Форумы paraplan.ru FAQ Для тех, кто впервые на этом сайте!
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
31 Янв 2006
Для тех, кто впервые на этом сайте!
Вы находитесь на независимом некомерческом сайте посвященному полетам на параплане.

Этот сайт состоит из множества разделов:

1. ПУБЛИКАЦИИ - в нем вы найдете множество интерестных статей написанные пилотами на основе собственного опыта и личных впечатлений от полетов, которые разделяются по следующим подразделам:
- Тест-драйвы - отчеты летной команды paraplan.ru о своих полетах на множестве различных куполов разных произодителей;
- Статьи - сборка очень полезных статей, посвященных различным вопросам парапланерного спорта;
- Безопастность - ввиду того, что любой полет на параплане требует повышенного внимания, то безопастности полетов посвящен специальный раздел;
- Рассказы - здесь вы найдете описание полетов из первых уст - от самих пилотов, их впечатления и эмоции, различные интерестные ситуации в которые они попадают и просто интересные рассказы о парапланерных путешествиях;
- Фотогалерея - здесь расположена огромная фотогалерея в которой пилоты выкладывают для общего обозрения свои фотоматериалы;
- Творчество - отдельные художественные рассказы написанные пилотами на основе своей парапланерной жизни.

2. ФОРУМ - очень обширный мега-форум по самым различным вопросам со кучей всяких разделов и подразделов


- маленькое пожелание для новичков - перед тем, как задать свой вопрос в какой-нибудь форум, убедительная просьба сначала сделать запрос в Поисковую Систему , скорее всего, там вы найдете уже готовый ответ на свой вопрос ...
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
13 Мар 2009
для раздумья ...
Чтобы хорошо летать - надо летать на грани.
Чтобы эту грань знать - надо ее один раз перейти.
фраза одного умного человека


если вы зашли на этот сайт - говорить о том, что летать иногда вредно для здоровья - уже поздно )))

сейчас мне хочется начать с вами беседу о полетах и о том, что вас ждет когда вы осознаете в себе яркое желание начать летать ...

Первое, что вы сделаете - вы пойдете в один из клубов-школ по обучению полетам - как правило там достаточно опытный состав инструкторов и он с удовольствием (за оплату разумеется) научит вас первоначальным навыкам пилотирования параплана.

Процесс освоения первоначальной техникой пилотирования займет у вас как минимум год - не надейтесь пройти его быстрее и не думайте, что сделав 50-100 полетов вы уже чему-то научились для начала самостоятельных полетов - увы, это только начало и летать вам под присмотром инструктора еще как минимум год-другой, а то и больше.

Для примера прочитайте статьи Начинающему пилоту-парапланеристу, Каким мы видим Идельного Пилота и вот этот раздел и много вам сразу станет ясно.

Главное - обучение должно быть постепенным, с полным освоением всего процесса.

Все дело в том, что при полете вы оказываетесь совсем один - все решения принимаете только ВАМИ ЛИЧНО, максимум чем вам могут помочь - это по рации инструктор будет вам передавать команды и рекомендации.
Если вы оказываетесь в нештаной ситуации - вас будут спасать только ваши знания и умения что вы освоили в процессе обучения.

Сразу хочу успокоить романтиков - летать аки птицы вы начнете далеко не скоро, первое время ваше внимание будет приковано к вашему куполу , наработке летных рефлексов и навыков.

Лично я, еще в мальчишкой, разглядывал фотографии сделанные в полете из кабины самолета и представлял - "Вот было бы здорово вот так же посмотреть на землю с такой высоты !!!" - потом прошло много времени, закончил школу, поступил в ВУЗ, немного пообтерся по жизни и наконец-то освоил полеты на параплане и лишь через несколько лет после своего первого полета, идя под кромкой облака по маршруту, я вспомнил свои детские мечты и с удивлением понял - "А смотреть-то по сторонам некогда !!!". Практически все внимание уходит на контролирование полета, купола, приборов, положения в пространстве, окружающей обстановки.

Просто само удовольствие от полета заключается не в любовании землей с высоты, а в самом полете - в ощущении самого процесса, когда ты чувствуешь каждое движение своего купола, движение воздуха вокруг тебя и много другого что не доступно простым людям шагающим по земле ...

С освоением техники пилотирования сам полет постепенно превращается в некоторое подобие медитации - когда ты весь погружаешься в состояние полета - из твоей головы вылетают все мысли кроме тех что связанны с полетом, все твое внимание - только на полет, все что у тебя сейчас есть - только полет и больше ничего.

Не удивительно, что после посадки ты начинаешь понимать что в тебе что-то изменилось и ты уже чуть-чуть другой ...
Возможно - именно из-за этого ощущения изменения нас так и тянет в небо.

Находясь в небе помни что ты там не один - рядом с тобой твой Купол и Небо.

Твой купол - это твой друг, с которым ты должен быть абсолютно на ты - знать все его привычки и особенности, любить его, холить и лелеять и он ответит тебе взаимностью в полете - поможет "выжить" в слабом потоке, вытащит в жестких условиях, подскажет где искать поток ...

а вот с небом - ТОЛЬКО на "ВЫ" - и упаси тебя изменить свое мнение - это единственный твой учитель и оно наказывает жестко и без промедлений ...

Помни об этом всегда.

Успехов в полете и мягких посадок. )))


о том, к чему можно и разумно стремиться ....
Цитата:
От Полета - борьбы с собой, через Полет - достижение невозможного, к Полету - танцу, легкому и свободному, среди великолепнейших декораций, на вечной, даже более, чем мир внизу, сцене.
Дмитрий Бондарев (d_i_m)
http://paraplan.ru/forum/post/604872


Редактировалось: Alaska (27 Июл 2009), всего редактировалось 3 раз(а)
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
27 Июл 2009
Парапланерная терминология
Большое спасибо Олегу за составление в простой и ясной форме краткого описания основных парапланерных терминов ...

http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=58346

Среди парапланеристов в ходу специфическая терминология, которая может быть непонятна новичкам. Или, хуже того, может быть истолкована неправильно. Давайте коллективными усилиями сделаем небольшой словарик:)

Если слово эмоционально окрашено, я рисую рядом с ним смайлик - ну, чтобы было сразу понятно.

Начнемс...

1. Матчасть

Параплан - ну, это слово нельзя не знать:))

Свободные концы - это просто элемент конструкции, грубо говоря, концы строп, которые встегиваются в карабины подвески. К неженатым парапланеристам отношения не имеют.

Уши - края параплана справа и слева. Их складывают, чтобы увеличить снижение. Баянчик: "Пилот захотел снизиться и сложил уши. Высота начала уменьшаться, но пилот захотел снижаться быстрее и сложил уши у параплана".

Купол, он же крыло, он же параплан как таковой. Называется куполом по парашютной традиции, на самом деле его форма не имеет никакого отношения к куполу.

Клеванты - в английском языке они называются более понятно - брейки (тормоза). Ручки на веревочках, привязанных к задней кромке крыла. Затягивая их, можно затормозить левую, либо праву сторону, либо весь параплан в целом. Термин, опять таки, пошел из парашютизма.

Запаска - запасной парашют, который можно кинуть, когда станет очень тоскливо.

Ряд - ряд строп. Словами не берусь объяснить, проще посмотреть на картинке (а лучше - в реале).

Прибор - обычно имеется в виду варик.

Варик, он же вариометр - прибор, который меряет, с какой скоростью вы снижаетесь или набираете высоту. Незаменим для полетов в термиках. Помогает также и в динамиках. Говорят, некоторые летают маршруты и без него - но таких мало. Если варик почуял подъем, он начинает задорно пищать. Есть также функция "паникер" - писк при слишком быстром спуске (у меня отключена).

ЖПС (он же GPS) - нужен либо для соревнований, либо чтобы похвастаться друзьям крутым маршрутом. Обязательный атрбут маршрутника.

2. Что бывает в полете

Затяжка - в равнинной местности парапланы поднимают за веревочку, как воздушные змеи. После отцепки парапланерист летит самостоятельно. Кто-то вниз на старт, кто-то - в термик на маршрут. Бывает 2 разновидностей: активка и пассивка. Активка - лебедка стоит на земле и наматывает трос. После отцепа другая маленькая лебедка разматывает его и возвращает на место. Короче, лучше 1 раз увидеть:) Пассивка - параплан тянут за движущейся машиной, трос постепенно разматывается. Разновидность пассивки - малинка. Трос никуда не сматывается и не разматывается, а постоянно размотан на полную длину. О каждом из этих способов полетать можно много рассказывать, но это уже не относится к словарю.

