Озон Аддикт: Озон умер, да здравствует Озон!

Долгие годы брэнд Озон однозначно ассоциировался с не особо летучими, но чрезвычайно маневренными крыльями. Озоны прекрасно подходили для fly for fun, но вызывали вполне заслуженнную критиков пилотов-маршрутников.
Аддикт — первый параплан Ozone, предназначенный для маршрутных полетов. Итак, что же получилось у именитого брэнда?..

Конструкция

Theoretic: Озон как Озон. Моментально узнается и фирменная раскраска купола, и фирменный рюкзак, и свободные концы из неширокой черной ленты. Клеванты не менее традиционные для Озона — на кнопках, которые не менее традиционно забиваются снегом и вообще менее удобны, чем магниты.
А вот форма купола неуловимо изменилась. Чуть пошире стали уши, геометрическая крутка изменилась с положительной на околонулевую или даже отрицательную. Удлинение по сравнению с Вулканом немножко подросло, тонко намекая на маршрутную ориентацию подопытного.

Работа с куполом на земле

Theoretic: Отлично. Поднять Аддикт не составит труда даже для не слишком прилежного выпускника летной школы. Аппарат мягко и комфортно выходит над головой, игнорируя порывы ветра и ошибки пилота. При этом Аддикт вполне вменяемо и быстро реагирует на управляющие движения, и минимально чувствующий крыло пилот может долго и без особого труда резвиться с этим крылом на земле, не рискуя завалить аппарат или потерять над ним контроль. Одним словом, хорошая игрушка 8)
Тест на касание ухом земли Аддикт проходит безукоризненно, несмотря на несильно нагруженные уши. Очень легко перекладывается из положения «ухо на земле» в полетное клевантой и небольшим подбеганием.
Mazneff: Аппарат очень прост, выходит ровно, стабильно и без затей. Даже в порывистый и сильный ветер фаза обгона не выражена, купол не выстреливает, а неторопливо и плавно выходит. Соответственно, тормозить над головой его практически не нужно, пилота от земли не отрывает, все очень комфортно. Даже после длительной зимней спячки и утраты навыков легко удавалось поднимать аппарат различными способами. Удалось опробовать подъем 2-мя руками за 2 А-ряда, подъем одной рукой за 2 А-ряда, подъем одной рукой за 1-н А-ряд, то же самое, но купол в куче, и, наконец, подъем купола без рук. Все это проделывается легко и играючи. Касание купола земли ухом с последующим подъемом тоже не составляет проблем. Единственный минус, который был замечен, крыло иногда вяжет галстуки на ушах на земле. В воздухе ничего подобно замечено не было.

Взлет, буксировка

Theoretic: Взлетает Аддикт плавно, деликатно отрывая пилота от земли. Скорость отрыва не особо велика, все просто и комфортно.
Первое полетное удивление — спокойная реакция Аддикта на клеванты и вес. Нет, аппарат вполне маневренный, но фамильной озоновской чуткостью и остротой он не наделён. Не знай я, на чем лечу — предположил бы, что над головой у меня что-нибудь типа эдвансовской Сигмы 5. Даже старый озоновский Вайб ведет себя под тягой более динамично и энергично. При этом управляется Аддикт вполне нормально и даже хорошо, позволяя удерживаться на линии буксировки лишь небольшими переносами веса. Назад под тягой сильно не заваливается, в меру информативен и после отцепа почти не клюет.
Mazneff: Старт на отлично. В один из разов Теоретик поднял меня в положении, когда купол касался земли ухом, т.е. крен был под 90 градусов. Я не мог выправить ситуацию сам, потому, что был сильный ветер, трогать клеванты было нельзя, а двигаться я тоже не мог – меня держал трос. На зятяжке в бодрую ветрено-термичную весеннюю погоду купол отлично держал траекторию и требовал минимального подруливания.

