APCO Lambada: танцы над ёлками

APCO Lambada — крыло, пришедшее на смену Симбе и Кеаре — летучим, но строгим хай-перформансам. Как утверждает сама фирма APCO, Ламбада — возвращение к концепции Багиры — одного из самых удачных куполов APCO, снискавшего заслуженную популярность. Не знаю, как насчет Симбы, а Кеара, побывавшая у нас на тестах ранее, показалась довольно жесткой машиной. Думается, что ее строгость отпугивала многих пилотов, привлеченных высокими заявленными (да и реальными) летными характеристиками. Посмотрим, что же получилось у APCO на этот раз.

Условия испытаний

Испытывался строго серийный APCO Lambada. Размер — «М». Полетный вес участников (105-113 кг) находился в верхней части вилки рекомендованного веса (90-110 кг). Подвесная система: AVA Sport Sprinter, Edel Race. Ввиду того, что купол был предоставлен с выездом в Гагру с полетами над горными хребтами, то полеты проводились при самых различных условиях: ветер от штиля до 10 м/с, термичность от слабой до жесткой, турбулентность от слабой до предельной. Полеты проводились в Гагре со старта Флари и в Татаринцево с использованием пассивной лебедки.

Первые впечатления

Этот купол попал к нам на тесты достаточно неожиданно. То есть, хотя договоренность с дилером и была достигнута, купол ехал к нам довольно долго и мы даже успели про него немного подзабыть. Поэтому в Гагры я уехал со своим родным Революшном, особо не рассчитывая на какие-то там тесты. И зря. Через неделю появился Alaska с Ламбадой под мышкой. Погоды не было, и мы решили хотя бы развернуть птичку на гальке пляжа и посмотреть на нее вблизи. Первое впечатление было таким — мы хором крикнули «Б…. , какой же он скользкий!!!» и уронили тяжелый, ослепительно белый сверток на камни. Крыло полностью сделано из Гельвенора. Оно тяжелое, и на ощупь — словно намыленное. Это здорово в плане обеспечения долговечности, однако порой не слишком хорошо влияет на легкость старта. Свободные концы не без выпендрежа, однако функциональны и качественно сшиты. Особенно порадовали клеванты — они мягкие, удобные, магнитные фиксаторы маленькие и совершенно не мешают в полете. На моем Революшне (и на некоторых других аппаратах) из-за больших жестких фиксаторов иногда даже приходится перехватывать клеванты, чтобы не давили на руку. Здесь этой проблемы нет. Сложная схема акселерирования делает неудобным захват а-рядов на старте, однако крыло предназначено отнюдь не для чайников, которым только и может помешать хитрое крепление А’ рядов. Ход акселератора средний. Покороче чем у Революшна, подлиннее, чем у Зума. Нормально. В передней кромке содержится некоторое количество hit-клапанов, которые, к счастью, абсолютно не мешали ни на старте, ни в полете. Хвост профиля усилен дополнительными нервюрами. Верхний ярус строп прикреплен к куполу прикольными веревочками, вшитыми в швы. Больше технических изысков не обнаружилось, чему в немалой степени способствовал начавшийся дождик. Дефектов стропления замечено не было, клеванты были подвязаны достаточно высоко, так что предварительный осмотр был признан завершенным и купол быстро слистали. Полеты начались на следующий день. Купол был размера М. Пилот использовал подвеску AVA Sprinter. Взлетный вес 113 кг незначительно превышал верхнюю границу весовой вилки — 110 кг, что для сочетания «класс крыла»/»условия» было вполне допустимым.
Alaska: По конструкции крыла можно отметить «окошки» на передней кромке. Что касается рядов — они, на мой вгляд, сделаны из слишком мягкой ленты — не совсем удобно разбираться на старте. Однако, необходимо отметить наличие цветной маркировки на рядах, как цветом, так и буквенным обозначением рядов «А» и «В».

