Team5 Blue: фениксы пятого поколения размножаются почкованием

В полном соответствии со своим названием компания Firebird в очередной раз приказала долго жить. Впрочем, название намекает также и на немедленное возрождение. Только теперь из одной компании получилось сразу две: одна — как ни странно, под названием Firebird, другая — Team5. Таланты конструктора Дэни Лоритца, хорошо известные по его работе в Файербёрде, теперь будут служить на благо новообразованной фирмы. Итак, чего же ожидать от Blue — первого интермедиата Team5?..

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Blue S (весовая вилка 70-95 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к верху рекомендованной производителем вилки весов. Подвесные системы: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до слабой. Полёты проводились в Новом с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

Классическая. С чисто немецкой основательностью Team5 подошёл и к пошиву купола, и к конструкции стропления и свободных концов. В меру узкая, достаточно жёсткая чёрная лента, довольно удобные клеванты с вертлюгами, забавно подписанные ряды — типичное добротное европейское изделие. Купол имеет разумное удлинение 5.37, хищно зауженные «уши» с оригинальной системой сброса мусора (пара люверсов и стропа, стягивающая законцовку под нагрузкой) и приятно скруглённые заборники в стиле не то Эдванса, не то Скай Кантри. Форма крыла позволяет ожидать от подопытного достаточно динамичного поведения в воздухе и на земле; так оно и окажется в дальнейшем.

Работа с куполом на земле

С первых же секунд знакомста Blue показал характер. Большие площади этого аппарата могут подниматься с лёгкой ленцой, а мой Blue S, наоборот, скорее стремился «выстрелить» над головой, обгоняя пилота. Проблем, впрочем, никаких. Аппарат менее монолитен, чем этого можно было бы ожидать при таком удлинении — при работе с крылом на земле Blue, даже будучи поднят в полётное положение, всё время поёрзывал, пошевеливался и похрустывал тканью. Очень порадовала реакция подопытного и на клеванты, и на вес — Blue великолепно слушается пилота, имеющего хотя бы минимальные навыки граунд-хендлинга. Положить крыло ухом на землю? Не вопрос! Удержать над головой в рваный порывистый ветер? Да пожалуйста! На земле Blue в меру игрив и динамичен, но не строг и тем более не злобен. Интересно, а каково оно будет в воздухе?..

Буксировка

Взлететь труда не составило. Короткий разбег — и Blue отрывает пилота от весенней травки, чтобы уйти в серое спокойное майское небо.
Держать курс на Blue проще простого. Аппарат заваливается назад несколько сильнее среднего, но реагирует на клеванты и вес ничуть не хуже, чем на земле. Клеванты во время буксировки довольно лёгкие, что в сочетании с их чуткостью позволяет практически обойтись без работы весом. Клевок после пропадания тяги несколько более выражен, чем в среднем, но достаточно растянут по времени.

Полёт

Пожалуй, загруза близко к верху вилки ещё никогда не сказывалась настолько сильно. Ощущение такое, что над головой — не интермедиат, а скорее какой-нибудь скромный, но гордый перформанс. При моих полётных 90 кг азартная манёвренность сочетается у Blue с динамичностью на грани агрессивности, а то и лёгкой злобности. Скучно не было!

Летучесть

Чего-то выдающегося не заметил, и в то же время всё на более чем достойном уровне. Качество у современных парапланов, как известно, немереное 8), ибо померить его с пристойной точностью не получается никак. Остаётся полагаться на субъекции, согласно которым Blue как минимум не разочарует своего владельца. Максимальный прирост скорости на акселераторе (коротком и довольно лёгком) составли традиционные для соврмененных интермедиатов 10 км/ч. Состояние передней кромки при этом вполне хорошее, запас стойкости к сложениям на максимальной скорости у Blue вполне солидный. Минимальное снижение оценивать не возьмусь — всё-таки аппарат было загружен достаточно сильно — зато уверенно могу утверждать, что даже при хорошей загрузке Blue слабо «сыпется» в термической спирали, позволяя уверенно пользоваться узкими заковыристыми потоками. Сочетание скорости и качества на посадке таковы, что с непривычки можно ненароком и перелететь.

Манёвренность

Пожалуй, самая приятная приятность этого аппарата. Клеванты приятно нагружены с первых сантиметров хода, люфта практически нет. Утапливаю руку чуть ниже плеча — и Blue почти немедленно входит в упругий чёткий вираж. На клеванты Blue реагирует практически без задержки, точно и плавно «идёт за рукой». И это так во всём допустимом диапазоне ходов клевант — от лёгкого виража до мощного винговера, которые Blue исполняет весьма охотно. Чуть увлечёшься — не страшно: символическое подгибание пары секций зауженного «уха» предупредит о том, что пора умерить прыть. Винговеры в исполнении Blue понравились не только мне, но и Егору Терентьеву — опытному пилоту, которого большой манёвренностью не удивишь. Трудно передать, чем именно так приятна манёвренность этого аппарата — но в целом вираж у Blue имеет свой характер, и он не разочарует даже опытных пилотов. Реакции на вес у подопытного тоже хороши, хотя и несколько поспокойней, чем отклик на работу руками.

