Independence Geronimo: чистокровный апач-ариец

Independence Geronimo: чистокровный апач-ариец

Испытывался строго серийный Independence Geronimo M (рекомендованный производителем полётный вес: 80-105 кг). Полётный вес во время тестов составлял примерно 90-95 кг, что соответствует середине весовой вилки. Подвесная система: Nearbirds Zippy. Погодные условия во время тестов: ветер — от нулевого до слабого, термическая активность — от слабой до сильной, турбулентность — от слабой до сильной. Полёты проводились на Тенерифе при старте со склонов.

Конструкция

Да, основательные они ребята, эти немцы. Раскрываем аккуратный, приятно лёгкий рюкзак — а в нём, помимо крыла, нашлась ещё и схема стропления с аккуратно указанными фактическими длинами строп. Редко кто из производителей так серьёзно подходит к делу… Внутри рюкзака обнаружился весьма оригинальный… мешок? Чехол? Пожалуй, слово «баул» наиболее подойдёт к этому затейливому изделию. Ткань «баула» недостаточно толстая, чтобы постоянно использовать это изделие для хранения и переноски крыла вне рюкзака — но всё равно она толще, крепче и основательнее, чем скайтекс, из которого обычно шьются тоненькие мешочки для упаковки крыльев. Конструкция «баула» — цилиндр с откидывающейся крышкой на «молнии» и двумя маленькими ручками близко к торцам. Единственный вменяемый способ переноски, который мне удалось придумать — это, взявшись руками за ручки, закинуть «баул» себе на загривок. Выглядит забавно, но носить оказалось достаточно удобно.

Теперь — собственно крыло.

Ядрёные, монументальные, чисто немецкие свободные концы. Узкая-преузкая, зато толстая и умеренно жёсткая лента. Широченная основная силовая петля — одевать на карабины одно удовольствие. Особое веселье у случайных зрителей при первой распаковке вызвали надписи на рядах. На B-ряду, в частности, написано B-Stall, а на A’-рядах — Big Ears. Осталось только написать на клевантах Turn Left и Turn Right — и немецкий порядок будет наведён окончательно и бесповоротно! Клеванты у Джеронимо, кстати, совсем уж эпические. Обычно я рукаю клеванты за излишнюю мягкость и маленький размер. Но в случае Джеронимо всё наоборот — клеванты не просто большие. Они ОГРОМНЫЕ. И с какими-то неимоверно жёсткими вставками в нижних своих частях. Пробить бы там ещё пару-тройку дырок — и вполне можно использовать в качестве кастетов… Размер у ручек настолько эпичен, что внутрь гарантированно пролезет любая рука в любой перчатке. В целом по массогабаритным характеристикам и жёсткости вышеописанные ручки смахивают на таковые у садовой лопаты. Мало не покажется никому! Крепится всё это богатство на свободные концы малозаметными, но вполне удобными и цепкими магнитами. Ролики проводки акселератора — очень грамотные, мелкие, но скользкие «аустриальпины». Отдельный респект Индепенденсу за мягкий, скользкий Лирос в проводке акселератора — мало кто так делает. Ролик в проводке клевант — здоровенный, цельнометаллический, явно яхтенного происхождения. Большого смысла в нём нет — для усилий, характерных в проводке клевант, вполне достаточно и более скромных блочков. Но впечатляет.

Стропление у подопытного вполне взрослое. Перед нами уже классическая «трёхрядка» (A2A’1B3C3) с тонюсенькими безоплёточными стропами в верхних ярусах. Пару лет назад такие решения в классе «интермедиат» откровенно шокировали, а сейчас это уже почти норма — конечно, если речь идёт об «интермедиатах» с амбицией. По низам диаметры строп нормальные, стропы не путаются, проблем на старте с ними не бывает.

Крыло. Красивое! Первое, что бросается в глаза — могучие, под стать концам, и длинные вставки из лески. Диаметр лески — один из самых больших, какие мне доводилось видеть у «интермедиатов». Да и длина у лесок недетская — сантиметров 30-40 по передней кромке. Жёсткость получившейся конструкции такова, что майларовые вставки в заборниках нашему подопытному не нужны — Джеронимо прекрасно наполняется, хотя носки нервюр не подкреплены ничем, кроме лесок. Форма крыла — с лёгким своеобразием, неагрессивная, скорее дружелюбная. Плавно скруглённые «уши» резко опущены вниз — не будут ли хлопать?.. Что удивительно — ни единой закрытой секции, что, впрочем, начинает снова входить в моду среди сильно навороченных аппаратов верхних классов. Полупрозрачная, на удивление мягкая, тонкая и скользкая силиконированная ткань Dominico не скрывает внутренности Джеронимо — а там и дополнительные нервюры в конце хорды, и стяжки вдоль по всему размаху, и прочий «фарш». Обманчиво простой снаружи, Джеронимо конструктивно очень непрост. Раскраска — симпатичная, но чем-то напоминающая озоновскую. Впрочем, форма крыла всё равно другая, не спутаешь. Удлинение — по нынешним меркам скромное, разумное, 5,4.

Подъём, работа с крылом на земле

Тенерифская специфика — отсутствие на старте выраженного метеоветра и не менее выраженная термичность — привела к тому, что позаниматься граунд-хэндлингом толком не получилось. Только честные, «боевые» старты! И, надо заметить, Джеронимо проявил себя с лучшей стороны. Спокойный, уверенный подъём крыла без выраженных тенденций к обгону или, наоборот, недовыводу — самое оно даже для учебного крыла, и просто прекрасно для послешкольного крыла, такого, как Джеронимо. Каких-либо технических сложностей со стартом не заметил — аппарат уверенно и основательно фиксируется во взлётном положении, легко прощая небольшие ошибки пилота и даже позволяя довольно лихо изменять направление разбега, если возникает такая нужда. Балансировочная скорость, по ощущениям, достаточно высокая — аппарат не торопится отрывать пилота от земли, плавно и постепенно принимая нагрузку.

Полёт

Интересная смесь впечатлений, в целом, безусловно, положительных. Для начала чуть удивив меня железобетонной стойкостью к сложениям в сочетании с короткими резкими движениями, свойственными аппаратам верхних классов, в дальнейшем Джеронимо показал себя вполне приятным и дружелюбным. Более того — думаю, что поначалу смутившие меня нюансы поведения подопытного позволят владельцу этого крыла в дальнейшем с минимальными затрудениями и без лишних рисков пересесть на достаточно сложные и не слишком комфортные аппартаты с развитыми риджифойлами. Так что это скорее плюс.

Летучесть. Не рекордная в классе — но близко к верху того, что возможно в классе EN B образца 2012 года. «Глайд» (угол планирования) замерить в рвано-термических условиях Тенерифа оказалось малореально, но регулярные сравнительные полёты показали, что Джеронимо слегка, но всё же уступает по «глайду» таким аппаратам, как Gradient Nevada (это самый верх современного класса EN B) и Advance Sigma 8 (среднего уровня EN C). Немного полетал рядом с U-Turn Blacklight (это очень амбициозный аппарат класса EN B с удлинением под 6) — глайд показался похожим. В редкие минуты спокойных переходов при отсутствии встречного ветра «глайдометр» моего Флаймастера показывал нечто среднее между 9 и 10. И я, пожалуй, готов поверить в эти цифры — конечно, не забывая про подвеску-кокон и полностью отпущенные клеванты.

Максимальную скорость полноценно замерить опять-таки не удалось — опять-таки из-за болтанки — так что снова приходится полагаться на сравнительные полёты. И тут уже всё интереснее. На балансировочном режиме нормально нагруженный Джеронимо слегка обгоняет нормально нагруженную Сигму8. На первой ступени акселератора — приятно лёгкого под ногами — тоже слегка обгоняет, закономерно проваливаясь под Сигму. А вот на вторых ступенях корректного сравнения не получилось — болтанка! Думаю, что максимальная скорость у Джеронимо как минимум не меньше 50 км/ч — и это вполне хорошо для такого простого и понятного «интермедиата».

Скорость снижения — без чудес, ни много, ни мало. Более существенно то, что в узких и быстрых термических спиралях Джеронимо не торопится заваливаться носом в землю — верный признак хорошего аэродинамического качества. Крутить термики на этом аппарате можно и нужно смело, даже временами нагло, добиваясь прежде всего удержания как можно ближе к ядру, а не выжимая из крыла минимально возможное снижение. Собственно, это одна из причин, по которой Джеронимо хорошо подойдёт пилотам, нацеленным на дальнейшую покупку существенно более спортивной техники. «Задушенные» спирали с малой воздушной скоростью и небольшим креном Джеронимо сильно и явно не любит, норовя соскользнуть в крутую спираль и энергично наращивая нагрузку на руки — и это хорошо и правильно.

Манёвренность. Пожалуй, самая сильная сторона Джеронимо. В самый раз! Спокойная точность — это если в двух словах. Джеронимо не «затуплен», как это случается с учебными и некоторыми послешкольными аппаратами — и в то же время не отличается почти пугающей остротой и чуткостью, которые так впечатлили меня при тестировании второго Ментора. Реакции на управление у Джеронимо — спокойные и плавные, но одновременно быстрые и в меру точные. Аппарат «идёт за рукой», послушно повторяя каждое движение пилота. В термиках Джеронимо быстро будит в пилоте азартное желание докрутить, дожать, встать поближе к ядру — и ничуть не мешает исполнению этого желания. Даже, пожалуй, помогает. Сравнение по манёвренности с параллельно тестировавшимся Gradien Nevada (high end EN B) Джеронимо выдерживает без напряжения. Он не лучше и не хуже — просто другой. Слегка смущают разве что несуразные ручки клевант — не очень приятно рулить таким аппаратом, имея в руках эти огромные, не в меру тяжёлые и жёсткие штуковины.

Комфорт, информативность и демпфирование. Пожалуй, самое интересное и неоднозначное в характере Джеронимо. За время тест-драйва моё мнение об этих чертах характера подопытного плавало в диапазоне от «очень спокойный» до «неожиданно резкий», и потребовалось несколько лётных часов в разных условиях, чтобы расставить все точки над i. Всё-таки Джеронимо — вполне спокойный аппарат. Но со спецификой, которая интересным образом делает Джеронимо кое в чём похожим на куда более «взрослые» аппараты. Специфика эта объясняется и создаётся теми самыми лесками, которыми щедро оснащена передняя кромка подопытного. С одной стороны, стойкость к сложениям у Джеронимо получилась просто выдающаяся. Нет, этот аппарат, конечно, складывается иногда — но требуется для этого либо очень ядрёная болтанка, либо аналогичное по масштабам распустяйство пилота. С другой — как и положено аппарату с мощными усилениями передней кромки, Джеронимо реагирует на сильную болтанку довольно своеобразно. Удары по крылу, способные завязать узлом более нежный параплан, Джеронимо проглатывает, резко и не особо приятно дёргаясь всем телом — но эти грубые движения всего лишь предупреждают о том, что болтанка действительно сильна. Присутствует у Джеронимо и некоторый — пусть и слабо выраженный — недостаток жёсткости по размаху. В сильную болтанку Джеронимо может слегка помахивать «ушами» вперёд-назад относительно центроплана. Ничего плохого или опасного в этого нет — просто особенность. Но так ведёт себя не всякий «перформанс», а типичным такое поведение становится у аппаратов начиная от самого верха EN C. В более спокойную погоду поведение Джеронимо вполне заслуживает определения «дружелюбное». Клевки-забросы происходят плавно, а амплитуда их редко превышает 30 градусов. Успокоить слегка расшалившийся аппарат труда не составляет — управление у Джеронимо настроено очень удачно, чуткость в реакциях есть, а резкости — нет.

Информативность у Джеронимо приятно-средняя. Аппарат не трясётся крупной дрожью в предчувствии каждого нового потока, но и не играет с пилотом в игру под названием «мне по барабану, поток или не поток — моя задача лететь прямо». Все реакции на болтанку у этого аппарата понятны и предсказуемы с первых минут парения. Реакция на вход в поток по крену близка к нейтральной — я так и не понял, завинчивается Джеронимо в поток сам по себе или нет. В сильных узких потоках это крыло будет с большой вероятностью выкинуто из потока (конечно, при более-менее пассивном пилоте!). Более спокойные и мягкие потоки, наоборот, чуть подтягивают Джеронимо к себе. Впрочем, тут многое зависит от подвески… Клеванты, приятно нагруженные, ещё более приятно и понятно тяжелеют при входе в мощное ядро и слегка разгружаются при выходе. Но проще всего ориентироваться по изменениям воздушной скорости — вблизи потока она у Джеронимо «гуляет» очень ощутимо, но без таких «крылатых качелей», как это было принято у длинностропных «перформансов» предыдущего поколения вроде Airwave Cobra. В целом впечатление очень приятное. Избыточной резкости нет, а вот информации от крыла к пилоту приходит достаточно для обработки любых потоков.

Пассивная безопасность в «боевых» условиях. Редкий выдался тест-драйв — с настояшими «боевыми» сложениями в нескольких десятках метров от настоящих скальников. Джеронимо показал себя с лучшей стороны. Главное при таких сложениях — предсказуемость поведения, а с ней у аппаратов с усиленной передней кромкой часто бывают проблемы. Раскрытие при «боевом» сложении 40-50% — быстрое, но достаточно плавное, без резких неожиданных движений. Стабилизировать траекторию труда не составляет, равно как и сохранить термическую спираль.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично с минусом. Минус придётся влепить за мощную динамику сложения. Набор скорости, просадка и последующее «выстреливание» уже раскрытого крыла вверх впечатляют. А если подойти к вопросу чуть более формально — то Джеронимо без малейших проблем укладывается в жёсткие EN-овские требования к поведению в асимметричных сложениях. Доворот — не больше 90 градусов, амплитуда косого клевка — градусов 45, не больше. Раскрытие быстрое, но плавное, волной, которая прокатывается от центроплана к «уху». Очень радует отсутствие типичной для многих аппаратов с жёсткими лесками непредсказуемости поведения на сложениях — аппарат ведёт себя понятно и ожидаемо, а это большой плюс.

Фронтальное сложение

Хорошо. В одной из попыток при выходе из «фронталки» возникла тенденция к парашютированию — впрочем, аппарат провёл на грани этого режима от силы секунду-другую. Более типичен мягкий, спокойный выход с выраженной потерей скорости и растянутым по времени клевков градусов на 30. Сильная «фронталка» у Джеронимо может спровоцировать «бабочку», но аппарат выходит сам, без проблем.

Подсрыв из термической спирали

Отлично. Тест получился синтетичней некуда — долго и трудно мучал непослушный аппарат, пытаясь выдавить из него подсрыв, а в результате скорее замучал собственные руки, не рассчитанные на тонкое и точное пилотирование при нагрузке килограммов 10. Вердикт прост: сам не захочешь — не сорвёшь.

Режимы быстрого спуска

Крутая управляемая спираль

С оценкой затрудняюсь, потому что большое влияние на поведение крыла оказывала подвеска. Если забыть о явных признаках быстро наступающей спиральной нейтральности — то всё отлично: быстрый разгон, умеренная перегрузка, плавный выход.

«Уши»

Хорошо с плюсом. Эффективность умеренная — снижение доходит от силы до -3. Зато удерживать «уши» достаточно легко, а раскрываются они сами, мягко, с некоторой задержкой.

«Уши» + акселератор

С крыльями, оснащёнными лесками, этот фокус часто проходит с затруднениями в виде нестабильности режима и разнообразных раскачек. У Джеронимо этот тест достоен оценки «почти отлично». Некоторую нестабильность почти неизбежно придётся «поймать» в процессе выжимания акселератора. Но если плавно пошевелить руками и ногами, нащупывая оптимальное их положение — то очень быстро найдётся стабильный режим, в котором Джеронимо резво снижается и не раскачивается, если только не начать работать весом. Чуствительность к работе весом в такой конфигурации у Джеронимо выше среднего, и скорость снижения на режиме зависит от того, насколько ровно удаётся держать курс. С минимальной раскачкой получается что-то в районе -4.

Выводы

В мире есть несколько ярко выраженных конструкторских школ, и одна из них — немецкая. Покупая «немца», парапланерист может быть практически уверен в том, что ему достался спокойный, надёжный, комфортный, но при этом достаточно манёвренный аппарат с приличной летучестью. Джеронимо, несмотря на своё индейское имя, в этом отношении не подвёл и оказался истинным арийцем. Очень приятная манёвренность в лучших традициях немецкой конструкторской школы. Спокойный в целом характер с некоторым покушением на лёгкую спортивность. Понятное и предсказуемое поведение в опасных режимах, что очень важно для массового крыла. Наконец, летучесть, достойная верхней половины класса EN B по его состоянию на начало 2013 года. В целом — крыло с характером, с изюминкой, которое определённо не затеряется на рынке среди прочих «интермедиатов». Думаю, что интереснее всего летать на Джеронимо в горах, где потоки посильнее и вираж требуется поазартней — хотя и над равнинами проблем с этим крылом не ожидаю. Минимальный потребный налёт — часов примерно 10. Профиль потенциального владельца — успешный, пряморукий выпускник лётной школы, который хочет вложиться в крыло слегка «навырост», чтобы не наскучило через пару-тройку лет.

Плюсы

  • Приятный характер
  • Хорошая манёвренность, приятный вираж
  • Предсказуемое поведение в опасных режимах полёта

Минусы

  • не самые удобные ручки клевант

Особенности

  • В болатнку может совершать короткие резкие движения, которые не приводят к попаданию в опасные режимы и мало влияют на траекторию полёта

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую благодарность Николаю Жукову за предоставление крыла на тесты.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.