Independence Dragon2: Квадратный дракон – Ланселоты отдыхают

История фирмы Independence примечательна — ее основал недовольный своей работой в Edel конструктор Михаэль Несслер (Michael Nessler). Амбиция?.. Поиск своего стиля?.. Стремление к идеалу?.. Все это воплощено в новом аппарате класса Intermediate — Dragon2 (DHV1-2).

Условия

Тестировался строго серийный Independence Dragon2 27 (28,37 м2), весовая вилка 80-105 кг. Подвесные системы: ParAAvis Triton. Полеты проводились в Белоомуте с использованием пассивной лебедки. Метеоусловия: ветер от 1…2 до 4…6 м/c, турбулентность слабая, термическая активность умеренная. Полетный вес (110…115 кг) несколько выходил за пределы весовой вилки.

Комплектация

Амбиция, заложенная в Dragon, проявилась еще до того, как аппарат был извлечен из рюкзака. На боковой его поверхности обнаружился огромный белый дракон, который бросается в глаза издалека. Знай, мол, наших! Сам рюкзак большой, несложной, продуманной конструкции, достаточно удобный, прочный, явно рассчитанный на долгую службу.
Крыло оказалось упаковано в тканевый пакет красивого бирюзового цвета с нанесенной на него типографским способом логотипом Independence и гордым слоганом Gliders for real pilots — «парапланы для настоящих пилотов». Сквозь пакет просматривалась стяжка с застежкой-репейником. Концы параплана были спрятаны в пакетик поменьше с такой же фирменной символикой — большая редкость, немногие производители пакуют концы отдельно от купола.

Конструкция

Theoretic: Интересное сочетание амбиций и разумного, продуманного подхода. Для аппарата класса DHV1-2 Dragon имеет впечатляющее удлинение — 5.51. Форма крыла плавная, с хищно зауженными ушами. Воздухозаборники довольно большие, полностью открытые. Два центральных заборника частично закрыты контрастными вставками. На аэродинамику это вряд ли влияет, зато центр отлично отмечен. Ткань — легкий, довольно жесткий SkyTex. Крой и пошив очень аккуратные.
Стропление редкое засчет сложной схемы косых нервюр. Стропы Edelrid, качественные, достаточно больших номиналов, практически не путаются.
Свободные концы с претензией на спортивный стиль, из узкой, толстой, мягкой ленты. Схема — A2A’1B3C4D3. Конструкция аккуратная, простая, с несколько необычной проводкой акселератора. Клеванты крепятся на D-ряды традиционными для немецких и австрийских производителей мощными магнитами в мягком пластике — пожалуй, лучший фиксатор клевант из того, что можно видеть на современных парапланах. Проводка акселератора с крючьями Бруммеля. Стропы фиксированы на коннекторах пластиковыми вставками. В целом концы оставляют очень приятное впечатление.
Наполненный аппарат имеет чистую, аккуратную поверхность. Чувствуется, что конструктор «вылизывал» ее для уменьшения профильного сопротивления. Арочность для аппарата класса Intermediate очень мала, при этом аппарат смотрится гармонично, в основном засчет сильно загнутых острых «ушей». Стропление высокое, видимо, из-за повышенного удлинения. Облик достаточно агрессивный, но притягательный.
А вот на чем стоит заострить внимание — так это на цветовом дизайне. Конечно, мнение мое субъективно, но Dragon2 — пожалуй, один из самых броских, ярких, стильных парапланов, попадавших к нам на тест-драйв. Цветовая схема скромная, но продуманная — по нижней поверхности примерно по 20% хорды идет узкий симметричный темный росчерк, отделяющий светлую переднюю кромку. Остаток «брюха» ослепительно-оранжевый! И так же раскрашена верхняя поверхность. Кроме того, весь аппарат обильно усыпан логотипами и надписями. По центру «спины» выклеена рипстопом огромная черная надпись Independence. На обоих «ушах» типографским методом нанесены логотипы фирмы и слоганы «gliders for real pilots». В довершение всего, на нижней поверхности одного «уха» пристутствует фирменный дракон, на этот раз черного цвета. Броско? Приметно? Красиво!
D_I_M: Крыло симпатичное, хотя, на мой взгляд, эстетический эффект достигнут в основном раскраской, а не формой крыла. Наклейки из рипстопа в форме дракона и разнообразные надписи создают некий стиль, хотя мне он кажется немного спорным. Качество изготовления высокое.

Подъем купола

Theoretic: С первых же минут общения с куполом стало ясно, что Dragon обладает повадками скорее «перформанса», чем крыла для начинающих. Выводится аппарат с небольшим усилием, но требует от пилота внимания, неплохой техники владения крылом. Ошибки подъема легко могут быть исправлены клевантами и подбеганием, но их надо именно исправлять, не ожидая, что аппарат справится сам. Характер!
Если же пилот владеет техникой подъема, то этот процесс превращается в удовольствие благодаря умеренной нагрузке на руки и корпус и высокой чувствительности подопытного. Клеванты эффективны даже на земле, крыло легкое — в результате Dragon2 можно поднимать в любой мыслимой технике, в т.ч. и через крен, что позволяют не все парапланы. При старте в умеренный ветер крыло мягко, но довольно сильно уходит вперед, требуя небольшого торможения клевантами. Резких клевков замечено не было. Риск недовывода практически нулевой. Интересно, что «уши» у Dragon’a несут очень малую нагрузку, что легко заметить даже на земле. Такой характер круток предрекает пониженное индуктивное сопротивление и высокое аэродинамическое качество.
D_I_M: Старт даже в штиль не вызывает трудностей, хотя и несколько сложнее, чем у крыльев, предназначенных для первоначального обучения. Ничего такого, с чем бы не справился прилежный выпускник летной школы.

Затяжка

Theoretic: никаких сюрпризов. Аппарат ровно, уверенно набирает высоту, не требуя постоянного контроля. Эффективность клевант под тягой не очень велика, желательно больше работать весом, благо, такая техника пилотирования очень эффективна даже на большой тяге. Клевок после отцепа может иметь большую амплитуду, но развивается настолько медленно, что скомпенсировать его не составляет большого труда.
D_I_M: Есть некоторая раскачка по тангажу, требующая легкой компенсации клевантами. Клевок не страшный.

Полет

Theoretic: да, у этого аппарата есть характер! Это действительно дракон — хищный, но все-таки дружелюбный.
Хищность Dragon’а проявилась в постоянных небольших движениях по тангажу и особенно по крену. Весь полет состоял из мелких фазированных рывков, которые практически не требовали компенсации, но позволяли в деталях «почувствовать воздух». Dragon нетерпеливо поерзывал, порываясь то чуть уйти в бок, то слегка клюнуть — но никакого дискомфорта такое поведение крыла не вызвало, скорее наоборот…
— Поток! Справа, совсем рядом! Давай подойдем поближе, покрутим!
— Погоди, нам надо по прямой, чуть дальше… (легкие движения клевант)
— Ладно (с сожалением)… А может, ускоримся? (горка, снижение)
— Давай (клеванты вверху)…
Маневренность впечатлила. Люфт клевант в заводской их регулировке практически отсутствовал, и, начиная примерно с 10…15 см хода, клеванты принимают нагрузку и немедленно становятся очень эффективными. Нагрузка на клеванты нарастает очень быстро, поэтому желания сильно задавливать аппарат в потоках не возникает. Чувствительность к работе весом одна из наибольших в классе DHV1-2 — в принципе, управлять можно одной подвеской. Оборотная сторона медали — слабое демпфирование по крену, которое приводит к постоянной легкой раскачке и рывкам. Впрочем, для термического парения это только хорошо, лучше чувствуются потоки.
Поведением на вираже аппарат чем-то напомнил Quarx2 — та же неуловимая пауза после ввода в вираж, тот же мягкий нырок и набор скорости. Аппарат не «идет за клевантой», но свойственное ему небольшое запаздывание, как ни странно, только помогает работать в потоках. Видимо, такое поведение объясняется большой высотой стропления и значительным демпфированием по тангажу в сочетание с высокой чувствительностью по крен-скольжению. Свобода пилота в вираже очень велика — аппарат уверенно позволяет крутить как плоские, так и агрессивные крутые спирали, быстро и плавно меняя характер вращения. Оптимальный для термиков режим этого крыла довольно агрессивный, крыло не очень любит плоское вращение и пониженные скорости, хотя и допускает такой стиль работы в потоках.
Интересно и сочетание относительной резкости небольших движений крыла и отличного демпфирования действительно серьезных (30…35 и более градусов) движений по тангажу. Постоянно проявляя характер, крыло тем не менее не требует от пилота сложных и быстрых действий при значительной раскачке по тангажу или крену.
Приятное впечатление произвел полет на акселераторе. Примерно до половины хода аппарат сохраняет отличное состояние передней кромки и ускоряется, крайне слабо проигрывая в качестве. Чувствуется, что аппарат имеет значительный резерв по устойчивости передней кромки, и только жесткие требования DHV к поведению «интермедиатов» на сложениях под акселератором заставили конструктора ограничить ход акселератора примерно до 15 см.
При заходе на посадку остро ощущается высокое качество Dragon’а, неудивительное при его удлинении. Аппарат обладает хорошей динамикой, сравнимой с некоторыми «перформансами», что заставляет применять растянутую скоростную глиссаду с посадочным торможением на высоте порядка 50…80 сантиметров. Более раннее торможение легко может привести ко взмыванию.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Theoretic: все просто. Единственное затруднение — быстро растущая нагрузка на руки. До снижения порядка -10…-12 аппарат ведет себя безупречно, далее могут начать хлопать «уши». Выход энергичный, без признаков спиральной нейтральности, менее чем за 1 оборот.

B-срыв

Theoretic: не получилось! Нагрузка на B-ряды очень велика.

«Уши»

Theoretic: нагрузка на A’-стропы настолько мала, что сложить «уши» можно, пожалуй, даже мизинцами. Снижение доходит до -2.5…-3, аппарат вполне стабилен. Открываются «уши» неплохо, либо самостоятельно (очень медленно), либо от небольших движений клевантами или весом. Несмотря на немаленькое удлинение, аппарат ведет себя при сложении и раскрытии «ушей» очень комфортно. Вполне эффективен и режим «уши + акселератор», состояние передней кромки безупречное.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Theoretic: пожалуй, довольно агрессивно для DHV1-2, но вполне безопасно. Резкие рывки и клевки при сложении могут напугать, но аппарат быстро стабилизируется, открываясь мягко и предсказуемо.
D_I_M: Асимметричное сложение выглядит образцово-показательным. Даже, можно сказать, подозрительно хорошим. Несмотря на неизбежный косой клевок, изменения направления полета практически не происходит, более того, при минимальной компенсации начинается энергичный разворот от сложения. Причем пугающе энергичный. Приняв его за начало развития заднего свала, я отпустил клеванту. Крыло летело прямо. Это — поведение при десятикилограммовом перегрузе. Раскрытие не особенно мягкое, но это уже не так важно, рывки не сильные.

Фронтальное сложение

Theoretic: засчет высокого стропления в первый момент после сложения возникают резкая просадка и набор скорости. Удерживать ряды становится трудно. При отпускании происходит взрывообразное раскрытие и взмывание. Много шума, много движений… но все достаточно предсказуемо и безопасно.
D_I_M: Сложение массированное, с резкой просадкой, открытие мгновенное с сильным рывком, часть потерянной высоты набирается.

Подсрыв в негатив из термической спирали

D_I_M: Хотите — верьте, хотите — нет. Сорвать не удалось. Тянул, тянул, купол ежился, морщился, вилял, но не срывался. Вердикт такой — случайно — не сорвать. Усилие очень велико, купол всячески дает понять, что происходит. Нормальному пилоту этого должно хватить.

Выводы

Theoretic: Dragon можно описать одним словом: амбиция. Очень высокие для класса DHV1-2 летные характеристики, серьезная маневренность, довольно агрессивный характер, броская внешность. Вряд ли можно рекомендовать этот аппарат выпускникам летных школ — скорее это крыло для пилотов, уже имеющих некоторый опыт, с налетом от 15…30 часов. Диапазон применимости Драгона очень широк, в принципе, на нем можно даже участвовать в серьезных соревнованиях. Такое крыло хорошо подойдет опытным пилотам, желающим расслабиться, или растущим спортсменам, которые не хотят рисковать безопасностью ради достойных летных характеристик.
D_I_M: Крыло, удовлетворяя DHV1-2, вызывает ощущения, схожие с теми, что дают машины DHV2. Внешность соответствует характеру — аппарат неплохо управляется, имеет довольно серьезные качество и скорость, достаточно безопасен. На мой взгляд, крыло близко к идеальному выбору для амбициозного, быстро растущего пилота, окончившего хорошую летную школу и, желательно, прошедшего SIV-курс. Опыт, необходимый для уверенных и безопасных полетов на Драконе я оцениваю в 30-50 часов. Выжать весь потенциал из него, на мой взгляд, сможет далеко не всякий пилот с налетом часов 200. Так что запас для роста будет.

Плюсы

  • Высокие летные характеристики
  • Отличная маневренность
  • Характеристики безопасности даже подозрительно высокие для таких амбиций
  • Высокое качество изготовления
  • Запоминающийся внешний вид

Минусы

  • Относительно агрессивный характер (возможно, из-за перегруза)
  • Довольно высокая цена

Особенности

  • Своеобразная управляемость, легкое запаздывание при управлении

А. Тарасов АкА Theoretic, theoretic@paraplan.ru

Д. Бондарев АкА D_I_M, d_i_m@paraplan.ru

23.05.03

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность дилеру Independence в России Леониду Артемову aka AirDog (www.paradrive.ru) за предоставленную технику.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.