Полет, маневренность

Theoretic: Да, Аддикт — настоящий маршрутник. Это чувствуется с первых секунд свободного полета. Резкости, агресcивности нет и в помине. Узкие и рваные весенние термики быстро позволяют почувствовать характер крыла. Пинаемый бурлящим воздухом, Аддикт лишь чуть помахивает консолями и слегка поигрывает нагрузкой на концы. Ровно настолько, чтобы вежливо и ненавязчиво подсказывать пилоту, что происходит с окружающим воздухом. Существенных сложений при работе в кипящем весеннем воздухе получить не удалось — пару раз случалась предупреждающая разгрузка уха с лёгким похрустыванием ткани, но всякий раз Аддикт сопротивлялся сложению, не требуя вмешательства пилота.
На входе в поток аппарат практически не уходит назад, хорошо пробивает периферию потока, что говорит о хорошей балансировочной скорости.
Маневренности Аддикта с запасом хватает на работу в узких сложных термиках — аппарат легко в них вкручивается, если хорошо его попросить внутренней клевантой и весом. Однако, в отличие от Озонов старой школы, Аддикт не требует постоянной работы клевантами и весом для удержания термической спирали, но держит ее сам, практически не требуя вмешательства пилота. Аддикт без труда исполняет плоские спирали, но, как и многие современные «перформансы», более приятен в термических спиралях с умеренным и большим креном. Даже в энергичных термических спиралях с малым радиусом Аддикт сохраняет приемлемую скорость снижения, «не сыплется в вираже». Минимальная скорость снижения не измерялась ввиду турбулентной погоды, но проблем с парением у Аддикта нет, аппарат уверенно набирает в несильных потоках. Запаздывание отклика на управление у Аддикта присутствует, но очень невелико — я бы не сказал, что аппарат «идёт за рукой», но к тому близко.
Нагрузка на руки умеренная, плавно возрастает по мере опускания рук. Клеванты нельзя назвать ни «тяжёлыми», ни «лёгкими» — в самый раз.
Информативность Аддикта тоже вполне хороша. На границе потока аппарат не совершает лишних движений, не дёргается — а просто живет, немного дышит, слегка поигрывает консолями и очень чётко передаёт нюансы поведения воздуха. В своем классе поведение Аддикта — одно из самых простых и комфортных: ярко выраженных клевков и забросов в болтанку заметить не удалось, поведение крыла было сравнимо с таковым у типичных «интермедиатов».
Приятно, что такой характер Аддикта достигнут отнюдь не ценой потери летучести. Качество, естественно, я не измерял, но субъективно Аддикт не проигрывает наиболее типичным «одноклассникам» — аппаратам с сертификацией DHV 2. Максимум качества достигается на скорости, близкой к балансировочной, а она у Аддикта тоже вполне приличная по современным меркам — примерно 37-39 км/ч. Очень порадовал и полет на акселераторе. Измерить скорость в турбулентном весеннем воздухе было тяжело, но с учётом разбросов измерений получается, что на полностью выжатом акселераторе Аддикт разгоняется примерно до 53-55 км/ч — вполне достойный результат для аппарата такого класса. Поведение передней кромки на полностью выжатом акселераторе безукоризненное — нет ни малейших промятий, ни намёка на флаттер. Ход акселератора умеренный, нагрузка — ниже среднего, ноги не устают.
Ещё одна приятная изюминка Аддикта — поведение на границе фронтального сложения на максимальной скорости. Получив достаточно сильный удар сверху по куполу, Аддикт не складывается немедленно — но очень сильно, практически до невесомости, разгружается и резко теряет несколько метров высоты. Крыло чуть ли не криком кричит: «немедленно брось акселератор — не то сложусь!». Прозевать такое предупреждение при всём желании очень трудно — резкая разгрузка и чувство падения заставляют рефлекторно приотпустить акселератор. Как правило, такие «звоночки» Аддикта не сопровождаются фронтальным сложением — только шуршит над головой передняя кромка да замирает на пару мгновений шум обтекания. Чуть приотпускаем акселератор — и аппарат коротко клюёт вперёд, почти моментально восстанавливая обычный полётный режим.
По «энергоёмкости», переходам скорости в высоту и обратно Аддикт близок к середине своего класса. Пилота, впервые взявшего в руки «перформанс», Аддикт наверняка впечатлит своими разгонными клевками и «горками», но на фоне других аппаратов класса DHV 2 такое поведение достаточно типично. Получить -8 на выходе из умеренных винговеров — проще простого. Равно как и горку с разгрузкой и сложением «уха» на выходе из крутой спирали. Но для аппарата такого класса это в порядке вещей. А если не провоцировать Аддикт на такие движения специально, то можно никаких «энергетических» эффектов и не заметить. При парении в термиках, например, переходы скорости в высоту и обратно практически не заметны и совершенно не влияют на технику пилотирования.
Полёт на минимальной скорости для Аддикта возможен, но большого комфорта пилоту не доставит. Причина — выраженное возрастание нагрузки на клеванты. Комфортная в первых двух третях хода, нагрузка при опускании рук ниже пояса быстро и недвусмысленно вырастает, намекая на то, что «душить» аппарат не нужно. Грамотный, отдающий себе отчёт в своих действиях пилот с крепкими руками сможет играть с Аддиктом в такие игры довольно долго, менее грамотный (и/или менее сильный) — быстро почувствует, что делает что-то не так. При этом ход клевант для «перформанса» достаточно велик — сорвать, конечно, можно, но полным ходом рук и давя от души.
Посадка — простая. Избытком динамики Аддикт не отличается и не требует сложных телодвижений вблизи земли. Можно, конечно, красиво разогнать аппарат перед самой землёй и эффектно растянуть глиссаду, но можно и просто сесть «с ходу», как учат в лётных школах — прямолинейно планируя без лишних телодвижений с 10 метров высоты до финального торможения. Тормозится Аддикт быстро и хорошо, проблем со взмыванием нет — при быстром опускании рук на полный ход срыв наступает раньше взмывания.
Mazneff: Ну, это вам батенька не Октан!!! Хотя, придраться, казалось бы, не к чему. Параплан делает все, что ты от него требуешь: адекватно рулится, четко следует за клевантой… но делает это все как-то не торопясь. Как старый английский слуга у лорда, все хорошо, чинно, но не спеша и без огонька. Удалось попарить в рваных весенних термиках. Аппарат неплохо вкручивается в поток, заставлять Addict крутить плоско не нужно, все получается естественно, как бы само собой. Если нужно заузить спираль – пожалуйста, можно перейти на более узкий радиус. При этом я не заметил ступеньки, параплан не упирается и плавно переходит от плоской спирали к более крутой. При этом не разгоняется излишне и не заныривает вглубь спирали, четко описывая требуемую тебе дугу. В целом, я бы сказал, что для пилотов, которые не любят слишком острое управление Addict подойдет идеально.
В турбулентности купол ведет себя молодцом, информативность средняя, все ранние весенние термики неплохо чувствуются на подвеске и клевантах, хотя до хай-перфомансов в этом вопросе Addict-у как до Китая… т.е. далеко, однако это ни сколько не мешает парить, а кому-то излишняя информативность вообще была бы вредна.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Theoretic: Что?.. И это — «перформанс»?.. Тест оставил ощущение приятного недоумения. Складывается Аддикт тяжело, изо всех сил сопротивляясь глупому пилоту, а уже начавшееся сложение трудно развить дальше 30-40% хорды и 55-60% размаха. После отпускания А-ряда Аддикт мягко, но мощно разгоняется в умеренном клевке и плавно раскрывается, отворачивая от линии курса на 90-120 градусов и теряя всего 10-15 метров высоты. Раскрытие прокатывается волной от центроплана к «уху» и происходит спокойно, без рывков.

Фронтальное сложение

Theoretic: Можно было бы дать оценку «отлично» — если бы не небольшое запаздывание на выходе из режима. Уже восстановив форму после сложения, Аддикт парашютирует секунду-другую — и только потом, коротко клюнув, быстро набирает скорость и выходит в нормальный полёт. Потеря высоты — соответствующая, примерно до 20 метров. Но это — при полностью пассивном пилоте. А при минимальной активности с его стороны получить мощную «фронталку» на Аддикте достаточно сложно.
Mazneff: Получил одну боевую фронталку на половине акселератора. Сложение было не полное, где-то на весь центроплан. Первое, что сделал купол, начал парашютировать, четко сигнализируя о проблеме. Глубокого развития не последовало, при отпускании акселератора раскрытие самостоятельное и быстрое. Я бы назвал такое поведение идеальным.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: Всё честно. Аппарат срывается неохотно, небыстро, при очень большом расходе внутренней клеванты и откровенно некомфортной нагрузке на руку. В момент начала срыва нагрузка на руку заметно падает, и с этого момента до начала «негативки» у пилота есть не меньше секунды на активные действия. При своевременном приотпускании клеванты аппарат довольно мощно — градусов на 45 — клюёт вперёд-вбок, но легко может быть удержан в термической спирали. Часть потерянной в подсрыве высоты потом добирается засчёт перехода скорости в высоту.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Theoretic: Отлично. Быстрый, но плавный разгон без неприятных ощущений при пиковом снижении до -16…-17 м/с, плавный выход без спиральной нейтральности. Клевок после «горки», само собой, желательно компенсировать, потому что выход достаточно быстрый и протекает динамично.

«Уши»

Theoretic: Эффективность умеренная, складываются легко, раскрываются сами, постепенно. При необходимости раскрыть быстро достаточно одного-двух небольших движений клевант. Снижение — примерно до -3 м/с.

B-срыв

Theoretic: Классика. Усилие на входе в режим обычное — подтягиваться на рядах не приходится. Срыв развивается быстро, до стабилизации над головой крыло успевает сделать одно-два небольших движения по тангажу. Снижение нарастает плавно, за несколько секунд выходя на пиковые значение около -8 м/с. В режиме крыло очень стабильно, деформаций и вращений не наблюдается даже при достаточно сильном втягивании B-рядов. Выход при быстром отпускании рядов немедленный, с коротким энергичным клевком.

Выводы

Theoretic: Аддикт — однозначная удача Озона. После трудного периода смены философии, ознаменованного выходом не слишком удачных аппаратов, таких, как Buzz и Rush, Озон наконец вырвался на новый стратегический простор и успешно закрепился на нём. Конкуренты у Аддикта сильные — например, Advance Sigma 6, Nova Tattoo и Airwave Mustang. Однако на таком фоне Аддикт совсем не теряется, скорее наоборот. При общем балансе характеристик, близком к таковому у шестой Сигмы, Аддикт радует чрезвычайно простым, предсказуемым, классическим поведением и высокой в своём классе пассивной безопасностью. Аддикт хорошо подойдёт для длинных и трудных маршрутов в сильных условиях, неплохо покажет себя и на равнине.
Кого Аддикт может разочаровать? Пожалуй, поклонников «олдскульного» Озона, тех, кому нужна максимальная острота в реакциях и высочайшая манёвренность. Такими свойствами Аддикт не обладает. Это спокойное маршрутное крыло, а не игрушка для выписывания винговеров рядом со склоном. Пилотам, в своё время «подсевшим» на такие аппараты, как Octane и Proton GT, Аддикт вряд ли подойдёт — слишком он спокоен и мягок в реакциях.
Минимальный потребный налёт оцениваю примерно в 40-50 часов общего налёта в течение 2-3 лётных сезонов — это практически минимальные требоания по налёту к аппарату с сертификацией DHV 2.
Mazneff: Комфортное крыло с явно выраженной маршрутной идеологией, с уклоном в комфортность этого процесса. Можно смело рекомендовать его как первое крыло класса DHV 2.

Плюсы

  • Простой, предсказуемый, приятный характер
  • Высокая пассивная безопасность
  • Достаточно высокие (хотя и не топовые в своём классе) лётные характеристики

Минусы

  • Клеванты на кнопках
  • Небольшая задержка при выходе из фронтального сложения

Полезные ссылки

Алексей Тарасов aka «theoretic»
Валерий Мазнев aka «mazneff»

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Игорю Волкову и Владимиру АкА Corvin за предоставленый на тесты параплан.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.