Лет 10-15 назад Андрей Собетов высказал оригинальную мысль, что главная уникальность параплана в том, что на нем можно выработать уверенные навыки пилотирования не отрываясь от земли (с помощью "наземки"). Этого же мнения придерживаются, как мне кажется, Тюшин Вадим и многие другие авторитетные инструкторы.
Мой же летный опыт и отчасти опыт обучения говорит другое. Наземка безусловно очень важна и полезна, но в основном лишь для отработки навыков уверенного старта (а старт на параплане действительно экзотичен) как начального уровня так и в усложненных условиях. Парапланерный КУЛП был принят на основе дельтапланерного, который в свою очередь "срисован" с обычного авиационного. Может это и не совсем правильно, но каждый инструктор подходит к процессу обучения творчески. Общая же схема учебного курса подходит для любого л.а. и уникальность чего либо здесь не причём. При наземных упражнениях крыло нагружено значительно меньше, чем в полёте, отчего меньше нагрузка на клевантах, отличны потребные управляющие хода, другие углы атаки. Управляемость крыла совершенно отличная от полетной. "Заякоренность" системы пилот-крыло при наземке не позволяет почувствовать действительно большое отличие пара плана от других л.а. - сильную маятниковость. Мне наземные тренировки почти ничего не дали для роста практического летного опыта. И, напротив, если у человека есть хоть какие-то способности к летанию, первые же управляющие воздействия в воздухе (будь то клеванты или ручка с педалями) дают много информации об отзывчивости аппарата, о амплитудах и интенсивности воздействий. Остаётся только запоминать, осторожно экспериментировать слушая советы инструктора и не торопясь совершенствоваться от простого к сложному. |
Цитата: При наземных упражнениях крыло нагружено значительно меньше, чем в полёте, отчего меньше нагрузка на клевантах, отличны потребные управляющие хода, другие углы атаки. Совершенно верно. Потому удерживать параплан от сложений при таких условиях в турбулентности гораздо сложнее, чем нагруженный параплан в полёте. Приучив своё тело понимать реакции параплана на земле, в полёте становится интуитивно понятно, что происходит с парапланом. Это очень важно, что именно интуитивно, поскольку "теоретики" обдумывающие каждое своё движение, естественно, не успевают за парапланом. Во всяком случае за парапланами класса EN D и выше. Конечно, для людей живущих в Альпах и их окрестностях, роль "наземки" не настолько велика, на мой взгляд, как для пилотов с равнины. |
ppg
05 Янв, 19:59
|
мне всегда было удивительно насколько неуверенно стартуют на соревнованиях. Ну то есть всякие там enzo/boomerang и коконы, но при этом всякая дичь вроде перехватывания клевант в полете через концы, развороты криво косо, какие то не отработанные клевки. Потом по таблице смотришь эти чудовищные значения сотен километров (я вообще никогда так далеко не летал), но с техникой старта не вяжется.
|
A.Krapivin
05 Янв, 23:15
|
Цитата: мне всегда было удивительно насколько неуверенно стартуют на соревнованиях ![]() |
Test
09 Янв, 9:20
|
Ваши фразы говорят только о том, что не было полноценной наземки. Была отработка старта. И все.
Отсюда и все заявления, сомнения, отрицание. ![]() |
Цитата: Собетов позиционировал наземку именно как летный тренажер. Так и есть. Цитата: после долгого, но уверенного прогресирования уже было и не к чему По моим наблюдениям, взрослым состоявшимся мужчинам, особенно после "долгого но уверенного прогрессирования", заниматься наземкой мешает банальная лень. |
Test
09 Янв, 14:33
|
Цитата: в странах с горками не заморачиваются долгими днями наземки с этой целью, а через час, другой выпускают на подлеты. Но как только пилот попадает в слабые и штилевые условия, то у него отсутствуют навыки удержания крыла (в ветер же они не нужны, он сам все делает), при разбеге часто крыло обгоняет и фронталит в самый критический момент. Это четко выражено именно у пилотов динамика. Не у всех, но у большинства. Именно поэтому и идет разговор, что: - наземка является хорошим тренажером без полета. - хорошим тренажером она становится при наличии правильной методики - правильная методика определяется инструктором и его контролем за отработкой навыков. - и еще много чего... |
В этом посте я увидел наземку как тренажер именно старта. Не утвеждаю, что она исключительно для старта, но как полетный тренажер довольно ограниченно.
Забавный курьез. В моей инструкторской практике только один ученик (начального уровня подготовки) получил травму. При наземке в поле споткнулся, упал телом себе на руку и сломал палец. А ведь в Москве холмы более чем далеки от подходящих для обучения. |
Test
09 Янв, 16:06
|
Любой рельеф пригоден для наземки. Самый универсальный - это поле. Но и склоны нужны тоже для отработки стартов со склона и посадки на него. На поле можно отработать 90% навыков, нужных пилоту.
|
Test
09 Янв, 16:44
|
Вера - категория иррациональная.
![]() Книгу по наземке в ближайшее время я не планирую писать. Я видел и анализировал тысячи стартов. И сам выпускал сотни пилотов. И уверяю, что хорошо видна взаимосвязь между наземкой, стартом и полетом. Можно поинтересоваться у учеников Сергея Шеленкова, как вариант. ![]() |
Т.е. речь не идет о конкретной отработанной методике, хорошо опробованной со всеми нюансами лично тобой.
Цитата: И уверяю, что хорошо видна взаимосвязь между наземкой, стартом и полетом Против этого и не возражаю. Дело в том, я считаю, что прочувствовать маятниковость системы крыло-пилот это чуть ли не половина летных навыков, а это возможно только в воздухе. Поэтому с озвученными 90 процентами и не согласен категорически. |
Test
10 Янв, 9:27
|
Цитата: . речь не идет о конкретной отработанной методике, хорошо опробованной со всеми нюансами лично тобой. |
Test
10 Янв, 11:59
|
Цитата: Отработанной, но не зафиксированной. |
TPEHAK
05 Янв, 10:30
|
Поэтому нужно больше летать, чтобы отработать навыки для наземки.
|
Test
06 Янв, 8:38
|
Цитата: Мне наземные тренировки почти ничего не дали для роста практического летного опыта. Как любая тренировка, наземная подготовка должна иметь цели, задачи и последовательность. Тому примером и тренажеры для летчиков, вертолетчиков и прочих. Можно, конечно, игнорировать весь этот опыт и подходы, громко заявляя об особенности параплана, но это от незнания и непонимания. |
ppg
06 Янв, 16:20
|
Основная проблема с наземкой-в-чистом-поле что это скучно. Ну то есть можно разумеется забираться с куполом по стенке прицепа а-ля Майк Кунг (кстати вы видели как он постарел?) Ну или Бобр.
Ну поднял, ну так эдак. Ухом коснулся, вернул, раскачал прыгнул пару раз. Ну и? Скучно. |
jury
06 Янв, 21:44
|
Я видел как он постарел, но посмотрел в зеркало, и успокоился за него ))))
https://www.facebook.com/madmike.kueng/videos/1843434606013318 А летает он и владеет куполом как и прежне. И такие заходы на посадку благодаря его навыкам владения крылом в любой ситуации. Так что, ребята! Если вы пилоты - при любом удобном случае берите крыло и: летайте, тренируйтесь на земле и в воздухе!! |
Test
07 Янв, 12:22
|
Цитата: Основная проблема с наземкой-в-чистом-поле что это скучно. |
Цитата: Мой же летный опыт и отчасти опыт обучения говорит другое. Цитата: При наземных упражнениях крыло нагружено значительно меньше, чем в полёте, отчего меньше нагрузка на клевантах, отличны потребные управляющие хода, другие углы атаки. Управляемость крыла совершенно отличная от полетной. Я уважаю ваш лётный опыт, но эти две цитаты не сходятся. В полёте тоже меняется управляемость крыла от различных ситуаций. Наземка позволит научиться чувствовать крыло, развить "обратную" связь, понять как твои действия влияют на крыло, научится тонко и дозировано контролировать крыло. Это не дельтаплан и не обычная авиация, где из-за жесткости конструкции управление не меняется, в параплане, как мне кажется, главное это адаптация управления(контроля) под ситуацию, и наземка позволяет этот навык развить. А после получения этого навыка, закрепить его на практике в полёте - легче и, самое главное, безопаснее. |
Цитата: И расскажите пожалуйста подробнее как по вашему мнению в полёте меняется управляемость крыла в зависимости от различных ситуаций, не останавливайтесь на общей малоинформативной фразе. Может быть полезным. Для начала дам определение тому, что я имею ввиду под под понятием "меняется управляемость крыла", а потом уже расскажу примеры как меняется. Под понятием я имею ввиду - Меняется ход клевант в зависимости от изменения нагрузки крыла и под влиянием внешних факторов, а за примерами далеко ходить не надо, разгрузку ловили? А что есть разгрузка? Изменение нагрузки на крыло, к примеру левую консоль пытается сложить, так в этот момент нагрузка на левом СК меньше чем на правом, вот вам и изменение управляемости крыла. А негативке не давали развиться? Тут тоже изменение управления, которое вы почувствовали и вовремя ослабили управляющее воздействие. А уж изменение управляемости крыла на асимметрично сложенном параплане вы явно знаете. Иными словами, наземка учит нас активному пилотированию. Возможно тут недопонимание, что под наземкой имеете ввиду вы и что имею ввиду я? Я не позиционирую наземку, как тренировка вывода крыла, а как целый комплекс упражнений (предупреждая ваш вопрос о комплексе упражнений, я не инструктор, у меня нет программы упражнений для наземки) для отработки и поддержания навыков контроля крыла, а под понятие контроля крыла, я включаю и понятие отработки безопасного старта и посадки. "вот одно из упражнений, под которым я понимаю понятие наземка, хоть тут и происходит кратковременный отрыв от земли" Наземка, это как первый этап к развитию навыка активного пилотирования, научившись на земле ходить с крылом туда куда хочешь, подниматься на горку с крылом, касаться ухом земли или наоборот довести ухо до земли но не дать коснуться земли. После этого в воздухе уже можно дальше развивать навык, закреплять его, быть готовым. Всё это в целом повысит вашу безопасность полётов. Так же комплекс упражнений на наземке - это то, что нужно пилоту после долгой зимы, если мало летали зимой, или после смены крыла. "PS" |
Ok.
Приятно почитать неглупого человека. Но активному пилотированию все же надо учиться когда "шасси" в воздухе, сначала в простых условиях, постепенно усложняясь. А что наземка полезна во всех смыслах кто-же отрицат. И кстати в "жесткой" авиации тоже не следует говорить о неизменной управляемости. Она разная при разных скоростях (углах атаки), разной плотности воздуха, не говоря уже о свальных режимах. Просто ощущается она по другим признакам. |
Цитата: Но активному пилотированию все же надо учиться когда "шасси" в воздухе, сначала в простых условиях, постепенно усложняясь. ![]() Цитата: И кстати в "жесткой" авиации тоже не следует говорить о неизменной управляемости. Она разная при разных скоростях (углах атаки), не говоря уже о свальных режимах. Просто ощущается она по другим признакам. |
1bar
09 Янв, 16:47
|
Цитата: Лет 10-15 назад Андрей Собетов высказал оригинальную мысль, что главная уникальность параплана в том, что на нем можно выработать уверенные навыки пилотирования не отрываясь от земли (с помощью "наземки"). Этого же мнения придерживаются, как мне кажется, Тюшин Вадим и многие другие авторитетные инструкторы.
![]() |
vladk1965
21 Янв, 22:49
|
По поводу рефлексов.
Для постановки более точной задачи в тренировочном процессе следует разделить виды спорта на группы, определяющие тип сложно-координационных движений. Первая группа видов спорта, с очень сложными движениями, не подлежащими изменению в процессе их выполнения, такие как спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание. Основным качеством при выполнении упражнений из первой группы является - стабильность правильного выполнения. Вторая группа видов спорта, в которых, движения изменяются под воздействием внешних факторов – игровые виды спорта, бокс, борьба. Во второй группе основное качество – скорость адаптации базового упражнения к поставленной цели. Именно эти различия и определяют основные различия в методиках тренировок. Следует обратить внимание что, постоянные тренировки, направленные на развитие стабильности выполнения базового упражнения снижают скорость адаптации к новым условиям, и на оборот. Так же, при разработке тренировочной программы необходимо помнить, что развитие скорости адаптации происходит только при изучении новых элементов. Как только Ц.Н.С. поняла, как делать движение – обучение заканчивается. Целесообразно, в тренировках на скорость адаптации применять упражнения с постоянно меняющимися заданиями. Специфика тренировок в сложно-координационных видах спорта. Иноземцев Б.Б. |
Лепаж
19 Янв, 13:09
|
Что бы не было общих фраз расскажу как меня учили и какой в итоге результат я вижу сейчас.
Я пришел на поле первый раз 1 марта, к крылу мне разрешили пристегнуть подвеску только в начале мая, первый слет я сделал 20 мая, в среднем за эти почти 3 месяца я занимался не менее двух раз в неделю по 2-3 часа. Причем в основном все это время я работал, а не сидел на поле и пил чай с другими пилотами. 1. Работа с крылом на руках. Т.е. занятия без подвески, в разных условиях, сильный ветер, слабый ветер, совсем в штиль тяжело, быстро выдыхаешься. Суть тренировки понять как работает крыло, как оно валится, как схлопываются уши, как оно фронталит и т.д. Почему без подвески, потому что безопасно, если приходит порыв ты просто отпускаешь один конец и ты в безопасности, с подвеской может подбросить протащить и т.д. Что мы делали, ну понятно в начале просто поднимали крыло, вырабатывали в себе рефлекс подбегать под него когда оно валится, нагружать когда одна консоль проваливается (складывается ухо) и т.д. Причем навык доводился до автоматизма, т.е. у некоторых пилотов понимание как поднять и удержать крыло приходило и через 3 тренировки, но как только происходила какая нибудь хрень сразу тушевались и роняли крыло, задача была выкрутится из любой ситуации, например инструктор мог подойти сзади и дернуть ушную стропу или а ряд на одной консоли и т.п. Далее работа с крылом не смотря на него, т.е. все то же самое только ты не должен смотреть, ты руками должен ощущать заранее что сейчас будет фронталка, или сейчас крыло пойдет в лево и заранее пресекать все его попытки завалиться или сложиться. Как пример было задание с крылом на руках написать на поле свое имя, ну или сбегай до того камешка, а потом до другого, т.е. управлять крылом и вести его туда куда тебе надо, а не куда оно хочет. Повторю что задача была довести это все до автоматизма. То что это быстро надоедает как тут писали и становится скучно, согласен, но что сделаешь таким обучение видел наш инструктор, я с завистью смотрел на учлетов кто занимается уже с подвеской. Когда мне дали подвеску я чуть не описался от счастья. 2. Работа в подвеске, в общем то все то же самое, но уже в подвеске, теперь основной орган управления не концы, а клеванты, этот этап понятно проходишь быстрее. 3. Первые слеты в штиль, тут наверное как у всех, сначала это чистое радиоуправление, далее все более самостоятельное управление, отработка ушей, работа с акселем и т.д.. Причем на этом наземка не заканчивалась, в течении года и далее я очень много времени проводил за наземкой. С тех пор прошло 10 лет активных полетов, на данный момент летаю на компетиторском крыле, участвую в соревнованиях, налет в год 70-100 часов. Сейчас наземкой не занимаюсь совсем, в основном потому что жалко крыло, была бы какая нибудь Бшка, время от времени продолжал бы это делать, мне это нравилось в итоге. Теперь что я с этого получил. Ну во-первых как тут и говорили порой диву даешься как вроде бы опытный пилот который хорошо летает тупо не может стартануть. Когда я первый раз приехал в Непал, был в шоке от старта многих компетиторов, Читинские пилоты очень выгодно смотрятся на фоне остальных в плане старта. Штиль не штиль, попутный старт, ограниченный с деревьями, пофиг, если откуда-то можно стартануть, мы это сделаем. Из за того что я очень много работал с крылом я на автомате работаю со стропами причем не важно во время старта или в полете. Т.е. во время старта поднимая крыло я работаю со стропами как арфист на арфе и мои пальцы автоматом выбирают ту что нужна именно в этот момент для того что бы вывести или увести крыло туда куда нужно, многие такого навыка не имеют и хватают что попадет под руки, в результате крыло валится, тоже самое в воздухе, если уж я профукал сложение руки сами находят нужную стропу, ну чаще всего галстучную конечно. По поводу того нужно ли смотреть на крыло когда летишь тоже не мало было споров, я лично практически не смотрю, потому как очень хорошо его ощущаю, заранее чувствую сложения и тело и руки автоматически их компенсируют. Еще один важный показатель, за все десять лет которые я летаю в Чите было только одно серьезное ЛП когда пилот упал метров с 10 ти сорвав крыло славу богу жив. У учлетов и пилотов первых двух лет вообще ЛП не было. Итог наземка, хорошая и качественная дает пилоту навыки выработанные до автоматизма в работе с крылом, причем повторю не важно при старте или в полете, как результат пилот летает более безопасно. Конечно есть пилоты не занимающиеся наземкой и летающие безопасно, но нужно все таки смотреть на какую то статистику, это хорошо можно проследить по школам или инструкторам у одних количество ЛП больше у одних меньше и это о чем то да говорит. В Чите одно ЛП за десять лет, в Бурятии или Иркутске с десяток как минимум наберется. Тут кто то правильную мысль высказал, трудно делать выводы не имея опыта, если бы у автора темы был хороший опыт наземки он бы и понимал ее значимость, а когда нет и так летается приходят мысли что вроде как и без нее можно. А что касается того что в воздухе крыло по другому загружено и т.д., дак кто бы спорил? Просто в разных условиях пилот приобретает разный опыт, который в купе дает более цельное развитие, когда что то одно игнорируешь или не дорабатываешь, обязательно что то в своем развитии теряешь. |
ученики, которых подвергают таким издевательствам, и которые это терпят, берут от инструкторов значительно больше, чем надменные "ваптабадубы" я-бабло-заплатил-ты-меня-научи-сразу-красиво
в москве это называется "Тюшинская школа" в целом, прогресс более медленный, но зато отсев выше и навыки крепче, что на безопасности сказывается положительно прибыль меньше, массовость меньше, конечно не все школы могут себе позволить такой подход чисто по экономическим причинам |
1bar
19 Янв, 15:08
|
Проходил обучение у Вадима Тюшина в режиме по выходным, имя своë на поле не писал, без подвески занимался еденично, первый слëт где то на 3..4 занятие был (уже не помню точно) а радиоведения в школе не было совсем. В исключительных случаях радиоподсказки (туда не лети, все на землю) но не какой рукой насколько что тянуть или насколько поворачивать.
В целом, даëт оч. уверенное владение крылом на земле и на взлëте и в динамике ну и в термичке ну и на маршруте тоже в разных условиях. |
1bar
19 Янв, 18:57
|
Про маршруты тут такой момент... Может их мало не потому что квалификация, а потому что лень возвращаться или такой социум? (тут конечно я про себя больше, про мой личный опыт) Амбициозная молодежь маршрутит понятно лучше, чем зрелая немолодëжь. Над лебëдочным полем лично я (почти) всегда крутил как остальные примерно.
|
Кстати, по поводу наземки с крылом "на руках" надо быть тоже осторожным. Тут один американец историю рассказывал. Он видел своими глазами, так такой вот "на руках" не успел отпустить крыло при резком порыве, того мгновенно закинуло вверх, и он так и полетел с горки, держась руками за свободные концы. Летел недолго и недалеко, мир его праху.
|
Novikov_Viktor
27 Янв, 16:13
|
А до какой скорости ветра гарантированно не поднимет на ровном поле?
|
Test
27 Янв, 16:42
|
Цитата: А до какой скорости ветра гарантированно не поднимет на ровном поле? Подбросить в сильный ветер может. Да и тут же опустит. А поднять, скорее нет, чем да... Сильный ветер опасен пилоту протаскиванием по земле в режиме кайтинга. Ну и тем, что пилота часто тащит назад спиной вперед, и он не может устоять на ногах, борясь с крылом. Бояться нужно этого, вернее, знать и уметь. Тут наземка и помогает. Особенно, если учесть, что в динамике часто летают в предельный ветер. |
Novikov_Viktor
27 Янв, 17:03
|
Во-во, была ситуация 1:1 как вы написали - подброс, а потом протаскивание назад. После отрыва я тогда затянул клеванты, крыло пошло назад и протащило по земле. Тут видимо не ветер играет первостепенное значение, а навыки наземки. Поэтому нефиг лезть в поля без инструктора)
|
Test
27 Янв, 17:15
|
Про то и речь, что есть объективные внешние факторы (рельеф, место, ветер, солнце, одежда, даже крыло с подвеской), и есть субъективные внутренние (опыт, навыки, состояние, даже настроение).
В порядке факторов риска можете даже рассмотреть захлестывание стропой частей тела пилота, например, шеи. Ситуация, разумеется не такая частая, как подбрасывания, но все-таки существующая, а значит всегда есть шанс. ![]() Цитата: Поэтому нефиг лезть в поля без инструктора) |