Sky Country DiSCovery3: открытие в кубе, или На плечах Мистика

Преамбула

theoretic: DiSCovery3 — параплан производства Sky Country, Украина (http://sky-country.com). Сертификация — EN B для протестированного типоразмера. Позиционируется производителем как классический интермедиат с акцентом на манёвренность.

d_i_m: Новое крыло от Скай Кантри мы ждали довольно долго, но погода позволила отлетать на нем полную программу плотно и быстро. После прорывного (на мой взгляд) Мистика и очень быстрого, хотя и сложного в ряде аспектов С2 я боялся, что СК может охватить соблазн применить в новом крыле не столько проверенные и надежные элементы конструкции и поведения, сколько новые и инновационные. А ведь что дозволено Юпитеру — не всегда дозволено быку….что простительно инструменту завоевания господства в воздухе — не прощается крылу для выпускников летных школ.
А вот прощать такому крылу нужно уметь многое — и неуверенный старт, и резкую работу клевантами, и отсутствие реакции на сложения… Посмотрим же, что получилось в очередной раз.

Условия испытаний

Тестировался строго серийный DiSCovery3 29 (площадь — 28.91 кв.м., вилка весов — 90-115 кг). Полётный вес тестеров примерно соответствовал верху весовой вилки. Подвесные системы: Advance Impress, AVAsport Sprinter. Погодные условия: ветер от штиля до 8-10 м/с, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились с использованием активной и пассивной лебёдок в Татаринцево и Рыболово.

Конструкция

theoretic: Вопрос традиционно непростой, если мы рассматриваем изделия стран бывшего СССР. Что ж, любимый небедными консьюмерами буржуинский лоск пока ещё не достигнут — но следует признать, что скай-кантрийцы работают над ошибками и растут над собой. И если DiSCovery2 смотрелся этаким побочным продуктом оборонного завода — то DiSCovery3 уже демонстрирует определённую породистость и даже цельность образа. Плавные обводы купола и полукруглые заборники тонко намекают на кровное родство с нашумевшим Мистиком. Новый цветовой дизайн как минимум не хуже, чем у большинства модных буржуев, и соответствует всем положенным современным трендам. Свободные концы — традиционное слабое место Sky Country — стали намного аккуратней и выполнены из довольно узкой 20-миллиметровой ленты. Тканевый пакет для крыла стал больше и красивей, что тоже радует. Окончательно добил вполне грамотный и по форме, и по содержанию мануал и входящий в комплект колдунчик с логотипом. Впрочем, и то, и другое — почему-то в банальном прозрачном офисном файле… Да, есть ещё куда расти… 8)
d_i_m: Качество изготовления однозначно выросло по сравнению с д2. И дизайн, хотя и несколько вторичный, но яркий и запоминающийся, и аккуратно изготовленные свободные концы — не супер вылизанные конечно, но вполне добротные, и нормальный большой упаковочный мешок, и нюансы комплектации — все как у взрослых, а кое-что и получше. В мелочах, однако все же, все же. В целом видно, что ребята стараются.
Рюкзак тоже вполне адекватный, с удобными ремнями, хотя и не такой пестрый как буржуйские. Тут еще есть куда расти, в смысле дизайна.