Старт

D_i_m: Гагринский старт не слишком прост, и в первый раз я попросил выпускающего тщательно проконтролировать подъем крыла. Вопреки ожиданиям, тяжелое крыло легко заняло полетное положение. Конечно, как немалый вес купола, так и серьезное удлинение, расслабиться не дадут, однако для таких претензий крыло удивительно послушно. Ушки почти не путаются, передняя кромочка исправно хватает воздух, наполнение быстрое, точек зависания я не заметил, тенденция к обгону есть, но купол не наказывает за это пилота (по крайней мере сразу). А если вы «прощелкали» этот момент даже на Ламбаде — выбирайте что-нибудь пониже классом. Оценка Хорошо. Если бы не Icaro ICE, поставивший всем прочим куполам недостижимо высокую планку по старту, оценка была бы Отлично.
Theoretic: Технически не самый простой, однако виден явный прогресс по сравнению с Кеарой. Основная проблема — большой вес купола. Из-за этого (и, возможно, из-за высокой скорости) Ламбада выходит в полётное положение достаточно медленно и требует длинного разбега даже при наличии ветра. «Уши» нагружены слабо и наполняются медленнее купола, хотя залипают редко. Ошибки при подъеме Ламбада не любит, однако она скорее не взлетит, чем позволит пилоту оторваться с большим креном или другими проблемами.

Буксировка

Theoretic: Даже на затяжке хорошо чувствуется высокая балансировочная скорость Ламбады и её впечатляющее качество. Аппарат отлично летит, но заваливается назад немного сильнее среднего. Эффективность клевант высокая, однако возможны небольшие запаздывания. Клевок после отцепа сильно растянут по времени и требует компенсации не всегда.
D_i_m: При старте в штиль Ламбада предъявляет к квалификации пилота довольно серьезные требования. Однако, на этом проблемы заканчиваются. Управляемости весом достаточно для всего, клеванты нужны только чтобы немного умерить прыть аппарата и увеличить высоту затяжки. Летая в Татаринцево, мы попали в какую-то странную погодную аномалию — сложения на затяжке были в тот день нормой. Ламбада в очередной раз показала свою стойкость — она вела себя как минимум не хуже, чем популярные DHV1-2.

