Парамото-Форумы Парамото-Форум Улучшенная радиофикация моторного шлема.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
23 Окт 2021
Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Вся последовательность изготовления в документе в PDF. Забыл вставить в документ фото динамика в наушнике. Третье фото это мой шлем (в правом наушнике: микрофон, усилитель, разъем к рации и динамик 8 ом., в левом только динамик 8 ом). На первом фото микрофон, разъем, усилитель и динамик в левом наушнике, в правом кнопка и динамик.

Радиофикация моторного шлема.pdf

Редактировалось: evropilot2013 (24 Окт 2021), всего редактировалось 4 раз(а)
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
24 Окт 2021
Re: Новая радиофикация моторного шлема.
Автор я, Все вопросы ко мне.
ppg
Гость
24 Окт 2021
Re: Новая радиофикация моторного шлема.
Кнопки PTT не предусмотрено?
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
24 Окт 2021
Re: Новая радиофикация моторного шлема.
Кнопка может быть в левом или правом наушнике или на шлеме. Кому как удобно. В документе на фото видна и подписана кнопка в правом наушнике. Вот еще забыл написать. Кто желает можете сами в любом шлеме, который у вас есть просто поменять электретный микрофон на ДЭМШ с усилителем. Троим пилотам (шлемы Dencom. Para2000. СкайРаннер) уже сделал такую доработку. Связь на высоте. Кому нужна помощь, обращайтесь в личку.
Редактировалось: evropilot2013 (24 Окт 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
Лачеттевод
24 Окт 2021
Re: Новая радиофикация моторного шлема.
Анатолий Иванович дай ссылку на микрофон и усилитель.
Griffin
пилот выходного дня
24 Окт 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Сегодня испытал шлем с радиофикацией от Анатолия. Всё хорошо слышно и меня тоже на разных режимах газа.
Спасибо большое за работу!
Denis453
пилот выходного дня
26 Окт 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.

Усилитель сам собирал или готовый от чего то?
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
26 Окт 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Усилитель собирал сам, таких в продаже не бывает. Размер платы 23х27 мм. Прежде чем паять прогнал эту схему в Micro-Cap12, чтобы проверить усиление сигнала. Получилось усиление в звуковом диапазоне 200-4000 гц 24,5 дБ или в 17 раз. Т.е при входном сигнале от микрофона 10 мВ, на выходе усилителя (или на входе в рацию) 170 мВ.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
10 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Хочу объяснить на примерах, в чем заключается фишка замены электретного микрофона на микрофон ДЭМШ, т.к. многие пилоты этого не понимают. Дело в том, что электретный микрофон передающего пилота передает и усиливает не только голос пилота, но и шум ветра, и шум его работающего мотора. Поэтому пилот принимающий передачу слышит шум своего мотора, голос передающего пилота, а также шум ветра и его мотора через микрофон. В итоге связь очень неразборчивая. Шум от своего мотора можно уменьшить заменой наушников с большим подавлением шума. Например, поменять наушники Peltor II (27 дб) на Peltor III (32 дб), или на наушники с активным шумоподавлением. А вот шум от мотора, передающего пилота в рации можно уменьшить применением микрофона с шумоподавителем или за счет так называемой ветрозащиты, одетой на микрофон. Но в любом случае шум мотора хорошо прослушивается в рации принимающего. На самом деле даже в большинстве фирменных радиофицированных шлемов такие микрофоны с шумоподавленим отсутствуют и имеют лишь ветрозащиту. В случае применения ДЭМШ шум двигателя в рации принимающего пилота не слышен. Только при полной громкости на приеме слышен слабый шум, но это шум усилителя. Все это проверено на практике. Так что, если хотите, чтобы вас коллеги, будь то в воздухе или на земле, хорошо и разборчиво слышали, есть смысл поменять микрофон.
HighVoltage
пилот XC
12 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
В случае применения ДЭМШ шум двигателя в рации принимающего пилота не слышен. Только при полной громкости на приеме слышен слабый шум, но это шум усилителя. Все это проверено на практике. Так что, если хотите, чтобы вас коллеги, будь то в воздухе или на земле, хорошо и разборчиво слышали, есть смысл поменять микрофон.