Работа с куполом на земле, старт

theoretic: Увы, всё не так радужно, как это было с DiSCovery2, хотя в целом вполне неплохо. Присутствует чётко диагностируемый недовывод, причём довольно своеобразный. Аппарат довольно легко выводится почти над головой и «застревает» в этом положении, если не делать ничего специального. А если сделать — подтянуть слегка передний ряд, чуть подбежать под купол или то и другое вместе — то, словно одумавшись, одним коротким энергичным движением добирает недостающий угол и выходит в полётное положение. Эффект чётко выражен в слабый ветер, при ветре от 3-4 м/с поймать его становится уже не так легко. Зато, выйдя в полётное положение, DiSCovery3 чётко в нём фиксируется, почти не требуя от пилота дополнительных телодвижений. Ошибки по крену и усилию аппарат прощает легко и даже как-то снисходительно — если забыть о лёгком недовыводе, то это поведение учебного крыла. Пробовали давать DiSCovery3 для работы на земле начинающим пилотам — и действительно, никаких проблем. Все движения DiSCovery3 на земле мягкие, вкрадчивые, спокойные, какой-то особой энергичности и динамичности заметить не удалось. «Ухом» на землю положить вполне можно, что, впрочем, типично для несложных интермедиатов.
d_i_m: Поднимается крыло по-своему — не выстреливает, однако встает уверенно. Зависнув над головой, никуда не валится, ни назад, ни вбок, ожидая грубых ошибок пилота. На которые тоже реагирует с задержкой. Явных точек зависания обнаружено не было, хотя из некоторых положений аппарат ускоряется все же вяло.
Можно повалить крыло на ухо, а потом даже поднять. Однако это упражнение дается д3 не так просто, как могло бы. Надо работать точно.
Еще особенность — в околоштилевых условиях поднять крыло прямым стартом довольно сложно, если есть хотя бы малейшая боковая составляющая ветра. Нагруженные уши уводят параплан в сторону, и даже опытному пилоту с этим справиться нелегко.
Старт в целом несложный, хотя и не резкий, но уверенный.. Тянуть надо за внутренние стропы, иначе можно дотянуться и до «бабочки».
Перелет не выражен, если и происходит, крыло довольно долго не складывается.
В целом за старт — оценка хорошо. Балл снят за сложности в штиль передним стартом и общую пожалуй все же замедленность.

Буксировка

theoretic: Сразу почувствовал странность в регулировке клевант, а именно — примерно 10-сантиметровый люфт. Похоже, что тестовый аппарат был отрегулирован под полёты с мотором, причём «рогатым». Для начинающего пилота такой люфт, вероятно, даже полезен, а более опытного — раздражает. Впрочем, если опустить руки до плеч — то всё становится на свои места. Подруливать клевантами на затяжке очень легко — аппарат послушными плавными движениями аккуратненько переставляется вправо-влево, реагирует на работу рук в меру чутко и точно, но без лишней резкости. Реакция на вес менее чёткая, надо прилично перекоситься в подвеске и подождать пару секунд, чтобы аппарат понял намерение пилота и начал реагировать. В целом сложилась приятная картина спокойного и легко контролируемого подъёма.
d_i_m: Без проблем абсолютно. Несколько ватные клеванты в начале хода, но зато они не больно то и нужны — курсовая устойчивость хорошая и без этого.
Клевок при отцепке под тягой не приводит ни к каким эксцессам — все монолитно клюет градусов на 30 и тут же успокаивается.

Полёт

theoretic: От характера DiSCovery2 не осталось и следа. DiSCovery3 — совершенно другой аппарат. И прежде всего это относится к манёвренности и вообще реакциям на действия пилота. Похоже, пресловутый люфт — сознательно введённая конструктором особенность. В пределах первых 10-15 см хода клевант аппарат на клеванты практически не реагирует, что полезно для нервных пилотов, любящих не по делу помахать руками. Однако стоит опустить руки до плечей — и вдруг аппарат начинает реагировать на клеванты вполне чётко и ясно. Летит солидно, не отвлекаясь на пустяки вроде лёгкой болтанки. Причём летит как минимум не хуже многих более именитых одноклассников. Далее — в деталях.
Манёвренность. Своеобразная. Похоже на то, что конструктор поначалу сделал крыло очень вёртким и динамичным, но уже на финальных стадиях доводки вдруг вспомнил про неопытных пилотов с их часто резким и грубым стилем пилотирования — и подстраховался, дав клевантам заметный люфт. Конечно, нельзя исключать, что это особенность конкретного экземпляра DiSCovery3, но для «почти учебного» (EN B) крыла такая предосторожность представляется разумной. Итак, про первые 10-15 см хода клевант можно просто забыть — аппарат на них практически не реагирует. Постоянно ловил себя на том, что подматываю клеванты, чего со мной не случалось уже очень давно. Зато при ходах рук от 15-20 см всё становится куда интересней. Острота и динамизм реакции крыла на клеванты плавно возрастают по мере опускания руки вниз. Хочешь спокойно покрутиться блинчиком — даёшь 30 см. Захотелось крутнуться почти на месте — даёшь 50. А если осмелеть и, предварительно отработав весом, давануть клеванту сантиметров этак на 70 — то вот он, настоящий энергичный винговер! Своей манерой заходить в винговер плавно, мягко и в то же время быстро и мощно DiSCovery3 приятно напомнил мне MyStiC. Это у них фамильное, не иначе! К специфике управления DiSCovery3 привыкаешь довольно быстро. Этакий трансформер: до 30 см хода — почти что учебный дуболёт, до 50 — приятно управляемый интермедиат, а после 50 чувствительность к работе клевантами вырастает до таких серьёзных величин, которые нечасто встречаются в этом классе крыльев. Примерно то же самое происходит и с точностью реакций DiSCovery3 на клеванты. Если в верхней части хода реакции аппарата не отличаются какой-то особой точностью, то ближе к 40-50 см хода руки точность становится уже вполне хорошей для EN B. Парить на аппарате с таким характером оказалось неожиданно приятно: лёгкими движениями рук можно переходить от монументального виража в стили «как поставили, так и держится» к динамичным и быстрым изменениям скоростей и радиусов вращения. Переусердствовать с ходом клевант на DiSCovery3 достаточно сложно — во-первых, ход очень велик, как и положено при сертификации EN B, во-вторых, быстро нарастающая резвость реакций быстро и безопасно отрезвит любителей помахать руками. Есть и третий сдерживающий фактор — не слишком быстро, но всё же заметно нарастающая вместе с ходом клевант нагрузка на руки.
Летучесть. На нормальном середняковом уровне, без чудес. Впрочем, аппарату, от которого целенаправленно добивались сертификации EN B, чудеса летучести могли бы выйти боком. Скорости — обычные. То-есть балансировочная — немного выше 36 км/ч, максимальная — немного за 50 км/ч. Качество же у любого аппарата, как известно, немереное 8) , но субъективно всё нормально. То-есть в районе 8 единиц. Благодаря своей хорошей манёвренности аппарат убедительно показал себя в несильных термиках — если не стесняться и работать клевантами на треть хода и глубже, то парит DiSCovery3 достойно. На переходах же аппарат ни в чём не проигрывает более именитым «одноклассникам» и, возможно, даже слегка выигрывает в качестве во второй половине хода акселератора.
Динамика, энергоёмкость. Выше среднего — и в то же время не избыточная. В этом отношении DiSCovery3, на мой взгляд, очень удачный аппарат. И начинающего пилота не напугает, и не покажется скучным более продвинутым летунам, жаждущим винговеров и прочих фигур неакробатического пилотажа.
d_i_m: Вот где торчат уши… Уши мистика и скорпиона-2. Уши у д3 конечно нагружены сильнее, рулится он от этого не так злобно как вышеупомянутые коллеги, однако некая фамильная непростота все же ощущается. Нет, все в пределах границ жанра, кое-что ожидаемо лучше среднего, плюс отсутствуют явные косяки. Однако все же поведение крыла больше похоже не на обычный послешкольный дуболет, а на какой-нибудь перформанс старой школы, года эдак 99-го -2000 -го. Этакий винтаж. В то же время, в смысле безопасности все предсказуемо и понятно. Что подтверждается соответствующей священной гумагой — сертификатом, ажно по EN B.
Крыло уверенно и быстро входит в поворот, крен при этом, правда, великоват, и для того чтобы снижение оставалось в разумных рамках, его (крыло) надо придерживать внешней клевантой. Почти вся потерянная на входе в вираж высота набирается во второй фазе виража, как и у старших братьев, конечно не с таким же задором, но уверенно. Реакция на вес — приятная и однозначная, но не резкая даже в такой острой подвеске, как спринтер-1. Информативность на подвеску — средняя, на клеванты — пожалуй выше среднего, учитывая общий невысокий ее уровень у современных крыльев. (Вот, первые перья разорванного турбулентностью воздуха начинают щекотать мое напряженное лицо и чу — вот он, сначала робкий, как невинный поцелуй семиклассницы, а потом все белее и более уверенный, порой доходящий до откровенного блядства засос в трепещущий от вожделения обладания, вихрящийся упругими струями напоенного ароматами разогретой летней земли и пронизанный треками навозных мух, как камера Вильсона, воздух первого в этом полете на этом крыле термика. Связанный цепочками кармана, стекающими с вытянутых носков ханвагов, я легкими касаниями клевант указываю моему разгоряченному скакуну единственно верный путь между завихрениями. Крыло благодарно напрягаясь, отвечает мне мягкими, упругими движениями, вжимая меня в теплую ткань пропитанной потом подвески на виражах и слегка посвистывает оплеткой строп, отзываясь на порывы летнего, прошитого нитями паутинок, ветра) Управляемость в целом можно назвать живой, хотя и не совсем однозначной — просто тягать за клеванты, как на Озоне Вайб, и получать при этом вполне адекватный разворот — не получится. Конечно, д3 предлагает этому своему свойству неплохую компенсацию в виде существенно большей летучести и скорости, но тем не менее. Оценка за маневренность — 4.
Летучесть и диапазон скоростей, это то, что радует без всяких скидок. Запасенная крылом энергия позволяет сделать перед посадкой длинный пролет на нулевой высоте, при прижатии клевант оно ощутимо подвзмывает, однако некомфортной раскачки по тангажу и клевков нет. На зажатых клевантах д3 не начинает сыпаться вниз, а позволяет работать в потоке и в таком режиме. Усилие на клевантах среднее или немного выше такового.
На акселераторе никаких возмущений не наблюдается, при подскладывании уха в этом режиме (запас по сложению не огого — но вполне приличный) крыло ежится, но продолжает лететь не разворачиваясь. Прирост скорости достаточно велик, измерения показали …. Качество, конечно, падает, но совсем не катастрофически. В этом смысле гены Скорпиона-2 явно пошли на пользу.
За летучесть — оценка 4 с маленьким плюсом, есть в этом смысле крылья и поинтереснее, хотя и длиннее на полъединицы. За скоростной диапазон — тоже 4 с тем же маленьким плюсом, за то что мы ждали очередного прорыва, а получили лишь просто хороший результат.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

theoretic: Отлично. Складывается DiSCovery3 с умеренным усилием, и сложение распространяется довольно далеко по хорде. Выраженной «ступеньки», мешающей сложению выйти за 20-30% хорды, что часто бывает у интермедиатов, я у DiSCovery3 не нашёл. После бросания рядов аппарат плавно и мягко проседает, набирая скорость и входя в разворот. Сложение раскрывается быстро, однако постепенно, не резко, без хлопка. Дальнейшие движения происходят уже с полностью раскрытым крылом. Пологий виражик с отклонением от курса не больше 90 градусов, небольшой клевок — и всё. Аппарат уже снова в прямом нормальном полёте. Потеря высоты очень невелика даже для интермедиата и составляет от силы 5-7 метров.
d_i_m: Легко компенсируется, быстро открывается. Косой клевок есть, но невелик. Оценка отлично.

Фронтальное сложение

theoretic: К сожалению, только «хорошо». При загрузке по середине вилки аппарат очень резко теряет на сложении скорость и пару секунд пребывает в непонятном вялом состоянии явно недалеко от входа в парашютирование. Потом, лихо передёрнув всем куполом, D3 наконец вспоминает о том, что надо бы раскрываться — и делает это в лучших традициях жанра, одним быстрым, но не резким движением. Клевок получается умеренный — градусов 30-40. Скорость восстанавливается довольно долго, и если считать окончанием выхода именно восстановление скорости — то потеря высоты оказывается довольной большой, в пределах 25-30 метров. Думаю, что при большей загрузке всё было бы лучше.
d_i_m: Оценка отлично, несмотря на чуть замедленный выход. Имеется в виду, конечно, настоящая фронталка, а не 30% по хорде.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Очень хорошо. Режим развивается плавно и неторопливо. Ход руки до начала срыва просто огромен, не у всякого пилота физически получится сунуть руку так низко. Быстро нарастающая чувствительность к работе клевантами заставляет сильно притормаживать крыло внешней рукой — соответственно, на парении DiSCovery3 с большей вероятностью улетит в крутую спираль, чем будет сорван недостаточно опытным пилотом. А вот падение нагрузки на руку в момент начала срыва несколько ниже средних по классу величин — потому и не «отлично». После того, как подсрыв начался, он развивается на удивление неторопливо. На осознание ошибки и приотпускание внутренней клеванты у пилота есть не меньше секунды. Выход — образцово-показательный: почти мгновенное восстановление обтекания, умеренный клевок и продолжение спирали.
d_i_m: Оценка хорошо с плюсом, за некоторый недостаток ступенчатости роста усилия на клеванте. Хотя практически — усилие очень большое и этот аспект перестает быть важен — не каждому сил хватит, надо целенаправленно давить, чтобы режим получился.

