Форумы paraplan.ru FAQ FAQ - РАЦИЯ и радиосвязь
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Авг 2006
FAQ - РАЦИЯ и радиосвязь
инструкции для YAESU/VERTEX>>

тут почти все
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=225018
хороший сайт по радиосвязи
http://www.kbberkut.ru/faq.htm

порядок радиообмена
http://paraplan.ru/forum/files/266/514770362.pdf
http://files.radioscanner.ru/avia/file/phraseology.pdf
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=440257

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=692964


Редактировалось: Alaska (18 Янв 2010), всего редактировалось 11 раз(а)
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Авг 2006
Как выбрать рацию и как ей пользоваться - советы профессионала
Когда говорят "хочу купить рацию для полетов, но в рациях не разбираюсь, так какую выбрать?", первый и основной встречный вопрос - а для чего? Точнее, с кем именно вы хотите связываться? Если "ездим компанией, хотим беседовать друг с другом" - это простой вариант. Тут подойдут почти любые доступные модели, на любой диапазон. Скорее всего, это будут LPD-рации, то есть маломощные аппараты на 433 МГц (точнее, 433.075-434.775). Они дешевы, продаются в спортивных магазинах и практически легальны при "упрощенной процедуре регистрации", которая обычно сводится к заполнению документов прямо в магазине.

Но если вы планируете ездить в разные летные места и связываться с "тамошними", а тем более - участвовать в соревнованиях, вам нужна рация на 144-146 МГц. Именно этот диапазон принят на большинстве "серьезных" парапланерных мероприятий. Основной плюс его по сравнению с 433 - большая дальность связи в условиях отсутствия прямой видимости, например, в лесу. В некоторых клубах и летных местах, однако, используется диапазон 433 МГц. Таким образом, вывод - нужна станция на 144-146 или двухдиапазонка.

Два слова о других диапазонах.
* 27 МГц, он же Си-Би. Насколько я знаю, парапланеристами в России не используется. Основные минусы - зашумленность и трудность создания хорошей портативной антенны. Впочем, есть и плюсы: дешевизна аппаратуры и простота получения легального разрешения.
* 108-137 МГц, авиационный диапазон. Коротко: даже и не думайте!
* 140-170 МГц за пределами радиолюбительских 144-146. Иногда используется (так как рации на 144-146 часто работают и шире любительского участка), но.. лучше бы вы не рисковали. Без надлежащего разрешения абсолютно нелегален.
* 462-467 МГц, он же GMRS/FRS. Иногда используется. Нелегален.

Теперь скажу чуть подробнее о диапазоне 144-146, он же - "два метра". Данный диапазон выделен для работы радиолюбителей. Т.е. официально для выхода в эфир необходимо иметь оформленную "радиолюбительскую категорию". Получить ее в общем-то несложно (хотя и сложнее, чем LPD-шное или СиБи-шное разрешение). Но, если стоять на формальных позициях, даже и "с лицензией" работа парапланериста на этой частоте окажется не вполне законной, так как регламент радиолюбительской связи накладывает много ограничений, которые вам выполнить не удастся.

Что же делать, чтобы минимизировать возможные неприятности себе и помехи другим от работы в эфире?

Прежде всего, старайтесь никому не мешать. Перед выходом в эфир проверьте, свободна ли частота. Если вы слышите, что она занята - уйдите на другую. Если вы уже договорились встретиться на этой частоте, а она оказалась "не вашей" - постарайтесь найти взаимоприемлемое решение. ХУДШЕЕ, что вы можете придумать в эфире - это затеять скандал на тему "нет, это моя частота". "Помните, что если вы спорите с идиотом, он в этот же момент делает то же самое!" Если вы собираетесь ехать в новое место, лучше всего - узнайте, какова там практика использования диапазона.

Вообще, очень хорошо иметь хотя бы базовые представления о практике и этике радиолюбительства, о занятых и свободных частотах и т.п. Так, следует знать, что для работы частотной модуляцией (а у вас именно такая) на "двойке" разрешен участок 144.500-145.800 Мгц. Кроме того, 145.500 - частота общего вызова Частоты 145.000-145.200 и 145.600-145.800 могут быть заняты так называемыми репитерами (ретрансляторами), . Использовать их также не следует, если только вы не знаете совершенно точно, что на такой-то частоте в радиусе досягаемости репитера нет. Ну а лучше - иметь знакомых "официальных" радиолюбителей. или же самому быть таковым. И помните, что с радиолюбителями лучше дружить, чем иметь испорченные отношения. Если вы однажды сядете где-то вдали от дорог и "баз" мобильной связи, именно радиолюбитель может оказаться тем, кто услышит вас первым.