Секс в подвеске :( - некоторые пассивки из-за особенностей конструкции в процессе затяжки ритмично дергают пилота. Пилоту кажется, что он занимается сексом, причем, он тут - не в активной позиции (хотя и сверху).

Заброс - когда парапланериста резко кидает вверх. Купол при этом обычно уходит назад. Следом за забросом следует клевок. Между этими 2 эволюциями средний пилот успевает произнести 3 одноэтажных или одно трехэтажное матерное выражение. После полетов пилоты достают приборы и меряются, у кого была большая скороподъемность в забросе.

Клевок :( - купол резко уходит вперед. После сильного клевка купол может сложить. Еще бывает "клевок под ноги" - после этого пилот может упасть в купол, образовав конфетку.

Набор - набор высоты.

Спираль - у этого слова есть 2 значения. 1 - термическая спираль - способ набора высоты в термике (парапланерист кружится в зоне подъема, набирая высоту). 2 - глубокая спираль - наоборот, способ сбросить высоту. При этом купол становится воздухозаборниками в землю.

СИВ, он же SIV - от французского "симуляция неприятностей в воздухе". Пилоты выезжают в жаркие страны к морю, забираются на гору, вылетают над водой, далее сворачивают свой параплан прямо в воздухе различными замысловатыми способами, а потом пытаются из этой ситуации выйти. Не получилось - падают в воду, в воду - не больно.

Акро - спортивная дисциплина, когда на параплане в воздухе выделывают всяческие акробатические маневры.

Б-срыв - способ быстро слить высоту. Пилоты вытягивает определенные стропы (на Б-ряду) - параплан теряет форму и резво снижается.

3. Различные неприятности

Сложение :( - общее название для всяческих бяк, когда купол теряет форму.

Асиметрия :( - подворот какой-то части передней кромки справа или слева. Измеряется в процентах. Меньше 30% - фигня. Больше 50% - стремно.

Фронталка :( - подворот всей передней кромки.

Бабочка :( - то же, что и фронталка, но при этом уши сходятся впереди. Само так редко получается, зато этот режим легко получить, если потянуть 2 центральные стропы А-ряда.

Галстук :(( - когда при асиметрии часть купола путается в стропах и не хочет расправляться. Очень опасный режим. Новичков учат: "галстук - запаска!"

Авторотация :((( - бывает после галстуков, а иногда, когда пилот невезучий - и после асиметрий. Режим, когда параплан, бешено вращаясь, несется к земле. Остановить вращение бывает трудно, а иногда и невозможно.

Задний свал :( - в результате срыва потока крыло теряет форму и загибается назад. Пилот падает спиной. Случается в основном по вине пилота, когда он слишком сильно затягивает клеванты. Некоторые инструкторы считают, что из всех опасных режимов надо выходить через задний свал. Некоторые другие инструкторы считают, надо учить искать границу заднего свала на малой высоте над землей. По обеим темам на параплан.ру были мощные срачи дискуссии.

Негативка :( - когда срыв потока происходит только на одной стороне крыла, и оно начинает вращаться. Бывает, когда неопытный пилот слишком сильно затягивает клеванту при обработке потока.

Конфетка :(((( - пилот падает в купол, и купол обматывается вокруг него. Образовавшаяся конфетка летит вниз со скоростью свободного падения. Если пилот не выпутается и не кинет запаску - однозначно смертельный исход, даже об воду.

Пролететь сквозь стропы :( - после клевка под ноги пилот падает на купол, но промахивается. При этом пролетает сквозь стропы. Бррр:(((


4. Что происходит с воздухом, который окружает парапланериста

Термик :) - восходящий поток теплого воздуха. Позволяет набрать высоту под базу и лететь по маршруту.

База - нижняя граница облачности. В термичную погоду у всех облаков нижняя граница - на одной и той же высоте.

Динамик :) - восходящий поток засчет огибания ветром рельефа. Для динамика нужен а) ветер, б) рельеф (гора). Позволяет без усилий держаться в воздухе. Не позволяет отлетать от горы далеко. Развлекуха для чайников и тех, кто не стремиться к сияющим высотам. Впрочем, при наличии термиков можно поймать термик, находясь в динамике - и уйти на маршрут.

Турбула, турбулентность, колбасня :( - ну, когда в воздухе трясет и кидает в разные стороны, а иногда и складывает.

Ротор :( - бывает при ветре около горы с другой стороны от динамика. Параплан, залетевший в ротор, складывает и кидает об землю, и у пилота нет шансов что-либо сделать. Это я пишу с чужих слов, как вы понимаете:) С другой стороны, говорят, что в больших горах ротор не так сильно опасен. Пилотам-компетиторам в угаре спортивной борьбы иногда приходится летать по роторам:)

Инверсия :( - слой более теплого воздуха, который останавливает термики. Хорошо виден - как слой дымки, мути, над которой - чистый воздух.

Голубая дыра :( - обширная область пространства, где нет кучевки, нет потоков, а только нисходняки.

Голубые термики - термики, которые не рождают тучи, и от этого их нельзя вычислить, пока ты сам, или кто-нибудь другой в него не влетит.

Кучевка :) - облачность, рожденная термиками. Имеет специфическую форму. Признак хорошей маршрутной погоды.

Гроза :( - опасна порывом ветра из-под грозы, а также тем, что под грозовым облаком везде и очень сильно поднимает. Пилот вспоминает глубокую спираль, Б-свал и все молитвы. Может засосать на высоту, где нечем дышать и очень холодно. Известны разные печальные случаи. Баянчег: "Выпаривание с 50 метров обычно оканчивается полетом в грозе".

Слив :( - в горных районах, когда солнце садится, склоны охлаждаются. Это рождает спецфическое движение воздуха от вершины горы к подножью. Не позволяет стартовать. Если пилот попадает в слив в полете, он быстро теряет высоту.

Поток :) - то же, что и термик.

Нисходняк :( - термик наоборот - поток воздуха сверху вниз.

5. Какие бывают пилоты

Маршрутники - любители маршрутных полетов - полетов на большие расстояния от термика к термику.

Чайники - ну, как и везде - те, кто не очень круто умеют летать.

Компетиторы - крутые участники крутых соревнований.


продолжение
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=620372

Умереть :( - приземлиться, когда на посадку еще не хочется. При этом не имеются в виду никакие травмы, а просто посадка недолетая до финиша. Умирание - тщетные попытки удержаться в воздухе на малой высоте. Если пилот неожиданно нашел поток и набрал высоту, говорят, что он выжил. Или воскрес.

Из соревновательного:

ППМ, он же точка - поворотный пункт маршрута. Точка на местности, вокруг которой строится цилиндр радиусом 400 метров, в который надо войти. Маршрут состоит из прохождения нескольких таких точек.

Еще из матчасти:

Кокон - разновидность подвесок. Оборудован мешком для ног - позволяет летать в шортах и тапочках высоко под тучей, где холодно. Еще вроде бы уменьшает сопротивление воздуха, хотя в этом не все убеждены. Непременный атрибут компетитора.

Отцепка - устройство, применяемое на лебедках. Через него пилот прицепляется к тросу. Бывает мягкая (состоит из 2 ремешков и ручки), жесткая (из палки, веревки и ручки) а также зубная. Жесткая считается для чайников, зубная - вообще прошлый век. Зубную отцепку придумали дельтеры, но оказалось, что для парапланов такой наворот излишний, а брать в рот железяку, которая повалялась в пыли, а до этого побывала во ртах нескольких товарищей, никто не хочет.

Аксель, акселератор - педаль, соединенная веревочками через болочки с А и Б рядами. Выжимание акселя позволяет лететь быстрее, однако повышается опасность сложений - фронталок и асиметрий. Считается, что сложения на акселе злее.

Из разряда акро:

Винговер - маневр, состоящий из как бы раскачивания параплана из стороны в сторону. На самом деле механизм винговера достаточно сложен, и не сводится к простому раскачиванию. Н. Шорохов ввел термин фиговер для обозначения винговера небольшой амплитуды. Большая амплитуда - это когда середина параплана оказывается ниже пилота. Винговер - любимая фигура тандемщиков для выделения адреналина у пассажирок. Также его можно применять, когда надо слить немного высоты.


