Flymaster B1: Be One, Будь Избранным

Очень часто у меня (да и не у меня одного) возникает устойчивое впечатление, что развитие мобильных девайсов пошло не по тому пути. Безумное наращивание количества функций вовсе не идёт на пользу качеству. Огромные цветные дисплеи, честно создавая «вау-фактор» и вызывая назойливое желание немедленно купить, на проверку оказываются слепнущими на солнце пожирателями батарей. Бешеная конкуренция оставляет всё меньше времени на кропотливое «вылизывание» интерфейсов и вылавливание многочисленных глюков, неизбежных при богатой функциональности… В угаре конкурентной борьбы замороченные рекламой консьюмеры и запуганные маркетологами девелоперы часто забывают про главные функции гаджетов. А они чаще всего очень просты. Сотовый телефон должен надёжно «держать» сеть, разборчиво передавать речь, позволять найти нужный номер в два-три несложных движения одним пальцем одной руки, не «слепнуть» на солнце и не разряжаться к концу рабочего дня. Проще говоря, телефон обязан быть прежде всего телефоном, а не мультимедийным комбайном с функцией «звонилки», добавленной в ночь перед началом продаж. А вариометр должен быть вариометром — то-есть устройством, надёжно и удобно показывающим скороподъёмность и высоту.
Мне хочется, чтобы девайсы, живущие в моём кокпите, работали просто и надёжно. У меня два «джипиэса» — оба с великолепно читаемыми на солнце чёрно-белыми дисплеями и большим временем работы от батарей. И я долго мечтал о вариометре, построенном в лучших традициях старой школы. Качественный бародатчик. Продуманные алгоритмы обработки сигнала с датчика и удобный информативный звук. Большой монохромный дисплей высокого разрешения. Простая и ясная система меню. Большой объём памяти. Но увы — современные тенденции телефоностроения просочились и в наш специфический парапланерный мирок. Настройка Браунигеров и Флайтеков с годами становится всё менее очевидным делом, а эргономика Эйркотеков уже вошла в легенды it-сообщества, раздел «как не надо делать».
Всё плохо?.. Ан нет. Похоже, нашёлся-таки молодой и смелый производитель, который решился бросить вызов модным тенденциям и создал Настоящий Олдскульный Прибор. Итак, встречайте: фамилия — Flymaster, имя — B1. Избранный? Возможно!

Снаружи

Первое впечатление — девайс немножко эстетский, не сказать бы «гламурный». «Виноваты» в этом совершенно неожиданный для вариометра жёсткий чехол-кейс на «молнии» и внушительные габариты прибора. Здоровенный дисплей приятно сочетается с относительно тонким корпусом, покрытым стойким к царапинам и комфортным при прикосновении матовым пластиком soft-touch. Издалека и с непривычки B1 вполне можно спутать с серьёзным коммуникатором трёх-четырёхлетней давности. Кнопок у «фломастера» всего четыре, но, забегая вперёд, замечу, что никаких проблем с эрогономикой это не создаёт. Ещё один привет из сопредельной реальности мобильных гаджетов — притаившиеся на боковой грани прибора стандартный разъём mini-USB и едва заметное отверстие со стыдливой подписью reset. Да-да, дожились. Зарядка, перепрошивка силами владельца и «слив» с устройства полётной информации — всё это делается через обычный USB-кабель, кстати, идущий в комплекте с девайсом.

Внутри

Разобрать «фломастер» было бы очень любопытно, но пока что ограничимся информацией от производителя. «Сердце» B1 — бародачик UltraSense, по утверждениям производителя, более чувствительный и быстрый, чем датчики Motorola, на которых построены практически все современные вариометры. «Лицо» прибора — монохромный ЖК-дисплей с совершенно фантастическими для простого вариометра физическим размером 77×58 мм и разрешением 320×240 пикселей. Аккумулятор у «би-уана» проприетарный, и получить к нему доступ можно только нарушив фирменные пломбы на корпусе. Производитель заявляет о 20 часах работы и зарядке менее чем за два часа. Ну-ну… Термодатчик внутри тоже присутствует, но про его возможности Flymaster молчит как партизан (как позже выяснится — неспроста). На сладкое — наличие внутри некоего беспроводного радиоинтерфейса для подключения внешних датчиков. Давно пора!
Могучий корпус и большой дисплей заставляют подозревать подопытного в наличии на борту GPS-приёмника. Где, как не на большом экране, отображать россыпь GPS-данных? Подозрение обоснованное и небеспочвенное, но, увы, неверное. «Би-уан» GPS-функциональностью, увы, обделён. Зато у Флаймастера существует прибор B1 NAV — более продвинутая версия «би-уана», действительно оснащённая GPS-приёмником. Корпус и дисплей у «нава» те же, но функицональность существенно более богатая, чем у «би-уана». Вариометр и высотомер — практически вся функциональность Flymaster B1. Но пусть этот прибор может немного — но делает своё дело он достаточно хорошо.

