Недавно бросил запаску из авторотации с галстуком и твистом. Погода с низкой базой, от скуки изучал поведение крыла при сложениях на акселе. По крылу отдельная тема, - потом изложу.
Сначала вкратце сама предпосылка: Сложил левую консоль на 2/3 акселя. Не успел отловить косой клевок ниже горизонта. Соответственно, сложение улетевшей вниз консоли (правой), галстук, твист 360 гр., авторотация вправо по типу САТ (галстук сверху). Пару витков подёргался как мог интуитивно, твист не раскручивается, но и не закручивается, перегрузка подрастает, вынул запаску из фронт контейнера правой рукой, вспомнил, что год назад на форуме договорились, что бросать надо в сторону задней кромки крыла, а запаска в правой руке и справа передняя кромка. Пришлось бросать за спину (хотя бы в противоположную сторону от крыла). Бросок получился вялый. Проходит две секунды, а запаску я не вижу. Нащупываю фал за спиной, начинаю его растрясать. Запаска выходит, но улетает аккурат в стропы. Через пару оборотов начинает вылезать. Вылезла, открылась, но крыло продолжает летать вокруг запаски, оттягивать её на скольжение. Чувствую, что скорость снижения не добрая совсем. Ловлю левой рукой какие-то две стропы ниже твиста, тяну их, тянуться, но с трудом через узел твиста. Пытаюсь перехватить правой рукой, а она заблокирована. Оказывается пока я растрясал запаску, фал намотался на руку и она прижата к бедру, а фал проходит за спиной. Ну делать нечего, тяну левой эти две стропы на сколько хватает длины руки, при этом совершая движения телом по типу "подпрыгивающий на заднице червяк". Во время подпрыгивания жгут твиста чуть ослабляются и удаётся продёрнуть эти две стропы дальше. За 50 - 100м до земли крыло притормозилось и запаска почти перестала скользить. Только тогда вынул ноги из кокона. Сел на ноги сравнительно мягко. Поговорил с пилотами, поизучал тему. Пишу что нарыл по теме твиста. 1. раздвигать свободные концы - способ не работает, момент на раскручивание крайне мал. 2. выпасть из подвески и вращать ногами в нужную сторону - сложновато, но надо потренировать, - может пригодится. Twist и лекарство от него. 3. метод, который используют парашютисты: сдвинуть свободные концы, прокрутить их по вращению твиста, - узел переедет со строп на свободные концы. Дальше взяться за свободные концы выше узла и раскрутить себя. - это сейчас считаю самым действенным способом, но надо потренировать в подвеске на верёвках. Как быстро справиться с закруткой строп В статье хорошие видео, где парашютисты легко и просто справляются с твистами в несколько оборотов. Выжимка на случай, если ссылка перестанет работать: Сведите вместе свободные концы и проконтролируйте высоту! Если вы это сделаете, закрутка будет либо в стропах, либо в свободных концах: Если закрутка в стропах: поворачивайте свободные концы обеими руками, в том же направлении, что и закрутка, пока она не переместится в свободные концы. Закрутка в свободных концах: когда закрутка находится на свободных концах, вы можете раскрутиться взявшись выше закрутки за свободные концы и повернуть тело в противоположном направлении с помощью вращения. ВАЖНО! : постоянно контролировать высоту и скорость снижения. И избежать блокировки рук в узле твиста. В случае непредвиденных эволюций крыла руки пригодятся для броска запаски. Когда закрутка переехала на свободные концы, уже можно управлять крылом, взявшись непосредственно за стропы управления выше блочков. Это на случай, если понадобилось срочно отвернуть от препятствия. Кроме того, если есть перекос свободных концов, то можно потянуть к себе вниз верхний и выровнять перекос. И ещё момент: это всё для случая твиста не из срыва! Из срыва или парашютирования - это отдельная тема, лучше спрашивать у акробатов: Твист. Сразу бросать запаску или бороться? |
Цитата: метод, который используют парашютисты: сдвинуть свободные концы, прокрутить их по вращению твиста, - узел переедет со строп на свободные концы. Дальше взяться за свободные концы выше узла и раскрутить себя. - это сейчас считаю самым действенным способом, но надо потренировать в подвеске на верёвках. Метод хорош, достаточно просто сдавливать свободники в районе карабинов навстречу друг другу, но на верёвках тренировать смысла мало, там твист сам раскручивается, пробовали уже. В воздухе ситуация другая, там созданное вращение в одну сторону и набегающий поток встречного воздуха в режиме полёта не дают раскрутится. На том же "дубе" твисты часто сами раскручиваются из-за более высокого подцепа СК и вертикального снижения. Если высоты мало, запаску не бросить и рельеф близко, то ещё вот такой вариант может быть, хоть как-то подтянуться на стропах и цепануть задние стропы, отвернув в сторону от препятствия. Видео хоть и бейсерное, но так же в твисте зашёл на приземление один парапланерист в Бразилии, управляя чисто за задние стропы. Тут бейсер успел раскрутиться, стропы короче, на параплане может не хватить высоты и времени. смотреть видео |
Jnets
10 Июн 2021
|
Вывод - максимально не допускать ситуаций, приводящих к твисту.
А вот какие режимы провоцируют твист? |
Цитата: А вот какие режимы провоцируют твист? Про мою ситуацию с крылом и почему так получилось я расскажу в отдельной теме. Здесь прошу излагать только предложения по борьбе с твистом, когда он уже есть. Не будем мешать всё в кучу, а то потом тема станет нечитабельная. Надеюсь на понимание. |
АлеХандр
10 Июн 2021
|
С моего небольшого опыта с твистом -раскручивать выше скрутки. А вот когда запаску кидать это решать пилоту.
|
Александр Калякин
10 Июн 2021
|
Цитата: 1. раздвигать свободные концы - способ не работает, момент на раскручивание крайне мал.
Может и мал, но мне хватило раскрутить твисты два раза. Один из них в авторотации заборниками в горизонт с хорошей перегрузкой. |
Test
11 Июн 2021
|
Обсуждать какие-то действия в ситуации можно только с пониманием того, что есть два вида твиста:
- твист, который может раскрутиться (например, крыло летит нормально, но стропы закручены). Он и сам может раскрутиться. Если есть желание, то можно помочь ему любым удобным способом (руками, ногами, изгибаясь, вывешиваясь, выше скрутки или ниже). Если есть время на это и высота, и ничего другого не угрожает пилоты. - твист, которые не может раскрутиться в силу положения крыла, его движения (авторотация, спираль, сложение). На который никакие действия пилота не повлияют. Важнее - оценка пилотом ситуации, расстояния до земли, перегрузки и других факторов. А в результате этой оценки - принятие решения на попытки раскрутки твиста или же применения парашюта. Для простоты оценки лучше принять, что твист не раскручивается, и оценить время и высоту, и свое положение, чтобы потратить время на это действие или нет. Понимая, что большинство твистов заканчиваются запаской. |
Был у меня мини твист на один оборот на затяжке..
Моя грубейшая ошибка перед стартом, каюсь , подцепился к тросу в положении обратного старта и трос завели с правой стороны, а крыло лежало в развороте для левого поворота, и после обратного старта пошла тяга (Малинка) и выпускающий не заметил ничего т.к. был уже на ровни со мной или сзади. Когда развернулся обнаружил что есть твист но подошло усиление и меня сняло. Отцепляться сразу нельзя, решил набрать немного высоты, благо твист ровный, на уровне середины св.концов(ниже молей) . Все стабильно, по рации сообщил чтоб подымали аккуратно на слабой тяге, подруливал за клеванты . После набора 50-100 метров решил продолжить затяжку. после отцепа развернулся опершись перхлестом рук об св.концы выше твиста. Твист хоть и маленький, но неприятный. Хотя и затяжку возможно провести... Выводы такие: -Цепляться к тросу только в прямом положении и только после этого разворот к обратному старту(если необходим обратный) -Не теряться и сразу оценивать ситуацию, принимать решение взвесив высоту, клевки, блокированное управление и т.д. отцепляться или продолжать ... Но все это для "ровного" твиста, без перекосов и всего на один виток, а что касается больше, тут к счастью опыта нет, но понимаю, если можешь дотянуться до строп выше твиста то у тебя больше времени на раскрутку, можешь уйти от препятствий... смотреть прямо тут или смотреть с сайта |
A.Krapivin
11 Июн 2021
|
Молодец! Спасибо за проявленное благоразумие в стрессовой ситуации, и грамотный анализ происшествия!
|
Был твист на парашюте. Раскручивал руками ниже узла. Мне показалось что раздвигание рук в стороны было слабым и я это делал как если бы стрелял из лука.
Другой "вектор" был сильнее. Вариант выше узла был недоступен. Но я скорее всего взял бы группы строп и сымитировал подтягивание широким хватом и грудью к перекладине. Но основную работу делали ноги. Это было движение, похожее на ножницы с контрвращением всего тела. У ног большая сила и большая масса. Одними руками твист не раскрутить ИМХО. PS на сколько я помню. твист на парашюте бывает статический и прогрессирующий. Насколько я помню, на прогрессии ЗП вводится без борьбы. С парапланом я бы поступил также. |
Test
17 Июн 2021
|
Цитата: С парапланом я бы поступил также. Впрочем, поступайте, как знаете... Рассуждения в стиле, вот на автомобиле чтобы повернуть - я кручу руль, поэтому на велосипеде сделаю точно также, должно помочь по аналогии... Крутите руль на своем велике, можете даже не обращать внимания на то, что это другой транспорт и другая система управления, длина и система стропления. Как говорят у нас в Японии - банзай! ... |
на парашюте времени совсем нет. ЗП вводится с отцепкой ОП. Отцепишься поздно, можно было недельку другую отдохнуть по решению РП
При рецидиве, все становится хуже, вплоть до недопуска к прыжкам. C парашютом завязал. C парапланом все проще. Бросил ЗП, Больше тряпок в небе, легче падать. За исключением шансов, cпастись в реку Чегем и пр. ps да, разговор шел про технику выкручивания. На парапланерном сборе, мы вывешивались, нас закручивали в твист и раскачивали. Вот меня закручивать не надо было. Я сам вкрутился |
Test
17 Июн 2021
|
Цитата: на парашюте времени совсем нет. ЗП вводится с отцепкой ОП. Отцепишься поздно, можно было недельку другую отдохнуть по решению РП. При рецидиве, все становится хуже, вплоть до недопуска к прыжкам. C парашютом завязал. Цитата: да, разговор шел про технику выкручивания. На парапланерном сборе, мы вывешивались, нас закручивали в твист и раскачивали. Цитата: Вот меня закручивать не надо было. Я сам вкрутился Я вовсе не против изучения различных техник раскрутки твиста, если есть свободное не занятое ничем полезным время. Но гораздо продуктивнее потратить его на изучение того, как в твист не попасть. В отличие от парашютного спорта, в параланеризме все же иный механизм твиста и инструменты воздействия на него. Это к тому, что переносить навыки одного спорта в другой нельзя, как правило. Пример про поворот на разных транспортных средствах привел выше... |
Test
17 Июн 2021
|
Цитата: По мне лучше ЗП бросить, попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко и себя тоже. |
"По мне" - это означает, что лично для меня. Я точно не буду разбираться с тем что у ТС на картинке и ещё в куче видосов, которые про SIV. Твист который раскручивается любым новичком можно во внимание не брать. Ещё... Тема не про недопущение, а про то что уже случилось. Правильно использована запаска, это почти 100% хэппиэнд.
|
Test
17 Июн 2021
|
Цитата: "По мне" - это означает, что лично для меня. Цитата: ...попытаться дожить крыло в пончик или сли стать в концертину. Крыло жалко... |
Это для расширения кругозора. У перформеррв двойной отказ. Можете глянуть на время оценки ситуации. Красное крыло это ЗП. Активная работа телом и ногами видна.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта |
theoretic
17 Июн 2021
|
У полётов на параплане своя специфика, в т.ч. и в плане твистов.
1. Твист может случиться на очень небольшом расстоянии от рельефа -- десятки метров, иногда меньше. Запаска в такой ситуации ещё может успеть спасти, а вот на действия по раскручиванию времени/высоты может уже не хватить. 2. Парапланерная подвеска отличается от парашютной системы куда большими моментами инерции. Проще говоря, сложнее твистануть -- но и сложнее раскрутить твист. Собственно, отсюда и непонимание. Просто примите как данность, что все эти парашютные дела в парапланеризме могут не работать. Они хорошие и правильные, но требуют довольно много времени/высоты. |
A.Krapivin
17 Июн 2021
|
смотреть прямо тут или смотреть с сайта |
KCN
22 Июн 2021
|
Так не помогло ведь, пока не устранил перекос подвески, удерживающий крыло в авторотации.
|
Test
22 Июн 2021
|
Правильно. Твист - это всегда следствие, а не причина. Именно поэтому совершенно не важно, что с ним делать.
|