Режимы быстрого спуска

Крутая управляемая спираль

theoretic: Отлично. Классика. Сильно аппарат не разгонял, но при снижении в районе -10 поведение очень комфортное. Разгон происходит быстро, но плавно. Выход тоже достаточно быстрый, но накопленная энергия не создаёт проблем — клевок на выходе умеренный и не приводит к сложениям.
d_i_m: Несколько затянутый, на мой взгляд, выход, оценка хорошо.

«Уши»

theoretic: Отлично. Эффективность обычная (снижение в районе -3), складываются достаточно легко, открываются несколько замедленно, но самостоятельно. В процессе сложения и раскрытия «ушей» аппарат весьма стабилен, ведёт себя комфортно.
d_i_m: Складываются без проблем, раскрываются сами, хотя и не спеша. Хорошо.

Выводы

theoretic: Сенсации не получилось — и в то же время упрекнуть аппарат почти не в чем. После таких амбициозных прорывов, какими оказались Скорпион2 и Мистик, Sky Country решили повести себя несколько более консервативно — тем более что Дискавери3 ориентирован на самые широкие массы пилотов. Результат налицо — сертификация EN B позволяет считать Дискавери3 учебным аппаратом. И действительно — в рамках нашего тестирования на Д3 летали и начинающие пилоты, и проблем у них не возникло. При этом Дискавери3 достаточно летуч и вёрток для того, чтобы не разочаровывать и более продвинутых пилотов. Итак, ограничение по налёту снизу — нуль. При этом Дискавери3 достаточно универсален и для гор, и для равнины. Мелкие недостатки аппарата — продолжение его достоинств. Вяловатый старт и своеобразное поведение на фронталках можно объяснить стремлением попасть в очень жёсткие требования EN, а отсутствие остроты в реакциях на первые 30 см хода клевант — заботой о начинающих пилотах, которые плохо контролируют свои движения. Как интермедиат Дисквери3 — крепкий середняк, не более, а в качестве учебно-тренировочного универсала этот аппарат заслуживает самых лучших отзывов.
d_i_m: Д-3 не показался очередным прорывом. Это в меру живое, в меру летучее и достаточно шустрое, универсальное, насколько это возможно, крыло. Эволюция и использование наработанных на крыльях более высокого класса решений в массовом сегменте рынка. Технические возможности и мягкий характер позволяют использовать его от первоначального обучения до полетов в серьезных горах опытным пилотам. Однако довольно сложный вираж может стать препятствием для прогресса начинающего пилота, это не проблема, но об этом надо знать заранее и потратить некоторое время на изучение именно этого аспекта. Отчасти сложность виража компенсируется довольно высокими ЛТХ, поэтому пилот может и не заметить того, что он поворачивает неправильно и не выжимает из крыла всего, на что оно способно. Также необходимо обратить внимание на особенности старта в штиль, изложенные в начале статьи. В целом крыло очень дружелюбно и доступно, с вышеуказанными оговорками, для пилотов с опытом от 10-15 до любого другого количества часов. Для первоначального обучения использовать его тоже, в принципе, можно, хотя и под усиленным контролем за техникой старта. Грамотное использование высокостойких материалов и хорошая комплектация прибавляют радости пилоту и конкурентоспособности — изделию.

Плюсы
  • В целом достаточно высокий уровень летных характеристик
  • Комбинированная поверхность — сочетание лёгкости и долговечности
  • Сертификация EN B
  • Очень высокая пассивная безопаснось
  • Высокая манёвренность при больших расходах клевант
  • Хорошая комплектация и улучшенное качество изготовления
Минусы
  • Специфичная манёвренность, требующая привыкания
  • Несколько растянутый подъём купола в штиль или при слабом боковом ветре
  • Тенденция к подвисанию на выходе из фронтальных сложений
Особенности
  • Резкое возрастание манёвренности во второй половине хода клевант

Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic
Дмитрий Бондарев aka d_i_m

Коллектив paraplan.ru благодарит лётную школу Вектор за предоставление аппарата на тесты.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.