Еще несколько советов.
* По возможности представляйтесь в начале передачи, называйте позывной или имя. При окончании передачи давайте собеседникам понять, когда именно вы отпускаете кнопку. Помните, что перебить говорящего невозможно! Не увлекайтесь монологами.
* Нажимайте тангенту четко ДО начала произнесения фразы, не глотайте слоги.
* Никогда не включайте VOX (автоматический переход на передачу), даже если он у вас есть. По крайней мере - в воздухе. А лучше - никогда.
* Не злоупотребляйте станцией в городе. Если у вас нет надлежащего разрешения - в городе лучше вообще ее не включайте. Мобильник тут лучше!
* Если у вашей станции регулируется выходная мощность - не ставьте мощность большую, чем необходимо. В зоне прямой видимости (скажем, на горе) вполне хватит и 0.5 ватта. Помимо прочего, это еще и экономия вашего аккумулятора.
* В большинстве станций есть так называемые "субкоды", позволяющие организовать несколько "как будто бы независимых" каналов на одной частоте. Помните. что это не панацея! Да, вы не слышите "конкурентов", но если вам понадобилась экстренная связь, а частота ими занята - увы, связи у вас нет.
* Если в вашей станции есть функция "ограничение времени непрерывной передачи" - включите ее. И время поставьте поменьше. не более 1 минуты. Не так редко бывают ситуации, когда один аппарат с "залипшей" кнопкой передачи оставляет без связи всю гору.
* Знайте ресурс вашего аккумулятора, почаще смотрите его напряжение (если станция это позволяет). Позаботьтесь о запасном аккумуляторе, об автомобильном заряднике.
* В некоторых ситуациях бывает полезно иметь внешнюю антенну. Но учтите, что антенна должна быть спроектирована и изготовлена правильно. Ненастроенный кусок "абы какого" провода может работать даже хуже штатной "резинки", а если особо не повезет - может вывести из строя выходной транзистор. Не включайте станцию на передачу без антенны.
* Если вы принадлежите к одной из летных компаний, а в окрестностях есть другие - примите меры к тому, чтобы знать их рабочие частоты. И скажите им ваши. Мало ли что.
* Ну и наконец, если вы находитесь в летном месте, хорошей практикой будет держать станцию на приеме, даже если никто из "ваших" сейчас не летает.

автор Потапий
там же по ссылке большой тред по данному вопросу

http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=27358


Редактировалось: Alaska (17 Авг 2006), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Авг 2006
Выбор частоты для радиосвязи (144,800-144,975мГц)
В кратце:
Диапазон где мало кому мешаем: 144,800-144,975мГц с шагом в 25мГц
Либо 433…434,5мГц - коммерческий диапазон.

1) Не надо делать помойку из диапазона 144-146мГц !!!!
Есть прекрасный участок диапазона, как я писал выше, это 144,800……144,975мГц.
Почему именно это, а не то, что выше писали 145,225….145,575 или какие другие?
Зная очень не плохо активность в разных регионах России на этом диапазоне, я не безосновательно могу сказать что практически в каждом городке есть радиолюбители, которые работают именно на участке 145,0….146,0 и этот участок в данное время, излюбленное место общения радиолюбителей. НЕ НАДО ИМ МЕШАТЬ! Это по праву их владения. Правильно говорили в обсуждении – с радиолюбителями надо дружить! Они-то как раз и подскажут (на МЕСТНОМ уровне) где у них есть не задействованные частоты, а такие всегда найдутся. Сложнее всего в Москве и московском регионе. Там «свободы» на частотах, нет и не предвидится.
2) Универсальный совет для большинства регионов (и даже Москвы где практически всё занято) ! На радиолюбительском диапазоне 144-146мГц есть участок 144,800……144,975мГц. Изначально радиолюбителями этот участок отведён под работу цифровыми видами связи, в настоящий момент он очень мало используется. Используя именно этот кусочек частоты, с большой вероятностью вам не кто не помешает и вы не кого не потревожите.
Касаемо сетки каналов, то интервал между каналами должен быть с шагом не менее 12,5кГц. А лучше если это шаг будет 25кГц, в этом случае при работе на соседних каналах вы не будете мешать друг другу при условии использования полной мощности вашей радиостанции (5,0Вт) – это особенно актуально на маршрутном обеспечении радиосвязью полёте.
3) Так же хочу заметить что оптимальным диапазоном часто для парадромов и локальных полётов остаётся 433…434,5мГц. Много дешёвых радиостанций, простота совместимости «мыльниц» с хорошими двух диапазонными аппаратами, даёт много преимуществ. А самое главное на этих частотах пока всё демократично (ИМХО, благодаря коммерческому использованию этих самых частот).

автор superartful
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=224912
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Авг 2006
общие рекомендации по радиосвязи
Из личной практики:
Последнее время больше всего использую YAESU VX-2R.
2-х диапазонка. Летний сезон 2005 в а/л "Безенги" использовал ее.
В качестве антенны - телескопическая.
Самоделка. 5 колен. внешний диаметр - около 5 мм. Не принципиально.
Длина меняется от 19 до 78 см.
Для работы на любительском диапазоне 144МГц - раздвигаю около 50см.
Для работы на 430 - минимальный размер.
Отмечу сразу - 19см - это лишку.
Нужно около 17 см (430-440 МГц). Так что имеет смысл укоротить.
Макс длина полезна для диапазона 88-108 (в этой станции он есть, с хорошей чувствительностью).

А вообще - то размер подсчитывается в зависимости от рабочей частоты.
Берется - четверть длины волны.
Антенна достаточно широкополосна, так что гоняться за миллиметрами особо не стоит.

Однако, если скажем, потребуется вызывать МЧС (164,475) то задвинуть
телескопчик до размеров 45 см было бы полезно.

автор RX9AKL
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=215492



А вот на случай посадки где-то за горой можно иметь с собой что-то типа четьвертьволнового штыря с противовесами. Нужно: 2..5 метров 50-омного кабеля, разъем к рации, кусок провода ок. 48 см, присоединенный к центральной жиле, 3 (к примеру) таких же куска, присоединенных к экрану.
При развертывании антенны центрнальный провод цепляется концом к шесту-дереву-любому непроводящему предмету и вешается вертикально (концом вверх). Концы-противовесы свободно свисают вниз вместе с кабелем. И все, в сущности.