Ещё важный нюанс. На микрофон ДЭМШ категорически нельзя одевать поролоновую ветрозащиту!
Wladim
12 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Да, отверстия на ДЭМШ с лицевой и тыльной стороны должны быть открыты иначе
он перестанет нормально работать.
Griffin
пилот выходного дня
12 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
А зачем оставлять отверстия с обратной стороны от рта? Кроме шума ветра вряд-ли туда что-то попадет
Tonus
пилот выходного дня
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
А зачем оставлять отверстия с обратной стороны от рта? Кроме шума ветра вряд-ли туда что-то попадет
Отверстия с обратной стороны для того и сделаны что бы туда попадали общие шумы и эти шумы так же должны попадать и с лицевой стороны , в том и ценность данного микрофона что в нем внутри по сути два микрофона( там две катушки) но включены они в противофазе таким образом
общий шум гасится... К тому же у него спектр узкий по частоте т.е. чисто для человеческой речи. Его старые советские институты изобретали именно для радиосвязи в хреновых полевых условиях..С ним и Гагарин Ю.А. в космос летал ...
Саша68
пилот выходного дня
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Ну да всю " хрень " в СССР делали не то что щас .
HighVoltage
пилот XC
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Говорят, что микрофон ДЭМШ, одна из немного вещей в советской электронике, которую содрали американцы. Утверждать не берусь
Саша68
пилот выходного дня
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Так а я про что ... вон МиГ весь разобрали а собрать не смгли
ppg
Гость
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
При этом даже самый дешевый пелтор работает примерно в 100500 раз лучше.
Griffin
пилот выходного дня
18 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
У нас немного другие условия эксплуатации микрофона. Я понял о чём вы говорите, если микрофон расположен в шумном месте то катушки воспринимают его с двух сторон и гасят противофазой ( ну как то так наверное?). Но у нас с одной стороны присутствует шум от набегающего потока воздуха, которого нет с другой стороны. Так что я не вижу смысла оставлять эти отверстия открытыми. Либо изолентой заклеить (я так сделал), но теперь, подумав, прихожу к выводу, что правильнее защитить от ветра поролоном, который будет гасить шум ветра но пропускать остальные шумы, которые и будут гаситься противофазой.
petr1953
пилот выходного дня
12 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
А где можно найти усилитель Дэмш?
Griffin
пилот выходного дня
12 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Автор темы сам их делает.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
16 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Желающим сделать радиофикацию, привожу схему усилителя и соединения для рации. Все детали размещаются в наушниках. 1 вариант: в правом наушнике микрофон, усилитель, кнопка, динамик и винтовой разъем, в левом наушнике только динамик. Между наушниками 2-х жильный кабель. Этот вариант предпочтительнее, т.к. почти все детали рядом и меньше наводки. 2 вариант: в левом наушнике микрофон, усилитель, динамик и винтовой разъем. В правом наушнике кнопка и динамик. В этом случае между наушниками необходим 3-х жильный экранированный кабель для уменьшения наводок на микрофон. Если 2 динамика по 8 ом, то их соединяют последовательно, общее сопротивление 16 ом. Если 2 динамика по 16 ом то они соединяются параллельно, общее сопротивление 8 ом. Это все для пилотов у которых ручка газа в левой руке.
Редактировалось: evropilot2013 (16 Ноя 2021), всего редактировалось 4 раз(а)
Tonus
пилот выходного дня
19 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
А еще , если уж углубляться в тему "раритета" , была такая маленькая микросхемка : 04УН040, (или УК-15ПМ, УК-15ПФ)
http://www.155la3.ru/04un040.htm
Назначение её - микрофонный усилитель для бортовой аппаратуры радиосвязи самолетов гражданской авиации..

Ну для нашего ДЭМШа самое то, что бы не паять усилитель .. Вот только ее хрен найдешь наверно...
Редактировалось: Tonus (19 Ноя 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
Аматор
пилот выходного дня
19 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
Ну для нашего ДЭМШа самое то, что бы не паять усилитель .

А обвязка микросхемы? да отдельное питание?

Этот вариант не требует ни какой наладки, три элемента и всё, на разём Р/С


Четыре раза повторил данную схему, работает совместно с демшем, подключается напрямую к Буафенгу 82 и всё работает отлично,
настройки не требует,подключение как на схеме в посте evropilot2013
Редактировалось: Аматор (19 Ноя 2021), всего редактировалось 3 раз(а)
Tonus
пилот выходного дня
19 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
А обвязка микросхемы? да отдельное питание?
Нет там ни какой обвязки и отдельного питания... Эта микруха и есть ТО что вы изобретаете ..
Откройте ее схему..
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
19 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Делал я и по этой схеме. Но на 2 транзисторах работает лучше.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
19 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Это все не то. Во первых питание другое. А надо питание фантомное от рации. А там 3,2 вольта.
А вот схема и купить можно. Только кому это надо.
04un040.pdf
Аматор
пилот выходного дня
20 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Как раз так всё и происходит, схема питается напряжением сформированным Р/С для питания
встроенного электретного микрофона и совершенно не кретично 3.2в или что то близкое.

Цитата:
Делал я и по этой схеме. Но на 2 транзисторах работает лучше.
А чем лучше? Усиления в схеме на одном транзисторе с избытком, качество сигнала приемлимое,
а схема на двух сложней не оправдано, смысл усложнять?

Цитата:
Нет там ни какой обвязки и отдельного питания... Эта микруха и есть ТО что вы изобретаете ..
Откройте ее схему..

Данная микросхема предназначена для работы в авиационных гарнитурах с напряжением питания гораздо
выше чем напряжение для запитки электретного микрофона которое используется в Р\С.
Редактировалось: Аматор (21 Ноя 2021), всего редактировалось 4 раз(а)
Аматор
пилот выходного дня
20 Ноя 2021
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Много лет занимался поиском оптимального решения проблемы с микрофонам на моторном параплане
опробовано множество вариантов с разными радио станциями и вывод такой, если делаешь своими руками то
микрофон ДЭМШ и приведённый выше усилитель на одном транзисторе с фантомным питанием от Р/С
Другие усилители могут быть но смысла не какого нет, зачем лишний гемор. Можно купить у китайцев за 30-50 байдонов.
Когда за спиной ревёт двигатель, винт, студийное качество не требуется, всё что нужно получить это чёткий разборчивый
сигнал без внешнего шума и помех.
Задача избавиться от шума силовой установки и встречного ветра, максимум простоты и это всё.
Всю жизнь будучи радиолюбителем с позывным работаю в эфире, так что тему знаю до мелочей.
Редактировалось: Аматор (20 Ноя 2021), всего редактировалось 5 раз(а)
Toledo-renat
09 Фев 2022
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
[img]Всех приветствую! В январе случайно нашел на форуме радиофикацию моторного шлема! Долго думал либо заказывать с али, либо что то самому выдумывать.
В итоге решил обратиться к Илларионову Анатолию Ивановичу, автору данной темы. Шлем у меня был для свободных полетов от индепенденс. Так как больше стал увлекаться моторными полетами
решил радиофицировать его. У товарища есть китайский yueny с блютуз гарнитурой, мне хотелось такой же.
Переговорил с Анатолий Ивановичем, объяснил что я желаю и все, отправил почтой свой шлем, пришел быстро но уже парамоторный, качество звука отличное. Обратите внимание на фото 2 микрофона. Один через блютуз по телефону говорить, а второй на рацию. Рекомендую!!![/img]
НА ФОТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНОЕ, КНОПКА СПРАВА)))
lorus
21 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Приветствую! Контакты мастера кто изготовил гарнитуру для шлема можно?
vanoid
27 Июл 2022
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Доброго дня! Хочу себе такой же шлем. Но не могу связаться с автором через личку. Может кто-то подскажет его контакты? Или дайте ему мой номер 8(915)631-42-семьодин
alex5665
03 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Приспособил ДЭМШ к китайскому интеркому. Как вы от ветра спасаетесь? У меня в ушах ураган.
небо
04 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
Приспособил ДЭМШ к китайскому интеркому. Как вы от ветра спасаетесь? У меня в ушах ураган.
ДЭМШ, изобретен в прошлом веке, работает в закрытой кабине. Сейчас есть конденсаторные микрофоны с пассивной компенсацией шумов, они имеют такой же принцип, с тыльной стороны имеют компенсационные отверстия.
Но не надо обольщаться, на парамоторе настолько сильный шум, что ничего из пассивного не спасет от шума, плюс ветровое засвистывание, на скорости 60км/ч это 17м/с ветер. Сможете сделать такую ветрозащиту для микрофона, что бы шум ветра убрать? без специальных знаний, думаю, не получится.
Китайские ушастики убоги сами по себе, шумозащитные наушники не имеют никаких сертификатов и это просто пластмассовая скорлупка с вставленным аккустическим поролоном. Ну и в добавок вдоль и поперек с просверленными дырами - кнопочка прием/передача (для, типа, вашего удобства) разъем, входы проводов, крепление микрофона. Все это сделало из никчемной скорлупки решето. Шум передается прямо в ваши уши через эти дыры. Эффективность их становится очень низкая, в добавок аброшюры это просто никакими нормами по щумозащите описать не возможно. В результате, что бы услышать в шуме звуки из микродинамиков, вы накручиваете громкомть, динамики перегружаются и перегружаются ваши уши, динамики можно заменить на более мощные, я так и делал раньше. Но уши, свои, уши, вы потом не замените, увы. Каким путем пошел я - учитывая высокий уровень шума купил новенькие, сертифицированные пелтор2, минимизировал количество отверстий в скорлупе, только одно отверстие сверху d3мм вход для проводов, держатель микрофона приклеен снаружи скорлупы на двухсторонний скотч через специальный кронштейн. Никаких кнопок в скорлупе ушей, всЁ, только маленькое отверстие под провода впоследствие промазанное битумно-каучуковым составом взятом с шумки для авто. Поставил высококачественные динамики небольшой мощности, но, увы, слушать музыку в полете оказалось так же не комфортно. Это похоже на то как вы едите на авто с плохой шумоизоляцией и слушает музыку и увеличивая скорость уровень шума становится таким, что каша из музыки и шумов вас начинает раздражать. так же и тут. Вернулся обратно в магазин и купил пелтор 3 , да, они массивней и габаритней, но у них двойная скорлупа с промежуточным слоем шумки, у них уже другие аброшюры. И это уже совсем другое дело!
Поверьте, то что было в китайский ушах и то что в пелторе это небо и земля. Но при условии. что вы не будете сверлить в нем дырок под кнопки, разъемы и держатель микрофона. Всё это работает как проводник звука и направляет звук сразу к вашим ушам. Поролон который в ушах не уменьшает шум, поставьте простой эксперимент, включите источник шума и приложите этот поролон к ушам. Сильно упала слышимость? Этот поролон для предотвращения резонансных явлений в скорлупе. А вы думаете, ну и что, насверлим дырок и поролончиком прикроем и все будет тихо - НЕ БУДЕТ! Теперь я в полете слушаю музыку, да, это все равно никак дома, но это уже не раздражает кашей из музыки и шумов.
Дальнейшее снижение шума возможно с активной шумозащитой в ушах (не микрофона) . Кстати мотоблютуз отлично справляется и с шумом мотора и с шумом вму, активная защита рулит! Но если у вас будет шлем с китайскими ушами вы все равно ничего не услышите. Но вас слышать будут и главное будут понимать. Да, был у меня такой эксперимент, второй пелтор с просверленными дырками под провода, которые я снял для замены на пелтор 3 стал использовать как шумозащита в быту, и тут пользовался рубанком в пустом помещение, представляете этот звук, без шумозащиты хуже чем на парамоторе, так вот эти дырочки под провода были открыты и я сначала не понял, что такое , почему одеваю а шума все равно много, потом заткнул отверстия шумкой и все сильно поменялось.
Уточню важные моменты - не сверлите не нужные дырки в скорлупе , ставьте хорошие динамики, заделывайте отверстия под провода шумкой, покупайте пелтор только сертифицированный ( сейчас много левых) Смотрите на авито, рабочим выдают в организациях они их продают за не дорого, раньше попадались за пару тр. предложения. использовать рацию или мотоблютуз дело личное, но бытовых раций с активной шумозащитой микрофона я что то не встречал по доступной цене. Всем приятных полетов! Берегите уши, они вам даны на всю жизнь.
ppg
Гость
04 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Говорю в полете спокойным голосом, прекрасно слышно и меня и я слышу все. Звонки, радиопереговоры (диспетчер/соучастники), музыка/FM-радио. В наушниках помимо "дырок" для разъемов/кнопочек есть еще и по два микрофона в каждом, которые транслируют окружающие звуки, просто в противофазу. Электроника вырезает окружающие звуки с микрофона в который говорю я. Если я звоню/говорю в воздухе, собеседникам ни мотора ни ветра не слышно, только голос. В наушники встроена радиостанция, голосовое управление/меню.

alex5665
04 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
У меня Пелтор 2 и китайская мото гарнитура. Заменил штатный микрофон на ДЭМШ, двигатель не слышно, но шум от ветра ужасный.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
04 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Не знаю как у вас, а у меня и у других, кому сделал либо шлем с микрофоном под рацию Баофенг и подобные, или авиарация Woxum не жалуются. Микрофон ДЭМШ убирает шум с вашей передачи, а убрать шум при приеме, на это есть приемник в рации и там есть шумоподавитель. Непонятно пишите от ветра шум ужасный от чего? От чужого микрофона при приеме, или от своего мотора. Исходите из этого и ищите способ избавиться.
небо
04 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
а убрать шум при приеме, на это есть приемник в рации и там есть шумоподавитель.
никакого фильтра шумов в радейке нет, для улучшения передачи есть компрессия сигнала, что бы в узкий диапазон канала впихнуть, но это на передаче, шумоподавитель в радейке это отключение динамика при отсутствии несущей частоты.
И если бы была фильтрация шумов в приемном тракте, да че тогда заморачиваться с шумом в микрофоне, пусть шумит в эфир, на приемнике отфильтруется, но этого нет. Все познается в сравнении.
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
05 Июн 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Изменил схему усилителя для микрофона ДЭМШ. Долго пришлось искать решение самовозбуждения авиационной рации Woxum с микрофоном ДЭМШ. В итоге пришлось уменьшить усиление до 17 dB. Сейчас с таким усилителем работают рации: Baofeng и подобные и рация авиационного диапазона Woxum. У кого есть желание повторяйте.
Редактировалось: evropilot2013 (06 Июн 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
LGV
09 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
На схеме in что обозначает? Заземление куда подключается? У меня kg-t76 с дэмшем не работает. Правда усилитель по другой схеме. Пробую эту схему.
Редактировалось: LGV (10 Авг 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
10 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
in это вход, заземления как такового нет. Это просто общий провод, куда подключается минус усилителя и минус рации.
LGV
10 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Вход для чего? Если подключаем по вашей схеме в посте от 16 ноября или по другому? . Нужно ли применять экранированные провода?
Прошу прощения за глупые вопросы .
Редактировалось: LGV (10 Авг 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
Tonus
пилот выходного дня
10 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
Вход для чего?
Ну для микрофона конечно!! Написано и нарисовано же ..У микрофона два провода один на массу (общий) а второй на in.
Цитата:
Нужно ли применять экранированные провода?
Да, во избежание помех желательно.
LGV
10 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Смутило что на первой вашей схеме ни какого in не указано.
Подключил дэмш по последней приведенной схеме. На рации kg-t76 есть переключатель с ам на ЧМ модуляции. При передаче с ЧМ модуляции меня слышно. При переключении на ам модуляцию идет писк. Куда копать уже и не знаю.
Редактировалось: LGV (10 Авг 2023), всего редактировалось 1 раз(а)
Tonus
пилот выходного дня
10 Авг 2023
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Цитата:
Куда копать уже и не знаю.
Попробуйте увеличить R2 у меня например оно на 420 Ом стоит.
Skyduster
(аноним)
22 Июн, 9:46
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.

Собрал усилитель по этой схемке, но есть одна проблема, при передаче на 144мгц слышно очень тихо и плохо, а вот на 433мгц слышимость идеальная. В чем может быть причина такого поведения?
evropilot2013
АвторТемы
пилот выходного дня
23 Июн, 18:55
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Лучше сделать на одном транзисторе (можно наши типа КТ3102 с низким К шума). Резистор R2 чем меньше, тем больше усиление).
Skyduster
(аноним)
14 Июл, 19:46
Re: Улучшенная радиофикация моторного шлема.
Спасибо, впаял подстроечный резистор, настроил хорошую громкость

  Парамото-Форумы Парамото-Форум Улучшенная радиофикация моторного шлема.