На земле

Включается Flymaster чуть сложнее, чем старые Браунигеры — но проще, чем IQ-One или Aircotec XC-Trainer. После короткого однократного нажатия на верхнюю правую кнопку (вкл-выкл., по совместительству — вход в меню или возврат на уровень выше) у пользователя есть 10 секунд на подтверждение включения правой нижней кнопкой (ввод). С одной стороны, при нечаянном включении питания девайс довольно быстро выключится сам по себе, с другой — не надо, как на нынешних Браунигерах, до позеленения давить на кнопку «вкл».
С первых же секунд после включения дисплей вызывает всяческий восторг. Разрешения хватает с избытком, всё прекрасно читается практически под любым углом и при свете любой яркости. Кстати говоря, пользоваться «би-уаном» можно даже и в темноте — из меню активируется ненавязчивая равномерная матово-белая подсветка дисплея. Не знаю, кому может прийти в голову работать с вариометром в темноте, но «фломастер» способен и на такое.
С полями данных дело обстоит просто и понятно. Всё сделано в лучших традициях Браунигеров и Флайтеков — переучиваться и привыкать к чему-то принципиально новому не придётся. Цифры индикации «цифрового» вариометра просто огромны, и это радует — как-никак, это главное, что должен показывать вариометр. А вот цифры A2 и A3 маловаты, и вовсе не из-за нехватки места на дисплее. Впрочем, последующие прошивки наверняка исправят этот небольшой недочёт. Огромный кусок дисплея слева от «аналоговой» шкалы занят графиком «высота-время» — на мой вкус, настоящая находка. Работая в слабых потоках на пределе возможностей крыла, пилот должен чётко знать, растёт высота или нет, и график — большое подспорье в таких условиях. Не удержусь от того, чтобы снова забежать вперёд — похоже, «би-уан» вообще очень сильно «заточен» под работу в слабых потоках. Это касается и дисплея, и звука.
Кстати о звуке. Это нечто! «Фломастер» не оставит равнодушным никого. Модуляция при скороподъёмности больше +0.2…+0.3 больше всего похожа на флайтековскую, при этом в меню пристутвует всё богатство настроек звука, характерное и для Браунигеров, и для старших Эйркотектов. Но есть и кое-что новенькое — функция «баззер» («шумелка»). При нулевой скороподъёмности прибор издаёт щелчки с частотой примерно герц в 10, а при малейшем «плюсе» «фломастер» выдаёт низкого тона вой, промодулированный частотой в несколько герц. На земле звучит очень смешно, напоминая советского образца автомобильную сирену. В воздухе — совсем не смешно, зато очень полезно. Параметры «баззера» довольно гибко настраиваются через меню, а если «баззер» не нравится или раздражает, его можно и вовсе отключить.
Система меню у «би-уана» проста как валенок и осваивается с пол-пинка. Пока ещё не видел ничего проще в индустрии вариометров. Единственное небольшое затруднение — переход между пунктами второго уровня меню там, где они есть. Для этого нужно нажимать Enter, а не Menu — нажатие Menu при нахождении в меню приводит не к ожидаемому «проваливанию» на уровень ниже, а, наоборот, к возврату назад. Все пункты меню имеют длинные, вменяемые, подробные названия — размеры и разрешение дисплея позволяют. Это вам не XC-Trainer с его несчастными 160 пикселами в ширину! Русской прошивки на время написания теста у «би-уана» ещё не было, но была твёрдая надежда на её появление в ближайшем будущем. Напомню, что перепрошиться можно самостоятельно, не обращаясь к производителю или дилеру.
«Родное» зарядное устройство «би-уана» лёгкое и компактное, со стандартным разъёмом mini-USB, а по своим электрическим параметрам отличается от USB 2.0 только бОльшим отдаваемым током. «Би-уан» сам распознаёт, что в него воткнули. Зарядка от БП индицируется как «быстрая» (Quick Charge) и продолжается несколько меньше 2 часов, а если заряжаться от порта USB 2.0, то «би-уан» рисует на дисплее надпись Slow Charge (медленная зарядка), и продолжается этот процесс часа 4 (при полном разряде аккумулятора).
Мда, похоже, мёда в описании чудо-девайса получилось многовато. Пора добавить пару ложек дёгтя для остроты. Оба недостатка «би-уана» удалось обнаружить ещё до начала полётов, и оба они оказались не особо критичными, но и не очень приятными.
Ложка дёгтя номер один — время работы от аккумуляторов, особенно в холодную погоду. Паспортная цифра 20 часов если и верна, то только в тёплый сезон. При температуре в районе нуля эту цифру смело можно делить пополам, а дальнейшее охлаждение прибора быстро уменьшает срок его автономной работы до совсем уже неприличных величин.
Вторая ложка дёгтя тоже оказалась связана с температурами. Аксакал отечественного дельтапланеризма Пётр Иваныч Поздняков, послушав моё восторженное описание нового вариометра, задал простой встречный вопрос: а что у него с термокомпенсацей? Как в воду глядел! Точнее, в замёрзшую воду внутри моего холодильника, куда я, набравшись смелости, запихнул свои личные Brauniger IQ-One, Aircotec XC-Trainer и нашего подопытного «би-уана». Естественно, во включённом состоянии.
За час пребывания в ни разу не тёплой компании хорошо промёрзших овощей температура подопытного и контрольных девайсов дружно упала до −2. Индикатор заряда батарей Браунигера не сдвинулся ни на деление, аккумулятор XC-Trainer’а «просел» на пару десятых долей вольта, а свежезаряженный «би-уан» упал до двух делений из пяти и так и не восстановился при последующем нагревании до комнатной температуры. Будучи извлечены из холодильника, девайсы были положены на стол в кухне, прогретой примерно до +20. И результат, увы, не в пользу «би-уана».
Если IQ-One и XC-Trainer за всё время опыта «уехали» от силы на 5-10 метров, то у B1 ошибка определения высоты, связанная с термокалибрацией, оказалась существенно хуже — около 50 метров.
Да, по точности термокомпенсации «би-уан» оказался убедительным аутсайдером. Конечно, в реальных условиях полётов изменение температуры на 20 градусов за пару часов вряд ли вероятно — но всё равно доверять показаниям альтиметра «би-уана» при сильных изменениях температуры я бы не стал. Есть смутная надежда, что проблему отчасти удастся уменьшить в последующих версиях прошивок — но эта проблема больше похожа на аппаратную, и потому полностью устранить её можно, только поменяв конструкцию прибора.