Полет

D_i_m: Первое, что бросается в глаза — высокая балансировочная скорость. Ламбада рвется вперед. Хотя я и перегружал немного купол (килограмма на два-три), считаю это в данном случае вполне простительным. По ощущениям, купол на метр-полтора в секунду быстрее соседей по термодинамику. Последующие полеты в паре с другими куполами подтвердили это наблюдение. При параллельном полете с Aeros Style для того, чтобы угнаться за Ламбадой, летящей с брошенными клевантами, пилоту Стайла пришлось выдавить акселератор более чем наполовину. Пилоту Ламбады, чтобы не оторваться по высоте пришлось сложить уши, и этого еще и не хватало. В общем, превосходство Ламбады в ЛТХ было признано подавляющим. Это ни в коем случае не упрек Аэросу — класс крыльев отличается слишком сильно, чтобы проводить какие-бы-то-ни-было сравнения, однако представление о скорости крыла дает. В порядке восстановления справедливости, замечу, что аналогичная картина, только с обратным знаком была при параллельном полете Ламбады и Бумеранга-4. Бумер уходил вверх даже с хорошей завязкой по заднему ряду. Преимущество в горизонтальной скорости у него тоже было, но уже несущественное, спишем его на обтекаемую подвеску Намба Уана.
Качество крыла субъективно очень высоко. Зависит оно уже в очень большой степени от позы и грамотности действий пилота. Динамика разворота умеренно высока, но не пугающая. Так и просятся на язык слова «Мягкий но сильный эффект». Однако в этих словах не содержится того уважения, которого безусловно заслуживает Ламбада, и будем считать, что я их не писал. Разворот, если его производить грубо (как позвлоляется на куполах классом ниже), получается с разгоном и сильной просадкой, если же делать все четко и точно — ощущения от красоты и точности разворота такой махины просто планерные. Приятно. Динамика разворота напоминает таковую у Дарта количеством запасаемой энергии, хотя ощущения другие, помягче.
Полет на акселераторе порадовал плавным разгоном, абсолютно монолитной передней кромкой и огромным в этом классе запасом устойчивости. Я подергал стропы А-ряда, поскладывал ушки — раскрытие на полностью выдавленном акселе спонтанное, и, хотя купол трясется при этом всем телом, не приводит ни к каким опасным последствиям. Запас по сложению, повторюсь, огромный. Даже в сравнении с куполами классом ниже. А уж в сравнении с одноклассниками… Впоследствии, в боевых условиях, пробиваясь против ветра в приличной турбулентности я выходил за границы этого запаса, но сложения не происходило — стропы разгружались, затем следовал рывок — и статус-кво восстанавливался. За поведение на полном акселе — отлично. За то, что это происходило в реально боевых условиях — еще плюсик в довесок.
Прирост скорости на акселе, замеренный по ЖПС в условиях умеренной турбулентности на высоте 600 м над уровнем моря при высокой влажности составил от 12 до 14 км/ч. Это не слишком много, с одной стороны, но учитывая очень высокую балансировочную скорость купола, а также тот факт, что используя всякие лайкровые футболки и фартуки явно можно выжать и побольше — считаю результат более чем приемлемым. Оценка — хорошо с жирным плюсом.
Theoretic: Налетать на Ламбаде мне удалось немного, но впечатления остались яркие. Первое впечатление — информативность! Очень высокая, возможно, высочайшая в классе DHV 2 на момент публикации отчёта. Первый же слабый «пузырь» пустил по крылу такую судорогу, что чуть было не сложилось «ухо». В отличие от многих других современных «перформансов» Ламбада не является монолитной, а «живёт» над головой сложной внутренней жизнью. Крыло постоянно ходит над головой, консоли могут двигаться друг относительно друга даже в слабую болтанку — и всё это передаётся на подвеску в виде достаточно резких, чётко ощутимых потряхиваний и рывков. Хорошо ощущаются характерные волны изменения нагрузки на стропы — можно почувствовать, как поток «прокатывается» по крылу. Нагрузка на клевантах менее информативная — на первых 25-30 сантиметрах хода клеванты нагружены довольно слабо, а изменения нагрузки на них и вовсе сложно ощутить. Второе впечатление — скорость! Балансировочная скорость Ламбады — одна из высочайших в классе DHV 2. Сочетание достаточно живого поведения на балансировочном режиме, умеренной эффективности клевант в верхней трети хода и повышенной балансировочной скорости постоянно вызывает желание замедлиться — на скорости чуть ниже балансировочной Ламбада заметно более комфортна, более проста в пилотировании. Очень приятное впечатление оставила максимальная скорость: прирост скорости на акселераторе не меньше 12 км/ч отлично сочетается с очень комфортным поведением на максимальной скорости. Состояние передней кромки при полностью выжатом акселераторе очень хорошее — явных деформаций не видно, а поведение аппарата не становится излишне агрессивным. Ускоряется и замедляется аппарат достаточно быстро, но плавно.
Третье впечатление — летучесть. Традиционно APCO создаёт очень амбициозные аппараты со впечатляющими ЛТХ — не является исключением и Ламбада. Аэродинамическое качество отличное как на балансировочном режиме, так и на повышенных скоростях. В полёте оно очень помогает, а вот долёт при посадке надо строить аккуратно — легко можно перелететь намеченную точку. Несмотря на высокую удельную нагрузку, порадовала и скорость снижения: в меру замедленная Ламбада может парить даже в слабых потоках. Режим минимальной скорости снижения наступает примерно в верхней трети хода клевант, и горизонтальная скорость падает при этом заметно.
Манёвренность подопытного оставила смешанные впечатления. В целом Ламбада — очень манёвренный аппарат, однако, как и многие другие длинностропные парапланы, она обладает достаточно сложной динамикой виража. Аппарат реагирует на работу клевантами быстро и чётко, однако за клевантой не идёт. Виражи получаются компактные и быстрые, но для хорошей точности виража нужна чёткая, скоординированная работа клевантами и весом. Приятнее всего работать клевантами в средней трети их хода — там они в меру нагружены, и аппарат хорошо и правильно на них реагирует. Ламбада «любит» достаточно агрессивный стиль пилотирования, охотно сужает вираж без сильного роста снижения, однако позволяет работать и плоской спиралью, которая тоже оказывается вполне эффективной.
Динамика Ламбады мощная, но благодаря длинным стропам все движения растянуты по времени и хорошо предсказуемы. Аппарат способен совершать достаточно сильные клевки по тангажу, но они быстро затухают и при необходимости могут быть легко остановлены клевантами.
Alaska: В полете вся информативносит приходит только на подвеску. Балансировочная скорость выше среднего, так что для работы в потоках любителям плоских и узких разворотов придется подтянуть клеванты. Важное замечание: если вы хотите получить максимум того, на что способно это замечательное крыло, то управлять как весом, так и клевантами надо БЕЗ грубых движений. Все воздействия на купол должны быть плавными и точно дозированными, особенно клевантами. В противном случае, после резких поджатий или отпусканий клевант крыло начнет качаться по тангажу, то заскакивая вверх, гася избыток скорости, то уходить в клевок, набирая скорость. С учетом того факта, что при обкручивании потоков (в особенности слабых, на грани «нуля») и так приходится ощутимо поджимать клеванты, то адекватное управление этим куполом может в начале показаться немного сложным и непривычным. Однако это не помешало в сильную погоду в первом же полете укрутиться в небеса буквально бегая от потока к потоку, обкручивая ядра, а затем просто шляться под кромкой облаков по всем направлениям не особо утруждая себя выдавливанием акселератора. Скорости при этом вполне хватало лететь куда хочется, не обращая внимания на направления ветра. Через неделю погода была просто прямо противоположной: облачно, потоки слабые. Но и в этих условиях Ламбада показала себя более чем достойно: за счет прекрасной информативности на подвеску даже самые слабые потоки можно находить и обрабатывать без особых сложностей. Единственное, при обработке потока с сильно поджатыми клевантами надо контролировать крыло на предмет подсрыва внутренней консоли, так как клеванты достаточно короткие и сорвать крыло вполне реально просто вытянув руку вниз даже без подматываний клеванты. Сразу же замечу, что крыло четко информирует о начале срыва консоли снижением нагрузки на клеванте и явным сморщиванием крыла — подробнее ниже.

Потоки и турбулентность

D_i_m: Крыло было облетано в очень серьезных условиях — жесткие узкие потоки, маневрирование на грани фола, максимальные скорости — и показало себя в целом хорошо. Основное его качество — информативность. Да, клеванты почти пустые, и это может сыграть злую шутку, однако на подвеску приходит просто водопад информации. Можно почувствовать как узкий поток скользит по крылу, причем четко чувствуется — вот он в метре от уха, вот в полутора. Вот под центром крыла, вот ушел вправо. Информативности на мой взгляд даже слишком много, в сильных условиях это с непривычки отнимает много нервной энергии. А вот в слабых за это порой готов многое отдать. Клеванты такого количества информации не дают, хотя при маневрировании в узких потоках их постоянно приходится держать поджатыми — иначе радиус разворота сильно растет. Манера маневрирования становится похожей на дельтапланерную, однако, попав в ядро, можно вспомнить о своей тряпочной сущности, и сильно затормозив крыло, вкрутиться в поток с очень небольшим радиусом. Для такого удлинения, оценка управляемости — очень хорошо. Хотя навыки требуются уверенные. Еще, как ни странно, клеванты не предупреждают о близком сложении — через подвеску это чувствуется лучше — странное ощущение, я с таким сталкиваюсь впервые. Ну что же, крыло такого класса, как красивая женщина, вполне может иметь некие изюминки в поведении. Важно только, чтобы их количество не делало женщину похожей на кекс. К числу изюминок можно отнести нескладывающиеся, туго надутые ушки, чуть изгибающийся при маневрах купол. Все это не страшно и не опасно, однако с непривычки немного напрягает. В целом, купол можно признать неплохо заточенным под сильную погоду, однако и в слабых «соплях» он не станет аутсайдером — спасет высокая информативность и невысокое минимальное снижение, которое опытному пилоту несложно будет поймать. Однако чайник, пересевший с более простого крыла, поначалу будет разочарован невозможностью эффективно на нем летать — координированному управлению, которого требует Ламбада учиться нужно долго и вдумчиво. На ускоренных курсах сталинских соколов этому не учат . Оценка тем не менее — хорошо с плюсом. Характеристик крыла явно не хватит, чтобы на равных рубиться с лидерами на чемпионатах мира, но на чемпионате России за него стыдно не будет.

Экстремальные режимы

D_i_m: Раздел будет коротким, потому что экстрима хватало и в обычных полетах. Тем не менее обязательную программу я на нем откатал.

