Niviuk Hook

Нам разум дал стальные руки-крюки…
Полёт на Хуке — эт, брат, такая штука…

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Hook M (весовая вилка 90-110 кг). Полётный вес тестеров во время тест-драйва составлял 105-110 кг, то-есть находился в пределах весовой вилки. Подвесные системы: AVASport Sprinter. Метеоусловия: ветер от штиля до 6-8 м/с, турбулентность слабая, термическая активность слабая. Полёты производились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

theoretic: Итак, начнём с формы. Не то чтобы она сильно оригинальная, но своя изюминка в ней определённо есть. Толстенные профилища, невысокое стропление и по-эдвансовски прямолинейно обрезанные «уши»… Ещё несколько штрихов в виде свободных концов с хитрыми ear kit’ами и необычного цветового дизайна — и облик подопытного обретает цельность. Пусть без особых претензий в плане спортивности и эстетики, но ладный, основательный и по-своему необычный — вот он, Hook.

Взлёт, работа с куполом на земле

theoretic: Да, да, именно то, о чём вы подумали. А чего ещё ожидать от нормального современного Интермедиата?.. Проблем нет. Есть только небольшие замечания, но они некритичны. При подробном рассмотрении процентах на 80 подъёма обнаруживается у Хука небольшая, еле заметная «точка подвисания» — но проблем она не доставляет, так как при минимально грамотной технике подъёма аппарат проскакивает это положение моментально и незаметно. Выйдя же над головой, Хук с завидной стабильностью там и остаётся, терпеливо игнорируя пилотские ошибки вроде несимметричного нагружения рядов и недостатка контроля. Способность аппарата стабильно зависать над головой не слишком часто встречается даже у учебных аппаратов, а для «интермедиата» является приятным и неожиданным бонусом.
Техника старта, как и ожидалось, значения не имеет. Главное — не допускать на старте явных ляпов, и аппарат справится сам. Впрочем, о возможности лёгкого недовывода-«подвисания» надо всё-таки помнить, в штиль и при старте с лебёдки эта особенность крыла может «вылезти наружу» и немного усложнить старт. К обгонному клевку аппарат совершенно не предрасположен и работы клевантами перед отрывом практически не требует.
d_i_m: Я почему-то означенного зависания не нашел. Подъем легкий, беспроблемный, правда, возможно перетянуть а-ряд и получить легкое подскладывание передней кромки. Но в целом все нормально. Очень легкое крыло действительно висит над головой даже в штиль, почти не требуя контроля. За старт и поведение на земле — твердое хорошо.

Буксировка

theoretic: Элементарно, Уотсон! Аппарат стабильно держит курс, уверенно демпфирует рывки и колебания и достаточно внятно слушается клевант и подвески. Даже особенностей никаких нет. Просто и комфортно.
d_i_m: Крыло не заваливается назад, не качается, правда может немного рыскать. Хорошо.

Полёт, манёвренность

theoretic: Очень спокойно. Аппарат задемпфирован сильнее среднего даже для своего, и без того славящегося стабильностью, класса, но при этом сохраняет и достаточный запас информативности. Общение с воздухом выражается у Хука в лёгких, но вполне ощутимых вариациях нагрузки на подвеску и небольших изменениях скорости. Аппарат не дёргается, не раскачивается, но аккуратно обозначает присутствие в воздухе термичности и турбулентности.
Летучесть Хука не является выдающейся, но немного превосходит таковую для многих «интермедиатов». Довольно высоким, по субъективным ощущениям, оказывается аэродинамическое качество. В термических спиралях не наблюдается катастрофического роста скорости снижения. И только горизонтальные скорости Хука не вызывают восторга. Прирост скорости на акселераторе примерно 10 км/ч при балансировочной скорости примерно 36-37 км/ч — это достаточно скромно даже по меркам «интермедиатов».
Подобно многим Эйрвейвам, Хук обладает выраженной тенденцией к затягиванию в термик. Выглядит это так: в спокойном воздухе аппарат ни с того ни с сего немного разгоняется и чуть уходит вперёд. Если не противиться этому движению крыла и подождать несколько секунд, то хитрый Хук с большой вероятностью приведёт своего пилота на периферию термика. Центровать и вкручиваться после этого придётся уже самостоятельно — на то пилот и вставлен в подвеску, а самостоятельно обрабатывающих потоки парапланов пока что не изобрели.
Манёвренность подопытного не слишком высока, но вполне приятна и с избытком достаточна для типичного владельца современного «интермедиата». Есть и свои особенности. На работу весом аппарат реагирует довольно быстро, но достаточно слабо, без остроты. Сподвигнуть Хука на бодрый вираж без помощи клевант можно разве что перевалившись в подвеске лицом в землю. Реакция на клеванты более яркая и энергичная — но только начиная примерно со второй трети их хода. По мере опускания рук эффективность клевант плавно нарастает, переходя от значения «так себе» в верхней четверти хода к «неплохо!» посередине и даже к «огого!», если опустить руки ниже карабинов. Для «интермедиата» такое поведение вполне правильно — робкий пилот получит в своё распоряжение лишь небольшую, строго отмеренную порцию манёвренности и динамики, а более наглый вполне сможет и винговеры покачать, и спираль покруче заложить.
В термической спирали аппарат показал себя достойно. Остроты в отклике на болтанку и действия пилота нет — зато есть быстрота и чёткость, а это зачастую более важно. Аппарат легко меняет радиус и направление термической спирали, устойчиво держит заданный радиус. Скорость снижения при уменьшении радиуса виража нарастает медленнее, чем у большинства «одноклассников», позволяя уверенно парить даже в трудных потоках. В угоду удобству и простоте пилотирования конструкторы Хука решили отойти от новомодного принципа «не мешай крылу лететь» — пилотирование Хука вполне простое, интуитивное и не требует точно отмеренного, скупого расхода клевант. Давить можно довольно смело — резкого падения качества в верхней трети хода клевант не происходит, а минимум снижения достигается при достаточно низком положении рук. Впрочем, излишне увлекаться большими расходами клевант на этом аппарате всё же не следует, почему — смотрите ниже.
Динамика у Хука присутствует, и даже в большей степени, чем у многих его «одноклассников» — что, кстати, ещё раз говорит о достаточно высоком аэродинамическом качестве. В полёте никаких чудес, связанных со взаимопереходами высоты и скорости, не происходит — а вот перед посадкой аппарат позволяет совершить достаточно энергичный хук, простите за калабмур, тёрн*, а последующий свуп** для «интермедиата» оказывается приятно растянутым.
d_i_m: Купол достаточно летуч, динамичен, хотя все это парадоксальным образом сочетается с не слишком высокой скоростью. Несмотря на загрузку по верху вилки, полет против ветра был не слишком приятен. Тем не менее, все, что касается управляемости и переходов высоты в скорость и обратно, на Хуке выражено очень хорошо. Мне дажек удалось при выходе из спирали поймать себя за хвост — то есть влететь в собственную спутную струю, что косвенно характеризует аппарат как довольно летучий.
Турбулентность отрабатывается комфортно и упруго, уши при этом не хлопают, про центроплан вообще молчу. Термическая спираль простая, почти как на доброй памяти Вайбе, тенденции к срыву в спирали нет даже близко, какой-то особой координированности в выполнении разворота не нужно — купол прощает некоторую небрежность руления, не наказывая за нее потерей высоты.
Ощущения от выполнения термических спиралей на Хуке очень приятные, я бы даже сказал расслабленные. При передавливании внутренней клеванты купол нехотя разгоняется и уходит в крутую спираль. Нагрузки на управление комфортные, ни большие, ни маленькие, а как надо.
Полет, управляемость оцениваю на хорошо с плюсом.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

theoretic: Отлично. Сложить Хук — тяжкое и неблагодарное занятие. Передняя кромка подопытного нагружена умеренно, но уже по 20-25% хорды (в районе В-рядов) аэродинамические нагрузки столь велики, что сложение ни в какую не хочет распространяться дальше по хорде. Тяжело распространить сложение и более чем на 55-60% размаха: мощный центроплан изо всех сил препятствует сложению. Если же всё-таки переупрямить аппарат и, от души рванув А-ряд вниз, добиться развитого сложения — то аппарат сделает всё, чтобы незамедлительно ликвидировать последствия столь глупого поведения пилота. После отпускания А-ряда центроплан раскрывается немедленно; «ухо» немного залипает и открывается с запаздыванием в пару секунд, обеспечивая общую мягкость раскрытия. Отклонение от курса совсем небольшое — обычно градусов 50-60 и в любом случае менее 90 градусов. Клевки не превышают 30-35 градусов и не требуют компенсации. Потеря высоты — метров 10-15.
d_i_m: Сложить более 40% не удалось — ни сил, ни длины рук не хватило. Реакция купола проще всего может быть описана словом «никакая». Раскрытие, небольшой доворот. Всё! Ничего криминального. Оценка отлично.

Фронтальное сложение

theoretic: Очень хорошо. И было бы отлично — если бы не небольшая склонность к парашютированию на выходе. После отпускания рядов центроплан открывается мгновенно, но «уши» остаются сложенными, и пару секунд аппарат находится в переходном режиме, очень похожем на классическое парашютирование. Секунда-другая — и, раскрыв «уши», аппарат совершает небольшой клевок и быстро набирает горизонтальную скорость, переходя в нормальный полёт. Делать что-либо во время парашютирования не рекомендую — достаточно подождать пару секунд, и режим пройдёт сам собой.
d_i_m: Парашютирования не заметил, по-моему, это просто разгон по вертикали. Парашютирование же характеризуется нулевым ускорением. В остальном все как обычно. Сложить, как и асимметрию, тоже сложно. Оценка — отлично.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Очень хорошо. Аппарат явно рассчитан не на полных идиотов, требует минимального понимания техники пилотирования, но ошибки пилота всё-таки прощает. Ход внутренней клеванты, потребный для подсрыва, меньше, чем у «одноклассников» — в среднем подсрыв наступал при положении кисти примерно на уровне бедра (~60 сантиметров хода клеванты). Нарастание усилия по ходу клеванты выраженное, но в момент подсрыва усилие опять-таки меньше, чем у типичных «интермедиатов». Похоже, Хук попросту не обладает характерной для некоторых его «одноклассников» «защитой от дурака» в виде большого хода и усилия срыва, превышающих возможности пилота — сорвать его при желании несложно. Падение нагрузки в момент подсрыва выраженное, вращение ускоряется плавно, чётко предупреждая пилота о выходе из штатного режима полёта, но и давая время на реакцию. Характер выхода сильно зависит от длительности режима. Если приподнять внутреннюю руку немедленно после предупреждающей разгрузки, то выход будет быстрым и мягким, без потери термической спирали. Если же сымитировать действия растерявшегося пилота и удержать режим до входа в негативную спираль — то выход будет куда более энергичным. Клевок в таком случае может доходить до 60-70 градусов, но сложениями всё-таки не грозит. Термическая спираль, безусловно, прервётся, и пилот будет вынужден центровать поток по новой.
d_i_m: Подсрыв развивается долго, усилие большое. Причем купол надо «додавливать», если просто ждать — крыло уходит в крутую спираль. И хотя до лучших представителей в своем классе Хук не дотягивает, оценка — твердая пятерка. Выход энергичный, но без подлянок.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

theoretic: Очень хорошо — если не пользоваться фирменным «иар китом». Рукой в перчатке браться за него неудобно, намного проще взяться непосредственно за стропу А-ряда. Складываются с умеренным усилием, аппарат быстро стабилизируется на новом режиме. Снижение — примерно -3, горизонтальная скорость падает. Раскрываются «уши» самостоятельно, с небольшой задержкой.
d_i_m: Фирменный иаркит — полная вафля. Срезать его — лучшее решение. При попытке сложить большие уши, пользуясь его услугами, я наблюдал следующее — прикрепленный липучкой конец оторвался в самый неподходящий момент, в итоге я получил асимметрию с одной стороны и болтающийся где-то на стропах под куполом остаток иаркита — с другой. Это все вместо ушей. Вывод — истребить эту пакость немедля.

Крутая спираль

theoretic: Хорошо. Вход быстрый, достаточно одного витка. Манёвренность Хука быстро нарастает по мере опускания внутренней руки вниз, и разгон получается очень быстрым. Уже при снижении около -10 появляются первые признаки спиральной нейтральности — после приотпускания внутренней клеванты аппарат не спешит выйти в нормальный полёт, и может даже потребоваться небольшая дача внешней клеванты. Однако стоит выходу начаться — и дальше всё происходит быстро и комфортно. Плавное замедление вращения, небольшая «горка» с клевком, практически не требующим компенсации — и Хук снова в прямолинейном полёте. Возможно, позывы к спиральной нейтральности связаны с применением достаточно чувствительной спортивной подвески, но у других «интермедиатов» такого не наблюдал практически никогда.
d_i_m: В спираль крыло заходит быстро и энергично. Разгон тоже бодрый, выход замедленный, особенно если сползешь в угол подвески. Вывод такой — либо тщательно настраивать подвесь, либо контролировать крыло на предмет спиральной нейтральности руками и мозгом. Лучше спинным, но головной тоже подойдет. Динамика на выходе напоминает таковую у более серьезных крыльев. Будьте аккуратны. Общая оценка — хорошо.

B-срыв

theoretic: Отлично. Вход быстрый, усилие на В-рядах среднее или ниже среднего. Аппарат очень быстро стабилизируется на новом режиме; снижение нарастает плавно, доходя примерно до -8. Выход также быстрый, состоит из двух фаз: восстановление формы аппарата, затем небольшой клевок и набор скорости.

Выводы

theoretic: Хук — крепкий середнячок, ничем особенным не выделяющийся среди множества современных «интермедиатов». Аппарат довольно прост и достаточно приятен. Похоже, Niviuk «заточил» это крыло под полёты прежде всего в горах — об этом говорят и мягкий, практически без тенденции к обгону, старт, и хорошее демпфирование, и приличная манёвренность, и даже невысокая максимальная скорость. На равнине этот аппарат хорошо покажет себя при полётах в слабый ветер — потому что хорошо парит и имеет достаточно высокое качество. Хук чуть более требователен к пилоту, чем другие «интермедиаты»: подсорвать аппарат при парении в узких потоках не так тяжело, как, например, Aerodyne Jumbe или Independence Dragon2. Да и острота реакции на большие хода клевант, манёвренность и динамика у Хука более серьёзные, чем у «одноклассников». Тем не менее, этот аппарат можно смело рекомендовать пилотам, успешно окончившим лётную школу и желающим чего-нибудь оригинального 8) Потребный налёт — примерно 15-20 часов.
d_i_m: Хук не несет в себе ничего революционного, однако это неплохо сбалансированный аппарат, заточенный прежде всего под не слишком экстремальные полеты в средних по силе и слабых условиях. Невысокая скорость, внятная управляемость и неплохое качество образуют довольно приятный, расслабляющий коктейль. Правильное поведение на нештатных режимах добавляет гармонии в характер. Высокой квалификации для полетов на нем, несмотря на вполне взрослую управляемость, не нужно. Внимания требует только режим крутой спирали и все те ситуации, выходом из которых он является. Тем не менее, потребный для безопасного полета опыт я оцениваю всего часов в двадцать.

Плюсы
  • Хорошее поведение в термической спирали — небольшое снижение и хорошая манёвренность
  • Высокое аэродинамическое качество
  • Приятный, сбалансированный характер, хорошо подобранная динамика
  • Безопасность и предсказуемость в нештатных режимах
Минусы
  • Невысокая максимальная скорость
  • Неудобный «ear kit»
  • Лёгкая тенденция к спиральной нейтральности
  • Лёгкая тенденция к недовыводу
  • Довольно энергичное поведение на выходах из срывных режимов
Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka d_i_m
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность представителю российского дилера фирмы Niviuk Игорю Волкову за предоставленный на тесты параплан.


*Хук-тёрн (hook-turn) — разворот вблизи земли на 90 и более градусов с энергичным разгоном и падением высоты. Применяется в парашютном спорте как предпосадочный манёвр при пилотировании скоростных парашютов.
**Свуп (swoop) — горизонтальный полёт на минимально возможной высоте (вплоть до касания ногой поверхности) с постепенной потерей скорости. Применяется в парашютном спорте как эффектный, но достаточно небезопасный трюк.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.