Pro-Design Accura: Австрийская Accuraтность

Предисловие

Pro-Design… В девяностых годах прошлого века этот парапланерный брэнд стяжал себе славу, создав такие парапланы, как учебный Compact и очень удачный «хай-перформанс» Contest, а Стефан Штиглер на прототипе High68 даже выиграл Чемпионат Мира-95 в Японии. Однако с началом нового тысячелетия Pro-Design ушёл в тень, и были даже подозрения, что брэнд умер. К счастью, беспочвенные. Итак, встречаем новое крыло старого производителя — Pro-Design Accura.

Тестирование проводилось с использованием пассивной лебедки, вес пилотов был в районе верхней границы весовой вилки. Подвесные системы — Avasport Sprinter.

Конструкция

theoretic: Обычный intermediate, вся специфика которого притаилась в малозаметных деталях. С них и начнём.
Ram-Air pockets на проверку оказались простым подворотом нижней «губы» воздухозаборна внутрь сантиметров на 8-10. Передняя кромка в результате становится чуть более жёсткой, а масса её практически не растёт. Что означает загадочное слово TETS, которым производитель обозначает способ крепления врехнего яруса строп клевант к задней кромке, понять не удалось. Стропные зашивки торчат из задней кромки наружу, а число их достаточно невелико. А фирменная проводка акселератора HR Speed System отличается от классической только тем, что ролики располагаются не на внешней, а на внутренеей стороне А-ряда.
Ещё немного удивили странные ручки клевант. Они достаточно большого размера, выполнены по-спартански, безо всяких мягких элементов — вместо этого там, где положено за них держаться, положено два слоя ленты. А рулевая стропа вяжется на люверс, которым пробит верх петли — вероятно, для того, чтобы можно было положить на стропу палец и более тонко чувствовать купол.
Кстати о куполе. Выглядит он достаточно скромно — нет ни радикального удлинения, ни модных закрытых секций. На фоне большого числа «одноклассников» Accura выделяется, пожалуй, только достаточно небольшой арочностью и сильно зауженными «ушами». Поверхности, как это нынче принято, гладкие и аккуратные. Качество изготовления очень хорошее (хотя, честно говоря, нехорошо пошитых аппаратов не попадалось на тесты очень давно).
Стропление достаточно невысокое, арамидное по всем ярусам. Верхние ярусы достаточно тонкие и могут путаться, требуя повышенного внимания на старте.
d_i_m: Мне исполнение показалось несколько простоватым, из-за клевант, однако все качественно и аккуратно. Стропы новые путаются, как я уже заметил, у всех, так что это не недостаток. Форма крыла напоминает приснопамятный Селект.

Старт

theoretic: Классический, без особенностей. Крыло выходит над головой без лишней «клевучести» и агрессивности, но и без тенденции к недовыводу. К ошибкам на старте Accura относится спокойно-снисходительно, терпеливо ожидая осознания и исправления. Техника старта большого значения не имеет, но предпочтение надо отдавать подъёму за А-ряды — они нагружены комфортно, не слишком сильно, и в то же время сломать переднюю кромку довольно трудно. Аппарат быстро принимает нагрузку и мягко отрывает пилота от земли.
d_i_m: Старт хороший. Центроплан наполняется первым, уши какое-то время могут волочиться в сложенном виде. Тенденции к недовыводу замечено не было. Хорошо.

Буксировка

theoretic: Так, как и ожидаешь при полёте на современном «интермедиате» — спокойно и комфортно. Турбулентность и рывки фала аппарат превращает в небольшие упругие нырки, которые затухают практически моментально. Удерживать курс несложно, реакция на клеванты и вес приятная — нет резкости, но нет и разражающих запаздываний. Клевок после отцепа умеренный, растянутый по времени, может требовать компенсации.
d_i_m: Клевантами можно рулить без страха — как мне показалось. Крыло не заваливается назад, висит над головой. Реакции на управление четкие. Хорошо.

Полёт

theoretic: Итак, забудем про скромную внешность испытуемой и попробуем, какова она в деле. И вот, оказавшись в свободном полёте, я был достаточно быстро и приятно удивлён. Скромная внешность рядового «интермедиата» оказалась приятно не соответствующей характеру Аккуры.
Первой причиной для удивления оказалась летучесть. Конечно, померить аэродинамическое качество сложно — но если доверять ощущениям, то получается, что максимальное качество Аккуры для «интермедиата» достаточно высоко и позволяет сравнить это крыло с «продвинутыми интермедиатами» и даже «простыми перформансами» предыдущего поколения. Скорость на балансировочном режиме обычная — чуть выше 36 км/ч.
Вторая удивившая меня особенность крыла — его динамика. Похоже, делать «интермедиаты» динамичными стало модно, и это, пожалуй, хорошо. В крутую спираль Accura входит легко и непринуждённо, буквально с одного витка — а если и выходить из спирали так же быстро, то мощный клевок практически гарантирован. Приятно удивила лёгкость, с которой Accura идёт на винговер — поставить это крыло «на ухо» не составляет никакого труда, и достигается это одним-двумя движениями. Да и при работе в потоках аппарат любит то подразогнаться, то замедлиться и «выстрелить» вперёд-вверх почти так же, как это любят делать более «взрослые» крылья. Грубому, неаккуратному пилоту такой аппарат не порекомендуешь — но грамотный любитель с минимальным чувством крыла будет пилотировать Аккуру с большим удовольствием.
С манёвренностью у Аккуры всё хорошо. Не отлично — но особая острота и чёткость в реакциях такому крылу и не нужна. На работу клевантами аппарат реагирует без лишней дёрганности и суеты, плавно, точно и решительно. Клеванты достаточно лёгкие, причём даже в нижней половине хода. На виражах и в спиралях аппарат показал себя достойно: снижение по мере сужения радиуса нарастает неторопливо, позволяя комфортно работать даже в трудных потоках, а изменение радиуса спирали и перецентровка просты и интуитивны.
Острота реакции на клеванты у Аккуры плавно нарастает по мере их хода. В верхней трети хода это достаточно спокойный и в меру чуткий аппарат; опускаем руку в нижнюю половину хода — и немедленно появляются и динамика, и яркость отклика. С одной стороны, махание руками на этом аппарате пусть с натяжкой, но допустимо — пилота с плохой моторикой Accura быстро поставит на место, выполнив пару-тройку резких, но достаточно безопасных движений. С другой стороны, пилот, чётко понимающий последствия интенсивного и целенаправленного махания руками и шевеления в подвеске, будет вознаграждён манёврами, по динамике сравнимыми с тем, на какие способны более продвинутые крылья.
Информативность у Аккуры тоже оказалась хороша для своего класса. В слабых и узких термических «пузырях» аппарат не совершал лишних движений, но постоянно «дышал» над головой, чуть шевеля консолями, и слегка поигрывал скоростью и тангажом, ненавязчиво подсказывая пилоту, как ведёт себя воздух. Немного смутило только то, что консоли двигаются независимо друг от друга, каждая живёт своей жизнью. Современные аппараты чаще всего показывают себя этакими моноблоками, которые шевелятся в болтанку целиком — но к Аккуре это не относится. Сейчас такое поведение крыла воспринимается скорее как анахронизм, но пилотировать особо не мешает.
Полёт на максимальной скорости опять-таки порадовал. Прирост скорости составил не менее 12-14 км/ч — получается, что максимальная скорость у Аккуры не менее 50 км/ч, как и заявлено конструктором. Акселератор не слишком жёсткий, выдавливается приятно,разгон плавный. На максимальной скорости передняя кромка ведёт себя интересно — верхняя её часть немного проминается, нижняя же безупречна. Не иначе как Ram-Air срабатывает. Запас устойчивости к сложениям на Vmax достен похвалы — заметно, что ход акселератора ограничен лишь необходимостью поместиться в узкие рамки DHV. Резкое выжимание и отпускание акселератора не приводит к резким движениям крыла — оно плавно ускоряется и замедляется.
Посадка — без особенностей. Можно (а в штиль — и нужно) применять спортивный стиль захода с «притиранием» к земле на высокой скорости и финальным торможением на высоте около метра. Но ничто не мешает садиться и классическим способом с торможением на высоте 1.5-2 метра. Если аппарат не был заранее разогнан, то сильного и опасного взмывания не получится.
d_i_m: Полет в слабую термичку оставил только приятные впечатления. Аккура достаточно информативна, легко и четко рулится, легко входит в поток и четко его центрует, чему немало способствует большой ход клевант и возможность пользоваться им без страха сорвать крыло. Несмотря на скромную внешность, крыло позволяет очень красиво летать. А то, что крыло все время находится четко над головой и не раскачивается по тангажу — создает дополнительное ощущение безопасности и уверенности. Одно это дорогого стоит.. Ощущения от пилотирования приятные, причем даже в абсолютном зачете — в сравнении с хорошими спортивными крыльями, а не только с одноклассниками. На акселераторе крыло, конечно, сильно теряет в качестве, но не в стабильности. За полет и маневренность — хорошо с плюсом.
Посадка из общей канвы тоже не выбивается. Хорошо.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

theoretic: Пожалуй, самое слабое место Аккуры. Из рамок требований DHV 1-2 поведение на режиме явным образом не выходит — но почти в каждой попытке у меня возникало ощущение, что надо мной не «интермедиат», а «перформанс».
После сложения 60 и более процентов по размаху Accura на долю секунды задумывается, давая пилоту время на реакцию — и энергично заныривает в косой клевок, разгоняясь и начиная вращение. Которое, конечно, останавливается само собой по мере раскрытия консоли — но не так быстро, как того ожидаешь от «интермедиата». В нескольких попытках угол доворота составлял не менее 90 градусов и доходил порой градусов до ста двадцати, а это уже много. Раскрытие происходит постепенно и плавно, без рывков — а вот динамика всего процесса получается очень даже «взрослая». «Горки» и клевки присутствуют в полном объёме, и их очень желательно компенсировать — не из соображений безопасности, а ради комфорта пилота. После очередной тестовой «асимметрии» при полной пассивности пилота снижение на клевке зашкалило за -8, а потеря высоты составила не менее 25 метров. Однако даже минимальная компенсация весом сильно меняет картину. Пилот, чьей внимательности хватает на то, чтобы вовремя распознать сложение и хотя бы симметрично зажать клеванты на полхода, не будет иметь с Аккурой серьёзных проблем — раскрытие будет значительно более быстрым и мягким.
Ещё одна неприятная особенность «асимметрий» на Аккуре — очень резкое изменение поведения аппарата на сложении при переходе через порог 50-55% сложенного размаха. Сложения 40-50% проходят у Аккуры достаточно мягко, практически как у учебного аппарата; однако стоит сложению распространиться на бОльшую часть размаха — и сильного доворота с клевком при пассивном пилоте уже не избежать.
d_i_m: Я не заметил особого криминала в поведении крыла на асимметрии. Да, надо слегка придерживать, но раскрытие быстрое в любом случае. Компенсация вполне эффективна. Хорошо.

Фронтальное сложение

theoretic: Хорошо. Передняя кромка складывается с умеренным усилием, и развить сложение глубоко по хорде не представляет труда. Поведение аппарата на режиме динамичное, но ничего действительно опасного не происходит. В момент сложения аппарат сильно тормозится и заметно заваливается назад. Раскрытие быстрое, клевок может получиться больше среднего и потребовать компенсации. Потеря высоты, несмотря на возможную раскачку, невелика.
d_i_m: Раскрытие центроплана быстрое, а это главное. Хорошо.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Хорошо. И нарастание нагрузки перед срывом, и пропадание её сразу после выражены хорошо, но в целом нагрузка на внутреннюю руку меньше, чем в среднем. Хрл клеванты до срыва тоже не слишком большой. В общем, при желании вполне можно сорвать — но прозевать подсрыв на парении удастся вряд ли. Режим развивается побыстрее, чем у типичных «интермедиатов», но запас времени на приотпускание клеванты всё-таки остаётся. Для того, чтобы не потерять термическую спираль сразу после подсрыва, придётся шевелить клевантами и корпусом достаточно интенсивно — выйдя из режима, Accura немедленно клюёт и заметно разгоняется, вываливаясь из потока. В целом режим протекает не слишком агрессивно — просто немного более динамичен, чем в среднем. Потеря высоты невелика, нормальынй режим восстанавливается быстро.
d_i_m: Да, никаких фокусов замечено не было. Срывается действительно полегче чем другие, а если учесть загрузку крыла — то сильно полегче. Тем не менее все в пределах нормы, а дружелюбное поведение на выходе добавляет позитива в ощущение.
Хорошо.

Методы быстрого спуска

Крутая спираль

theoretic: Хорошо. Написал бы «отлично» — но немного смутили быстрота входа в режим и появляющаяся при снижении более -15 тенденция к спиральной нейтральности. Конечно, оценка DHV для крутой спирали действительна только до -15 метров в секунду — но на таком бодром крыле, как Accura, можно легко увлечься и разгонаться куда сильнее. Вход в спираль для «интермедиата» очень быстрый, плавный и мощный — аппарат буквально заныривает во вращение с одного-полутора оборотов. «Горка» и энергичный косой клевок при быстром выходе из спирали почти неизбежны, но легко компенсируются клевантами. Перегрузка на режиме не слишком велика благодаря невысокому строплению.

«Уши»

theoretic: Отлично. Фирменный «иар кит» в виде дополнительной стропы, прикреплённой к «ушной» стропе где-то на полметра выше пилота, оказался достаточно удобным. Сложить «уши» нетрудно, удерживать — ещё проще, а открываются они сами, постепенно и без рывков. Снижение вырастает примерно до -3.5, управляемость весом не становится избыточной.

B-срыв

theoretic: Классика, отлично. Даже и писать толком нечего. Не слишком нагруженные B-ряды, быстрый вход почти без колебаний, снижение -8, почти мгновенный выход при отпускании рядов. В общем, всё как у всех или даже чуть лучше.

Выводы

theoretic: Accura — интересный, динамичный и достаточно летучий «интермедиат» для пилотов, уже оконивших лётную школу, имеющих надёжные базовые навыки пилотирования и стремящихся к повышению лётного мастерства. Это хорошая «рабочая лошадка» для тех, кто осваивает маршруты, причём неважно — на равнине или в горах. Аппарат не слишком требователен к пилоту — и в то же время он хорошо летит, понятно управляется и даже имеет вполне «взрослую» динамику. Навыки, наработанные в полётах на таком крыле, очень пригодятся аккуровладельцам при переходе на аппараты более высокого класса. Основным ограничением опыта пилота снизу становится динамика Аккуры — грубые движения пилота она простит, но быстро заставит лихача одуматься. Минимальный потребный налёт оцениваю примерно в 20-25 часов.
d_i_m: При той загрузке, которую обеспечивал я, Аккура — интересное в управлении и пилотировании крыло, сохраняющее неплохие ЛТХ. Парение в узких слабых потоках ему удается хорошо, в сильных благодаря большому запасу маневренности оно тоже спасовать не должно. Пилот с налетом часов 30-40 будет очень доволен. Менее опытный — первое время будет немного нервничать. При полетах в сильных условиях опытный пилот не будет разочарован тоже, потому что управляемость и отклик на воздух у Аккуры близки к таковым у существенно более серьезных машин.

Плюсы

  • Достаточно хорошая летучесть, неплохая максимальная скорость
  • Приятная манёвренность, хорошее поведение в термической спирали
  • Довольно лёгкие клеванты

Минусы

  • Выраженная тенденция к спиральной нейтральности
  • Повышенная динамичность, особенно на нештатных режимах полёта

Особенности

  • В болтанку консоли двигаются друг относительно друга

Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka «theoretic»
Дмитрий Бондарев aka «d_i_m»

Команда paraplan.ru выражает благодарность Юрию Писареву AkA Filin, предоставившему аппарат на тестирование

Добавить комментарий