Асимметричное сложение

D_i_m: Самый мерзкий режим на этом крыле. Сложение протекает быстро, резко, крыло бросает в сторону. И хотя раскрытие тоже почти мгновенное и довольно мягкое — избежать разворота менее чем на 90 градусов при сложении более 50% мне не удалось ни разу. Допускаю, что более опытный пилот справился бы с ситуацией, однако факт остается фактом. Сложения до 50% не приводят к существенным последствиям. Однако, в сочетании с пустыми клевантами эта особенность купола чуть не стоила мне… В общем чуть чего-то не стоила. Сложение было сразу после старта, более чем 60%, разворот был мгновенный, на 180 градусов, и реакции хватило только на то чтобы выругаться , раскрыться и вырулить на свободу между сорокаметровых пихт. Сильно ниже их верхушек. Метров на двадцать. Понятно, что такой хороший исход можно объяснить только везением. Поэтому, летая на Ламбаде, хотя бы первые 50 часов не испытывайте судьбу в опасных местах в опасную погоду. Оставляйте себе зазор для маневра. Оценка — удовлетворительно. Может быть и хорошо, и мне просто опыта не хватило. Та бяка, что меня сложила была очень серьезной, досталось не мне одному. Тем не менее будьте осторожны с асимметрией на Ламбаде.
Alaska: Про боевое сложение, описанное выше Димой, необходимо добавить: погодные условия при этом были именно предельные — складывало «единички», а через некоторое время старт просто закрыли и всех отправили вниз на машине …
Theoretic: Даже небольшие подсложения протекают достаточно динамично. Характерная особенность Ламбады — резкое движение по крену непосредственно после сложения. Остановить его клевантами очень тяжело, и вряд ли вообще возможно. Далее аппарат быстро разгоняется и, довернув примерно на 90 градусов, демонстрирует тенденцию к раскрытию. Примерно половина сложения может открыться сама, для раскрытия «уха» может потребоваться небольшое движение клевантой. Для аппарата с таким уровнем амбиций — очень хорошо, но помнить о первом резком движении в момент сложения надо постоянно.

Подсрыв в негатив при имитации обработки термика.

D_i_m: Усилие большое, ход клеванты очень большой, тенденции к спонтанному подсрыву нет, крыло стремится уйти в крутую спираль и делает это при первой же возможности. Хорошо с плюсом.
Alaska: У меня лично подсрыв начинал проявляться при почти полностью вытянутых руках. При этом крыло начинает яростно морщиться, даже немного загибаться назад и затем хоть и небольшим, но резким скачком снижается нагрузка на клеванте — пропустить такое сложно. Если именно в этот момент приотпустить клеванту, то крыло с небольшим клевком будет продолжать полет. Во всяком случае, я поймал подобное один раз при обкручивании очень слабого потока, после приотпускания клеванты купол даже не изменил радиус спирали. Если же после снижения нагрузки на клеванте все равно продолжать давить купол до начала появления «негативного» вращения и, затем отпустить клеванту при провороте крыла менее чем 90 градусов, то крыло выйдет сразу же, но с более резким и жестким клевком. В этом случае крыло четко и ясно показывает свой требовательный характер.

Фронталка.

D_i_m: Мгновенное раскрытие. Клевок умеренный, мягкий, сдемпфированный. Отлично.

Винговеры

D_i_m: В винговер крыло заходит быстро, очень чувствительно к работе весом, если недостаточно контролировать клевантами — сносит верхние полкрыла мгновенно, после чего аппарат так же мгновенно оказывается летящим горизонтально, в полностью разложенном виде. Прикольно. То есть хорошо.

Глубокая спираль

D_i_m: Ну не такая уж глубокая она получилась, -10 всего. Выход самостоятельный, спокойный, плавный, с разгрузкой в верхней точке. Клевок можно не контролировать. Хорошо.

«Уши»

Theoretic: Усилие сложения умеренное — выше, чем у Кеары. При отпускании строп «уши» раскрываются пусть медленно, но зато сами. Для быстрого их раскрытия достаточно небольшого зажатия клевант или нескольких движений в подвеске. Очень эффективны — снижение примерно -3…-3,5. Хорошо сочетаются с акселератором.

Посадка.

D_i_m: Подушка отличная. Срыв четкий и предсказуемый, хотя и тяжелый физически. Хорошо с плюсом.

