Brontes: циклоп с человеческим лицом

Согласно греческой мифологии, Бронтес — циклоп, сын Геи и Урана. Трудно сказать, почему именно этим именем был наречен Advanced Intermediate фирмы Sky Paragliders. Сварливый, кровожадный параплан? Проверим…

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Brontes M (26.88 м2). Подвесная система — AVA Sport Cruiser L. Условия полетов: ветер умеренный до сильного, термическая активность слабая до умеренной, турбулентность слабая. Полеты производились на Юце. Полетный вес системы (~110 кг) соответствовал правой границе весовой вилки.

Конструкция

Современная классика. Аккуратные, плавные обводы купола, немного удивляющие разве что довольно острыми «ушами». Удлинение для аппарата такого класса (DHV 2) невысокое. Передняя кромка полностью открытая. Обилие косых нервюр. Поверхности гладкие, претензий к качеству пошива нет. Цветовой дизайн приятный, но без особых претензий на оригинальность.
Стропление — Edelrid по всем ярусам. Строп немного, долго возиться с распутыванием на старте не приходится. Высота стропления небольшая, что логично для такого удлинения.
Свободные концы скромные, аккуратные (A3B4C3D3).

Старт

С первых минут работы с куполом на земле Brontes начал создавать впечатление живого, но в меру покладистого купола. Достаточно несильно нагрузить А-ряды, чтобы купол резво выскочил в полетное положение. Технически подъем несложен, не в пример многим более амбициозным аппаратам того же класса. Небольшое удлинение позволяет совершать достаточно серьезные ошибки по крену, которые аппарат легко позволяет исправить. По той же причине вполне допустима любая техника старта (за один ряд, за два ряда, несимметрично…), каких-либо ограничений заметить не удалось.
Некоторые нарекания вызывает лишь необходимость немного притормаживать аппарат клевантами на финальной стадии подъема. Впрочем, возникает она только в сильный ветер и за рамки допустимого для современной «двойки» не выходит.
«Уши» у подопытного оказались нагружены достаточно сильно, аппарат позволил положить себя «ухом» на землю без сложения. У более «продвинутых» аппаратов такой тест иногда вызывает мощную «асимметрию» начиная с кренов около 50 градусов, но Бронтес в ответ на такое надругательство и ухом не повел. Впрочем, палка-то о двух концах: такое поведение — явный признак положительной крутки «ушей», которая, как правило, улучшает комфорт и безопасность, но не способствует повышению летных характеристик.

Полет

Условия тест-драйва оказались почти идеальными. Мощный утренний термодинамик, перемежаемый первыми термическими «пузырями». Хочешь — виси у горы, чтобы прочувствовать диапазон скоростей. Хочешь — гоняйся за слабыми термиками, вникая в нюансы маневренности. А высоты хватает и для «асимметрий», и для «фронталок», и для В-срыва…
Первые воздушные впечатления немногим отличались от наземных: живость, которую легко усмирить. Порадовала «монолитность» купола — Бронтес совершенно не стремился извиваться и реагировал на утреннюю болтанку, перемещаясь над головой целиком. Реакция на турбулентность оказалась достаточно живая, но в сочетании с хорошей эффективностью клевант и вышеупомянутой «монолитностью» она вряд ли смутит даже не очень опытного пилота.
Не менее живой оказалась и реакция на клеванты. Управление очень хорошо сбалансированное — Бронтес отлично слушается пилота, четко и быстро входя в разворот, но и взрывным его отклик на управление, пожалуй, не назовешь. Усилие на клевантах умеренное, что опять-таки приятно. Работа подвеской позволяет тонко координировать виражи, в целом реакция на вес хорошая, но без излишеств. «Энергоемкость» также хороша — аппарат взмывает, проваливается, набирая скорость, но все это происходит достаточно плавно и в достаточно ограниченных пределах. Динамикой, манерой реагировать энергично, но без излишеств Бронтес приятно напомнил Вайб. Аппарат отлично «заточен» под термическое парение — легкие клеванты, четкий отклик крыла на управление т отличная информативность делают работу в термиках интуитивно понятной с первых минут.
Балансировочная скорость, несмотря на загрузку по верху весовой вилки, оказалась не самая большая. Конечно, Бронтес нельзя обозвать тихоходом, но в классе DHV 2 есть много аппаратов с более впечатляющими скоростными данными. То же можно сказать и про полет на акселераторе. Выигрыш в скорости, измеренный с помощью GPS — примерно 10…12 км/ч. К плюсам акселераторного режима следует отнести безупречное состояние передней кромки и высокую стабильность крыла — давить педаль «в пол», не опасаясь сложений, на Бронтесе можно в довольно сильную болтанку. А вот качество на максимальной скорости не впечатлило. Основным ограничением по горизонтальной скорости на этом аппарате становится не опасение получить «фронталку», а заметный рост скорости снижения.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Складываются с умеренным усилием. Снижение вырастает примерно до -2.5. Режим характерен сильным ростом управляемости весом. Открытие легкое — либо спонтанное при отпускании «ушных» строп, либо с небольшой помощью клевантами.

