Форумы paraplan.ru ParaForum Правовые вопросы ВП Класса С
KAPITAN
АвторТемы
20 Сен 2022
ВП Класса С
UPD-3: Данный материал был опубликован на Крымском парапланерном форуме 29.09.2017, и позже немного корректировался в связи с изменением законодательства. Но в связи с ликидацией форума некоторые важные темы переношу сюда.
"Внимание"
и, соответственно сразу вступил в силу, но
"некоторые пункты приложения к нему"
вступили в силу спустя 365 дней, после публикации, а именно 24.01.2018 г.
Соответственно далее в тексте в данной инструкции вся информация утратившая актуальность, была удалена или отредактирована, а актуальная информация, соответственно, добавлена.
Для тех, кто хочет видеть динамику изменений, во второй пост данной темы поместил и старую и новую редакцию данной инструкции, помеченную по актуальности разными цветами.
Данная тема освещает вопросы, связанные с соблюдением законодательства при полетах СЛА в воздушном пространстве класса С.
Ниже будет расписана подробная пошаговая инструкция, с обоснованиями тех или иных шагов, со ссылками на законы и с примерами, а пока краткая инструкция из 10 шагов (специально поместил наверх, для облегченного поиска):
"Краткий перечень необходимых действий:"
6. Не позднее чем за час (лучше за день) отправляем на тот же e-mаil.
7. Звоним по тем же телефонам, убеждаемся в получении SHR.
8. За час до полетов звоним по тем-же номерам, и убеждаемся, что SHR получен и все нормально.
9. За 10 мин до полетов звоним по тем же номерам и запрашиваем условия.
10. По окончании полетов звоним на те же номера и докладываем, об окончании работ. А теперь все, то же самое, но очень подробно, пошагово, со ссылками на законы, обоснованиями и примерами
"Общие сведения (для полного или частичного понимания «картины Мира»)"
Итак вывод: ПАРАПЛАН - сверхлегкое воздушное судно. Т.е. летая на параплане, мы вынуждены соблюдать те же законы, что и летая на любом другом воздушном судне, но с некоторыми послаблениями.

Нужно ли регистрировать параплан и получать свидетельство пилота?
"Выдержки из законодательства о ЛА и пилотах СЛА массой до 115 кг."
Вывод: Если масса вашего летательного аппарата (параплана, мотопараплана, дельтаплана, паралета и т.п.) менее 115 кг., то регистрировать его нигде не нужно, как не нужно и получать свидетельство пилота.
Итак, мы выяснили, что пилот параплана совершенно законно может летать, не проходя никакой регистрации и аттестации. Осталось разобраться, где он может летать.
"Классификация Воздушного пространства"
Из приведенной таблицы видно, что летать в «Классе – С» парапланеристам возможно, но есть одно очень важное, практически не выполнимое нами условие:
Цитата:
Обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД (управления полетами)
Речь идет о радиосвязи на авиационном диапазоне частот (118-137 МГц в режиме модуляции АМ (амплитудная)) и с соблюдением документа: «ПРАВИЛА И ФРАЗЕОЛОГИЯ РАДИООБМЕНА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЁТОВ И УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ». О необходимости регистрации таких радиостанций и получения допусков здесь пока говорить не будем. Основной проблемой для нас является их размер и необходимость внешнего питания и внешней антенны (если у вас паралет или дельталет с телегой, то этот вариант вполне подходит). Носимые радиостанции данного диапазона (которые использует аэродромный персонал) не дадут гарантированной двухсторонней радиосвязи (даже не взирая на наличие репитеров), особенно при полетах на малых высотах.
Так как можно летать в ВП «Класса – C» без диспетчерского радиоведения? Один из вариантов – это условно создать зону «Класса – G» в ВП «Класса – C».
Какие есть варианты?
Для начала очень поверхностно и упрощенно рассмотрим, как выглядит структура управления воздушным движением:
1. Главный центр единой системы организации воздушного движения ГЦ ЕС ОрВД;
2. Зональный центр единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД. В нашем случае – это Ростовский ЗЦ;
3. Районный центр единой системы организации воздушного движения РЦ ЕС ОрВД. В нашем случае – это «Крымаэронавигация» (весь Крым, включая Севастополь).

Существует три способа «закрыться» в своей зоне от других ЛА:
1. «Временный режим»;
2. «Местный режим»;
3. «Кратковременные ограничения».

Что это такое?:
Цитата:
136. Временный и местный режимы, а также кратковременные ограничения
устанавливаются с целью:
а) полного запрещения использования воздушного пространства, за исключением
деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых
устанавливаются временный и местный режимы, а также кратковременные ограничения;
б) частичного запрещения деятельности по использованию воздушного пространства
(место, время, высота).
«Временный режим» нам не подходит (подается более сложно через ГЦ ЕС и не для наших целей);
«Кратковременные ограничения» подходит, но не очень. Можно «закрыться» своей зоной не более чем на три часа. Зато (из плюсов) можно податься через наш РЦ, не через Ростов.
Остается «Местный режим». Что это такое?:
Цитата:
«местный режим» - запрещение или ограничение использования воздушного
пространства в отдельных районах воздушного пространства зоны Единой системы;
Запрещение, естественно (читай выше), в интересах подавшего этот «местный режим». Т.е. фактически это зона определенной заявленной геометрической конфигурации, установленной высотой и временным диапазоном действия, куда кроме вас (и тех, кого вы заявили) диспетчера никого запускать не будут.
"Местный режим"
Подведем краткие итоги: Итак, мы выяснили:
1. Параплан (дельтаплан) является воздушным судном (ВС), сверхлегким летательным аппаратом (СЛА);
2. Если его масса не превышает 115 кг., то регистрировать его не нужно, как и получать свидетельство пилота.
3. Для полетов на нем в воздушном пространстве (ВП) «Класса – C» (за неимением «Класса – G» в Крыму) нам подходит подача «Местного режима» (МР).
Сама по себе процедура подачи Местного режима (МР) состоит из нескольких этапов.
"Подача «Представления на Местный режим»"
Т.е. Представление на местный режим разрабатывается в произвольной форме с указанием всей необходимой информации в соответствии с перечисленными требованиями.
Вот ОБРАЗЕЦ написания Представления на МР. Разработанное Представление нужно сконвертировать в нередактируемый PDF файл.
"Рекомендации по заполнению Представления на МР"
В какие сроки подается «Представление»? В инструкции регламентировано, что за трое суток, если, конечно считать, что нас относят к «другим угрозам». Но точно знаю случаи, когда принимали и за сутки.
"Сроки подачи представления на МР"
Куда и как подавать «Представление»? В нашем случае в Ростовский Зональный Центр на электронную почту ZGNwa0B5dWcuZ2tvdmQucnU=. Хотя законом предусмотрены и иные способы, но для нас этот самый приемлемый.
"Способы подачи Представлений"
Далее нужно удостовериться, что ваше Представление получено. В течение часа после отправки нужно позвонить в Ростовский ЗЦ по тел. +7 (863) 272-37-98 (Начальник смены) или +7 (863) 272-36-64 (Отдел планирования), и убедиться, что Представление получено. Обязательно укажите, что отправляли на E-MAIL, иначе не найдут.
Если подавали за 3-е суток, то на следующий день (если за сутки, то через несколько часов) нужно опять позвонить на те же номера, и убедиться, что представление согласовано. Вам назовут номер согласования, запишите его.
Если, после подачи Представления на МР и его согласования, ваши планы на полеты поменялись (например, изменился прогноз погоды и т.п.), и вы не планируйте совершать дальнейшие процедуры, как и сами полеты, то необходимо позвонить в Ростовский ЗЦ, теперь уже старшему смены «Режима» +7 (863) 272-32-94, и сообщить об этом. Иначе зона в ВП под вас все равно будет зарезервирована (но неактивна). Теперь настало время подачи Плана полетов (FlightPlan, FPL, ФПЛ). Все, что будет написано ниже, распространяется как на полеты в ВП Класса C (при наличии согласования), так и на полеты в ВП Класса G (для подачи уведомления).
"Подача плана полетов (FPL)"

План полета составляется в соответствии с Табелем сообщений). Этот документ, помимо прочей полезной информации, содержит утвержденную форму Плана полета ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Также подробно расписано, что и какое поле должно содержать, ну и сам язык сообщений. Это, по сути, язык сокращений авиационных телеграфистов (вспомним ТЧК ЗПТ), принятый в большинстве стран Мира и утвержденный на уровне ICAO (ИКАО, Международная организация гражданской авиации, International Civil Aviation Organization), дабы соблюсти единые стандарты этих самых сообщений. И естественно, что все сокращения приняты в латинице. Но на территории некоторых стран бывшего СССР определенной категории пользователей разрешено использовать кириллицу при заполнении некоторых полей плана полетов:
"Выписка из ТС"
Во избежание несоответствий и разночтений, было утверждено Соответствие (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) каждой букве латинского алфавита определенной буквы кириллицы.
С языком разобрались, теперь переходим к заполнению и отправке формы.
Для упрощения подачи Плана полетов была внедрена «Система представления планов полетов по сети Интернет». Но к великому сожалению только немногие из нас могут ей воспользоваться, поскольку для авторизации в ней необходимо иметь свидетельство пилота. А поскольку мы освобождены от его получения, то пользоваться данной системой могут только те пилоты СЛА, которые имеют такое свидетельство (например, получали его для полетов на СЛА более 115 кг., но летают и на обычном параплане). Правда, известны случаи, когда пилоты СЛА, не имея свидетельства пилота, обращались в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с просьбой присвоить им логин и пароль для входа в систему, обосновав свои требования, и требуемое они получали. Здесь описана процедура, как это делается. У кого получится, здесь можно посмотреть видеоинструкцию, как пользоваться ресурсом. Можно пробовать, а пока рассмотри вариант подачи ФПЛ без доступа к этой Системе. Начнем с заполнения формы, потом перейдем к ее отправке.
Заполняем FPL по образцу:
Структура FPL
Начинаем с Поля 3.
"Поле 3"
Соответственно заполняем поле 3 - "(FPL".
"Поле 7"
Соответственно заполняем поле 7 - "ZZZZ".
"Поле 8"
В первой части поля 8 заполняем «V», во второй - соответственно «G» (либо «X»).
"Поле 9"
Поскольку в Представлении на МР заявляли 30 СЛА, то в первой части поля 9 пишем «30». Вторая часть поля заполняется в соответствии с Перечнем типов ВС «Doc 8643 ИКАО»
"Условные обозначения типов ВС"
Соответственно заполняем вторую часть поля «ULAC».
Ну и третья часть поля – «Категория турбулентного следа» - пишем «L».
"Поле 10"
Наши радиостанции, вариометры и GPS-навигаторы не рассматривается, как оборудование, потому данное поле заполняем «N/N».
"Поле 13"
Поскольку наши старты, как правило, не имеют буквенного обозначения, в первой части поля пишем - «ZZZZ». Во второй части поля пишем заявленное в «Представлении на МР» запланированное время начала полетов - «0700», что соответствует 07:00 мирового скоординированного времени (UTC), или 10:00 местного (для Крыма) времени.
"Поле 15"
В первой части поля 15 (скорость) пишем «ZZZZ».
Во второй части – указываем заявленную в представлении на МР высоту, пишем «М0220», что соответствует 2200 метров над уровнем моря (ASL).
В третьей части расписываем маршрут. Но поскольку мы заявляли в «Представлении на МР» полеты в «зоне» (район полетов) формы круга, после обозначения высоты в косых скобках записываем «/ZONA R003 4445N 03425E/», где R003 – радиус 3 км, 4445N 03425E – координата центра зоны.
"Поле 16"
В первой части поля 16 «Аэродром назначения» пишем «ZZZZ», поскольку наш «аэродром» не имеет индекса.
Во второй части «Расчетное истекшее время» пишем «0800», что соответствует 8 часам 00 мин. Расчетному времени полетов, заявленному в «Представлении на МР» (с 07:00 до 15:00 UTC).
"Поле 18"
Начинаем заполнение поля 18 с признака EET/. Записываем «URFF0001», где URFF – это четырехбуквенный индекс аэропорта Симферополь (из этого Сборника), а 0001 – это 00 часов 01 минута, время с момента взлета до входа в зону ответственности этого аэропорта.
Далее идем подряд по ТС.
Поскольку мы говорим о ВП класса C, то признак «STS/» пропускаем, в классе G писали бы «STS/23»
Далее здесь через пробел пишем (и по аналогии везде в поле 1:
«DEP/4445N03425E», признак «DEP/» - аэродром вылета, а в нашем случае координаты старта в установленном формате (совпадают с координатами центра заявленной зоны).
«DEST/4445N03423E», признак «DEST/» - аэродром прилета, в нашем случае координаты точки приземления (у нас поляна под горой).
«DOF/180222», признак «DOF/» - дата полетов (именно в таком установленном формате), что в нашем случае соответствует заявленной в Представлении на МР дате - 22 февраля 2018 г.
«TYP/ULAC», признак «TYP/» - тип ВС. В нашем случае мы заявили групповые тренировочные полеты однотипных ВС (30 парапланов, дельтапланов, т.е. СЛА (или ULAC, в соответствии со перечнем типов ВС), и их количество указали в поле 9.
«OPR/ХРЕНОВО» признак «OPR/» - эксплуатант, в нашем случае руководитель полетов, руководитель клуба – Хреново Гадя Петрович. (Как уже писал ранее, данный признак можно заполнять кириллицей).
«RMK/PERM МР 98 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 30 СЛА ПАРАПЛАН ДЕЛЬТАПЛАН МАССОЙ ДО 115 КГ ТЛФ РП 89783233223)», признак «RМК/» - дополнительная информация (данный признак тоже разрешено заполнять кириллицей). В нашем случае указываем номер согласования, полученный в телефонном режиме после отправки Представления на МР, остальное пояснений не требует.
Мы заполнили бланк Плана полета. Вот, что у нас получилось:
"FPL"

Теперь нужно сконвертировать данный файл в нередактируемый PDF файл, дабы никто случайно не внес туда ошибку.
Форма заполнена, теперь переходим к ее отправке. Как уже писал выше, отправлять ФПЛ можно разными способами (Через «Систему представления планов полетов по сети Интернет», на бумажном носителе лично или через почту, факсом, по телефону), но наиболее приемлемый в нашем случае способ – это письмо на электронную почту ZGNwa0B5dWcuZ2tvdmQucnU= в Ростовский Зональный Центр.
"Требования по отправке сообщения ФПЛ"
Прикрепляем к письму файл ФПЛ в формате PDF, в теме указываем «ФПЛ».
Когда подается ФПЛ? В нашем случае регламентировано не ранее чем за пять суток, но не позднее 1 часа (в классе G за 30 мин.).
"Срок подачи ФПЛ"
Лучше подавать за день. Далее нужно удостовериться, что ваш ФПЛ получен. В течение часа после отправки нужно позвонить в Ростовский ЗЦ по тел. +7 (863) 272-37-98 (Начальник смены) или +7 (863) 272-36-64 (Отдел планирования), и убедиться, что письмо получено. Обязательно укажите, что отправляли на E-MAIL, иначе не найдут.
В день полетов за час до заявленного времени желательно позвонить в Симферопольский РЦ на телефон (не официальный, без записи разговора) +7978-077-24-07, и удостоверится, что ваш ФПЛ из Ростовского ЗЦ им переслан и получен.
Далее, если вам все подтвердили, за 10 мин до заявленного времени нужно позвонить в Симферопольский РЦ на официальные номера +73652-605-210, +73652-605-211, и запросить «условия». Все разговоры по этим номерам записываются, потому ничего лишнего, краткий доклад о готовности к началу работы (или о переносе), получили условия, все.
По окончании полетов, но не позднее заявленного (разрешенного) времени, звонок на те же официальные номера Симферопольского РЦ, и доклад, об окончании работы.

"Глоссарий:"
Теперь давайте поговорим, кто, где и когда может и будет закрывать «Местный режим».
«ГДЕ» (Старты). На Клемухе уже давно это делает Жукарин (ранее делали Пешков и Ефремов).
Думаю, пока следует начать с основных используемых стартов: Тас-Тау, Строгоновка, Ай-Петри, Кача. Далее можно расширить список, когда «набьем руку», и диспетчера к нам немного привыкнут. Можно подавать и маршрутные полеты (там заявлять следует немного по-другому), но начать следует с «ЗОН». Ласпи - сложнее (там запретная зона), но возможно (и нужно), требуется согласование с ФСО, необходимо заниматься.
«КТО». Это может быть любой пилот, но зоны не должны накладываться одна на другую, а потому придется заявлять групповые полеты, указывая максимальное предположительное количество пилотов. А соответственно (логичнее всего) эту функцию могли бы взять на себя руководители клубов (школ), как наиболее часто летающие (либо любой желающий). Каковы возможные варианты? Например:
1. Установить очередность. Между взявшими на себя эти функции, составляется график дежурств (например, на месяц). Предположим, мне выпадает 1 августа. 27 июля я смотрю прогноз и подаю заявки на все предполагаемые под этот прогноз старты, даже если я в этот день не планирую летать. Выполняю все процедуры до конца по всем заявленным зонам (подача планов, звонки и т.п.).
2. Распределяем старты между взявшими на себя эти функции. Например, Петя всегда отвечает за Тас-Тао (даже, если летает в этот день в Каче), Вяся, за Строгоновку и т.п.
3. Предлагайте свои варианты. Обсуждаем.
На допущенные мной ошибки или неточности тоже указывайте.
Selozer
(аноним)
24 Окт 2022
Re: ВП Класса С
Не работает ссылка на ОБРАЗЕЦ «Представление на местный режим (МР)» в разделе "Краткий перечень необходимых действий"
Можно как то исправить?

Если нет, то возможно ли выслать на почту: c2Vsb3plckBpbmJveC5ydQ== ?
Желательно, Представление в произвольной форме от физического лица, а не то, что подается от федераций на период соревнований.

Спасибо!
Сергей Локк
26 Окт 2022
Re: ВП Класса С
Посмотри тут:
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

  Форумы paraplan.ru ParaForum Правовые вопросы ВП Класса С