ASA-Новосибирск Funky: мал, да удал, или Первый российский спидглайдер

Испытывался прототип спид-глайдера Funky производства ASA-Новосибирск. Но именно в таком виде, по утверждению производителя, купол пошел в серию (за исключением материала строп).

Конструкция

Первое, что бросается в глаза, когда разворачиваешь купол — это его малая площадь и удлинение. Еще бы, 12 м2 в сравнении с моим предыдущим крылом в 30 м2 выглядят скромно. Подвеска интегрирована в рюкзак, для трансформации рюкзака в подвеску его следует вывернуть наизнанку. На подвеске полностью отсутствую силовые разъемные пряжки (они неразъемные), что на деле оказалось достаточно удобно. Карабины тоже отсутствуют, свободные концы намертво вшиты в подвеску, после чего язык уже не поворачивается назвать их свободными. Часть рюкзака выполнена из сеточки, что при обучении полетам на спид-глайдере оказалось не очень удобным, так как при падении снег через сеточку забивался в рюкзак. Однако, после того, как я научился и (почти) перестал падать, эта проблема отпала.
Данные производителя на купол следующие:

  • площадь 12 м2
  • удлинение 3.65
  • секций — 20
  • профиль — толщина 15% парашютный от Триатлона, с пересчитанным носиком
  • на тестовом варианте стропы «А»-ряда — 280кг верх и низ, «В» — 100 верх, 280 низ
  • на серийных «А»-ряд — верх 200, низ 240, «В»-ряд — 150 верх, 200 низ
  • стропы крепятся к концам парашютными софтлинками
  • ткань везде сткайтекс, нервюры — нервюрный жесткий скайтекс
  • усиления на силовых нервюрах — лентой, как у парашютов
  • носовая жесткость на всех нервюрах — исполнение всей конструкции по парапланерному
  • существуют размеры 12, 13 и 14м2

По конструкции купол больше напоминает парашют. Рядов всего два (А и В), на каждый ряд приходит по 5 строп. Ярусов тоже два, стропы в основном раздваиваются. Арочность у купола маленькая, стропление короткое. К качеству изготовления придраться негде, строчки ровные, сделано все очень аккуратно. По внешнему вид как рюкзак, так и купол в целом хороши, можно даже сказать, красивы. Хотя, в общем, внешний вид изделия выдает в нем образец нефирменного мелкосерийного производства, в основном из-за качества элементов мелкой фурнитуры.

Старт

Перед стартом купол, все же, стоит раскладывать. Если этого не сделать, то старт не гарантирован, так как вследствие своего малого удлинения купол запросто может оказаться воздухозаборниками вниз. Кроме того, небрежное бросание скомканного купола перед стартом может привести к галстуку — стропа легко перехлестывает через ухо. Можно также умудриться поднять купол и с твистом (мне как-то это удалось).
Однако, если потратить полминуты на то, чтобы убедиться, что купол лежит правильно, воздухозаборниками вверх, и стропы не запутаны — то старт получается на удивление легким. Стартовать можно со встречным, боковым и попутным ветром. С попутно-боковым ветром в 5-7 м/с это удается без проблем. Купол при этом может выйти не строго над головой, а с креном хоть в 90 градусов, который легко выправляется клевантами.

В движении на лыжах

Основная особенность — очень легкие клеванты, нагрузки практически никакой. При прямолинейном движении купол почти не требует контроля и устойчиво располагается над головой. Если, конечно, не забывать подгружать его весом. Скоростной диапазон за счет клевант достаточно широк, триммеры отсутствуют.
В поворотах, при зажатии одной клеванты купол обладает небольшой первоначальной задумчивостью. При дальнейшем затягивании клеванты аппарат достаточно резво исполняет команду пилота. При этом, видимо, вследствие малой арочности, в начале маневра купол уходит вбок и назад. При чрезмерно резком затягивании клеванты это особенность приводит к тому, что пилота отрывает от земли исключительно за счет динамики купола. Возможно, это являет особенностью не данного крыла, а особенностью спидглайдеров вообще, потому что этот момент я замечал на буржуйских видеороликах. На обратном каче встреча со склоном неминуема, но за счет лыж устоять на ногах вполне реально. Однако при правильной дозировке расхода клевант эта фича не мешает.
Дальнейшее движение купола в повороте более прогнозируемо — купол встает в крен и возвращается в среднее положение. При движении купол можно спокойно положить ухом на склон, поднять и положить с другой стороны. Тут оценка 5 баллов.

В полете

В полете крыло очень стабильно, однако передняя кромка заметно флаттерит. Возможно, из-за неоптимально расположенных воздухозаборников, возможно, причина в чем-то другом. Скорость купола, согласно измерениям производителя , составляет 73 км/ч и была замерена вертушкой. Я провел всего одно измерение при помощи GPS и получил скорость в 52 км/ч. Однако, если судить по ощущениям, 73 — более близкая к правде цифра. Скоростной диапазон, опять же, широк, минимальная скорость не замерялась. Снижение по прибору у меня получилось -3.8м/с. В результате, из-за таких скоростных параметров спуск со второй очереди Чегета занимает буквально 3 минуты, поэтому особо полетать не удалось, запас высоты был скромный. Но фиговеры (фиговые винговеры, по определению Шорохова) я поделал. Нагрузка на клевантах в полете более адекватная, нежели при движении по склону на лыжах, обратная связь уже присутствует. В повороте купол уходит в крен, потом начинает ложиться воздухозаборниками вниз и разгоняться. Причем динамика этого движения вполне умеренная, таких крутых передозов, как при движении на лыжах, нет. Зачот.

Посадка

С посадкой никаких проблем — на лыжи можно плюхнуться с любой скоростью. Подушка у купола слабо выражена, по крайней мере, погасить вертикальную скорость до нуля не удается. Есть подозрение, что для этого нужно садиться как на спортивном парашюте — вначале разогнать купол в развороте и только потом делать подушку. Но даже того, что есть, более чем достаточно для комфортного приземления. При этом проблем с удержанием купола над головой особых нет. Если, конечно, не совершать посадку в крене…

Выводы

Хороший купол начального уровня, подойдет как для обучения спидглайдингу пилотов-парапланеристов, так и для катания (полетов) в удовольствие. Для полных чайников, не знакомых с парапланами, нужно что-то поспокойнее (или большей площади).

Достоинства

  • легкий старт
  • высокая устойчивость
  • хорошая маневренность

Недостатки

  • малая нагрузка на клевантах при движении на лыжах
  • отсутствие триммеров

Валерий Мазнев aka mazneff

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность ASA-Новосибирск за предоставление техники для ознакомления

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.