«Уши» + акселератор

Без проблем. Нагрузка на акселератор несколько падает по сравнению с его применением на несложенном куполе, снижение может превышать -3. Единственное, на чем следует заострить внимание — управляемость весом дополнительно вырастает, требуя очень дозированных подруливающих движений.

В-срыв

Режим очень стабильный. Усилие срыва достаточно небольшое (по сравнению с другими аппаратами) — вставать в подвеске и подтягиваться на рядах необязательно. Выход достаточно быстрый и резкий, клевки на выходе необходимо компенсировать.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Реакция на «асимметрию» оказалась вполне ожидаемой — относительно резкий бросок на сложенную консоль, легкость компенсации и быстрое раскрытие, которому, впрочем, надо помогать клевантой. Разворот менее 90 градусов, потеря высоты — примерно 15…20 метров. Поведение, вполне допустимое даже для DHV 1-2.

Фронтальное сложение

А вот тут удалось почувствовать кое-что новое. Клевки на входе и особенно на выходе из режима оказались побольше изначально ожидаемых — аппарат «клевучий». И компенсировать эти достаточно большие и резкие движения по тангажу надо уже более аккуратно и точно, чем при «асимметрии».

Выводы

Аппарат оставил парадоксальное впечатление сбалансированности и… недоведенности. Несмотря на устрашающее название, аппарат достаточно приятный, хотя и не без резкости на некоторых режимах. По комплексу характеристик — летучести, маневренности, демпфированию, характеру, в конце концов — Бронтес вполне вписывается в идеологию класса DHV 1-2. Более того — в этом классе аппарат наверняка оказался бы одним из топовых. Однако вердикт специалистов DHV оказался более жестким: DHV 2. Такая сертификация заставляет Бронтес конкурировать уже не с Вайбами или Спортами, а с куда более серьезными аппаратами вроде Вулкана, Кваркса и даже с такими монстрами, как Кеара или Акрон. На их фоне Бронтес смотрится куда более скромно. Думаю, что сертификация DHV 1-2 привела бы этот аппарат к большему успеху на рынке.
Бронтес смогут брать немного «навырост» талантливые пилоты, уже окончившие летную школу и имеющие в своем активе 40…50 часов налета. Сочетание отточенной маневренности и приятного характера делают аппарат особенно оправданным в горах, где высокие летные характеристики не так важны, как управляемость и комфорт. Для полетов на равнине Бронтес подходит несколько меньше. И, наконец, хорошо нагруженный Бронтес может оказаться очень и очень неплохим акробатом — к этому располагают и хорошая динамика, и тенденция к довольно мощным клевкам по тангажу.

Плюсы

  • Очень хорошая, сбалансированная маневренность
  • Высокое качество изготовления
  • Гуманная цена

Минусы

  • Не самые высокие в своем классе летные характеристики
  • Выраженная резкость по тангажу на некоторых режимах

А. Тарасов АкА Теоретик (theoretic@paraplan.ru) 07.09.2003

Добавить комментарий