Редактировалось: Alaska (27 Июл 2009), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
27 Июл 2009
Парапланерная терминология - полное раскрытие темы.
благодаря Valdis, тема терминологии раскрыта практически полностью.

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=620667

Параплан - летательный аппарат, планер с мягким оболочковым крылом, надувающимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъёмная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Парапланеризм (Параглайдинг, Paragliding) - это полеты на параплане. Это не прыжки с управляемым парашютом, а настоящий полет на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Для набора высоты пилоты используют восходящие воздушные потоки: термические (возникающие от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс) и динамические (возникающие при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой).

Список парапланерных терминов:

Авторотация - самопроизвольное вращение параплана, вызванное его несимметричностью, например галстуком .

Айрбэг (Airbag) - разновидность протектора , чье действие основано на использовании воздушной подушки для амортизации.

Акро - устоявшееся название воздушной акробатики.

Акселератор - устройство, при помощи которого пилот способен уменьшать угол атаки крыла , в результате чего возрастает горизонтальная скорость параплана и увеличивается скорость его снижения. Обычно состоит из проводки акселератора, которая через систему блочков соединяет акселераторные узлы на свободных концах с планкой акселератора, на которую пилот воздействует ногами в полете, приводя тем самым устройство в действие.

Аксель - жарг. см. акселератор .

Альтиметр - прибор для измерения высоты (высотомер).

Арочность - степень загнутости крыла в форме арки.

Асимметричный подворот - подворот части передней кромки крыла , который возникает при разгрузке соответствующей части крыла .

Асимметрия - жарг. см. асимметричный подворот.

Асимметричный срыв потока - срыв потока , возникающий на части крыла .

Аэробатика - см. воздушная акробатика.

Аэродинамическое качество - величина, показывающая во сколько раз подъемная сила больше, чем сила сопротивления воздуха; отношение пройденного расстояния к потерянной при этом высоте.

Бабочка - подворот центральной части передней кромки крыла , в результате которого, центроплан приобретает меньшую скорость, чем консоли , которые обгоняют центроплан и сходятся вместе, а крыло приобретает форму подковы. Режим может применяться как средство сброса высоты или акро -элемент.

База - высота нижней границы образования облаков.

Большие уши - режим полета с симметрично сложенными ушами . Применяется для увеличения скорости снижения и, на некоторых парапланах, для увеличения горизонтальной скорости, за счет уменьшения несущей площади крыла .

Брэйк - см. управляющая стропа .

Варик - жарг. см. вариометр .

Вариометр - прибор для измерения скороподъемности. Парапланерный вариометр обычно совмещен с альтиметром , а иногда и GPS-навигатором и снабжен системой звукового оповещения.

Вертолет (Helicopter) - акро -элемент, представляющий собой плоскую негативную спираль без раскачки .

Винговер (Wingover) - от англ. wing over - "над крылом ". Поочередная смена крутых поворотов в противоположные стороны; Пилотажный элемент, заключающийся в поочередной смене разнонаправленных виражей , в котором в каждом последующем вираже используется маятниковая энергия предыдущего виража , а параплан дополнительно "подгружается" за счет возникающей в вираже центробежной силы, благодаря чему возможны большие углы крена параплана(90 и более градусов). Применяется как средство экстренного сброса высоты, а так же как акро -элемент.

Вираж - энергичный поворот параплана.

Воздухозаборник - отверстие в передней кромке крыла , служащее для его наполнения набегающим потоком воздуха.

Воздушная акробатика - разновидность полетов, выполнение элементов сложного и высшего пилотажа.

Воздушная скорость - скорость летательного аппарата относительно воздуха.

Восходящий поток - поток воздуха, движущийся вверх. См. также термический поток , динамический поток .

Восьмерки - пилотажный элемент, последовательность плоских поворотов в противоположные стороны, применяемый для обработки узких восходящих потоков в непосредственной близости к склону.

Галстук - устойчивое запутывание части крыла в стропах; перехлест крыла стропами.

Галстучная стропа - обычно крайняя(внешняя) стропа b-ряда , выходящая на ухо , применяемая для распутывания галстука .

Генератор потока - участок земной поверхности, нагревающий воздух над ним.

Глубокая спираль - спираль, в которой возникает большая скорость снижения(до 20 и более м/с), сопровождающаяся значительными перегрузками(до 3,5 и более g), обычно характерная ориентацией крыла воздухозаборниками вниз. Применяется как средство экстренного сброса высоты.

Глубокий срыв потока - срыв потока , при котором крыло , сохраняя нормальную форму, теряет горизонтальную скорость и набирает вертикальную, переходя в режим парашютирования .

Горка - пилотажный элемент, представляющий собой кратковременный набор высоты парапланом с последующим снижением и возвращением в нормальный полет.

Грудная перемычка - см. грудной обхват .

Грудной обхват - ремень подвесной системы , обхватывающий туловище пилота и устанавливающий максимальное расстояние между свободными концами .

Диагональная нервюра - конструктивный элемент крыла параплана, соединяющий нервюры по диагонали, призванный сохранять профиль крыла при использовании в конструкции редкого стропления .

Динамик - жарг. см. динамический поток .

Динамический поток - восходящий поток воздуха, возникающий при отражении ветра от препятствия, например склона горы или обрыва.

Дискотека - жарг. серия опасных режимов полёта происходящих друг за другом с большой потерей высоты.

Заброс - движение крыла назад относительно пилота; резкое увеличение скороподъемности.

Закрытая секция - секция без воздухозаборника .

Запаска - жарг. см. запасной парашют .

Запасной парашют - спасательный парашют, применяемый в случае отказа параплана.

Инверсия - атмосферное явление, при котором температура воздуха с увеличением высоты остается неизменной или увеличивается.

Интеграл - часть шлема, защищающая подбородок и лицо; жарг. шлем с интегралом.

Качество - см. аэродинамическое качество .

Клеванта - петля, крепящаяся к управляющей стропе , за которую осуществляется управление парапланом.

Клевок - движение крыла вперед относительно пилота.

Кокпит - панель для установки приборов в виде небольшой сумки которая крепится на грудную перемычку

Компенсация - противодействия пилота при разгрузке , раскачке и т.д.

Компетишн - параплан сертифицированный по системе AFNOR в классе Competition; жарг. Очень требовательный к пилоту параплан, предназначенный для спортсменов, выступающих на соревнованиях высокого уровня.

Компетитор - опытный пилот высокого класса (эксперт) регулярно выступающий на чемпионатах высокого уровня.

Конвергенция - восходящие потоки воздуха, образующиеся при столкновении воздушных масс.

Консоль - левая или правая половина крыла параплана.

Конфетка - жарг. падение пилота в собственное крыло.

Косая нервюра - см. диагональная нервюра .

Косонервюрник - параплан, в конструкции которого применяются диагональные нервюры .

Кросскантри ( crosscountry ) - зарубежное название маршрутных полетов .

Крыло - параплан; купол параплана без стропной системы и свободных концов .

Курс - угол в горизонтальной плоскости между северным направлением меридиана и направлением движения.

Кучевка - жарг. кучевые облака.

Мактвист (Mactwist) - акро -элемент, представляющий собой один виток негативной спирали с сильным забросом крыла назад, выполненный в верхней точке энергичной горки .

Маршрутные полеты - разновидность полетов с использованием силы восходящих потоков , направленная на прохождение определенной дистанции или маршрута.

Минус - жарг. снижение; см. нисходящий поток

Муссбэг - разновидность мягкого протектора .

Негатив - жарг. см. негативная спираль .

Негативная спираль - внештатный режим полета, характерный срывом потока на одной из консолей , при котором сорванная консоль движется назад, а другая продолжает двигаться прямо, в результате чего происходит вращение параплана. При этом пилота вращает спиной вперед(негативно), а ось вращения проходит приблизительно через центр крыла . Аналогичен штопору самолета.

Нервюра - конструктивный элемент крыла параплана, вертикальная жесткость, задающая профиль крыла и разделяющая крыло на секции . См. также диагональная нервюра .

Нисходняк - жарг. см. нисходящий поток .

Нисходящий поток - поток воздуха, движущийся вниз.

Ножной обхват - ремень подвесной системы , обхватывающий ногу пилота в области бедра.

Ограждение - конструктивный элемент парамотора , препятствующий попаданию в винт посторонних предметов.

Открытая секция - секция с воздухозаборником .

Паралет - парамотор , смонтированный на колесном или лыжном шасси.

Парамотор - силовая винтомоторная установка, предназначенная для полетов на параплане.

Парашютирование - режим полёта, в котором крыло , сохраняя форму, близкую к нормальной, имеет повышенную скорость снижения (до 12 м/с) и горизонтальную скорость, меньшую минимальной воздушной скорости данного крыла .

Парящий полет - полет с использованием восходящих потоков .

Перфоманс - параплан сертифицированный по системе AFNOR в классе Perfomance; жарг. параплан предназначенный для опытных, регулярно летающих пилотов.

Пищалка - жарг. небольшой вариометр звукового оповещения для крепления на шлем.

Планирующий полет - полет без использования восходящих потоков .

Плоская спираль - см. термическая спираль .

Плоский поворот - поворот, выполненный с малым углом крена.

Плюс - жарг. набор высоты; см. восходящий поток

Подвеска - жарг. см. подвесная система .

Подвесная система - система ремней(лент), удерживающая пилота под парапланом.

Подлет - жарг. ученический полет "сверху вниз"; кратковременный, непродолжительный полет.

Подсрыв - начальный этап развития срыва потока .

Подушка - выравнивание, торможение при посадке; срыв потока , преднамеренно выполняемый на приземлении в непосредственной близости с землей, предназначенный для гашения горизонтальной и вертикальной скорости.

Полный срыв потока - срыв потока , возникающий на всем крыле .

Предсрыв - минимальная воздушная скорость параплана.

Проекционное удленение - удлинение крыла в проекции на горизонтальную плоскость(с учетом арочности ).

Протектор - амортизатор, изготавливаемый из специальных материалов, размещаемый в подвесной системе , предохраняющий спину или бока пилота в случае падения.

Профиль крыла - форма крыла в поперечном сечении.

Пузырь - жарг. узкий, непродолжительный восходящий поток .

Путевая скорость - скорость летательного аппарата относительно земли.

Разгрузка - частичное или полное прекращение воздействия веса пилота на крыло , проявляющееся через уменьшение нагрузки на свободных концах и(или) клевантах .

Раскачка - маятниковые движения пилота относительно крыла , приводящие к изменениям угла атаки крыла и(или) крена.

Ротор - завихрения воздуха (турбулентность), возникающие за препятствием относительно ветра.

Роторная зона - пространство за препятствием относительно ветра, в котором возникает ротор .

РУД - ручка управления дроссельной заслонкой (газ).

Рысканье - произвольные изменения курса параплана.

Ряды - ремни(ленты) свободных концов , к которым крепятся ряды стропления параплана. Нумеруются буквами латинского алфавита начиная с передней кромки крыла : a-ряд, b-ряд, c-ряд и т.д.

САТ(СЭТ) - акро-элемент, представляющий собой спираль с большим углом крена и осью вращения, проходящей между пилотом и крылом , в которой пилот вращается спиной вперед(негативно).

Секция - часть крыла , ограниченная двумя соседними нервюрами . См. также открытая секция , закрытая секция .

Симметричный подворот - симметричный подворот передней кромки крыла . См. также бабочка , большие уши .

Слив - жарг. см. нисходящий поток .

Сложение - потеря нормальной формы всего крыла или его части, возникающая при разгрузке всего крыла или его части, связанная, как правило, с выходом крыла на чрезмерно малые углы атаки . См. также асимметричный подворот , симметричный подворот , фронтальный подворот .

Свободные концы - система ремней(лент), к которым крепятся стропы параплана, служащая для соединения параплана с подвесной системой . Обычно бывают трех- или четырехрядными - по количеству рядов строп.

Спидбар (Speedbar) - см. акселератор .

Спираль - продолжительное вращение параплана в одну сторону. См. также глубокая спираль , термическая спираль , негативная спираль .

Спутка - жарг. см. спутная струя .

Спутная струя - завихрение воздуха, возникающее за летательным аппаратом.