Резюме

D_i_m: Крыло получилось интересное. Очень летучее, с неплохой, хотя и специфичной, управляемостью. Исключительно информативное, впрочем клевант это не касается. Достаточно скоростное, причем запас балансировочной скорости позволяет более уверенно работать в термике, и вообще более вольно обращаться с запасаемой куполом энергией, приближая манеру управления крылом к таковой у более серьезных спортивных крыльев. Запас скорости под педалью акселератора позволяет рискованные эксперименты со встречным ветром. Надежности при этом остается вполне достаточно. Единственный серьезный недостаток — резковатое поведение при асимметричном сложении, причем усилие на клеванте о грядущем сложении не предупреждает. Это нужно иметь в виду и, влетываясь в крыло, оставлять себе запас безопасности по погоде и высоте, каким бы безопасным крыло ни показалось вначале. В остальном Ламбада вызвала только восторг. Это крыло, которое летит почти как компетишн, управляется в той же манере, имеет сравнимую скорость, как балансировочную, так и максимальную, и в то же время существенно безопаснее. Удовольствие от управления такой машиной получат, к сожалению, далеко не все. Рекомендуемый мной налет понимающего, адекватного человека не должен быть меньше 200 часов. В год — не менее 70. Еще нужны четкие реакции, крепкие нервы и отточеные навыки работы с крылом. Это крыло не для акробатики, не для болтания над стартом, не для fun-to-fly, не для облизывания скальников. Это крейсер для стокилометровых маршрутов в пустом, холодном черном воздухе, высоко над хребтами, и, в особенности, над равниной, там, где его основной недостаток становится неважным, а на передний план выходят скорость и качество. Ламбада действительно чем-то похожа на Багиру своей информативностью, но по летучести и, особенно, по скорости она ушла далеко вперед. Я бы всерьез рассмотрел для себя возможность его приобретения, если бы летал немного больше.
Theoretic: Ламбада — очень интересный, амбициозный, хотя и не лишённый своеобразия аппарат для опытных пилотов-маршрутников. Маршрутная ориентация крыла сомнений не оставляет — её подтверждают и прекрасная аэродинамика, и высокие скорости полёта, и отличная информативность, граничащая с резкостью. Ламбада достаточно хороша для соревнований, но и требовательность к пилоту у этого аппарата соответственная. Минимальный потребный налёт оцениваю примерно в 120-150 часов на протяжении 2-3 сезонов регулярных полётов. И вряд ли этот аппарат когда-либо надоест своему владельцу. Из минусов можно отметить разве что не очень приятный старт. Впрочем, по сравнению с Кеарой Ламбада заметно спрогрессировала во всём, включая поведение на взлёте
Alaska: Ламбада — это быстрое и информативное крыло для яростных любителей маршрутов. Такие люди летают много и регулярно — начиная от 50 часов в год в сильную погоду в течении хотя бы 2 лет. Эти пилоты понимают, куда они летят и готовы расплачиваться за полет в жеских условиях чутким, внимательным и уважительным отношением к своему крылу во время полета (да и на земле тоже). Эти люди должны иметь четкие, хорошо отработанные рефлексы по работе в нештатных ситуациях в полете. Хотя их мастерство уже давно должно проявляется в умении избегать подобных ситуаций.

Плюсы

  • Очень высокие ЛТХ. Высокое качество, малое снижение, высокая максимальная скорость, сравнимые с таковыми у компетишнов
  • Высочайшая информативность на подвеску
  • Хорошая управляемость
  • Высокая безопасность при большинстве нештатных режимов
  • Отличная стабильность и большой запас по сложению на акселераторе
  • Высокая балансировочная скорость дает больше возможностей в потоке, хотя и диктует стиль пилотирования.
  • Долговечные материалы

Минусы

  • Резкое поведение при асимметричном сложении
  • Большой вес купола несколько затрудняет старт
  • Высокая требовательность к четкости и точности управления
  • Неинформативные, хотя и достаточно тяжелые клеванты
Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka D_I_M
Алексей Тарасов aka Theoretic
Алексей Больнов aka Alaska

Команда paraplan.ru выражает благодарность дилеру APCO AVIATION Дмитрию Куликову за предоставленную технику.
Приложение от D_i_m — выполняя тестовые полеты на Ламбаде, я не удержался от искушения, и вот что получилось:

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.