Антенна, есс-но, получается настроенная. На 430 она уже хорошо работать не будет.

автор Потапий
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=215458
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
18 Авг 2006
Как выбрать рацию - советы чайника
Благодаря торжеству научно-технического прогресса созданно много видов раций, многие из которых замечательны по своим характеристикам и обладают широким спектром полезных функций, однако специфика полетов на параплане, а также относительно невысокий уровень технической подготовки пилотов в основной своей массе в плане познания таинств транскодеров/репитеров/программаторов накладывают достаточно жеские условия выбора рации для полетов на параплане/дельтаплане.

Итак, определимся по каким критериям мы будем сортировать рации:
1. Рабочие частоты (144 МГц, 433 МГц).
На данный момент на соревнованиях рабочая частота - порядка 144 МГц, значительная часть пилотов (практически - все) также использует этот диапазон, так что примем за факт, что наша рация должна работать на этой частоте, также, ввиду открытости доступен частотый диапазон 433…434,5МГц - этот диапазон больще используют школы при интенсивном радиообмене с учлетами, так что данный диапазон - желателен.
2. Мощность на передачу (5 Вт на 144 МГц).
При полетах в пределах прямой видимости (до 5 км) вполне достаточно режима работы с мощностью 0,5-1 Вт на частотах порядка 144 МГц (при этом снижаем потребление энергии и увеличиваем время работы без замены источника питания или его подзарядки), однако на больших расстояниях, а особенно в горах, где фактор наличия связи становится более чем жизненным необходима мощность хотя бы в 5 Вт. Так что оставим в своем поле зрения рации которые могут выдать 5 Вт в режиме максимальной мощности на частоте 144 МГц.
2. Простота работы, эргономичность (наличие клавиатуры).
Если вы обратите внимание на рации у работников правопорядка или других служб, то вы увидите, что у них есть замечательные рации, но БЕЗ клавиатуры. Дело в том, что рабочие частоты на таких рациях выставляются на специальных устройствах, что должно упростить конструкцию рации, повысить надежность работы и снизить человеческий фактор (нажали не ту кнопку). Ввиду того, что пилотам относительно часто приходится менять свою рабочую частоту (к примеру - выезд на соревнования) и принимая во внимание тот факт, что пилоты в основной своей массе люди достаточно разумные, сделаем вывод что нам нужны рации с полноценной клавиатурой, позволяющей легко настраивать рацию на новую частоту, сохранять ее в память и, при необходимости - переключаться между каналами.
3. Размеры, вес, надежность.
Размеры - чтоб в руку влезало. Вес - чтоб не оттягивал шею. Аккуммулятор - чем больще - тем лучше, если можно ставить пальчиковые аккуммуляторы повышенной емкости - вообще замечательно. Желательно, чтоб рация была хотя бы влагозащищенная, а лучше - водозащищенная. По критерию прочности - желательно металлический корпус.

где смотреть/искать/сравнивать? -ну хотя бы здесь: http://www.radiovnimanie.ru или http://www.vertexstandard.ru/main.html

полезно иногда использовать поиск по поисковикам или по системам типа price.ru - может найдете и подешевле ...

что обычно используют?
вот приблизительный список по возростанию в цене:
- Alinco DJ-195: одна из самых дешевых, на 144 МГц, чуть великовата по размерам
- VERTEX VX-150: на 144 МГц, поменьще размерами, чуть лучше связь, металлический корпус
- Vertex FT-60R: двухдиапазонка на 144 и 430 МГц, корпус - металл
- Vertex VX-5R: двухдиапазонка на 144 и 430 МГц, корпус - металл, чуть меньще по размерам
- Vertex VX-7R: все вышесказанное + водостойкая

короче: смотрите, сравнивайте, задавайте вопросы на форуме ...


Редактировалось: Alaska (03 Апр 2007), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
21 Авг 2006
Мега-FAQ по рациям от Потапия
Параметры и особенности раций

В этих заметках дается краткое описание смысла основных параметров и возможностей типовых "портативок" применительно к нуждам парапланерной братии, не слишком разбирающейся в радиотехнике. Знакомство с этими понятиями может быть полезно перед изучением инструкции на аппарат, который вы подумываете купить. Пункты расставлены примерно по убыванию важности.

Итак:

Диапазон(-ы) при работе на передачу / на прием.
Как мы уже договорились, нам необходим диапазон 144-146 МГц (а лучше - 140-170, 136-174), опционально - 430-440 МГц. Возможно, для связи с кем-то вам понадобится 462-467 МГц (о легальности здесь не говорим). Всеволновой приемник (как в VX-5R, например) - вещь хорошая, но острой нужды в нем нет. Можно слушать авиационную погоду, музыку, "вражьи голоса"... если аккумулятора не жалко.

Мощность, регулировка мощности.
Для связи "в пределах горы" достаточно 0.5-1 Вт, но если вы летаете маршруты - имейте 5-ваттную станцию. Пользуйтесь уменьшенной мощностью, когда полная явно не нужна. У некоторых станций есть функция "автоматический выбор мощности по силе сигнала корреспондента". Я бы не рекомендовал пользоваться этим режимом, если вас больше двух человек - он может сработать неправильно.

Чувствительность.
Типовое значение - около 0.2 мкВ, на него и ориентируйтесь. Разумеется, меньшие цифры означают лучшую (бОльшую) чувствительность.

Тип модуляции при передаче / приеме.
При передаче в нашем случае - всегда ЧМ (она же FM, есть и более хитрые обозначения). Всеволновой приемник должен иметь также АМ и широкополосную ЧМ. SSB (однополосная модуляция) и CW (телеграф) к парапланерному миру касательства не имеют.

Избирательность, половинная девиация.
Избирательность - способность приемника отсекать все то, что передается НЕ на данной частоте. Чем она выше, тем меньше будет взаимных помех при работе двух групп раций на соседних каналах, когда рации расположены территориально близко. Если помехи все же есть - обеим группам следует включить половинную девиацию при передаче.

Шаг сетки частот.
Для диапазонов 144 и 430 принят шаг 25 кГц (иногда применяется 12.5). Многодиапазонная станция обычно имеет разные установки шага. Не следует работать на частотах, не попадающих в стандартный шаг.

Шумоподавитель, его настройка.
Шумодав- узел, обеспечивающий отключение выхода приемника при отсутствии входного сигнала. Вещь нужная, без него динамик будет постоянно раздражающе "шипеть", к тому же без толку расходуя аккумулятор. Помните, что шумодав должен быть правильно настроен. Слишком грубый порог может привести к потере слабых сигналов. Иногда для подавления помех включают работу с субкодами (см. далее).
У большинства раций есть кнопка, выполняющая одну из двух функций: либо она выдает тональный сигнал 1750 Гц, либо принудительно открывает шумодав. Я рекомендую настроить ее на открытие шумодава: это может потребоваться при приеме слабого сигнала.

Субкоды (CTCSS, DCS).
Субкоды - это не воспринимаемые ухом дополнительные сигналы, выдаваемые в эфир вместе с полезной информацией. Приемник (если соответствующая функция включена) открывает шумодав только в том случае, когда принят именно тот субкод, на который он настроен. Это позволяет реализовать две вещи:
-организовать работу нескольких групп корреспондентов на одной частоте, не сильно мешающих друг другу (в этом случае выбираются разные кодовые комбинации);
-надежно защититься от срабатывания шумодава на эфирные помехи.
Но помните, что если ваш приемник закрыт субкодом - посторонний оператор не сможет вас позвать даже в экстренной ситуации. Поэтому не закрывайте приемник субкодами без нужды.

Сканирование.
Функция поиска частот, на которых уже ведется радиообмен. Бывает полезна для оценки "состояния дел" на диапазоне. Разумеется, "засечь" корреспондента можно только в том случае, если он передает именно в данный момент. Возможно автоматическое занесение найденных частот в память.

Панорамный индикатор.
Модификация функции сканирования, позволяющая вывести результат в графическом виде.

Аккумулятор, его тип, контроль напряжения.
Здесь трудно написать что-либо коротко. Поинтересуйтесь типом аккумулятора, временем работы от него на прием и на передачу в разных режимах. Хорошо, если рация позволяет посмотреть напряжение аккумулятора. Узнайте, какое напряжение выдает полностью заряженный аккумулятор, при каком рация перестает нормально работать.

Память каналов, работа с группами каналов.
Занесение частот (каналов) в память - полезная и удобная функция. Детали ее реализации могут быть разными. Возможно задание буквенных имен каналам (например, по клубам или летным местам), возможно сканирование каналов памяти и т.п.

Репитерный сдвиг, разнесенные частоты.
Работа на разнесенных частотах (частота передачи отличается от частоты приема) практикуется при связи через репитер. Если в местности, где вы находитесь, есть репитер - умейте им пользоваться.

Ограничение времени непрерывной передачи.
Функция, выключающая передатчик, если он включен больше заданного времени. Рекомендую настроить. Предотвращает "забивание" диапазона рацией с неисправной гарнитурой (например). К тому же, защитит от разряда аккумулятора в этом случае.

Экономия питания при приеме.
Режим, при котором приемник в отсутствие сигнала включается короткими импульсами. Полезно. Но учтите, что слишком длинные паузы могут привести к проглатыванию первых слогов при передаче. Отсюда рекомендация - при передаче после нажатия тангенты выждать полсекунды, и только тогда говорить.

Прослушивание 2 частот.
В простом случае - приемник автоматически перестраивается между двумя заданными частотами, пока не обнаружит сигнал на одной из них. Дорогие станции могут иметь 2 независимых приемника. Может быть полезно, если в данном районе работает несколько групп с разными частотами. Учтите, что расход аккумулятора при этом увеличивается.

Транспондерная система - ARTS.
Система, непрерывно проверяющая, находится ли рация в зоне слышимости других раций. В наших условиях - вряд ли нужно.

Сброс процессора.
Как и всякое устройство на процессоре, рация может иногда "зависнуть". Выключение и включение питания могут и не вывести ее из этого состояния! На этот случай в инструкции приводится особая последовательность клавиш, выполняющая общий сброс (с очисткой всех настроек или без). Знайте эту комбинацию, она может пригодиться!

Меню, ручки-клавиши, корпус, разъемы, набор принадлежностей...
Этот пункт тоже достаточно важен. Но рекомендации дать трудно. Что для вас лучше - максимальная компактность или же относительно крупный корпус с удобными клавишами и четким дисплеем? И т.п. Выбирайте то, что вам нравится :)

...Короче говоря, вот так и выбирайте нужную вам модель.

автор Потапий
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=225461
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
30 Авг 2006
командные радиочастоты
начало ветки в которой все выдали свои клубные частоты радиосвязи (некоторые из них выпадают из рекомендованного диапазона 144,800-144,975мГц)
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=224584
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
31 Окт 2006
вибро-микрофоны для рации
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=244461
вибро-микрофоны для рации - что за зверь?
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
27 Ноя 2006
о регистрации раций
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=22138
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=15017
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=292217
http://www.mountain.ru/radio/

Регистрации подлежат все радиостанции, независимо от мощности и диапазона частот, которыми мы пользуемся. Другое дело, что если Вы пойдете регистрировать станцию, работающую в диапазоне, на который у Вас нет разрешения, ее не зарегистрируют. Разрешенными для использования любыми физическими и юридическими лицами в России являются: диапазон СВ - 27 МГц (26,970 - 27,860 МГц, 84 канала) - мощности передатчиков до 10 Вт, диапазон LPD 433 МГц (433,075 - 434,750 МГц, 69 каналов) - мощность излучения до 10 мВт (0,01 Вт), диапазон PMR 446 МГц (446,0 - 446,1 МГц, 8 каналов) - мощность излучения до 0,5 Вт. Любительские диапазоны (144-146 МГц, 433 МГц) могут использоваться радиолюбителями, имеющими любительские позывные сигналы. Для использования других частот необходимо получить разрешение на использование частот в ФАС (Федеральное агентство связи) - процедура сложная, здесь не описываю.
Если Вы имеете радиостанцию, работающую в любом из трех безлицензионных диапазонов, для регистрации РЭС Вам необходимо выполнить измерение параметров передатчика, для подтверждения их соответствия разрешенным, получить позывной сигнал в местном РЧЦ (радиочастотный центр) и подать заявку в местный орган Россвязьнадзора (сейчас будет называться по другому - идет очередная реформа). Выполнение измерений и получение позывного обойдется около 400-700 руб, регистрация бесплатно. Если Вы имеете любительский позывной сигнал - подаете заявление на регистрацию в Россвязьнадзор - регистрация бесплатно. Если Вы имеете разрешение на использование частот другого диапазона - для регистрации новой станции необходимо выполнить измерение параметров передатчика и получить позывной сигнал (500-1000 РУБ), подать заявление в Россвязьнадзор - регистрация юбесплатно.
На самом деле все это достаточно запутано и не всегда логично с точки зрения здравого смысла. Стоит только заметить, что по закону о Связи Вы не имеете прваво на ЭКСПЛУАТАЦИЮ незарегистрированного РЭС. И еще, для размышлений о высоком, согласно действующим инструкциям регистрации подлежат ВСЕ WI-FI устройства
автор Alex_II

Еще добавлю.
Порядок регистрации и эксплуатации любительских радиостанций
http://cb-sstv.by.ru/files/instrukt.zip

Решения ГКРЧ:
http://www.minsvyaz.ru/ministry/170/174/1202.shtml

Наиболее простой способ легализовать станцию - стать радиолюбителем:
сдать экзамен на 4-ю категорию, получить позывной, купить трансивер
(разрешено до 5Вт для 4-й категории радиолюбителей), зарегистрировать его.
Это сделать не сложно, но и не быстро (но и не обременительно).

Радиолюбительскую станцию как гражданскую (433МГц) не зарегистрируют
(хотя диапазон ~430...~440МГц и отведен радиолюбителям на вторичной
основе).

В противном случае, при _эксплуатации_ трансивера, "карательные" меры -
конфискация (правда милиция делать этого не имеет права, это делают
инспекторы связьнадзора + милиция, с протоколом фиксирующим факт
эксплуатации - рабочая частота, мощность, местоположение; иначе - до
свидания: нет документированного факта работы - нет вины). Т.е. перевозить - можно (лучше отделив антенну и батарею от станции - чтобы не искушать), включать - нельзя.

В нашем, парапланерном, случае эксплуатация - за городом/в горах.
Вероятность того, что кто-то будет ловить нас со сканером с целью
схватить за ж:у и конфисковать трансивер - близка к нулю.
Если только целенаправленно мешать радиолюбителям - тогда да
(2-х метровый участок принадлежит радиолюбителям и не может быть
использован ни для каких целей, кроме как любительской связи, регламент
- см. документ выше).
И аккуратнее с частотами. Не забываем, что портативки - это "дрова", а не
станции. Они хорошимы быть не могут (особенно многодиапазонки),
потому, что носимые Smile Если мы друг с другом связываемся, скажем, на пределе,
это не значит что мы никому не мешаем. Стационарная техника у радиолюбителей
может быть весьма чувствительна и ловить нас за сотни км.
(антенна+чувствительность - всему "голова", а не мощность; 0.3 Вт
на хорошую антенну раз в 10 дальше "лупят", чем 5Вт на стандартную "резинку" в тех же условиях
автор Vovius


Редактировалось: Alaska (03 Апр 2007), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
28 Ноя 2006
Радио-осмотрительность (Рыболовским от Мячковских)
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=69973

лЕтУ4ий GаДюК wrote:
------------------------------------
Милостивые судари! Сам я не парапланерист - летаю на легкомоторной технике. Зимой, как правило, из Мячково. Частенько прохожу от Конобеево к Бронницам (у нас это тренировочный маршрут №2). Когда немного сносит - проходишь аккурат мимо тусовки в Рыболово. А уж если заходишь от Песков на Раменский, то оказываешься над вашим аэропортом по-любому.
Собственно, спич об-за безопасность полётов. Думаю, тема актуальная для обеих сторон. Например, ситуация в позапрошлую субботу: Иду от Конобеево на Як-18Т, запросил снижение 400 до 150, (заодно, решил сделать пару горок для увеселения пассажиров). И как-то получилось, что не сразу заметил впереди по курсу параплан. (солнце, дымка, белый снег, белое крыло). Разошёлся нормально - метров 200 и с запасом по высоте. Но стало немного тоскливо, учитывая мою скорость в пикировании 270-300км/ч. Думаю, что пилот параплана тоже чуток понервничал.
В конкретном случае неправ, видимо, я. Но таких случаев у каждого летуна - масса. Поэтому возникает архиважный вопрос - пользуются-ли парапланеристы радиосвязью? Может не у каждого пилота, но хотя-бы один приёмник авиадиапазона на старте имеется? Успокойте мою авиафобию - скажите что это так!
Вообще, если не считать того, что Рыболово сидит почти на глиссаде Раменского, крупные борты вам ИМХО малоопасны. Но мы-то - АОН и постоянно работаем на 200-300м. Часто используем большое поле неподалёку от Рыболово для тренировки отказов. Очень много малоопытных курсантов. Плюс ко всему у нас активно летают Л-29 и 39, около Бронниц их пилотажная зона "4й квадрат". Большинство наших реактивщиков достаточно опытны, но ничто человеческое... вообщем - иногда безобразят. Так-что сидючи на частоте Гордого можно узнать много ценной информации. Хотя-бы слушать доклады о проходах ППМ. Наш Дымок тоже работает не закрывая рот.
Вот на всякий случай частоты:
Мячково - 133.0 Дымок
Раменская зона - 124.0 Гордый
Коробчеево - 124.0, 118.8 Бережковка
ДМД-подход - 120.6

Мячковские УТМ:
№1: Мчк-Ждановкое-Паньшино-Б.Алексеевское-Бронницы-Синьково-Мчк
№2: Мчк-Синьково-Шкинь-Конобеево-Бронницы-Синьково-Мчк
№3: Мчк-Ждановкое-Паньшино-Б.Алексеевское-Аксиньино-Семибратское-Пески-Бронницы-Синьково-Мчк

Ещё раз пардон. Сие не есть попытка наезда ФЛАшников на СЛАшников, а просто попытка поднятия больной темы. Летайте безопасно!
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
20 Фев 2007
Каналы, их смысл и количество.
"Количество каналов". Этот термин часто вызывает некоторую путаницу, поскольку для разных типов аппаратов он означает разное. Нижеследующий текст имеет целью эту путаницу уменьшить.

У маломощных радиостанции на 433 МГц (так называемый LPD-стандарт) каждый канал означает вполне определенную частоту. Всего стандарт предусматривает 69 каналов, идущих с шагом 25 кГц. Канал 1 соотвествует 433.075 МГц, канал 2 - 433.100 и так далее (последний, 69-й канал соответствует 434.775 МГц). Если вы иногда практикуете связи между LPD-рациями и "серьезными" аппаратами, таблицу соответствия каналов и частот желательно распечатать и иметь при себе (если вы хорошо считаете в уме, то можно этого не делать!)
Почти все модели LPD-станций имеют все 69 предусмотренных стандартом каналов, но иногда встречаются и "сокращенные" модели, причем каналы у них идут не подряд, что создает некоторую путаницу при связи между разнотипными рациями. Ну а для типичных 69-каналок все просто: если у всех стоит один и тот же канал, все друг друга слышат и могут работать друг с другом (впрочем, не забывайте про "субкоды", о которых вы можете прочесть в другом месте).

У раций диапазона GMRS/FRS (462-467 МГц) и у "Си-Бишек" (27 МГц) картина примерно такая же, конкретный канал - конкретная частота. У Си-Бишек, впрочем, кроме каналов есть еще "сетки каналов", да еще сетка бывает "русская" и "европейская". Но вряд ли это вам понадобится.

У профессиональных раций
смысл понятия "канал" совсем другой. Там каждый канал может быть запрограммирован на любую частоту в пределах диапазона, а каналов обычно немного (типичная цифра 16). Радиостанции такого типа перед выдачей персоналу програмируются (с компьютера) на те частоты, которые предприятию (на котором этот персонал служит в должности охранников, грузчиков и т.п.) разрешено использовать. И все. Работать на каких-то других частотах аппарат без перепрограммирования не может Следовательно, если у двоих владельцев профессиональных раций стоит один и тот же канал, то это... ровным счетом ни о чем не говорит! Совпадающих частот может вообще не быть ни одной. Отсюда сразу становися ясно, что профессиональные рации не подходят свободно летающим пилотам (хотя могут быть неплохим выбором для летной школы).

Ну и наконец, у любительских раций 2-метрового диапазона (которые мы и считаем наилучшим выбором) о "каналах" вообще не говорят. Такая рация может быть настроена на любую частоту в пределах диапазона с дискретностью, равной шагу сетки частот (про сетку частот опять же - см. в другом месте). Называть конкретную частоту "каналом" здесь не принято. Когда же в описании этих раций упоминается "200 каналов" и т.п., имеются в виду каналы памяти. Разумеется, удобно, когда часто используемые частоты занесены в память, да еще помечены буквенным обозначением (например, "клуб такой-то"). Но любительская станция может быть настроена и на частоту, ни в какой канал памяти не занесенную. Кстати, и настройка-перестройка каналов памяти здесь производится с клавиатуры самой рации, без всяких компьютеров (хотя с компьютера настройка тоже возможна).

Итак, всегда помните, что фактически для связи нужно совпадение частот, а уж как это будет соответствовать номерам каналов - тут возможны варианты. Не забывайте также о функции сканирования диапазона - вещь иногда очень полезная.

автор Потапий
продолжение и обсуждение http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=278893
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
28 Сен 2007
!!! сборник тем и топиков ...
Как рацию подвесить?
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=344742

Выбор рации
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=438010
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=437687

Обзор радиостанции Yaesu VX-8R с Bluetooth адаптером и гарнитурой.
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=525094

Кто-нибудь в курсе чем разъём для гарнитуры на yaesu'шной FT-60R отличается от VX-6R/VX-7R?
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=60700
У всех одинаково, только у 6 и 7 резьба и разъёмы механически не совместимы, на нижнем фото переходник на гарнитуру Alinco


Редактировалось: Alaska (05 Окт 2009), всего редактировалось 4 раз(а)
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
18 Янв 2008
Yaesu VX-5 - снятие блокировки
автор MaX
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=386040

Фирма Yaesu выпускает данную модель радиолюбительского
трансивера вот уже 6 лет с 1998 года. Эта модель заслужила
популярность у радиолюбителей благодоря её функциональной
оснащенности, прочному корпусу из аллюминия и широкому
диапазону принимаемых частот.

Радиостанция Yaesu VX-5R - современный, портативный 5 ваттный
многодиапазонный трансивер с большим набором функций, широким
диапазоном приема укомплектованный литиевым аккумулятором.
Наиболее близкий функциональный родственник - FT-50R. VX-5R
имеет много особенностей и функций не описанных в инструкции о
которых и будет рассказано ниже.
Список основных функций радиостанции VX-5R приведен в конце
страницы.

Поколение радиостанции может быть определено по первой цифре
серийного номера:
7Axxxxxx - 7Zxxxxxx - первое поколение (медленное декодирование
CTCSS);
8Axxxxxx - 8Zxxxxxx - второе поколение (медленное декодирование
CTCSS);
9Axxxxxx - 9Zxxxxxx - третье поколение;
0Axxxxxx - 0Zxxxxxx - третье поколение;
1Axxxxxx - 1Zxxxxxx - третье поколение (немного изменена плата
процессора);
2Axxxxxx - 2Zxxxxxx - третье поколение.
Радиостанции первого и второго поколений аналогичны и
отличаются от третьего медленной скоростью опознавания CTCSS (в
режиме монитора и сканирования) и положением перемычек
определяющих конфигурацию. Перемычки расположены в
батарейном отсеке под крышкой модуля барометра и установлены
так XXXOOOXX (1-2 поколение) или так XXXOOXXX (3 поколение), где
X и O соответствует незамкнутому и замкнутому положению.

Расширение диапазона передачи.
Возможны три режима работы любительский (144 - 146 МГц, 430 -
440 МГц), расширенный (140 - 174 МГц, 420 - 470 МГц) и широкий (108
- 222 МГц, 300 - 580 МГц). Для работы в любительском режиме
ничего перепаивать не нужно - включил и работай.Для работы в
расширенный режим перемычки должны выглядеть так XXXXOOXX.
Для работы в широком режиме перемычки должны выглядеть так
XXXXXOXX. После перестановки перемычек нужно сделать
перезапуск процессора радиостанции (Pwr-Mr-VFO-4) при этом все
каналы в памяти будут обнулены.
Назначение перемычек следующее (слева направо):
1 - неизвестно.
2 - диапазон приема. При закрытой только любительский диапазон,
при открытой комбинация клавиш BAND+HM/RV+TXPO при включении
радиостанции переключает диапазон приема с любительского на
широкий и обратно. Может иметь внутренний шунт.
3 - блокировка диапазона 800/900 МГц. В американской версии эта
перемычка имеет внутренний шунт и диод; по некоторым сведениям
частоты 800/900 МГц заблокированы на уровне процессора.
4 - когда открыта - расширенный режим работы на передачу.
5 - когда открыта - широкий режим работы на передачу.
6,7,8 - код страны. XXX-Япония, OOX-Европа, OXX-США,
OXO-Германия, XOX-Азия.
8 - когда закрыта запрещает передачу на 50 и назначает репитерный
сдвиг на частоты 145.6-145.8 и 438.5-439.425 (в американской
версии не работает).
Недокументированные функции
Установка приоритетного канала - в режиме memory удерживать
клавишу (FW) 1 сек., выбрать нужную ячейку памяти и нажать
клавишу (BAND). Справа от номера канала появиться буква "P".
Замеченные недостатки
- при переноске в кармане иногда можно случайно нажать кнопку
вкл/выкл или подсветку;
- длинная жесткая антенна, которая ко второму году в основном
летней эксплуатации вконец разболтала разъем так что отпаялся
центральный контакт. Для восстановления пришлось снимать две из
трех плат и отсоединять гибкий шлейф от них, конструкция которого
оказалась очень нежной и боковые защелки на двух из трех
разъемах просто отломались. Шлейф однако, держится и без них,
посмотрим что будет в дальнейшем.

Характеристики VX5R
Частоты
прием: 0.5-16 MHz, 48-729 MHz , 800-999 MHz;
передача 144-148 MHz, 430-450 MHz,50-54 MHz (некоторые
варианты)
Шаг сетки 5/9/10/12,5/15/20/25/50/100 kHz;

Мощность 5/4,5 Вт (144/430 MHz)
Функции
220 каналов памяти;
10 каналов погоды;
алюминиевый корпус;
прием AM/FM/WFM;
CTCSS кодер/декодер, (DCS);
клавиатура с подсветкой;
автоопределение зоны радиовидимости;
8 Character Alpha Numeric Display;
Time Out Timer (TOT);
двустрочный, матричный дисплей;
Smart Search;
анализатор спекра;
термометр;
барометр/высотомер (опция);
автовыключение питания;
программирование с компьютера;
литиевая батарея большой емкости;
9 ячеек DTMF кода (до 16 цифр каждая);


Редактировалось: Alaska (29 Янв 2008), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
18 Янв 2008
Yaesu FT-60R и FT-60E - снятие блокировки + NOAA
http://mods.radioscanner.ru/yaesu/mod61/

В результате описанной ниже процедуры радиостанция будет работать на передачу в диапазоне 137-174 и 420-470 МГц.

Модификация заключается в удалении резистора очень малого размера. Не беритесь за это, если не имеете достаточных навыков работы с компонентами поверхностного монтажа. Станцию можно сломать.

Обратите внимание, что в результате этой процедуры стираются все каналы памяти и сделанные предустановки!

1. Снять поясной зажим и аккумулятор.

2. Выкрутить 4 винта по краям батарейного отсека - 2 черных и два белых (на фото показаны стрелками).


3. Снять антенну и регуляторы.


4. Пинцетом или игольчатыми щипцами аккуратно снять резиновые прокладки, защищающие оси регуляторов.

5. Выкрутить две гайки, через которые проходят оси регуляторов.


6. Вытащить резиновую крышку, закрывающую гнезда микрофона и DC, повернуть ее на 90 градусов.

7. Аккуратно отделить переднюю панель от корпуса. Начинать лучше снизу. Важно не повредить влагозащитную резиновую прокладку. Отделить от передней панели экран дисплея.



8. Удалите резистор R1164, расположенный на плате справа, почти сразу над клавиатурой (указан стрелками на фото).



9. Собрать радиостанцию в обратном порядке. Включить.

Выяснил, что для раскрытия версии Е нужно удалить кроме 65го ещё и 66й резистор. Тогда она наконец то раскрылась.

ссылку прислал kr. Gena
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=386180

NOAA в Yaesu FT60R
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=438868


Редактировалось: Alaska (11 Июн 2008), всего редактировалось 1 раз
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
29 Янв 2008
Yaesu VX-7R - снятие блокировки
http://mods.radioscanner.ru/yaesu/mod82/

Радиостанции продаются с принудительно ограниченными диапазонами на прием и передачу, точные границы которых зависят от правил региона, для которого предназначенна конкретная партия. Как правило - на передачу открыты только региональные радиолюбительские частоты.

Версии:
TYP: A1 - Японская
TYP: A2 - США
TYP: C2 - Европейская
TYP: B1, B2, B3 - различные свободно-конфигурируемые версии, последняя - максимально раскрытая на прием и передачу.

Версия указывается на наклейке на коробке радиостанции:


Нижеследующая модификация была проверена на версии С2, хотя скорее всего сработает и для других.

1. Снять аккумулятор, отклеить черную пластину, закрывающую гнездо для установки барометра (если барометр установлен, его необходимо аккуратно снять).

2. Найти ряд из 8 перемычек. Некоторые из них соединены пайкой. Перемычки пронумерованы от 1 до 8:


3. Острым твердым ножом или резаком или паяльником надо аккуратно разделить все перемычки, за исключением 3-й. Обратите внимание, что по некоторым другим сведениям можно спокойно разделить все перемычки.

4. После этого радиостанция собирается в обратном порядке и полностью перезагружается удержанием в момент включения кнопок MON/F + HM/RV + Internet Key.

На экране при этом должен появится логотип Vertex, а не Yaesu. Теперь радио должно передавать на 40 - 224.995 и 300-579.995 Мгц.

P.S. Из форума: (почитайте - там много чего полезного написано)

Попробовал на B3-версии.
Изначально была со 2 и 4ой перемычками.
(возможно уже была раскрытая)
Логотип Vertex
Передавала в 50-54/140-174/420-470 MГц

Спаял все и установил только 3ю.
Логотип смелился на YAESU стала передавать в 222-225 MГц, но исчезли с приёма (!) куча диапазонов. Радио УКВ, авиационный...
Более того, урезались в передаче (приёме) и диапазон 420-470, до 430-450.

Вновь взявшись за паяльник, я удалил 3ю перемычку и восстановил 2ю (теперь из всех только 2я).
Перезагрузка и, ура!
Станция передает на расширемном диапазоне.
В том числе и на радиовещательном УКВ.
Логотип Vertex + пиктограмма радиостанции и земной шар с компьютером перед буквой V.

Вывод: Перечень требуемых к удалению перемычек на типах С2 и B3 разные. То, что раскрывает С2, наоборот "удавляет" B3.

На VX-6R версия B3 раскрытие делается так же как и на VX-7R B3. Убирается четвертая перемычка, вторая остается.

  Форумы paraplan.ru FAQ FAQ - РАЦИЯ и радиосвязь



Перейти: