Аэропорт Рыболово

Придет весна, набухнут почки, немного отпустит после зимнего пьянства печень, в небе весело защебечут, поднятые первыми термиками, вороны, а на бетонных полосах славного аэропорта Рыболово выстроятся авто любителей самого ленивого из всех экстремальных видов спорта. Поскольку в чем-то, в чем — будет описано ниже, данное место уникально, ожидается серьезное увеличение количества пилотов. Чтобы не омрачать и не замутнять себе радость полета, необходимо пытаться соблюдать приведенные ниже, выстраданные многими поколениями Рыболовских пилотов простые правила, которые мы попытались сформулировать в этой статье.
Итак:

Расположение и способ достижения.

Аэропорт Рыболово расположен на новорязанском шоссе, сразу за Бронницами. Чтобы его найти, необходимо двигаться по шоссе, по указателям на Челябинск. Для парашютистов — едем так же, как и в Коломну — Коробчеево.
Проехав Бронницы, сбрасываем скорость до 90 и после пересечения с бетонным кольцом, отсчитываем восемь километров, после чего начинаем смотреть налево. В селе "Морозово" будет поворот налево, с указателем "Рыболово". Нам туда. Далее, никуда не сворачивая, едем через деревню по главной дороге, до момента, когда она резко поворачивает направо, в следующую деревню "Михеево". Нам на этом перекрестке не направо, а прямо. Через 300 метров перед нами раскинутся широкие поля с трехкилометровой дорогой из бетонных плит. По этой дороге надо ехать, в зависимости от направления ветра, либо до перекрестка, либо не доезжая до него около километра, либо доезжая и поворачивая, и проезжая еще километр до следующего перекрестка. Общественным транспортом добраться до аэропорта затруднительно, поэтому лучше всего заранее упасть кому-либо на хвост. Можно созвониться с Кушлевичем, он, как правило, оказывает содействие в доставке. Приемлемым способом доставки себя на полеты является также автостоп. Учтите, что в хороший летный день более половины трафика легковых автомашин через деревню составляют пилоты и экипажи подбора, так что шансы у вас есть.
В крайнем случае, общественным транспортом добраться можно следующим образом: от станции метро "Выхино" на автостанции садимся на рейсовый автобус который доезжает до центра г. Бронницы и далее за 100 руб. на такси ( которое стоит здесь же) по уже описанному маршруту до поля Рыболово.

Погодные условия

Рыболово отличается достаточно своеобразной погодой, известной в народе как Рыболовская погодная аномалия. Выражается эта аномалия в том, как правило, что над полями наличествует "голубая дыра" в термичную погоду, и солнечная дыра — в пасмурную. Кроме того инверсия в раионе старта несколько ниже, чем в окружающих полях. Диаметр аномальной области — в среднем около 7-8 км. Для примера, при уходе на маршрут первый набор под подошву заканчивается на высоте 1200 м. Последующие наборы по такой же схеме дают результат 1500-1600 м. Связано это, вероятно, с тем, что поля окружены излучиной Москвы-реки, которая создает пониженную температуру и повышенную влажность. С другой стороны, река является неплохим триггером, поэтому сложившееся положение дел нельзя назвать однозначно плохим. Плюсом является также тот факт, что если вам удалось выскрестись в условиях Рыболово, то вам практически гарантирован улет на маршрут, так как на рекомендованных направлениях улета термическая активность почти всегда заведомо лучше, чем над стартом.

Преобладающая погода

В силу описанного выше явления над Рыболово преобладают термические потоки, привязанные к земным триггерам, а не к облакам, которые имеют тенденцию к разрушению, при пересечении реки. При работе на малых высотах, сразу после отцепки, это не создает серьезных проблем. Основными триггерами являются — границы полей — дренажные канавы с холодной водой, бетонные дороги, которые к тому же расположены на более или менее высоких насыпях, группы деревьев, достаточно малочисленные, и потому очень эффективные как триггеры, группы автомобилей, как ни странно, песчаный карьер, хотя выглядит последний куда более многообещающе, чем то, чем является на самом деле. Главный триггер — безусловно, Москва-река. Еще один мощный триггер — старт активной лебедки. Над ним практически всегда расположен дежурный поток, правда на достаточно большой высоте, и с активной лебедки до него добраться сложно.

Опасные погодные явления

Хотя Рыболово, в целом, является безопасным местом, в нем, к примеру, полностью отсутствуют дороги с выраженным трафиком, провода, строения и серьезная растительность, в сильные термичные дни существует серьезная опасность попадания в смерч на малой высоте, на старте или посадке. Будьте предельно внимательны на высотах ниже 100 метров, благо условия Рыболово позволяют маневрировать почти без ограничений. Уходите как можно дальше от смерча и не пытайтесь обрабатывать резкие сильные потоки на малой высоте. Это в особенности касается опытных пилотов. Имейте в виду, что пылевые смерчи на нашей стороне реки встречаются редко, из-за того что поля, на которых мы летаем давно не распахивались. Поэтому, глядя на смерч высотой метров 300 на той стороне реки, не нужно думать, что на вашей нет такого же. С нашей стороны смерчи, к сожалению, обычно формируются невидимыми, а уж если визуализируются — то не пылью, а вырванной травой и сломанными ветками деревьев. Другие опасности, как например, турбулентность в сильный ветер, не столь серьезны, потому что обычно полеты закрываются по силе ветра прежде чем турбулентность достигает опасных значений. В Рыболово довольно серьезную проблему летом представляют грозы и связанные с ними шквалы. В то же время, большое открытое пространство позволяет издалека заметить приближение шквала и либо экстренно слить высоту и сесть, либо, если позволяет крыло, просто удрать и сесть где-нибудь подальше. Инцидентов, связанных с затягиванием в облака у нас до сих пор не случалось, однако не старайтесь создать прецедент.

Термическая активность, дежурные потоки и направления улета.

При северо-западных ветрах.
Данное направление является наиболее предпочтительным, и пожалуй, единственным для дальних маршрутных полетов. Касательно дежурных мест при маршрутном полете можно считать изгиб дороги, старт активной лебедки, площадка карьера (особенно когда он просохнет окончательно) и следующий поток можно искать над полями за Михеево. Дальше — по опыту. Характерными ориентирами можно использовать карьер, пос. Михеево с озером, дальше по трассе издалека виден позолоченный купол церкви в пос. Никитское, после — заправка слева от дороги, перекресток на Воскресенск (кстати, перед ним проходит линия высоковольтки). Примечание: по свидетельству местных жителей в районе перекрестка было замечено частое появление, особенно в вечернее время, современного легкого самолета с весьма безбашенными пилотами. При сносе в сторону Воскресенска хорошим ориентиром можно считать плотину к которой можно проехать через Михеево и свернув на грунтовку перед Бельково.
Если вы долетели до Коломны, то весьма остерегайтесь летной зоны Коробчеево (зона расположена на запад от Коломны, справа от окружной трассы возле Оки). Коробчеево характеризуется весьма плотным графиком полетов (особенно в выходные дни) и большой плотностью падающих в свободном падении с 4000 метров парашютистов с раскрытием где-то на 1000-1500, а то и меньше. Вот список того что вам может встретиться: "дуб" — парашют круглой формы, скорость по вертикале 6 м/с, по горизонту 3 м/с, практически не управляем; "крыло" — парашют прямоугольной формы, скорость по вертикале около 6 м/с, по горизонту 10-15 м/с, управляется почти также как и параплан, Ан-2, Ми-8, различные спортивные самолеты.

Запретные сектора, плюсы и минусы.

В качестве запретной зоны выступают практически все остальные направления. Посудите сами: на севере после Бронниц вы попадаете в летную зону ЛИИ и посадочный коридор аэропорта Быково. При восточном ветре и, соответственно направлении на запад, пролетев десяток км, вы окажетесь на посадочной глиссаде Домодедово, которая отличается большой загрузкой. При полете в восточном направлении вы, во-первых, окажетесь за рекой, и подбор к вам сможет проехать только через Бронницкий мост, либо через Воскресенск, а во-вторых — практически сразу же за рекой начинаются сплошные леса с разнообразными полигонами и закрытыми зонами. Да и подбору там просто нечего делать.

Организация подбора и дороги.

Ближайшая дорога подбора проходит через Михеево (если ехать с поля, то поворот на дорогу непосредственно перед Рыболово, либо в самом Рыболово), далее до Бельково, перед которым (метров за 200-300) есть съезд на грунтовку до плотины.
Если вы улетели за Москва-реку, то подбор будет вынужден ехать либо через Бронницкий мост, либо через Воскресенск — это не менее 30 км.
При улете в сторону Коломны, лучше всего держаться трассы. В случае ухода в сторону от трассы старайтесь рассчитывать маршрут таким образом, чтобы иметь возможность сесть вблизи большой деревни — из маленькой деревни транспорта просто может не быть и подбор ее может не найти.
Для грамотной организации подбора необходимо наличие мобильной связи и карты местности (как минимум у водителя, а лучше и у пилота тоже). На случай невозможности выезда машины подбора пилот должен иметь при себе достаточные денежные средства для самостоятельного возвращения или обладать навыком автостопа, также весьма полезно умение вежливо общаться с местными жителями.

Воздушная обстановка

Воздушная обстановка в Рыболово достаточно сложна. Над полем летает все, что может и не может держаться в воздухе, включая тяжелые бомбардировщики и группы истребителей. Будьте предельно внимательны. Основные участники воздушного движения это:

Большая авиация

Представлена в основном самолетами, заходящими на посадку в Жуковский ЛИИ.
Поворотный пункт расположен по направлению к Москве в паре-тройке километров. Одно из направлений захода на посадку проходит прямо над стартами. И хотя экипажи ЛИИ славятся своим мастерством и безбашенностью, знают о нашем присутствии в данной точке пространства и не имеют привычки кляузничать — они имеют безусловный приоритет, и при обнаружении самолетов, идущих на посадку, все старты закрываются, а пилоты, находящиеся в воздухе, принимают меры к освобождению глиссады. В периоды авиационных праздников ситуация серьезно ухудшается, вплоть до закрытия полетов. Неоднократно наблюдались случаи пролета над стартами формаций из нескольких истребителей на высотах до 200 метров, посадки на реку гидросамолетов с забором воды и пролеты ил-76 на высотах около 300-400 м с резкими разворотами непосредственно над полем. Рекомендация в том случае, когда вы оказались на пути самолета и дистанция не позволяет освободить ему дорогу — не дергайтесь, сохраняйте направление движения и дайте возможность экипажу уклониться.
Любое маневрирование и изменение скорости ввиду значительности скорости
самолёта и нашей почти неподвижности будет абсолютно незаметным…. Полезна
только глубочайшая спираль со скоростью снижения больше 15м/сек, тогда
смотаться с курса вполне реально.
В будние дни активность большой авиации существенно выше, чем в выходные.

Малая авиация

Серьезную проблему представляют также легкомоторная авиация, базирующаяся в Мячково. Они летают на высотах до 200 м, и представляют опасность именно по причине своей малозаметности и достаточно высокой скорости. Как правило, Як-18Т, Вильги, Сигмы и вертолеты облетают наше поле, но иногда проходят прямо над стартами. Операторы буксировочных комплексов, будьте бдительны. Не начинайте цикл затяжки не убедившимсь, что супостат не находится на безопасном расстоянии и следует безопасным курсом. Пилоты! В случае посадки на поле самолета или вертолета не пытайтесь выяснить на каком расстоянии вихрь от винта оказывает воздействие на купол. Садитесь как можно дальше. Не менее чем в 150-200 метрах. В то же время на высотах более 300 метров легкомоторная авиация практически не встречается. При полетах в районе Татаринцево, куда вполне можно долететь, стартовав в Рыболово, были замечены Л-410 и Л-29. Увернуться от них очень сложно, пилотируются они отнюдь не ЛИИшными испытателями. Просто имейте в виду.

Пара и дельтапланы

Поскольку в хороший день в воздухе может находиться более десяти куполов, не считая мото- и обычных дельтапланов просьба соблюдать правила расхождения. По возможности после отцепки старайтесь обрабатывать потоки не на глиссаде затяжки, во всяком случае, не на малой высоте; не мешайте стартующим за вами. В случае столкновения интересов приоритет имеет буксируемый пилот, помните о том, что его маневренность существенно меньше вашей и заблаговременно освободите ему путь.
Особое внимание необходимо обратить на линию машина — буксируемый и ни в коем случае не залетать на неё или же, увидев двигающуюся в процессе буксировки машину найти в воздухе буксируемое ей крыло и отлететь с их маршрута. На этой линии находится буксировочный трос, который легко разрежет ваше крыло. Также обращать внимание в районе буксировки активного комплекса на трос идущий от смотчика.
Сигнал к немедленной отцепке при буксировке — включение буксировочной машиной аварийной сигнализации.
При обработке потока направление спирали задает первый, нашедший поток. На посадке будьте взаимно вежливы, и не создавайте проблем друг другу, благо размеры посадочных площадок в Рыболово это позволяют. Не заходите на посадку на стартовую площадку. Буксировочные команды будут вынуждены дожидаться, пока вы закончите посадку, и вы узнаете много нового и интересного о своей сексуальной ориентации. После приземления сложите, пожалуйста, свое крыло и отнесите его к краю посадочной площадки. Лучше будет и крылу и вам — следующий пилот не затопчет и не порвет его, заходя на посадку. Отдельная просьба пилотам парамоторов — не летайте над стартом свободнолетающих парапланов — можете не успеть увернуться от пивной бутылки. Если серьезно — очень неприятно видеть что ты не успеваешь стартовать к очередному потоку, только потому, что какому-то обмороку вздумалось покрасоваться на своем моторизованном топоре. Имейте также в виду, что дельтаплану нужно много места как для взлета, так и для посадки, и маневренность его на малых высотах на порядок меньше, чем у параплана, а скорость — примерно вдвое больше. Будьте внимательны и аккуратны.

Организация полетов, движение и размещение автомобилей, расположение лебедок, женщины дети и домашние животные.

В хороший день на поле возможно наличие до пяти пассивных буксировочных комплексов. Это команды Параплан.ру, лебедка Кирилла, лебедка клуба Горизонт, иногда лебедки МАИ и Бауманцев. Практически всегда присутствует и учебный активный комплекс — летная школа АСА. Обычно он располагается на некотором удалении от старта пассивных лебедок и проблем не представляет. Тем не менее, старайтесь не ронять на них трос при отцепке. Поскольку все пассивки обычно работают с одного старта — это диктуется направлением ветра — необходима четкая организация взаимодействия. Операторы пассивок, пожалуйста, по возможности выдвигайтесь на исходную позицию только когда ваш клиент полностью готов к старту. Господа пилоты, пожалуйста, паркуйте свои машины таким образом, чтобы они не создавали проблем во-первых взлетающим и садящимся пилотам, во вторых — буксировочным машинам, которым, кроме всего прочего еще и необходимо место для разворота, в-третьих — большегрузным грузовикам, перевозящим из карьера песок — они на работе — и прочим гражданам, ездящим по дороге — там встречаются рыбаки, охотники и просто дачники. Обычно, хорошим вариантом будет парковка с подветренной стороны от старта, минимум в 40-50м, _не_перед_ближней_ к старту, а за дальней от старта машиной. Старайтесь чтобы ключи от машины так или иначе остались на старте. Это пригодится, как при улете на маршрут, для подбора, так и в случае, если вы получите травму и вас придется везти в больницу. При встрече на дороге с буксировочной машиной примите в сторону, причем учтите, что буксировщику правила не писаны и он может ехать как по правой, так и по левой стороне дороги, и пропустите его. Лучше всего при этом остановиться. Будьте внимательны, не попадите под трос — это очень опасно.
Если вы взяли с собой детей или собак — сохраняйте над ними полный контроль. Помните о большом количестве веревок, веревочек, тросов и машин. Есть еще один нюанс — на поле в Рыболово в любое время года очень много мышей. С одной стороны, это отвлекает, как собак, так и детей, но надо учесть что мыши вполне могут быть больны какой-нибудь заразой, а кроме того очень больно кусаются. Канавы, ограничивающие поля, заполнены очень грязной водой, которая непригодна ни для питья, ни для гигиенических целей. Только для мытья обуви, да и то с ограничениями. Курение на старте, вблизи куполов, а также с наветренной стороны от них на расстоянии менее 15 метров КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Когда узнаете, сколько стоит ремонт прожженного купола — вы, впрочем, и сами не захотите…

Связь, сигнализация

Пока, рабочей частоты в Рыболово нет, вопрос изучается и должен быть решен к началу сезона. Сигнал к закрытию полетов и немедленной посадке — красная ракета.

Бивачные вопросы

При выборе место предполагаемой стоянки с целью ночевки на выходные можно порекомендовать место находящееся на повороте буксировочной трассы. На этом участке есть проходимый съезд с дороги и удобные места для биваков и со старыми кострищами. Место примечательно тем, что никуда не надо уезжать, места биваков закрыты от дороги деревьями, можно расположить достаточно много публики (до десятка машин со палатками, женами, детьми, собаками и пр.). Солнце будет будить с самого раннего утра, чем в свое время пользовались для раннего пробуждения и буксировки учлетов в спокойном, еще непрогретом воздухе. Питьевая вода, к сожалению, отсутствует, но может быть набрана в деревне из одной из колонок. Спросите у местных, хорошая ли вода в выбранной колонке.

Взаимодействие с властями и местным начальством.

Поскольку власти и начальство нет-нет да и заглянут на огонек, имейте в виду, что:
Земля, с которой вы стартуют пилоты активки, принадлежит колхозу "Борец". Старт пассивки — земля какого-то другого колхоза, о котором никто и ничего до последнего времени не знал. В то же время, дорога, проходящая через поля — федеральная, и никто согнать с нее вас не может.
Тем не менее, старайтесь не конфликтовать с властями, помните, что нынешнее относительное спокойствие куплено ценой очень долгих и нервных переговоров.
При любых осложнениях информируйте местных старожилов — команду Кушлевича. Возможно, возникшая проблема уже была ими однажды решена. Старайтесь, по возможности, не ездить по полям на машинах, особенно это касается пастбищ и полей, находящихся в сельхозобороте — под паром. Будьте очень аккуратны при наличии вблизи стада коров — они очень пугливы и могут затоптать брошенное в поле крыло до дыр. Коровы пугаются садящегося параплана и падающего тросика пассивки. Последний может при падении в стадо нанести животным тяжелые, вплоть до смертельных, ранения, так как стадо срывается бежать и наматывает тросик на свои ноги и шеи.

Приложение


На прилагаемой карте красные точки — старты пассивных лебедок, желтая зона — место работы активной лебедки, зеленая зона — место для лагеря, голубая зона — заболоченные поля, непроходимые даже для хорошего джипа.
Красный — запретная зона.
Желтый — не рекомендованная, причем сильно не рекомендованная.
Синий — относительно безопасный сектор

Дмитрий Бондарев aka D_I_M (d_i_m@paraplan.ru)
Алексей Больнов aka Alaska (alaska@paraplan.ru)
27.01.2003

Команда paraplan.ru благодарит Олега Кушлевича за ценные замечания в процессе подготовки текста.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.