 - 100м до земли крыло притормозилось и запаска почти перестала скользить. Только тогда вынул ноги из кокона. Сел на ноги сравнительно мягко.

Поговорил с пилотами, поизучал тему. Пишу что нарыл по теме твиста.

1. раздвигать свободные концы - способ не работает, момент на раскручивание крайне мал.

2. выпасть из подвески и вращать ногами в нужную сторону - сложновато, но надо потренировать, - может пригодится.
Twist и лекарство от него.

3. метод, который используют парашютисты: сдвинуть свободные концы, прокрутить их по вращению твиста, - узел переедет со строп на свободные концы. Дальше взяться за свободные концы выше узла и раскрутить себя. - это сейчас считаю самым действенным способом, но надо потренировать в подвеске на верёвках.
Как быстро справиться с закруткой строп
В статье хорошие видео, где парашютисты легко и просто справляются с твистами в несколько оборотов.

Выжимка на случай, если ссылка перестанет работать:
Сведите вместе свободные концы и проконтролируйте высоту!


Если вы это сделаете, закрутка будет либо в стропах, либо в свободных концах:
Если закрутка в стропах: поворачивайте свободные концы обеими руками, в том же направлении, что и закрутка, пока она не переместится в свободные концы.




Закрутка в свободных концах: когда закрутка находится на свободных концах, вы можете раскрутиться взявшись выше закрутки за свободные концы и повернуть тело в противоположном направлении с помощью вращения.



ВАЖНО! : постоянно контролировать высоту и скорость снижения.
И избежать блокировки рук в узле твиста. В случае непредвиденных эволюций крыла руки пригодятся для броска запаски.

Когда закрутка переехала на свободные концы, уже можно управлять крылом, взявшись непосредственно за стропы управления выше блочков. Это на случай, если понадобилось срочно отвернуть от препятствия. Кроме того, если есть перекос свободных концов, то можно потянуть к себе вниз верхний и выровнять перекос.

И ещё момент: это всё для случая твиста не из срыва! Из срыва или парашютирования - это отдельная тема, лучше спрашивать у акробатов:
Твист. Сразу бросать запаску или бороться?
Редактировалось: deltiktik (11 Июн 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
Aniskoff
пилот выходного дня
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Хорошо когда хорошо кончается (: и есть кому рассказать. А запаски нужно две для таких случаев. Спасибо что поделился
Редактировалось: Aniskoff (10 Июн 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
jjjenia
пилот выходного дня
10 Июн 2021
Re: ...
Цитата:
метод, который используют парашютисты: сдвинуть свободные концы, прокрутить их по вращению твиста, - узел переедет со строп на свободные концы. Дальше взяться за свободные концы выше узла и раскрутить себя. - это сейчас считаю самым действенным способом, но надо потренировать в подвеске на верёвках.

Метод хорош, достаточно просто сдавливать свободники в районе карабинов навстречу друг другу, но на верёвках тренировать смысла мало, там твист сам раскручивается, пробовали уже. В воздухе ситуация другая, там созданное вращение в одну сторону и набегающий поток встречного воздуха в режиме полёта не дают раскрутится. На том же "дубе" твисты часто сами раскручиваются из-за более высокого подцепа СК и вертикального снижения.

Если высоты мало, запаску не бросить и рельеф близко, то ещё вот такой вариант может быть, хоть как-то подтянуться на стропах и цепануть задние стропы, отвернув в сторону от препятствия. Видео хоть и бейсерное, но так же в твисте зашёл на приземление один парапланерист в Бразилии, управляя чисто за задние стропы. Тут бейсер успел раскрутиться, стропы короче, на параплане может не хватить высоты и времени.

смотреть видео
deltiktik
АвторТемы
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Вот ещё одна очень полезная рекомендация:

Когда твист начал закручиваться, пока узел ещё не большой и можно дотянуться до строп выше узла, надо ударить ладонью и как бы оттолкнуться от дальнего пучка строп в узле твиста:

Тем самым можно вовремя остановить закручивание твиста и придать импульс телу на раскручивание.
Как альтернатива, можно притягивать к себе стропы ближнего пучка в узле твиста выше узла, но при этом есть вероятность блокирования пальцев в узле при продолжении закручивания. Надо за этим следить и вовремя одёрнуть руку в случае продолжении закручивания. Для избегания блокирования пальцев следует работать именно ладонью с распрямлёнными пальцами, а не "цепляться" за стропы. Ну и лучше это делать левой рукой, оставив правую свободной для броска запаски на всякий случай.

Думаю, эта рекомендация - прямо огонь. Поможет остановить развитие ситуации. Тут главное не тормозить, действовать быстро, пока не намоталось много.
Вот этот приём точно стоит отработать на верёвках, что бы действовать на рефлексах.

