STAYER

В субботу, наконец, мне удалось облетать Стайер-28. Поскольку полетов было всего 3, причем один — с обрывом на затяжке, впечатлений немного, но теми что есть, с удовольствием поделюсь.

А, так как летаю в основном на «Прокси» и «Блюзах», сравнивать буду с ними. Итак — купол «Стайер -28», подвеска Маевская, названия не знаю, без компенсаторов. Мой вес в ботинках — примерно 90 кг. Полетный вес с подвеской и куполом — 110 кг.

Первое впечатление

Осмотр купола подарил следующие впечатления — купол относительно тяжелый, с тонким на вид профилем, умеренным (для современной DHV-2-шки) удлинением, небольшими воздухозаборниками. В отличие от Прокси, на старте заборники не приоткрываются дополнительно. Прикольно выглядят клеванты, перекатывающиеся, кажется, так это называется,впрочем к их работе претензий не было. Свободные концы, на взгляд Кравченко, длинноваты, и в этом я с ним полностью согласен, хотя в ветерок от 4м\с это уже не чувствуется. Дело в том, что для поднятия Стайера, как справедливо писал Сергей Прокопенко, нужен очень небольшой ход А- рядов. При попытке старта пилота с руками, короче метра, обеспечить такой ход довольно сложно, приходится сильно сгибаться при заднем старте и очень далеко отводить руки назад — при переднем. У «Прокси» и «Блюза» — та же история, но свободные концы там намного короче, потому старт проще. Другие особенности конструкции не произвели большого впечатления, силиконовые трубочки, заменяющие жесткости, меня не напугали, равно как и крепление строп к куполу. Вообще, создалось впечатление, что конструктор купола вдохновлялся куполами Apco. Чем-то Стайер неуловимо напомнил мне Мауглеву «Багиру». Не столько конструкцией, даже, и весом, сколько поведением в воздухе.

Старт

— впечатление просто жуткое. Стартовать удалось только с пятой попытки, задним стартом. На ветерок меньше 3 м\с купол не реагировал, кромочку не поднимал, надуваться не хотел. С тоской вспомнил верхнюю губу своей ПроксИ, которая, оттопырившись, ловит любое дыхание ветерка. Допускаю, что обленился, разбаловался и ваще чайник, согласен, у меня всего-то 85 часов налету, однако все же, все же … Длинные свободные концы не дают быстро пятиться назад — А-ряд вытягивается чуть сильнее, чем нужно, и кромка подворачивается. В общем за старт — тройка. В случае, если, все же, купол глотнул воздуха, вылетает очень быстро, клевантами ловить его надо резко, и на полный ход, Ступеньки при выводе не заметил, хотя, возможно, она и есть. Несимметричность вывода исправить в процессе сложно, в отличие от «Блюза» и «Прокси». Может быть для этого нужна более точная работа А-рядами? Не знаю. В общем неприятно. В штиль «Стайер» мне вообще поднять не удалось.

Затяжка

— итак, купол в воздухе — впечатления резко улучшаются. На затяжке отлично рулится и весом и клевантами, усилия на клевантах не такие большие, как на «Прокси», но достаточно информативные. Длинные стропы добавляют мягкости в поведении. Одним словом — отдых после старта, расслабуха и тэ дэ. Несмотря на легкий перегруз, нет пугающей резкости в реакциях, что так напрягало, поначалу, на «Прокси». Поведение на затяжке — пятерка

Обрыв троса.

-скороподъемность — 5-6 м\с, обрыв слабого звена. Дав куполу пойти вперед компенсирую клевок движением клевант до поясницы. Клевок сильный, из-за большого веса купола он хуже демпфируется, чем на моем «Прокси» из Skytex, но никаких глюков типа подскладываний не было. За поведение при обрыве четверка. Потому что на малой высоте такой клевок, положительно, опасен, а быстро сорвать купол — хода клевант может и не хватить.

Собственно, полет.

