Independence Pioneer: всем перформансам пример

Independence Pioneer: всем перформансам пример

Не секрет, что сейчас Independence, Wings of Change и Firebird — практически одна и та же фирма. Успехи Файербёрда на ниве парапланостроения вполне очевидны и достаточно известны, а вот за технику фирмы Индепенденс я не держался уже несколько лет. Пора бы и освежить впечатления…

Конструкция

С первых минут знакомства Пионер сумел приятно удивить и озадачить. Ну вроде бы школьно-послешкольный аппарат, EN A, но амбиция в конструкцию заложена немаленькая. Часто ли встретишь, например, жёсткие вставки в передней кромке у таких вот почти-учебных аппаратов? А у Пионера они есть. Понятное дело, длина этих вставок не особо велика, но всё равно это впечатляет. Трёхрядная схема стропления впечатляет не меньше. Может, у этого Пионера ещё и верхние ярусы строп безоплёточные?.. Я бы не удивился — но нет, стропление в верхних ярусах вполне традиционное, в оплётке, хотя стропы довольно тонкие. Концы — весьма характерные для Индепенденса: толстая, основательная, нормальной ширины (примерно 20 мм) лента, столь же основательно пошитая ядрёными толстыми нитками. Ручки клевант вполне удобные, с модными вертлюгами, достаточное большие для моих немаленьких рук. И, наконец, собственно крыло. Агрессивный дизайн, столь характерный для троицы WoC-Firebird-Independence. Мрачная чёрно-оранжево-красная цветовая гамма, которая пошла бы какому-нибудь суровому аппарату open class. Однако для Пионера это скорее камуфляж: практика покажет, что характер у нашего подопытного далеко не такой злой, как его внешность. Форма крыла не выглядит такой же агрессивной, как его дизайн: крутки и форма «ушей» выдают аппарат, созданный быть достаточно спокойным и комфортным.

Работа с крылом на земле, старт

Зная Индепенденсы образца начала 2000-х, я ожидал от Пионера резкого старта с тенденцией к выстреливанию. Ошибся. Пионер поднимается неожиданно плавно, спокойно и даже в условиях непростого чегемского старта склонен скорее к лёгкому недовыводу, чем к сильным клевкам вперёд. Оказавшись над головой пилота, Пионер ведёт себя весьма стабильно, и даже довольно грубые ошибки в граунд-хендлинге «проглатываются» этим крылом без проблем. Нечего и говорить, что тест на касание «ухом» земли Пионер проходит спокойно и уверенно. Разбег, даже с учётом невысокой загрузки, требует довольно большой скорости.

Полёт

В воздухе Пионер удивил меня повторно. Несмотря на сертификацию EN A, никак не могу назвать этот аппарат «учебным дуболётом». Это полноценное, ни в чём не ограниченное крыло для полноценных, в том числе и маршрутных полётов.

Летучесть. Для «начальных интермедиатов» эта глава тест-драйва обычно почти формальная — ведь никто не требует от таких крыльев высоких лётных характеристик. Но не таков Пионер! По летучести наш подопытный вполне может сравниться и с «продвинутыми интермедиатами», с трудом проходящими тесты EN с оценкой B, и даже, вероятно, с некоторыми простыми «перформансами» 2-3-летней давности. Балансировочная скорость — существенно выше среднего: даже при загрузке по низу вилки Пионер не отстаёт от нормального загруженного Ментора2 (хотя и несколько проигрывает ему в угле планирования). Качество на балансировочной скорости — для школьного крыла просто выдающееся: на длинном переходе против очень слабого ветра (3-5 км/ч) «глайдометр» моего флайт-компьютера уверенно показывал 8, часто — больше. К сожалению, корректно померить прирост скорости на акселераторе не удалось из-за постоянно меняющегося ветра, но цифра 10-12 км/ч представляется мне правдоподобной. Но и это не всё: первая половина хода акселератора влияет на качество удивительно слабо для такого простого крыла. Скорость снижения — на мой взгляд, тоже несколько ниже средней по классу. В общем, сплошное приятное удивление…

Манёвренность. С ней у нашего подопытного тоже всё хорошо, если не отлично. Излишней живости и резкости в реакциях заметить не удалось — но даже при слабой загрузке Пионер реагирует на работу руками и корпусом на удивление быстро и точно. Для совсем школьного крыла Пионер, пожалуй, слишком манёвренный — но ученикам лётных школ такое крыло можно смело предлагать уже после первых нескольких часов налёта. Подобно более серьёзным аппаратам, Пионер понимает все команды пилота буквально, без мучительных для опытного пилота запаздываний и сложных переходных процессов. В потоке Пионер убедительно «идёт за рукой» — качество, которое «учебному дуболёту» совершенно не нужно, но оно очень приятно и полезно для пилотов, уже обладающих некоторым опытом. «Пионерские» клеванты нагружены не слишком сильно, но в то же время и лёгкими их не назовёшь, особенно во второй половине хода. Пожалуй, именно выраженное нарастание нагрузки на клеванты может подсказать владельцу Пионера, что на таком крыле лучше не махать руками — иначе можно получить какой-нибудь резкий манёвр практически «с места». Винговеры Пионер выполняет вполне убедительно — при желании и умении раскачать это крыло можно с двух-трёх движений (а при загрузке по верху вилки — вероятно, и с одного), но всё происходит понятно, предсказуемо и без лишней резкости. Грубое пилотирование Пионер тоже прощает — хотя и не так охотно, как типичные крылья для начинающих. Намеренно допущенная ошибка на винговере — и пионерское «ухо» предупредительно обмякает. Впрочем, довести Пионера таким способом до сложения не очень-то просто: вероятно, благодаря жёстким вставкам Пионер демонстрирует впечатляющую стойкость к сложениям. Впрочем, об этом ниже.

Комфорт, информативность. Облётывать Пионера мне довелось в достаточно жёстких чегемских термиках. Понимая это и помня о небольшой нагрузке на крыло, я опасался прежде всего сложений. Однако и в этом отношении Пионер смог меня удивить. В потоке, срывающемся с окрестностей чегемской «пирамиды» и известном своей «расколбасностью», Пионер шатало над моей головой примерно на 30-40 градусов по всем осям — но при этом ни одного позыва к сложению! Всё-таки жёсткие вставки у этого крыла работают не только на старте… Да, Пионер более динамичен, чем совсем уж школьные крылья, но в сильную погоду он скорее испугает своего владельца, чем создаст ему какие-либо проблемы. В потоках (особенно сильных и рваных) Пионер ведёт себя интересно — его довольно легко выкидывает из потока, но получить при этом сложение малореально. А если не щёлкать клювом и пилотировать Пионер достаточно быстро и точно — то в термиках он показывает себя с лучшей стороны. Ведь с манёвренностью, быстротой и точностью отклика на управление у этого аппарата всё в порядке. Информативность Пионера — это в основном опять-таки его способность вываливаться из потока при пассивном пилоте. Небольшие крены и тангажи возникают у этого аппарата почти постоянно. Но воспринимаются они не как дрожь или болтанка, а как полезные движения, помогающие найти и отцентровать поток. А происходит так потому, что все эти движения — плавные. Пионер не трясётся над головой — он неторопливо «гуляет» туда-сюда, и компенсировать эти движения крыла приходится только в тех очень редких случаях, когда они начинают угрожать сложением. Нагрузка на клевантах у Пионера тоже весьма информативная — редко такое встретишь у почти-учебного крыла. На выходе из потока нагрузка на руки сильно падает, на входе — нарастает, но уже не настолько мощно и быстро. На подвеску же приходит примерно столько информации, сколько и должно приходить от «школьного» крыла — недостаточно для того, чтобы напугать пилота, и минимально-достаточно для тех, кто уже более-менее умеет крутить потоки.

При полёте в болтанку аппарат быстро вызывает чувство надёжности. Получить «боевое» сложение на Пионере очень сложно по двум причинам — умеренные амплитуды клевков и крайне высокая стойкость крыла к сложениям. При полёте в сильную турбулентность аппарат начинает шататься над головой пилота во все стороны и изредка похрустывать тканью. Но повторюсь — даже в легендарном «пирамидальном» чегемском термике, знаменитом своей болтанкой, до сложений дело не дошло. И это, замечу, при невысокой удельной нагрузке.

Отдельного описания достоин полёт на акселераторе. У школьной техники акселератор чаще всего нужен только для того, чтобы учиться его использовать — прирост скорости обычно невелик, а падение качества на полной скорости и вовсе практически сводит на нет всю пользу акселераторных режимов. Но Пионер — это Пионер! И его акселератор — это действительно акселератор, а не учебный муляж а-ля армейская ложка с дыркой. Прирост скорости, может, и не рекордный — зато качество, как уже писал выше, падает слабо. Состояние передней кромки на максимальной скорости — образцовое. Видно, что носки нервюр начинают чуть проминаться, но жёсткие вставки берут всю нагрузку на себя, и стойкость к сложениям продолжает впечатлять и на максимальной скорости. Акселератор, кстати, достаточно лёгкий, что тоже приятно.

Динамика, энергоёмкость. Для школьного или послешкольного крыла — однозначно выше среднего. Хорошо ещё, что Пионер запасает и отдаёт накопленную энергию плавно и неторопливо, не слишком резко «выстреливая» вверх на горках и не «проваливаясь» вниз при наборе скорости. Пожалуй, это одно из первых на моей памяти околоучебных крыльев, которое позволяет выполнить полноценный посадочный свуп при штиле на посадке. Думается, что при высокой загрузке динамика Пионера может оказаться великовата даже для наиболее продвинутых учеников лётных школ. Более опытным же пилотам динамика и энергоёмкость этого крыла наверняка понравятся.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Хорошо. Не отлично потому, что снижение получается не очень большое. Складываются с умеренным усилием, раскрываются сами, с запаздыванием. Могут слегка подзалипать. Хорошее средство для раскрытия «ушей» в таком случае — сделать несколько резких перекладок весом в подвеске.

«Уши» + акселератор

Хорошо с жирным минусом. При использовании акселератора нагрузка на руки, удерживающие «ушные» стропы, растёт, а «уши» начинают хлопать и вырываться из рук. Удерживать режим долго достаточно трудно и физически, и технически.

Крутая спираль

Отлично. Разгонял аппарат примерно до -10. Вход и выход плавные, намёков на спиральную нейтральность замечено не было. Выход ввиду высокой энергоёмкости желательно растянуть на оборот-два.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично с минусом. Минус — за относительно большие амплитуду клевка и потерю высоты. Сломать переднюю кромку Пионеру очень нелегко — первая четверть хорды у этого крыла нагружена очень сильно, а когда дело всё-таки доходит до близости сложения, нагрузку принимают на себя жёсткие вставки. Но и после сложения Пионер продолжает сопротивляться ему всеми силами. Сложение очень тяжело развить дальше 20-25% хорды, а при отпускании A-ряда сложенная консоль немедленно начинает раскрываться. Добежав до «уха», волна раскрытия обычно там и останавливается ненадолго; крыло тем временем исполняет небыстрый, но достаточно мощный для «школьного» крыла косой клевок, амплитуда которого может доходить градусов примерно до 45. Угол доворота — не больше 90 градусов. Потеря высоты — больше среднего, примерно 20 метров на пике режима, но засчёт своей высокой энергоёмкости Пионер легко «отыгрывает» метров 10, взмывая после раскрытия. В целом поведение на сложении понятное и предсказуемое, что для крыла такого класса очень важно.

Фронтальное сложение

Отлично. Вызвать «фронталку» у Пионера ещё сложнее, чем «асимметрию» — получилось не с первого раза, дёргать за А-ряды надо глубоко и от души. Немедленно после сложения Пионер довольно мягко уходит назад, заметно теряя скорость, но стоит ему пойти на клевок — как передняя кромка хватает заборниками воздух и раскрывается. «Уши» могут слегка подлипать, требуя незначительной прокачки или пары сильных движений корпусом. Потеря высоты на выходе из режима — примерно 10 метров, клевок не превышает 30 градусов.

Подсрыв из термической спирали

И вот уже в который раз выполнить режим толком не получилось. Вероятно, придётся в обозримом будущем отказаться от выполнения этого режима — уж больно трудно его достичь на большинстве соверменных парапланов. Тормозить Пионер только одной рукой не получается никак — он очень быстро сваливается в крутую спираль. Внешней рукой приходится работать одновременно глубоко и точно, а если вспомнить о быстром нарастании усилия по мере опускания рук — то станет ясно, что задача эта совсем непростая. Где-то на 70-80% полного хода клевант, когда крыло ещё не начинает срываться, происходит нечто интересное: «предупреждающее» падение нагрузки на внутреннюю руку. Да-да! Это ещё не срыв и даже не предсрыв, но нагрузка слегка падает. С чем это связано — так и не понял, но отнесу эту особенность Пионера к полезным. Пилот с минимально наработанными рефлексами испугается и приподнимет руку, когда до срыва на самом деле ещё далеко. Менее опытный же вряд ли сможет загнать Пионера в подсрыв или в негативную спираль — аппарат скорее свалится в крутую спираль, а если и это не выйдет — потребует очень больших ходов рук для срыва.

Выводы

Никогда не относил Индепенденс к лидерам рынка, но в этот раз эта фирма меня приятно удивила. Обычно школьно-послешкольные аппараты имеют сертификацию EN B и при этом искусственно ограничены либо в летучести, либо в манёвренности. Однако Пионер, похоже, ни в чём таком не ограничен — и при этом имеет сертификацию EN A. Причём честность этой сертификации у меня сомнений не вызвала. Для первоначального обучения Пионер подходит, впрочем, лишь с натяжкой — реакции на управление у него слишком хороши для начинающих пилотов. Да и динамика с энергоёмкостью у Пионера совсем не «пионерские». Кому же подойдёт такое хитрое крыло? Думаю, что Пионер — очень хороший выбор для пилотов выходного дня, летающих от случая к случаю, но не готовых жертвовать летучестью и манёвренностью ради безопасности. А ещё это очень хороший аппарат для приобщения к серьёзным горным полётам. На равнине Пионер тоже будет хорош, но, по-моему, интереснее летать на нём в горах, где высокая надёжность бывает важнее высокой летучести. Минимальный потребный налёт — примерно 5 часов.

Плюсы

  • Очень хорошие лётные характеристики
  • Высокая манёвренность
  • Высокая стойкость к сложениям

Минусы

  • Трудности с удержанием режима ‘»уши» + акселератор’
  • Особенности
  • Падение нагрузки на внутреннюю руку до начала подсрыва

А.Тарасов АкА theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает признательность Николаю Жукову за предоставление параплана на тесты.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.