Динамика

При высокой загрузке — огого! Пожалуй, это один из самых динамичных современных интермедиатов. Чуть грубовато вывалился из крутой спирали — и нате вам «свечку», после которой аппарат, набрав метров 15, обязательно пойдёт на ощутимый клевок, требующий компенсации. Можно даже поиграть в «спортивный» стиль захода на посадку с переразгоном и длинным финальным свупом — качества и скорости для этого вполне хватает. Да и в потоках динамичность Blue может поначалу удивить не слишком опытного пилота. Впрочем, загрузка ближе к середине вилки явно должна успокоить аппарат.

Комфорт и информативность

Пожалуй, сильно нагруженный Blue можно назвать нервным аппаратом. С одной стороны, это даже хорошо — такая нервность позволяет хорошо чувствовать воздух и косвенно свидетельствует о хорошей аэродинамике подопытного. С другой — информации для типичного «послешкольного» аппарата получается, пожалуй, многовато. Интересно, что по размаху Blue практически не шевелится, все его движения монолитны, лишь могут слегка трепетать «уши». Подобно технике более высоких классов, Blue очень любит играть скоростью, но при этом не прочь и бодро пошевелиться по тангажу. Клевки после отцепа и во время выхода из сложений у меня получались достаточно амплитудные; вероятно, того же следует ожидать и в болтанку. Впрочем, ведёт себя Blue хотя и резковато, но очень понятно и предсказуемо, так что в недостатки крыла я бы его повышенную информативность не записал.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Оценка «хорошо». Вызвать режим несложно, передняя кромка нагружена умеренно. А дальше всё происходит достаточно быстро и динамично. При сложении более 50-60 процентов размаха Blue не прочь клюнуть градусов на 45 и развернуться больше чем на 90 градусов с потерей высоты метров 15-20. Не криминал, но для послешкольного аппарата это много. Раскрытие происходит где-то на грани между понятиями «быстро» и «резко». При «боевом» сложении пилот, вероятно, успеет услышать хлопок и почувствовать, как дёрнулся аппарат, раскрываясь. Помогать крылу если и придётся, то только в случае, если хватит быстроты реакции.

Фронтальное сложение

Оценка «хорошо». Как ни странно, после «фронталки» Blue склонен скорее к парашютированию, чем к сильному клевку. На сложении аппарат сразу теряет много скорости, и раскрытие, быстрое, но не резкое, происходит, когда крыло ещё слегка позади пилота. «Уши» раскрываются с запозданием. Существенных движений по тангажу не происходит. В первые несколько секунд после раскрытия центроплана Blue вяловат, не торопится разгоняться и раскрывать «уши». В каком-то смысле это плюс (не надо опасаться клевков), но при полёте в дождь или мороз такое поведение подопытного чревато парашютированием.

Подсрыв из термической спирали

Оценка «хорошо с плюсом». Характер протекания режима достоен всяческой похвалы — присутствуют и большой ход клеванты, и сильное нарастание нагрузки на внутреннюю руку, и предупреждающая разгрузка в начале подсрыва. До «отлично» Blue не дотягивает по причине довольно мощного косого клевка, который может напугать неготового к нему пилота. Готовый, грамотный пилот и клевка не допустит, и сможет удержать Blue в термической спирали. После срыва аппарат восстанавливается очень быстро и, разгоняясь, прекрасно реагирует на управление.

Выводы

Похоже, конёк Team5 — это манёвренность. Тестируя Team5 Red, я остался ей очень доволен и могу то же самое сказать и про Blue. В руках хорошо закончившего хорошую лётную школу пилота Blue — отличный инструмент для агрессивного парения в сложных потоках, динамичного пилотирования и достаточно уверенного прохождения первых маршрутов. Пожалуй, характер Blue лучше раскроется в горах, чем на равнине — опять-таки из-за манёвренности и динамичности. При высокой удельной нагрузке аппарат становится резковат, не выходя, впрочем, за пределы дозволенного для интермедиатов. Уверенный в себе, настойчивый, энергичный и грамотный выпускник лётной школы — вот идеальный пилот этого аппарата. Расслабляться аппарат вряд ли позволит, а вот «позажигать» — наоборот, сколько угодно!

Плюсы
  • Отличная манёвренность
  • Хорошие совокупные лётные характеристики
  • Динамичность и информативность
Минусы
  • Резковат при высокой удельной нагрузке
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic
Ирина Пронина (фото)

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность дилеру Team5 в России Николаю Жукову за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.