Форумы paraplan.ru Паратворчество Гонка на единичке. Типа мемуары несерьёзного компетитора.
Bakken
АвторТемы
пилот выходного дня
профиль
08 Апр 2010
Гонка на единичке. Типа мемуары несерьёзного компетитора.
Гонка на единичке. Типа мемуары несерьёзного компетитора.
========================================================

Эпиграф:

Цитата:
...далеко далеко на юге, в Альпах, с нагретых солнцем гор срываются и уносятся вверх, в небо, к облакам, потоки тёплого воздуха. И в этих восходящих потоках люди устраивают совершенно фантастическое развлечение: трёхмерные гонки на тряпочных крыльях...

(из моих неопубликованных рассказов непосвящённым)

Краткий словарь:

Цитата:
Крутой Пилот -- летает в коконе на крыле с умопомрачительным удлинением; сдержан и немногословен; выпаривает в нисходящих потоках; на переходах гоняется с дельтапланами.

Чайник -- легко распознаётся в полёте по весело болтающимся ногам; летает на единичке; умудряется просаживаться в условиях, когда поднимает абсолютно везде, выпаривают полиэтиленовые пакеты, а Крутым Пилотам приходится долго спиралить на посадку.

База -- нижний уровень облаков; место обитания Крутых Пилотов; недостижимый идеал Чайников;

Единичка -- крыло с небольшим удлинением для чайников; пренебрежительно называется школьным дуболётом; на самом же деле -- достойный восхищения, изумительный летательный аппарат.

(из словаря парапланериста)

Таск:

Цитата:
Таск был такой: старт в Semonzo, потом километров десять на восток, до купольной церкви в городке Possagna, далее километров двадцать на запад, через Бассано, до горы Rubbio, потом километров пять на юг, на равнину, до старинной крепости Marostica, и, наконец, обратно, на посадку в Semonzo. Всего 43 километра.

На ковровом старте в Семонцо полным полно народу. Пасхальные каникулы. Через пять минут откроется стартовое окно и можно будет стартовать.

Одно из преимуществ единички -- очень лёгкий старт. Она взлетает сама собой из любого состояния, как только один из воздухозаборников увидит воздух. Не надо даже браться за А-райзеры. Она неторопливо поднимается над своим неуклюжим пилотом, стоически перенося все его неровные подёргивания, разматывая по ходу дела запутанные стропы, сама разворачивается против ветра, направление которого стартующий пилот недооценил градусов на девяносто, сама выправляет крен, выходит точно над головой, останавливается и спокойно ждёт, пока споткнувшийся пилот поднимется, найдёт свои клеванты и решит, наконец, стартовать...

Ну, может, я слегка и преувеличиваю, но старт действительно до смешного лёгкий.

Стартую минут через десять после открытия окна, в хаотический рой фрифлаеров, и начинаю выбираться сквозь эту толпу к базе. Раньше меня это несколько напрягало, а теперь я уже привык. Надо просто рассматривать все другие крылья как непредсказуемые, алогичные, хаотически меняющие направление движения препятствия.

В толпе мелькнул некто, очень похожий на Волкова с парафорума: синий шлем, типа хоккейного, из-под него развеваются длинные чёрные волосы -- тандемит на К2. Интересно, а почему не устраивают гонки на тандемах? Очень ведь удобно -- первый пилот тянет за клеванты, второй пилот следит за приборами, прогноз погоды по интернету смотрит, кофе готовит. Опять же, поговорить есть с кем на переходах, обсудить тактику и стратегию.

Хотел уж было развернуться, найти Волкова в толпе и рассмотреть получше, но не стал -- я всё же не фрифлаер сегодня, а при деле -- мне таск лететь надо. Полетел дальше.

Над стартом держит неплохо, плюс два в среднем по ГэПээСу. Постепенно набираю высоту. В какой-то момент летящее рядом со мной крыло, жёлто-чёрный Градиент, вдруг получает полнейшую фронталку. Ну прямо как в твоём мультфильме: только что летел рядом, и вдруг -- бах -- проваливается вертикально вниз. Я судорожно хватаюсь за клеванты и осторожно выглядываю вниз через плечо -- метров на двадцать ниже меня крыло раскрывается, делает умеренный клевок, стабилизируется, и летит дальше. На верхней поверхности у него этот новый загадочный логотип Градиента -- что же он таки означает? Может, это улыбка Джоконды?

Выбрался под базу -- шестнадцать сотен метров. Неплохо, летать можно. Смотрю на приборы -- оказывается, что до старта ещё двадцать минут, и что я нахожусь внутри стартового цилиндра. А сегодня в стартовый цилиндр надо влетать.

Честно говоря, с этими стартовыми цилиндрами у меня -- постоянная головная боль. Иногда в них надо влетать, иногда, наоборот, вылетать. Иногда в центре цилиндра бывает поворотная точка, иногда поворотной точки там нет. Иногда вблизи старта надо вращаться влево, иногда вправо. Опять же, стартовые цилиндры бывают самых произвольных радиусов. Запомнить всё это чрезвычайно трудно.

Хорошо хоть у поворотных точек радиус обычно бывает один и тот же -- четыреста метров. Хотя, должен заметить, что некоторые особо человеко-ненавистнические таск-сеттеры умудряются даже поворотные точки сделать разных радиусов. Тогда всё -- таск становится просто тихим кошмаром.

Я вначале пытался все эти цифры запомнить, но потом понял, что это бесполезно. Один таск ещё куда ни шло, но уже на другой день в полёте начинаешь с трудом вспоминать -- это сегодня семь километров цилиндр, или это вчера было? Наученный горьким опытом, я теперь записываю таск в такой небольшой блокнотик и потом в полёте просматриваю свои записи. Очень удобно.

Один раз, правда, я положил этот блокнотик в задний карман джинсов. Оказалось, что достать что-нибудь из заднего кармана джинсов, летя на параплане -- не так уж и тривиально, как может показаться на первый взгляд. Занимает некоторое время. И, кстати, отпугивает дельтапланы -- но об этом позже...

Поскольку сегодня, согласно моим записям, в цилиндр надо влетать, а я нахожусь внутри цилиндра, то мне надо из него вылететь. Чтобы, соответственно, через двадцать минут в него влететь. Понять это нельзя, надо просто запомнить, что летая гонки приходится совершать массу противоестественных действий, теряя драгоценное время и высоту.

Чтобы вылететь из цилиндра, я перелетаю на Антенну и снова выбираюсь под базу, только теперь уже снаружи цилиндра. Оказывается, что вся наша братия уже здесь толпится. И хоть это и происходит каждый раз, я всё же, как обычно, слегка удивляюсь -- и как это они опять успели быстрей меня прилететь на старт? Вроде я так всё быстро сделал...

Десять минут до старта. Под облаками очень хорошо держит, надо только следить, чтобы в тучу случайно не залететь -- это большой грех. Сбоку от тучи -- летай сколько хочешь, а вот в тучу -- нельзя. Облака изменяют свою конфигурацию довольно быстро и в самых неожиданных направлениях -- получается такая весёлая игра в облако-избегание. Очень затягивает.

По радио объявляют, что гонка стартовала. И действительно, гляжу -- наши все повернулись и плотной толпой полетели на восток. Смотрю на приборы -- я всего лишь в двухстах метрах от границы цилиндра прямо под базой, на шестнадцати сотнях метров. Очень, очень неплохо по моим меркам. Чрезвычайно гордый собой я становлюсь на акселератор и двигаю вслед за остальными.

Летим. Расходуем высоту. Я уже на уровне хребта. Так, спокойно, говорю я сам себе, не гони -- сколько бы ты планку не давил, а всё равно последний будешь. Твоя стратегия на единичке -- держаться высоко и лететь медленно, но верно. Поэтому слезай-ка с акселератора, крутой ты наш компетитор, и останавливайся во всём, что идёт вверх -- заправляйся высотой. Так и делаю. Все летят дальше, а я через некоторое время останавливаюсь и выкарабкиваюсь под базу. Потом опять. Так и лечу -- небыстро, прямо скажем, но продвигаюсь таки вдоль хребта на восток. Самым последним.

И вот в очередном термике чудится мне, что отсюда уже вполне можно брать первую поворотную точку. Вот ещё метров сто набрать, и вполне можно лететь прямо на церковь, которую уже, кстати, хорошо видно. Между прочим, прямо подо мной, далеко внизу, несколько человек загнали себя ну совсем уж очень низко, и теперь лижут хребет, пытаются выкарабкаться. Ха-ха-ха, думаю, оттуда они долго будут выбираться -- вот я уже и не последний! И вон, немного впереди, ещё один -- серо-белый Маверик -- летит по ущелью заметно ниже хребта -- ему, пожалуй, придётся ещё раз набирать, чтобы взять точку. Значит, его я тоже обгоню! Ха-ха-ха, а вы говорите -- школьный дуболёт. Надо просто линию правильно выбирать, и будет вам счастье!

Смотрю на облако наверху -- приближается. Пожалуй, ещё пару оборотов, и всё, становлюсь на переход.

И тут меня догоняет огромная толпа из сотни (см. примечание) дельтапланов. Все они становятся в мой термик и образуют вокруг меня сплошной цилиндр без единого просвета.

Ага -- соображаю я -- это наверняка кубок Монте Граппы среди дельтапланов. Видимо, у них аналогичный таск -- сначала вдоль хребта на восток, потом обратно, потом ещё куда-нибудь.

Вообще-то мне надо срочно становиться на переход, брать первую точку. Но вот так взять и пролететь через термик, битком набитый дельтапланами, как-то не решаюсь. Поэтому продолжаю вращаться посреди этого кошмара.

Надо им дать понять, что я -- чайник, и что от меня лучше держаться подальше.

Я летаю без кокона в открытой подвеске -- ноги у меня весело болтаются внизу. Дело в том, что ноги у меня не мёрзнут -- у меня мёрзнут руки. Вот если бы можно было летать, запихнув руки в кокон, я бы сразу его купил.

Я начинаю судорожно болтать ногами, причём не просто болтать, а как бы изображать, будто потерял равновесие, и пытаюсь его найти. Смотрю -- дельты, кажется, сообразили, что здесь летит либо чайник, либо эпилептик -- и вроде стали держать хоть какое-то подобие дистанции. А тучка всё ближе и ближе. Как же мне сквозь них пролететь...

Должен, конечно, признать, что вид такого количества дельтапланов -- очень красивое зрелище. Они напоминают каких-то огромных древних птиц, из далёкого прошлого, которые каким-то образом перенеслись в наше время и теперь вот парят под облаками, широко раскинув свои крылья. У каждого сзади такой маленький аккуратный хвостик -- это у них, видимо, такая новая мода -- хвостики. Пару лет назад у них, вроде, хвостиков не было.

Да, и причём у некоторых из дельт -- прозрачные крылья! Потрясающе -- сверху сквозь крыло видны все силовые структуры аппарата, сам пилот, и даже земля.

Вот только звук варио у этих древних птиц, надо сказать, довольно неприятный -- какой-то замогильный (да не к полётам будет сказано) и с привываниями -- быууу-быууу-быууу. И, главное, очень громкий. Они даже заглушили мой собственный варио. Эти археоптериксы, видимо, немного глуховаты.

Да, кстати, насчёт моего варио -- надо срочно что-то делать. Эти дельты крутят прямо под самое облако, затем ныряют, набирают скорость, и улетают на переход. А снизу подходят новые дельты. А я зажат внутри этой толпы и никак не могу решиться пролететь сквозь неё. Надо срочно что-то делать. Надо срочно что-то делать.

Всё, поздно метаться -- со скоростью плюс шесть я влетаю в тучу. Темно, сыро, ничего не видно. Долетался.

Ничего, говорю я сам себе, спокойно, плюс шесть -- это ерунда. Так -- слабый термик. Славы Евы Виснерской тебе не дождаться. Давай, начинай спиралить.

Стоп, стоп, стоп. Куда спиралить? Там же внизу, прямо под тучей -- толпа бесноватых птеродактилей. Так вот и вывалится из тучи им на головы? Нет, надо складывать уши и топить на юг, на равнину. Сказано -- сделано. Складываю уши, топлю планку и по приборам двигаю на юг. Подъём снижается до плюс двух-трёх. Нормально. Некоторые пилоты говорят, что им почему-то трудно летать в тучах по ГэПээСу. А мне так -- нормально. И не колбасит почти совсем.

Так, уже минута прошла, а ничего не происходит. Странно. Вроде туча небольшая была. Ой-ой-ой.

Две минуты -- ничего не происходит. А точно вообще равнина на юге была? Мне бы ГэПээС на карту переключить -- понять, где я и куда лечу. Но руки заняты ушами. Бросаю уши -- варио аж заходится. Сразу хватаю их назад. Нет, нет, расчёт должен быть верным -- я лечу на юг, и там должна быть равнина. Вообще, кому только рассказать -- лечу IFR на параплане. Мне бы ещё только транспондер и радар.

Может, запаску бросить? На форуме говорили, что кто-то в туче влетел в скалу и здорово побился. А одного пилота в Маниле затащило в стратосферу и он там умер. А сама Ева едва не замёрзла на десяти километрах.

Блин, ну какого чёрта я полез в эти соревнования и загнал себя в эту тучу? Компетитор %&¤#.

Всё, если мне каким-то чудом посчастливится вылететь из этой тучи, не разбившись о скалы, не замёрзши насмерть, и не задохнувшись в стратосфере, я сразу лечу вниз, сажусь, и никогда больше не летаю соревнования. Зарёкся. Ну его в баню -- столько страху терпеть -- ради чего, спрашивается?

И тут вдруг -- свет, солнце, тепло, земля внизу -- я выскочил из тучи. Фуууух. И чего это я вообще так испугался -- расчёт был стопроцентный. Вон равнина на юге, вон Монте Граппа на севере, и вон на ней серый Маверик явно набирает в последний раз перед переходом на точку. Эй, я же хотел его обогнать. Где там эта церковь? Вон она, на востоке -- давай, топи планку, ха-ха-ха, сейчас мы его обойдём.

Прихожу на точку, высоты -- одиннадцать сотен, и прямо над церковью слабый такой сухой термик плюс один. Начинаю его крутить, а сам думаю, -- не то делаю, трачу время в этом медленном термике на равнине -- надо лететь в горы, там всё пойдет быстрей. Но как-то жалко бросать термик -- всё же какой-никакой, а подъём. Маверик становится на переход.

Маверик подходит ниже меня, берёт точку и быстро летит назад в горы. Обогнал, значит, меня обратно, сукин сын. Да, очевидно, эта остановка в медленном термике была ошибкой. Ну ничего, по крайней мере сейчас у меня пятнадцать сотен высоты, и я вполне могу сделать переход по диагонали прямо вон на тот отрог, сэкономив себе таким образом один набор.

Двигаюсь вдоль хребта на запад своим обычным неторопливым макаром. Маверик улетел вперёд, других никого нет, я совершенно один. Ну если не считать этой сотни дельтапланов, которые, видимо, взяли свою поворотную точку где-то на востоке и теперь обгоняют меня по дороге на запад. Хорошо хоть они теперь слегка распределились по маршруту и обгоняют меня небольшими группами по пять-десять хищников. Каждая группа считает своим долгом вокруг меня покружиться. Но меня теперь так просто не возьмёшь -- я больше из-за дельты в тучу не полезу. Я теперь делаю свой финт ногами, строю такое упёртое выражение на лице, и пру напролом, не сворачивая, прямо сквозь стаю дельтапланов. Да хоть прямо лоб в лоб. И вы знаете, дельты не выдерживают такой психической атаки, и расступаются.

Долетаю, значит, до Антенны, набираю свои шестнадцать сотен и призадумываюсь. Передо мной -- Бассано, довольно широкая долина, и мне её надо перелететь.

Если над долиной нет особого слива, то мне, видимо, лучше лететь направо прямо на следующую вершину. Тогда я прилечу приблизительно вон к тому скальнику чуть ниже вершины и там наверняка поднимает. Если же над долиной -- слив, то к скальнику я на своей единичке не попаду, а попаду на лес внизу где проходит линия электропередач. И над этим лесом я скорее всего и умру, причём ещё эта ЛЭП будет меня при этом нервировать. Пожалуй, если над долиной -- слив, то мне лучше лететь налево, на отрог, и потом по отрогу пытаться выползти на вершину.

Ну хоть бы кто-нибудь пролетел бы что-ли над долиной, чтобы я оценил, как там дела. Фрифлаер какой-нибудь. Когда не надо, так их -- толпы, а когда надо, так, естественно, ни одного. Мда... ну что, направо или налево лететь? Надо решать. Ох, как мне не нравится эта ЛЭП. И над долиной ну никто не летает. Пожалуй, лучше налево.

И тут меня догоняет какой-то последний отставший делтаплан. И конечно же делает круг вокруг меня. Я бы, честно говоря, даже удивился бы, если бы он этого не сделал. Определённо, это у них ритуал такой, у дельтов. Я у них, видимо, типа талисмана -- если меня облететь вокруг, значит, будет тебе термик.

Говорю ему, -- ну что ты тут кружишь, время тратишь, итак уже отстал от своих. Давай, лети через долину, посмотрим, как у тебя получится.

И он полетел. Да как здорово полетел, я аж изумился -- он, кажется, даже набирал над долиной. Ну тогда, конечно, вопрос ясен -- давлю планку и направляюсь за дельтой направо прямо на следующую вершину.

Обалдеть -- я, конечно, не набираю, но иду через долину на акселераторе с глайдом, иногда доходящим до 12:1. Ха-ха-ха, а вы говорите -- учебный дуболёт. Линию надо правильно выбирать, и будет вам счастье!

Я не то, что к скальнику -- я пришёл на 50 метров выше вершины! И там был отличный термик, и вот уже я под базой, давлю планку на переход к следующей вершине. Между прочим, судя по приборам, следующая вершина как раз и есть Руббио -- вторая поворотная точка.

Здорово. Иду отличным глайдом под облаками и пою,

"...и было это мне
так дорого и любо,
что прямо у вселенной на виду,
хотелось что есть сил
запеть: па-ди-ба-ду-ба,
па-ду-ба-ди-ба-ду-ба-ди-ба-ду..."

И тут меня догоняет -- ну ни за что не поверите -- планер. Клянусь. Не верите? Я знал, что вы не поверите, и сразу понял, что мне обязательно надо его сфотографировать. Вот только с определённого момента в моей полётной карьере я больше не фотографирую. А именно, с того момента, как я уронил свою камеру вниз. Сдержите свой крик ужаса -- это было в диком месте, я почти уверен, что камера никому на голову не попала. По крайней мере в газетах ничего такого не писали.

Да, с того печального момента мой мобильник всегда лежит в закрытом на молнию внутреннем кармане внутренней куртки. Алгоритм его доставания таков: снять левую перчатку, расстегнуть молнию на левом кармане подвески, положить туда левую перчатку, проверить, не выпала ли при этом бутылка с водой, застегнуть молнию на левом кармане подвески; снять правую перчатку, расстегнуть молнию на правом кармане подвески, положить туда правую перчатку, проверить, не выпал ли при этом пакетик с сухофруктами, застегнуть молнию на правом кармане подвески; снять шарф; расстегнуть молнию верхней куртки...

Короче, я только до шарфа дошёл, а он уже пролетел. Не успел я его задокументировать. Придётся вам мне на слово поверить.

Вообще-то я раньше планеры только издали видел. Мне казалось, что они типа как аэробусы, только без моторов. Мой же планер был маленький-маленький. Он был больше похож на летающую модель планера -- такой крохотный головастик с очень тонкими и длинными крыльями. А в голове у него сидел пилот.

Для красоты истории этот планер, конечно же, должен был сделать круг вокруг меня. Но он этого не сделал -- чего не было, того не было. Зато он мне покачал крыльями. Как бы сказал -- мы с тобой одной крови, ты и я. Очень, очень приятно для летающего матраса. Глайд у него, конечно -- просто невероятный, он вообще кажется не заморачивается кручением в термиках, а просто летит себе куда ему надо, преобразуя, видимо, малейшие движения воздуха в высоту.

У меня тоже, кстати, глайд очень даже неплох для единички -- я подлетаю к Руббио с высотой почти в тринадцать сотен. Вторая точка взята. Yessss!

Вижу, как какой-то красный Озон собирается делать топ-лэндинг на вершину. Уух, как круто -- я тоже хочу топ-лэндинг на Руббио. Но, к сожалению, мне нельзя, мне таск надо лететь. Я хоть и последний, но таки ещё живой.

Над Руббио как по заказу -- термик. Всю жизнь бы так летать. Мгновенно поднимаюсь к базе. Ветер, правда, слегка сносит меня назад.

И тут я делаю ошибку. Тороплюсь. По хорошему, мне надо было бы сделать ещё один переход в горах, и брать третью точку, расположенную на равнине, по кратчайшей от гор линии. Чтобы была высота быстро вернуться обратно в горы.

Но мне так хорошо летелось, что я решил брать третью точку, старую крепость под названием Маростика, прямиком с Руббио, по диагонали.

Подхожу к Маростике с высотой восемь сотен. Мало. И главное, по дороге над равниной не было ни одного хорошего потока. Равнина, судя по всему, не работает.

Теперь у меня две возможности. Брать Маростику, быстро разворачиваться и пытаться по ветру дотянуть обратно до гор. С ненулевой вероятностью недотянуть и умереть вон в той деревне. А там ведь небось даже бара нет. И мобильной связи тоже нет. И по радио меня оттуда никто не услышит. И автобус оттуда ходит раз в день. И он наверняка уйдёт как раз когда я закончу паковать крыло.

Но есть и другая возможность -- лететь долиной прямо в цель. От Маростики до Бассано идёт гряда мелких холмов, ветер с равнины -- я с большой вероятностью дотяну этими холмами по крайней мере до Бассано. А там надо будет только перелететь Бассано и я, фактически, в цели. Мне нужен будет только один хороший набор на равнине перед Бассано -- и я первый раз в жизни буду в цели.

Короче, убедил себя лететь долиной. И это было ошибкой. Холмы толком не работали -- больше восьми сотен набрать никак не удавалось. Кое-как дополз до последнего холма перед Бассано, и тут надо было опять принимать решение.

Вариант один: бороться и не сдаваться. Я теперь ближе к хребту, и мне можно было бы попытаться добраться холмами до большой горы, набрать там высоту и лететь в цель. Но! Там по дороге будет это злосчастная ЛЭП, которую я очень не люблю. Как представлю, что меня ударило током...

Есть и другой вариант. Ведь я всего в четырёх километрах от цели. Я уже очень неплохо поработал, устал, и не отказался бы от кружки пива. Если я просто перелечу реку и сяду где-нибудь в пригородах Бассано, мне останется всего-то три километра до цели. Из сорока трёх. Очень хороший результат, по моим меркам. Три километра до цели я пешком пройду за пол-часа. И всё! И там будет холодное пиво. И наши ребята будут взахлёб рассказывать, как их плющило под тучами, и как их просаживало в ущельях, и как они садились на полянки размером чуть меньше крыла, окружённые со всех сторон проводами в три слоя. И они будут расспрашивать меня, далеко ли я отлетел от старта на моём дуболёте.

Но я не стану им рассказывать про правильную стратегию и тактику, про сотню дельтапланов, про удивительный глайд над Бассано, и как планер качал мне крыльями, и что я пролетел аж целых сорок километров, и что это был один из лучших полётов в моей жизни. Нет. Я буду изображать Крутого Пилота -- на земле у меня это неплохо получается. Я отхлебну пива, посмотрю на облака, и скажу только, -- лопухнулся, недолетел три километра...

Я выбрал второй вариант.
...А жаль.

Примечание: по данным Trofeo Montegrappa дельтапланов было не 100, как мне показалось в разгаре гонки, а только 84.

Иллюстрация (двухлетней давности правда, но Альпы с тех пор особо не изменились):
Вид на запад. На переднем плане -- ковровый старт над Семонцо; следующая гора -- Антенна; за Антенной скрылось Бассано; справа вверху, далеко-далеко под тучами, едва видно Руббио; над Антенной, чуть левее, сквозь дымку можно разглядеть гряду холмов между Бассано и Маростикой.


Редактировалось: Bakken (17 Фев 2016), всего редактировалось 5 раз(а)
ответить   написать ЛС  

  Форумы paraplan.ru Паратворчество Гонка на единичке. Типа мемуары несерьёзного компетитора.



Перейти: