SOL Ellus: белые штаны — два раза ку!

Ох уж эти дизайнеры-затейники …

Бразилия… Приходят на ум Рио, бесконеные пляжи и почему-то белые штаны. Хотя не только белыми штанами славится Бразилия. Бразильские брэнды одежды Ellus и Zoomp эпатируют публику невероятными сочетаниями форм и материалов, и слава их гремит далеко за пределами родного континента. Впрочем, тест-драйв показал, что бразильский Ellus — это безусловно хорошо, но совсем необязательно джинсы…

Ellus

Условия испытаний

Тестировался строго серийный Ellus L (площадь 31,36 м2) с диапазоном полётных весов 90-110кг. Подвесные системы: AVASport Sprinter, Edel Rx. Метеоусловия: сильный ветровой градиент (от 2-3 у земли до 8-10 на высоте 500-600 метров), мороз, термическая активность отсутствует, слабая турбулентность. Полёты проводились недалеко от г. Тверь при старте с пассивной лебёдки.

Конструкция

Theoretic: Ellus — явный «младший брат» Synergy2. Все характерные для SOL особенности конструкции присутствуют и у фирменного «интермедиата». Те же материалы, тот же качественный пошив, тот же полосатый трилам в воздухозаборниках. Только удлинение поменьше будет, да высота заборников побольше. Удивительно, но и у Ellus, как и у его «старших братьев» по линейке, бросается в глаза небольшая арочность купола. Аппарат «вылизан» не хуже Synergy2, все поверхности очень гладкие.

Работа с куполом на земле

Theoretic: После тестов Synergy2 ощущение «младшего брата» при работе на земле только усилилось. Тот же плавный, спокойный характер выхода в полётное положение, та же небольшая, но заметная вялость при недовыводе и тенденция «выстрелить» вперёд при излишне резкой работе рядами. Однако, как и положено ориентированному на широкий круг пилотов крылу, Ellus легко прощает ошибки старта и не требует сложной техники вывода. Тест на касание «ухом» земли при наличии ветра проходится уверенно, «уши» нагруженные.

Взлёт

D_N_I: Выходит ELLUS легко и плавно, но как все купола, сделанные из Гельвенора, и на которых я летал, требуют больших усилий в начальный момент вывода купола. Это надо учитывать при старте с ограниченной площадки.

Буксировка

Theoretic: Ну что тут сказать?.. Классика. Аппарат спокоен даже для своего класса, уверенно держит линию буксировки, на управление откликается без лишней остроты, достаточно быстро. Не проявляет Ellus и особой «клевучести» при отцепе под тягой. Всё просто и понятно, всё — как надо.
D_N_I: Взлет на пассивной лебедке протекает стабильно. Все движения ELLUS и состояние атмосферы передаются через подвеску (подвесная системы — AVASport Sprinter). Демпфирование рывков хорошее, курсовая устойчивость хорошая, клевок после отцепки слабый. Все нестабильности атмосферы и лебедки — все демпфируется.

Полёт, манёвренность

D_N_I: ELLUS летит нормально, как большинство куполов с сертификацией DHV 1 и DHV 1-2. Информативность клевант низкая, но поведение ELLUS хорошо чувствуется через подвеску в виде слабых вибраций и рывков. Реакция на управление только клевантами очень замедленная (более 10с на разворот 90 град при ходе клевант 25-30см). При добавлении управления весом становится более динамичным, но все равно медленным (4-5с на разворот 90 град). Приемлемый результат удалось получить только при динамичной перекладке веса с одной стороны подвески в другую. Такая реакция на управляющие действия пилота составляет определенные трудности при выполнении винговеров. Чувствуется, что аппарат не предназначен для энергичного пилотирования. Удалось сделать подряд несколько винговеров только при очень энергичной работе весом и в замедленном темпе. Вертикальная скорость снижения при этом была не более 2м/с. При таком демпфировании ELLUS прощает грубости и ошибки пилотирования так же как и в нормальном режиме полета.
В термической спирали ELLUS стоит без проблем и не требует постоянного внимания к себе. Нагрузка на клеванты слабая, так что руки не устают. Но что касается быстрого динамичного сужения спирали или быстрой перекладки спирали — «живым» ELLUS не назовешь.
Theoretic: Один конструктор — одна философия, один характер крыльев. И, пересев с Synergy2 на Ellus, я почувствовал это в полной мере. В своём полётном поведении эти аппараты похожи, как старший и младший брат. Synergy2 — чуть более динамичен, чёток, быстр в реакциях. Ellus — поспокойней, более сдемпфированный, менее чувствительный к управлению и лёгкой болтанке. Но фирменный характер отклика на управления даёт себя знать. Спокойный и предупредительный, Ellus не провоцирует своего пилота на энергичное маневрирование, но располагает к неторопливому, плавному и даже расслабляющему стилю полёта. В то же время аппарат обладает и вполне достаточной для термического парения информативностью — болтанка заставляет крыло «дышать», двигаться по тангажу и крену короткими нерезкими движениями.
Манёвренность, как и у Synergy2, представляет собой приятный компромисс между излишней остротой и свойственной многим массовым крыльям «затупленностью». Ellus может и любит крутить разные спирали, очень хорошо исполняет винговеры с кренами больше 90 градусов. Вполне удаётся подопытному и любимая многими «плоская спираль», аппарат при этом не «сыпется», сохраняет небольшое снижение. Но ожидать от этого крыла чудес в плане манёвренности не стоит. Это не спортивное купе и не большегрузный трейлер — а скорее городской лимузин, который может при необходимости вписаться в узкую парковку, но в целом предназначен для ровной, спокойной езды по трассе.
Лётные характеристики, увы, оценивал только субъективно — измерениям сильно мешала неоднородность плотного зимнего воздуха. Никаких претензий к аппарату нет, летит он достаточно быстро, снижение очень невелико. Вполне эффективен и акселератор, а стабильность аппарата и состояние передней кромки на макс. скорости таковы, что ей можно смело пользоваться и в сильную погоду.

Винговеры

Alaska: Если начать активные движения весом и руками, то купол начинает крутить эти самы винговеры за милую душу, вот только устаешь быстро от переваливаний от одного края подвески до другого.

Акселератор

D_N_I: По разным направлениям замерял увеличение горизонтальной скорости по GPS. Было выполнено 4-5 замеров. Увеличение скорости составило 10-12км/ч, что вполне вписывается в заявленноые производителем цифры. Вертикальная скорость снижения составила -3м/с.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

D_N_I: Асимметричное сложение 30-40% ни к чему существенному не приводит. Купол медленно начинает разворачиваться и при незначительной компенсации летит прямо. Раскрывается моментально с незначительным клевком.
Theoretic: Отлично. Аппарат сопротивляется сложению всеми силами, сломать переднюю кромку физически тяжело. Равно как и добиться от подопытного внятной, правильно исполненной «асимметрии» больше 40-50%. Аппарату такие игрища не по душе — он очень хочет остаться в нормальном полётном режиме. Если же настоять на своём и сложить крыло как следует — то при пассивном пилоте Ellus выходит из сложения с доворотом менее 90 градусов. Раскрытие быстрое, но не агрессивное, клевки и крены невелики, аппарат стабилизируется быстро. Потеря высоты — меньше среднего.
Alaska: При сложении порядка 30% (чуть больше одного уха) крыло поворачивает меньше чем 90 градусов, затем стабилизируется (со сложенной консолью!) и начинает ОЧЕНЬ неторопливо разворачивать сложенную консоль. После поворота сложенная консоль практически не влияет на полет, так что ее можно спокойно раскрыть клевантой.
Сложение порядка 40-50% вызывают тенденцию к умеренной авторотации, которая легко компенсируется средним (30-40 см) ходом клеванты, при подобной компенсации крыло спокойно продолжает прямолинейный полет.
При сложениях более 60-70% крыло (как и почти любое крыло другое на его месте) резко уходит в глубокую авторотацию из которой его надо выводить интенсивными телодвижениями. Общее впечатление от сложений — сложенная консоль любит подлипать и самостоятельно расправляется до 10-20%, но процесс расправления происходит без особого усердия, а то и вовсе, крыло делает вид что так и надо, и расправляться не собирается, так что на этом куполе привыкайте все сложения раскрывать покачиваниями клевантой. Сразу замечу — попытки раскрыть подлипшие уши раскачиваниями подвески — совершенно бесполезное занятие, сложенные уши ваши интенсивные подергивания в подвеске просто игнорируют. Самое интересное, что общее поведение купола на сложениях до 50% достаточно спокойное и легко контролируемое.

Фронтальное сложение

Theoretic: Снова отлично. После массированной «фронталки» и отпускания рядов аппарат открывается почти мгновенно, коротко прыгнув вперёд, хапает своими большими заборниками потребную порцию воздуха — и постепенно наращивает горизонтальную скорость, плавно выходя в нормальный полёт. Подвисаний и парашютирования замечено не было, восстановление нормального полётного режима небыстрое, но вполне в допустимых пределах.
Alaska: Йее!!! Дайте две!!! Если яростно и глубоко дернуть А и А’ ряды, то купол массированно складывается и улетает назад из поля зрения, там ему надо полсекунды чтоб прийти в себя и затем он возвращается в положение над головой, где и начинает процесс раскрытия с экспрессией злой, фыркающей и чихающей мокрой кошки. На полное раскрытие куполу требуется несколько секунд, так что ему можно немножко помочь клевантами. При раскрытии первыми выходят консоли, а середина центроплана (20%) иногда немножко тормозит в подлипшем состоянии, но раскрывается.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: Отлично — и педагогично. Честно говоря, под конец тест-драйва выполнял этот режим снова и снова даже не для того, чтобы почувствовать нюансы — а потому, что просто понравилось 8). Неагрессивный, но в меру живой и динамичный характер протекания режима не пугает, но мгновенно заставляет пилота одуматься. Плавно наращивая нагрузку на внутреннюю руку, Ellus в какой-то момент энергично срывается в быстрое вращение, и клеванта при этом сильно разгружается. Но получившийся режим — всё же подсрыв, а не «негативка». Режим удавалось удерживать до полувитка, дальше начиналась уже классическая негативная спираль. Выход — в меру динамичный, с аккуратным умеренным клевком градусов до 35-40 и энергичным разгоном. Нормальный режим восстанавливается плавно, но достаточно быстро. Скольжение, столь характерное для SOLов нового поколения, конечно, даёт о себе знать и на подсрыве — засчёт этого поведение подопытного становится более активным, но не более опасным.
Alaska: Начало срыва у меня наступало на ПОЧТИ вытянутой руке (до полного хода оставалось меньше 5 см). Нагрузка на клеванте при задавливании возрастает почти линейно. Подсрыв происходит с небольшой потерей нагрузки на клеванте. При резком отпускании клеванты в момент начала подсрыва крыло проворачивается порядка четверти оборота и выходит в нормальный полет через небольшой клевок.

Негативная спираль

D_N_I: Была выполнена классическая негативная спираль с 2 витками. Что удивило, вход был очень мягким, вращение тоже мягкое, без рывков и дерганий. Нагрузка на внутреннюю клеванту резко упала. После отпускания внутренней клеванты ELLUS задумался, выходить ему из спирали или нет, причем вращение стало медленно замедляться. Через 5 секунд попробовал вывести купол из этого состояния слабыми качками клевант. Это привело к дополнительным виткам в негативной спипали. После мягкой, что характерно для ELLUS, «дискотеки» купол вышел в нормальный полет. Видимо сказалась характерная для ELLUS демпфированность купола, что сказывется как при маневрировании, так и при выходе из опасных режимов полета. Хорошо это или плохо — можно обсуждать до бесконечности.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Theoretic: Залипают! Причём явно и сильно. Сам по себе режим хорош, эффективен, снижение доходит примерно до -3.5, но раскрытие «ушей» требует добросовестной работы клевантами и наступает даже не с первого движения рук. При брошенных A’-стропах можно спокойно управлять весом и даже качать небольшие винговеры, «уши» от этого не раскроются. Для «интермедиата» это, пожалуй, минус.
D_N_I: При наличии ушных строп уши получаются сразу нужной формы и размера. Скорость снижения 2,5-3м/с. Раскрываются без проблем после 2-3 прокачиваний купола.
Alaska: Ушные стропы выведены на отдельную ленту-ряд, так что складывания происходят достаточно просто. Уши липнут сразу и надолго, если их специально не раскрывать, то они так и останутся залипшими. В чем-то это хорошо (при маневрах на ушах при заходе на посадку), в чем-то не очень (наверное).

Крутая спираль

Theoretic: Отлично. Эффективность выше среднего, разгонялся до -18 без проблем с перегрузкой. Аппарат «раскручивается» не особенно быстро, с характерной SOL-овской плавностью. Выход тоже растянутый — если не форсировать процесс и вести себя полностью пассивно, то до полутора, а то и двух оборотов. Зато клевков и «горок» практически не наблюдается.
Alaska: Интерестное поведение: крутится нормально, но вот как только захочется подрулить, то реакция купола начинается не раньше чем через полвитка, так что крутить выкрутасы с касанием уха землей на этом куполе я бы не рекомендовал.

B-срыв

Theoretic: Классика. Усилие на B-рядах ожидаемо высокое, но не больше типичных значений. Аппарат стабилизируется очень быстро, над головой не ходит почти совсем. Чтобы разогнаться как следует, приходится ждать. Несколько секунд — и Ellus выходит, наконец, на максимальное снижение в районе -8. Выход при быстром отпускании рядов безукоризненный, быстрый и плавный, без излишних клевков и с постепенным набором горизонтальной скорости.
D_N_I: Поведение отличное, но с особенностями. Нагрузка на B-рядах сильно выше средней — добиться выхода на режим удалось только со второй попытки при медленном утягивании В-ряядов. Переход в режим происходит резко и нагрузка сразу проподает, аппарат не улетает за спину и быстро стабилизируется над головой. На режиме аппарат устойчив. Снижение нормальное, нарастает постепенно до -6м/с. Выход при быстром отпускании рядов мгновенный, с незначительным клевком.
Alaska: Однако, сильным охотником быть надо, если хочешь сложить Ellus за B ряд!
Однако, пришлось пальцы между строп засовывать, чтоб сломать купол. Вот как!
Тем не менее, после сложения нагрузка на В ряду резко ослабевает и держать «задушенный» купол за В ряд достаточно легко. Купол ведет себя при этом стабильно, форма крыла устойчивая.
Хочу уделить особое внимание на правильность выхода из В-срыва: ряды надо бросать резко и одновременно полностью поднять клеванты, иначе купол может спокойно остаться в режиме парашютирования. Хотя это правило применимо ко всем куполам, но этот купол особо щепетилен в этом вопросе. Из парашютирования купол легко выводится резким и коротким толчком по передним рядам. Я специально уделял внимание Коли и Алексея на эту ситуацию , но они ее не обнаружили.

Выводы

Theoretic: Ellus — очень приятный, достаточно спокойный и вполне летучий современный «интермедиат». Компромиссный характер этого крыла и его достойные лётные характеристики позволяют использовать аппарат как угодно, летать и на равнине, и в горах. Лучше всего такое крыло подойдёт пилотам-любителям, налётывающим в год не очень много, но желающим иметь достойный, не ограничивающий пилота аппарат. К тому же весьма долговечный, что особенно важно в непростых российских условиях эксплуатации. Покладистый норов подопытного и близкое к эталонному поведение на нештатных режимах позволяют рекомендовать его начиная примерно с 10-15 часов налёта.
D_N_I: Хороший купол для обучения, в том числе и в мягких термических потоках. Но в жестких погодных условиях для обучения не рекомендуется. Очень высокая пассивная безопасность приводит и к пассивному медленному выходу из опасных режимов.
Alaska: Адекватный, достаточно сбалансированный купол. Управление мягкое, длинноходное. Для совершения яростных маневров на этом аппарате надо совершать ярко выраженные телодвижения как весом, так и клевантами. Крыло любит управление весом. Имеет небольшой глюк в виде возможности парашютирования на выходе из режимов со срывом потока. По манере управления и надежности напоминает наш УАЗик — но только с более легким рулем. Рекомендую для умных выпускников летных школ для дальнейшего оттачивания навыков пилотирования: крыло грамотно и достаточно безопасно информирует пилота о его ошибках, вместо того чтобы тупо компенсировать его глупые телодвижения.
Осталось большое желание облетать это крыло в потоках и посмотреть как оно ведет себя в них на предмет информативности и управляемости.

Плюсы

  • Удачно сбалансированный, в меру динамичный, приятный характер
  • Долговечный материал купола
  • Очень хорошее поведение на нештатных режимах полёта

Минусы

  • Сильно залипающие «уши»
  • Склонность к парашютированию при выходе из В-свала.

Особенности

  • Выраженное скольжение практически во всех режимах с вращением
Полезные ссылки
Николай Добросов aka D_N_I
Алексей Больнов aka Alaska
Алексей Тарасов aka Theoretic

организация фотосъемок:
Андрей Урин aka Drakon
Михаил Арзуманов aka Sadko

Коллектив paraplan.ru искренне благодаоит Владимира из Петербурга за предоставление личного купола для тестирования.
Коллектив paraplan.ru от всей души благодарит за полноценное обеспечение и организацию полетов (и послеполетного отдыха в особенности!) буксировочную команду в г. Тверь и лично Олега Бондаренко.
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Льву Сергееву за предоставление для съёмок тестовых полётов фотоаппарата Canon EOS 20D

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.