Скорее всего придётся одной рукой (правой) подтягиваться, ухватившись за свободные концы, чтобы приподнять торс выше и дотянуться левой до строп выше узла.
Меня например перегрузкой распластало в коконе и просто так одной рукой не достал бы выше узла твиста.
Редактировалось: deltiktik (10 Июн 2021), всего редактировалось 4 раз(а)
Jnets
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Вывод - максимально не допускать ситуаций, приводящих к твисту.
А вот какие режимы провоцируют твист?
deltiktik
АвторТемы
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
А вот какие режимы провоцируют твист?
Это лучше в отдельной теме обсудить.
Про мою ситуацию с крылом и почему так получилось я расскажу в отдельной теме.
Здесь прошу излагать только предложения по борьбе с твистом, когда он уже есть.
Не будем мешать всё в кучу, а то потом тема станет нечитабельная. Надеюсь на понимание.
АлеХандр
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
С моего небольшого опыта с твистом -раскручивать выше скрутки. А вот когда запаску кидать это решать пилоту.
Александр Калякин
10 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
1. раздвигать свободные концы - способ не работает, момент на раскручивание крайне мал.

Может и мал, но мне хватило раскрутить твисты два раза. Один из них в авторотации заборниками в горизонт с хорошей перегрузкой.
Test
11 Июн 2021
Твист и действия с ним.
Обсуждать какие-то действия в ситуации можно только с пониманием того, что есть два вида твиста:

- твист, который может раскрутиться (например, крыло летит нормально, но стропы закручены). Он и сам может раскрутиться. Если есть желание, то можно помочь ему любым удобным способом (руками, ногами, изгибаясь, вывешиваясь, выше скрутки или ниже). Если есть время на это и высота, и ничего другого не угрожает пилоты.

- твист, которые не может раскрутиться в силу положения крыла, его движения (авторотация, спираль, сложение). На который никакие действия пилота не повлияют.

Важнее - оценка пилотом ситуации, расстояния до земли, перегрузки и других факторов. А в результате этой оценки - принятие решения на попытки раскрутки твиста или же применения парашюта.
Для простоты оценки лучше принять, что твист не раскручивается, и оценить время и высоту, и свое положение, чтобы потратить время на это действие или нет. Понимая, что большинство твистов заканчиваются запаской.
Stasmor
(аноним)
11 Июн 2021
Re: Твист и действия с ним.
Был у меня мини твист на один оборот на затяжке..

Моя грубейшая ошибка перед стартом, каюсь , подцепился к тросу в положении обратного старта и трос завели с правой стороны, а крыло лежало в развороте для левого поворота, и после обратного старта пошла тяга (Малинка) и выпускающий не заметил ничего т.к. был уже на ровни со мной или сзади. Когда развернулся обнаружил что есть твист но подошло усиление и меня сняло.
Отцепляться сразу нельзя, решил набрать немного высоты, благо твист ровный, на уровне середины св.концов(ниже молей) . Все стабильно, по рации сообщил чтоб подымали аккуратно на слабой тяге, подруливал за клеванты . После набора 50-100 метров решил продолжить затяжку. после отцепа развернулся опершись перхлестом рук об св.концы выше твиста.

Твист хоть и маленький, но неприятный. Хотя и затяжку возможно провести...

Выводы такие:
-Цепляться к тросу только в прямом положении и только после этого разворот к обратному старту(если необходим обратный)
-Не теряться и сразу оценивать ситуацию, принимать решение взвесив высоту, клевки, блокированное управление и т.д. отцепляться или продолжать
...

Но все это для "ровного" твиста, без перекосов и всего на один виток, а что касается больше, тут к счастью опыта нет, но понимаю, если можешь дотянуться до строп выше твиста то у тебя больше времени на раскрутку, можешь уйти от препятствий...

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Редактировалось: Stasmor (11 Июн 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
A.Krapivin
11 Июн 2021
Благодарность с занесением в личное дело
Молодец! Спасибо за проявленное благоразумие в стрессовой ситуации, и грамотный анализ происшествия!
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Был твист на парашюте. Раскручивал руками ниже узла. Мне показалось что раздвигание рук в стороны было слабым и я это делал как если бы стрелял из лука.
Другой "вектор" был сильнее. Вариант выше узла был недоступен. Но я скорее всего взял бы группы строп и сымитировал подтягивание широким хватом и грудью к перекладине.
Но основную работу делали ноги. Это было движение, похожее на ножницы с контрвращением всего тела. У ног большая сила и большая масса. Одними руками твист не раскрутить ИМХО.

PS
на сколько я помню. твист на парашюте бывает статический и прогрессирующий. Насколько я помню, на прогрессии ЗП вводится без борьбы.
С парапланом я бы поступил также.
Редактировалось: елизаров (17 Июн 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
Test
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
С парапланом я бы поступил также.
Сколько у вас времени на парашюте, и сколько секунд на парпаплане...
Впрочем, поступайте, как знаете...

Рассуждения в стиле, вот на автомобиле чтобы повернуть - я кручу руль, поэтому на велосипеде сделаю точно также, должно помочь по аналогии... Крутите руль на своем велике, можете даже не обращать внимания на то, что это другой транспорт и другая система управления, длина и система стропления. Как говорят у нас в Японии - банзай! ...
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
на парашюте времени совсем нет. ЗП вводится с отцепкой ОП. Отцепишься поздно, можно было недельку другую отдохнуть по решению РП
При рецидиве, все становится хуже, вплоть до недопуска к прыжкам. C парашютом завязал. C парапланом все проще. Бросил ЗП, Больше тряпок в небе, легче падать.
За исключением шансов, cпастись в реку Чегем и пр.

ps
да, разговор шел про технику выкручивания. На парапланерном сборе, мы вывешивались, нас закручивали в твист и раскачивали.
Вот меня закручивать не надо было. Я сам вкрутился
Редактировалось: елизаров (17 Июн 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
Test
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
на парашюте времени совсем нет. ЗП вводится с отцепкой ОП. Отцепишься поздно, можно было недельку другую отдохнуть по решению РП. При рецидиве, все становится хуже, вплоть до недопуска к прыжкам. C парашютом завязал.
Хорошо, но к твисту это не имеет никакого отношения. Тем более, что нельзя сравнивать твист на парашюте (любой системы) и твист на параплане.
Цитата:
да, разговор шел про технику выкручивания. На парапланерном сборе, мы вывешивались, нас закручивали в твист и раскачивали.
Понятно. Этот твист великолепно раскручивается сам, и проблем не создает, хотите изгибайтесь, хотите, ногами крутите - это чуть поможет создать дополнительный импульс на раскрутку.
Цитата:
Вот меня закручивать не надо было. Я сам вкрутился
Тогда тем более это тренажер на имеет никакого отношения к реальному параплану. Попробуйте в полете сделать что-то подобное, у вас не получится.

Я вовсе не против изучения различных техник раскрутки твиста, если есть свободное не занятое ничем полезным время. Но гораздо продуктивнее потратить его на изучение того, как в твист не попасть. В отличие от парашютного спорта, в параланеризме все же иный механизм твиста и инструменты воздействия на него. Это к тому, что переносить навыки одного спорта в другой нельзя, как правило. Пример про поворот на разных транспортных средствах привел выше...
Stasmor
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
хотите, ногами крутите - это чуть поможет создать дополнительный импульс на раскрутку.
или на закрутку...
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
По мне лучше ЗП бросить, попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко и себя тоже.
Test
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
По мне лучше ЗП бросить, попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко и себя тоже.
Вам пока лучше не пытаться на этом уровне делать какие-то предположения. Учитесь и сами поймете, что вы предлагаете , и посмеетесь потом над этим. Все новички хотят внести свою лепту в давно известные истины, но у них обычно не получается. Это нормально.
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
"По мне" - это означает, что лично для меня. Я точно не буду разбираться с тем что у ТС на картинке и ещё в куче видосов, которые про SIV. Твист который раскручивается любым новичком можно во внимание не брать. Ещё... Тема не про недопущение, а про то что уже случилось. Правильно использована запаска, это почти 100% хэппиэнд.
Test
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:
"По мне" - это означает, что лично для меня.
Как пожелаете. Но запаска не всегда лучший вариант. Просто вы еще этого не знаете. Запаска и запаска, когда нужно, тогда и применяется. Тут обсуждать нечего.
Цитата:
...попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко...
Вообще-то я писал вот про эти рекомендации.
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Цитата:

Цитата:
...попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко...
Вообще-то я писал вот про эти рекомендации.
Ну в каком месте это было рекомендацией? Это было "по мне".
Я бы это сделал, если бы смог, разгоняя траффик криками: "Куда прешь, не видишь я падаю"
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Это для расширения кругозора. У перформеррв двойной отказ. Можете глянуть на время оценки ситуации. Красное крыло это ЗП. Активная работа телом и ногами видна.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
theoretic
17 Июн 2021
Немножко про специфику парапланеризма
У полётов на параплане своя специфика, в т.ч. и в плане твистов.

1. Твист может случиться на очень небольшом расстоянии от рельефа -- десятки метров, иногда меньше. Запаска в такой ситуации ещё может успеть спасти, а вот на действия по раскручиванию времени/высоты может уже не хватить.

2. Парапланерная подвеска отличается от парашютной системы куда большими моментами инерции. Проще говоря, сложнее твистануть -- но и сложнее раскрутить твист.

Собственно, отсюда и непонимание. Просто примите как данность, что все эти парашютные дела в парапланеризме могут не работать. Они хорошие и правильные, но требуют довольно много времени/высоты.
елизаров
(аноним)
17 Июн 2021
Re: Немножко про специфику парапланеризма
C вами не поспоришь! Заканчиваю флуд

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
A.Krapivin
17 Июн 2021
"Не тем ударился о воду дурачок!"
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
елизаров
(аноним)
20 Июн 2021
Re: Белые носки в красных тапках сильно впечатлили...
Да уж. Это не ханваги не асоло или замберлан какой нибудь убогий. Это настоящие паработинки!
KCN
22 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Так не помогло ведь, пока не устранил перекос подвески, удерживающий крыло в авторотации.
Test
22 Июн 2021
Re: Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.
Правильно. Твист - это всегда следствие, а не причина. Именно поэтому совершенно не важно, что с ним делать.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Twist, Твист, Твист - как его раскрутить.