Срыв потока - нарушение нормального обтекания воздухом крыла или его части, связанное, как правило, с выходом крыла на чрезмерно большие углы атаки . См. также асимметричный срыв потока , полный срыв потока , глубокий срыв потока .

Срывные режимы - режимы полета, возникающие в результате срыва потока .

Стандарт (Standard) - параплан сертифицированный по системе AFNOR в классе Standard; жарг. простой в управлении, безопасный параплан начального уровня.

Стропление - см. стропная система .

Стропная система - система строп параплана.

Тангаж - угол между горизонтальной плоскостью и центральной хордой крыла.

Твист - закрутка строп параплана, вызванная вращением крыла относительно пилота или пилота относительно крыла .

Телега - см. паралет .

Термик - жарг. см. термический поток

Термическая спираль - спираль , характерная сравнительно малым радиусом поворота и малыми углами крена. Применяется для обработки термических потоков .

Термический поток - восходящий поток воздуха, возникающий за счет разницы температуры прогрева различных участков земной поверхности.

Термичка - жарг. термические потоки .

Точка росы - температура воздуха, при которой влага содержащаяся в нём конденсируется, превращается в пар.

Трайк - см. паралет .

Триггер - участок земной поверхности, линия контраста, препятствие или особая форма рельефа, провоцирующие отрыв нагретого воздуха от земли(сход термического потока ); место схода термического потока .

Триммер - устройство увеличения установочного угла атаки крыла ; минус-триммер - устройство уменьшения установочного угла атаки крыла ; триммер смешанного типа служит как для увеличения, так и для уменьшения установочного угла атаки крыла .

Турбулентность - беспорядочное, хаотичное движение воздуха.

Тэйлслайд (Tailslide) - акро-элемент, полет параплана задом в подсрыве .

Угол атаки - угол между плоскостью крыла и набегающим потоком воздуха.

Удлинение - отношение квадрата размаха крыла к его площади.

Управляющая стропа - стропа, служащая для управления парапланом.

Ухо - законцовка крыла параплана, несколько крайних секций .

Учлет - жарг. начинающий пилот (ученик).

Ушная стропа - крайняя(внешняя) стропа a-ряда , применяемая для режима большие уши .

Фиговер - жарг. ученический винговер с малыми углами крена; плохо выполненный, опасный винговер ; шут. от винговер .

Фронталка - жарг. см. фронтальный подворот .

Фронтальный подворот - подворот всей передней кромки крыла , возникающий при разгрузке всего крыла .

Ханваги - жарг. парапланерные ботинки фирмы Hanwag.

Хелилэндинг (Helilanding) - акро-элемент, приземление в негативной спирали , выполненной в непосредственной близости с землей.

Центровка потока - обработка восходящего потока в термической спирали ; поиск наилучшего места подъема в восходящем потоке.

Центроплан - центральная часть крыла параплана.

Ямка - пилотажный элемент, представляющий собой кратковременное снижение параплана с последующим набором высоты и возвращением в нормальный полет.

AFNOR - французская система сертификации парапланов.

Brake - см. управляющая стропа .

B-срыв - режим полета, связанный со срывом потока , вызванным изменением профиля крыла , за счет вытягивания b-ряда стропной системы . Применяется для экстренного сброса высоты.

CEN - единая евронорма на парапланы пришедшая на замену системы сертификации парапланов AFNOR. С 2006г CEN заменила собой в Европе как AFNOR, так и DHV. Тем не менее сертификация DHV по-прежнему обязательна для парапланов, продаваемых в Германии.

DHV ( Deutscher Hangegleiter Verband ) - немецкая организация, имеющая широкие федеративные функции и полномочия. В рамках DHV существует и система сертификации лётной техники: дельтапланов, жесткокрылов, парапланов, подвесных систем и протекторов, спассистем. .

GPS-навигатор - прибор спутниковой навигации.

SIV-курс - комплекс упражнений по отработке внештатных и опасных режимов полета, выполняемых над безопасной средой (над водой)

Wagas - разновидность воздушной акробатики , пилотаж на сверхмалых высотах в непосредственной близости с землей.

XC - сокращение от crosscountry .

  Форумы paraplan.ru FAQ Для тех, кто впервые на этом сайте!



Перейти: