Форумы paraplan.ru FAQ FAQ - безопасность полетов
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
20 Июн 2007
FAQ - безопасность полетов
Парни! Не играйте в полетушки возле больших самолетов! Это просто кажется, что вы нормально и спокойно разошлись на большом (для нас) расстоянии. Нам все легко и просто, а у них реально седых волос прибавляется... Первая мысль при виде параплана даже одного и даже на большом расстоянии, - где-то, значит, еще... И вполне возможно, что и за облаком по курсу. И вот это "где-то" и вымораживает часть мозга ответственного за цвет волос... и за судьбы пассажиров... Просто представьте, что вы сами со своими детьми летите в самолете, где пилот "подморожен" видом незаявленного параплана (или хуже - парапланов) в его зоне.
Дмитрий Запрягаев

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=314510

К девушкам тоже относится !!!


Авиационные карты и схемы аэропортов
http://paraplan.ru/forum/files/84/1315498265.png

Организация полетов в Геленджике.
Уважаемые начинающие пилоты и их инструкторы.Если Вы решили поехать на Черноморское побережье России в район Анапы,Новороссийска,Геленджика,то по приезду обязятельно свяжитесь и зарегистрируйтесь:

Анапа-Кирпиченков Дмитрий:+7-906-431-17-20;
Новороссийск-Кузьменко Константин:+7-908-683-42-64;
Геленджик-Косилович Виталий:+7-928-221-35-36.
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=802534

таки нашлись шибко "умные" и не послушались
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=330257
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=55789
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=89374

К сожалению народ умнеть не собирается ...
Навеяно Парамотор против ТУ 134.....
Хотите смейтесь, хотите нет. Но че-то мне стремно.
ПОДРОБНО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=377872
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=47133
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=638130
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=60463

а тепреь - как правильно делают у кого голова на месте - пример из Молдовы
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=56124
Цитата:
открытие, закрытие а также промежуточная культурная программа выше фсяких похвал, атмосфера большой, дружной крепкой семьи и еще много красивых и добрых слов можно сказать, но понимаю что я тут с бокалом молдавского, а читать общественности быть может насухую, поэтому еще покороче:
что не "приятно удивило", а реально поразило и к чему столь пафосный заголовок:
- все дело в том, что старт третьего таска действительно был перенесен по причине захода пассажирского борта-серебристый аэрбас, фактически в зоне старта профигачил на высоте порядка 1200, предварительно проход был согласован с РП (!!!!!!!!!!) соревнований, далее борта заходили с превышением и чуть в стороне, более того, финиш был поставлен в зоне аэропорта, поэтому заход парапланов на крайнюю точку производился на долете без добора высоты и опять по согласованию с наземными службами. Вообще-то СЛА в Молдове полноправные участники воздушного движения, существует специальный диспетчер, контролирующий их полеты и согласовывающий воздушные коридоры, по уведомительной системе полетов....

Федерация СЛА Чувашской Республики
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=618680

Цитата:
В общем мы тут, как я писал ранее, организовали фестиваль "Аламнер-2009". Все прошло хорошо. Но теперь нам аэронавигация дала "добро" на полеты!
Предыстория: рядом парамоторники на местной базе отдыха (в Марий-Эл), так залетали, что поперек горла у местных сидят и аэропорт не дает им добро летать. Доходило до того, что приезжала прокуратура и транспортная милиция и сидели на поле и ждали кто взлетит и кого вязать!
Чтобы подобного не было, позаботились заранее. Сделали документацию на местность и расчертили границы полетов. Запросили устное разрешение и нам воздух не закрывали. У нас, свободников, с аэронавгиацией нормальные отношения.
Теперь, вроде все дают и говорят подавайте заявку на летный день. Приходим, а нам говорят дайте регистрационный номер параплана, а такового нет! А без него нельзя подавать заявку.
Звонили в Самару, выделили нам формальный номер на всех парапланеристов.
Теперь если мы хотим ехать летать звоним в аэронавигацию и запрашиваем небо. Стоимость услуги около 60 руб.

полеты над населенным пунктом
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=669997

Цитата:
Если поймают, то грозит штраф около 2000 руб. Но плохо не это, а то что после таких случаев особо одаренные товарищи из авиационных контролирующих органов (чья задача, как известно, заключается в том, чтобы относиться к пилоту так же, как он относится к своему самолету - если взлетел, то посадить любой ценой Very Happy) начинают разъезжать по ближайшим аэроклубам (а куда им еще ехать?) и прекращать им полеты "до выяснения", ну и тому подобные глупости. А так как, пожалуй, в любом аэроклубе полно различных нарушений, хотя бы в силу несовершенства российского авиационного законодательства, то заодно и по ним пройдутся... В общем, у ни в чем не виноватых пилотов, которые из-за этого пострадают, может появиться желание найти того кто летал и намылить ему шею Smile. Примерно такая ситуация.

Время от времени по форумам проходит очередная волна возмущения, когда кто-нибудь пролетится на парамоторе над мкадом, в ближайших окрестностях или над центром какого-нибудь относительно крупного города. Но к счастью, большинство пилотов гражданской авиации и диспетчеров люди понимающие и по возможности спускают все на тормозах. Если конечно их самих не напрягут. Например если заметивший параплан по курсу пилот сообщит об этом диспетчеру, а у того все разговоры записываются, то он будет вынужден передать инфу дальше по инструкции. Примеров много, можно найти поисков по этому форуму, на http://delta.wtr.ru и http://reaa.ru. Ну и пожалуй все, остальное на региональных форумах или узнать через летные школы, они обычно в курсе о таких вещах.

Так что по возможности над городами лучше не летать, но если очень сильное желание, то конечно можно рискнуть. А кто запретит? Можно при желании и из окна выпрыгнуть, тоже никто запретить не может Smile. Но на практике над деревнями пролететь можно без особых проблем, над дачными поселками вообще спокойно. Но желательно не над дорогими коттеджами, там могут и из ружья пальнуть (было несколько таких случаев!). А над обычными среднего класса дачники сами рады поглазеть на летающее чудо. Но естественно, хотя бы на 30-метровой высоте и держа в уме аварийную посадочную площадку. И лучше вдоль улиц, правда там проводов обычно полно. Над самим домами желательно не летать, все таки частная собственность, хотя если приспичит, то можно.

Еще был смешной случай когда кто-то то ли на парамоторе, то ли на мотодельтаплане пролетел ночью над городом. Так жители сами сообщили об этом в милицию - типа слышали громкий непонятный шум с неба, но ничего не видели. Потом об этом был репортаж в новостях. Героя вроде не поймали, но надо иметь ввиду что жители тоже могут настучать, водятся в природе такие паталогические доносчики.
Редактировалось: Alaska (03 Ноя 2009), всего редактировалось 26 раз(а)
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
23 Июл 2007
если вы сели на дерево ...
тема великая, но хотя бы спиливая ветки, думайте о тех, кто будет (может быть) садиться на это же дерево!

пилите так, чтоб не покалечело ваших последователей!

ибо прецендент уже имеется:

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=322911

Сегодня в Можайке на северо-западном склоне Стаса (миллениум) просадило в лес ,казалось-бы безобидная ситуация,но в том месте куда он угодил уже кто-то сидел на деревьях и снимал своё крыло,спилив сучья и естественно, как это принято,оставил острые концы стволов ,я на это уже не раз обращал внимание (случаев много было) ,Стас скользя по деревьям зацепился за один из них,сук прошеп по груди ,порвав одежду,повезло, но потом воткнулся в челюсть и порвал щеку.После чего Стас был доставлен в больницу,где его зашили.Повезло что не зацепил артерию. Господа пилоты задумайтесь когда в следуюший раз будете снимать своё крыло, дружно подпиливая ветки и стволы.Спасибо.

автор oleg spb

Как слезть с дерева

видео с лекции Александра Мартынова
http://video.paraplan.ru/Мастер-Классы/ 09 Мартынов-спасработы.avi

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=481917
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=897019

вот краткая выдержка из сообщения Ильича-2 (Александр Мартынов)

Цитата:

1. Длина веревки зависит от противоположных факторов: а) хочется много, тогда на любом дерево можно что-то сочинить; б) НЕ хочется много - много места и веса. То есть все "завязано" и на толщину веревки. Так что нужно ориентироваться на здравый смысл, который говорит о том, что неплохо метров 30-40.
В упомянутой же Гагре этого может не хватить, там пихты по 50-60 метров. Потому там пилот должен принять волевое (и мудрое) решение НЕ ЗАВИСАТЬ на деревьях. И все предпосылки для того там имеются: не надо лезть в эту, ну как ее....

2. По диаметру: почти любой альпинист начнет называть стандарты альп.веревок = 8-9 мм (есть и больше). понятно, что 40 м займет и объем приличный, и вес (достаю из кустов рояль и списываю с крышки: диам.8мм = 39,6г/м, диам.6мм = 22,7г/м).
Потому я считаю, что 6мм - может быть достаточным для опытного человека. В свое время на репшнуре спускался (с глубочайшим отвращением - уж очень хлипко выглядит).
НО НЕ РЕКОМЕНДУЮ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ !!!
ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ЛЕЖИТ НА ПИЛОТЕ!

ВСЕ ЭТО НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ТЩАТЕЛЬНО и МНОГОКРАТНО НАТРЕНИРОВАТЬ НА СПОРТПЛОЩАДКЕ НА ВЫСОТЕ 1-2 М НАД ЗЕМЛЕЙ.
ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ОПЫТНОГО ИНСТРУКТОРА.
НА ГНИЛОМ ЗАПАДЕ НИКТО И ПАЛЬЦЕМ НЕ ШЕВЕЛЬНЕТ, ПОКА НЕ ПРИДУТ (ИЛИ ПРИЛЕТЯТ СВЕРХУ) ПРОФЕССИОНАЛЫ-СПАСАТЕЛИ.
ЕСЛИ ПОЛУЧИТЕ ПРИ САМОСПАСЕНИИ ТРАВМУ, ЕСТЬ ШАНСЫ, ЧТО НИКАКАЯ СТРАХ.КОМПАНИЯ ЕЕ НЕ ПРИМЕТ К СВЕДЕНИЮ.

Но если хочется расширить теоретический кругозор, то нужно знать, что чем меньше диаметр, тем сложнее обеспечить требуемое для спуска по веревке трение . Потому лепесток (о котором была где-то речь) возможен только при создании дополнительного трения.
Я возил с собой маленькую самодельную спусковушку весом грамм 20 и длиной около 50 мм. Но знаю, как ею пользоваться.

Кроме того, крайне важно учитывать необходимость ни на секунду НЕ ТЕРЯТЬ свою собственную страховку. Либо к дереву, либо к веревке (и тут другая техническая проблема, которую сравнительно легко решают специалисты, - проблема пристраховаться к тонкой (6 мм) веревке).
Описывать все это на пальцах - то же, что и по интернету учить летать на параплане .
Ведь вопросов туча:
как все уложить и разложить еще до полета, чтоб было удобно доставать,
и сколько этого "всего" должно быть как минимум,
и чтоб не потерять,
и как для начала выравнять свое положение (никто ведь н обещает зависание в горизонтальном виде, вполне реально, что зацепится только одна консоль крыла),
про трение - говорили,
и как отцепиться от крыла и прицепиться к навешенной спусковухе,
при этом не улететь при перестежках,
и как поправить заклинившийся под Вашим весом карабин (уверяю, будет многократно)
и т.д. и т.п.
Редактировалось: Alaska (13 Май 2009), всего редактировалось 1 раз(а)
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
16 Авг 2007
смерч для человека с пристегнутым куполом - смертельно опасен !!!
Погиб человек.

После посадки на круглом (!!!) куполе был накрыт подошедшим смерчом.
Дальше:

"S.W.A.T.
Приземлился все ок, после купол поднялся метров на 10, раскрутил парня в горизонте и ударил как плеткой о землю, и примерно также еще 4 раза ударил, парень прожил еще около часа, и умер(((((. Родным и близким мои соболезнования...."

Коллеги, будьте предельно осторожны. Какие смерчи в этом году в подмосковье - понятно из вышенаписанного....

Сергей Ксенофонтов
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=330027

nik-nik добавляет относительно смерча

Собственно сабж. - смерч - и есть нижняя (приземная) часть такого "термичекского" восходящего потока воздуха (для краткости - "термика").
Не всегда они бывают "жесткие", как это, что привел к несчастному случаю. Однако явление это не редкое.

Есть некоторые условия их образования, которые необходимо знать всем "летающим":


Цитата (Sky strannik @ 13.08.2007 - 09:00):
Хочу добавить что погодные условия были идеальные, а в момент происшествия колдун просто висел.

Ясная, безветренная, жаркая погода, когда летнее солце сильно разогревает освещенные предметы и поверхности, на небе ни облачка и отсутствует ветер - признак опасности возникновения "внезапных" смерчей на ровном поле в отсутствии "триггеров" (неоднородностей земной поверхности).

Приповерхностный воздух на таком поле, разогреваясь образует "пузырь", который не стекает постепенно через триггер или сдуваемый ветром, а накапливается и растет, до той поры, как любое возмущение (например приземлившийся парашютист) приводит к тому, что вся накопленная масса перегретого воздуха срывается одномоментно, образуя "смерчик".

Если его встретить на достаточной высоте, то ничего страшного для куполов или парашютов типа "крыло" не произойдет (парапланы с большИм удлинением может сложить, но это отдельная тема).

На малой же высоте это "чревато" неприятными последствиями.

- Как избежать неприятности попадания в "смерч" на посадке/приземлении?

- Во-первых, если у вас управляемое крыло, учитывать погоду (ту, что я описал выше) и выбирать место приземления не посреди поля (особенно с высокой травой, которая лучше задерживает перегретый воздух), а рядом с триггером/неоднородностью (например - край поля).

- Во-вторых, внимательно смотреть на землю в месте предпологаемой посадки. Образование смерча часто заметно по кругам примятой травы на поле или летящим вам навстречу пуху, листьям, кусочкам бумаги, полиэтиленовым пакетам и пр.

В случае обнаружения характерных признаков, лучше отвернуть в сторону, - часто 50 метров уже достаточно - и быстро погасить крыло/купол.

+стоптать в комок и лечь на него - если не успеваете - выстегивайтесь из подвески хрен с куполом и подвеской - жизнь и здоровье дороже
(прим. Alaska)



Впрочем, на неуправляемом круглом куполе у парня практически не было шансов

Есть старенькое видео:

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


- Думаю, что нечто похожее было.
Правда на склоне горы механизм образования смерча несколько другой, но последствия похожи.

P.S. Этот эффект (срывания пузыря) используют планеристы "пикруя" к поверхности, "возмущая" слой перегретого воздуха и набирая затем высоту в образовавшемся "термике".
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
13 Май 2009
Как всегнуться в подвеску после взлёта
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=55513

подробная инструкция в видео
http://video.paraplan.ru/accidents/fla60.flv
взято отсюда
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
19 Май 2009
если так и дальще пойдет - то доиграются ВСЕ !!!
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=55789

читаем между строк

Цитата:
Также накануне утром недалеко от взлетной полосы "Шереметьева" был замечен неустановленный летающий объект. Скорее всего - небольшое частное летательное средство, дельтаплан. В результате самолет, выполнявший рейс Красноярск-Москва, не смог приземлиться и отправился на второй круг. Всем службам аэропорта немедленно сообщили о нарушении правил использования воздушного пространства.

- то есть прямое указание на отлов нарушителей!

дополняет Кравцов Александр
Цитата:
Читайте последнюю строчку. Там мораль. Нарушение воздушного пространства. Недавно в Красноярске помешали самолету. Реакция была незамедлительна. По всем отделения транспортной прокуратуры в регионе были разосланы циркуляры. По радио объявляли и призывали граждан быть бдительными и сообщать. но самое интересное, что транспортная прокуратура должна отчитаться о том, что не зря ест хлеб. И буквально через две недели у нас в Хакасии отчитались. поймали мотористов, совершающих благое дело - показуху в честь дня Победы. Но.... без заявки воздуха.
А если начнется в Москве, то покатится по всей России.

дорогие пилоты-мотористы и просто пилоты которым хватило ума зателететь в зону активно летающего аэродрома - из-за вашего раздолбайства пострадают ВСЕ !!!

хватит играть с огнем !!!

смею вас заверить, что если государство в лице соответвующих органов сделает команду "ВЗЯТЬ !", то конкретных нарушителей скорее всего не найдут, но пострадают обычные пилоты и в первую очередь - летные школы ...
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
07 Сен 2009
кольца, сережки, часы и всякий пирсинг - снимаем перед полетом !!!
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=59750
тему поднял Светослав

Цитата:
Паташютист-спортсмен, во время прыжка зацепился обручальным кольцом за заклепку самолета АН-2. Палец вырвало с корнем.

Цитата:
Я знаю трех девушек, которым разорвало ухо во время прыжка с парашютом.

Цитата:
Безусловно важная тема. Но использование шлема и перчаток, на мой взгляд, вернее...
Цитата:
Да, человек всегда прыгал в перчатках. В этот раз он забыл их дома. Девушки выполняли первые прыжки. Прыгали в десантных шлемах. К сожалению не подобрали по размеру.

Цитата:
Ну без НАРУЧНЫХ часов не могу, особенно на моторе, но ИМХО при капитальном зацепе улетят вместе с ПЛАСТИКОВЫМ браслетом ("Касио" за 450р).

подтверждаю все вышесказанное своим примером когда во время заднего старта рядами сорвало браслет с часами (повезло что браслет был хлипкий), про все вышесказанное - все из той же темы что и ботинки с крючками - вроде на авось пронесет - но если стропой зацепит - будут неприятности
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
07 Сен 2009
Мотопараплан. Полеты над водой.
http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=59778
bask
Цитата:
05.09.2009 18.00
Видимость отличная. Ветер западный от 0 до 1 м/с
Пилот опытный (сотни часов на параплане, мотопараплане а также ЯК-52, МИ-4)

летел над водой в 10-100 м вдоль пляжа, волнение отсутствует. Снизился до предельно малой высоты, коснулся воды носком ноги, непосредсвенно после касания ногой поверхности воды пилот набрал около метра высоты, после этого упала тяга мотора, произошло приводнение в 35-50 м от берега (глубина около 2.5 м). В баке было менее 4 л топлива (почти пустой). Установка стремилась перевернуть пилота лицом вниз (бак всплывал) . Правая рука оказалась заблокирована под водой сместившимися ремнями. Самостоятельно выбраться из подвески пилот не мог. Прыгнул к нему с водного мотоцикла, подплыл сзади, не со стороны строп (крыло упало впереди пилота) - особенно не высчитывая, просто так получилось что я подлетел на водном мотоцикле сзади и оказалось что это было очень правильно: позволило не запутаться в стропах и контролировать пилота - он в попытках удержаться на поверхности мог бы утопить спасателя если бы не жилет . Удержаться обоим на поверхности помог ТОЛЬКО спасжилет, который был на мне. Подоспела помощь с берега. Все обошлось без существенных потерь (повреждены винт и телефон, рацию и вариометр удалось спасти)


Наиболее вероятной причиной резкой потери тяги считаем попадание брызг (возникших после касания воды ногой) в воздухозаборник двигателя.
Пилот безусловно не удержался бы на поверхности и утопил бы спасателя если бы не спасжилет. Были мнения, что надо было на мотоцикле прямо к пилоту подплыть, но считаю это неправильным - был риск ударить пилота корпусом мотоцикла

Выводы:
0) учитывать возможность отказа двигателя от брызг
1) при полетах над водой фатальным может оказаться приводнение даже в нескольких метрах от берега
2) наличие быстроходного (пилота затягивает под воду буквально за 10-20 секунд) плавстредства и спасжилета на спасателе - единственное что помогло пилоту остаться живым, при отсутствии такого сопровождения во время полетов над водой необходимо иметь спасжилет типа аварийных авиационных жилетов (надувается от баллона сжатого воздуха).
3) желательно наличие стропореза, как крайнего средства обеспечивающего возможность выбраться из подвески

mmm
Цитата:
1 - поставить агаму
2 - минимизировать количество ремней при полетах над водой, некоторые можно отстегнуть заранее, некоторые ослабить.
3 - научиться выстегиваться с задержкой дыхания и когда ремни под нагрузкой, в уме отработать схему действий при аварийном приводнении

Кушлевич-ASA
Цитата:
Евгений Черемнов, Сергей Окулов.Запомните эти фамилии.
Оба из Новокузнецка ,но в сумме это были разные ситуации.Разные года. Случайность....
Оба утонули при полётах над водой.
У Козьмина Миши был клиент который утонул и ещё несколько случаев.
Вода !!!!!!
Ох как хочется повыпендриваться и это на видео выглядит крвсиво!!!!!
Но Ваше пижонство может окнчиться смертью.
Виктор Пылявский здесь наверно и ни при чём , но ох как же красиво то, что он снял в фильме "Самара 2006"

juk
http://www.avispro.com.ua/doc.php?id=1159
Цитата:
По поводу приводнения мы как-то проводили тренировки: http://www.avispro.com.ua/doc.php?id=1159
Может кому полезно будет. После тренировок у многих поубавилось охоты выпендриваться над водой.
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
26 Июл 2011
Влияет ли курение и алкоголь на полеты?
http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=1022963


Цитата:
Владимир Б.
По теме. К-во травм и жмуров на горнолыжном кур. Красия ( Карпаты Украина) прошедшего сезона было в 4 раза больше прошлых лет . В 4 раза . Где-то в столько раз и увеличилось к-во точек торгующих глинт-вейном на склоне. Каждый божий день выносили по 2 - 3 чела с серьезными травмами . За весь сезон ( это только то ,что знает народ) 3 летальных исхода. Бывало страдали и трезвые от поддатых . Пьяному море по колена.

paketi
после бухалова нужно выйти на балкон и встать к краю перилов вплотную и посмотреть вниз ,прислушатся к себе , проанализировать свое состояние
тоже самое сдалать будучи не пьющим хотя бы месяц
сравните эти два ощущения поймете о чем я говорю

Proxy(MyMySer)
Страховка не действует если в крови алкаголь обнаружится на след день.

Airhead
Я когда скалолазанием занимался то даже пиво накануне не пил. Малейшая слабость и уже трудный участок непролезешь. С парпаланом ситуация немного другая,тут больше как водила,если не на соревнованиях,где надо быть сфокусированным на решение конкретной задачи одинаковой для всех,то отклонение от нормы слабость итп может дать порой интересные результаты в принятии решений и как следствие может получится интересный полёт.
Естественно по жуткой опохмелке лучше не летать.
Alaska
АвторТемы
пилот выходного дня
10 Май 2012
Что провоцирует срыв потока с влетом в крыло. Как избежать. Что делать.
Волков Игорь

http://paraplan.ru/forum/topic/97306

Цитата:
Пребываю в некотором шоке от интенсивность негативных событий этого года. На днях случилась беда и у французских планеристов. Буксировщик врезался в планер, погибли три человека.

Думаю что стоит сделать выводы и как то собраться. В свою очередь, людям с опытом, способным к анализу событий, не лишним будет разобрать некоторые вопросы и дать рекомендации.

Попробую поделится известным мне опытом по неприятной разновидности срыва потока и рискнуть дать каие либо советы.

Впервые с реальностью попадания в купол я столкнулся когда в 98-м погиб хороший украинский пилот. Что известно - термичка, срыв, клевок под ноги, влет в купол на 100 метрах. Думал несертифицированный купол итд....

Второй случай в 2002 м — перелет через крыло на СИВе, который только из-за чудовищной интенсивности не закончился влетом. Купол без сертификации. На это и списали.... А зря!

Третий случай влет в крыло на СИВе на упражнении «приближение к границе срыва». Предпосылки - пилот не совсем адекватно прослушал теорию на лекции и брифинге, и в момент торможения крыла убрал с него взгляд, в попытке затянуть руки поглубже (крыло к границе не приближалось). До этого делались срывы, но, видимо, пилот подматывал клеванты.
Крыло (учебный Элемент сертификат ДХВ 1) сорвалось «доской», практически без деформации. Вовремя (начало деформации или движения) оно отпущено не было, а команда «отпускай», из-за задержки (визуальное осознание, анализ, команда, восприятие, действие) запоздала на очень неудачное время. Купол имел рабочую форму и прыгнул из заднего положения в 20-30 градусов. В переднем положении (примерно 45 градусов) разогнавшееся до очень высокой скорости крыло вырабатывает мощный импульс толкающий пилота к себе, после чего теряет связь с пилотом (провисание строп) и продолжает движение уже вниз, где складывается. Пилот попадает ровно в центр крыла.

Благодаря четким действиям (двигаться вперед и выбросится из крыла) пилот смог выбраться и выпрыгнуть. Кольцо запаски из-за подвешенного боком положения найти не успел. Крыло частично наполнилось и в небольшой авторотации вошло в воду. Ушибы.

Анализ событий привел к следующим выводам: даже учебное и сертифицированное крыло способно попасть в режим, позволяющий получить влет в крыло. Единственная гарантированная и действенная возможность не допустить этого — перевод любого подсрыва в полный срыв с обычным выходом. В противном случае (отпускание при подсрыве) ВСЕГДА остается малая, но вероятность очень фатальной ошибки.

Сделанные выводы позволили пререработать программу СИВ. Упражнение с приближением к границе срыва стали выполнять с последующим обязательным переводом в полный срыв потока. А элемент с отпусканием остался на несимметричном режиме (подсрыв на парящей спирали). Да и то только в случае неразвитого вращения. Развитое переводится в полный срыв потока.

Исходя из многолетнего опыта, могу однозначно сказать — начинающийся срыв потока самый коварный режим с неожиданными жесткими последствиями. Этому немало способствует общепринятая в мире и вполне обоснованная норма безопасности —возникла проблема? — руки вверх, не мешай параплану лететь. Часто это намного лучше чем бессистемное махание руками, загоняющее параплан в дискотеку.

При срыве, особенно на малой высоте, клевок, даже не сильный, и не приводящий к влету в купол, все равно крайне опасен. Я писал и еще раз напишу, что не стал бы выходить из срыва на высоте менее 10 метров. Лучше вертикально на 8 м/с, чем в клевке на значительно большей вертикалке и горизонталке.

На большой высоте неожиданный подсрыв всегда лучше и надежней перевести в полный и выйти. В противном случае остается риск мощнейшего клевка и влета в купол. Необходимо чтобы крыло потеряло форму, а система крыло-пилот набрала вертикальную скорость. После того как удерживаемый в срыве параплан окажется над головой, его можно отпускать. ПОЛНОСТЬЮ и БЫСТРО. Он тоже может глубоко клюнуть. Но так как из заднего положения, уже не клюнет. ЕСЛИ

ЕСЛИ не сделать перекомпенсацию и не сорвать его еще раз (как раз сзади он и будет)
ЕСЛИ не полностью отпустить стропы, и оставить половинку «на всякий случай» для уменьшения клевка, что логично по мнению некоторых умников. Это может спровоцировать выход с динамическим повторным срывом и жестким клевком.

Понятно, что лучше не попадать. Но при входе в поток я часто сбрасываю скорость, стараясь «зависнуть» в ядре. Если перестараться, делать резко и эти действия совпадут с пинком атмосферы — шанс получить неожиданный срыв достаточно велик. При этом владельцам простых крыльев следует быть даже осторожнее чем водителям «компетов». Простые «крепкие» крылья имеют больший шанс сорваться «доской» что как раз и критично.

Наблюдая заходы в стиле «дроча клеванты» каждый раз вздрагиваю. Понимаю что при должной наработке это неплохой способ сделать глиссаду крутой. Но он требует четкого понимания глубины работы и при ошибке грозит мощнейшим клевком. Если кто то надеется его «успеть погасить» - не обольшайтесь. Если будет «по настоящему» успеть шансов нет..... Учитесь лучше точно расчитывать глиссаду. Тем более что даже простое парашютирование на «прокачке» с высоты 5-7 метров унесло уже не один позвоночник. Я всегда советую курсантам пройти лучше пол поля пешком чем.....

Один из поводов к написанию — тот факт, что что при необоснованно глубоком пилотировании сертифицированное крыло начального уровня вполне способно устроить пилоту «конфетку». Предпосылками могут быть длинный зимний перерыв, эйфория от первых весенних полетов, параплан с более высокой регулировкой клевант, хотя работа «от натяжения» всегда оговаривается, желание наконец то закрутить «посильнее», без яркого осознания факта насколько это опасно. Честно говоря я никогда не мог представить что такое возможно. В разборе будет больше официоза и подробностей. А пока просто примите советы от пилота с немалым опытом:

1.Не используйте необоснованно низкие скорости и приемы типа «прокачка» на заходе на посадку.

2.В случае срыва на высоте ниже 10 метров не отпускайте крыло, а асимметричный срыв переводите в полный.

3.Используя агрессивное пилотирование на высоте, помните, что динамичные процессы (горка при выход со спирали, раскачка по тангажу, раскачка турбулентностью) ВСЕГДА существенно сдвигают границу срыва. И крыло которое «просто руками не сорвешь» вдруг срывается на половине хода. Крайне неожиданно и неприятно.

4.Если срыв неожиданно начался, вы не контролируете положение и состояние крыла - переводите в полный срыв потока. Если крыло сзади или сомневаетесь — переводите в полный. Секунда, крыло над вами в характерной «розочке» - можно выходить быстрым, полным отпусканием клевант.

5. Если летите к крылу, постарайтесь понять куда, отбросить его или отбросится от него. Если не получилось, как можно раньше примите решение в какую сторону двигаться. Захватывая и отбрасывая под себя ткань и заделку строп, постарайтесь выбраться и выбросится из крыла или освободить руку для броска запаски. Искать запаску не добравшись до края бессмысленно. Рискуете потерять ее в крыле и запутать в стропах.
Не паникуйте. Боритесь. В большинстве случаев выбраться удается

6.Видя молодого пилота, применяющего чересчур агрессивное пилотирование, лучше лишний раз напугайте его грубыми жесткими историями, покажите видео, а если есть власть — отстраните на время от полетов. Потом не прийдется жалеть о не сделанном....

Берегите себя. Нас не так много летающих, чтобы уходить так быстро....


  Форумы paraplan.ru FAQ FAQ - безопасность полетов