-только субъективизм чистой воды — слишком мало времени для полной оценки, слишком мало высоты для складываний и прочего экстрима, слишком слабая погода для оценки способностей к выпариванию. Скорость — о чем столько твердили владельцы «Стайеров». Субъективно — ну не показалось мне, что летает он быстрее «Прокси». Может быть замеры с GPS и вертушками в дальнейшем и изменят мое мнение, или в динамике повисим с кем-нибудь моей комплекции — посмотрим. Тем не менее крыло быстрое, и это видно как пилоту, так и со стороны. Акселя у меня не было, громадный по сравнению с Прокси ход триммеров косвенно говорит о большом диапазоне скоростей, но вопрос «А как оно на этих триммерах из негатива будет выходить?» не давал покоя. Так что триммера я не трогал. Покачал винговеры — впечатления — отличные, мягко рулится клевантами, адекватно, хотя и с небольшой задержкой (это ощущения после «Прокси», то есть реально задержки нет 8-)) входит в спираль. Очень приятно, что при перетормаживаниии клевантой в винговере разворачивается вокруг уха, причем без тенденции к его (уха) сминанию. Вход в спираль мягкий но в то же время энергичный. Мой «Прокси», при энергичном входе в спираль, иногда закручивается относительно подвески. «Стайер» до такого не доходит, но ныряет в спираль тоже очень быстро. При переходе с учебного купола, наверное, покажется, что даже пугающе быстро. Никаких подскладываний на винговерах не было, что несколько странно, учитывая удлинение крыла. Был приятно удивлен. Ход клевант большой, усилия существенно меньше, чем на «Прокси», но вполне информативные и, в отличие от, скажем, «Корвета», не такие «ватные». Как на Апко «Багира», примерно. Впечатления — восторг! Пятерка!
Энергично рулить подвеской на «Прокси» я, порой, просто боюсь, в реальной жизни ее прыть бывает нужна редко, хотя, скажем, опытным путем было выяснено, что на моем куполе и с моим весом штатный разворот с переносом тела в подвеске и сильным рывком за клеванту получается безопаснее и, как ни странно, быстрее чем «боевой разворот» с подсрывом в негатив, описанный Серегой Желонкиным. Маевская подвеска оказалась не очень удобна для резких перекладок тела, высоты было немного, а управляемость Стайера и так была достаточной, так что перекладок всем телом на один свободный конец я не делал.

Парение.

Погода была пузырчатой, и на высоте 70 м я встретил нули. Обычно на такой высоте я уже энергично не борюсь, так как потеря высоты при подсрыве в негатив у моего купола составляет 35-40 м, а оставшихся 30 м ИМХо маловато. потому и из Стайера я не выжимал все возможное, а просто прошелся по пузырям _не_зажимая_триммера_. Очень хорошо. Несмотря на перегруз, крыло _летит_. Парючесть у него — явно повышенная. Купол передает на подвеску довольно много информации, хотя, справедливости ради, «Багира» в этом смысле лучше. А «Прокси» и «Блюз» — хуже. Плохо это или хорошо — не знаю. В слабую погоду — наверное хорошо. В сильную и на длинном маршруте — возможно и не очень. Постоянные удары по подвеске просто надоедают. Парит купол хорошо, не знаю уж как он там «сам центрирует поток», но если не зевать и вовремя затормозить где нужно, пузырь от вас не уйдет. Разворачиваться можно и плоско, и не очень. Еще раз отмечу очень приятное и информативное управление, благодаря большому ходу клевант труднее ошибиться. Увы, маловато я на нем полетал, и погода не способствовала. Тем не менее за парение — пятерка!

Посадка.

Скоростной купол, скоростной, но после «Прокси» посадка несложная. Качество у него хорошее, рассчитать заход в штиль не так то просто. Но в минимальный ветерок — все резко упрощается. Ничего особенного, хотя для уверенности в штиль лучше заранее подмотать на руки клеванты. Оборотец — другой. Не повредит. После учебных куполов и «Блюза» — нужно быть весьма аккуратным. на задницу безболезненно сесть не получится 8-)).

Резюме. Амбула, так сказать.

Я затеял писать эту статью с мыслью о том, что многим пилотам сейчас не на чем летать. Судите сами: окончил человек летную школу, налетал часов 15-20 на чужих куполах, а то и на своем. Пролетел может даже первые маршруты. Но летает-то только по выходным, да и то не каждый раз. И на чем ему летать? На учебном стандарте, DHV1 типа «Хантера» или «Танго» — скучно и неинтересно. На хай перформансе DHV2-3, типа «Прокси» — стремно, и, объективно это небезопасно. Чтобы уверенно летать на таком куполе — надо летать много, не пропуская ни одни выходные, летать в жесткую погоду, оттачивая навыки управления, выезжать на сборы, крутить SIV. Это очень, очень интересная жизнь, но к сожалению интересная не всем, да и не каждый может это себе позволить. Кроме того, Прокси, как и любой другой хай перформанс, требует быстрых и точных реакций, это, на мой взгляд, мужская машина. Вялого, больного, да и просто расслабленного пилота он может очень быстро и жестоко наказать. Я налетал на своем куполе 40 часов, и еще часов 10-15 на других Проксях, и чем больше я на них летаю — тем бережнее и тщательнее я переукладываю свою запаску. Платой за страх являются отличные летные качества, при грамотном и точном пилотировании «Прокси» позволяет, на мой взгляд, больше, чем и «Стайер», и «Багира», и «Корвет» и,конечно, «Блюз». Вопрос в том, готовы ли вы постоянно оттачивать свои моторные реакции и выдержите ли нервное напряжение от полета. И хватит ли сил — усилия на клевантах действительно бывают очень велики. По поводу нервного напряжения — некоторые пилоты считают «Прокси» стандартом, за его нечувствительность к слабой турбулентности. Но, прочитав DHV — тесты его прототипа — Nova Xyon — у меня волосы дыбом встали! В случае массированного сложения надо действовать очень аккуратно, быстро и точно, и вовремя сказать себе — все, хватит! Ввожу запаску! Такое мнение у меня сложилось после прочтения описания нескольких летных происшествий (кто не знает — летное происшествие — это то, что с фатальным исходом, все остальное — предпосылки к летным происшествиям) с Nova Xyon, описания Желонкинского SIV и некоторых собственных экспериментов. Я настоятельно рекомендую всем владельцам «Прокси», особенно малоопытным, быть с этим куполом на Вы. То же самое, наверное, можно сказать и про «Дарт», я на нем, правда, не летал, планирую в ближайшем будущем. Уф! Что-то я отвлекся. Так вот, на вопрос на чем летать, буржуи уже ответили. Летают на интермедиях — DHV1-2, самым ярким представителем которых из наших является Асовский «Блюз».
Отличная со всех сторон машина, особенно для нашей слабой погоды, однако имеет три небольших недостатка — малая балансировочная скорость, а на акселераторе невысокое качество, большое количество строп — это не косонервюрник — стропы путаются и требуют постоянного контроля. Третий недостаток серьезнее. Поскольку Блюз обладает очень высокой устойчивостью к заднему свалу и негативке, случайно сорвать его по-моему невозможно, создается впечатление что это галимый стандарт, и с ним можно делать что угодно. И делают. Крутят пилотаж, складываются почем зря. А вот тут засада. Авторотация на Блюзе развивается быстро, и клеванта, которой надо компенсировать, при малейшем «прощелкивании-одним-местом» момента просто каменеет. Выходит он из ротации, правда, сам, но вот высоты может и не хватить. Неплохой вариант — Корвет. Но у него свои глюки, о которых Желонкин уже рассказал. Да и достаточно давно все же купол разработан, современные более безопасны, а летают не хуже. Зачем нужен перформанс, который летает как современный стандарт, а стоит как буржуйский компетишн 8-).
Более амбициозные пилоты садятся на DHV2, такие как Apco «Bagheera», а теперь и «Simba», Ozone «Octane». Но новые буржуйские купола дорогИ и малодоступны, как в покупке, так и в эксплуатации — ремонте. Покупка б-у машины проблемы не решает, так как более-менее современные купола стоят дорого, а за сравнимые с ценой отечественного, бабки, можно взять только что-нибудь трех-четырехлетнее, и не факт еще, что оно живое. Почему DHV2, а не 1-2? В основном потому, что у DHV1-2 не хватает скорости. По описаниям все DHV1-2 имеют примерно одну балансировочную скорость, уж не знаю с чем это связано.
Вернемся к нашим баранам. Ранние модификации «Стайеров» славились своими глюками и в качестве кандидата на покупку, по этой причине, поначалу не рассматривались. Нынешний агрегат по всем прочувствованным параметрам меня устраивает, и, я бы сказал, что это — замечательная летучая и быстрая машина, если бы он корректно вел себя в сложных ситуациях. Меня интересует склонность к галстукам, скорость развития авторотации, поведение в негативе, выходит ли купол самостоятельно из глубокой спирали, что происходит при массированной асимметрии. Интересно было бы почитать DHV-тесты «Стайера», а еще лучше — попробовать самому, так как дьявол, как известно, кроется в нюансах. Так вот, при условии того, что «Стайер» пройдет DHV2 (да, да, знаю, не клюйте, не пройдет, это дорого и все такое, я имею в виду доморощенные испытания по программе DHV) — это очень достойный кандидат на покупку для амбициозного пилота со средним опытом. Длинный ход клевант облегчит переход с учебных куполов. Еще бы ему свободные концы переделать — и получится очень интересно. Надо бы попробовать его еще с большей площадью и с современной фирменной подвеской, надеюсь что мне это удастся в ближайшем будущем. Вот, собственно, пока и все. Высокого неба!
Дмитрий ака D_i_m

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.