Станислав Левченко. Армения. Май 2004

Хорошие впечатления начались еще на паспортном контроле. Вежливые ребята в зеленых фуражках и с российским триколором на ФПС-овских нарукавных нашивках, но при этом с бэджами на армянском вызвали лишь легкое недоумение, смешанное с любопытством. Таксисты в аэропорту Звартноц тоже были неназойливы.
— Вам нужно такси?
— Нет, спасибо.
Больше вопросов не было.
Арти довез до квартиры через центр ночного Еревана. В полдень будет встреча с хозяйкой, а до этого времени можно отдохнуть. Но спать совсем не хочется, а через пару часов между попытками заснуть в голове стрельнула мысль: «Я уже несколько часов в Армении, а до сих пор еще не видел Масиса*». Все, в город!


* Масис — армянское название большой вершины Арарата. Арарат, вид с дороги на «3-й участок». На улице замечаю, что народ на меня смотрит. То ли я отвык от этого, то ли у меня морда сильно неместная, а может просто выдает одежда. До центра решил прогуляться — благо от начала проспекта Комитаса, где я живу, туда всего минут 20 хода.
Спускаясь с проспекта Баграмяна, я, наконец, увидел его. Арарат был великолепен в утренних лучах, а прозрачный воздух позволял разглядеть даже детали ледника на его белоснежных вершинах. Ради одного этого уже стоило сюда приехать. Обратно домой решил поехать на маршрутке, за утро я успел нагуляться, да и новые туфли уже беспокоили. В маршрутке народ явно не привык видеть «иностранцев». Сидевший рядом парнишка тут же поинтересовался откуда я. Завязался непринужденный треп. Я через пару минут спросил его, где мне нужно выходить. «Я сейчас выхожу и я скажу водителю где тебя высадить» — ответил он и начал пробираться к выходу. Перекинулся парой фраз с водителем и когда выходил, обернулся ко мне: «Тебя высадят, там где нужно и можешь не платить за себя». О-па! Первый опыт местного гостеприимства заставил отвиснуть челюсть. 100 драм (0.18$) за один проезд в маршрутке, конечно небольшие деньги, но до этого за меня еще никто не платил после пары минут общения. «Спасибо…» — только и успел я выдавить из себя, пытаясь сменить выражение глубокого… удивления на лице улыбкой благодарности.

Размещение

Остановиться в Ереване удобнее и дешевле всего, сняв квартиру. В мае 2004 обустроенная однокомнатная квартира с телефоном стоила 10$ в сутки. На короткий срок найти квартиру достаточно сложно — хозяева сдают неохотно. Но если брать надолго, то получается дешевле — около 200$ в месяц. Это максимальная месячная цена за квартиру с постоянной водой, баком с нагревателем (об этом чуть ниже), свежим ремонтом и недалеко от ценра. Квартриры без горячей воды или на окраинах стоят дешевле — 100$ в месяц и меньше.
Расходы за воду, газ и электричество как правило оплачиваются в конце отдельно. Я за две недели сумел вылить воды и сжечь электричества чуть меньше чем на 5$.
Из обустройства квартиры наиболее важны 2 вещи: это наличие горячей воды и отопления (в холодное время года).
Центральное отопление в Ереване есть не везде и самое ходовое — это масляные электро-радиаторы (и наименее дешевое из-за счетов за электричество). В более продвинутых квартирах устанавливаются мини-системы центрального отопления с газовой колонкой.
Регулярность водоснабжения тоже зависит от района города — где-то лучше, где-то не очень хорошо. В любом случае, практически все квартиры сейчас оборудованы баками на сотню-другую литров (обычно их устанавливают под потолком в ванной). В некоторых квартирах на верхних этажах еще иногда устанавливают дополнительный насос на водяной стояк — порой давления в центральной системе не хватает, чтобы поднять уровень до нужного этажа и, к вашему несчастью, это может быть именно тот этаж, на котором вы живете.
В накопительные баки под потолком вмонтированы ТЭНы, поэтому набрав один раз воду, можно пару дней не переживать о том, что после полетов останешся без душа. Хорошие баки оборудованы еще системой отключения воды при наполнении и датчиком защиты от работы в сухую (от включения ТЭНа при низком уровне). Более дешевые системы имеют просто переливной дренаж (слив воды, после наполнения бака). Датчик уровня для ТЭНа тоже может отсутствовать и тогда включать нагреватель нужно только при заполненном баке.
Плиты в доме могут быть либо электрические, либо газовые от баллона или от центральной сети, если дом уже газифицирован.
Звонки на мобильные телефоны в Ереване нужно делать через девятку , так же как междугородные звонки. Поэтому звонки на мобильники стоят в счете за телефон отдельной строкой, так же как и междугородние звонки. Некоторые хозяева квартир, особенно имеющие печальный опыт с клиентами, которые умудрились за время своего проживания наговорить с родиной на приличную сумму, выключают выход на межгород. Это немного неудобно, особенно если у вас есть друзья или знакомые в Ереване с мобильными телефонами. Уговорить хозяев в этом случае может быть сложно, но если вам действительно нужно звонить на мобильники или по межгороду, то проще всего предложить небольшой депозит. Или приехать в Армению со своим мобильным телефоном — сотовое покрытие в окрестностях Еревана и вдоль основных трасс относительно неплохое. Во всяком случе, на Атисе и на Севане (основные летные места) мобильник работает хорошо.

Прочитав все вышеописанное, вы знаете какие вопросы задать, когда будете снимать квартиру:

  • Есть ли горячая вода в квартире?
  • Есть ли насос на стояке? (если квартира на верхнем этаже)
  • Если ли в квартире бак для воды с ТЭНом?
  • Есть ли в баке поплавки «на уровень и на ТЭН» ?
  • Какое отопление есть в квартире? (если вы приехали в холодное время года)
  • Есть ли телефон?
  • Есть ли в телефоне выход «на девятку» (на межгород)?

Вот телефон, парнишки из того агентства, через которое ребята подобрали мне квартиру: (+3741) 09 461563, Эдуард.

А хозяйка, по имени тетя Вита, оказалась весьма милой и неназойливой женщиной. Я думаю мне тоже удалось сложить у нее хорошее мнение о парапланеристах. В Ереване на «каждом углу» есть три вещи: обменные пункты, интернет-кафе и офисы по продаже авиабилетов. Об этом я сейчас и расскажу.

Деньги

В Армении национальной валютой является армянский драм (драм, кстати с армянского переводитcя просто как «деньги»). Международное обозначение — AMD. Одна из наиболее устойчивых валют на территории СНГ. В 2003 году инфляция составила около 6,5%, а в 2000 году она была всего лишь 0.4%.
В отличие от России, где уже при большинстве пересчетов используется евро вместо доллара, в Армении «основной» валютой по прежнему остается американский доллар. Это связано с тем, что большинство иностранных родственников живет в США.
Обменных пунктов в Ереване не просто много — они везде. Рядом с тем местом где я жил, на менее чем стометровом участке коротенькой улицы Касьяна я насчитал их больше десятка. Меняют практически любую валюту (в том числе иранские риалы и грузинские лари), во всяком случае курсы для доллара, евро и российского рубля вывешены на входах всех обменных пунктов. Маржа небольшая и курсы в разных пунктах отличаются незначительно. В мае 2004 обменный курс был примерно следующий:
1 RUR = 19-20 AMD
1 USD = 550-570 AMD
1 EUR = 655-675 AMD
За две недели менять деньги пришлось часто и не разу меня не обсчитали, но расслабляться наверное все же не стоит. Во всех обменных пунктах возле окошечка лежит калькулятор, чтобы клиент мог посчитать точную сумму — это удобно.

Связь

Интернет-кафе тоже есть везде, связь неплохая, цена за час 300-400 драм (0.72$). При интернет-кафе как правило организована международная IP-связь.

Маршрутки

Основной общественный транспорт в Ереване и пригородах это маршрутки. Поездка по городу стоит 100 драм (0.18$), более дальние поездки (на Атис или в Гарни) — 300 драм. Запомнить все направления на первых порах достаточно сложно, но всегда можно спросить на остановке какой номер вам нужен.
Маршрутки могут остановиться в любом месте — достаточно поднять руку на дороге или попросить остановить. (Трафик в Ереване, это отдельная песня и об этом в конце.)
Как и везде, водители часто берут больше пассажиров, чем есть мест в маршрутки, особенно в часы пик. Но, что удивительно, если вам не досталось места, то в проходе вам стоять не придется — кто-нибудь обязательно подвинется так что бы можно было хотя бы прислониться.
В Армении в маршрутах расплачиваются при выходе!

Такси

Такси и базар — это, пожалуй, единственные места в Армении, где ваше русское лицо может сыграть не в вашу пользу. Если вы сами спросите водителя о цене, то, скорее всего, ее смело можно делить пополам. Дешевле частников — такси по вызову, телефоны расклеены по всему городу.
В среднем, поездка в центре стоит от 500-1000 драм (0.9-1.8$) до 1500 драм (2.7$) максимум, если вы выезжаете из центра города.

Авиатранспорт

Как и обменных пунктов, авиакасс, а точнее просто мест, где продают билеты очень много. Вполне возможно что у вас не возникнет проблем с купленным там билетом, но интуиция подсказывает что офисы непосредственно от авиалиний или хотя бы более-менее крупные фирмы по продаже билета выглядят надежнее. Я бы предпочел обращаться к крупным продавцам вроде Armen Tour. Они продают авиабилеты всех российских и зарубежных авиакомпаний, которые летают в Армению. Кроме того, есть центральные офисы у Аэрофлота и Сибири (cовсем рядом друг с другом).

Armen Tour
Проспкт Маштоца 24
тел. (3741) 53-32-31, 41-66-95
armentour@arminco.com
www.armentour.am
Аэрофлот
ул. Амиряна, 12
тел. (3741) 52-24-35
evnsu@cornet.am
Cибирь
ул. Амиряна, 3
Тел. (3741) 56-48-05, 56-48-06, 56-48-17
sale@u8.am
Внимание!
Аэропортовский сбор аэропрта Звартноц не включается в стоимость билета, поэтому улетая из Армении, приготовьте 10’000 драм ($18) «за воздух». Этот квиточек нужно купить в окошке возле обменного пункта и отдать его при проходе не регистрацию. Желательно поменять эту сумму еще в Ереване, потому что курс в обменном пункте аэропорта Звартноц довольно высокий по сравнение с городским (в аэропорту 10’000 драм будут стоить примерно 25$).

Трафик

Когда я спросил Арти: «А как было в советское время с уличным движением ?» — он ответил: «Так же». Ереванский трафик, как спагетти с чили — к нему нужно привыкнуть, пробуя осторожно и по чуть-чуть. Во многих местах нет разметки, но даже там где она есть, далеко не все ее соблюдают. Половина пешеходных светофоров не работает. Как мне объяснили сами ереванцы: когда переходишь дорогу, то нужно смотреть не на светофор для пешехода, а на наличие или отсутствие машин. Вот так все и делают. Порой доходило до смешного, когда на мое предложения пройтись 30м в сторону до ближайшего перехода я получал ответ: «Зачем? Нам же здесь нужно». Пару раз увидев родителей с детьми дошкольного возраста переходящих дорогу таким же образом, понял, что это уже неисправимо. Ну да ладно — приедете в Ереван, осторожно на дорогах!

Язык

Армянский язык относиться к семье индо-европейских языков, составляя при этом особую группу. Он имеет собственный алфавит.
Армянский алфавит был создан приблизительно в 406 году Месропом Маштоцем и изначально включал в себя 36 букв. В дальнейшем были добавлены еще три буквы и в настоящее время он состоит из 39 букв, обозначающих 36 звуков из которых только 6 являются гласными. Алфавит, по своему характеру, является фонетическим, т. е. каждой букве соответствует один звук.
В современном армянском языке есть некоторое количество заимствований из русского, но в базовом словаре практически нет схожих слов.
В Армении, естетсвенно, говорят на армянском. При этом, подавляющее большинство (особенно в городе) знают русский. У человека приехавшего в Армению, в городах с русским проблем не будет совсем. В сельской местности могут встречаться люди не говорящие по-русски, особенно среди молодежи.
Ниже дан совсем коротенький лингво-ликбез, всего на 2 случая — приветствие и благодарность.
Приветствие
Барев — «Здравствуй»
Барев дзез — «Здравствуйте», универсальное приветствие подходящие в большинстве случаев. Звучит более вежливо, чем просто барев (вообще, барев дзез дословно переводиться, как «доброго солнца Вам»). Эту фразу можно услышать и когда кто-то заходит в магазин и как приветствие в сельской местности.
Благодарность
Шноракалутьюн — просто «Спасибо»
Шноракал эм — «Благодарю» чуть более формальная фраза, но тоже вполне употребимая.
В Ереване еще могут сказать мерси или шат мерси (шат — большой, много, очень).
Ну а если кто-то решил заняться армянским совсем серьезно, то тогда стоит начать с самоучителя Парнасяна и Манукяна. По системности подхода и глубине изложения материала, это лучшее, что мне попадалось из учебников. Изучения языка начинается с алфавита (не забываем, что в армянском языке свой алфавит, мало похожий на кириллицу или латиницу). Для новичков, на первых порах, очень полезна русская транскрипция к армянским словам. Этот самоучитель можно заказать вот здесь.

2. Эчмиадзин, Звартноц, Хор-Вираб

Ребята сказали что с погодой мне «повезло». Обычно в Армении нет межсезонья — сразу после зимы наступает лето. На третий и четвертый день были переменные дожди и я продолжал знакомиться с Ереваном и с Арменией иногда с тоской глядя на небо, когда под конец дня вдруг уходили облака и начинало светить солнце. Но в эти дни мы посетили три очень интересных места: Эчмиадзин, Звартноц и Хор-Вираб. Журнал «Вокруг Света» пишет: «Город Эчмиадзин во многом схож с нашим Сергиевым Посадом — оба они выросли вокруг самых чтимых в народе монастырей, оказывавших огромное влияние на жизнь страны. Эчмиадзин, подобно Троице-Сергиевой лавре, издавна служит центром духовно-религиозной жизни Армении. Хотя бы раз побывать там стремится каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил «. Именно там находится резиденция католикоса всех армян. На сегодняшний день это Гарегин Второй. Армянская Апостольская Церковь, одна из древнейших христианских церквей мира, придерживается монофиситского направления христианства (признания только единой, божественной природы Христа). Внутри, армянские храмы удивляют своей скромностью. Даже собор в Ечмиадзине не подавляет убранством и роскошью, хоть это главный храм для всех армян и в путеводителях он называется не иначе, как Сурб Эчмиадзин («Святой Эчмиадзин»). Вдоль одной из стен внутри соборного двора выставлены в нишах хачкары, армянские каменные кресты (хач — «крест», кар — «камень»). Кроме Армении, аналоги хачкаров есть еще только в Ирландии — кельтские каменные кресты. Некоторые хачкары датированы 13-м веком. Еще одна удивительная вещь — это армянская письменность, она практически не изменилась с момента создания в 5-м веке. Тот кто может читать по-армянски, сможет прочесть и надписи на семисотлетних хачкарах. Но прочесть-то прочли, а вот понять… Далеко не все армяне понимают этот язык — грабар . Точно так же как и не каждый из нас сможет понять надписи на церковно-славянском. На следующий день, мы поехали в Звартноц. Я уже слышал, что Звартноц, знаменит не только находящимся там аэропортом, но не ожидал увидеть, то что мы там увидели.
«…одним из главных сокровищ армянской архитектуры является Звартноц — храм Бдящих Сил. Как и большинство других древних армянских храмов, Звартноц дошел до наших дней в развалинах. Строительство храма Бдящих Сил началось в 641-643 годах и велось с перерывами на протяжении двадцати лет.» «Инициатором строительства был католикос Нерсес III Строитель, привлекший для создания храма мастеров из древнего армянского города Двина — города, славившегося своей красотой. Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал. » В 10-м веке храм было разрушен землетрясением. Исследования подтвердили, что была ошибка в строительстве: «…зодчему, строившему храм, не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Именно это оказалось слабым местом храма и сильный удар землетрясения разорвал его… » (Андрей Низовский, Звартноц ) Сейчас восстановлены уцелевшие внутренние колонны нижнего яруса и часть стен. Храм впечатляет даже в частично реконструированном виде. Это был очень величественный шедевр армянского зодчества. После Звартноца прямиком едем в Хор-Вираб. Храм расположен на пригорке совсем рядом с границей у подножья Арарата. Это место является почти что визитной карточкой Армении. Оно поразительно фотогенично — каждый, кто хоть немного интересовался Арменией, видел открытки, фотографии или даже картины этого монастыря на фоне Арарата. Хор-Вираб знаменит еще тем, что построен на том месте, где томился в заключении Григор Лусаворич (Григорий Просветитель — креститель Армении). В паре сотне метров за храмом начинается уже контрольно-следовая полоса, а далее, за рекой Аракс уже видна турецкая территория.
Погос-Петрос, стоянка Ну вот уже вроде и начало с утра просветляться. Арти взял отпуск на всю неделю и мы едем на наиболее облетанное и ближайшее к Еревану летное место гора Атис (это название может звучать еще как Хатис или Хадиз). Приезжаем после обеда, но ветер пока сильный. Через пару часов вроде начало успокаиваться и мы потопали на двухсотку. Вообще в эту поездку Атис был основным парадромом. С него и были совершены все улеты и один полноценный маршрут в крайний день.

Вид вверх и вниз с нижнего старта (с Двухсотки). В один из дней, когда я приземлился после слета с трехсотки на Атисе, ко мне подбежал парнишка лет двенадцати. Неплохо говорил по-русски, поэтому общение завязалось без проблем. Помог мне собрать купол и мы потопали обратно к машине. Вскоре подошел и Арти. Парня звали Саркис. Через несколько минут Саркис сказал, что сейчас вернется и убежал. Ладно, хлопцы любят бегать, никто из нас особо не обратил на это внимания. Через пару минут Саркис действительно вернулся неся с собой матах (мясо завернутое в лаваш) и пару бутылок колы. Как мне объяснил потом Арти, матах это еще пришедшее с языческих времен что-то вроде жертвоприношения. Также это может быть поминальным блюдом. Рядом с парковкой на Атисе находится маленькая церковь Погос-Петрос («Павла и Петра»), там у семьи Саркиса и был поминальный обед.
Погос-Петрос, на посадке Примечание Арти:
Матах это и есть жертвоприношение. Обычай пришел с языческих времен, не очень поощряется церковью, но с ним и не особо борются. Матах совершают по разным поводам, например когда происходит что-то очень желанное, или выздоровление от тяжелой болезни, или чудесное спасение от чего-то, а также матах делают в честь ушедших родственников или просто генеалогическому древу. В нашем случае матах был как раз в память об ушедших родственниках. В жертву могут приносить кур, ягнят, баранов, коров, быков. В нашем случае это был баран.
Фото с Саркисом
После этого я начал понимать откуда происходит армянское гостеприимство. Детям наименее свойственно вести себя так, как это «принято в обществе». Они более свободны от рамок социальных условностей и потому поступают естественно. То, что сделал Саркис, было показательно — это что-то, что сидит в костях каждого армянина. По дороге домой Арти рассказал еще одну вещь. Если ты застанешь в Армении кого-то за едой, то скорее всего он предложит тебе разделить с ним трапезу. И для этого человека может быть большим оскорблением, если ты откажешься. С другой стороны, тот, который разделил с тобой свой хлеб уже никогда не сделает тебе ничего плохого.
Вид на Церковь Погос-Петрос с подъема на Трехсотку. Примечание Арти:
Тут я вообще то говорил не обо всех и не в любом месте. Я имел в виду преломление хлеба на природе с незнакомым путником, пастухом и т.д. Это идет от особенности нашей природы, да и вообще, суровых условий, в которых Армения находилась большую часть своей истории. Так что, акт преломления хлеба, это, вобщем-то, не совсем то же саме, что посидеть с кем-то в ресторане. После такого акта обидеть человека, с которым преломил хлеб считается очень дурным поступком. Во многих армянских, да и не только армянских, но и например езидских и прочих деревнях до сих пор преломление хлеба имеет символический смысл. Очень жаль что понемногу это уходит. Но в основном, слава Богу, обычай делитьcя пищей и костром на природе все еще сохраняется, равно как и то что после этого можно заснуть, не пряча свои пожитки, и не держа ножа за пазухой.

4. Первый улет


Атис, подъем от Погос-Петроса на Трехсотку. Ну вот, я уже здесь почти неделю, а пока только летаю сверху вниз. Еще с вечера решил, что обязательно поеду на полеты, если будет хоть какой-то намек на хорошую погоду.
Отдельное спасибо Арти и Лилит, за то что отпустили меня одного в тот день (они оба были заняты на работе). Я понимал, что они волнуются, так как никто из них не ездит один на полеты. Но охота пуще неволи и они это тоже понимают.
Атис, отдых на обсидиановом поясе С утра Арти подбросил меня до начальной остановки маршрутки на Акунк (ближайшая деревня к старту на Атисе). В Газели, к счастью, было не много народа и мой 200-литровый баул не сильно мешал другим пассажирам (на всякий случая я сразу предупредил водителя, что заплачу за 2 места).
На конечной остановке в деревне Акунк я оказываюсь крайним пассажиром. Спрашиваю водителя, сколько стоит. Всего 300 драм (0.55$). Начинаю отсчитывать за два места, но он говорит, что не нужно. «Хорошо, тогда вот 500 драм и можешь подбросить до Погос-Петрос?» От конечной остановки маршрутки еще где-то километр по дороге до начала подъема на старт возле церкви.
Отработка подьема купала на плато за Трехсоткой.



Атис, старты с Трехсотки. На страт иду, уже как всегда, на 300-ку — этот старт развернут на юг-юго-запад. Стартую без проблем с первого раза. Ветер свежий в воздухе держит. После 15 минут поисков ловлю пузырь и получается выкрутить 200 метров над стартом. Боясь потерять поток в первый раз, не решаюсь бросать клеванты и фотографировать, но и так его теряю и возвращаюсь на старт. Больше найти ничего не получается и я сажусь немного западнее дороги после получаса в воздухе.
Я давно хотел попробовать западный старт и сейчас вроде подходящий случай. Пакуюсь и топаю влево, обходя гору с запада. По дороге попадаются ребята работающие в поле. Конечно, вопросы о полетах и парапланах и, как всегда, искреннее радушие.
Дорога на западный старт оказалась довольно долгой — шел я около 2-х часов, обходя большой кулуар над деревней Котайк (ребята в поле мне сказали, что это место называется Зар). Траверсом, по отрогу прохожу обсидиановый скальник. Остановившись передохнуть выше, чувствую, что ветер уже довольно свежий, но давлю в себе желание стартовать тут, чтобы не идти дальше. На склоне много камней в том числе и обсидиана.
На вершине тоже каменные россыпи но уже без обсидиана и мне удается найти более менее чистый пятачок. Смотрю на прибор: превышение над деревней около 450 метров — неплохо!
Панорама котловины под стартом (Зар), вид с подьема. Старт находится над крайне-правым скальным выходом (немного выше и дальше него, самая высокая точка на фотографии).
Атис, вершина Ветер уже совсем свежий, жду затишья и стартую. Держит над всей котловиной, я делаю пару больших проходов в обе стороны. Вскоре втыкаюсь в троичный поток и выкручиваю пару сотен над стартом. В нем же сношусь за плато над стартом. Внизу пастух пасет отару овец и меня облаивает большая пастушья собака. Тешу себя мыслью, что это есть местная форма приветствия, на тот случай если вдруг придется сесть где-то рядом с ними.
Вид на Атис с воздуха с западной стороны. За плато ловлю еще один поток. Это уже поинтереснее, усреднитель показывает 3.5-4м/с. В нем набираю еще около 500 метров и сношусь к самой горе. Атис уже ниже меня. Такое ощущение, что можно просто опустить руку и погладить траву на вершине. Фантастика! Ползу над гребнем в сторону Гутан-Сара, стараясь при этом не сильно сливать высоту. Но судя по тени, скорость не очень большая (GPS у меня тогда с собой не было), поэтому выдавливаю акселератор и ухожу за гору. Ротор вроде не ощущается, но не расслабляюсь.
Деревня Капутан, дорога в деревню Атис. Пролетаю деревню Атис и лечу к каменной гряде, в надежде найти там хоть что-нибудь. Но ожидания не оправдались — над грядой есть только динамик на небольшой высоте. Ветер уже сильный, сажусь практически не пробиваясь вперед. Еще сверху замечаю машину и стараюсь сесть поближе к дороге, чтобы уехать на попутке.
Когда собирал купол возле дороги, увидел человека верхом на лошади, направляющегося в мою сторону. Когда он приближается на расстояние приветствия, подымаю руку и кричу: «Барев дзез!».
Гутан-СарПарнишка подъезжает, спешивается и что-то спрашивает меня по-армянски.

— Йес хай чем, рус эм. Русарен хосум эс? ( «Я не армянин, я русский. Ты по-русски говоришь? «)
— Че. («Нет.»)

Ладно, на ломаном армянском и на пальцах (по большей части) объясняю ему кто я и откуда. Знакомимся, парня зовут Сарибек. Когда я уже собрал баул и готов был топать в сторону деревни, Сарибек начал что-то мне говорить и показывать на своего коня. Что, я? На него?? С рюкзаком??? Со второй попытки удается оседлать лошадку. Коник прогибается, но стойко терпит не_очень_то_худого парапланериста да еще и с рюкзаком на себе. А вот я занимаюсь балансировкой в 2-х плоскостях, старясь при этом не поранить лошадку каблуками своих Ханвагов. Седла-то нет, впрочем, так же как и уздечки. До этого я только пару раз катался на лошадях еще в средней школе — не более того.
С Сарибеком и его конем. Перед деревней встречаем еще одного местного. Мужик говорит по-русски и я пользуюсь случаем фотографируюсь с Сарибеком и с его терпеливым конем. Он же помогает записать его адрес, чтобы потом отправить фотографии Сарибеку. Когда я спросил про улицу, оказалось, что улиц тут нет просто: Абовянский район, поселок Атис и имя-фамилия.
Сарибек доводит меня до центра деревне и паркует своего коня поблизости. Что-то говорит про маршрутку и после того как мне показывают непосредственно на часах, я понимаю что автобус будет через полчаса.
— Гна тун! («Пойдем в дом!») — зовет он. Помня о том, что мне пару дней назад рассказывал Арти, не отказываюсь и захожу. Тут подходит и отец Сарибека — Акоп, который к счастью говорит по-русски. Опять пользуясь случаем прошу перевести Сарибеку то, что хотел сказать ему по дороге.
Акоп и его мама.
Будте здоровы!
«Сейчас перекусим» — говорит отец. На столе уже стоит капуста, сыр и водка. Я по-прежнему ни от чего не отказываюсь. Акоп разливает: «Ну, будем здоровы!». Вижу, что Сарибек с отцом смотрят на меня. «Спасибо за помощь!» — говорю я, чокаюсь и выпиваю не закусывая. Ух, хорошо пошла! Краем глаза замечаю одобрительное выражение на лицах Сарибека и его отца. Похоже мне удалось подтвердить свое русское происхождение. Теперь можно и огурчиком осадить.
Через несколько минут в дом заходить пожилая женщина. Я уже почти по привычке говорю: «Барев дзэз». «Это моя мама» — говорит Акоп. Наливаем еще по одной и выпиваем вместе с ней.
Младшая сестра Сарибека приносит кофе. Смотрю на время, уже пора двигать на маршрутку.
С местными пацанами в деревне Атис. На улице попадаю в толпу пацанов. «Сфоткай нас» — прошу одного из них.
Подходит автобус — вот и маршрутка. «Цтесутьюн ев хаджох!» ( «До свиданья и удачи тебе!») — крепко жму руку Сарибеку и загружаюсь вместе со своим баулом в УАЗик. Обязательно отправлю ему фотки, когда будут готовы.
Ара, водитель маршрутки. В маршрутке круглолицый добродушный водитель Ара разговаривает со мной по-армянски. Наверное, в таком, слегка подогретом состоянии, я могу говорить почти на любом языке. Пачка Marlboro, завалявшаяся в подвеске приходится как нельзя кстати.
Когда в Абовяне я пересел на маршрутку до Еревана, поймал себя на мысли что с удивлением смотрю на крутые тачки за окном и стильно одетых девушек на соседнем сиденье. Между деревней Атис и городом Абовян всего пара десятков километров, но похоже, что разница между жизнью там и здесь гораздо больше.

Севанские фиалки и подснежники Особо запоминающихся полетов в этот день не получилось, но разведка места вышла хорошая. Видел на склоне лисицу. Параплан явно не входил в ее модель мира и поэтому она не испугалась.
Подъем на старт на Севане, получалось почти что двойная панорама. Когда уже собирались ехать обратно, к стоянке подъехала шестерка с 4-мя мужикам внутри. Некоторое время буксовала, пытаясь заехать на пригорок. Вспомнился анекдот про грузовик дембелей и генерала.
Последующий разговор происходил на армянском, на повышенных тонах и с обильной жестикуляцией. Наверно, мне нужно еще пожить в Армении, чтобы понять, что когда громко говорят и машут руками — это не есть признак агрессии. Местные из деревни Цовягюх просто увидели, как мы летаем и приехали познакомиться.
Вид на хребет над деревней Цовягюх. Южная экспозиция старта, должно быть интересно, хотя ребята говорили что на Севане летом и на северном старте иной раз труднее снизиться после старта, чем набрать высоту. Звучит как парадиз для фри-флайера.

Монастырь Севанаванк

А после был заезд в монастырь Севанаванк. Изначально монастырь был построен на острове в 874 году королем Ашотом I. Но за крайние 70 лет уровень воды в озере Севан снизился более чем на 20 метров, а его площадь сократилась на 13%. Так что сейчас до монастыря можно проехать через перешеек. (Если вы будете в Армении, то вам еще обязательно расскажут про уровень воды в Севане.) Монастырь состоит из двух церквей, сложенных из цельного камня.
Внутренняя обстановка в храме Севанаванк
Панарама с видом на Севан и храм В тот день на Севане было мокро. Там вообще всегда прохладнее чем в Араратской долине и в Ереване. Обратите внимание на обувь Ромы в сочетании с остальным нарядом. 🙂
Гехард, река рядом с монастырем «Сегодня утром была гроза, поэтому скорее всего план-Б» — сказал Арти во время утреннего сеанса связи. Еще с вечера, на Севане, мы решили, что если погода будет нелетная, то поедем в Гарни и Гехард.
Я, как настоящий парапланерист, не смог отказаться от соблазна все же забросить рюкзак в багажник.
Гехард, арка ворот на входе В Гарни опять тот же приступ дежа-вю, как и в Ереване в первые дни. Я видел уже много разных фотографий этого места в интернете и сейчас просто узнаю знакомые виды. После небольшой экскурсии в римские термы мы едем в Гехард.
Гехард, внутренний свод купола Гехард старинный скальный монастырь, первые постройки которого были сооружены еще в IV веке. Название Гехард переводится с армянского как «копье». По преданию, в монастыре хранилось копье, которым пронзил распятого на кресте Христа один из римских стражников. Наконечник копья до сих пор хранится в музее Св. Эчмиадзина.
Гехард, свечи в каменной комнате (вырубленная в скале часть монастыря) Гехард радует прохладой, лесными склонам и белой рекой поблизости. Часть церкви целиком вырублена в скале, в ней свежо и ощущается запах ладана. Обстановка внутри еще более скромная чем в монастыре на Севане, церковь уже не сильно отличается от монашеских кельей наверху. Находясь внутри, чествуешь, что ты в храме, даже весело шумящие дети затихают, когда преступают порог.
Гехард, колонна и резьба на камне под потолком У армян есть еще удивительная способность адаптировать (почти одомашнивать) сакральные вещи и понятия не выхолащивая при этом их высокой сущности. Внутри церквей вам, скорее всего, не будут запрещать фотографировать, хотя когда мы были в Эчмиадзине, у меня просто рука не поднялась достать фотоаппарат. Здесь вообще приятно удивляет отсутствие назойливого бизнеса на туристах . Стоянка возле Гехарда была единственным местом, где нам в голос предложили что-то купить и то это были большие и красиво оформленные пироги.
Гехард, наружняя стена Но сколько волка ни корми… в общем погода уже пару часов как наладилась и ребята соглашаются завести меня наверх на Вохчабердский хребет до деревни Гехард и там «бросить» .
На выходе из деревни мне встречается молодой парень.
— Барев дзез — уже на автомате говорю я.
— Барев дзез, вонц эк? («Здарвсвуйте, как Ваши дела?»)
— Лав эм, мерси. Ду вонц ес? («Хорошо, спасибо. Ты как?»)
— Йес эль лав эм. («Я тоже хорошо.»)
Вид на Вохчабедский хрбет и точку старта снизу, с посадки за деревней Гарни

Такой бмен любезностями заставил улыбнуться. Когда спустился к высохшему ручью, увидел его догоняющего меня по дороге. Парень почти не говорит по-русски, но понимаю, что он хочет пройтись со мной. Проблем чка! («Нет проблем!»)
Опять я пытаюсь что-то объяснить на смеси армянского с русским по дороге на хребет. С 3-го раза удается найти более-менее подходящее место для старта. Старт сложный, но взлетаю без проблем. А вот с потокам хуже — через 15 минут на ушах сажусь за ближайшей горкой.
Ботинок уже начал не шутку давить и пара километров до деревни занимают столько же часов хода. Стучусь в крайний дом, что бы спросить где останавливается маршрутка до Еревана. На улицу высыпает целая толпа ребятишек и смотрит на меня как на марсианина. Ну а дальше… описывать все равно бесполезно, но было очень весело. Очередная встреча с местными жителям только добавляет приятных впечатлений. Конечно угостили кофе, настоящим черным — «сэв сурдж». Надо заметить, что при этом из всей этой компании по-русски говорил только мужчина, который подвез меня до маршрутки.

7. Подарок авиакомпании — маршрут


Атис, кучевка над вершиной, вид со старта Зар. Спасибо моему авиаперевозчику за то что отменив рейс, подарил мне еще 2 дня в Армении. После предрассветной поездки в Звартноц хотелось спать и я добрался до Атиса только в обед. В этот раз я сразу попросил Леву забросить меня до насосной станции и потом потопал на западный старт. Но поздно, опять поздно. Когда шел на гору небо начало затягивать, а через час оно уже все было закрыто плотной облачностью.
Усиления ветра, пока нет, хотя облака похожи на дождевые. Полчаса в динамике с «набором» -0.5 — 0 и я еду домой.
Вид по направлению маршрута (на север), внизу деревня Атис. На cледующее утро встал с твердым намереньем, как барон Мюнхгаузен совершить сегодня подвиг, а именно улететь. Водитель в 267-й маршрутке уже узнал меня — тот же парень, что подвозил прошлый раз до Погос-Петроса.
Cегодня я хочу выяснить возможности заезда на Зар — в принципе там есть дорога, а вчерашний подъем пешком отнял слишком много сил и времени. Поэтому на повороте в Котайк выхожу из автобуса и иду к гаражу, где крепкий парень копается в моторе своего старого Мерса. Завязать общение было не сложно, по ходу даже угостили кофе. Под конец узнаю, что заехать можно.
Вид обратно (юго-запад), внизу можно рассмотреть город Абовян. Парня зовут Артак, а его брат может завести меня на их Ниве. Правда, у нее отключен передний привод, ну да ладно. Заехать удается почти на самый верх, до места старта над Заром остается где-то 15 минут хода, через расщелину справа. Судя по выражения лица брата Артака 2500 драм (4.5$), что я заплатил на горе, были той суммой, которая не разочаровала его. Хотя ребята потом сказали, что вообще-то я многовато дал за одну ходку.
Улица облаков по маршруту (слева виден Гутан-Сар).

Вершина Атиса. Вокруг Атиса уже собирается интенсивная кучевка и я вскоре стартую. Над Заром держит, и, воткнувшись в поток, я с набором сношусь через плато почти до самой вершины. Опять перелетаю через гору немного западнее вершины и над хребтом, что идет от горы на северо-запад в сторону Гутан-Сара, вижу настоящую дорогу из облаков. Вот это Штирлица и сгубило — нужно было максимально раскручивать тот поток, в котором я уже был, а я ломанулся под ближайшее облако. Через 45 минут я сажусь практически в том же месте в 7-ми километрах за стартом, что и в прошлый раз. И опять ко мне подьезжат парень на лошади. Когда я собрал купол, мы поменялись сумками — он взял мой рюкзак, а я его авоську с грибами. Конь потрусил мелким шагом, а я рядом пошел рысью. В любом случае лучше так, но налегке.
В центре деревни Атис заглядываю во двор Сарибека, но его сейчас нет. Жаль…
Пища отшелника — обед парапланериста. 🙂 Пока жду маршрутку, успеваю перекусить. Утром показав рукой на большую булку в магазине, я спросил женщину за прилавком: «Это хачипури?» Ответ был утвердительный. Потом мне обьяснили, что я купил не «хачи-пури», а просто «пури» или обычный хлеб.
Маршрутка подошла где-то через 40 минут и я приветствую Ару за рулем уже как старого знакомого.
Опять схожу на повороте в деревне Котайк. Увидев меня, Артак улыбается: «Что, еще одна попытка?»
Вершина Атиса, снова. В этот раз заежаем на пару десятков метров ниже — резина на Ниве уже лысая и колеса просто не цепляют. Ладно, проблем чка («нет проблем») — через 20 минут я снова на старте.
Уже начало шестого, кучевка вся ушла, но ветер на старте усилился. Дожидаюсь затишья и стартую. Через пару галсов втыкаюсь в неплохой поток и начинаю его раскручивать. Снос достаточно большой — вершину я прохожу ближе и на более низкой высоте чем, в прошлый раз. Наученный горьким опытом двух предыдущих полетов, стараюсь не терять этот поток и даже не думаю о том что бы менять его. Когда пролетал деревню Атис, над стартом было уже больше километра. За деревней все-таки становлюсь на переход, похоже этот поток я уже выкрутил по максимуму и пару минут просто лечу с небольшим снижением на северо-восток. Вскоре ловлю еще один поток и в нем уже набираю около 1600 метров над стартом. Севан с этой высоты как на ладони — я вижу его весь от края до края. Делаю снимки в направлении обратно по маршруту и с видом на Гутан-Сар, над которым зеркальной короной блестят в вечернем солнце четыре вершины потухшего вулкана Арагац (самая высокая точка Армении). Я уже где-то на уровне Гегамского хребта, на Гегам меня и сносит. Было бы конечно здорово пролететь мимо него, но уже почти шесть часов вечера и рассчитывать больше чем на один, от силы два набора по маршруту не приходиться. С другой стороны у меня самолет через 10 часов, а сколько может занять 20-ти километровая дорога обратно пешком?
Поэтому я начинаю сдвигаться ближе к севанской трассе. По ходу замечаю, что максимальная путевая скорость доходит до 76км/ч. Да, посадка обещает быть интересной…
Гутан-Сар (2299м) и Арагац (4090м) на заднем плане. К этому моменту начинают жутко мерзнуть подушечки пальцев и я сжимаю клеванты, оглашая воплем севанские окрестности (тогда я, к сожалению, не знал, что нужно просто интенсивно встряхивать руками, опустив их вниз, чтобы восстановить кровообращение).
Взгляд назад, Атис (2529м) с севера и деревня Атис у подножья.

Вершина Геагамского Хребта — гора Севанатар (3225м). Судя по высоте и качеству я вполне могу долететь до Лчашена, но вот перелететь его уже может быть проблематично. При таком ветре безопасная посадка в поселке практически невозможна, а если подлететь достаточно близко к воде, то есть риск быть сдутым в озеро. На южной окраине Лчашена, возле самой маленькой из лчашенских горок вижу прямую дорогу, которая дальше уходит под мост. Рядом небольшой карьер. Все, дальше нельзя. Разворачиваюсь и на ушах ползу против ветра. Возле земли ветер потише и мне удается сразу загасить купол. Подбежавшая ватага ребятишек оказалась очень кстати — одному складывать парпалан в такой ветер значительно сложнее.
Меня трусит озноб (ох, как бы я не отказался от 50 грамм в тот момент), пальцы почти не сгибаются, но я счастлив — есть первый маршрут в Армении!
Примерный трэк того маршрута (нарисованый вручную)

8. Общая информация об Армении

Летных мест в маленькой Армении много. По сути дела вся Армения — это одно большое летное место. В этот раз, я летал в основном на парадроме Атис, так как это ближайшее место к Еревану и наиболее удобное, если приходится добираться туда самому. О нем я и расскажу подробно, а по остальным местам дам лишь краткий обзор. Государство Республика Армения находится на юге Закавказья. Площадь 29,8 тыс. км2. Армения — горная страна, занимает северо-восточную часть Армянского нагорья, обрамленного хребтами Малого Кавказа (высшая точка — гора Арагац, 4090 м). На юго-западе лежит межгорная Араратская равнина на севере которой находиться столица Армении — Ереван. На данный момент в Армении проживает около 3.5 миллиона человек, более миллиона из которых живет в Ереване. Республика раскинулась с северо-запада на юго-восток примерно на 350 км. Максимальная ширина составляет порядка 120 км (с юго-запада на северо-восток через Ереван). Для маршрутных полетов на данный момент наиболее интересным представляется треугольник Ереван-Севан-Гюмри.

Климат и погода

В Армении континентальный климат с большим сезонным перепадом температур. В предгорьях средние температуры июля 24-260С, января -50С, осадков бывает 200-400 мм в год. В горных районах прохладнее и дождливее средняя температура июля 18-200С, января от -2 до -140С и до 500 мм осадков в год. Количество осадков увеличивается с подъемом в горы, а средняя температура падает примерно на 1 градус каждые 200 метров. Летом в Армении может быть жарко, особенно в Араратской долине (в июле-августе температура в некоторых районах Еревана может доходить до 38-40 градусов). Зимы же, несмотря на то, что это юг, бывают многоснежными и холодными. Район озера Севан отличается меньшими температурами и более высокой влажностью — там всегда прохладнее, чем в Ереване.
Преобладающий ветр в Ереване и севернее него — юго-западный. По наблюдениям в результате этой поездке можно заключить, что ветровой градиент на участке от Еревана до Севана выражен не сильно. Конечно, из-за приземного трения имеется ослабевание ветра внизу (в крайний полет прибор показывал 76 км/ч по ветру на 500 м и 4-5 км/ч против ветра на посадке соответственно верховой/приземный ветер был примерно 40/32 км/ч), но вообще на 300-400 метровой горке разница как правило составляет не более 1 м/с.
Орографическая карта Малого Кавказа

Местность

Район полетов вдоль Севанской трассы ограничен Гегамским хребтом с востока и отрогами Памбакского хребта с запада. Гегамский хребет представляет из себя цепь вершин (потухшие вулканы, максимальная высота 3258 м гора Акиасар) протянувшихся с севера на юг от города Лчашен возле озера Севан, до восточной окраины Вохчабердского хребта. При старте с горы Атис в юго-западный ветер, представляется возможным перелететь этот хребет и сделать маршрут до города Камо. Сразу за Атисом высота местности составляет около 2000 м, и к хребту она плавно подрастает до 2500-3000 м (седловины и вершины на хребте). Долина с южной стороны Памбакского хребта как правило имеет свою аэрологию. Этот хребет тоже выглядит очень интересно с точки зрения маршрутных полетов от Севана в сторону Гюмри. Протяженность долины в этом направлении около 95 км.

9. Парадром Атис

Гора Атис (2575.9 м) расположена примерно в 20 км к северо-востоку от Еревана, за городом Абовян (6 км). Гору окружают следующие поселки: Зар (с юга от вершины), Акунк и Котайк (с юго-запада), Капутан (с северо-запада), Атис (с севера), Зовашен (с востока). На горе есть несколько стартов, которые позволяют совершать полеты в широком секторе — рабочее направление ветров: от юго-восточного до северо-западного.
Схема проезда к Атису

Атис, вид с горы Гутан-Сар (с северо-запада)
© www.masis.am

Проезд маршруткой

Атис очень удобен тем, что до него легко можно добраться самостоятельно. Из Еревана примерно каждые 15 минут идет маршрутный автобус (Газель) номер 267. Автобус собирает пассажиров на улице Агатангегос, между к/р Россия и цирком (та сторона улиц на которой находится цирк). Загружаться с парапланами удобнее всего именно в этом месте, пока автобус еще пустой. Я предупреждал водителя сразу, что заплачу за 2 места и ставил рюкзак рядом с собой на заднее сиденье (в проходе его было не впихнуть), но иногда у меня не брали деньги за дополнительное место. В любом случае проезд до Атиса стоит относительно не дорого — 300 драм (0,55$).
Автобус идет через город Абовян и далее до деревни Акунк через деревню Котайк. Если вы хотите полетать на двухсотке или трехсотке , то вам нужно ехать до конечной остановки в деревне Акунк. Далее нужно пройти еще около километра до церкви Погос-Петрос. Другой вариант — можно договориться с водителем и за небольшую прибавку (примерно стоимость проезда) попросить его довезти вас до церкви Погос-Петрос. Иногда вас могут подвести и просто так — вы же гость в Армении.
Если вы решили поехать летать на Зар (что лично я считаю более правильным и интересным с точки зрения перспективы ухода на маршрут), то вам нужно выйти на повороте в деревне Котайк. Узнать его очень просто — там будет развилка, откуда открывается шикарный вид на всю гору и далее прямо видна дорога на Капутан и ответвление от нее вправо до насосной станции на невысоком отроге. Маршрутка-же повернет направо — на Акунк.
Если вы настроены решительно, то примерно через пару часов вы сможете подняться на Зар пешком. Можно также обратиться к Артаку. Его гараж с правой стороны возле самого поворота, как правило, всегда открыт. За 2500-3000 драм (4.5-5.5$) его брат сможет довезти вас на Ниве до начала плато, откуда до точки старта будет всего 15 минут хода. Учитывая, что за один подъем, Нива съедает примерно 3 литра бензина (литр бензина стоил около 320 драм в ценах мая 2004) — цена в 2.5 тысячи выглядит вполне оправданной.
Замечание по поводу цен: мне не говорили «сколько с меня» после того как мы заезжали наверх — можно сказать, что эта сумма выкристаллизовалась сама. Как я уже писал в разделе про Гехард, это не бизнес на туристах — я уверен, что Артак просто хотел мне помочь. Ну а я, в свою очередь, хотел отблагодарить его за помощь.

Проезд машиной

  1. Из города надо выехать на Тбилисское шоссе (Севанское шоссе). Есть два пути: один из центра города по Массивской дороге, но не заезжаяа в Масив продолжить путь под мостом. Второй — из Зейтуна, мимо завода шампанских вин. Оба пути соединяютсв недалеко от поста ГАИ.
  2. От поста ГАИ примерно в 3-4 км есть развилка: Основное шоссе дорога на Балаовит. Сворачиваем вправо. С левой стороны в качестве ориентира недостроенная монорельсовая дорога.
  3. Едем никуда не сворачивая примерно 6-7 км до развилки Абовян Котайк. Дорога На Абовян ведет наверх. Нам надо свернуть вниз, на Котайк.
  4. Проезжаем еще примерно 3-4 км и слева в качестве орентира появляется котайкский пивзавод.
  5. Далее никуда не сворачивая проезжаем деревни Нор-Гюх и Котайк. Если вы решили ехать на Зар, то в Котайке на выезде едем прямо и примерно через 500 метров поворачиваем направо к насосной станции на пригорке. Здесь дорога для обычных машин заканчивается и начинается дорога для вездеходов.
  6. Если вы едете на Двухсотку и Трехсотку, то на выезде из Котайка поворачиваем вправо на Акунк и проезжаем его. Ошибиться невозможно, так как хоть дорога сама и не очень хорошая, но все съезды выглядят намного хуже и туда заезжать точно не хочется.
  7. Проехав деревню Акунк продолжаем ехать по основной, но очень разбитой дороге. Там есть пара развилок, но если возникли сомнения, то у местных жителей можно спросить дорогу к церкви Погос-Петрос (церковь «Петра и Павла»). Выезд из Акунка имеет один перекресток из асфальтированной дороги — именно на церковь.
  8. Не доезжая до церкви примерно 500 м, сворачиваем на грунтовку (от дороги вправо) и по грунтовке проезжаем пока не упремся в небольшую яму. Приехали.

На данный момент на горе облетано 4 основных страта: Двухсотка , Трехсотка , Зар и Западный Старт.

Старт Двухсотка


Вид вниз с Двухсотки, с расчищенного пятачка. Расположение: 40N16.39, 044E42.48
Превышение над стоянкой около 150м, над деревней Акунк внизу около 200.
Вершина восточного отрога ближайшего к стоянке возле церкви Погос-Петрос. Подниматься пешком от стоянки пешком по восточному отрогу 15-20 мин.
Координаты Стоянка возле Погос-Петрос: 40N16.33, 044E42.11
Рабочее направление ветра: От юго-восточного до юго-западного
Типы полетов: Наиболее подходит для учебных полетов или полетов при ветре с восточной составляющей. Старт подходит для пилотов любой квалификации.
Вид в верх с Двухсотки с пятачка пососедству. Посадки:
с посадками проблем нет можно приземлиться прямо возле машины или внизу у подножья.
Описание старта: Этот старт вместе с Трехсоткой используется еще со времен СССР для полетов дельтапланов. Двухсотка в основном использовался для учебных полетов. Старт находится па вершине отрога восточнее церкви Погос-Петрос. Площадка на старте расчищена от камней (примерно 10х12м), но места хватит только чтобы разложить пару куполов. Старт имеет уклон порядка 15 градусов. По соседству есть еще пара площадок пригодных для старта, так что одновременно возможен старт до 3 парапланов. Опасности: Непосредственно сам старт расчищен, но на пятачках поблизости камни есть. Есть также обсидиан, хоть и не очень много. Внимание — внизу, примерно в 300м от начала склона проходят провода! На ЛЭП не похоже, но будте внимательны, если вы перелетаете посадку на малой высоте.

Старт Трехсотка

Расположение: 40N16.39, 044E42.48
Начало плато над кулуаром за церковью Погос-Петров. Подыматься вверх от стоянки пешком около 30-40 мин. Превышение старта над стоянкой около 250м, над деревней Акунк внизу около 300.
Координаты Стоянка возле Погос-Петрос: 40N16.33, 044E42.11 Рабочее направление ветра: юг — юго-запад
Типы полетов: Подходит для полетов в динамике пилотов, уже прошедших начальный курс обучения и для маршрутных полетов. Скальные пояса внизу под стартом генерируют неплохие потоки в солнечный день. Старт подходит для пилотов среднего уровня и выше. Посадки: Возможна посадка непосредственно возле машины на стоянке, или западнее дороги возле полей за деревней Акунк.
Описание старта: Более интересный и «продвинутый» старт по сравнению с двухсоткой. Старт расчищен от камней (площадка около 15х20м). Места достаточно для того, чтобы одновременно разложить 3 крыла. Площадка имеет уклон около 15 градусов. Чуть выше, начинается практически ровное плато. При слабом ветре имеет смысл стартовать на плато тогда получается более длинная площадка для разбега.
Опасности: Сам старт более-менее расчищен от камней, но обсидиан все же иногда попадается. На плато камней меньше, но они не убраны. Внимание с западной стороны за деревней, между полями и подножьем горы, проходит бетонный арык (ирригационный канал) примерно 1 м шириной и около 0.5 м глубиной. С восточной стороны по-прежнему остаются провода за стоянкой. От стоянки до них около 400 м.
Панорама с Трехсотки с подписями населенных пунктов
Полноразмерная панорама (680k)

Старт Зар

Расположение: 40N17.57, 044E41.77
На развилке на выезде из деревни Котайка, нужно ехать прямо, на дервню Капутан (повернуть налево на Акунк). Примерно через 500м справа будет ответвление дороги к насосной станции, которая стоит на отроге. До насосной станции идет асфальтовая дорога и по ней проедет любая машина. Далее, возможен въезд только полноприводных автомобилей, до начала плато на западной стороне горы Атис. От плато нужно перейти пешком высохшее русло ручья с восточной стороны (справа, если смотреть вверх на гору). От плато (конечной точки заезда) до старта Зар примерно 15 минут пешком (пеший подъем от насосной станции занимает около часа). Превышение старта над дервеней Котайк около 450 м. Рабочее направление ветра: юг-юго-западный — юго-запад-западный. Типы полетов: Подходит для парения в динамике и, особенно, для маршрутных полетов. Большой обсидиановый котлован внизу служит отличным генератором потоков даже при небольшом прогреве. Старт может быть немного сложен для пилотов начального уровня из-за наличия камней на старте. Место само по себе не учебное, в хороший день может здорово подкидывать. Посадки: По личному опыту 3-х полетов со страта Зар, сразу скажу, что я ни разу не садился под горой — каждый раз уходил на маршрут. Посадки внизу есть можно приземлиться, как непосредственно перед котловиной Зар, так и долететь до поворота в деревне Котайк, ближе к гаражу Артака, чтобы заехать еще раз.
Описание старта: Еще более «продвинутый» чем Трехсотка. Старт никто никогда не чистил, похоже, что там вообще еще не летали. Уклон старта небольшой порядка 10-12 градусов. На старте достаточно много камней, хотя обсидиана я не видел. После обеда в хороший день с горы сходит постоянный поток и на старте дует термо-ветер (иногда приходится дожидаться затишья, что бы взлететь). Этот старт наиболее подходит для маршрутных полетов — большое количество черного обсидиана ниже под стартом (в котловине Зар), работает как прекрасный генератор потоков даже при слабом прогреве. За стартом начинается плато, которое заканчивается подъемом к вершине и при наборе сотни-другой метров над стартом можно сноситься ближе к горе.
Опасности: Сам старт совсем не расчищен от камней, но наверху обсидиана вроде нет. Ниже, под стартом есть выход обсидиановых скал, также обсидиан в большом количестве есть на соседних отрогах. При потере высоты и просаживании в котловину может болтать, что опасно из-за наличия большого количества камней и обсидиана на склонах. При ветре сильно отличающимся по направлению от юго-западного с за отрогами по бокам возможны роторы.
Панорама с подьема на старт Зар из котловины
Панорама, вид со старта Зар
Полноразмерная панорама (1.3М)

Западные старты

Расположение: Западные старты расположены левее (если смотреть снизу вверх) с дороги от насосной станции до плато. Превышение над посадками внизу от 250 м (далее высота старта зависит от того, как высоко пилот поднялся на гору). Рабочее направление ветра: запад северо-северо-запад. Типы полетов: Подходит для полетов в динамике при западном ветре (когда не хочется или нет возможности поехать на Севан). Возможность термических полетов с этого старта пока не изучена западный ветер в этом месте как правило бывает переходным при смене погоды.
Посадки: С посадками проблем нет — внизу поля.
Описание старта: Западная сторона горы Атис может летаться практически от самого начала плато с дороги (направление на юго-запад) и до деревни Капутан (северо-запад). Старты приятные практически без камней (особенно в северо-западном направлении) и с травой. При северо-западном ветре порядка 6м/с возможно парение над всей грядой от насосной станции до деревни Капутан и дальше (около 3км)
Опасности: Если обходить гору на северо-запад, то крутизна старта может увеличиваться до 30 и более градусов . В самом начале склона идет линия проводов, которая, впрочем, без проблем переплетается. На посадке ближе к деревне Котайк, через поля, пересекая дорогу, идет сухая бетонированная дренажная траншея около 2.5м шириной и примерно 1м глубиной. Общее замечание
Обсидиановый пояс при подьем на Трехсотку Наверное главная проблема при стартах на Атисе (так-же как и главное его преимущество), это обсидиан. Черный обсидиан является прекрасным генератором термиков, но, в то же время, сколы этого камня могут быть достаточно острыми. Конечно, это не «склон усыпанный битым стеклом», но если неудачно упасть на обсидиновые камни, то можно и пораниться. При отработке подъем купола в этих местах об острые сколы обсидиана можно повредить ткань и стропы. Если же просто летать над обсидианом, то он будет вашим лучшим помошником для того что бы начать хороший маршрутный полет.

10. Парадром Севан

Расположение: Парадром Севан расположен в широком (около 1 км) кулуаре на северном склоне Памбакского хребта. До этого места от Еревана около 75 км (по дорогам). От Еревана нужно ехать по Севанской трассе до озера Севан и на первой развилке (вы уже будете видеть озеро) повернуть налево на Дилижан. Далее по трассе вы объезжаете восточную окраину Памбакского хребта и когда с дороги уже будет видно деревню Цовагюх, вам нужно повернуть налево и проехать через переезд под железной дорогой. Сразу после железной дороги нужно повернуть направо-ввех и ехать пару сотен метров вдоль железнодорожного полотна до ближайшей полянки, где можно припарковать машину. Высота хребта в этом месте около 300м и высота старта зависит от того насколько пилоту не лень подыматься в гору.
Координаты стоянки: 40N36.07, 044E57.25
Подъем на старт на Севане. Рабочее направление ветра: как уже было отмечено, на Севане своя аэрология. Расположение старта в виде ложки позволяет стартовать при местном ветре от восточного до северо-западного. Типы полетов: При хорошем термодинамике на Севане можно летать в относительно мягком динамике. Просмотр видео, когда пилот летящий просто по прямой набирает 2-3 высоты старта, убеждает в том, что с Севана можно делать очень интересные маршрут, как и на юг (на Ереван), так и на запад (на Ванадзор-Спитак-Гюмри). Посадки: Наиболее удобные посадки находятся прямо у подножья склона. Но из за достаточно близкого расположения ЛЭП, заходить на них нужно предельно аккуратно и по касательной к склону.
Вид со старта на Севане
Полноразмерная панорама (1.3М)
Описание старта: Это самое любимое место среди ереванских пилотов. Озеро Севан располагается на высоте 1900 метров и там всегда прохладнее и чуть более влажно, чем в Ереване и вообще в Араратской долине. Весной в поле зацветает дикий мак и выглядит это очень красиво. Парадром Севан, действительно приятное место, куда можно приехать с семьей отдохнуть.
Старт на Севане особой сложности не представляет, кроме более высоких точек, где крутизна склона может увеличиваться до 30 градусов. Но и там есть полки, на которых можно разложить купол так, что бы он не соскальзывал вниз. Камней на склоне практически нет, но может попадаться колючий низкорастущий кустарник. Использовать этот старта для учебных полетов нельзя из-за близко расположенных ЛЭП: пилот уже должен иметь достаточные навыки пилотирования и практику самостоятельного принятия решения в полете. Опасности: Это 2 линии ЛЭП, клином проходящие внизу вдоль железнодорожного полотна примерно в 200 метрах от восточной окраины старта и в 500 от западной. Приземляясь у подножья, необходимо быть предельно внимательным и заходит на посадку параллельно склону. Также нельзя перелетать в сторону деревни без достаточного запаса высоты (150-200 м над стоянкой). С обеих сторон от парадрома ЛЭП разделяется еще на несколько веток — уход на маршрут в эти стороны безопасен на высоте не ниже хребта. С северо-восточной стороны от старта примерно через 2 км, хребет и долину пересекает клином с юга на север еще одна ЛЭП.
Панормам старта на Севане, вид с дороги сразу за ЖД переездом
Полноразмерная панарама (700k)

11. Другие летные места


Карта Армении с отмеченными летными местами
Гутан Сар, вид с запада (с Севанской трассы)

Гутан-Сар вид востока с высоты около 1.5 км над рельефом

Гутан-Сар

Отдельно стоящий холм 2299 м, находится примерно в 25 км к северу от Еревана. Ближайший населенный пункт деревня Фонтан у подножья с северо-запада от вершины. Абсолютная высота горы 2299м, превышение над полями вокруг около 400м. Вообще, гора похожа на Юцу без Огурца и примыкающего плато. Склоны травянистые, пологие на вершине (10-12 градусов) и достаточно крутые в середине (до 35 градусов). Гора идеально подходит для учебных прямолинейных полетов, а круглая вершина позволяет стартовать на любой ветер. Заехать на вершину можно на внедорожнике в сухую погоду.
Араилер, вид с запада
© Дмитрий Аракелян
www.virtualarmenia.am
хороший ресурс с иллюстрированным описанием (по-английски) районов Армении

Араилер

Гора Араилер находиться в 27 км к северо-северо-западу от Еревана и в 12 км к северо-востоку от города Аштарак. Гора это прекрасно с любого места Араратской долины она очень большая (по сравненью с Атисом, например). Высота вершины 2575.9м, превышение над равниной с южной части более 1км, с северной около 700м. Очень интересный и красивый ландшафт, с северной части склоны покрыты лесом. До начала семидесятых это было излюбленным местом планеристов, потом планеризм был запрещен из-за близости границы. К горе сложные подъезды (разбитые дороги). Возможность завоза на вершину пока еще не изучена. Но место явно очень интересное.
Кучевка над Арагацем, вид с «озера физиков»
© 1996-2004 Cosmic Ray Division,
Yerevan Physics Institute
http://crdlx5.yerphi.am

Арагац

Самая высокая точка в современной Армении и Закавказья, потухший вулкан Арагац состоит из 4-х вершин:

  • северная — 4090 м;
  • западная — 4080 м;
  • восточная — 3916 м;
  • южная — 3879 м;

(Выстота обсолютная, над уровнем моря.)
Гора находится в 57 км к северо-востоку от Еревана. Проехать можно до Лаборатории Физики Космческих Лучей («озеро физиков») и далее подняться около стартового склона (около 40 минут пешком).
Пока было всего несколько успешных полетов с Арагаца. В летном плане это место почти совсем не изучено, но однозначно можно сказть, что квалификация пилота, летающего на Арагаце должна быть достаточно высокой.


Cпитакский перевал в хорошую погоду

Спитакский перевал

Место выглядит очень интересным и многообещающим, особенно из-за возможности заезда наверх любого транспорта по трассе Спитк-Апаран. Для полетов по всей видимости наиболее подходит северная часть перевала.
Спитакский Первевал, северная сторона
Полноразмерная панорама (1.4M)

Лчашенские горки

Город Лчашен находится примерно в 60 км на северо-восток от Еревана на берегу озера Севан. Пара горок на юго-зпада от Лчашена (2393 и 2334 м над уровнем моря) прадставляют интерес для учебных полетов из-за возможности старта практически на любой ветер и отсутствием помех на посадке (кроме ЛЭП в 2 км с севера). Превышение над рельефом около 250 и 300 м. Крутизна склонов небольшая — 15-25 градусов. Заезд полноприводных автомобилей возможен в летнее время.

Вохчабердский хребет

Летал там я всего один раз — насмотревшись фотографий Гарни и Гехарда было очень интересно попробовать полетать именно там. Но полет показал, что есть места и получше. Во первых с Вохчаберского хребта очень неудобные старты — плоская вершина обрывается каменными осыпями на которых трудно разложиться. Превышение хребта небольшое (около 200м), а изрезанность довольно высокая — парение в динамике там представляется затруднительным. Кроме того, стоящий впереди в 8-10 км вершины Ераносского хребта могут создавать дополнительную турбулентность.
Вид на Вохчабердский хребет (направление сьемки — юго-запад — запад)
Cлева видна деревня Гехард, посредине деревня Гарни.

Полноразмерная панорама (1.1M)

Ерах

Хребет длиной около 2 км недалеко от монастыря Хор-Вираб. Место интересное, но граница достаточно близко. Возможность полетов пока не исследована.

12. Безопасность полетов в Армении



Обсидиановые камни

Последствия падения на старте
В Армении летать приятно по многим причинам. Это и теплый климат, и очень радушное отношение местного населения и красивые, древние места. Но кое-какие вещи стоит знать, что бы ваше пребывание на этой земле оставило в памяти только хорошие впечатления.

Экипировка

В народе армяне не зря называют свою страну — «Айастан-Карастан» ( Армения — страна камня). Камней в Армении много, а на Атисе много и обсидиана, который, по сути, является вулканическим стеклом. Поэтому очень важной деталью вашей экипировки являются следующие две вещи:

  • Хороший интегральный шлем просто необходим! Именно интеграл — во второй день я споткнулся и упал лицом вперед во время прямого старт на Атисе. Борода шлема сохранила мою физиономию в целом виде.
  • Хорошие высокие ботинки с фиксацией голеностопа и желательно с защитным рантом по периметру над подошвой позволят вам безопасно стартовать и приземляться на каменистых участках.

ЛЭП

Их много в Армении практически во всех долинах, почти вдоль всех основных дорог и иногда по несколько линий. Когда будете готовиться к полетам безопасная зона полетов (отмечена голубым цветом) и зоны аэропортов (отмечено красным) подымите на карте самым противным цветом все ЛЭП и постарайтесь хотя бы примерно запомнить их расположение на линии предполагаемого маршрута. При снижении, уже с высоты 300-400 м оглядите возможное место посадки и если увидите хоть одну ферму или столб найдите взглядом другие, что бы определить как проходит вся линия (провода с высоты незаметны — вы можете разглядеть только опоры).
Безопасная зона полетов (отмечена голубым цветом) и зоны аэропортов (отмечено красным).

Аэропорты

На данный момент у парапланерного клуба нет легального воздуха, точно также как и сам клуб еще официально не зарегистрирован. Поэтому полеты, как и в большинстве мест ex-СССР проходят по принципу: «не мешаем друг другу».
В Армении сейчас 3 крупных, действующих аэропорта: это военный аэродром в Эребуни, международный аэропорт Звартноц и аэродром российской военной базы в Гюмри. Аэродром в Эребуни сейчас практически не действует. Аэродром в Гюмри находится достаточно далеко от зон полета и в случае полета по маршруту в этом направлении просто не стоит подлетать непосредственно к городу, выходя из долины закрытой хребтами (появление самолета на небольшой высоте над горами практически исключено).
На данный момент аэропорт Звартноц является самым интенсивно действующим аэропортом. Его две ВПП ориентированны почти строго с запада на восток. Большинство бортов взлетают на запад с последующим поворотом на север и уходом в воздушное пространство Грузии. Выход на восток, осуществляется в сторону Гарни. Над Атисом пару раз днем были замечены пролетающие самолеты, высота прохода составляла более 2 км над рельефом (на глаз).
По прикидкам безопасная зона вокруг аэропорта Звартноц составляет 30-35 км с запада и с востока и 20-25 км с севера (до границе на юге от аэропорта всего 16 км). Это примерно соответствует расстоянию от Звартноца до Гарни с востока и до Араилера с севера.
По рассказам местных иногда (от одного раза в 2 недели до одного раза в месяц) мимо Гутан-Сара пролетают вертушки с военной базы в Арзни (8 км севернее Еревана). Графика у них нет, свои пролеты они так же как ни с кем не согласовывают.

Граница

Основные летные места лежат достаточно далеко от границ (от 30-50 км и даллее). Но Республика Армения — небольшая страна и если вы планируете большой маршрут, то обязательно нужно предварительно тщательно изучить карту на предмет тех точек, где расстояние до границы уже будет небольшим. Одним из таких мест может быть Гюмри — турецкая граница находится всего в 8 км западнее окраины города. Другим — северная окраина центральной части озера Севана (если вы соберетесь облететь вокруг озера). Там граница с Азербайджаном подходит уже на 5 км.
Вопросу «неулета» за границу стоит уделить особое внимание. Мне никто не смог однозначно ответить, что будет, если я вдруг случайно ее перелечу. В любом случае это создаст проблемы, и этого, однозначно, стоит всеми силами избегать.

Насекомые

Комары
Бывают в основном в долине реки Аракс (граница с Турцией) и на Севане. Это те немногие места, где достаточно влажно и есть возможность для их размножения.
Жук-медляк после «выстрела». Жук-медляк
Внешне он похож на большого и толстого сверчка, длиной 4-5см. На конце брюшка имеется загнутый вверх наконечник темного цвета. Вот этот наконечник и попал мне в поля шляпы, когда я пытался его сфотографировать. При попадание в глаз или в ранку это вещество может вызывать местное раздражение. В мае на Атисе их было много — просто не пытайтесь их ловить. Клещи
В отличии от Северного Кавказа, где клещи в основном падают на свою жертву с дерева, в Армении клещи сидят в траве. Извлекать клеща лучше всего смазав место его проникновения касторовым маслом. Энцифалитных клещей в Армении не зарегистрировано. Клопы
Наиболее опасен Клоп-Хищнец (Arilus cristatus). Внешне похож на паука или крупного комара. Укус может вызвать сильную местную боль, но бояться не нужно — она скоро проходит.
http://www.floranimal.ru/families/2915.html Сколопендры
Многоножка рыжего цвета длиной до 10-12см, при обнаружении старается убежать и спрятаться под камни. У человека их укусы вызывают местную опухоль и боль, продолжающуюся обычно 1-2 ч. Если сколопендра крупная, эти явления могут держаться несколько дней, возможно повышение температуры. Яд сколопендр содержит лицетин, гистамин, термолизины, гиалуронидазу. Он хорошо сохраняется на холоде, но быстро разрушается при нагревании, под действием эфира, этилового спирта, крепких щелочей. Поэтому при укусах крупных сколопендр рекомендуют чуть надрезать ранки от ногочелюстей и промыть их спиртом, крепким раствором марганцовки или нашатырного спирта.
http://www.floranimal.ru/orders/2700.html Тарантулы
Крупный паук, днем прячется в норе. Укус тарантула такой же по эффекту, как и укус пчелы или осы. Скорпионы
В Армении существует 2 вида скорпионов Пестрый: Скорпион и Толстохвостый Скорпион.

  • Пестрый Скорпион (Buthus eupeus) Буро-желтый с темными пятнами и продольными полосами на спине. В размере бывает до 4-5 см. http://www.floranimal.ru/pages/animal/s/2773.html
  • Толстохвостый Скорпион. Более крупный до 8-10 см, обладает более сильным ядом.

Скорпионы обитают в сухих теплых местах, на южных сторонах склона гор, преимущественно в Араратской долине. Внимание — особенно нужно быть осторожным, если вы оставляете на земле обувь. Перед тем как снова надеть, ее нужно тщательно вытряхнуть!
По эффекту, яд скорпиона сравним с ядом осы. Если скорпион ужалил, то нужно внимательно осмотреть место укуса и сразу же удалить жало, если оно там осталось. При отсутствии непереносимости или аллергии на пчелиный яд, укус скорпиона не вызывает серьезных последствий. В остальных случаях стоит поступать так же как при укусе пчелы или осы.

Змеи

В Армении существует 4 вида ядовитых змей, все относятся к семейству гадюк. 1. Гадюка Казнакова — кавказская гадюка (Vipera kaznakowi)
Небольшая, длина взрослой особи 30-40 см. Основной фон окраски спинной поверхности тела — от желто-оранжевого до малиново-красного. Встречается не только в Армении, но и в пределах Краснодарского края, но очень редко.
http://hunt.rin.ru/html/article2486-1.html
http://www.apus.ru/site.xp/049053057124049053056051124.html 2. Степная Гадюка (Vipera ursinii)
По размеру небольшая около полуметра в длину. Редкий вид с сокращающейся численностью. Встречается в центральной Армении. Ядовита, но для человека малоопасна — случаи со смертельным исходом неизвестны.
http://www.gasu.ru/virt/rb/6/d61.html
http://zooclub.ru/rept/vidy/vidy/17.shtml 3. Армянская Гадюка (Vipera xanthina)
В Армении попадаются особи длиной 80-100см. Яд довольно опасен и обладает нервно-паралитическим действием. В настоящее время места обитания существенно изменились из-за интенсивного использования земли человеком под сельскохозяйственные угодья. Встречи с данной змей бывают редки и в Армении нет противоядия. Кроме того после укуса Армянской гадюки ни в коем случае нельзя колоть препарат «Антигюрза»! Из летных мест может попадаться на г. Араилер, на склонах г. Арагац и очень редко на западных склонах г. Атис.
http://www.floranimal.ru/pages/animal/g/1542.html 4. Гюрза (Vipera lebetina)
Наиболее крупная и опасная змея Армении. Взрослые особи могут достигать до 175см в длину. Яд сильный, но в больницах есть противоядие — препарат «Антигюрза». На равнине днем встречается до конца мая в остальное время ночью. С подъемом в горы это время смещается, так на высоте 2500-2800 м, гюрзу можно встретить днем и в июле-августе (самые жаркие месяцы).
http://www.floranimal.ru/pages/animal/g/1546.html Действия при укусе змеи:
Очень эффективно немедленное прижигание (2 спички). Яд разрушается при температуре более 40 градусов.
Разрез крест-накрест места укуса и выдавливание яда.
Высасывание яда из ранки, если нет больных зубов или царапин во рту.
Ограничить двигательную активность. Обильное теплое питье.
При госпитализации нельзя колоть «Антигюрзу», если укусила другая змея. Так же при госпитализации может быть применена искусственная очистка крови, чтобы снять нагрузку с печени.
Общее правило: чем дальше от головы и от сердца находится место укуса, тем меньше действие яда.

13. Поведение в сельской Армении

В Армении есть поговорка: «гость в доме, значит Бог в доме» . Если вы приедете в Армению, то к вам априори будут хорошо относиться и иногда даже лучше, чем в данной ситуации могли бы отнестись к армянину.

Как-то нашу машину на Севанской трассе остановил гаишник. Когда он подходил к машине, я посмотрел на него через заднее стекло — было просто интересно. Гранту (водителю) он задал только один вопрос: «Гостей везете?». Получив утвердительный ответ, отпустил даже не заглядывая в документы. После этого Грант попросил почаще светить своей неармянской физиономией на постах ГАИ. 🙂

Поэтому, все сказанное далее стоит воспринимать не как правила безопасности, а исключительно, как советы тем, кто хочет узнать больше о местном неформальном общении. Летая маршруты в Армении, вы обязательно столкнетесь с деревенскими жителями. Гостеприимство этих людей иногда просто поражает. Встретившийся пастух вполне может пригласить вас остаться у него дома, а разговор с кем-то в деревне может закончиться приглашением на ужин или как минимум на кофе. Ваше право и ваш выбор, принимать эти приглашения или нет, но не стоит отказываться, если вы приземлитесь действительно далеко и вам предложат отдохнуть и перекусить где-то на отдаленном пастбище (Арти писал об этом в своем комментарии). В Армении вообще не принято торопиться, а в сельской части и подавно. Из отдаленных мест вам, скорее всего, помогут выбраться после совместной трапезы и беседы. Так же, как и в Российской глубинке, в сельской Армении не принято идти по деревне не обращая ни на кого внимание. Просто кивните головой и скажите «барев дзез» тем, кто встретится у вас на пути. Вне крупных городов Армении по-русски могут совсем не говорить очень пожилые люди и те, кто вырос или повзрослел после распада СССР. Но, как правило, поблизости всегда найдется хоть один человек, более-менее говорящий или хотя-бы понимающий по-русски. Земледелие в Армении тяжелое — в почве много камней. Если по дороге на гору, вам встретится вспаханное (а тем более засеянное) поле, то не поленитесь и обойдите его стороной. Если вам пришлось сесть на поле, то тут-же соберите купол и аккуратно отойдите в сторону.

Благодарности

Лилит Шамирян
Огромное спасибо за правку текста и вылавливание тех багов, которые не поймал спелл-чекер.
ICQ: 76628049 (Lilit) Арташес Газарян (Арти, ака Mu-Nen)
Большое спасибо за дельные комментарии по поводу национального характера и подготовку схемы проезда, а так же за всю поездку.
e-mail: mu-nen на mail.ru
ICQ: 3160955 (arty) Лусине Хачатрян
Спасибо за правку текста на первых порах, а так же исправления в армянских названиях и стилистические комментарии.
e-mail: luskhach на yahoo.com
ICQ: 133143213 (Lusine) Арик Карагезян
Большой специалист по армянским гадам ползучим — спасибо за подробный рассказ об этих милых существах, а так же за тот чудесный кофе, которым он угощал у себя дома.
e-mail: ulysses на freenet.am
Для тех, кто интересуется художественной фотографией — загляните сюда.

Добавить комментарий