В полёте

В умеренных и слабых термиках «би-уан» показал себя молодцом. Преимущества нового бародатчика и фирменные флаймастеровские алгоритмы обработки сигнала явили себя во всей красе при скороподъёмности в районе нуля — а это тот самый случай, когда вариометр нужен больше всего. Стоящий рядом на кокпите Aircotec XC-Trainer Dual с двумя независимыми бародатчиками реагировал на слабые узкие потоки позднее и менее информативно, чем «би-уан» со включённым «баззером». Смешной и неубедительный на земле, в полёте «баззер» оказался на удивление полезной штукой — он срабатывал быстро, точно и своевременно. А при скороподъёмности больше +0.3 фирменная модуляция «би-уана» мало чем отличается от таковой у Браунигеров, и вся разница между приборами сводится к чуть меньшему времени запаздывания у «би-уана». Нет нужды объяснять, что огромный дисплей нашего подопытного читается просто замечательно — достаточно быстрого косого взгляда на кокпит, чтобы глаз «схватил» нужные цифры. Тыкать пальцами в кнопки во время полёта и вовсе нет практически никакой нужды — данных на дисплее хватает. Короче говоря, понравилось. Пожалуй, «би-уан» — первый на моей памяти прибор, которым я, возможно, захотел бы заменить свой Браунигер. Осталось только забыть про полёты в мороз — либо положить в кокпит доппитание и провести туда USB-шланг…

Выводы

«Би-уан» — на мой взгляд, очень удачный дебют на рынке вариометров. Производитель не стал перегружать устройство лишними функциями и очень разумно сосредоточил своё внимание на главном: барометрическом датчике, графической и звуковой индикации (особенно при малых скороподъёмностях) и эргономике. Получилось очень достойно. Впрочем, похоже, что прибор разрабатывали южане, слабо знакомые со спецификой полётов на холоде — отсюда, вероятно, и досадный просчёт с термокалибрацией, и крайне низкая стойкость аккумулятора к низким температурам. Безусловно, такие недостатки отпугнут от «би-уана» пилотов, часто и много летающих в мороз. Но за великолепное поведение подопытного на малых скороподъёмностях «би-уану» можно было бы простить и не такое. Пожалуй, это серьёзный претендент на одно из мест в моём кокпите.

Преимущества

  • Эффективная работа вариометра, особенно при малой скороподъёмности
  • Большой, прекрасно читаемый дисплей
  • Удобство использования, разумная простота
  • Зарядка от USB
  • Возможность перепрошивки силами пользователя
  • Беспроводной интерфейс для внешних датчиков

Недостатки

  • Большие ошибки термокалибрации
  • Сравнительно невысокая ёмкость проприетарного аккумулятора
  • Сильное падение ёмкости аккумулятора при температурах ниже 0 С

Особенности

  • Оригинальная модуляция звука
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Александру Тронину за предоставление прибора на тесты

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.