Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Образование фронталки в срыве
Dimerakus
АвторТемы
пилот XC
07 Июл 2021
Образование фронталки в срыве
Наконец удалось потестировать леопарда в срывных режимах. Вот небольшой обзор с видео, может для кого-то окажется полезным.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

Пару наиболее интересных моментов относительно леопарда хотелось бы отметить:
Желательно всеми силами избегать касания консолей сзади крыла в срывных режимах. Из очевидных причин это и непредсказуемое раскрытие с твистами и прохождение консолей сквозь стропы. Видео имеются в сети. Но что меня сильно удивило и стало полной неожиданностью, так это возможное образование фронталки в срыве. Оказывается леопард способен совместить два этих практически взаимоисключающих состояния одновременно.

Самое интересное на видео происходит на 14 секунде. Крыло сорвано, образовался бублик, обтекается потоком снизу, заборники обращены прямо вниз

Крыло всё ещё обтекается снизу, а нижняя поверхность центроплана тем временем освещается солнцем (в зените).

уши уже начинают лететь а центроплан подмят. Типичная конфигурация фронталки.

Далее идёт взрывное раскрытие и распрямление центроплана

Похоже, что жёсткости и большое кол-во секций не позволяют параплану сильно изогнуться в малых радиусах и проворачивают переднюю кромку вниз. Здесь тоже видно, хоть и не так сильно

Самое неприятное в такой конфигурации, что консолям и сзади нельзя позволить встретиться из-за вышеперечисленных причин и отпускать быстро нельзя, иначе они могут обогнать подвёрнутый центроплан и встретиться спереди в «поцелуе смерти». Поэтому наименее проблематичным будет вход и выход из срывных режимов на леопарде через парашютирование, когда крыло почти полностью расправлено. Летающим на леопардах, да и вообще на двухрядках возможно стоит обратить внимание на данный момент.
theoretic
08 Июл 2021
Круто! Но зачем?
Впечатляет, конечно. Немногие рискнуть срывать такой параплан до состояния такого "мяса", чаще всего этим занимаются сертификаторы. С прикладной точки зрения на длинных "скакалках" для устранения сильных "галстуков" и прочих серьёзных проблем уже давно используют не срыв "в мясо", а всякие вариации тейл-слайда. То-есть сорвал -- приотпустил -- чуть досорвал -- чуть приотпустил. Имея хорошо натренированные руки, можно в 3-4 движения получить более-менее наполненный, летящий назад центроплан и сорванные "уши". Для устранения галстуков и прочих проблем этого более чем хватает. Часто хватает даже банального подсрыва одной консоли. А если принципиально хочется посрывать "в мясо" -- будет как на фотках, особенно если жёсткости очень длинные и очень жёсткие.
Dimerakus
АвторТемы
пилот XC
08 Июл 2021
Re: Круто! Но зачем?
С прикладной точки зрения всё верно и срыва в «мясо» я старался всячески избегать. Цель стояла после срыва консоли сделать разворот ровно на 180*, остановить вращение и перейти в стабильный тейл-слайд.
Вот состояние крыла после остановки вращения. Крыло почти полностью расправлено, и находится в парашютировании. Пока всё идёт по плану.

С моей точки зрения ошибка заключалась в недостаточном зажатии клевант в данный момент. Вместо перехода в тейл-слайд, центроплан начинает движение вперёд. Поскольку у меня были другие планы, я не даю ему это сделать, что и приводит к образованию своеобразной конфигурации. Самым разумным было бы отказаться от первоначального плана и просто позволить крылу лететь. С другой стороны я рад, что узнал этот нюанс в рамках сива с запасом высоты.
deltiktik
08 Июл 2021
Re: Круто! Но зачем?
Цитата:
Цель стояла после срыва консоли сделать разворот ровно на 180*, остановить вращение и перейти в стабильный тейл-слайд.
А для чего этот вариант отрабатываете? Для уворачивания от неожиданного препятствия?
На двухрядках пока не летаю, вопрос для общего развития.
Dimerakus
АвторТемы
пилот XC
08 Июл 2021
Re: Круто! Но зачем?
Цитата:
А для чего этот вариант отрабатываете? Для уворачивания от неожиданного препятствия?
Как вариант в принципе тоже можно использовать, хотя основные цели немного другие.
Контролируемая остановка вращения в заданном направлении хорошо тренирует ориентацию в пространстве и чувство крыла. На двухрядках практически единственной возможностью растрясти галстук это частичный или полный срыв. Ассиметричный срыв, при большом галстуке часто сопровождается вращением по вертикальной оси. А неконтролируемое вращение с последующей осцилляцией приводит к косому клевку и твисту. Поэтому лучше это самое вращение уметь быстро останавливать. А тейл-слайд для двухрядок это как запасной выход. И галстуки вытряхиваются и крыло успокаивается.
Сергей Самуйлов
15 Июл 2021
Re: Образование фронталки в срыве
Шаловливая кошечка, требовательная, хотя и принято эту породу называть "ласковой".
Похвально, считаю не будет лишним.
Спасибо за видео и комментарий.
Пархом
31 Июл 2021
Re: Образование фронталки в срыве
Цитата:
«поцелуе смерти»
если попал в такую ситуацию(тьфу-тьфу) - какой алгоритм действий?
махать клевантами, я так понимаю, контрпродуктивно.
может, имеет смысл, попытаться максимально раздвинуть свободные концы?
поделитесь опытом, пожалуйста!
Dimerakus
АвторТемы
пилот XC
01 Авг 2021
Re: Образование фронталки в срыве
Цитата:
если попал в такую ситуацию(тьфу-тьфу) - какой алгоритм действий?
Проблема в том, что консоли после встречи спереди сами скорее всего не расправятся, поскольку пытаются лететь и прижимаются друг к другу или центроплану. При большом запасе высоты можно попытаться их расправить через состояние тейл-слайда, т.е. заставить уши лететь в обратном направлении, задней кромкой вперёд. Но всё равно велика вероятность ассиметричного раскрытия с большими галстуками, авторотацией и прочим «весельем». Если навыка работы с опасными режимами мало и нет большого запаса высоты, то алгоритм действий только один - запаска.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность Образование фронталки в срыве